ФАС отменит внутрисетевой роуминг. И что будет с ценами на связь?

ФАС отменит внутрисетевой роуминг. И что будет с ценами на связь?

14 июля антимонопольное ведомство вынесло предупреждение так называемой «большой четверке» операторов мобильной связи: ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), ПАО «МТС», ПАО «МегаФон», ООО «Т2 Мобайл» (бренд Tele2) – о недопустимости установления разных тарифов на услуги сотовой связи в домашнем регионе и поездках по России. По мнению ФАС России, повышение стоимости звонков, смс-сообщений и передачи данных в роуминге ни экономически, ни технологически не обосновано. Такой вывод ведомство сделало на основании детального анализа полученной от операторов связи информации о платежах абонентов при перемещении по стране, а также экономического обоснования установленных ставок тарифов, сообщил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин на состоявшейся вчера пресс-конференции. В связи с этим операторы должны устранить необоснованную разницу в стоимости одних и тех же услуг связи в домашнем регионе и регионах пребывания в каждом тарифном плане, не позднее чем за 10 дней до введения новых тарифов уведомить абонентов об этих изменениях и до 13 августа направить в ФАС России уведомление об исполнении ее предупреждения.

Если операторы не уравняют стоимость услуг связи на территории страны, в их отношении будут возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства по причине экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции») с последующим применением штрафных санкций.

Как показал проведенный анализ, повышение цен на услуги связи в роуминге практически не затрагивает абонентов, использующих пакетные тарифные планы стоимостью от 500 руб. в месяц, отметил Анатолий Голомолзин.

Однако тем абонентам, которые пользуются более дешевыми линейными тарифами, приходится платить в поездках в 9-10 раз больше, чем предусмотрено их базовыми тарифами. При этом ряд тарифов, предлагаемых теми же операторами абонентам в странах СНГ, предусматривают нулевой роуминг.

Значит, никаких технических проблем с отменой внутрисетевого роуминга на территории России тем более не должно быть, заявил представитель антимонопольного ведомства.

Кроме того, результаты реализации мер по снижению тарифов в международном роуминге странами Европейского союза и Евразийского экономического союза доказывают, что операторы не несут убытков, поскольку уменьшение стоимости приводит к значительному увеличению объема потребляемых абонентами услуг, подчеркнул Анатолий Голомолзин.

Можно ли учесть расходы на услуги сотовой связи по безлимитным тарифам в целях налогообложения прибыли, узнайте из материала «Расходы на почтовые, телефонные, телеграфные услуги, на оплату услуг связи, вычислительных центров» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

К тому же необходимость отмены внутрисетевого роуминга – не новость для операторов мобильной связи.

Плановая работа в этом направлении ведется специально созданной в прошлом году рабочей группой при ФАС России, в состав которой входят представители Минкомсвязи России, Роспотребнадзора и непосредственно операторов.

В рамках ее деятельности была утверждена дорожная карта по ликвидации роуминга в России, предусматривающая, в частности, установление сопоставимого с ценами в домашнем регионе уровня абонентских тарифов на территории Крыма, а в дальнейшем – снижение стоимости услуг связи в поездках по всей России.

Поскольку самостоятельно операторы тарифы существенно не снизили, ФАС России приняла решение о применении к ним принудительных мер.Таким образом, к концу текущего года или в крайнем случае в начале следующего года внутрисетевой роуминг должен быть отменен, заключил Анатолий Голомолзин.

Приблизительно в такой же срок будет решен и вопрос об отмене национального роуминга (понятие применяется при оказании услуг одного оператора связи его абоненту, находящемуся в зоне действия сети другого оператора).

«Термин «роуминг» должен использоваться только как техническое понятие в рамках межоператорского взаимодействия, экономически и юридически роуминг должен быть отменен», – указал заместитель руководителя ФАС России.

Он отметил, что ведомством уже принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении «большой четверки» операторов в связи с установлением ими монопольно высокой цены на услуги связи национального роуминга.

При этом, по мнению Анатолия Голомолзина, цены на услуги мобильной связи при отмене роуминга не вырастут, поскольку это не повлечет дополнительных расходов операторов. Определенные изменения стоимости услуг могут произойти лишь в рамках общего изменения тарифной политики, например уточнения так называемых архивных тарифных планов, которое планомерно осуществляется операторами. 

Документы по теме:

В россии отменили национальный и внутрисетевой роуминг — российская газета

ФАС отменит внутрисетевой роуминг. И что будет с ценами на связь?

Poike/iStock

Внутрисетевой роуминг — это услуга, которая предоставляется абоненту, когда он выезжает за пределы своего домашнего региона, где зарегистрирована его сим-карта. Например, когда житель Новосибирска прилетает в Москву в командировку или прибывает в Сочи из Нижнего Новгорода на отдых.

Раньше услуги связи в такой ситуации предоставлялись за дополнительную плату. Чтобы сэкономить на входящих, приходилось подключать специальную опцию.

Пользоваться услугами мобильной связи относительно свободно могли абоненты с тарифными пакетами, где предусмотрены бесплатные входящие в гостевых регионах.

Цены на исходящие звонки, смс и мобильный интернет остаются прежними, как и были до отмены роуминга

Национальный роуминг включается, когда у оператора нет своей сети в том регионе, где в данный момент находится абонент. В этом случае его телефон автоматически подключается к сети другой сотовой компании, с которой у его оператора заключено соглашение.

В национальный роуминг мог попасть, например, житель столицы, путешествуя по удаленным районам на Урале, поскольку не все крупные операторы успели завезти туда свою инфраструктуру. Отдельная история была с Крымом, где федеральные операторы не работают, пользуясь сетями местных операторов — «К‑Телеком» (бренд Win-mobile), «КТК‑Телеком» («Волна мобайл»), «Крымтелеком» и «Севтелеком».

Плата за национальный и внутрисетевой роуминг взималась в России с самого начала развития сетей сотовой связи. Тарифы операторов отличались, но в среднем услуги связи в роуминге стоили от 5 до 11 рублей в минуту без дополнительных опций и скидок. Теперь входящие звонки бесплатны по всей России, включая Крым.

Эта опция действует на всех без исключения тарифных планах без дополнительной платы и не требует подключения каких-либо дополнительных сервисов. В остальном ничего не меняется.

Национальный и внутрисетевой роуминг фактически был ликвидирован на большей территории России осенью 2018 года. На это ушло немало времени. Отмене предшествовали длительные разбирательства ФАС и сотовых компаний.

В августе 2017 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дела в отношении операторов «большой четверки» (МТС, «МегаФон», «Билайн», Tele2), уличив их в поддержании монопольно высоких цен на услуги связи в национальном роуминге и при заключении национальных межоператорских роуминговых соглашений на территории страны.

Все четыре оператора получили предписание устранить нарушения. Осенью национальный роуминг фактически перестал существовать. Параллельно под давлением ФАС сотовые операторы отменяли и внутрисетевой роуминг.

В декабре 2018 года президент Владимир Путин подписал поправки в Закон «О связи», фиксирующие отмену национального роуминга. Изменения вступили в силу 1 июня.

А 27 мая председатель правительства Дмитрий Медведев утвердил постановление о ликвидации внутрисетевого роуминга, которое поставило точку в этом процессе.

«Это окончательное решение вопроса с роумингом на уровне подзаконного нормативного акта», — подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании. Постановление также вступило в силу 1 июня.

Входящие звонки в путешествиях по России стали бесплатными, в том числе и на Черноморском побережье. В отпуске на них можно будет сэкономить

В правила оказания услуг телефонной связи внесли новый пункт, который гласит, что на территории России оператор сотовой связи в своей сети устанавливает одинаковые условия оказания услуг каждому абоненту независимо от того, к какому региону относится номер. Это касается и Крыма. Российские сотовые операторы, в том числе и виртуальные, должны включить полуостров в единое тарифное пространство. А чтобы федеральные игроки не терпели убытки, крымские компании обязаны снизить для них тарифы.

«В России немало граждан — около 25 процентов всех абонентов, кто использует только кнопочные телефоны без выхода в интернет.

Они не общаются в мессенджерах, зато часто совершают звонки, — рассказал «РГ» директор информационного агентства TelecomDaily Денис Кусков. — Для них отмена роуминга — способ заметно сократить расходы.

Дополнительный плюс для всех пользователей мобильной связи: в поездках по России теперь не нужно тратить время на изучение условий тарифа и подключать дополнительные опции, чтобы сэкономить».

Эксперты ранее предупреждали, что отмена национального роуминга обернется потерями для сотовых операторов Крыма. Глава ФАС Игорь Артемьев на это ответил, что оснований для беспокойства у операторов нет. По его словам, высокий уровень прибыли без национального роуминга им обеспечит успешный курортный сезон в Крыму, который начался тоже 1 июня.

Звонок другу: операторы отменили роуминг, а связь все равно подорожала

Два российских сотовых оператора отменили внутрисетевой роуминг: МТС уже ввела специфические условия обслуживания в поездках по России, а «Билайн» сделает это с 18 апреля.

По идее, отмена роуминга должна снизить расходы при поездке за пределы региона проживания абонента. Но на деле получается, что пользователи могут понести лишние расходы.

Отметим, что «Мегафон» и Tele2 по-прежнему тарифицируют звонки на привычных условиях.

Как было

Роуминг — это обслуживание абонента вне зоны «домашней» сотовой сети. Когда мы выезжаем из России, все понятно: вы подключаете международный роуминг, чтобы зарубежные операторы помогли вам остаться на связи. Но и внутри страны операторы разбили территорию на регионы.

Читайте также:  Проводной телефон Philips Scala M110B совместим со слуховыми аппаратами

 Раньше абонент из Москвы, поехавший в командировку, например в Ростов-на-Дону, на большинстве пакетных тарифных планов имел возможность принимать там бесплатные входящие звонки и пользоваться своим пакетом интернета. А вот если он звонил кому-то сам, то минуты из пакетов не списывались, а тарифицировались за дополнительную плату.

При этом позвонить в Москву, находясь в Ростове, было дешевле, чем позвонить на местный ростовский номер.

На непакетных тарифах с повременной оплатой платными при поездках в условный Ростов были и входящие, и исходящие звонки: чтобы не оплачивать входящие, операторы предлагали подключать тарифные опции с ежедневной абонентской платой.

Лишь на дорогих пакетных тарифах с большим количеством включенного трафика (в большинстве случаев абонентская плата на них начиналась от 500-800 рублей, что вдвое больше средней выручки с абонента в России) пакеты действовали в поездках по России.

Правда, тоже с ограничениями: например, в Ростове москвич мог тратить минуты из пакета на звонки в Москву, но оплачивал местные звонки в Ростов. Входящие были бесплатными.

Такая ситуация устраивала регулярно ездящих в командировки абонентов, но тут вмешалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Что нужно ФАС

В 2017 году Федеральная антимонопольная служба решила, что сложившаяся на рынке ситуация ущемляет права абонентов, пользующихся дешевыми тарифными планами, и повелела устранить «несправедливость» до 15 декабря 2017 года. Доводы операторов остались неуслышанными.

Дело в том, что операторы считают внутрисетевой роуминг дополнительной услугой, за которую взимают плату поминутно или в виде опции, либо же включают ее в тариф с более высокой «абоненткой».

Это обусловлено тем, что услуга передачи голоса между регионами имеет более высокую себестоимость.

Исторически в России лицензии на сотовую связь выдавались на каждый регион отдельно, а существующее законодательство требует, чтобы звонок из одного региона в другой (в нашем примере из Москвы в Ростов) передавался исключительно через сеть так называемого «зонового» оператора.

Зоновым оператором может стать только тот, кто имеет физические точки присоединения (грубо говоря, АТС) во всех городских поселениях конкретного региона. То есть фактически это «Ростелеком». Зоновый оператор взимает с сотовиков плату за передачу трафика, поэтому даже внутрисетевые междугородние вызовы имеют большую себестоимость по сравнению с обычными.

На передачу данных подобные требования не распространяются, поэтому доступ в интернет, как правило, без ограничений предоставляется по всей стране. Вернее, почти по всей.

Есть еще регионы Крайнего Севера, подключенные по спутниковым каналам, где действуют совсем другие тарифы на интернет, поэтому операторы ограничивают в них работу сим-карт из других регионов, чтобы их не перевозили туда в целях экономии.

Как стало теперь

Теперь в соответствии с предписаниями ФАС МТС и «Билайн» изменили условия предоставления услуг внутрисетевого роуминга на младших пакетных тарифах. Теперь москвич, уехавший в Ростов, сможет тратить свой пакет в поездке, и это операторами преподносится как благо.

Но тратить он его сможет только на звонки в Ростов, вызовы в Москву будут оплачиваться поминутно (5 рублей у «Билайна», 5,5 рубля — у МТС). Входящие же звонки будут бесплатными только в том случае, если москвичу, находящемуся в Ростове, звонит ростовчанин.

Из Москвы же входящие будут платными.

Естественно, большинству абонентов это неудобно: ведь основной круг контактов у московского абонента находится в Москве, и именно им он будет звонить и принимать от них звонки.

Даже если он уехал на «малую Родину» и в Ростове у него много друзей и родственников, все равно общения с москвичами будет больше. Чтобы вернуть все «как было», операторы предлагают платные тарифные опции, например, МТС просит по 15 рублей в день за возврат к старым условиям.

То есть фактически вмешательство ФАС и попытка регулирования рынка привела не к снижению расходов ездящих по стране абонентов, а наоборот, к увеличению.

Что дальше

В марте ФАС возбудила дела в отношении МТС и «Мегафона» о нарушении антимонопольного законодательства в связи с «экономически и технически необоснованной разницей» в тарифах при выезде за пределы региона подключения. Служба грозит предписанием о перечислении в бюджет «неправомерно полученного дохода».

По состоянию на начало апреля МТС условия не изменила, похожие условия ввел «Билайн». Нет претензий у антимонопольщиков только к Tele2 — в конце прошлого года они заключили, что предложения этого оператора соответствуют предписаниям ФАС (бесплатные входящие, исходящие по 2 рубля за минуту).

Похожее предложение (3 рубля за минуту исходящего звонка) действует у «Мегафона».

У Yota изначально не было дополнительной платы за внутрисетевой роуминг ни на одном из тарифных планов; правда, действует ограничение: при отсутствии в домашнем регионе более 30 дней подряд требуется заново подключать пакеты по тарифам региона пребывания, это сделано из-за разницы тарифов в различных регионах.

Полностью избавиться от внутрисетевого роуминга можно только изменением правил пропуска трафика и исключением из «пищевой цепи» зоновых операторов, ущемив интересы «Ростелекома».

При этом потребуется также уравнять тарифные планы, которые сегодня отличаются в разных регионах: наличие роуминга и платы за межгород сегодня являются основными сдерживающими факторами от массового перевода сим-карт из «дорогих» регионов в «дешевые».

Скорее всего в этом случае цены везде будут подняты до уровня «дорогих» регионов, а стоимость местных звонков вырастет до уровня междугородных.

Как ни странно, но для всех было бы удобным сохранение статус-кво: те 2% абонентов, которые регулярно ездят по России, и так были подключены на «безроуминговые» тарифные планы, а остальным нет дела до тонкостей внутрисетевого роуминга. Вмешательство ФАС в этот раз может позволить операторам поднять стоимость связи, хотя формально такой цели ведомство и не думало ставить. Это тот случай, когда не стоило трогать работающую систему.

  • Неравные возможности. Как отмена сетевого нейтралитета изменит интернет 

Внутрисетевой роуминг должен исчезнуть к августу

ФОТО РИА Новости

О необходимости устранить необоснованную разницу в тарифах внутри России ФАС предупредил крупнейших сотовых операторов ещё 17 июля. Кроме того, компании должны вынести свои предложения по национальному роумингу. Спустя две недели  ни одно из этих требований не было исполнено.

Цены на разговоры внутри сети такие же, как за границей

Сегодня в России действует несколько видов роуминга: национальный, внутрисетевой и отдельно по Крыму. Бесплатным является только национальный роуминг. Внутрисетевой действует внутри определённой сети на территории всей страны и отличается по регионам.

«Каждый раз, когда я еду в очередную командировку по России, приходится  подключать дополнительный пакет услуг, чтобы роуминг был не такой большой», — выразил  мнение тысяч российских абонентов член Общественной палаты и Совета при председателе Совета Федерации  по взаимодействию с институтами гражданского общества Павел Сычев.

ФАС возбудила дело против операторов «большой четвёрки»

В Минкомсвязи  идею отмены роуминга поддерживают, однако опасаются, что  это может привести  к росту цен на сотовую связь.

Однако в ФАС эти аргументы считают надуманными. Как сообщил замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин, ведомство уже возбудило дело в отношении операторов «большой четвёрки» (ПАО «Вымпелком» (Билайн), ПАО МТС, ПАО «МегаФон» и Tele2) за неисполнение своих предписаний.

В ФАС уверяют, что  компании технически готовы к отмене внутрисетевого роуминга. Да и двухнедельный срок  взят не с потолка — именно столько времени, согласно данным Федеральной антимонопольной службы,  требуется для изменения тарифов, в случаях, когда инициаторами выступают сами операторы.

Если же требование выполнено не будет, ведомство намерено использовать самые жёсткие меры, вплоть до взыскания необоснованно полученного дохода.

Расслабляться всё равно не стоит

Позицию Федеральной антимонопольной службы разделяют в Государственной Думе и Совете Федерации. Как сообщил «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Дмитрий Юрков, за исполнением предписания ФАС будет осуществляться парламентский контроль.

«Безусловно, все компании, входящие в «большую четвёрку» будут заявлять, что отменить внутрисетевой роуминг сложно и очень затратно», — прогнозирует Юрков. Однако, по мнению парламентария, все эти аргументы не имеют основания, так как у каждой из компаний достаточно большой запас финансовой прочности.

  • «Внутрисетевой роуминг ничем не обусловлен, он не требует дополнительных установок», — обращает внимание заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Вячеслав Тимченко.
  • Операторы связи пользуются теми же спутниками.
  • Член экспертного Совета при палате регионов Павел Сычев, в свою очередь, уверен, что отмена роуминга — только первый шаг в создании единой телекомуникационной сети.

По мнению сенатора, введение роуминга внутри страны обусловлено в первую очередь стремлением бизнеса получить максимальную прибыль, но это желание следует соизмерять с интересами абонентов.

Следующим  должен стать бесплатный Интернет внутри единой сети

Пока о невозможности отменить роуминг в двухнедельный срок ФАС уведомил только «МегаФон».

Если от других компаний поступит мотивированное ходатайство, что на выполнение этих требований нужно больше времени, в ведомстве намерены дать компаниям отсрочку. При этом эксперты не скрывают, что операторы попросту тянут время.

Во-первых, о планах отменить внутрисетевой роуминг «большую четвёрку» уведомили ещё в ноябре прошлого года. Во-вторых, его отмена не требует больших усилий.

Леонид Левин: к отмене роуминга нельзя относиться популистски

«В наш век электроники, когда всё автоматизированно, любая компания успеет это сделать в двухнедельный срок», — утверждает Павел Сычев.

Крайний срок, обозначенный ФАС, истекает в середине августа, после чего «большую четвёрку» ждут штрафные санкции. Однако даже после присланного смс-уведомления об отмене роуминга, абонентам расслабляться не стоит. Не исключено, что  операторы попытаются замаскировать свои расходы, повысив тарифы на услуги.

«Компании могут попытаться найти лазейки, поэтому я советую абонентам следить за своими расходами, особенно в первое время, и в случае необоснованного повышения тарифов уведомить об этом Федеральную антимонопольную службу», — советует абонентам Павел Сычев.

Читайте также:  Кото-хай-тек: самые актуальные гаджеты для котов, кошек и котят

Без роуминга и с новыми тарифами: как ФАС изменила жизнь страны — новости Право.ру

За полтора десятка лет службе удалось практически с нуля создать современное антимонопольное законодательство, реформировать систему госзакупок и добиться отмены как внутрисетевого, так и национального роуминга у мобильных операторов. За 15 лет функции ведомства лишь расширялись, из-за чего регулятору пришлось осваивать новые для себя направления — в частности, тарифное регулирование. Благодаря инициативам ведомства удалось навести порядок и на рынке фармкомпаний.

Одна из первоочередных задач, которая стояла перед вновь созданным ведомством, заключалась в модернизации антимонопольного законодательства. Нормативную базу следовало привести в соответствие с рыночной ситуацией и унифицировать с иностранным конкурентным законодательством. Для этого в 2006 году приняли «Первый антимонопольный пакет» поправок. Документ объединил два ранее действовавших закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках в РФ» и «О защите конкуренции на финансовых рынках». Новеллы снизили административное бремя на бизнес, ввели ограничения антиконкурентных действий органов власти, уточнили понятийный аппарат антимонопольного законодательства. Так, появилось определение «согласованных действий» и «координации экономической деятельности». Кроме того, законодатель детально регламентировал порядок рассмотрения дел антимонопольными органами. «Второй антимонопольный пакет» законов утвердили в 2009 году. Документ усилил контроль за антиконкуретными действиями органов власти, обновил принципы контроля экономической концентрации, введя требование о раскрытии конечного выгодоприобретателя и повысил пороговые значения активов организаций для контроля экономической концентрации. Появилось и реальное уголовное наказание за нарушение антимонопольного законодательства (до 7 лет лишения свободы). 

Цифра Это процент исполнимости предупреждений ФАС в настоящее время.

«Третий антимонопольный пакет» носил уточняющий характер, разъясняя: требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, порядок предоставления государственного и муниципального имущества.

Помимо перечисленного, новеллы закрепили административный порядок обжалования результатов торгов, ввели механизм «предупреждения» нарушений антимонопольного законодательства, определив смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства. Следующий пакет поправок, четвертый по счету приняли в 2015 году.

Глава ведомства Игорь Артемьев назвал эти изменения самыми либеральными за 10 лет работы госоргана. Поправки уточнили, что теперь нельзя говорить о доминирующем положении хозсубъекта, доля которого на товарном рынке составляет менее 35%.

Возможности антимонопольного органа по досудебным предостережениям, стали шире – карательная функция ФАС заменилась предупредительными действиями. Список нарушений, при которых до возбуждения дела выдадут предупреждение, существенно удлинился.

Изменения исключили и возможность «двойной ответственности» за антимонопольные нарушения. В настоящее время ведомства работает над «пятым пакетом», который должен адаптировать конкурентное законодательство к современным вызовам цифровой экономики.  

Ведомству удалость кардинально реформировать систему госзакупок в стране, для которой появился единый национальный портал. Ввели принцип обязательности размещения информации в интернете и установили закрытый перечень условий допуска участников к торгам. Таким образом, заказчика лишили возможности произвольно решать, кого допускать к торгам, а кого нет.

ФАС обязала участников торгов обосновывать начальную цену контрактов и ввела систему гарантий обеспечения обязательств с реестром недобросовестных поставщиков. На ограниченном количестве площадок стали использоваться электронные торги и утвердили обязательность проведения электронного аукциона.

Помимо этого, ведомство исключило возможность произвольно менять условия контракта и ввело принцип его «твердой цены». Большие пакеты поправок в контрактные законы позволили перевести на общероссийские электронные площадки все госзакупки по 44-ФЗ и закупки среди субъектов среднего и малого предпринимательства по 223-ФЗ.

Антимонопольному органу удалось добиться установления и единого порядка определения единственных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

В 2015 году антимонопольному органу передали функции тарифного регулирования. ФАС столкнулась с целым рядом проблем в этой сфере: во-первых, отсутствовали единые принципы тарифного регулирования и система нормирования затрат естественных монополий.

Во-вторых, используемый фиктивный и непроверяемый принцип «тарифы от затрат» (себестоимости) полностью дискредитировал себя на практике. А на рынке существовала тарифная дискриминация.

Вместе с тем, отношения в обсуждаемой сфере до сих пор регулируются огромным количеством нормативно-правовых актов, число которых превышает полторы сотни. 

«Рыночная власть, конкуренция и антимонопольное регулирование в России: 15yearschallenge»

Для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, ведомство совместно с Минэкономразвития разработало проект федерального закона «О госрегулировании цен (тарифов) в РФ».

Документ вводит единые правила утверждения тарифов, их долгосрочность, закрепляет приоритет метода сравнительного анализа (эталонных затрат) и направлен на соблюдение баланса экономических интересов регулируемых субъектов с интересами потребителей. Приоритетной задачей является и электронизация тарифного регулирования.

С 2018 года ФАС запустило первый пилотный проект по масштабному внедрению эталонов. Его основная задача – стимулировать энергосбытовые компании к более эффективной работе и сокращать разброс в дифференциации уровня сбытовых надбавок.

Еще один пакет изменений в тарифное законодательство, который ФАС в прошлом году внесла в Правительство, направлен на сдерживание роста региональных тарифов. Для этого планируется запретить региональным чиновникам превышать установленные предельные уровни тарифов на передачу электроэнергии без согласования с ФАС. А в технологически изолированных зонах для регулируемых организаций будут устанавливаться долгосрочные тарифы сроком до 5 лет.

Еще в 2015 году МТС впервые заявила об отмене внутрисетевого роуминга в своей рекламной кампании. Но тогда ФАС сочла эту информацию недостоверной и оштрафовала мобильного оператора на 100 000 руб. Спустя полгода штраф в 300 000 руб.

за подобную рекламу «Прощай, роуминг» получил «Вымпелком». А весной 2017 года сам антимонопольный орган начал расследовать ценообразование на внутрисетевой роуминг в России. Для этого регулятор запросил у мобильных операторов информацию о платежах абонентов в поездках по России.

В июле 2017 года ФАС потребовала убрать внутрисетевой роуминг всего за 2 недели. Когда стало понятно, что операторам придется менять все действующие тарифы, ведомство продлило сроки реформы.

Сначала до 31 декабря 2017 года, затем до 31 января 2018 года для МТС, «Мегафона» и «Вымпелкома», а также до 31 августа прошлого года для Tele2. 

Внутрисетевой роуминг – предоставление связи абоненту за пределами региона, где была куплена и зарегистрирована СИМ-карта, за дополнительную плату. Национальный (межсетевой) роуминг действует, когда у какого-то оператора нет своих вышек в регионе и его абоненты автоматически подключаются к сетям другого оператора.

На практике процесс отмены внутрисетевого роуминга затянулся. Первым его отменил «Билайн» – он не взимает плату за входящие звонки из других регионов в поездках по России с 20 августа 2018 года. МТС отменил роуминг с 30 августа, Tele2  – с 27 августа, а «МегаФон» лишь с 1 сентября.

Из-за того, что фирмы не смогли вовремя выполнить требования антимонопольного органа, каждую из них в декабре прошлого года обязали заплатить штрафы в размере 737 500 руб. Санкции не коснулись лишь Tele2. А в мае этого года премьер-министр Дмитрий Медведев уточнил, что внутрисетевой роуминг отменят с 1 июня 2019 года.

Глава Кабмина констатировал, что операторы связи уже фактически перешли на новые стандарты работы и напомнил, что законодательством также закрепляются бесплатные входящие вызовы на всей территории России, включая Крым.

«В ХХI веке доступная связь с близкими во время командировок, во время отпусков – это абсолютно естественная и необходимая вещь», – сказал премьер. В конце 2018 года Владимир Путин утвердил и отмену национального роуминга.

В 2016 году ФАС впервые заявило о необходимости ввести обязательный антимонопольный комплаенс в госкомпаниях и госмонополиях, но это предложение раскритиковала администрация президента. Законопроект получил отрицательную оценку регулирующего воздействия, и от идеи принудительного введения нового института службе пришлось отказаться.

Спустя два года к этой идее вернулись вновь. Ведомство решило сосредоточиться на профилактике нарушений у органов власти и местного самоуправления: комплаенс для них собираются сделать обязательным. ФАС объясняет это тем, что половина всех нарушений приходится именно на госорганы. Служба не забыла и о бизнесе.

Предпринимателей никто не будет заставлять  внедрять антимонопольный комплаенс в обязательном порядке, зато при его наличии фирма получает определенные привилегии («Как будут внедрять антимонопольный комплаенс в России»). Так, ФАС подготовила поправки в КоАП о смягчении штрафов за часть правонарушений.

К ним относятся недобросовестная конкуренция, злоупотребление доминирующим положением, манипулирование ценами на рынках электроэнергии, а также заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию.

Наличие системы комплаенса будет считаться «смягчающим обстоятельством» при рассмотрении антимонопольных дел, что позволит снизить штраф на одну восьмую. Чиновники ссылаются на опыт Великобритании, Франции, Италии, где есть практика снижения компаниям штрафа на 10–15%.

Чтобы претендовать на смягчение административной ответственности, комплаенс в компании должен быть проведен до момента совершения правонарушения, а само нарушение антимонопольного законодательства на момент возбуждения административного дела должно быть прекращено, следует из предложений ФАС.

Для внедрения комплаенса компания разрабатывает внутренние документы, определяющие систему рисков нарушить антимонопольное законодательство и механизмы выявления таких рисков. Некоторые крупные компании не стали дожидаться утверждения новелл и самостоятельно внедрили системы предупреждения антимонопольных нарушений: СИБУР, МТС, «Балтику», «Автодор», ЯТЭК и «М.Видео».

ФАС инициировала «три волны» антимонопольных дел в отношении нефтяных компаний. Ведомство оштрафовало пять российских предприятий за завышение цен на топливо: «Газпром нефть» (примерно на 7 млрд руб.), «Роснефть» (порядка 5,3 млрд руб.), ЛУКОЙЛ (примерно на 4 млрд руб.

), ТНК-ВР (около 3,7 млрд руб.) и «Башнефть» (778 млн руб.). По оценкам антимонопольного органа, эти санкции положительно сказались на регулируемой сфере. За пять лет (до 2011 года) цены на автомобильное топливо на внешнем рынке возросли в 2,2 раз.

Читайте также:  HP Mini 5102 - алюминиевый нетбук с опциональным тачскрином и ручкой

За это же время в России цены на бензин выросли не больше чем в 1,5 раза. В 2011 году цены на автомобильное топливо от темпов инфляции и вовсе отстали.

Как сообщил замглавы ФАС Анатолий Голомзин, в то же время нефтяные компании показали отличные финансовые результаты, и на рынке была обеспечена стабильность при достижении баланса интересов нефтяных компаний и потребителей.

Инициативы ФАС затронули и рынки транспортных перевозок. Летом 2007 года Правительство приняло постановление № 397 «О совершенствовании госрегулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок», которое было направлено на либерализацию отношений в этой сфере.

Ведомство добилось и утверждения стандартов раскрытия информации в сфере железнодорожных перевозок, аэропортов и портов. Еще одно постановление Кабмина № 1153 позволило устанавливать долгосрочные тарифы в аэропортах.

В рамках регулирования отрасли железнодорожных перевозок ФАС разработала соглашение «О регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики».

Благодаря этому документу удалось унифицировать тарифы на грузоперевозки, а также открыть доступ к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта иных перевозчиков, установить гибкую систему тарифообразования. В сфере водного транспорта антимонопольный орган решил не применять ценовое регулирование сразу по нескольким услугам: от обеспечения экологической безопасности в морских портах и буксировки до обслуживания пассажиров в морских портах, главным образом ориентированных на круизное судоходство.

Не остались в стороне антимонопольщики и от самой главной из общественных сфер – здравоохранения. В принятом ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» удалось закрепить определение конфликта интересов медицинских работников, а также механизмы его предотвращения.

Тот же документ ввел запреты и ограничения для врачей и фармкомпаний с целью недопущения недобросовестных практик, а также гарантировал равный доступ медицинских организаций всех форм собственности на рынок оказания медуслуг.

Удалось добиться принятия поправок в ФЗ «Об обращении лекарственных средств», которые содержат разработанные ФАС статьи, направленные на развитие конкуренции на рынках лекарственных средств.

С подачи службы в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госнужд» ввели нормы, которые повысили конкуренцию в сфере госзакупок медикаментов.

Ведомство подготовило требования ко всем доминирующим на рынке фармкомпаниям по взаимодействию с дистрибьюторами, а участники фармрынка подписали Кодекс добросовестных практик. Изменились правила и методика регистрации цен на препараты, которые входят в перечень жизненно необходимых. «Затратный» метод при расчете цен был заменили на «индикативный», устранив дискриминацию отечественных производителей по отношению к иностранным.

В сфере малого бизнеса антимонопольный орган обеспечил предпринимателям доступ к госзаказу и закупкам субъектов естественных монополий и госкомпаний. Для заказчиков ввели квоты на обязательные закупки у малого и среднего бизнеса.

У коммерсантов появился и доступ к торгам на реализацию госимущества благодаря порталу torgi.gov.ru, а также доступ к рынку транспортировки отходов.

Законодатель ввел ряд иммунитетов от антимонопольного преследования для субъектов малого предпринимательства и разрешил продлевать арендные соглашения с добросовестными арендаторами без торгов.

Кроме того, служба добилась принятия и реализации отраслевого законодательства в сфере розничной торговли. Это позволило создать условия для обеспечения баланса интересов во взаимоотношениях между торговыми сетями и поставщиками продуктов.

Работа ФАС не ограничивается регулированием и реформированием перечисленных сфер. Так, изменения удалось провести и в рамках финансовых рынках. Ведомство добилось запрета устанавливать «скрытые» комиссии при выдаче потребительских кредитов. Появилась новая промышленная политика, основанная на недискриминационных и прозрачных условиях.

При проведении торгов на право пользования всеми видами природных ресурсов отказались от архаичной «бумажной» формы. В ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» вошли предложения ФАС по защите конкуренции в сфере туризма.

В том числе нормы, снизившие возможности для недобросовестной конкуренции в сфере туризма государственных и муниципальных программах. Регулятор добился проведения торгов с понижением цены договора управления многоквартирным домом с одновременным сохранением всех необходимых для конкретного дома работ и услуг по содержанию.

Об этих и других изменениях расскажут докладчики на конференции «Право.ru» — «Рыночная власть, конкуренция и антимонопольное регулирование в России: 15yearschallenge».

Фас дала операторам две недели на отмену внутрироссийского роуминга – миронов сергей михайлович

17 июля 2017

Федеральная антимонопольная служба дала операторам две недели на отмену роуминга внутри России. ФАС посчитала необоснованной разницу цен на роуминг у абонентов “дорогих” и “дешевых” тарифов. В случае невыполнения предписания “большой четверке” операторов грозит штраф, а также взыскание необоснованно полученного дохода.

Разница в ценах не обоснована

Операторы должны за десять дней уведомить абонентов об изменениях. Также ФАС вынесла предупреждения компаниям “Вымпелком”, “МТС”, “Мегафон” и “Т2 Мобайл”.

В действиях операторов ФАС нашла признаки нарушения закона о защите конкуренции. Компании устанавливали и поддерживали разные тарифы на услуги сотовой связи в домашнем регионе и в поездках по России. При этом чем дороже тарифный план у абонента, тем меньше для него разница в тарифах на услуги сотовой связи дома и в поездках.

После анализа ценовых предложений и условий технической организации оказания услуг связи ФАС установила, что эти действия ни экономически, ни технологически не обоснованы. Четверка мобильных операторов должна изменить тарифы на услуги связи в поездках, исключив необоснованную разницу цен.

О каком роуминге идет речь

Сейчас в России действует несколько видов роуминга: национальный, внутрисетевой и отдельно по Крыму. Внутрисетевой роуминг действует внутри определенной сети на территории всей страны и отличается по регионам. Национальный роуминг действует, когда сеть определенного оператора отсутствует в каком-либо регионе.

Как пояснила начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елена Заева, предупреждение ФАС касается внутрисетевого роуминга. “По национальному примем решение (о выдаче предупреждения – ред.) до конца этой недели”, – добавила она.

Если цены не изменят

Если операторы не исполнят предупреждение ведомства, против них может быть возбуждено антимонопольное дело. На его рассмотрение отведено три месяца, и возможно продление на шесть.

“Если ФАС возбуждает дело и комиссия принимает решение о факте нарушения антимонопольного законодательства, наступает административная ответственность. Но вы знаете, у антимонопольного органа есть еще такой инструмент, как перечисление в федеральный бюджет необоснованно полученного дохода. Мы вправе применить эту меру”, – сообщила журналистам Заева.

При этом она отметила, что предупреждение регулятора предусматривает последующую отмену внутрисетевого роуминга в России. “Если предупреждение будет выполнено, или предписание антимонопольного органа, то роуминг будет полностью отменен”, – пояснила представитель ФАС.

Изъять само понятие

Ранее сообщалось, что ФАС планирует изъять из законодательства понятия внутрироссийского роуминга. По словам главы ведомства Игоря Артемьева, это понятие останется как техническая характеристика, но исчезнет как юридическая категория, которая позволяет вводить дополнительную плату.

“Я считаю, что наличие роуминга в Крыму или в Московской области для москвичей – это просто позор. Что, не в своей стране живем что ли?” – сказал Артемьев.

Он также привел в пример ЕС, все 28 стран-членов которого отказались от роуминга внутри союза.

Новые правила вступили в силу в Евросоюзе 15 июня, у операторов мобильной связи было два года на то, чтобы подготовиться к отмене платы за роуминг. При этом для приезжающих в ЕС иностранцев роуминг сохранился.

Анахронизм и избыточность

С инициативой об отмене национального роуминга в конце июня также выступила “Справедливая Россия” – внесла в Госдуму соответствующий законопроект.

Как отметил лидер фракции Сергей Миронов, внутренний роуминг вводился в стране под предлогом компенсационных мер сотовым компаниям, которые изначально вынуждены были осуществлять соединения через единого общероссийского оператора связи и несли из-за этого дополнительные издержки.

“Но сегодня подобный механизм применяется крайне редко, так что плата за внутренний роуминг стала просто анахронизмом, не говоря уже об ее избыточности”, – цитирует Миронова пресс-служба.

Позже депутат сообщил, что эту инициативу приняли “на ура” граждане и поддержал ФАС, однако Минкомсвязи считает, что она спровоцирует большое социальное напряжение, так как приведет к повышению тарифов на мобильную связь. Поэтому Миронов предложил провести парламентские слушания и всесторонне обсудить проблему.

Будет ли рост тарифов?

По мнению шеф-редактора интернет-портала “Мобильные телекоммуникации” Леонтия Букштейна, решение ФАС не должно в целом повлиять на стоимость тарифных планов.

“Операторы – это компании с хорошим маркетингом, они хорошо считают деньги, но после распоряжения ФАС отменить роуминг, поднять тарифы не решится никто. Просто, я думаю, какими-то услугами, предложениями, опциями в тарифах будут возмещать себе доходы”, – отметил эксперт в эфире радио Sputnik.

В самой ФАС ранее также заявляли, что не ждут повышения цен на сотовую связь после отмены роуминга, так как снижение тарифов компенсируется ростом объемов оказания услуг.

“В этом случае остаются в выигрыше и операторы связи, и абоненты. Это ситуация, которая характерна для конкурентного рынка, когда от таких действий выигрывают все”, – сказал журналистам замглавы ведомства Анатолий Голомолзин в феврале.

Источник: РИА Новости (Москва). – 17.07.2017

Полезные ссылки

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector