Видите впечатанную на фотографии дату? 11 ноября 2017 года. Да, эти фотографии я сделал месяц назад. На ту самую легендарную пленку Kodak Gold из 90-х, за которой охотился целых 2 года. В том или ином виде я покупал ее на ebay, пару роликов дарили друзья. Вся она была со сроком годности до 2007 года. Все это время я был уверен, что она с тех пор не производилась.
Однако месяц назад «СРЕДА» стала официальным партнером Kodak Alaris и мы наконец получили доступ ко всему ассортименту фотопленок, которые производятся в настоящее время. И что же вы думаете? Оказывается, Kodak Gold жив! Более того, он производился все это время.
Просто около 10 лет подряд не поставлялся в РФ и многие другие страны. Во время десятилетнего «пленочного кризиза» 2005-2015 годов официальные дистрибутеры Кодака во многих странах сократили ассортимент, оставив только самые бюджетные пленки.
Но кризис давно кончился, объемы продаж пленки во всем мире растут уже 2 года, а дистрибутеры все никак не проснутся.
Поэтому пришлось брать инициативу в свои руки. Вчера по специальному заказу на склад нашего магазина напрямую от Кодака поступила первая пробная партия Kodak Gold 200 и Kodak Ultramax 400. Это по сути одна и та же пленка, отличается лишь чувствительностью. Вся пленка исключительно свежая! Произведена в 2017 году, срок годности — август 2019 года.
В ассортиментной линейке Kodak она стоит где-то посредине между самой бюджетной фотопленкой Kodak Color Plus и довольно дорогой профессиональной пленкой Kodak Portra, но значительно ближе к последней.
Грубо говоря, Kodak Gold для тех, кто хочет крутые цвета, но душит жаба на Портру. Именно такой выбор чаще всего и делали в 90-х годах обычные люди (не профессионалы).
В общем, легендарная пленка снова в России!
Конечно, я первым делом бросился ее тестировать. Мне очень хотелось понять, тот ли самый это Голд, или что-то изменилось. Все мы помним цвета старого Кодак Голда — золотистую кожу, натуральный цвет зелени и фирменное сине-зеленое небо. При словах «Кодак Голд» в моей голове всплывает образ загорелых тел на фоне черного моря, но… «не сезон, подумал Штирлиц».
Как еще можно проверить эту пленку на оригинальность, когда на улице не то чтобы нет моря, но и даже солнца нет, и в ближайшее время не предвидится. Конечно, поснимать со вспышкой! Потому что тот самый Голд славился своей золотистой кожей и со вспышкой тоже. На бытовых сюжетах — дом, семья, вечеринки и т.д.
И вот я покупаю ролик Kodak Gold 200, заряжаю его в камеру и снимаю дома обычные семейные сюжеты с детьми. Потом проявляю, сканирую и печатаю пленку. И что же вы думаете? Да! Он самый! Тот самый Кодак Голд! Рассказываю подробнее.
Вот так выглядит современная упаковка Голда. «Кокошник», конечно, лишний.
Впрочем это не важно, главное, что пленка действительно настоящая и что еще важнее — свежая.
Вскрываем упаковку, вытаскиваем ролик. Просто, но красиво, черт побери! Особенно с новым логотипом Кодака.
Теперь надо подобрать подходящую камеру, желательно со встроенной вспышкой. В моем парке фотоаппаратов для этой задачи лучше всего подходит Olympus Mju:2.
Открываем заднюю крышку, устанавливаем пленку.
Конечно, выставляем дату! Пусть впечатывается, чтобы было все как раньше. По-настоящему.
[…]
Дальше идет монтаж. Весь день снимаю на пленку бытовые сюжеты, но процесс этот я не заснял.
Итак, пленка снята. Все, что я покажу дальше, вам делать не обязательно. Как нормальный человек, вы просто сдаете пленку в лабораторию, где ее проявляют, сканируют, печатают и т.д. То есть быстро, качественно и дешево делают все, что вам нужно. Вы просто получаете готовый результат и радуетесь как ребенок.
Но я то человек не нормальный, я маньяк! Поэтому я всё сделаю сам. А заодно и вам покажу, что происходит с вашей пленкой, когда вы сдаете ее на проявку.
Первым делом пленку надо проявить. Для этого мы засунем ее в специальную проявочную машину C-41.
Весь процесс занимает около 10 минут, и вот с обратной стороны машины появляется уже проявленная и высушенная пленка.
Что может быть проще? На самом деле, конечно, за кадром остается обслуживание этой машины, расходы на электричество, химию, зарплаты лаборантам, налоги и многое другое. Для общего представления — для того, чтобы химия не стухла, ежедневно нужно проявлять не менее 10 пленок.
В нашей лаборатории эта машина проявляет не менее 50-70 фотопленок (в пиках доходит 400). Ежедневно. И эти цифры растут каждый месяц, что, конечно, не может не радовать.
Дальше есть несколько вариантов. Пленку можно отсканировать и получить файлы. Можно напечатать на печатной машине. Можно напечатать ручным оптическим способом в темной комнате без участия компьютера. Именно так я и поступаю, когда снимаю шедевры для своих арт-проектов! Но сейчас речь не о шедеврах, а об обычных бытовых снимках — такие я сканирую и печатаю. Именно это и сделаем.
Сначала пленку отсканируем. У нас есть 9 разных сканеров под разные задачи. Узкие пленки больше всего люблю сканировать в максимальном качестве на Nikon 5000. Засовываем пленку в сканер через специальные электростатические щеточки для снятия пыли.
Около двух минут уходит у сканера на построение превью всех кадров пленки.
И вот уже видно — да, он! Тот самый голд! Теперь запускаем сканирование в максимальном качестве. На это сканеру требуется около 1 часа. Все кадры подряд показывать, конечно, смысла нет, это простая семейная съемка. Но несколько кадров обязательно покажу! Иначе как вы поймете, что это действительно тот самый Кодак Голд?
Все кадры без цветокоррекции. Вообще. То есть просто сканы как они есть, единственное, что я сделал — это убрал лишние черные поля от рамки сканера.
Теперь напечатаем фотографии обычным машинным (стандартным) способом. У нас для этого есть AGFA D-Lab.1. Печатать можно как со сканов, так и с пленки. В случае печати с пленки машина сканирует ее, применяет автоматические коррекции и печатает. Ничего делать не надо, просто засовываем пленку, нажимаем кнопку и через 4 минуты получаем фотографии.
Опять-таки, за кадром остается обслуживание машины, электричество, зарплаты и налоги, но сейчас не об этом!
36 кадров, 36 отпечатанных фотографий. Все хорошие, естественно. Это же пленка!
Осталось порезать пленку и упаковать ее в архивный пергаментный принт-файл.
Принт-файл подписываем и подшиваем в специальную папку. Я использую простую систему нумерации пленок в виде ГГГГ-ННН, где ГГГГ — год, а ННН — трехзначный номер (больше 999 пленок в год я снимать не планирую). Аналогичным образом именую папки со сканами.
Сканы удобны в качестве электронного архива, всегда можно быстро найти нужную пленку, нужный кадр и напечатать его оптическим способом (или отсканировать в высоком разрешении, скажем, для использования в гибридном процессе через сканирование). Также сканы я часто (но не всегда) использую для публикации своих фотографий в интернете. Но потом все равно лучшие печатаю оптикой.
У меня на каждый год заведена отдельная папка. Обычно за год я снимаю порядка 150 пленок. Иногда больше, иногда меньше. Больше 150 в папку влезают с трудом, поэтому когда выходит больше пленок, завожу две папки. В этом году это моя 119 пленка.
Вуаля! До чего ж все-таки техника дошла. Сегодня только сделал фотки, и вот они уже в интернете! 2017 год на дворе однако. Технологии! Главное, ничего делать не надо, просто нажимаешь на кнопку и получаешь результат. Как и завещал великий Джодж Истман еще в далеком 1888 году. Провидец! И результат этот великолепен по цвету, безо всякого фотошопа.
Но главное — да! Это действительно тот самый Кодак Голд. Счастье есть!
Купить эту замечательную пленку можно здесь. Там же на сайте есть вся информация о том, как ее проявить, отсканировать и напечатать.
За сим кланяюсь. Спасибо, что дочитали до конца! Всем чмоке в этом чатике.
VSCO X или как делать плёночные фото с помощью iPhone
Даже если ты не умеешь снимать — читай. Узнаешь много нового.
- Недавнее обновление популярного приложения VSCO принесло не только платную подписку, но и потрясающие новые фильтры, имитирующие настоящую классику плёночной фотографии.
- Если вы давно хотели придать вашим фотографиям с iPhone более ламповый, уютный или профессиональный вид, то для этого наконец-то появился самый лучший инструмент.
- Культовые плёнки Kodak, Fuji, Ilford отныне всегда под рукой и готовы в любой момент преобразить ваши кадры до неузнаваемости.
- Потребовалось немало времени, чтобы разобраться в нюансах обновлённого приложения, но сейчас я расскажу вам обо всех его подробностях и интересных деталях.
Что такое VSCO X и чем отличается от VSCO
VSCO — одно из самых популярных приложений для обработки фотографий на iOS и Android. Оно существует уже много лет и сплотило вокруг себя целое сообщество профессиональных фотографов, использующих фильтры приложения не только с мобильными устройствами, но и обычными камерами.
Специально для них были созданы эффекты VSCO Film — цифровые копии популярных плёнок, доступные в качестве плагинов для Adobe Lightroom и Adobe Camera Raw. Главной их проблемой была высокая цена (по 59 баксов за набор фильтров) и отсутствие мобильных аналогов.
В начале этого года всё изменилось.
Создатели VSCO анонсировали новую модель подписки и представили переработанное приложение VSCO X с фильтрами Film X — мобильными цифровыми копиями культовых аналоговых цветных и чёрно-белых плёнок.
Ниже список доступных фильтров на момент написания обзора:
- Fuji Pro 160S (FP1)
- Fuji Pro 160C (FP2)
- Fuji Pro 400H (FP4)
- Fuji Pro 800Z (FP8)
- Fuji Provia 400X (FR4)
- Fuji Neopan 1600 (FN16)
- Ilford HP5 Plus (IH5)
- Kodak Ektar (KE1)
- Kodak Portra 160 (KP1)
- Kodak Portra 400 (KP4)
- Kodak Portra 800 (KP8)
- Kodak TMAX 3200 (KT32)
- Kodak Tri-X 400 (KX4)
Фильтры Film X используют фирменный графический движок SENS, на разработку которого ушло три года.
Для этого была построена отдельная лаборатория, где вместе с научными сотрудниками программисты изучали, сканировали и проявляли плёнки, создавая сложные алгоритмы обработки изображений, учитывающие реакцию разных плёнок на освещение.
В конечном итоге им удалось создать революционный продукт, с невероятной аккуратностью учитывающий все эстетические особенности плёночных фотографий для мобильных устройств.
Вместе с подпиской на плёночные фильтры Film X вы получаете доступ ко всем фильтрам VSCO (более сотни), включая ежемесячные апдейты и все будущие дополнения.
Стоит это 20 долларов в год, и такая цена сохранится на протяжении первых двух лет.
Какой она станет позднее — неизвестно. Ну а в целесообразности оформления подписки мы разберёмся чуть ниже.
Какую плёнку выбрать
Рассмотрим все плёнки в подробностях и с примерами. Начну с чёрно-белых плёнок, но покажу их разницу на примере одной фотографии, просто потому что ничего более подходящего у меня не нашлось.
Не поклонник чёрно-белых фото, простите.
Сразу скажу, что каждый фильтр получил дополнительные параметры настроек, в отличие от классических фильтров VSCO. Можно сделать фотографии чуть выцветшими или пере/недо-экспонированными, теплыми или холодными.
Все настройки максимально приближены к настоящим результатам проявки фотографий. Ну а все фотографии сняты на iPhone 7 Plus.
Fuji Neopan 1600 (FN16)
Эта плёнка характеризуется высоким контрастом и предназначена для сложных условий с недостатком освещения. Наилучшим образом она раскрывается с помощью уличных и концертных снимков. Недоэкспонирование уменьшает контраст и смягчает тени, переэкспонирование делает тени глубже, а контраст — сильнее.
Ilford HP5 Plus (IH5)
Данная плёнка с мягким контрастом наилучшим образом подходит для портретов и репортажей. В остальном её поведение сравнимо с FN16.
Kodak TMAX 3200 (KT32)
Зернистая плёнка с высоким контрастом. Переэкспонирование делает фотографии более драматичными. Применение аналогичное первым двум: репортажная съёмка, уличные фото, концерты.
- Kodak Tri-X 400 (KX4)
Культовая плёнка, фактически золотой стандарт для чёрно-белой фотосъёмки, использовавшийся десятилетиями. Очень гибкая и разносторонняя, но лучше всего подходит для репортажей и портретов.
А вот теперь самое интересное — цветные фото. Здесь выбор гораздо больше и отличия куда заметнее. Рекомендации разработчиков на картинках не совсем соответствуют самим картинкам, так что не буду им соответствовать и я.
- Ну а начнём мы с плёнок Fuji.
- Fuji Pro 160S (FP1)
Низкоконтрастная плёнка с мягкими тонами, наилучшим образом подходящая для уличных портретов в окружении натуральных цветов. Но я нашёл ей другое применение. Неплохо же вышло?
- Fuji Pro 160C (FP2)
Её главным отличием от предыдущей плёнки стали более яркие цвета, насыщенность и контраст. Она больше подходит для фотографий природы, архитектуры и уличных портретов.
Вот с этим спорить не стану. Портрет Алёны Русь получился что надо.
Fuji Pro 400H (FP4)
Эту плёнку фотографы полюбили за уникальную передачу цветов и оттенков кожи. Вкупе с мягким контрастом и небольшой зернистостью она идеальна для портретов.
- Fuji Pro 800Z (FP8)
Высокий контраст, преобладание красного оттенка при переэкспонировании, насыщенные цвета. Портреты, фэшн-съёмка, свадебная фотография — её стихии.
- Fuji Provia 400X (FR4)
Эта плёнка отлично подходит для плохих условий и выдаёт очень яркие и сочные цвета. Переэкспонирование повышает контраст и уводит снимок в розовый оттенок, а недоэкспонирование придаёт фотографиям сильное выцветание.
- Плёнки Kodak предлагают несколько иной взгляд на фотографию, и это сразу же бросается в глаза.
- Kodak Ektar (KE1)
- Контрастная и насыщенная плёнка, идеальная для уличной, повседневной, природной и фэшн-съёмки.
- Kodak Portra 160 (KP1)
Плёнка с хорошей передачей оттенка кожи и яркими, живыми цветами. С переэкспонированием уходит в красный и оранжевый оттенок, недоэкспозиция практически обесцвечивает снимок.
- Kodak Portra 400 (KP4)
Эта плёнка особенно рекомендуется разработчиками для тех, кто не знает с чего начать. Она одна из самых универсальных, с приятными цветами и натуральным оттенком кожи, что делает её хорошим выбором для свадебной или фэшн-съёмки.
- Kodak Portra 800 (KP8)
- Хорошая плёнка для вечерних фото, уходящая в голубые тона при недоэкспонировании, а при переэкспозиции дающая лучшую насыщенность и натуральные оттенки кожи.
Кому и для чего
Понятно, что это приложение и эти фильтры не для всех. Прежде всего, они предназначены для профессионалов и членов сообщества VSCO, давно нуждающихся в таких инструментах.
К тому же, приложение VSCO с недавних пор умеет снимать RAW, и подобная обработка фотографий на ходу может сильно сэкономить время. Вы же не будете спорить с тем, что мобильная съёмка может неплохо сосуществовать с профессиональной и даже иногда подменять её?
Я ни разу не профессиональный фотограф, но эти плёночные фильтры позволили мне по-новому взглянуть на любимое приложение, часто выручающее меня в повседневной жизни и в работе. Они не требуют каких-то серьёзных навыков и безупречного владения Adobe Photoshop или Lightroom.
Всё, что требуется — немножко фантазии, хороший или хотя бы неплохой вкус и прямые руки. Экспериментируйте, пробуйте, ищите свою любимую плёнку, изучайте простой и удобный редактор.
- Я сразу же оформил подписку, как только получил приглашение протестировать новые функции (изначально обновлённый VSCO X распространялся только по инвайтам) и уже подсадил на приложение некоторых знакомых.
Попробуйте и вы. Всё, что для этого нужно — зайти в приложение, нажать на иконку магазина и оформить подписку. Сразу после этого иконка магазина навсегда исчезнет, а вы получите полный доступ ко всем возможностям VSCO X.
И подписывайтесь на мой профиль в VSCO, куда я хоть и редко, но всё же стараюсь выкладывать самые атмосферные фотографии. С новыми фильтрами их точно станет больше.
(3
Почему Kodak умерла, а Fujifilm расцвела: история двух производителей фотоплёнки
Время Kodak прошло, а сегодняшняя версия компании Fujifilm процветает, пережив кардинальную реорганизацию. Перед вами — детальный анализ, основанный на информации из первых рук, полученный от менеджеров высшего звена и из реальных финансовых данных, позволяющий понять, как и почему судьбы двух похожих компаний разошлись в противоположных направлениях.
Ситуация до плёночного кризиса: безопасный и доходный рынок
Хотя Kodak и Fujifilm производили фотокамеры, их основным бизнесом была фотоплёнка и продажи услуг постобработки.
Согласно Forbes, Kodak «с удовольствием раздавала камеры в обмен на то, чтобы подсадить людей на оплату проявки фотографий – в результате чего доля Kodak на рынке химикатов и бумаги, используемых для проявки и печати фотографий, составляла приятные 80%».
Эта стратегия в самой компании была известна, как «серебряный галоид», и была названа в честь химических составов, использовавшихся в производстве плёнки. Это была фантастическая история успеха. Эта стратегия была похожа на то, чем занимались Gillette или производители принтеров: раздавайте бритвы или принтеры, чтобы зарабатывать на лезвиях и картриджах. Fujifilm, кстати, представила одноразовую 35мм камеру в 1986 году, за два года до того, как это сделала Kodak. Плёнка была для них всем.
В 2000 году, незадолго до перехода на цифру, продажи плёнки составляли 72% доходов Kodak и 66% от её операционного дохода; у Fujifilm это было 60% и 66% соответственно.
Мировое потребление плёнки и изменение состава доходов
Фотоплёнку делают по тщательно выверенной комбинации различных технологий, требующих аккуратно выстроенного производственного процесса. Если посмотреть на срез цветной плёнки, можно увидеть, что основа плёнки состоит из 20 равномерно покрытых слоёв, каждый из которых чувствителен к трём основным цветам, красному, синему и зелёному. И толщина каждого из слоёв составляет всего 1 микрометр.
Директор Fujifilm, Сигэтака Комори, в своей книжке объясняет, что «кроме формирования плёнки и её покрытия с высокой точностью, требуется ещё формирование зерна, функционального полимера, нанодисперсии, функциональных молекул и контроль окислительно-восстановительных процессов. Все эти процессы идут под жёстким контролем качества».
Вили Ших [Willy Shih], бывший вице-президент Kodak (1997-2003) подтверждает, что «цветная плёнка была очень сложным в производстве продуктом».
Плёнку «нужно было покрыть 24 слоями сложных химикатов: фотосенсибилизаторами, краской, связующими составами и другими материалами, размещавшимися на плёнке с большой точностью в то время, как она протягивалась со скоростью 90 м в минуту.
Широкую плёнку необходимо было менять и резать в реальном времени; покрытую составами плёнку надо было резать по размеру и упаковывать, и делать всё это в темноте».
Комори вспоминает, что когда-то во всём мире было 30-40 производителей чёрно-белой плёнки, но многие из этих компаний столкнулись с непреодолимыми техническими проблемами перед лицом распространения цветной плёнки. «В плёночный бизнес были высокие входные барьеры. Только у двух производителей, Fujifilm и Agfa-Gevaert, было достаточно технологий и производственных масштабов, чтобы соперничать с Kodak», — сказал Ших.
Этот бизнес был относительно безопасным и доходным. Десятилетия дуэль Fuji-Kodak поддерживала движение на рынке, а Agfa и Konica играли во второй и третьей лиге. У каждой компании была большая доля местного рынка, создававшая постоянный и безопасный денежный поток, несмотря на временные ценовые войны, как та, которую Fuji запустила против Kodak в 80-х и 90-х.
Последствия цифровой революции: «хреновый» и исчезающий бизнес
В 2001 году продажи плёнки во всём мире достигли своего пика, но, как вспоминает президент Fujifilm, «пик всегда скрывает предательскую долину». Сначала рынок начал сжиматься очень медленно, затем скорость начала нарастать, и в итоге он обваливался на 20-30% в год.
В 2010 году мировая потребность в фотоплёнке упала более, чем в 10 раз по сравнению с тем, что было 10 лет назад. Но сначала рынок не исчез, он изменился. После демократизации персональных компьютеров и интернета в 90-х, потребители начали покупать цифровые камеры. К сожалению для производителей плёнки, переход от аналога к цифре представляет собой чрезвычайно серьёзные трудности.
Полупроводниковая технологическая платформа никак не пересекается с производством плёнки.
Важнее всего то, что, как объясняет бывший вице-президент Kodak: «Широкая применимость платформы означает, что хороший инженер может купить все строительные блоки и собрать камеру.
Эти блоки абстрагируются почти от всех необходимых технологий, и вам уже не требуется большой опыт и особые навыки. Поставщики компонентов предлагали технологию всем, кто заплатит, и в ней было мало входных барьеров».
Иначе говоря, цифровая эра стала полной противоположностью комфортабельной бизнес-модели «серебряного галоида», где несколько игроков делили безопасный рынок с хорошими прибылями. Исчез ключевой бизнес плёнки и постобработки, но коммерциализация цифровых камер не восполнила эту потерю. В 2006 директор Kodak Антонио Перес назвал цифровые камеры «хреновым бизнесом».
Почему? Потому что внезапно Kodak и Fujifilm пришлось оставить свою квази-дуополию и состязаться с десятками компаний в низкомаржинальном бизнесе цифровых камер. В отличие от цветных плёнок, любой мог объединить сенсор и процессор, и вывести продукт на рынок. Именно это и произошло. Как сказал президент Panasonic Юкио Сотоку своей компании-близнецу Kodak, «Модуляризация делает потребительский продукт, наш потребительский продукт, товаром». Это объясняет, как сёрфер из Калифорнии смог на пустом месте взять рынок потребительских видеозаписей штурмом, и стать директором GoPro до того, как его самого потеснили китайские производители более дешёвой электроники. Одного взгляда на финансы Kodak достаточно, чтобы прояснить ситуацию. В начале 2000-х Kodak сумела поддерживать уровень продаж, но прибыль группы упала до отрицательных значений. В 90-х продажи Kodak колебались от 13 до 15 млрд, а прибыль от 5 до 10%. В 2000 году компания получила $1,4 млрд прибыли, а в 2002 — $800 млн. После этого финансы компании из Рочестера вошли в фазу долгой агонии, за которой последовало банкротство 2012 года. Особенно резкое падение отмечается после 2006 года.
И проблема была не с продажами камер. Kodak продавала большое количество цифровых фотоаппаратов. В 2005 году Kodak заняла 21,3% рынка США и в сегменте цифровых камер обогнала своих японских конкурентов. В том году продажи американской группы выросли на 15%.
К несчастью, во всём мире с продажами было не так радужно. К 1999 году у Kodak занимала 27% рынка. Но этот показатель к 2003 году упал до 15%, а к 2010 – до 7%, и компания уступила позиции Canon, Nikon и другим.
Главной проблемой было то, что Kodak не зарабатывала денег с цифровых камер. Она разбрасывалась деньгами. Согласно гарвардскому исследованию, с каждой проданной компанией цифровой камеры в 2001 году она теряла по $60.
Эта проблема чётко прослеживается в финансовой отчётности. Kodak в 2000 году достигла $1,4 млрд операционной прибыли, продав 10,2 млрд единиц товара, относящегося к фотографии, но прибыльность после этого очень быстро испарилась. В 2006 году в официальном ежегодном отчёте компания начала разделять продажи цифрового и плёночного секторов. В таблице видно, что Kodak сначала поддерживала неплохой уровень дохода в секторе фотографий. Она даже сумела заменить падающие продажи плёнки доходом с цифровых продуктов, но эта активность терпела убытки. В итоге компании пришлось подать заявление на банкротство в 2012 году. В предшествующий год продажи плёнки принесли $34 млн операционного дохода, а сектор цифровых фотоаппаратов потерял в десять раз больше денег ($349 млн).
В целом картина для Fujifilm была не сильно лучше, и она переживала те же неприятности, что и её американский конкурент. Президент Fujifilm вспоминает, что «в наших прогнозах мы не могли учесть скорость захвата рынка цифровыми товарами.
Рынок плёнки сжимался гораздо быстрее ожидаемого». С 2005 по 2010 года продажи цветной плёнки упали с 156 млрд йен до 33 млрд, а сегмент обработки фотографий сжался с 89 млрд до 33 млрд йен.
Но японская компания смогла не только преодолеть кризис, но и преуспеть в этой сложной обстановке. Как?
Как Fujifilm смогла преодолеть кризис и преуспеть?
Критически важным элементом успеха Fujifilm стала диверсификация. В 2010 году рынок плёнки упал до 10% от своего объёма 2000 года. Но Fujifilm, 60% продаж которой занимала плёнка, успешно провела диверсификацию и сумела вырастить прибыль на 57% за десять лет, в то время, как продажи Kodak упали на 48%. Столкнувшись с резким падением продаж основного продукта, Fujifilm быстро начала действовать, и изменила свой бизнес при помощи инноваций и внешнего роста. Управляемая железной рукой Сигетаки Комори, назначенного президентом в 2000 году, Fujifilm быстро провела массивные реформы. В 2004 году Комори разработал шестилетний план под названием VISION 75, в честь 75-й годовщины группы. Цель была простой, и состояла в «спасении Fujifilm от катастрофы и гарантии её жизнеспособности как лидирующей компании с продажами в 2-3 трлн йен в год». Сначала руководство реструктурировало бизнес фотоплёнки, урезав производство и закрыв лишние фабрики. Одновременно департаменты исследований и разработок переехали в новое место, чтобы объединить исследовательские попытки и пропагандировать улучшенную культуру коммуникаций и инноваций среди инженеров. Поняв, что бизнес цифровых камер не сможет заменить стратегию серебряного галоида из-за низкой прибыльности сектора, компания провела массивную диверсификацию на основе возможностей и инноваций. Ещё до запуска плана VISION 75 президент приказал главе департамента исследований и разработок провести инвентаризацию технологий Fujifilm и сравнил их с запросами международных рынков. Через полтора года технологического аудита команда R&D выдала таблицу со всеми существующими в компании технологиями, способными соответствовать запросам будущих рынков.
Президент увидел, что «технологии Fujifilm можно адаптировать для таких нарождающихся рынков, как фармакология, косметика и функциональные материалы». К примеру, компания смогла предсказать бум в области ЖК-экранов и серьёзно вложилась в этот рынок. Используя свои плёночные технологии, инженеры компании создали FUJITAC, ряд качественных плёнок, необходимых для производства ЖК-панелей телевизоров, компьютеров и смартфонов. Сегодня FUJITAC занимает 70% рынка защитных поляризационных плёнок для ЖК-экранов.
Также компания вышла на такие неожиданные рынки, как косметика. В поддержку этого шага говорил 70-летний опыт работы с желатином, ключевым ингредиентом для фотоплёнки, получаемым из коллагена.
Человеческая кожа на 70% состоит из коллагена, из-за которого она имеет такой блеск и эластичность. Также у Fujifilm был большой опыт в окислительных процессах, связанных как со старением фотографий, так и увяданием человеческой кожи.
Поэтому Fujifilm запустила линию косметики в 2007 году под названием Astalift.
Если у компании не было своих многообещающих технологий, способных конкурировать на нарождающихся рынках, она занималась слияниями и поглощениями. Покупая уже вышедшие на рынок компании, и комбинируя их активы со своим опытом работы, японская фирма смогла легко и быстро выпускать новые продукты на рынок.
Пользуясь синергией технологий, в 2008 году она приобрела Toyoma Chemical, и вышла на рынок лекарств.
Погружаясь в этот рынок, она также купила радиофармацевтическую компанию, которая теперь называется Fujifilm RI Pharma.
Она также укрепила позицию в уже существовавших совместных предприятиях, например, в Fuji-Xerox, ставшей совместной компанией в 2001 году, после того, как Fujifilm приобрела ещё 25% доли в партнёрстве.
В 2010 году, через девять лет после пика продаж плёнки, Fujifilm превратилась в новую компанию. Если в 2000 году 60% продаж и две трети прибылей шли за счёт экосистемы фотоплёнки, то в 2010 фотографическое подразделение отвечало меньше чем за 16% от общей прибыли. Fujifilm смогла выйти из шторма благодаря массивной реструктуризации и диверсификации.
Почему Kodak провалилась?
Многое уже было сказано о том, почему Kodak не смогла провести реформы. Обычно описывается мумифицированная компания, застрявшая в аналоговой эре, и не способная адаптироваться к цифровому миру.
Некоторые объясняют, что Kodak страдала близорукостью, и не смогла разглядеть наступление цифровых камер, а другие говорят, что причиной проблем было самодовольство, когда руководство отказывалось принимать неизбежное, несмотря на то, что было в курсе приближения цифрового цунами.
Определённая правда в этом описании есть, однако оно неполное и упрощённое. Как уже упоминалось, Kodak создала неплохой ассортимент цифровых камер и смогла некоторое время занимать первое место в продажах в США в начале 2000-х. Исторически Kodak изобрела цифровую фотографию, разработав эту технологию в 1975.
Компания из Рочестера влила миллиарды долларов в цифровой отдел исследований и разработок, и, как Fujifilm, сильно уменьшила производство, что также обошлось ей в миллиарды.
Согласно Harvard Business Review: «Директор Джордж Фишер (1993-1999) знал, что вторжение цифровой фотографии может произойти, и даже заменить ключевой бизнес Kodak. Вне сомнения, у него и других членов руководства компании было искушение это игнорировать.
Но к их чести, они смогли противостоять искушению. Фишер построил войска и агрессивно инвестировал более $2 млрд в разработку и исследования цифровых изображений».
Этой же цели придерживался и следующий директор Дэн Карп, поклявшийся инвестировать две третьих части бюджета компании на исследования и разработку в цифровые проекты.
Бывший президент потребительского цифрового бизнеса Kodak добавляет, что «Руководство Kodak критиковали за подрыв цифрового сектора, сделанный в стремлении сохранить плёночный. Но эта критика преувеличена.
Реагируя на рекомендации экспертов, с середины 90-х по 2003-й компания создала отдельное подразделение (которым управлял я), задачей которого был цифровой рынок.
Новое подразделение, не ограниченное наследием или практиками, смогло создать лидирующую на рынке позицию в части цифровых камер».
Kodak выставила на продажу онлайн-сервис Kodak Gallery
Знаменитая американская компания пытается продажей фотохостинга справиться с потерей наличных денег.
Американская компания-производитель фототехники и фототоваров Eastman Kodak Co. (работает под брендом Kodak) выставила на продажу онлайн-сервис Kodak Gallery, позволяющий публиковать в Интернете цифровые изображения.
Об этом газете The Wall Street Journal сообщили осведомленные источники.
Kodak направил предложения о покупке актива другим фотохостинговым компаниям, производителям фототехники, ритейлерам и инвестиционным фондам, знают собеседники издания.
По словам одного из бизнесменов, на которого вышли представители Kodak, американская компания хочет выручить от продажи Kodak Gallery несколько сотен миллионов долларов. Другие потенциальные покупатели отмечают, что в последние годы Kodak Gallery теряла посетителей и клиентов.
По данным самой Kodak Gallery, ее клиентская база состоит из 75 миллионов человек. 3 ноября Kodak сообщила, что по итогам III квартала 2011 года получила чистый убыток в размере 222 млн долларов. В аналогичном периоде 2010 года убыток составлял 43 млн долларов.
Выручка за отчетный период снизилась на 17% до 1,46 млрд долларов. Значительно сократились — с 1,4 млрд до 862 млн долларов — резервы наличных денег компании.
В отчете Kodak Gallery за III квартал этого года говорится, что наличность может закончиться в течение года, если компания не привлечет дополнительные средства.
Kodak вошла в бизнес хранения изображений в Интернете в 2001 году через покупку компании Ofoto почти за 100 млн долларов.
Во время расцвета Kodak Gallery приносила выручку в 150 млн долларов, но так и не вышла на прибыль, говорят источники газеты. Постепенно падала популярность сайта.
Если в июне 2008 года Kodak Gallery посетили 7 миллионов уникальных пользователей, то в октябре 2011 года — только 1,5 миллиона.
О сложности ситуации в Kodak свидетельствует обеспокоенность акционеров компании. В конце сентября они направили заявление в совет директоров с требованием продать компанию.
Тревога за будущее производителя объясняется резким удешевлением акций, которое последовало за признанием в получении от властей США финпомощи в 160 млн долларов на «корпоративные цели».
Почти сразу после выступления акционеров Eastman Kodak официально сообщила, что не собирается заявлять о банкротстве.
Eastman Kodak — Википедия
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. (3 декабря 2019) |
Eastman Kodak Company
Тип
Публичная компания
Листинг на бирже
NYSE: KODK
Основание
1881
Основатели
Джордж Истмен, Henry A. Clark[d] и Henry A. Strong[d]
Расположение
США: Рочестер, Нью-Йорк
Ключевые фигуры
Джеф Кларк (генеральный директор)
Отрасль
Производство фото-, кинотоваров, фотоматериалов, компьютерной техники, военной продукции
Продукция
Продукция Kodak
Оборот
13,274 млрд долларов (2006 год)
Операционная прибыль
▼ −561 млн долларов (2010 год, убыток)
Чистая прибыль
▼ −687 млн долларов (2010 год, убыток)
Активы
▼ 6239 млн долларов (2010 год)
Число сотрудников
18,8 тыс. человек (2010 год)
Дочерние компании
Kodak (Israel)[d], Kodak (Japan)[d], Kodak (Canada)[d], Kodak (Germany)[d] и Kodak (France)[d]
Сайт
www.kodak.com
Медиафайлы на Викискладе
Логотип, стилизованный под букву «К», был впервые представлен в 1971 году
Логотип компании с 1987 до 2006 года
Eastman Kodak Company — американская компания, производитель фотоматериалов, оборудования, расходных материалов и программного обеспечения для офсетной, цифровой и функциональной печати[1]. Основана Джорджем Истменом в 1881 году. Штаб-квартира в городе Рочестер, штат Нью-Йорк (США).
Собственники
Все акции компании находятся в свободном обращении[2].
На январь 2011 года крупнейшими акционерами были[2]:
- Legg Mason Capital Management (21,6 %).
- Vanguard Group (5,5 %).
- BlackRock Institutional Trust Company (5,1 %).
Руководство
Ключевыми фигурами в руководстве компании являются[3]:
- Генеральный директор — Джефри Кларк (англ. Jeffrey J. Clarke).
- Председатель совета директоров — Джеймс Континенца (англ. James V. Continenza).
История
Джордж Истмэн на палубе парохода. Снимок сделан фотоаппаратом «Кодак» № 1
Kodak Brownie — один из наиболее известных продуктов Kodak (1900)
Реклама фирмы. «Нива», 1900-е
В 1879 году банковский служащий Джордж Истмен разработал машину для нанесения разработанной двумя годами ранее сухой желатиносеребряной фотоэмульсии на стеклянные пластины[4]. Патент на машину для массового производства фотопластин был выдан в Англии. В 1881 году промышленник из Рочестера Генри Стронг (Henry A. Strong) основал компанию Eastman Dry Plate Company. В 1884 году Истмен и Стронг преобразовали свою компанию в корпорацию. В 1885 году публике была представлена катушечная фотоплёнка American Film. Истмен нанял химика Генри Рикенбака (Henry H. Reichenbach) для продолжения исследований, и в 1889 году началось производство фотоплёнки на гибкой подложке. В 1891 году налажен выпуск киноплёнки для Кинетоскопа.
Целью Истмена была популяризация фотографии. В 1888 году появился фотоаппарат Kodak, в котором была заряжена плёнка на 100 кадров. Фотоаппарат с плёнкой стоил 25 долларов. 4 сентября 1888 года Джорж Истмен зарегистрировал торговую марку Kodak. В 1890 году начались продажи фотоаппарата с плёнкой на 48 кадров.
После долгой рекламной кампании бренда Kodak, в 1892 году наименование компании изменилось на Eastman Kodak Co. В 1900 году Истмен добился своей цели — новый фотоаппарат Kodak Brownie с плёнкой на 6 кадров продавался за 1 доллар. Плёнка продавалась за 15 центов. Серия фотоаппаратов Brownie выпускалась до 1970 года.
В начале XX века компания Eastman Kodak производила большое количество моделей фотоаппаратов для самых разных типов плёнки. Во многих странах мира Eastman Kodak имел свои отделения.
Некоторые из этих иностранных отделений выпускали собственные модели фотоаппаратов. Например, германский Kodak AG выпускал камеру Retina.
Eastman Kodak имел свои отделения и заводы в Канаде, Мексике, Великобритании, Франции, Германии, Австралии, Аргентине, Бразилии, Испании.
18 июля 1930 года акции компании Eastman Kodak включены в состав индекса Dow Jones Industrial Average.
В 1936 году компания создала первую цветную фотоплёнку типа 135.
Компания производила всё, что связано с фотографией: камеры, объективы (Kodak lenses), плёнку, химикаты, и другие продукты, связанные с обработкой изображений, например, принтеры. В 1966 году у компании было 100 тыс. сотрудников.
Самым популярным продуктом Eastman Kodak были камеры для плёнки типа 126 (размер кадра 26х26 мм). Их производство началось в 1963 году. К 1976 году было продано 60 млн камер Instamatic. Kodak побил собственный рекорд: с 1957 года по 1962 год было продано 10 млн камер серии Brownie. В 1972 году началось производство миниатюрных фотоаппаратов для плёнки типа 110.
В 1976 году инженер компании Стивен Сассун (Steven Sasson) разработал первый цифровой фотоаппарат с размером матрицы 0,1 Мп. Eastman Kodak задержался с производством цифровых фотоаппаратов, в результате чего потерял значительную долю рынка.
- 8 апреля 2004 года акции компании Eastman Kodak исключены из состава индекса Dow Jones Industrial Average.
- В 2006 году компания прекратила самостоятельное производство цифровых фотоаппаратов — производство передано компании Flextronics (Сингапур).
- 22 июня 2009 года компания прекратила производство своей знаменитой плёнки Kodachrome[5].
7 декабря 2009 — объявлено о предстоящей продаже всех активов Eastman Kodak, связанных с бизнесом по производству OLED, группе компаний LG. Тем не менее, в дальнейшим Kodak будет иметь доступ к этой технологии и будет использовать её в своих продуктах[6].
18 января 2012 года компания подала иск о банкротстве в суд, попросив власти защитить корпорацию от кредиторов. У Kodak накопилось 6,8 млрд долл. долгов при общем объёме активов в 5,1 млрд долл[7].
7 февраля 2012 года — объявлено о продаже подразделения Image Sensor Solutions (ISS) компании Truesense Imaging Inc. ISS занималось разработкой и изготовлением CCD сенсоров[8].
3 октября 2012 года — компания заявила об отказе от работы в области потребительского фото, сохранив за собой корпоративное направление[9].