Три новых космических аппарата «Глонасс-М» заработали в составе навигационной спутниковой системы России

Компания «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» – крупнейший в России разработчик и изготовитель телекоммуникационных космических аппаратов. По своим техническим характеристикам созданные на предприятии спутники, обеспечивающие связь, телевещание, доступ в Интернет, на равных конкурируют с продукцией ведущих мировых производителей.

Унифицированные спутниковые платформы семейств «Экспресс-1000» (среднего класса) и «Экспресс-2000» (тяжелого класса) – новейшее решение, которое АО «ИСС» предлагает рынку.

На их основе в настоящее время предприятием создаются все телекоммуникационные космические аппараты, которые отличаются друг от друга размерностью, пропускной способностью и мощностью в зависимости от требований заказчика.

В соответствии с общемировой практикой срок активного существования спутников на базе этих платформ составляет 15 лет.

Космический аппарат «Экспресс-АМ5» предназначен для обеспечения цифрового телевизионного и радиовещания на территории России, решения задач подвижной президентской и правительственной связи, предоставления пакета мультисервисных услуг (телефония, видеоконференцсвязь, передача данных, доступ к сети Интернет), а также создания сетей связи на основе технологии VSAT.

Спутник разработан и изготовлен по заказу оператора ФГУП «Космическая связь». В рамках проекта АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» отвечало за проектирование, разработку, изготовление, испытания, подготовку к запуску и сдачу в эксплуатацию космического аппарата.

Основными партнерами АО «ИСС» по проекту выступили  ФГУП «НИИР» и MacDonald, Dettwiler and Associates.

Российское предприятие проводило опытно-конструкторскую работу по проектированию, разработке, изготовлению и поставке модуля полезной нагрузки, а канадская компания MacDonald, Dettwiler and Associates в свою очередь изготовила ретранслятор и антенные системы.

На борту космического аппарата «Экспресс-АМ5» установлено 10 антенн и 84 транспондера C-, Ku-, Ka- и L-диапазона.

Его гарантированный срок активного существования составляет 15 лет, общая мощность платформы – порядка 15 кВт, масса – около 3400 кг.

В качестве модуля служебных систем космического аппарата применена разработанная в АО «ИСС» унифицированная спутниковая платформа «Экспресс-2000».

«Экспресс-АМ5» — первый в отечественной практике спутник, созданный с применением электрореактивной двигательной установки, обеспечивающей поэтапное выведение космического аппарата – сначала на переходную, а потом и на рабочую орбиту. Такая схема позволяет наиболее эффективно использовать возможности ракеты-носителя.

Запуск спутника «Экспресс-АМ5» состоялся 26 декабря 2013 года. Рабочая точка космического аппарата – 140 градусов восточной долготы.

Три новых космических аппарата «Глонасс-М» заработали в составе навигационной спутниковой системы России

Телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ6» позволит обеспечить доступ населения России, органов государственной власти и коммерческих пользователей к современным качественным телекоммуникационным услугам, в том числе к многопрограммному цифровому теле- и радиовещанию и к сети Интернет в любой точке страны.

Космический аппарат «Экспресс-АМ6», как и однотипный спутник «Экспресс-АМ5», создан по контракту с оператором ФГУП «Космическая связь» с привлечением тех же партнеров – российского ФГУП «НИИР» и канадской компании MacDonald, Dettwiler and Associates. Распределение работ среди участников проекта осталось без изменений.

В состав полезной нагрузки космического аппарата входит 11 антенн, 72 активных транспондера С-, Ku-, Ka- и L-диапазона. Спутник с 15-летним сроком активного существования изготовлен на базе тяжелой платформы «Экспресс-2000» разработки АО «ИСС». Общая мощность «Экспресса-АМ6» составляет порядка 15 кВт, масса – около 3400 кг.

Для выведения космического аппарата, так же, как и в проекте «Экспресс-АМ5», использована электрореактивная двигательная установка. Таким образом, спутник сначала выводился на переходную орбиту, а затем в рабочую точку 53 градуса восточной долготы на геостационарной орбите.

Запуск спутника «Экспресс-АМ6» состоялся 21 октября 2014 года.

Три новых космических аппарата «Глонасс-М» заработали в составе навигационной спутниковой системы России

Космический аппарат «Экспресс-АТ1», созданный в АО «ИСС» по заказу ФГУП «Космическая связь», предназначен для непосредственного телевещания высокой четкости, предоставления высококачественных услуг связи и передачи данных на территории Российской Федерации.

В соответствии с условиями контракта специалисты компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф.

 Решетнёва» спроектировали, разработали, изготовили космический аппарат, провели его интеграцию и испытания, а также создали динамический программный имитатор.

Кроме того, предприятие предоставляет оператору техническую поддержку в процессе эксплуатации спутника. Субподрядчиком АО «ИСС» по ретранслятору и антеннам выступила компания Thales Alenia Space France.

Базовой платформой для «Экспресса-АТ1» стала платформа «Экспресс-1000HТВ». Масса космического аппарата с 15-летним сроком активного существования составляет около 1800 кг, а мощность, выделяемая на полезную нагрузку, — 5,6 кВт. На спутнике установлено 32 активных транспондера, работающих в Ku-диапазоне частот.

«Экспресс-АТ1» выведен на орбиту в тандеме с космическим аппаратом «Экспресс-АТ2» 16 марта 2014 года. Рабочая точка спутника – 56 градусов восточной долготы.

Три новых космических аппарата «Глонасс-М» заработали в составе навигационной спутниковой системы России

Целевое назначение телекоммуникационного космического аппарата «Экспресс-АМ8» – предоставление телекоммуникационных услуг в России, а также странах Европы, Африки, Южной и Северной Америки, обеспечение президентской и правительственной связи. Заказчик спутника – ФГУП «Космическая связь».

Будучи головным исполнителем по проекту, компания «ИСС» отвечает за разработку и изготовление модуля служебных систем, интеграцию и испытания спутника, а также создание динамического программного имитатора.

Основной субподрядчик – компания Thales Alenia Space France обеспечила поставку ретранслятора и антенн.

Спутник связи и вещания «Экспресс-АМ8» создан на базе современной платформы «Экспресс-1000HTB». Масса космического аппарата составляет порядка 2100 кг. Мощность, выделяемая на полезную нагрузку, – около 5880 Вт, срок активного существования – 15 лет. На спутнике установлено 42 транспондера в С-, Ku- и L-диапазонах.

Запуск космического аппарата состоялся 14 сентября 2015 года. Рабочая точка на орбите – 14 градусов западной долготы.

Три новых космических аппарата «Глонасс-М» заработали в составе навигационной спутниковой системы России

Связь, телевещание, передача данных – эти современные услуги обеспечиваются с помощью спутника «Экспресс-АТ2», разработанного и изготовленного в АО «ИСС» для орбитальной группировки российского оператора ФГУП «Космическая связь».

В процессе создания космического аппарата принимали участие те же соисполнители, что и в проекте «Экспресс-АТ1»: АО «ИСС» как головной подрядчик, несущий ответственность за проектирование, разработку, изготовление, интеграцию, испытания спутника, создание динамического программного имитатора и техническую поддержку в процессе эксплуатации, и Thales Alenia Space France как основной субподрядчик, поставивший ретранслятор и антенны.

Спутник «Экспресс-АТ2» создан на базе платформы «Экспресс-1000К», его масса составляет около 1250 кг, мощность, выделяемая на полезную нагрузку, – 3 кВт.

На космическом аппарате установлено 16 транспондеров, работающих в Ku-диапазоне и служащих для распространения программ непосредственного телевизионного вещания высокой чёткости, а также обеспечения услуг фиксированной и мобильной связи, передачи данных, высокоскоростного доступа в Интернет.

Зона покрытия космического аппарата охватывает всю территорию Дальнего Востока, что даёт возможность активно развивать информационные ресурсы в этом регионе России.

Запуск космического аппарата «Экспресс-АТ2» совместно со спутником «Экспресс-АТ1» состоялся 16 марта 2014 года. В настоящее время «Экспресс-АТ2» работает по целевому назначению в орбитальной позиции 140 градусов восточной долготы. 

Три новых космических аппарата «Глонасс-М» заработали в составе навигационной спутниковой системы России

Основная задача космического аппарата «Ямал-401» – обеспечение связи, телевещания и передачи данных на всей территории России. Спутник создан по контракту с оператором «Газпром космические системы». Компания «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф.

 Решетёва» в рамках проекта отвечала за головную разработку, интеграцию, испытания космического аппарата и наземный комплекс управления.

ОАО «Газпром космические системы» осуществило изготовление полезной нагрузки (совместно с Thales Alenia Space France), разработку, поставку и интеграцию бортовой аппаратуры служебного канала управления, земной станции служебного канала управления и других технических средств НКУ, а также контроль качества. Часть квалифицированного оборудования платформы также поставлена заказчиком – ОАО «Газпром космические системы» в рамках контракта с компанией Thales Alenia Space France.

«Ямал-401» – третий космический аппарат (после «Экспресса-АМ5» и «Экспресса-АМ6»), разработанный и изготовленный на базе тяжелой платформы «Экспресс-2000».

Масса спутника составляет около 3000 кг, мощность, выделяемая на полезную нагрузку, – 11 кВт, срок активного существования – 15 лет.

На космическом аппарате установлено 6 антенн и 53 транспондера в С- и Ku-диапазонах, что позволяет обеспечить круглосуточную и непрерывную ретрансляцию сигналов на территории России.

Запуск спутника «Ямал-401» состоялся 15 декабря 2014 года. Рабочая точка космического аппарата — 90 градусов восточной долготы.

Три новых космических аппарата «Глонасс-М» заработали в составе навигационной спутниковой системы России

Проект создания телекоммуникационного спутника «Ямал-300К» реализован в компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» в интересах оператора «Газпром космические системы». В задачи космического аппарата входит обеспечение территории России и стран СНГ всеми современными услугами связи.

Компания «ИСС» разработала, изготовила и сдала спутник в эксплуатацию на орбите, а также подготовила наземный комплекс управления. Поставщиком полезной нагрузки выступил заказчик спутника. В ОАО «Газпром космические системы» были также разработаны бортовая аппаратура служебного канала управления, земная станция управления и другие подсистемы наземного комплекса управления.

Базой для космического аппарата послужила платформа «Экспресс-1000Н». Она позволила разместить на борту «Ямала-300К» полезную нагрузку, которую изначально заказчик планировал установить на два спутника другого производителя.

Космический аппарат массой почти 1900 кг и мощностью для питания полезной нагрузки около 5,9 кВт имеет 15-летний срок активного существования.

26 ретрансляционных стволов обеспечивают все виды современных услуг связи в С- и Ku- диапазонах частот.

Совместный запуск спутников «Ямал-300К» и «Луч-5Б» был успешно осуществлён 3 ноября 2012 года.

Три новых космических аппарата «Глонасс-М» заработали в составе навигационной спутниковой системы России

Спутник AMOS-5, созданный по заказу израильского оператора Space Communication Ltd., предназначен для обеспечения связи, вещания и широкополосных услуг передачи информации на территориях Африки, Европы и Азии.

В соответствии с условиями контракта специалистами АО «ИСС» не только разработан и поставлен на орбиту телекоммуникационный космический аппарат, но и создан наземный сегмент управления.

Предприятие также предоставило оператору услуги по обучению персонала и оказывает заказчику техническую поддержку в процессе эксплуатации спутника.

Телекоммуникационный космический аппарат AMOS-5 создан на базе негерметичной платформы среднего класса «Экспресс-1000Н», которая гарантирует ему высокие технические характеристики и 15-летний срок активного существования. Спутник имеет 36 транспондеров в C- и Ku-диапазонах. Мощность, выделяемая для полезной нагрузки, составляет 5880 Вт.

В данном проекте субподрядчиком АО «ИСС» по ретрансляторам и антеннам выступило французское отделение европейской компании Thales Alenia Space.

Спутник AMOS-5 успешно выведен на орбиту 11 декабря 2011 года.

Три новых космических аппарата «Глонасс-М» заработали в составе навигационной спутниковой системы России

Телекоммуникационный спутник KazSat-3 с 15-летним сроком активного существования создан в АО «ИСС» по заказу АО «Республиканский центр космической связи» Республики Казахстан на базе негерметичной платформы среднего класса «Экспресс-1000НТВ». Он предназначен для обеспечения услуг связи, телевещания и передачи данных на территории этого государства.

В соответствии с условиями контракта компания «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» отвечала за проектирование, разработку, изготовление, интеграцию и испытания спутника KazSat-3.

Кроме того, предприятием были созданы основной («Акколь») и резервный («Алматы») наземные комплексы управления.

Читайте также:  Поливитамины для женщин: какие лучше выбрать хорошие витамины женщинам до 30, после 35, 40, 45, 50, 55, 60 лет, названия, отзывы врачей

Также АО «ИСС» предоставило оператору услуги по обучению персонала и технической поддержке в процессе эксплуатации спутника.

Мощность, выделяемая для полезной нагрузки спутника, составляет 5,3 кВт, его масса – около 1743 кг.

KazSat-3 оснащен связной полезной нагрузкой производства компании Thales Alenia Space Italia S.P.A. (Италия). На нем установлено 28 транспондеров Ku-диапазона, которые обеспечивают услугами связи территорию Казахстана.

Запуск спутника KazSat-3 осуществлен 28 апреля 2014 года в паре со спутником-ретранслятором «Луч-5В».

Три новых космических аппарата «Глонасс-М» заработали в составе навигационной спутниковой системы России

Телекоммуникационный космический аппарат Lybid создан в АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» по заказу канадской компании MacDonald, Dettwiler and Associates Ltd. (MDA) в интересах Украины.

В ходе реализации проекта АО «ИСС» отвечает за разработку, изготовление, испытания спутника, а также его подготовку к запуску и  сдачу в эксплуатацию на орбите. MDA поставило для космического аппарата ретранслятор и антенны.

Lybid должен обеспечить связь, телевещание, передачу данных на территории Украины, Индии, Африки. Он изготовлен на базе современной платформы «Экспресс-1000НТ». Срок активного существования космического аппарата – 15 лет, масса – около 1800 кг, мощность, выделяемая на полезную нагрузку, – 5880 Вт. На борту спутника установлено 30 ретрансляционных стволов Ku-диапазона частот.

Изготовление космического аппарата Lybid завершено. Спутник находится на ответственном хранении в АО «ИСС» до принятия заказчиком решения о его запуске.

Три новых космических аппарата «Глонасс-М» заработали в составе навигационной спутниковой системы России

Навигационный спутник "Глонасс-М" вывели на орбиту — Российская газета

Три новых космических аппарата «Глонасс-М» заработали в составе навигационной спутниковой системы России

Юлия Крымова

По его словам, уже в этом году на околоземные орбиты будут выводиться глубоко модернизированные спутники «Глонасс К1». Ранее сообщалось о двух испытательных пусках спутников «Глонасс К1» в 2011 и 2014 годах. Они прошли успешное космическое тестирование. И постепенно именно такие аппараты заменят «Глонасс-М».

Результатом программы модернизации спутников и наземных комплексов управления станет увеличение точности навигационных определений системы ГЛОНАСС в 2,5 раза. Как утверждают специалисты, для гражданских потребителей это составит около трех метров. А для военных будет еще точнее.

Космические аппараты «Глонасс К1» строятся на базе негерметичной платформы «Экспресс 1000». На корпус в форме параллелепипеда устанавливается бортовая аппаратура, способная работать в условиях открытого космоса.

Отсутствие гермоконтейнера позволило уменьшить массу спутника до 935 кг. У «Глонасс-М» она превышает 1400 кг. Кроме того, на «Глонасс К1» будет устанавливаться аппаратура международной системы спасения терпящих бедствие Коспас-Сарсат.

Известно, что уже разработан еще более совершенный вариант «Глонасс К2».

Выведенный же в понедельник на орбиту «Глонасс-М» пополнил группировку российской Глобальной навигационной спутниковой системы, которая насчитывает 29 аппаратов.

Сообщается, что ракетный пуск и вывод «Глонасс-М» на расчетную орбиту с помощью разгонного блока «Фрегат» прошли успешно. Военные взяли на управление новый спутник. С космическим аппаратом установлена и поддерживается телеметрическая связь.

Его бортовые системы функционируют в штатном режиме.

Сообщается, что специалисты Центра контроля космического пространства Воздушно-космических сил России внесли в главный каталог данные о спутнике «Глонасс-М» и разгонном блоке «Фрегат», который уведен на орбиту захоронения.

Между тем

В Севастополе запустили систему онлайн-контроля за перемещением строительных отходов. Подрядчики обязаны установить на грузовики датчики ГЛОНАСС и подключиться к электронной системе слежения — без этого они не смогут работать на госконтрактах.

Пока система работает в тестовом режиме, но к ней уже подключено 15 грузовиков, которые вывозят мусор с двух крупных строек в центре Севастополя. На карте в режиме реального времени можно увидеть, где находится мусоровоз, с какой скоростью едет, где остановился.

Отображается информация, какой фирме он принадлежит, на каком объекте работает, имеет ли разрешение на перемещение и утилизацию отходов. Онлайн-карту обещают сделать доступной для общественников и жителей города.

По словам врио губернатора Севастополя Михаила Развожаева, проект является пилотным и не имеет аналогов в других регионах РФ. С его помощью власти рассчитывают избавиться от стихийных свалок строительных отходов.

«В городе ведется большое количество строек, огромное количество жалоб поступает от жителей, что строительный мусор машины вываливают в пригороде, в природоохранных зонах, — рассказал Развожаев.

— Мы приняли постановление и обязали всех перевозчиков, которые заключают контракты на вывоз мусора с наших государственных строек, не только получить бумажное разрешение, но и зарегистрироваться в электронной системе».

«Глонасс-К» — третий спутник серии. Запуск 20 октября 2020 года

В октябре 2020 года с космодрома Плесецк запланирован запуск навигационного спутника «Глонасс-К». Аппарат уже доставлен на космодром, с ним ведутся работы по подготовке к пуску.

Это будет третий спутник этой серии в орбитальной группировке. Он предоставит потребителям еще больше возможностей — новый сигнал в третьем частотном диапазоне. Новый сигнал — точнее и информативнее.

О модернизации системы в интервью генконструктора ГЛОНАСС Сергея Карутина

Три новых космических аппарата «Глонасс-М» заработали в составе навигационной спутниковой системы России

— В каком составе сейчас работает группировка ГЛОНАСС?

— Базовая навигационная услуга предоставляется посредством орбитальной группировки из 24 космических аппаратов (КА) в трех орбитальных плоскостях на средних круговых орбитах. Равномерное распределение КА по плоскостям обеспечивает глобальное мгновенное и всепогодное определение местоположения, параметров вектора скорости и ускорения потребителей, а также их временную синхронизацию.

Основу группировки составляют аппараты второго поколения — спутники «Глонасс-М», разработанные в 2003 году.

Они демонстрируют фантастическую работоспособность, уже 14 космических аппаратов работают дольше гарантийного срока активного существования, четыре спутника в этом году празднуют 13-летнюю годовщину на орбите.

Это превзошло все ожидания, ведь они не просто оказывают услугу, они успешно эксплуатируются расчетами Воздушно-космических сил Российской Федерации, которые обеспечивают постоянное повышение точности базовой услуги.

— Насколько улучшилась точность навигации?

— В 2014 году погрешность навигации за счет аппаратов составляла 1,4 м, но работа по повышению точности не останавливается ни на один день. 30 января этого года данные спутники обеспечили снижение погрешности до 0,9 м, а в течение недели погрешность не превышала 1,15 м.

Более того, запущенный 16 марта предпоследний спутник «Глонасс-М» показал точность предоставления базовой услуги 0,38 м на суточном интервале, его лучший недельный результат — 0,63 м

Необходимо отметить, что именно создание спутников «Глонасс-М» позволило потребителям во всем мире впервые получить навигационную услугу в двух диапазонах частот, что необходимо для снижения влияния ионосферы на точность навигации.

Прием сигналов в двух диапазонах позволяет осуществлять навигацию в условиях возмущения этого слоя атмосферы во время магнитных бурь, вызванных солнечной активностью.

Возмущения ионосферы приводят к увеличению погрешности навигации и временной синхронизации в несколько раз.

— В октябре планируется запуск спутника «Глонасс-К», чем он отличается от предыдущего поколения?

—  «Глонасс-К» предоставит потребителям еще больше возможностей — новый сигнал в третьем частотном диапазоне. Новый сигнал — точнее и информативнее. Поэтому поэтапное обновление орбитальной группировки позволит гарантированно повысить качество базовой навигационной услуги.

— А выполняемые задачи чем-то отличаются?

— Первые космические аппараты данного поколения были запущены в 2011 и 2014 годах и позволили нам отработать технологии создания навигационных спутников в негерметичном исполнении, когда бортовая аппаратура находится вне гермоконтейнера космического аппарата. Подобное решение позволило более чем в полтора раза снизить массу спутника. Этот резерв обеспечил расширение функциональных возможностей космического аппарата.

Теперь аппараты «Глонасс» несут важную миссию бортового ретранслятора системы КОСПАС-SARSAT — поиска и спасания терпящих бедствие морских и воздушных судов.

С 1982 года система спасла уже более 50 тыс. жизней, и что интересно: практически сразу после запуска в ходе летных испытаний спутником был принят сигнал бедствия от потерпевшего крушение вертолета, и все пассажиры были спасены

— В 2021 году планируется первый запуск спутника «Глонасс-К2». Повысит ли он точность навигации?

— Опыт, полученный при создании аппаратов третьего поколения («Глонасс-К»), позволил разработать космический аппарат четвертого поколения «Глонасс-К2».

Это уникальный космический аппарат — он предоставит гражданским потребителям пять навигационных сигналов, точность навигационного обеспечения за счет этого спутника будет менее 0,3 м, срок активного существования — не менее десяти лет.

— Как продвигается работа по импортозамещению комплектующих спутников?

—Переход на использование отечественной электронной компонентной базы (ЭКБ) открыл нам возможность определять ее функционал, и огромную помощь нам оказывает в этой работе Минпромторг России. За прошедшие шесть лет в изготавливаемой сейчас бортовой аппаратуре доля ЭКБ отечественного производства уже достигла величины более 95 %.

— Ранее генеральный директор компании «Информационные спутниковые системы им. М.Ф. Решетнёва» («Роскосмос») Николай Тестоедов анонсировал создание нового сегмента спутниковой системы ГЛОНАСС. Когда ожидается первый запуск по программе?

— Наш традиционный фокус на потребителя сохраняется, проведенные исследования показывают растущие потребности в навигационных услугах в сложных условиях, при которых КА виден под углами более 25° над линией горизонта.

Для удовлетворения потребностей потребителей в качественных услугах с помощью новых кодовых сигналов в 2021 году начнется создание высокоорбитального космического комплекса (ВКК) ГЛОНАСС.

С запуском первого спутника в 2025 году и полным развертыванием группировки из шести космических аппаратов в трех плоскостях к концу 2027 года будет на 25% повышена точность навигации в Восточном полушарии.

В качестве основы для построения высокоорбитального космического комплекса будет использоваться прекрасно зарекомендовавшая себя платформа спутника «Глонасс-К», о которой уже подробно сказано выше.

Читайте также:  Toshiba готовит 25 нм флеш-память – грядет новое повышение емкости мобильных устройств

— В прошлом году был разработан Стандарт эксплуатационных характеристик ГЛОНАСС. Зачем он нужен?

— Этот основополагающий документ устанавливает значения достигнутых навигационных характеристик ГЛОНАСС с существенным гарантированным запасом, которые в сочетании с условиями приема сигналов и априорными оценками характеристик аппаратуры потребителя могут позволить потребителю оценить для себя конечные характеристики при решении конкретной задачи.

Стандарт является основой для проведения сертификации услуг ГЛОНАСС, а также для разработки стандартов более низкого уровня на конкретные образцы НАП, системы на основе ГЛОНАСС, для разработки международных стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Международной морской организации (ИМО) и др.

Использование унифицированной номенклатуры эксплуатационных параметров и методик их расчета всеми ГНСС, включая ГЛОНАСС, GPS, Galileo и BDS, является общепринятой мировой практикой. Аналогичные стандарты уже опубликованы для GPS, Galileo и BDS и постоянно обновляются.

— Как в ближайшее время планируется улучшать точность навигации ГЛОНАСС?

— Предполагается, что повышение точности ГЛОНАСС будет достигнуто за счет введения в резервные разряды кадров навигационных сообщений дополнительной информации.

В частности, будут введены математические модели вычисления ионосферных и тропосферных задержек.

Параметры модели ионосферы будут включены в состав навигационного сообщения, а тропосферной модели требуется только информация о широте расположения навигационного приемника и сезоне года.

Изменения ИКД для сигналов с частотным и кодовым разделением для передачи дополнительной информации обеспечат обратную совместимость для бессбойной работы существующего парка навигационной аппаратуры потребителя и передачу параметров тропосферы и ионосферы в дополнительных разрядах.

Источник https://www.roscosmos.ru/29340/

Космический масштаб импортозамещения

Российская навигационная система «Глонасс» стала витриной борьбы России с технологическими санкциями США и Евросоюза.

Собранные из иностранных деталей спутники предстоит перевести на российскую элементную базу, при этом не допустив снижения качества сервисов и надежности спутникового флота.

Скрыть неудачу будет невозможно: спутники в публичном доступе и проанализировать их работоспособность можно из любой точки Земли.

Пять лет назад, 28 октября 2015 г., на заседании правительства в Ново-Огареве в то время вице-премьер Дмитрий Рогозин чувствовал себя уверенно. В присутствии президента он сделал программное заявление о будущем «Глонасс».

В новых космических аппаратах, докладывал Рогозин, предусмотрено увеличение навигационных сигналов, что позволит в результате полного замещения группировки к 2020 г.

выйти на точность сигнала до 1 м, что абсолютно конкурентно позиции GPS.

Вице-премьер, курировавший оборонную и космическую отрасли с 2011 по 2018 г. (сейчас Рогозин возглавляет госкорпорацию «Роскосмос»), не приукрашивал действительность. Он верил написанному.

В частности, план полного замещения группировки «Глонасс» спутниками нового (третьего) поколения «Глонасс-К» был основной целью федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы «Глонасс» на 2012–2020 гг.» (ФЦП «Глонасс»).

В соответствии с программой максимум до конца этого года орбитальная группировка «Глонасс» должна была состоять из 24 основных космических аппаратов «Глонасс-К», которые и позволили бы достичь тех характеристик, которые анонсировал Рогозин.

В частности, субметровой точности. Если еще точнее, то в программе стояла цель достичь точности определения координат в 60 см.

Президент запомнил сказанное тогда Рогозиным. И в сентябре 2017 г. на заседании Военно-промышленной комиссии напомнил конструкторам отечественной навигационной техники, что их задача – повысить точность «Глонасс» до уровня американской GPS.

Реальность получилась не столь блестящей. Сейчас 25 из 27 спутников системы «Глонасс» на орбите (из которых по целевому назначению работают 23) – это аппараты «Глонасс-М» второго поколения. Их производство давно прекращено, но в последние годы хранящийся на земле резерв позволял оперативно заменять выводимые из строя аппараты.

Сейчас на земле остался последний «Глонасс-М», в то время как потенциальных кандидатов на замену гораздо больше: из функционирующих сейчас спутников 13 находятся уже за пределами семилетнего гарантированного срока активного существования. Это может сказаться на состоянии группировки и параметрах навигационного сигнала в любой момент. И, возможно, уже сказывается.

Прямо сейчас в составе «Глонасс» функционируют 23 аппарата, хотя должно быть 24.

А целевое значение точности «Глонасс» в ФЦП было изменено с 60 см до 2,7 м.

Причина, по которой России не удалось совершить плановое обновление космических аппаратов навигационной системы, – это технологические санкции США, не позволившие производителям бортового оборудования закупить нужную электронно-компонентную базу (ЭКБ) категории Space, т. е. радиационно стойкую.

Поставка ЭКБ двойного назначения – категорий Space и Military – регулируется международными правилами торговли вооружениями ITAR (International Traffic in Arms Regulations) – набором правил, формулируемых правительством США для экспорта товаров и услуг оборонного характера.

Закупки такой продукции требуют оформления экспортных лицензий для вывоза с территории США и ЕС (равно как и из третьих стран, если в разработке использовано ноу-хау американских компаний). Бюро промышленности и безопасности коммерческого департамента США (BIS) в 2014 г.

приостановило выдачу лицензий для России, что притормозило многие российские космические проекты, в том числе не связанные с военной тематикой.

Точность определения координат с помощью «Глонасс» сегодня составляет 1,2 м без учета искажений, которые вносит в сигнал атмосфера. У GPS этот показатель – 70 см, у европейской системы Galileo – 50 см.

Атмосфера ухудшает сигнал со спутника минимум в 2 раза, поэтому в реальности точность «Глонасс» в районе 2,5 м. И то под открытым небом в чистом поле. Более привычные нам городские условия придают навигационному сигналу еще большую погрешность в 5–10 м.

Сейчас это воспринимается как норма пользователями автонавигации.

До недавнего времени в массовых устройствах, например в смартфонах, применялись навигационные модули с функцией приема либо только сигналов GPS, либо GPS и «Глонасс».

Сейчас стали появляться мультисистемные устройства, «видящие» GPS, «Глонасс», Galileo и только что укомплектованную китайскую навигационную систему Beidou.

В результате у обычного пользователя нет практической возможности оценить работу «Глонасс» в отдельности – он получает координаты от компьютера, который не ставит пользователя в известность, какую именно систему он применял для их определения.

Разработчики спутников для «Глонасс» попали в непростую ситуацию, поскольку спутники «Глонасс-К» (два таких экспериментальных аппарата были выведены на орбиту в начале десятилетия) на 80% состояли из тех деталей, доступ к которым оказался перекрыт.

Разумеется, с ограничениями такого рода российские производители сталкиваются не впервые.

Для их преодоления еще в советские времена спецслужбами были выстроены схемы, позволяющие приобретать необходимые детали.

Схемы эти никто не отменял, но они не универсальны: когда речь идет не об одном образце, а о целых партиях микросхем, которые производит один или два разработчика во все мире, обмануть систему очень трудно.

«Когда ввоз регулируемых в рамках ITAR компонентов в Россию был запрещен, государство выделило определенные средства на импортозамещение, – говорит исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский.

– Но они распылялись по всей номенклатуре электронных компонентов. В результате ни один из запущенных проектов не выходил на целевые показатели, т. е. на тот уровень, при котором импортозамещающий продукт мог бы полноценно заменить те изделия, которые стали недоступны».

Поэтому, объясняет Покровский, выбор был такой: откатиться назад в технических характеристиках спутников на 15–20 лет, используя доступные российские компоненты, или искать возможности купить ЭКБ в обход санкционных ограничений.

Второй путь весьма рискованный и не очень надежный, особенно если речь идет о десятках космических аппаратов.

В 2015 г. научно-технический совет «Роскосмоса» принял логичное решение: спутники «Глонасс-К» нужно перепроектировать таким образом, чтобы они состояли из российских деталей. Но так как всех нужных деталей отечественного производства не существовало, то проект такого космического аппарата требовался на отдаленную перспективу.

В ОАО «Российские космические системы» – дочернем предприятии «Роскосмоса», назначенном главным по импортозамещению в космической отрасли, – заявляли, что такой аппарат российской промышленности под силу создать за 4–5 лет. Время показало, что эти планы были нереальными. Сейчас речь идет еще об одном таком же временном горизонте.

«Импортозамещение – это длинный и непростой путь. Мы начали его в 2014 г. и планируем завершить в 2025 г.

– к этому времени всю комплектацию мы сможем получать от российских поставщиков», – пояснил «Ведомостям» Николай Тестоедов, генеральный директор компании «Информационные спутниковые системы им. Решетнева» (ИСС им.

Решетнева), где делают спутники для «Глонасс». Тестоедов отметил, что «испытывает оптимизм» в отношении программы импортозамещения.

Пока появление полностью российского спутника «Глонасс» переносится, восполнять группировку будут аппаратами «Глонасс-К» и «Глонасс-К2», которые собираются из того, что есть в наличии.

Процесс идет нелегко: контракт на изготовление девяти «Глонасс-К» и двух «Глонасс-К2» объемом 62 млрд руб. ИСС им. Решетнева получила в 2016 г. Предполагалось, что первые аппараты будут готовы уже в 2018 г., а в 2019-м их начнут запускать.

К сегодняшнему дню на космодром Плесецк ИСС им. Решетнева отправила только один аппарат «Глонасс-К».

Читайте также:  Что можно купить вместо самого дорогого игрового ноутбука: выбираем альтернативу acer predator 21x за 700 000

Фактически сейчас надежда на то, что действующие аппараты «Глонасс-М» прослужат дольше своего гарантийного срока в семь лет. Если спутники начнут выходить из строя в ближайшие год-два, заменить их будет нечем. В этом случае всей системе грозит деградация.

Тестоедов заверяет, что целостности спутниковой группировки ничто не угрожает. «Я в этом испытываю полную уверенность, так как за весь процесс отвечает наше предприятие», – говорит он.

Уверенность изготовителя в данном случае действительно очень важна, поскольку он владеет полной информацией о ресурсе существующих космических аппаратов, которая недоступна потребителям системы.

В том числе о ресурсе бортовых часов. На каждом спутнике не один комплект стандартов частоты. Когда один выходит из строя, вводится резервный.

Информация о том, сколько таких часов осталось в резерве, держится в секрете.

Уверенность Тестоедова относительно работоспособности действующей спутниковой группировки обнадеживает. Настораживает другое – отсутствие внятной дорожной карты, описывающей развитие российской микроэлектронной промышленности, которой уже через пять лет предстоит выпускать весь перечень деталей, нужных для современных навигационных спутников.

Впрочем, сами микроэлектронщики утверждают, что, даже если бы таковая была, ее все равно невозможно было бы реализовать. «Полное импортозамещение в микроэлектронике невозможно, эта идея в корне утопична, – говорит Покровский. – Если ставить более реальную задачу – снизить риски санкционных ограничений, – то ее можно решать.

Нужно выделить ту номенклатуру, которая подпадает под наиболее жесткие ограничения, и сосредоточить ресурсы на этом направлении. Если отказаться от распыления средств по разработкам широкой номенклатуры, сконцентрировав инвестиционный потенциал на критически важных направлениях, это было бы правильно.

И такой подход мог бы дать результат в перспективе пяти лет».

Работы по импортозамещению ЭКБ курирует Минпромторг. В этом ведомстве не ответили на вопросы «Ведомостей» относительно создания комплектации для «Глонасс». Запрос «Ведомостей» в «Роскосмос» также остался без ответа.

Для спутниковых навигационных систем ключевым показателем является точность, и тут возникли проблемы на фоне санкций, даже несмотря на выделенные в достаточной мере ресурсы и военный статус «Глонасс», констатирует Андрей Ионин, член-корреспондент российской Академии космонавтики им. Циолковского.

«Непонятно, как в такой ситуации «Роскосмос» собирается решать те задачи, о которых говорит в последнее время, например задачу создания системы «Сфера», включающую сотни спутников.

Это тем более сложно в силу того, что нужно будет не только построить спутники, но еще и окупить их создание, эксплуатацию и дальнейшее совершенствование», – сомневается Ионин.

Последнюю по хронологии значимую попытку написать стратегию развития отечественной микроэлектроники предпринял «Ростех». Программа с бюджетом в 798 млрд руб. рассчитана до 2024 г.

После оценки в министерствах (отведенный для этого срок истекает в сентябре 2020 г.) ее наверняка еще будут дорабатывать, но основная идея, скорее всего, сохранится: требуется взрастить отечественное производство ЭКБ с нуля, т. е.

начать придется с проектирования и создания самих средств производства.

Альтернативы этой стратегии действительно пока не видно. Использующие западные технологии российские производители ЭКБ – «Ангстрем», «Микрон», НИИМЭ – также попали под санкции BIS, что если не парализовало, то сильно осложнило их текущую деятельность.

Это значит, что опробованный прежде вариант – купить оборудование за границей и запустить его здесь – актуальность для России потерял. В такой ситуации сложно придумать еще что-то, кроме создания собственной промышленности. Это дорогой, долгий и громоздкий процесс.

К тому же, оплатив создание производств ЭКБ, государство затем будет вынуждено эту промышленность содержать.

Особенность космического приборостроения в том, что оно концентрирует в себе все технологии микроэлектроники самого передового уровня. «Но при этом спутникостроение не формирует объемного спроса, – констатирует Покровский.

– Сколько одинаковых микросхем может закупить производитель космических аппаратов? Десятки, максимум сотни. Для микроэлектроники это не тот спрос, который позволит развивать технологии.

Их можно развивать, когда спрос измеряется миллионами единиц».

Так или иначе, пока предложение «Ростеха» о создании своей микроэлектронной промышленности встречает критику: эксперты считают, что созданная в изолированных условиях продукция не будет ни передовой, ни конкурентоспособной. Кто ее будет создавать, тоже не ясно: должного уровня специалистов в России крайне мало.

А до тех пор пока нет четкого понимания, как будет развиваться отечественная микроэлектроника, нет смысла называть и дату появления спутника «Глонасс», полностью собранного из российских комплектующих. Он появится тогда, когда будут созданы и заработают производства и когда они освоят технологии создания ЭКБ передового уровня. Раньше ему взяться неоткуда.

В качестве временной альтернативы могут применяться детали из Китая, но производитель не испытывает в отношении китайской ЭКБ особого энтузиазма.

«Мы имеем возможность закупать необходимую элементную базу в Китае, но приоритет отдаем отечественным разработкам, – говорит Тестоедов.

– Только в тех случаях, когда нет возможности приобрести российскую или западную комплектацию, мы готовы рассмотреть закупки элементной базы китайского производства, при этом уделяя серьезнейшее внимание контролю качества и надежности».

Пока другие министерства решают, как быть с микроэлектроникой, в «Роскосмосе» пишут проект новой программы по поддержанию и развитию навигационной системы на 2021–2030 гг. Это уже третья по счету ФЦП «Глонасс».

В нее по наследству перейдут задачи из программы, завершающейся в этом году, – по обновлению группировки и повышению точности. По словам Тестоедова, до 2030 г.

для «Глонасс» планируется изготовить более 30 космических аппаратов.

«Необходимо постоянно поддерживать группировку, – поясняет глава ИСС им. Решетнева. – Если говорить о перспективе, то спутники серии «Глонасс-К» имеют десятилетний срок службы.

На орбите нужно иметь 24 аппарата в основной группировке – как минимум по одному аппарату в каждой из трех орбитальных плоскостей. Также должен быть наземный резерв. Плюс новые разработки – аппараты, находящиеся на стадии летных испытаний.

Поэтому 30 спутников нам необходимо изготовить в любом случае, независимо от того, в какой программе будет обозначено появление данных аппаратов».

Необходимость еще одной отдельной программы по «Глонасс» сейчас очевидна не всем.

Например, на взгляд Ионина, отдельная ФЦП «Глонасс» имела смысл в ситуации, «когда группировка восстанавливалась и в рамках данного проекта требовался весьма объемный комплекс мер, включающий восстановление некоторых сложных производств».

На нынешнем этапе задачи по «Глонасс» можно разделить между Федеральной космической программой и гособоронзаказом без ущерба для результата, считает он.

В Минэкономразвития не ответили на вопрос «Ведомостей» о том, когда нынешняя ФЦП «Глонасс» будет закрыта, а следующая – согласована всеми заинтересованными сторонами. По словам информированного источника в «Роскосмосе», оба события, скорее всего, произойдут уже в следующем году.

Три космических аппарата Глонасс-М пополнили навигационную систему — Новости — Стратегическое ядерное вооружение России

25 декабря 2006 г. в 23:18:12 мск (20:18:12 UTC) с пусковой установки №24 площадки №81 космодрома Байконур был произведен успешный пуск ракеты-носителя Протон-К. Ракета, оснащенная разгонным блоком ДМ-2, вывела на орбиту три навигационных спутника Глонасс-М, которые присоединились к одиннадцати спутникам, работающим в составе группировки на момент запуска.

Орбита, на которой размещаются спутники – круговая с высотой около 19130 км и наклонением 64.8 градуса. Спутники получили международные обозначения 2006-062A, 2006-062B и 2006-062C и номера 29670, 29671 и 29672 в каталоге Космического командования США.

Российские обозначения объявлены не были, но вероятно спутники будут известны как Космос-2424, Космос-2425 и Космос-2426. Номера спутников в системе Глонасс, скорее всего 715, 716 и 717. [ДОПОЛНЕНИЕ 7.2.07: Информация о нумерации спутников подтвердилась.

Соответствие номеров приведено в таблице]

Все три спутника являются КА типа Глонасс-М. Спутники будут размещены во второй орбитальной плоскости системы, в которой на момент запуска не было космических аппаратов. В приведенной ниже таблице суммированы сведения о распределении КА по плоскостям и точкам системы на конец декабря 2006 г.

Номер NORAD Международное обозначение Плоскость/ Точка
Обозначение NORAD Российское обозначение Номер по НКУ
26564 Cosmos-2375 2000-063A 787 3/17 [2]
26565 Cosmos-2376 2000-063B 788 3/24 [1]
26566 Cosmos-2374 2000-063C 783 3/18
26987 Cosmos-2382 2001-053A 711 1/5 [2][3]
26988 Cosmos-2381 2001-053B 789 1/3 [2]
26989 Cosmos-2380 2001-053C 790 1/6 [1]
27617 Cosmos-2394 2002-060A 791 3/22
27618 Cosmos-2396 2002-060B 793 3/20 [2]
27619 Cosmos-2395 2002-060C 792 3/21
28112 Cosmos-2404 2003-056A 701 1/6 [4]
28113 Cosmos-2402 2003-056B 794 1/2
28114 Cosmos-2403 2003-056C 795 1/4
28508 Cosmos-2413 Космос-2411 2004-053A 796 1/1
28509 Cosmos-2411 Космос-2413 2004-053B 712 1/7 [4]
28510 Cosmos-2412 2004-053C 797 1/8
28915 Cosmos-2419 2005-050A 714 3/23 [2][4]
28916 Cosmos-2418 2005-050B 713 3/24 [4]
28917 Cosmos-2417 2005-050C 798 3/19
29670 Cosmos-2425 2006-062A 716 2/15 [4]
29671 Cosmos-2426 2004-062B 717 2/10 [4]
29672 Cosmos-2424 2004-062C 715 2/14 [4]

[1] Замещен новым КА
[2] Выведен из состава группировки (на 25.12.2006)
[3] Прототип Глонасс-М
[4] Глонасс-М

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector