В этот день 44 года назад США начали строить космическую транспортную систему

Американская государственная программа STS (Space Transportation System, «Космическая транспортная система») более известна во всем мире как Space Shuttle («Космический челнок»).

Данная программа была реализована специалистами NASA, ее основной целью было создание и использованием многоразового пилотируемого транспортного космического корабля, предназначенного для доставки на низкие околоземные орбиты и обратно людей и различных грузов. Отсюда собственно и название – «Космический челнок».

Над программой начали работать в 1969 году по линии финансирования двух государственных ведомств США: NASA и Минобороны. Разработка и опытно-конструкторские работы осуществлялись в рамках совместной программы NASA и ВВС.

При этом специалисты применили ряд технических решений, которые ранее были опробованы на лунных модулях программы «Аполлон» 1960-х годов: эксперименты с твердотопливными ускорителями, системами их отделения и получения топлива из внешнего бака. Основу создаваемой космической транспортной системы должен был составить пилотируемый космический корабль многоразового применения.

Также в систему входили наземные обеспечивающие комплексы (монтажно испытательный и стартово посадочный комплекс космического центра имени Кеннеди, расположенный на авиационной базе Ванденберг, штат Флорида), центр управления полетом в Хьюстоне (Техас), а также системы ретрансляции данных и связи через спутники и иные средства.

В работах по данной программе приняли участие все ведущие американские аэрокосмические компании. Программа была по-настоящему масштабной и национальной, различные изделия и оборудование для «Спейс Шаттл» поставляли более 1000 компаний из 47 штатов. Контракт на строительство первого орбитального корабля в 1972 году выиграла компания Rockwell International.

Строительство первых двух шаттлов началось уже в июне 1974 года. В этот день 44 года назад США начали строить космическую транспортную системуПервый полёт космического челнока «Колумбия». Внешний топливный бак (в центре) покрашен в белый цвет только в двух первых полётах. В дальнейшем бак не красили для снижения веса системы.Описание системыКонструктивно многоразовая транспортная космическая система Space Shuttle включала в себя два спасаемых твердотопливных ускорителя, которые выполняли роль первой ступени и орбитального многоразового корабля (орбитер, orbiter) с тремя кислородно водородными двигателями, а также большим подвесным топливным отсеком, который образовывал вторую ступень. После завершения программы космического полета орбитер самостоятельно возвращался на Землю, где выполнял посадку по-самолетному на специальных ВПП. Два твердотопливных ракетных ускорителя работают в течение примерно двух минут после запуска, разгоняя космический корабль и направляя его. После чего на высоте примерно 45 километров они отделяются и при помощи парашютной системы приводняются в океан. После ремонта и перезаправки они используются вновь.Сгорающий в земной атмосфере внешний топливный бак, заполненный жидким водородом и кислородом (топливо для главных двигателей), является единственным одноразовым элементом космической системы. Сам бак также является каркасом для скрепления твердотопливных ускорителей с космическим кораблем. Он отбрасывается в полете примерно через 8,5 минут после взлета на высоте около 113 километров, большая часть бака сгорает в земной атмосфере, а сохранившиеся части падают в океан. Наиболее известной и узнаваемой частью системы является сам многоразовый космический корабль – челнок, собственно сам «спейс шаттл», который и выводится на околоземную орбиту. Данный челнок служит полигоном и платформой для проведения научных исследований в космосе, а также домом для экипажа, в состав которого может входить от двух до семи человек. Сам шаттл выполнен по самолетной схеме с треугольным в плане крылом. Для посадки он использует шасси самолетного типа. Если твердотопливные ракетные ускорители рассчитаны на использование до 20 раз, то сам челнок – до 100 полетов в космос. В этот день 44 года назад США начали строить космическую транспортную системуРазмеры орбитального корабля по сравнению с «Союзом»Американская система Space Shuttle могла выводить на орбиту высотой 185 километров и наклонением 28° до 24,4 тонн грузов при запуске на восток с мыса Канаверал (Флорида) и 11,3 тонны при запуске с территории Центра космических полетов имени Кеннеди на орбиту высотой 500 километров и наклонением 55°. При запуске с базы ВВС «Ванденберг» (Калифорния, западное побережье) на приполярную орбиту высотой 185 километров можно было вывести до 12 тонн грузов.

Что удалось реализовать, а что из задуманного осталось лишь на бумаге

В рамках симпозиума, который был посвящен реализации программы «Спейс Шаттл», он состоялся в октябре 1969 года, «отец» шаттла Джордж Мюллер отмечал: «Наша цель – уменьшить стоимость доставки килограмма полезного груза на орбиту с 2000 долларов для Сатурна-V до уровня 40-100 долларов за килограмм. Так мы сможем открыть новую эру освоения космоса.

Задачей на будущие недели и месяцы для этого симпозиума, а также для NASA и для ВВС является обеспечение уверенности в том, что мы сможем этого добиться». В целом для различных вариантов на базе космического челнока «Спейс Шаттл» прогнозировалось достижение стоимости выведения полезной нагрузки в пределах от 90 до 330 долларов за килограмм.

Более того, считалось, что шаттлы второго поколения позволят снизить сумму до 33-66 долларов за килограмм. На деле же эти цифры оказались недостижимы даже близко. Более того, по расчетам Мюллера, стоимость запуска шаттла должна была составлять 1-2,5 миллиона долларов. На деле же, по информации НАСА, средняя стоимость запуска шаттла составляла около 450 миллионов долларов.

И это существенное различие можно назвать главным несоответствием между заявленными целями и реальностью. В этот день 44 года назад США начали строить космическую транспортную системуШаттл «Индевор» с открытым грузовым отсекомПосле завершения в 2011 году программы Space Transportation System можно уже с уверенностью говорить о том, каких целей при ее реализации удалось достичь, а каких – нет. Достигнуты цели по программе «Спейс Шаттл»: 1. Реализация доставки на орбиту грузов разного типа (разгонные блоки, спутники, сегменты космических станций, в том числе МКС).2. Возможность проведения ремонта спутников, расположенных на низкой околоземной орбите.3. Возможность возврата спутников назад на Землю.4. Возможность совершать полеты с отправкой в космос до 8 человек (во время спасательной операции экипаж можно было довести до 11 человек). 5. Успешная реализация многоразовости полета и многоразового использования самого челнока и твердотопливных разгонных ускорителей. 6. Реализация на практике принципиально новой компоновки космического корабля. 7. Возможность осуществления кораблем горизонтальных маневров.8. Большой объем грузового отсека, возможность возврата на Землю грузов массой до 14,4 тонн.9. Стоимость и время разработки удалось уложить в сроки, которые были обещаны президенту США Никсону в 1971 году. Не достигнутые цели и провалы:1. Качественное облегчение доступа в космос. Вместо уменьшения стоимости доставки килограмма грузов на орбиту на два порядка, «Спейс Шаттл» на деле оказался одним из наиболее дорогих способов доставки спутников на земную орбиту. 2. Быстрая подготовка шаттлов между космическими полетами. Вместо ожидаемого срока, который оценивался в две недели между стартами, шаттлы на деле могли готовиться к запуску в космос месяцами. До катастрофы космического челнока «Челленджер» рекорд между полетами составлял 54 дня, после катастрофы – 88 дней. За все время их эксплуатации они запускались в среднем 4,5 раза в год, тогда как минимально допустимая экономически обоснованная цифра запусков составляла 28 стартов в год. 3. Простота обслуживания. Выбранные при создании шаттлов технические решения были достаточно трудоемкими в обслуживании. Главные двигатели требовали процедуры демонтажа и длительных затрат времени на сервис. Турбонасосные агрегаты двигателей первой модели требовали полной их переборки и ремонта после совершения каждого полета в космос. Плитки теплозащиты являлись уникальными – в каждое гнездо монтировалась своя плитка. Всего же их было 35 тысяч, к тому же, плитки могли быть повреждены или потеряны во время полета. 4. Замена всех одноразовых носителей. Шаттлы ни разу не стартовали на полярные орбиты, что было необходимо в основном для развертывания разведывательных спутников. В данном направлении велись подготовительные работы, однако они были свернуты после катастрофы «Челленджера».

5. Надежный доступ в космос. Четыре космических челнока означали, что потеря любого из них – это потеря 25% всего флота (летающих орбитеров всегда было не больше 4-х, шаттл «Индевор» был построен взамен погибшего «Челенджера). После катастрофы полеты прекращались на длительный срок, к примеру, после катастрофы «Челенджера» – на 32 месяца.

6. Грузоподъемность шаттлов оказалась на 5 тонн ниже требуемой спецификациями военных (24,4 тонны вместо 30 тонн).7. Большие возможности горизонтального маневра никогда не применялись на практике по той причине, что шаттлы не совершали полетов на полярные орбиты.8. Возврат спутников с земной орбиты прекратился уже в 1996 году, при этом за все время из космоса было возвращено всего 5 спутников.9. Ремонт спутников оказался слабо востребован. Всего отремонтировано 5 спутников, правда, шаттлы также 5 раз проводили обслуживание знаменитого телескопа «Хаббл». 10. Реализованные инженерные решения негативно влияли на надежность всей системы. В момент взлета и посадки имелись участки, которые не оставляли экипажу шансов на спасение в аварийной ситуации. 11. Тот факт, что шаттл мог совершать только пилотируемые полеты, подвергал астронавтов риску без необходимости, к примеру, для рутинных запусков спутников на орбиту хватило бы автоматики.12. Закрытие программы «Спейс Шаттл» в 2011 году накладывалось на отмену программы «Созвездие». Это стало причиной потери США самостоятельного доступа в космос на многие годы. Как результат имиджевые потери и необходимость приобретения мест для своих астронавтов на космических кораблях другой страны (российские пилотируемые космические корабли «Союз»). В этот день 44 года назад США начали строить космическую транспортную системуШаттл «Дискавери» выполняет маневр перед стыковкой с МКСНемного статистики

Шаттлы были рассчитаны на пребывание на орбите Земли на протяжении двух недель. Обычно их полеты продолжались от 5 до 16 суток.

Рекорд самого короткого полета в истории программы принадлежит шаттлу «Колумбия» (погиб вместе с экипажем 1 февраля 2003 года, 28-й полет в космос), который в ноябре 1981 года провел в космосе всего 2 дня 6 часов и 13 минут.

Читайте также:  Беспроводная клавиатура и мышь logitech (комплект): обзор, отзывы, видео

Этот же шаттл совершил и самый продолжительный полет в ноябре 1996 года – 17 суток 15 часов 53 минуты.

В общей сложности за время действия данной программы с 1981 по 2011 год космическими челноками было осуществлено 135 стартов, из них «Дискавери» – 39, «Атлантис» – 33, «Колумбия» – 28, «Индевор» – 25, «Челенджер» – 10 (погиб вместе с экипажем 28 января 1986 года). Всего в рамках программы было построено пять перечисленных выше шаттлов, которые совершали полеты в космос.

Еще один шаттл «Энтерпрайз» был построен первым, но изначально предназначался только для отработки наземных и атмосферных испытаний, а также проведения подготовительных работ на стартовых площадках, в космос никогда не летал. Стоит отметить, что в НАСА планировали использовать шаттлы гораздо активнее, чем это вышло на самом деле.

Еще в 1985 году специалисты американского космического агентства рассчитывали, что к 1990 году они будут совершать по 24 старта каждый год, а корабли налетают до 100 полетов в космос, на практике же все 5 челноков совершили за 30 лет всего 135 полетов, два из которых закончились катастрофой.

Рекорд по количеству полетов в космос принадлежит шаттлу «Дискавери» – 39 полетов в космос (первый 30 августа 1984 года). В этот день 44 года назад США начали строить космическую транспортную системуПосадка шаттла «Атлантис»Американским шаттлам принадлежит и самый печальный антирекорд среди всех космических систем – по количеству погибших людей. Две катастрофы с их участием стали причиной гибели 14 американских астронавтов. 28 января 1986 года при взлете в результате взрыва внешнего топливного бака разрушился шаттл «Челленджер», это произошло на 73-й секунде полета и привело к гибели всех 7 членов экипажа, включая первого астронавта-непрофессионала — бывшую учительницу Кристу Маколифф, которая выиграла общенациональный американский конкурс на право полететь в космос. Вторая катастрофа произошла 1 февраля 2003 года во время возвращения корабля «Колумбия» из своего 28-го полета в космос. Причиной катастрофы стало разрушение наружного теплозащитного слоя на левой плоскости крыла челнока, что было вызвано падением на него куска теплоизоляции кислородного бака в момент старта. При возвращении шаттл развалился в воздухе, погибли 7 астронавтов. Программа «Космическая транспортная система» была официально завершена в 2011 году. Все действующие шаттлы были списаны и отправлены в музеи. Последний полет состоялся 8 июля 2011 года и был осуществлен шаттлом «Атлантис» с сокращенным до 4 человек экипажем. Полет завершился рано утром 21 июля 2011 года. За 30 лет эксплуатации эти космические корабли выполнили 135 полетов, в общей сложности они совершили вместе 21 152 витка вокруг Земли, доставив в космос 1,6 тысяч тонн различных полезных грузов. В состав экипажей за это время вошло 355 человек (306 мужчин и 49 женщин) из 16 различных стран. Астронавт Фрэнклин Стори Масгрейв был единственным, кто совершил полеты на всех пяти построенных челноках. Источники информации: https://geektimes.ru/post/211891https://ria.ru/spravka/20160721/1472409900.htmlhttp://www.buran.ru/htm/shuttle.htm

По материалам из открытых источников

Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Военное обозрениев Яндекс Новостях

Военное обозрениев Яндекс Дзен

85 комментариев

Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.

Космическая транспортная система История Старт проекта и Строительство

Эта статья о программе, проводимой НАСА. См. Также: Программа «Буран» — информация о советских шаттлах.

Космическая транспортная система (STS)Transport System Space — программа пилотируемого космического полета, финансируемая НАСА, которая должна быть завершена космическим челноком ( англ.

Space Shuttles ), начавшим полет из Колумбии 12 апреля 1981 года и достигнутым 21 июля 2011 посадка шаттла » Атлантис» в миссии STS -135 .

Домашний шаттл »
Колумбия» в 1981 году во время первого полета американского
космического корабля «Шаттл» . Только на первых двух пусках танк был покрыт белым покрытием FRL. Начиная с
STS-3 , на танк не наносили покрытия для уменьшения веса.

Американская система STS состояла из трех элементов:

Забракованный топливный бак челнока

Истоки программы космических шаттлов США восходят к концу 1960-х — началу 1970-х годов. С окончанием разработки программы Apollo НАСА занялось поиском новой цели.

Одной из основных идей, которой руководствовалось агентство, было желание создать многоразовый аппарат, который мог бы доставлять грузы и пилотируемые миссии на орбиту вокруг Земли и стал бы основой для разработки дальнейших миссий на Луну , поскольку а также создание орбитальной станции и полет на Марс .

В то же время ВВС США были заняты разработкой аналогичного проекта под названием X-20 Dyna-Soar . Однако сокращение бюджета НАСА привело к его сокращениям. В рамках поисков экономии от планов полета на Марс отказались, оставив строительство космического корабля и орбитальной станции.

Однако быстро стало понятно, что достижение обеих целей невозможно из-за финансовых ограничений. Средства были выделены на строительство парома. Вскоре НАСА, которое хотело сохранить как можно больше исследовательских программ, обратилось к ВВС с предложением о сотрудничестве.

ВВС США согласились участвовать в программе, но предъявили высокие требования к конструкции из-за готовности использовать ее для вывода тяжелых спутников-шпионов (весом около 18 тонн) на полярные орбиты, которые требуют большей полезной нагрузки ракеты, чем стандартные орбиты.

Кроме того, орбитальный аппарат должен обладать способностью маневрировать, что позволит приземляться во многих местах по всей стране. Для достижения этих предположений потребовалась большая несущая поверхность, что привело к необходимости строительства больших и тяжелых крыльев.

Однако они не могли быть слишком длинными, поскольку их пролет ограничивался строго определенным максимально допустимым поперечным размером. Достаточно большой площади удалось добиться только благодаря расположению треугольных крыльев, которые намного массивнее. Соответственно, каждое увеличение массы орбитального аппарата требовало соответствующего увеличения грузоподъемности нижней ступени ракеты-носителя. Таким образом, планируемая двухступенчатая система выросла до размеров больше, чем ракета Сатурн V, с гораздо более сложной структурой. Стоимость резко возросла.

Противники шаттла выбрали более дешевое, готовое решение. Они предложили использовать ракеты Saturn V вместе с модулями Gemini для строительства и обслуживания орбитальной станции. Другая сторона ответила, что при предполагаемом достаточно большом количестве полетов многоразовых транспортных средств затраты будут намного ниже, чем при использовании одноразовых ракет.

Предполагаемое количество запусков (в среднем один или два в неделю) не могло быть использовано контрактами USAF и NASA. Вот почему было предложено, чтобы все будущие космические полеты США выполнялись с использованием шаттлов.

Это требовало, чтобы стоимость доставки килограмма полезной нагрузки на орбиту была ниже для космических шаттлов, чем при использовании любой другой системы.

За это время НАСА постаралось обеспечить стабильное финансирование проекта минимум на пять лет. Однако реалии того времени были совершенно иными, чем того требовали планы агентства. Рост инфляции и война во Вьетнаме привели к значительному сокращению бюджета.

Размещение всего на одной карте сделало невозможным удаление проекта, так как в этом случае это означало бы полное отсутствие пилотируемых полетов до начала 1980 года. Были предприняты усилия по распределению финансирования исследований и строительства на более длительный период.

Однако это было непрактично, поскольку вы не можете построить половину ракеты сейчас, половину позже и испытать каждый фрагмент отдельно. Как следствие, паром много раз подвергался перепроектированию.

От возможности повторного использования всех элементов отказались, поскольку такая система, которая была практически невозможна, в то же время была очень дорогой и не имела шансов быть прибыльной. Было решено сконструировать внешний топливный бак (ЕТ, называемый « Внешний бак» ), который был дешевле в постройке и позволял принимать большую нагрузку. Однако этот метод требовал каждый раз выбрасывать танк.

Последним пунктом разногласий стала конструкция вспомогательных двигателей. Было рассмотрено использование нижней части ракеты Сатурн V, строительство одного большого твердотопливного двигателя и строительство двух меньших.

Наконец он выиграл модель, основанную на двух твердотопливных ракетах (SRB, называемых Solid Rocket Booster ), расположенных по обе стороны от внешнего топливного бака (ET).

Такие ракеты намного дешевле по конструкции, проще и, следовательно, более надежны, чем их аналоги на жидком топливе.

Строительство

О проекте было объявлено 5 января 1972 года во время президентства Ричарда Никсона . Первый законченный орбитальный аппарат, использованный для испытаний, был представлен 17 сентября 1976 года.

Изначально планировалось, что оно будет называться « Конституция» , но из-за вмешательства фанатов « Звездного пути », которые завалили агентство письмами, в конечном итоге оно было изменено на « Энтерпрайз» .

Этот орбитальный аппарат никогда не выходил в космос и сейчас выставлен в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне .

Первым полностью функциональным космическим шаттлом стал « Колумбия» . Его доставили в Центр космических полетов. Кеннеди 25 марта 1979 г. Первый полет в составе STS-1 совершил 12 апреля 1981 года. Вторым построенным кораблем был Challenger , поставленный в июле 1982 года. Следующий Discovery был доставлен в ноябре 1983 года.

Еще одна Atlantis , доставленная в апреле 1985 года. После крушения Challenger 28 января 1986 года паром Endeavour был построен из оставшихся частей, которые должны были служить запасными частями для существующего флота, и доставлен в летный центр в мае 1991 года.

Катастрофа в Колумбии 1 февраля 2003 года остановила оставшиеся блоки и поставила их будущее под сомнение.

Во время перерыва в полётах была проведена программа Return To Flight Program , в ходе которой был проведен анализ причин крушения Columbia и представлены методы обнаружения повреждений корпуса и способы его ремонта при нахождении на орбите. Первым после этого перерыва был полет « Дискавери» (миссия STS-114 ) 26 июля 2005 года.

После запуска трех главных двигателей шаттла проверяется их правильность работы, и когда они достигают 90% своей максимальной мощности, запускаются два вспомогательных твердотопливных двигателя (SRB). После запуска твердотопливные ракеты больше не могут быть выведены из строя.

Читайте также:  3 игры по «игре престолов»

Аварийные ситуации

На случай различных отказов во время запуска космического корабля были подготовлены аварийные схемы для безопасного возвращения шаттла и его экипажа на Землю. Из пяти возможных только один вариант использовался во время восьмой миссии шаттла Challenger ( STS-51-F ). Прерывания взлета:

  • Возврат к месту посадки (англ. Return To Launch Site (RTLS)) — никогда не пробовал, включает в себя возвращение шаттла во время работы главных двигателей шаттла, затем отказ от внешнего топливного бака и посадку на посадочный планер KSC .
  • Посадка в другом месте, кроме KSC ( прерванная посадка на восточном побережье (ECAL)) — не применяется.
  • Посадка на другом континенте ( Transoceanic Abort Landing (TAL)) — не применяется.
  • Посадка после Abort Once Around (AOA) — не применяется.
  • Abort to Orbit (ATO) — схема, использованная во время полета STS-51-F ; тем не менее, миссия была признана успешной.

Если использовалась схема ECAL, то выделялись следующие места аварийной посадки:

  • в США — Уилмингтон, Северная Каролина , MCAS Cherry Point, Северная Каролина, NAS Oceana, Wallops Flight Facility , Вирджиния , авиабаза Дувр, Атлантик-Сити , Нью-Джерси , Габрески, Нью-Йорк , Otis ANGB, Pease International
  • в Канаде — Галифакс , Стивенвилл , Св. John's , Gander и на авиабазе Goose Bay .

План применения схемы TAL предполагал принятие решения в течение T + 2:30 мин (2 минуты 30 секунд после взлета парома) с необходимостью выключения двигателей в течение T + 8:30 мин.

Перед отправлением парома были выбраны и подготовлены две площадки для аварийной посадки.

В список возможных мест высадки вошли: авиабаза Истр во Франции ; Банжул Международный аэропорт в Гамбии и Сарагосе Air Base и Морон Air Base , как в Испании .

Посадочные площадки, которые могли быть использованы в других схемах на случай непредвиденных обстоятельств:

В случае, если какое-либо из обозначенных мест посадки не может быть достигнуто, орбитальный аппарат теоретически может приземлиться на воде или в другом месте, хотя такая ситуация даст экипажу очень мало шансов на выживание.

На сегодняшний день ни одна из схем не может быть использована в обоих бедствиях. При крушении » Челленджера » отрыв одной из твердотопливных ракет разрушил сборку шаттла. В случае с Колумбией , которая распалась в верхних слоях атмосферы, экипаж не смог безопасно покинуть кабину из-за высокой скорости транспортного средства.

Одним из основных стимулов строительства шаттла было желание создать систему, которая будет доставлять тяжелые грузы на орбиту вокруг Земли, что было бы более выгодно, чем обычные ракеты, из-за возможности использования одних и тех же элементов несколько раз.

Парадоксально, но достижение этой цели привело к огромному увеличению затрат, связанных, в частности, с с обеспечением безопасного возврата автомобилей и поддержанием всей инфраструктуры. Требования, предъявляемые к космическому шаттлу, оказались крайне сложными.

Вместимость

Максимальная масса груза, который мог быть доставлен шаттлом на низкую околоземную орбиту, составляла 28 800 кг. Для сравнения: ракета Saturn V, использованная в программе Apollo в трехступенчатом варианте, имела грузоподъемность 118000 кг.

Самая тяжелая версия российской ракеты » Энергия » теоретически могла доставить на свою орбиту полезную нагрузку массой 175 000 кг. Самая тяжелая из имеющихся в настоящее время ракет Falcon Heavy имеет грузоподъемность 63 800 кг.

Важным преимуществом шаттлов была возможность доставлять на Землю большие грузы (например, для ремонта). Современные транспортные средства позволяют ввозить только небольшие грузы.

Расходы

Общая стоимость программы шаттлов к 2005 году составила 145 миллиардов долларов. В бюджете на 2005 год расходы на полеты космических челноков составили 5 миллиардов долларов, что составило 30% от общей суммы, находящейся в распоряжении НАСА.

Один рейс на пароме стоит примерно 1,3 миллиарда долларов (в среднем по программе; 750 миллионов долларов, если учитывать только последние 5 лет). Для сравнения: стоимость проекта MER вместе со строительством, запуском и 90-дневной основной миссией обоих марсоходов составила 820 миллионов долларов.

Запуск тяжелой ракеты Tytan IV в конфигурации, способной доставить 21 680 кг, стоит до 350 миллионов долларов. Однако подсчет затрат на разработку ракеты на стоимость одного полета обычно не используется. Затраты на разработку обычно покрываются за счет государственных средств, а с коммерческими услугами космические агентства не требуют, чтобы клиенты покрывали часть затрат на разработку.

Только несколько частных компаний (например, SpaceX ) в настоящее время применяют действительно коммерческие правила . Учитывая только стоимость потерянного одноразового бака (около 60 миллионов долларов) и ракетного топлива (около 2 миллионов долларов), космический челнок был бы одним из самых дешевых средств полета на орбиту, сравнимым с ракетой Falcon 9 .

К сожалению, огромные нагрузки были связаны с поддержанием инфраструктуры и стандартов, типичных для пилотируемых полетов.

Надежность

Из 135 выполненных рейсов два закончились катастрофой, что составляет 1,48% от всех рейсов. Остальные 133 полета (98,52%) прошли успешно.

28 января 1986 года произошла авария парома Challenger во время миссии STS-51-L и 1 февраля 2003 года катастрофа в Колумбии во время миссии STS-107 . В обоих случаях погибли семь космонавтов .

Памятный логотип программы СТС

Миссии шаттлов: подъем спутников на низкую околоземную орбиту (Low Earth Orbit — LEO), доставка на Землю изношенных компонентов оборудования, орбитальный ремонт спутников, научные эксперименты и биомедицинские исследования, наблюдение Земли, астрономические наблюдения, военные миссии, транспортировка модулей, используемых для строительства космическая станция МКС, обмен экипажами и снабжение космических станций («Мир», МКС).

Миссии на НОО

  • Одним из самых ярких достижений программы космических шаттлов стали четыре миссии по ремонту космического телескопа Хаббл .
  • Строительство Международной космической станции (МКС): для строительства и снабжения станции потребовалось 37 полетов шаттлов [1] .
  • Миссии на станцию ​​Мир .
  • Эксперименты и научные эксперименты на борту шаттла.

Перемещение заряда на более высокие орбиты и по межпланетным траекториям

Выведение грузов на орбиту выше НОО осуществлялось с помощью дополнительной ракетной установки, соединенной в блок с грузом, находившимся в трюме корабля. Первоначально планировалось использовать жидкостную ракетную установку » Кентавр» , которая была специально разработана и построена для использования в космических кораблях.

Однако после крушения «Челленджера» от этой идеи отказались, и «Кентавр» никогда не использовался в миссии шаттлов (теперь это дополнительная часть ракет « Титан» и « Атлас» ).

В связи с вышеизложенным, все грузы, доставленные на более высокие орбиты или направленные на межпланетные траектории, использовали так называемые Модуль поддержки полезной нагрузки (PAM-D) или от инерционного верхнего каскада (IUS).

Заряды на более высокие орбиты вокруг Земли

  • Космический телескоп Чандра
  • Спутники спутниковой системы слежения и ретрансляции данных, которые дополняют сеть наземных антенн для связи с пилотируемыми миссиями
  • Спутники Министерства обороны США

Заряды на межпланетных траекториях

  • Зонд Галилео
  • Магеллановый зонд
  • Зонд Улисс

Полет корабля Atlantis STS-135 к МКС стал последним полетом всей программы полетов шаттла.

В доставке научного оборудования на МКС принимали участие следующие аппараты: российский » Прогресс» , европейский вездеход , японский HTV , а также аппараты американской программы коммерческой доставки COTS — Dragon и Cygnus . Элементы исследования и экипаж станции заменены на российский Союз (который может перевозить до трех человек).

Предполагаемой альтернативой для «Союза» стал CEV Orion, разработанный НАСА . После того, как администрация президента Обамы пересмотрела политику освоения космоса, этот проект в его первоначальном виде был исключен (под названием Multi-Purpose Vehicle Crew разработан, но как судно, способное выходить на внешнюю орбиту) [2] [3] .

Для полетов на МКС будут использоваться аппараты, выбранные в рамках программы Commercial Crew — Crew Dragon от SpaceX и Starliner производства Boeing , их беспилотные испытательные полеты на станцию ​​состоялись в 2019 году, а первый пилотируемый полет Dragon — в 2020 году [4] .

  • список миссий шаттла
  • Программа Буран
  1. ↑ Центр управления полетами: Отчет о состоянии ЦУП STS-135 №23 ( . ) . НАСА, 19 июля 2011 г. [доступ 23.08.2011].
  2. ↑ Жаки Годдард: НАСА превратилось в «несбыточные мечты», поскольку Обама отменяет полеты на Луну ( англ. ) . The Times, 2 февраля 2010 г. [доступ 2011-11-28].
  3. ↑ Orion Crew Vehicle ( англ. ) . НАСА. [доступ 2011-11-28].

Вертолет Зеленского отследила российская система «Контейнер» — МК

Президент Зеленский на днях покинул киевский бункер и побывал на некоторых участках фронта. Например, в Харькове, Луганской области, Запорожье.

Летал на президентском вертолете в сопровождении боевых машин.

Есть ли у ПВО России возможность отслеживать подобные полеты? Как рассказал «МК» специалист в области техники ПВО, полеты руководителей Украины полностью отслеживаются нашими радарами.

Перелеты высших должностных лиц, да еще в условиях боевых действий — это всегда небольшая воздушная операция. Летит обычно не один, борт, а, как минимум, три: основной вертолет, резервный, а также машины боевого прикрытия или огневой поддержки – обычно это Ми-24.

Часто группу сопровождает вертолет-ретранслятор, который обеспечивает непрерывную связь главного с центрами управления. «Связной» идет повыше основных метров на 50-80.

О полете Зеленского наверняка были предупреждены силы украинской ПВО, чтобы они не сбили своего. Такое за украинскими зенитчиками водится. Недавно, например, сбили свой же Су-27.

Читайте также:  Сайт дня: WalkInSpace - ко Дню Космонавтики

Правда, нередко для того, чтобы обеспечить скрытность VIP-полета, в эфир вбрасывается дезинформация о неверных маршрутах.

Удалось ли отследить «тайные» полеты Зеленского нашей ПВО? Собеседник «МК», специалист в области зенитных комплексов, считает, что наши военные обладали всей информацией о перемещении Зеленского.

— Уверяю вас, такие перелеты мы можем контролировать, — сказал собеседник «МК», — на какой бы малой высоте они ни проходили. Российская противовоздушная обороны обладает нужными средствами. Разведка работает, и наши расчеты четко себе представляли, кто летит, куда и зачем.

Специалист напомнил, что российская воздушно-космическая обороны располагает радиолокационными станциями «Контейнер», которые «видят» воздушное пространство до трех тысяч километров.

— Они установлены на всех направлениях, — сказал он. — Это станции дальней радиотехнической разведки. Помимо отслеживания воздушных целей они решают задачи в интересах ракетно-космической обороны.

Именно такая станция с нашей территории отследила, например, атаку крылатых ракет США по объектам в Сирии в 2019 году. Все цели тогда были своевременно обнаружены, и прошло предупреждение кому надо.

Так что контроль воздушного пространства на дальних и ближних расстояниях осуществляется постоянно. Дежурные силы и средства контролируют воздушное пространство над Украиной. Вся информация, в том числе о полетах Зеленского, стекается на центральный командный пункт. А там уже принимаются решения в отношении целей, — заключил эксперт.

Сша боятся российской угрозы с южного направления

«Латинская Америка является для США таким же мягким подбрюшьем, как для нас Кавказ. Нам необходимо будет создавать для США проблемы на этом «дворе».

Такими словами российские политологи реагируют на сообщения о том, что Никарагуа открыла российским войскам доступ на свою территорию.

И хотя МИД РФ заявляет, что «сенсации в этом нет», в США уже начали нервно реагировать на происходящее.

«Никакой сенсации в этом нет». Так представитель российского МИД Мария Захарова отреагировала на информацию о том, что правительство Никарагуа законодательно допустило российские войска на свою территорию.

В рамках этого приглашения российские войска смогут принимать участие в общевойсковых учениях или же учениях по борьбе с преступностью, а также в поиске и спасении людей в чрезвычайных ситуациях и/или при природных катастрофах.

«Хотела бы сразу успокоить «горячие головы»: речь идет о рутинной – дважды в год – процедуре принятия в Никарагуа закона о временном допуске на ее территорию иностранных военных в целях развития сотрудничества по различным линиям, включая гуманитарное и чрезвычайное реагирование, противодействие оргпреступности и наркотрафику», – заявила Захарова.

Внешне все так и есть. «В Никарагуа есть наши советники, технические специалисты. Эта страна еще с давних времен получает наши вооружения, бронетанковую технику, вертолеты.

Кто-то должен эту технику обслуживать, тренировать и обучать персонал.

Количество специалистов на никарагуанской территории постепенно расширяется», – поясняет завкафедроймеждународных отношений и внешней политики России МГИМО МИД РФ Борис Мартынов.

Но с другой стороны, о «рутинной процедуре принятия» и о «рутинном процессе сотрудничества» можно было бы говорить лишь в условиях нормального мира. Мира, где страны сотрудничают между собой, где есть четкие гласные и негласные правила игры. Где все озабочены проблемами мировой стабильности и делают все возможное, чтобы эту стабильность поддержать.

Но сегодня такого мира нет – Соединенные Штаты сделали всё для его разрушения.

И сейчас отношения между странами выстраиваются уже не на правилах и нормах, а на красных линиях, пересечение которых чревато зеркальным ответом – с дальнейшим выходом на эскалацию. Именно в таком виде эксперты и предлагают рассматривать российско-никарагуанские военные перспективы. Как зеркальный ответ на действия США на постсоветском пространстве.

Напомним, что одним из пунктов предложений Москвы по гарантиям безопасности, которые были выдвинуты Вашингтону за несколько месяцев до начала спецоперации, был отказ США от военно-политического вмешательства в дела постсоветского пространства.

Россия исходила из негласного правила взаимоотношений великих держав, подразумевающего наличие у державы ее эксклюзивной сферы влияния.

Однако американцы заявили, что у России никакого права на сферу влияния нет – при том, что США считали Латинскую Америку и Европу своей эксклюзивной сферой влияния и никого туда не допускали.

Собственно, отказ Вашингтона от соблюдения правил и уважения интересов Москвы на постсоветском пространстве и толкает Россию на зеркальный ответ. Наилучшим местом для этого видится как раз Латинская Америка.

«Сейчас российский президент Владимир Путин больше, чем когда-либо, заинтересован в Латинской Америке, особенно в антидемократических союзниках там. Отношения России с Никарагуа прочно основываются на геополитике, и Россия – несмотря на усилия США и Европы – демонстрирует свои глобальные возможности.

Более серьезные последствия этой демонстрации, в том числе и усиление присутствия в Латинской Америке, угрожают демократии, безопасности и региональной стабильности в Западном полушарии, – пишет американское издание The Hill.

– Москва может рассматривать свои действия в Никарагуа как расплату за вмешательство США и Европы в дела Украины».

Российские эксперты тоже говорят о подобной перспективе.

«Если США взяли курс на политику системного долгосрочного сдерживания РФ, пытаются обложить ее не только санкциями, но и сетью военных баз, интегрируют новые страны в НАТО, очевидно и нам нужно действовать в таком же наступательном духе и активизироваться в странах Африки и Латинской Америки, – говорит ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин. – Латинская Америка является для США таким же мягким подбрюшьем, как для нас Кавказ. Они называют ее своим «задним двором». Нам необходимо будет создавать для США проблемы на этом «дворе», наращивать свою экономическую, военную, культурную, информационную деятельность в странах Латинской Америки».

Да, пока что о проблемах в виде баз речь не идет, но Москва взяла курс на системную эволюцию отношений с Никарагуа.

«Данное сотрудничество, выстроенное вокруг продаж оружия, торговых сделок или одинаковых политических воззрений, может перейти в получение доступа в страну российских военных и проведение ими мероприятий в области безопасности», – указывало еще несколько месяцев назад издание The Hill.

Собственно, именно это уже и произошло. Теперь же «получение доступа» может эволюционировать дальше, в более неприятную для США форму.

«Это расширение военно-технического сотрудничества с Никарагуа. Наши корабли и самолеты могут туда залетать в рамках совместных учений. А учения – это база для расширения военно-технического сотрудничества. Которое, в свою очередь, может заключаться в поставках вооружений, обмене опытом.

Следующим шагом может стать создание базы для бункеровки флота или какой-нибудь постоянной военной базы для постоянного присутствия российских военнослужащих в этом регионе.

Многие государства в мире знают, что там, где построены наши базы, нестабильная обстановка становится более-менее стабильной», – говорит военный эксперт Алексей Леонков.  

Казалось бы, чего бояться? У США в Латинской Америке – 76 военных баз, а у России – ни одной.

И эту одну еще нужно разместить – враги США в регионе (Куба, Венесуэла, Никарагуа) громко ругаются в адрес Америки, но при этом пока не решились на какие-то реальные жесткие действия против интересов США.

Более того, Вашингтон, пытаясь выгнать «чужих» со своего заднего двора (а к «чужим» тут относится не только Россия, но и Китай), активно пытается использовать политические и экономические пряники.

«Соединенные Штаты будут пытаться постепенно улучшить отношения с Венесуэлой и Кубой, возможно даже с Никарагуа.

Для того, чтобы постепенно уменьшая давление на эти страны, убеждать их уменьшать сотрудничество с Россией. Поэтому США постепенно ослабляют давление на Кубу и Венесуэлу», – поясняет газете ВЗГЛЯД замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов.

Вот только пряник оказался некачественным. «Вряд ли у США получится добиться того, чтобы Куба, Венесуэла и Никарагуа отвернулись от России. Очевидно, что Штаты, решив свои конъюнктурные проблемы, снова возьмутся за эти страны с еще большим остервенением и будут пытаться менять там правящие режимы.

Это послабление носит исключительно временный конъюнктурный характер, потому что так сейчас надо США. А стратегическая враждебность Соединенных Штатов к тем политическим режимам, которые существуют в этих странах, никуда не делась.

И данные страны прекрасно отдают себе в этом отчет», – говорит Дмитрий Суслов.

Поэтому, можно предположить, им нужна будет российская база. И эта база – пусть даже одна – нанесет серьезный психологический удар по американским элитам.

Нужно понимать, что в США – в отличие от России и ряда европейских стран – господствует островной менталитет.

Они не привыкли иметь враждебные войска недалеко от своих границ, а тем более на территории страны, через которую в Штаты идут наркотики и нелегальные иммигранты (одни из ключевых внутриполитических угроз для Америки).

«Не заблуждайтесь – то, что сейчас кажется отдельной тенденцией, может позволить Москве получить контроль за бассейном Карибского моря, а российско-никарагуанские отношения способны стать решающим фактором в региональном военном балансе», – развивает мысль о печальных перспективах издание The Hill.

Тогда почему российские власти говорят не о какой-то российской победе, а о «рутинном процессе»? По всей видимости, потому, что победой в этом процессе будет не размещение базы, а размен ее перспектив – отказ России от вмешательства в дела Латинской Америки в ответ на отказ США от вмешательства в дела постсоветского пространства.

Можно вспомнить, чем закончились такие вот «близкие позиционирования» в 1962 году – Карибским кризисом и, как ни странно, очень быстрым отрезвлением американских элит. После чего и началась какая-то разрядка и цивилизованные отношения между сверхдержавами. Отношения, основанные на правилах, а не на хотелках. Рутинные отношения.

Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector