Российские такси-беспилотники смогут общаться с пассажирами

Кажется, в 2022 году жители России смогут пользоваться услугами беспилотного такси. Компания «Яндекс» уже давно хочет запустить эту технологию в экспериментальном режиме, но для этого ей нужно было разрешение от правительства РФ. Сначала среди представителей власти возникли разногласия по этому поводу но, если верить данным Ведомостей, они пришли к единому мнению.

Если это действительно так, в январе текущего года правительство запустит правовой режим для беспилотных такси и уже в феврале в приложении «Яндекс GO» можно будет заказать автомобиль, который ездит по дорогам без помощи со стороны водителя. Стоимость услуги будет такой же, как и при вызове обыкновенного такси.

Но, так как услуга запущена в экспериментальном режиме, есть несколько важных нюансов.

Российские такси-беспилотники смогут общаться с пассажирами

Беспилотное такси в России появится в феврале, но только в тестовом режиме

Тестирование беспилотного такси Яндекса

Первое, что нужно понимать — беспилотное такси будет доступно ограниченному количеству людей.

В первую очередь возможность прокатиться на «такси будущего» получат люди, которые в 2021 году успели подать заявку на участие в тестировании беспилотного такси в Москве.

Спрос на возможность оказался очень большим и на данный момент компания Яндекс собрала более 10 000 заявок. Когда желания всех пользователей будут удовлетворены и разработчики убедятся в работоспособности технологии, заказать беспилотное такси сможет больше людей.

Российские такси-беспилотники смогут общаться с пассажирами

Заказать беспилотное такси можно будет через Яндекс Go

Второе серьезное ограничение заключается в том, что беспилотное такси работает отнюдь не по всей территории России. На первом этапе тестирования автомобили будут ездить только в окрестностях метро Ясенево.

После этого они начнут ездить по 18 улицам Москвы, причем на одном из сидений обязательно будет сидеть человек, который сможет взять управление на себя в случае непредвиденных ситуаций.

К тому же, представитель Яндекса в салоне автомобиля нужен для того, чтобы следить за поведением пассажиров — мало ли кто закажет автомобиль?

Российские такси-беспилотники смогут общаться с пассажирами

На улицах Москвы в такси будет сидеть страхующий водитель, а в такси Сколково и Иннополиса никого не будет

Также беспилотные такси со временем появятся на территории Сколково, центра «Сириус» в Краснодарском крае и в «городе будущего» Иннополис, который находится недалеко от Казани. Страхующий водитель будет отсутствовать только в автомобилях, работающих в Сколково и Иннополисе — скорее всего, это связано с наибольшей информированностью посетителей этих мест о тестировании такой технологии.

Обязанности поставщиков услуг беспилотного такси

Ожидается, что документ о запуске правового режима для беспилотных такси будет опубликован до конца января. При этом действовать режим начнет только через 20 дней после дня издания акта.

Воспользоваться экспериментальным правовым режимом могут воспользоваться и другие компании.

Например, разработчик беспилотных автомобилей «Сберавтотехом» может запустить услугу беспилотного такси совместно с сервисом «Ситимобил».

Российские такси-беспилотники смогут общаться с пассажирами

В будущем услугу беспилотного такси может предоставить и «Ситимобил»

Скорее всего, поставщики услуг беспилотного такси будут обязаны выполнять следующие условия:

  • регулярно передавать данные о поездках на беспилотном такси в Региональную навигационно-информационную систему (РНИС);
  • повиноваться решениям правительства Москвы и, в случае необходимости, временно останавливать услугу беспилотного такси;
  • своевременно передавать отчеты об административных нарушениях с участием беспилотных такси.

Кажется, принятие правового режима для беспилотных автомобилей — это первый шаг к серьезным изменениям в области общественного транспорта в России.

Звучит круто, но есть много вопросов, к которым на данный момент нет ответов. Например, насколько хорошо автономное такси будет справляться с ездой в феврале, когда дороги время от времени будет заваливать снегом.

К тому же, неизвестно, как к этому нововведению будут относиться настоящие таксисты.

Российские такси-беспилотники смогут общаться с пассажирами

Яндекс уже испытывала беспилотные автомобили в зимних условиях, но как они будут себя вести на улицах города — не ясно

Toyota разработала летающее такси. Когда оно появится на улицах городов?

Беспилотное такси в других странах

Беспилотное такси уже давно есть во многих странах, но услуга предоставляется в тестовом режиме. Больших успехов в этом деле достигает компания Waymo, которая уже несколько лет проводит испытания своих автомобилей в аризонском городе Финикс.

Во второй половине 2021 года доступ к беспилотному такси Waymo получили некоторые жители города Сан-Франциско, причем они могут пользоваться услугой бесплатно.

Подвох заключается в том, что функция открыта только ограниченному количеству людей которые, как и в случае с такси от Яндекса, оставили заявку на участие в тестировании.

Российские такси-беспилотники смогут общаться с пассажирами

Беспилотное такси Waymo

Ссылки на интересные статьи, смешные мемы и много другой интересной информации можно найти на нашем телеграм-канале. Подпишитесь!

Напоследок стоит напомнить, что в сентябре 2020 года представители столичного департамента транспорта объявили, что беспилотный транспорт на улицах Москвы официально появится не ранее 2040 года. Считается, что сначала беспилотными станут поезда, потом автобусы и только после этого легковые автомобили. Подробнее о будущем беспилотного такси в России я подробно рассказывал в этом материале.

Беспилотное такси «Яндекса» появится на дорогах Москвы в ближайшее время

05 Июля 2021 09:09 05 Июл 2021 09:09 |

Беспилотные такси «Яндекса» в рамках экспериментальных правовых режимов появятся в России в 2021 г. Первоначально беспилотники будут запущены в отдельных районах Москвы, затем постепенно вводиться и в остальные регионы.

Первые беспилотные такси «Яндекса» выйдут на линию в 2021 г. Их планируется пустить на дороги Москвы, Московской области, Краснодарского края и Татарстана, сказано на официальном сайте Минэкономразвития. В ближайшее время беспилотное такси «Яндекса» заработает в Москве на коммерческой основе. Стоимость поездки, как сообщили представители компании, будет зависеть от спроса.

По словам министра экономического развития Максима Решетникова, технология практически готова к тиражированию. Сейчас основная задача министерств и Правительства — разработать и утвердить «дорожную карту» для практического применения этой технологии.

Министр также отметил, что необходимо решить, как будет обеспечиваться безопасность, как оценивать качество услуг, как будет происходить сертификация и т.д. Данные вопросы обсуждались 3 июля 2021 г.

на мероприятии, посвященном реализации программ экспериментальных правовых режимов (ЭПР) в сфере цифровых инноваций.

В рамках ЭПР Правительство позволяет ограниченному числу компаний на определенной территории и на определенное время соблюдать действующее законодательство с рядом особенностей. Эти особенности как раз и позволяют применять новые технологии.

Первые беспилотные такси «Яндекса» выйдут на линию в 2021 году

На встрече также было отмечено, что поначалу тестирование беспилотных такси будет проходить в небольшом количестве мест, так как необходимо согласование МВД и ГИБДД. При этом использование беспилотников потребует внести изменения в ПДД. Затем технологию можно будет вводить поэтапно и в других регионах.

Беспилотные такси «Яндекса»

«Яндекс» начал разрабатывать технологии беспилотного вождения еще в 2017 г. В Иннополисе сервис беспилотного такси без человека за рулем был запущен в августе 2018 г. На сегодняшний день пассажиры совершили уже более 18 тыс. поездок, при этом автомобили в автономном режиме прошли более 13 млн км.

«В данный момент сервис беспилотного такси “Яндекса” работает только в городе Иннополис под Казанью, но закон об экспериментальных правовых режимах даст возможность запускать подобные сервисы и в других городах, в том числе и в Москве, — рассказали CNews представители “Яндекса”. — Сейчас беспилотные автомобили в Москве используются для тестирования и развития технологии, и не перевозят пассажиров».

Беспилотных автомобилей компании в московском автопарке насчитывается около 140. Они тестируются на различных маршрутах, в основном в ЦАО, ЗАО, ЮЗАО и ЮАО, рассказали в «Яндексе».

В Москве беспилотные автомобили «Яндекса» сейчас используются для тестирования технологии, пояснили представители компании в разговоре с CNews. Также по закону инженер должен находиться за рулем такой машины.

Однако ЭПР позволят компании использовать автомобили в сервисе такси, в том числе без инженера за рулем.

При этом для полностью беспилотного такси предусмотрен удаленный оператор, который подключается к авто по камерам и дает автопилоту рекомендацию о том, что ему делать, если возникнет такая необходимость.

Беспилотное такси Сбербанка

Свою первую серию беспилотников на дороги Москвы Сбербанк
вывел для тестирования в декабре 2020 г., рассказали CNews представители банка.
На данный момент организация продолжает наращивать парк автомобилей.

Однако концепцию беспилотного такси будущего, по мнению
представителей Сбербанка, отражает полностью автономное электрическое транспортное
средство компании — «Флип».

Оно представляет собой такси без привычных
элементов управления, в котором размещается до шести человек.

В основе электромобиля
лежит платформа собственной разработки банка, которая приводится в движение
электродвигателем, а источником питания является модуль сменных батарей.
Пассажирам доступны виртуальный ассистент и сервисы из экосистемы Сбербанка.

До конца 2021 г. компания проведет исследовательские
испытания «Флипа». «После этого наступит время для обсуждения наших дальнейших
планов», — пояснили в компании.

Читайте также:  Загадочное Q от Nikon – новая камера, система объективов или…

Экспериментальные правовые режимы

Федеральный закон № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций» вступил в силу в январе 2021 г.

Документ был подготовлен Минэкономразвития и направлен на создание правовых условий для ускоренного появления и внедрения на рынок новых продуктов и услуг в сферах цифровых инноваций.

ЭПР или «цифровые песочницы» смогут устанавливаться на срок до трех лет в таких сферах, как медицина, транспорт, сельское хозяйство, торговля, архитектура и строительство, промышленность, предоставление государственных услуг и связь.

Лицевую биометрию в России ожидает стремительный рост

Импортозамещение Российские такси-беспилотники смогут общаться с пассажирами

Однако в марте 2021 г. в Госдуму был внесен «законопроект-спутник» уточняющий применение «цифровых песочниц».

Законопроект предусматривает снятие ограничительных норм для тестирования технологий в телемедицине, сфере беспилотного грузового и пассажирского транспорта, дистанционного заключения договоров, а также сервисов на базе больших данных. Президент России Владимир Путин 2 июля 2021 г. подписал вышеупомянутый документ.

«Цифровая песочница» будет строиться на основе программы эксперимента, которая утверждена Правительством. Этой программой будет определен срок и территория эксперимента, перечень возможных субъектов, порядок их деятельности, включая способы недопущения внештатных ситуаций.

Например, воспользоваться беспилотным такси или увидеть автомобиль без водителя за рулем можно будет только на той территории, которая обозначена в программе эксперимента.

На остальной территории России это станет возможно только тогда, когда эксперимент будет признан удачным и по его окончании будут внесены соответствующие изменения в общее регулирование.

Мнение российского союза автостраховщиков

«Чтобы легализовать передвижение беспилотных автомобилей (не только такси), по дорогам общего пользования, необходимо внести изменения в целый ряд законов, — пояснили CNews в российском союзе автостраховщиков (РСА).

— С точки зрения страхования ответственности необходимо ввести в законодательство понятие владельца высокоавтоматизированного транспортного средства, именно он будет нести ответственность за причинение вреда при использовании этого транспортного средства».

Об оценке размеров тарифов для беспилотников в РСА говорить не готовы. «Пока не ясно, каковы будут риски причинения вреда беспилотниками в результате ДТП. Это можно будет предметно оценивать после получения необходимой статистики, которая появится только тогда, когда беспилотники начнут массово выезжать на дороги», — рассказали представители РСА.

Безопасность самого ценного: как действительно защитить ваши документы

Безопасность Российские такси-беспилотники смогут общаться с пассажирами

По данным опроса Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) (на июнь 2021 г.), жители Москвы в 47% случаях ждут появления беспилотного транспорта в городе. Беспилотники интересуют москвичей больше, чем ввод электронных документов (здесь интерес выразили 40%). При этом 35% респондентов рассказали, что ждут обслуживания роботами на транспорте, в кафе и учреждениях культуры.

Риски и перспективы
беспилотного транспорта

«Важно определить основные принципы и возможные изменения в
правилах вождения, по которым алгоритм должен принимать решение, — рассказала
CNews Мария Григорьева, управляющий
директор Accenture Technology в России.

— Если бы на дорогах вдруг оказались
только беспилотники, то предъявлять обвинения в аварии можно либо производителю
машины, либо разработчику технологии.

Но если с одной стороны человек, а с
другой машина, как разрешить возможные аварийные ситуации? Это то, что следует
прояснить».

Еще один немаловажный вопрос — изменение законодательства,
регулирующего работу беспилотников, отметила Григорьева. «Для развития
беспилотного транспорта необходимо обратить внимание на разметку дорог и их
качество, которое зачастую оставляет желать лучшего. А также на технологии,
такие как покрытие Wi-Fi или 5G, причем не только в пределах 300 км от Москвы,
но и дальше», — продолжила она.

Драйвером, по мнению Григорьевой, здесь может выступить государство, развивая
беспилотное метро и трамваи, что позволит создать среду для ускорения со
стороны коммерческих компаний.

  • Летний Аналитический Фестиваль 2022

Кристина Холупова

Подписаться на новости Короткая ссылка

Такси «Яндекса» запустит беспилотники для перевозки пассажиров — РБК

Единственным участником эксперимента по перевозке пассажиров в беспилотных такси будет «Яндекс». Другие агрегаторы такси признают перспективность технологии, но считают, что ее внедрение — вопрос далекого будущего

Российские такси-беспилотники смогут общаться с пассажирами

Сергей Бобылев / ТАСС

В 2021 году «Яндекс» планирует организовать коммерческие пассажирские перевозки с помощью беспилотных такси в Иннополисе, а в этом или следующем году — в Москве. Это следует из проекта постановления правительства, дополняющего закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций» положениями, которые касаются высокоавтоматизированного транспорта.

Пока в экспериментах будут участвовать немного беспилотников: восемь в Иннополисе и десять в Москве. Наращивание парка такси без водителей будет происходить постепенно, отмечается в документе.

Всего в рамках эксперимента планируется внедрить до 1 тыс. подобных автомобилей.

Это менее 1% от общего числа участников дорожного движения в каждом регионе России, из чего авторы проекта делают вывод, что эксплуатация технологии «не окажет ощутимый социальный или экономический эффект, однако позволит полноценно испытать технологию, сделать вывод о перспективе ее масштабного внедрения». Использование беспилотников в коммерческих целях должно позволить оценить востребованность сервиса в будущем.

Как сообщил РБК представитель «Яндекса», точная дата запуска перевозок пассажиров на беспилотном такси в Москве будет зависеть от того, сколько времени займет процесс согласования программы. Подробности о том, как именно пассажиры смогут вызвать беспилотное такси, «Яндекс» планирует раскрыть ближе к запуску эксперимента.

Сейчас тестирование беспилотных автомобилей возможно в отдельных регионах, но, согласно постановлению правительства № 1415, за рулем беспилотника должен быть инженер, который сможет взять на себя управление в случае нештатной ситуации, а использовать подобный транспорт при оказании коммерческих услуг запрещено.

Сначала с предложением допустить беспилотники до коммерческих перевозок выступили несколько компаний, разрабатывающих технологии автономного вождения: «Яндекс», КамАЗ, Сбербанк и группа ГАЗ.

В прошлом году они разработали совместный план, призванный расширить сферу эксплуатации беспилотных автомобилей.

По нему, к октябрю 2021 года предлагалось разрешить их тестирование в том числе для коммерческих целей, а полностью снять запрет на использование машин без водителя предлагалось к декабрю 2023 года.

«Яндекс» — одна из компаний в России, которая занимается развитием беспилотных автомобилей и одновременно владеет агрегатором такси. Помимо нее у Сбербанка есть доля в агрегаторе «Ситимобил» через совместное предприятие с Mail.ru Group.

Другие агрегаторы пока не спешат тестировать технологию. Гендиректор «Ситимобила» Виталий Бедарев признает, что беспилотные автомобили — это будущее таксомоторной отрасли, но говорит, что прогнозировать, когда именно они будут приносить прибыль, пока невозможно.

«Технология находится на начальном этапе, и поездка на беспилотнике с учетом стоимости автомобиля, оборудования и их эксплуатации будет стоить дороже поездки с обычным водителем.

Очевидно, что на текущий момент мы еще далеки от того, чтобы беспилотное такси как сервис стало массовым», — сообщил он.

Однако Бедарев отметил, что компания верит в то, что за беспилотным такси — будущее агрегаторов и сервисов городской мобильности, поэтому она работает со «СберАвтоТех» («дочка» Сбербанка, которая занимается разработкой беспилотников), «чтобы со временем воспользоваться их разработками».

Представитель сервиса заказа такси «Максим» заявил, что, поскольку разработкой беспилотного автомобиля занимается «Яндекс», их прямой конкурент, они не принимают участия в подобных тестах.

«Беспилотные технологии для автомобилей разрабатывает много компаний в России и за рубежом, это конкурентный рынок.

Если и когда внешние условия для широкого распространения этих технологий будут созданы и их можно будет свободно покупать и внедрять, сервис «Максим» выберет партнеров», — пообещал он, оговорившись, что речь идет о далекой перспективе.

Беспилотные такси начнут ездить по Москве в феврале

Российские такси-беспилотники смогут общаться с пассажирами

В проекте программы, с которой ознакомились «Ведомости», уточнены обязанности субъекта режима ЭПР, которым в данном случае выступает одна из структур «Яндекса» – ООО «Яндекс.Испытания» / Евгений Разумный / Ведомости

Правительство устранило межведомственные разногласия по программе экспериментального правового режима (ЭПР), в рамках которого в России будут запущены беспилотные такси. Об этом «Ведомостям» рассказали источники в правительстве. Сейчас ведется финальная доработка текста, публикация программы запланирована в январе 2022 г., уточнил один из собеседников «Ведомостей».

Принятие постановления правительства РФ «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств» запланировано в январе 2022 г.

, подтвердил «Ведомостям» представитель пресс-службы правительства. Он также напомнил, что согласно ст.

7 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» срок действия экспериментального правового режима исчисляется с 20-го рабочего дня после дня издания акта правительства РФ.

Проект постановления правительства и программа запуска беспилотных такси были разработаны в Минэкономики на основе заявки компании «Яндекс» в 2021 г. «Мы рассчитываем запустить сервис в начале 2022 г. после получения официального разрешения», – сообщила «Ведомостям» представитель «Яндекса» Юлия Швейко.

Разработанная программа ЭПР – это первый подобный документ, пояснила «Ведомостям» Ольга Баринова, представитель секретариата вице-премьера Дмитрия Чернышенко.

«В декабре на совещании под председательством вице-премьера Чернышенко было дано поручение проект постановления доработать с учетом принятых решений.

Читайте также:  Microsoft расследует исчезновение музыки из Zune Pass

Ожидаем, что в начале текущего года документ будет утвержден», – сообщила «Ведомостям» Баринова.

Проект постановления о запуске ЭПР в сфере беспилотного транспорта был внесен в правительство в конце прошлого года, напомнил представитель пресс-службы Минэкономики.

«После этого документ дорабатывался на площадке аппарата правительства, поскольку в реализацию эксперимента вовлечено большое количество участников – федеральные ведомства, регионы и бизнес.

На данный момент почти все спорные вопросы сняты, рассчитываем, что ЭПР заработает в начале 2022 г.», – уточнил представитель министерства.

Как пояснил источник «Ведомостей» в одном из федеральных ведомств, дополнительное время для согласования потребовалось в связи с необходимостью учесть различные аспекты реализации ЭПР, в том числе в сфере безопасности работы беспилотного транспорта. Замечания к тексту были у ГИБДД, они учтены в новой редакции документов, уточнил собеседник «Ведомостей».

В проекте программы, с которой ознакомились «Ведомости», уточнены обязанности субъекта режима ЭПР, которым в данном случае выступает одна из структур «Яндекса» – ООО «Яндекс.Испытания».

Например, предлагается обязать компанию не позднее пяти дней с момента вступления в силу постановления правительства письменно уведомить мэрию, МВД, ФСБ и ФСО о номере телефона, по которому можно связываться с представителем компании «для решения вопросов, связанных с эксплуатацией высокоавтоматизированных транспортных средств».

«Яндекс» также могут обязать передавать в государственную информационную систему данные о поездках беспилотных такси в Москве – с указанием статусов, например: «Занят, с пассажиром». Помимо этого оператор беспилотников будет осуществлять контроль водителей-испытателей на предмет выявления признаков алкогольного и наркотического опьянения.

Оператор сервиса будет обязан подчиняться решениям правительства Москвы о прекращении эксплуатации беспилотников на территории города на определенное время в случае принятия такого распоряжения.

«Яндекс» также будет регулярно отчитываться об административных нарушениях с участием беспилотных такси.

Полномочия по надзору за экспериментом будут разделены между МВД, Ространснадзором и региональными властями.

Система, в которую будут передаваться данные о местоположении беспилотных такси, – это Региональная навигационно-информационная система (РНИС), уточнила представитель пресс-службы дептранса Москвы.

«В нее передается информация обо всем наземном городском пассажирском транспорте, в том числе такси. Поэтому беспилотные такси также должны быть подключены к РНИС», – сообщила представитель дептранса.

Необходимость появления пункта о прекращении эксплуатации беспилотников в Москве по распоряжению властей представитель депатранса объяснила необходимостью на случай каких-либо крупных изменений в организации дорожного движения, которые включают в себя перекрытия, ограничения движения или перенос остановок.

«Например, временное закрытие линии метрополитена или проведение дорожных работ. В таком случае для обеспечения безопасности перевозок на беспилотных такси эксперимент может быть временно приостановлен», – пояснила представитель ведомства.

В согласованной редакции программы, с которой ознакомились «Ведомости», территория эксплуатации беспилотных автомобилей с водителем-испытателем в салоне ограничена 18 улицами в Москве, территорией Сколкова, а также Иннополисом и центром «Сириус» в Краснодарском крае.

Постановление дает право «Яндексу» оказывать услуги такси с помощью беспилотных автомобилей на территории Москвы, в Сколкове, «Сириусе» и Иннополисе, подтверждает Баринова.

«При этом только в Сколкове и Иннополисе смогут эксплуатироваться полностью беспилотные такси, на других территориях на пассажирском сиденье обязан находиться инженер, который будет контролировать обстановку и иметь возможность подключаться к управлению высокоавтоматизированным транспортным средством», – отметила она.

Заказать беспилотное такси можно будет через приложение «Яндекс Go», поясняет Швейко. «На первом этапе автомобили будут перемещаться между заранее определенными точками посадки и высадки, это десятки точек по всему району Ясенево.

Цена будет сопоставима с ценой поездки на обычном такси. Сначала мы постепенно будем выдавать доступ к услуге тем, кто отправил заявку на участие в тестировании. Это нужно для регулирования спроса, так как мы получили уже больше 10 000 заявок.

В дальнейшем сервис планируется сделать открытым для всех», – сообщила представитель «Яндекса».

В будущем к проекту ЭПР могут присоединиться другие компании, отмечает Баринова. В сентябре «Ведомости» сообщали, что перспективы внедрения беспилотников оценивает «Ситимобил» – сервис такси планирует сотрудничать со «Сберавтотехом».

Представитель «Сберавтотеха» Наталья Рожкова подтвердила, что компания занимается разработкой беспилотных транспортных средств, предназначенных для перевозки как грузов, так и пассажиров, в том числе по бизнес-модели беспилотного такси.

В экспериментальном правовом режиме будут проверены как технологии «Яндекса», так и регулирование, ожидает главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин.

В частности, будут разработаны новые процедуры определения виновного в случае ДТП с участием высокоавтоматизированного транспортного средства без водителя за рулем, полагает он. «В мире происходят аварии с беспилотниками, но ни разу виноватых не нашли, – отмечает Ионин.

– Возможно, в ГИБДД появятся новые службы, которые будут разбирать ДТП с беспилотными автомобилями, в том числе проверять ПО и то, какие команды управления были поданы».

К вам приедет такси без водителя: кто и зачем продвигает беспилотники

Еще недавно «Яндекс» обещал вывести на российские дороги сотню беспилотных автомобилей, что уже выглядело фантастикой.

Теперь представители компании обещают уже тысячу таких машин в течение полутора-двух лет. Что кроется за этими громкими заявлениями, и чем грозит автомобилистам нашествие четырехколесных роботов.

«Известия» поговорили с экспертами и попытались разобраться, когда к нам приедет такси без водителя.

Низкий старт

В Индексе готовности стран к использованию автономного транспорта — его второй год составляет аудиторская компания KPMG — Россия находится в самом конце. В 2018-м она занимала 18-ю строчку из 20, а в следующем — 22-ю строчку из 25, оказавшись между Венгрией и Мексикой. В лидерах — Нидерланды, Сингапур, Норвегия. США в новом индексе только четвертые, а Китай — на 17-м месте.

Лидер рейтинга, Нидерланды, совместно с соседями внедряют беспилотные технологии в грузоперевозки. И даже придумали аналог водительских прав для беспилотников. Сингапур построил целый город для испытания автономных транспортных средств. Норвегия разрешила тестирование в ряде населенных пунктов беспилотных автобусов.

Россия отстает от лидеров по уровню доступа к новейшим технологиям, качеству дорог, покрытию сетью 4G. Но при этом входит в пятерку стран, население которых готово пересесть на беспилотный транспорт.

Без водителя никак

Между тем аналитики говорят о повышенном интересе к беспилотным технологиям в России.

В ноябре прошлого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поддержал предложения НТИ «Автонет» и подписал постановление, разрешающее тестировать беспилотные автомобили на дорогах общего пользования.

Кроме «Яндекса» в проекте принимают участие МАДИ, КБ «Аврора», «КамАЗ», «Иннополис» и Таганрогский университет.

Участвующий в тесте беспилотник должен быть промаркирован специальным знаком «А» и застрахован на 10 млн рублей. За рулем автономной машины должен присутствовать инструктор, который в любой момент сможет взять управление на себя.

Итоги эксперимента планируют подвести в 2022 году. В ближайшее время на дороги Москвы выедут еще 20 автомобилей беспилотников — они как раз прошли необходимую сертификацию. Помимо, МКАД и ТТК их планируют тестировать в спальных районах — Ясенево, Бутово и Коммунарке.

Позже испытания распространят на Московскую область, Санкт-Петербург, Ленинградскую, Владимирскую, Новгородскую, Нижегородскую, Самарскую области, Чувашию, Краснодарский край.

Беспилотники с препятствиями

Крупные страховщики уже приступили к разработке специальных продуктов для беспилотных транспортных средств. Кроме того, в России создадут 12 центров, обучающих управлению автономным транспортом. Проект стоимостью более 1 млрд рублей поддержала рабочая группа под председательством замглавы Минпромторга и президента НП «ГЛОНАСС».

Заметно ускорился и процесс сертификации, раньше на него уходило более 20 дней. Процедура включает только оценку технического состояния машины, то есть не отличается от проверки любого серийного автомобиля.

«Яндекс» — сообщили «Известиям» в пресс-службе компании — вообще предлагает на этапе тестирования отказаться от сертификации.

Ее заменит форма описания изменений в конструкции автомобиля, которую будет составлять компания, создавшая технологию, она-то и будет отвечать за безопасность во время дорожных испытаний.

Между тем, остается еще множество нерешенных проблем. Все правовые и технические аспекты эксплуатации автономных транспортных средств на дорогах общего пользования еще предстоит проработать.

Со следующего года вступит в действие ГОСТ 33670-2015, ужесточающий процедуру индивидуальной сертификации. В этом случае без отдельных нормативных требований к беспилотникам будет совсем туго, считает автоэксперт и создатель сайта «Русский автомобиль» Сергей Цыганов.

Кроме того, не готова инфраструктура — беспилотникам как минимум нужны выделенные трассы.

Дороги дороги

«Представьте, что в Москве появились машины которые ездят строго по правилам дорожного движения не отступая от них ни на йоту.

Как только мы выпустим даже самый совершенный беспилотник, в количестве трех машин в городской поток, случится блокировка той или иной улицы — рассказал «Известиям» автоэксперт Антон Чуйкин.

Он рассказал, что у «Автодора» есть тестовый участок «умной» дороги, на котором тестируют технологии связи, датчики, с которых беспилотники смогут получать информацию о загруженности трассы.

Читайте также:  Samsung ES70 и ES65 - стильные и простые в использовании компактные камеры

Закон 257-ФЗ об автомобильных дорогах практически никак не регулирует «цифровизацию» трасс, да и процесс этот очень затратный.

По данным ассоциации «Цифровая эра транспорта», для оснащения системами «умной» дороги участка протяженностью 100 км требуется от 0,7 млрд до 1 млрд рублей.

Это при том, что ежегодные бюджетные вложения в строительство и ремонт всех дорог в стране составляют порядка 1 трлн рублей.

«Власти с настороженностью смотрят на цифровизацию федеральных дорог на основе импортного программного обеспечения, считая, что нужно создавать свое. Это также затрудняет процесс.

Ко всему прочему Минобороны отказалось передавать в коммерческую эксплуатацию частоты для связи 5G, на которой строится инфраструктура V2X для беспилотного городского движения — рассказал «Известиям» руководитель департамента развития новых направлений бизнеса ООО «Тошиба Рус» Владимир Максимов.

Полностью заменит водителя

Существует другая концепция развития беспилотного транспорта, и Россия вполне возможно пойдет по пути автономизации, полной замены функционала живого водителя, считает доктор технических наук, профессор МАДИ, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов. В этом случае беспилотный автомобиль абсолютно не привязан к каким-то электронным меткам, к маякам и к указателям, установленным на уличной дорожной сети и являющимся их неотъемлемой частью.

https://www.youtube.com/watch?v=HhSXvWQIY6M\u0026t=3s

Такую концепцию как раз продвигает «Яндекс» — его беспилотники при планировании маршрута пользуются данными сервиса «Яндекс.Пробки», но постоянное мобильное подключение им не требуется.

«В багажнике расположен мощный компьютер, на котором проходят все вычисления. Мы не полагаемся на данные спутниковой навигации во время движения, так как их погрешность может составлять десятки метров, а нам нужна сантиметровая точность. Для локализации мы используем специальные HD-карты для беспилотников, которые делаем самостоятельно — рассказали «Известиям» в пресс-службе «Яндекса».

Для проверки и оценки результатов нужно проезжать много километров в автономном режиме — а для этого как раз и нужно такое большое количество беспилотных автомобилей. В планах компании — тесты за пределами России.

Для дальнейшего расширения флота «Яндекс» начал сотрудничать с Hyundai Mobis, подразделением корейского автопрозиводителя. Первым итогом совместной работы стал прототип беспилотной Hyundai Sonata.

Ранее автономные транспортные средства делали на базе Toyota Prius — японский гибрид позволял управлять всеми системами с помощью электронных команд, без необходимости вносить изменения в конструкцию и устанавливать дополнительные механические актуаторы.

Безопасно и выгодно?

Основная причина, по которой во всем мире работают над внедрением автономного транспорта, это безопасность. Как показывают исследования, в 9 из 10 случаев основной причиной, дорожно-транспортных происшествий является человеческий фактор. Таким образом, переход на автономный транспорт должен значительно сократить смертность.

Пока же одно ДТП с участием беспилотника производит заметно больший резонанс в обществе, чем 100 обычных, считает управляющий директор консалтинговой компании Accenture в России и Казахстане Мария Григорьева.

По прогнозам компании Frost & Sullivan, после 2025 года начнется массовая коммерциализация беспилотников. К этому времени объем их продаж превысит 40% от общего количества новых автомобилей. Стоимость беспилотного автомобиля постепенно снижается. Только за последние пару лет лидары — самые дорогие сенсоры в беспилотниках — подешевели примерно в четыре раза, а технически стали совершеннее.

«Сейчас один прототип уже обходится нам на треть дешевле, чем на первых этапах разработки, а в техническом отношении он стал значительно мощнее.

Тенденция на удешевление одновременно с ростом эффективности будет сохраняться и в дальнейшем», — рассказали «Известиям» в пресс-службе «Яндекс».

В компании посчитали, даже при текущей стоимости беспилотное такси будет экономически выгоднее, чем такси с водителем, при аммортизации на три года.

Общественный транспорт — еще один вариант применения беспилотников, а грузовые перевозки с помощью автономного транспорта создают новый уровень развития современной логистики. И они помогут компаниям-перевозчикам существенно сократить операционные затраты.

Беспилотные такси появятся в Москве, Сочи и Татарстане — Российская газета

Как поясняли «РГ» в минтрансе, запустить беспилотные автомобили в порядке эксперимента в ближайшее время планируется в Москве, в том числе в инновационном центре Сколково, в Санкт-Петербурге и Иннополисе в Татарстане.

По документу минэкономразвития беспилотные такси выйдут на дороги в ряде районов Москвы, в Иннополисе, а также в Сочи (вокруг центра «Сириус»). Поездки организует компания «Яндекс» через свое приложение.

На таких машинах будет размещен информационный знак в виде белого треугольника с черной буквой А — то есть «автономное управление». Внутри салона не будет водителя, но разместятся телефоны техподдержки. Предполагается, что таких машин появится восемь в Иннополисе и по десять в Москве в этом году и в следующем.

Но это примерные цифры, поскольку все будет зависеть от спроса. На цифру «тысяча беспилотников в три года» в компании «Яндекс» предлагают пока не ориентироваться — это верхний предел, который поставил себе минэкономразвития.

Проект делится на три этапа. Сначала за авто наблюдают разработчики, а оператор ведет мониторинг. Потом за машиной в дороге смотрит один оператор, а на последнем этапе — он следит за несколькими.

Один этап от другого отделяет не менее 100 часов безаварийной работы. На каждый беспилотник оформят ОСАГО, будет страховка за причинение вреда пассажиру. Страховая сумма — 10 млн рублей на каждую машину.

Все, что больше, оплачивает виновник ДТП.

Беспилотные такси будут возить пассажиров в российских городах к 2035 году или даже раньше

Эксперимент с беспилотными авто проводился в России с 2018 года. В интервью «РГ» замминистра транспорта Кирилл Богданов рассказывал, что минтранс также планирует запустить тестирование беспилотных автомобилей в ряде районов Москвы, Санкт-Петербурга с несколькими компаниями, которые предоставляют услуги такси.

Тестирование будет проходить в рамках экспериментальных правовых режимов. А сейчас беспилотные такси уже ездят в Сколково и Иннополисе. Для массового внедрения беспилотников нужно сформировать законодательство.

Массово беспилотные такси будут ездить по улицам российских городов к 2035 году, а может быть, и раньше, сказал Богданов.

Важно преодолеть психологический барьер, заметил он. Для этого на первом этапе в минтрансе рассчитывают предоставлять пассажиру выбор — ехать с водителем или без. На беспилотном такси можно будет проехать со скидкой в 10%. Такой подход упростит переход к беспилотникам, и Россия сможет оказаться в числе лидеров на этом рынке.

«Яндекс» и Минэкономразвития запустят сервис беспилотного такси в Москве и Сочи

Минэкономразвития разработало программу запуска коммерческого беспилотного такси в России. Проект документа опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. 

Программа была создана в сотрудничестве с «Яндексом», сообщили «Ведомостям» представители министерства и компании.

Участвовать в эксперименте с запуском беспилотников на первом этапе будет только «дочка» IT-компании «Яндекс.Испытания».

Другие разработчики смогут участвовать в программе, если на момент подачи заявки их беспилотники будут не менее года тестироваться на дорогах, говорится в документе.

«Доход «Яндекс» будет получать с первого дня [запуска эксперимента]. Поездки на беспилотном транспорте будут оплачиваться через приложение Yandex.Go. Тарифы установит компания», — сообщил в разговоре с изданием представитель Минэкономразвития. В пресс-службе «Яндекса» планируемую стоимость поездок не раскрыли. 

Согласно проекту, беспилотные такси появятся в трех городах России. Машины с водителем-испытателем в салоне будут ездить в различных районах Москвы, Иннополисе (Татарстан) и на территории образовательного центра «Сириус» в Сочи. Без присмотра испытателя беспилотники смогут возить пассажиров только по территории Иннополиса и инновационного центра «Сколково» в Москве. 

Запуск восьми машин нового сервиса в Иннополисе запланирован уже на 2021 год, 10 автомобилей в Москве должны появиться в 2021-2022 годах. Всего за три года к программе планируется подключить до 1000 машин. У беспилотников будет отличительный знак «Автономное управление» в виде белого треугольника с черной буквой «А». Внутри салона будут контакты для связи пассажиров с техподдержкой.

Сотрудники ГИБДД смогут остановить беспилотник, позвонив оператору, который будет осуществлять удаленный мониторинг за движением транспортного средства.

Представитель компании при необходимости должен будет приехать на место в течение часа.

В случае ДТП «Яндекс» предоставит в ГИБДД видео со встроенных камер, на котором будет зафиксирован момент аварии и 30 секунд до и после нее, сообщил представитель компании.

Согласно проекту, на каждую машину будет оформлено ОСАГО и страховка на весь срок эксперимента за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу в пользу третьих лиц. Сумма страховки — 10 млн рублей для каждого беспилотника. 

В ближайшее время программу и проект постановления направят на согласование в Минтранс и МВД, а также властям регионов, где будет проводиться эксперимент, сообщил представитель Минэкономразвития. Представитель Минтранса заявил «Ведомостям», что внедрение беспилотников без водителей будет возможно, когда программу утвердит правительство. 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector