Как менялась графика в играх серии Battlefield

Педантичные шведы из DICE, упорно игнорируя любые тренды, уже почти 20 лет полируют созданный ими же жанр — в меру реалистичный онлайн-боевик, где можно стрелять, кататься на танке и летать. «Афиша Daily» отыскала провалы в славной истории серии, а также выбрала лучший Battlefield

На прошлой неделе EA анонсировала Battlefield 2042. Это первый Battlefield в новом поколении консолей, с впечатляющей графикой и грандиозным мультиплеером на 128 человек — но базовые принципы, по которым работает этот блокбастер, были заложены много лет назад.

Серия удивительна своим строгим разделением на классы в рамках масштабного онлайн-побоища.

Сейчас в этом нет ничего удивительного (Overwatch или Dota 2 исследуют тему командного взаимодействия еще глубже), но в начале 2000-х это был настоящий прорыв и смена парадигмы.

Игроки привыкли полагаться только на себя, личное мастерство было куда важнее взаимовыручки. Battlefield научил доверять своим напарникам.

Второе важное достижение серии — совмещение лихого геймплея и мрачного реалистичного сеттинга. Инсценировка исторических битв слабо сочетается с игровым весельем — так было двадцать лет назад и так оно и есть сейчас, — но DICE как‑то изловчилась не растерять иллюзию реализма, не задушив при этом игроков в рамках медленного и недружелюбного игрового процесса.

Мы вспоминаем этапы эволюции Battlefield, которые привели серию к текущему состоянию.

15. Battlefield Online (2010)

Как менялась графика в играх серии Battlefield

Проблемы игры начинаются с названия (обычный Battlefield, выходит, Offline?) и не заканчиваются на нем. DICE имеет опосредованное отношение к этой попытке адаптировать сериал к азиатскому рынку бесплатных боевиков; качество исполнения низкое. Вы вряд ли слышали о такой игре и точно не играли сами — вам же лучше. В 2013-м сервера закрылись, комьюнити у игры нет.

14. Battlefield Play4Free (2011)

Как менялась графика в играх серии Battlefield

© EA Digital Illusions Creative Entertainment

Еще одна неуклюжая попытка сделать дешевый Battlefield. Десять лет назад стандарты бесплатных боевиков были куда ниже, чем сейчас.

Современные игры-сервисы вроде Fortnite или Hearthstone предоставляют пользователям на сто процентов качественный игровой опыт бесплатно; за деньги доступны приятные излишества. Раньше логика была другой: раз платить не надо, можно делать плохо.

Battlefield Play4Free — это несколько карт из Battlefield 2 с криво прикрученной монетизацией. За деньги можно было открывать дополнительные виды оружия и классы бойцов. На текущий момент проект закрыт.

13. Battlefield 1943 (2009)

Как менялась графика в играх серии Battlefield

Приятная, но невыдающаяся и неамбициозная часть сериала, вышедшая только в цифровых магазинах PS3 и Xbox 360. Предполагалось, что это будет упрощенный вариант Battlefield по доступной цене (мало карт, меньше оружия и классов, зато в два раза дешевле коробочной версии). Так оно, в общем, и вышло, но даже на релизе игре тяжело было выдерживать конкуренцию с еще актуальным в то время Battlefield: Bad Company; сейчас же он устарел безнадежно.

12. Battlefield Heroes (2009)

Как менялась графика в играх серии Battlefield

Вялая попытка повторить успех Team Fortress 2. Вместе с внешней простотой (игра стилизована под детский мультфильм) пришла и вполне реальная примитивность игрового процесса. Среди всех участников сегодняшней подборки эта игра меньше всего похожа на Battlefield — просто сумбурная толкотня маленьких человечков с видом от третьего лица. Добила серию агрессивная pay-to-win-монетизация (самое эффективное оружие было доступно за деньги, так делать шутеры нельзя).

11. Battlefield Vietnam (2004)

Как менялась графика в играх серии Battlefield

Неплохое продолжение революционного Battlefield 1942. Честно переработано все оружие, новые декорации — джунгли — действительно отличаются от пустынных пляжей прошлой части, есть где спрятаться. В меню играли песни — от «War» Эдвина Старра до «White Rabbit» Jefferson Airplane, — что погружало в атмосферу эпохи.

Главная проблема игры — дата релиза. В 2004 году мало у кого был быстрый интернет, зато появились культовые Doom 3, Far Cry, Vampire: The Masquerade — Bloodlines и Half-Life 2. Вышедшему через год Battlefield 2, наоборот, повезет со слабыми конкурентами.

10. Battlefield V (2018)

Как менялась графика в играх серии Battlefield

Как и Battlefield 4, пятая часть считается номерной с натяжкой. То есть это почти что дополнение к Battlefield 1, еще и испорченное неоднозначными решениями в геймплее. Наскоро сделанный режим королевской битвы не заработал, новеллы о Второй мировой в однопользовательской кампании получились откровенно ленивыми.

9. Battlefield 4 (2013)

Как менялась графика в играх серии Battlefield

Классический пример игры-сервиса, замаскированной под полноценный релиз. Ничего плохого в Battlefield 4 нет: тут и размашистая сюжетная кампания, и новые карты для танковых битв, только прогресс по сравнению с третьей частью совсем уж крошечный. Выйди эта игра в статусе платного или бесплатного дополнения к Battlefield 3, никто бы не решил, что DICE продешевила.

8. Battlefield Hardline (2015)

Как менялась графика в играх серии Battlefield

Попытка сделать из Battlefield криминальный боевик про наркокартели провалилась, и провал этот с нотками грусти. Во-первых, игра была не такой уж плохой, геймплей качественный, cлегка освеженный сменой сеттинга, просто без откровения. Во-вторых, низкие продажи забили последний гвоздь в крышку гроба отличной студии Visceral Games, выпустившей Dead Space и Dante’s Inferno.

7. Battlefield 2142 (2006)

Как менялась графика в играх серии Battlefield

Традиционно эта часть считается тупиковой ветвью эволюции Battlefield: фантастический сеттинг не понравился фанатам, игровые режимы неплохие, но отстают своих аналогов из Battlefield 3 или даже из более раннего Battlefield 2. Но это была смелая попытка DICE выйти за пределы знакомого жанра и отыскать новую интонацию. Вокруг Battlefield 2142 сложилось небольшое, но очень дружное комьюнити, которое поддерживает жизнь любимой игры, хотя EA уже давно отключила сервера.

6. Battlefield: Bad Company (2008)

Как менялась графика в играх серии Battlefield

Впервые в серии появилась реалистичная разрушаемость: метким выстрелом из гранатомета вы могли снести стену. Именно здесь дебютировал движок Frostbite (на его сильно усовершенствованной версии сейчас разрабатывают Battlefield 2042). Не все идеи были реализованы должным образом; Bad Company считается прототипом отличной игры, а собственно отличной игрой станет уже вторая часть.

5. Battlefield: Bad Company 2 (2010)

Ровно тот же Battlefield: Bad Company, только доведенный до ума по всем параметрам.

Разрушаемость лучше вписана в геймплей, именно тут появился Rush, самый масштабный и удобный мультиплеерный режим (две команды — атакующих и защищающихся; задача атакующих — взять контрольную точку на базе защитников; задача защитников — убить сотню атакующих; кто первый достиг цели, тот и победил), сюжетная кампания в меру быстрая и веселая.

4. Battlefield 1 (2016)

DICE продемонстрировала, что может делать отличные игры вне зависимости от сеттинга. Казалось бы, Первая мировая с окопными битвами и газовыми атаками — не самая подходящая тема для разудалого онлайнового боевика, но шведская студия и тут ухитрилась выдать интерактивную версию фильма Майкла Бэя с взрывающимися дирижаблями и дуэлями «танк vs конь».

3. Battlefield 3 (2011)

Редкий пример отличного взаимодействия богатого издателя и талантливой студии. DICE сделала для EA не только третью часть Battlefield, но и новую версию движка Frostbite, которую потом издатель использует для Dragon Age: Inquisition или Star Wars: Battlefront. Для DICE денег тоже не пожалели: получился дорогой блокбастер с лихой сюжетной кампанией и масштабным мультиплеером.

2. Battlefield 1942 (2002)

Революция в жанре мультиплеерных боевиков. Первая в своем роде игра, где сочетались масштабные битвы и строгое разделение на классы. Стреляй, катайся на автомобиле или летай на самолете посреди масштабного онлайн-побоища — заданный двадцать лет назад принцип по-прежнему остается основой Battlefield.

Тогда же была заложена и концепция «камень, ножницы, бумага» (танки давят пехоту, гранатометчики сбивают танки, пехота бьет гранатометчиков). Это сейчас такое разделение обязанностей кажется очевидным, а двадцать лет назад были только Quake, Unreal и Counter-Strike, где все бойцы находились в равных условиях.

Конечно, сегодня первый Battlefield кажется чудовищно устаревшим (красотой он не блистал и на релизе), но в качестве музейного экспоната, где в чистом виде сохранились базовые правила сверхпопулярного жанра, он вполне состоятелен.

1. Battlefield 2 (2005)

Невероятно спорный кандидат. У Battlefield: Bad Company 2 лучше оценки пользователей, Battlefield 1942 оригинальнее, а Battlefield 3 масштабнее. В пользу нашего выбора есть три аргумента.

Во-первых, Battlefield 1942, несмотря на очевидную революционность мультиплеера, был недоработанным, с откровенно устаревшей даже по меркам своего времени графикой и рядом проблем в онлайне. Battlefield 2 — внушительная работа над ошибками.

Даже если бы разработчики не стали менять сеттинг Второй мировой войны, это был бы серьезный шаг вперед в плане удобства использования, ключевого параметра любого онлайнового боевика.Но DICE от Второй мировой отказалась — и это наш второй аргумент.

Это решение оказалось принципиально важным для культового статуса игры. Это сейчас милитари-шутер кажется чем‑то обыденным или даже банальным.

  • В 2005-м мода на WW2-боевики еще не прошла, альтернативой была либо подростковая фантастика (Halo), либо кровавый боевик (Quake).
  • Продюсеры переживали, что ставка на современные боевые действия, реалистичное оружие и технику отпугнет пользователей, которые решат, что перед ними Operation Flashpoint (там можно было двадцать минут идти по пустому полю, наслаждаясь реализмом, а потом умереть от одной, непонятно откуда прилетевшей пули).
  • DICE не побоялась сменить сеттинг, но главное — уничтожила стереотип о том, что реалистичный антураж предполагает унылый геймплей. Да, у героя в руках была M16, а не плазменная винтовка, летал он на МиГ-29, но все было сделано просто и доступно: нажали «вперед», истребитель полетел…
  • Именно из Battlefield 2 вырастет Call of Duty: Modern Warfare, зацементировавшая моду на милитари-шутеры, в которые мы играем по сей день.

Battlefield 2042: возрождение из пепла

Как менялась графика в играх серии Battlefield

Среди хардкорных геймеров Electronic Arts принято называть не иначе как «серийный убийца студий». И надо сказать, всемирно известный издатель видеоигр носит этот титул вполне заслуженно. Westwood, Origin Systems, DreamWorks Interactive, Pandemic Studios, Visceral Games — жертв в послужном списке EA хватит на целое кладбище. Подобно отпетому маньяку, компания всегда придерживается одной и той же безотказной схемы: приобретает с потрохами перспективных разработчиков и предлагает им весьма щедрое финансирование, а затем нещадно калечит их следующий проект через навязывание собственного, «особого видения», что приводит к закономерному провалу игры с последующей ликвидацией ее создателей.

Единственным счастливчиком, которому удается выживать на протяжении вот уже 15 лет, является шведская студия Digital Illusions Creative Entertainment (для друзей просто DICE) — разработчик знаменитой серии сетевых боевиков Battlefield.

Оно и понятно: EA явно не спешит резать курицу, несущую золотые яйца, и готова прощать своим подопечным даже «маленькие шалости» вроде не оправдавшей ожиданий Mirror’s Edge. Во всяком случае, до тех пор, пока ребята исправно продолжают выпускать новые части одного из лучших онлайн-шутеров в индустрии.

Но даже DICE едва не пала жертвой неумелого менеджмента при попытке совместить несовместимое в рамках одной игры, хотя прогулка по краю пропасти в итоге и оказала оздоравливающее влияние как на саму студию, так и на ее непосредственное начальство в лице издателя.

В преддверии выхода Battlefield 2042 давайте вспомним, как легендарная франшиза едва не пошла ко дну, а заодно порассуждаем, каким образом скандал вокруг Battlefield V повлиял на ее дальнейшую судьбу.

DICE против «токсичности», или История провала Battlefield V

Как менялась графика в играх серии Battlefield

Разрабатывая Battlefield V, DICE попыталась усидеть разом на двух стульях, стремясь угодить аудитории, предпочитающей исторический сеттинг, и при этом внедрить в онлайн-шутер современные схемы монетизации с акцентом на визуальную кастомизацию. Получившийся винегрет вызвал у сообщества поклонников франшизы острое отторжение, что, впрочем, было вполне ожидаемо. Вспомним, как это было (слабонервных просьба отойти от мониторов… ну или просто не переходить по ссылке).

Читайте также:  Смартфоны Sony Ericsson серии XPERIA X10 могут получить обновление Android 2.2

Если абстрагироваться от контекста и надписи «Battlefield» под видео, то при первом просмотре трейлера (безусловно, весьма качественного, разве что забористого хард-рока на фоне не хватает) в голову приходят мысли о зубодробительном шутере в антураже постапокалипсиса или альтернативной истории. В подобном сеттинге залихватские трюки, боевая раскраска на лицах, различные украшательства, равно как и сделанные из подручных средств механические протезы, обладатели которых умудряются сражаться чуть ли не эффективнее всех прочих бойцов, смотрелись бы более чем уместно. А вот превращение в «цирк с катаной, вход 100 баксов» мультимедийного продукта, повествующего об одном из самых тяжелых, трагичных и кровавых периодов мировой истории, пусть это и всего лишь игра, — поступок не самый дальновидный, если не сказать кощунственный.

Как менялась графика в играх серии BattlefieldМожете представить себе бойца времен Второй мировой, который в свободное время расписывает свою куртку принтами?

Результат столь «свежего и оригинального» художественного видения оказался вполне предсказуем: официальный трейлер Battlefield V стал самым задизлайканным за всю историю франшизы, собрав рекордные 590 тысяч пальцев вниз. Отношение фанатов ко всему увиденному лучше всего демонстрирует комментарий от создателя игрового канала AFGuidesHD, спародировавшего слоган, под которым продвигалась новая часть знаменитого онлайн-шутера:

«With a never-before-seen portrayal of World War 2» and hopefully is a portrayal never to be seen again.

Тогда у DICE были все шансы на мирное разрешение конфликта, ведь де-факто разработчики все же прислушались к мнению сообщества и на релизе Battlefield V кардинально поменяла тон, так и не превратившись в гротескную ипостась Fortnite с цветастыми скинами и танцами.

В одной из прямых трансляций, последовавших после анонса, продюсер игры Эндрю Гулотта отметил, что разработчики приняли решение «отказаться от ряда нестандартных возможностей кастомизации персонажей» в пользу аутентичности и иммерсивности.

Смена лейтмотива хорошо прослеживается уже в релизном трейлере, выпущенном год спустя (к сожалению, YouTube не позволяет встраивать трейлеры в статью Battlefield V из-за возрастных ограничений).

Конечно, подчистить все хвосты в ограниченные сроки непросто, но сама бизнес-модель игры-сервиса вполне позволяет это сделать, благо история знает случаи, когда проекты смогли стать успешными даже после откровенно слабого старта (взять тот же Warframe, который на релизе не выделялся практически ничем, кроме визуального дизайна, а нынче способен заткнуть за пояс иные AAA-игры). Однако все испортил менеджмент. Несмотря на внесенные исправления, в дальнейшем ситуация усугубилась: вместо того, чтобы сгладить напряженность и выступить с примирительным заявлением в стиле «Мы услышали наших преданных фанатов» или «Возможно, трейлер получился не самым удачным и вы неправильно нас поняли», DICE попробовала реализовать какую-то совсем несуразную стратегию damage-control, больше напоминающую откровенный саботаж собственного продукта.

Небольшой мастер-класс по работе с возражениями от DICE (дисклеймер: не повторяйте в реальной жизни, если дорожите деловой репутацией). Если к вашему продукту предъявляют те или иные претензии, достаточно выполнить 5 простых шагов:

  1. Перевести тему в кардинально иное русло.

  2. Обвинить целевую аудиторию в токсичности.

  3. Демонстративно обидеться.

  4. ??????

  5. PROFIT! (на самом деле нет).

Неукоснительное следование описанному выше алгоритму привело к тому, что вместо конструктивного диалога с комьюнити и поэтапной деэскалации конфликта DICE лишь еще больше настроила фанатов против себя, а последующие события более всего напоминали диалог глухого с немым.

В то время как геймеры критиковали Battlefield V за чудовищный боевой макияж солдат, неуместные аппликации на куртках, стимпанк-протезы и прочую атрибутику, подходящую для задорного экшн-аттракциона в стиле Overwatch, но никак не для военного шутера в сеттинге Второй мировой, разработчики демонстративно обвиняли игроков в сексизме, очевидно, пытаясь таким образом убедить общественность (а заодно и самих себя), что главной причиной неприятия новой части со стороны сообщества является один из женских персонажей, показанный в трейлере, а вовсе не балаган, в который DICE задумала превратить игру.

Как менялась графика в играх серии BattlefieldЭта четверка больше напоминает рейдеров из «Безумного Макса», нежели бравых солдат

Одним из самых запоминающихся эпизодов этого противостояния, развернувшегося в медиапространстве, стал мемный пост от дизайн-директора DICE Алана Кёрца, известного на Reddit под ником Demize99. 

Как менялась графика в играх серии Battlefield

Слезливая история про дочку закономерно возымела обратный эффект, став основой для пародийного шаблона: «Ко мне подошла дочка и спросила: “ … ”.

Я ответил ей: “Потому, что ты девочка”», который стали активно форсить на том же Reddit, высмеивая DICE.

Ну а самые находчивые геймеры отметили, что Алан, видимо, не самый хороший отец, раз его дочурка играет в жестокие шутеры с рейтингом «18+» (в одном из других постов разработчик упоминал, что его дочери всего 13 лет).

Стоит отметить, что Кёрц все же пытался поддержать конструктивную дискуссию и обсудить реальные проблемы Battlefield V. И вот ведь что удивительно: такие его посты собирали плюсы и положительный фидбэк от «проклятых сексистов и токсиков».

Как менялась графика в играх серии Battlefield

Другое дело, что подобные ответы были лишь частной инициативой разработчика и никогда не появлялись на официальных AMA DICE, явно противореча генеральному курсу, избранному, судя по всему, Патриком Содерлундом, занимавшим на тот момент пост исполнительного вице-президента EA.

Как следствие, любая критика в адрес Battlefield V лишь порождала ответные обвинения игроков во всех смертных грехах.

Когда же стало очевидным, что столь грубые попытки сделать «хорошую мину при плохой игре» не приносят плодов и лишь способствуют раздуванию скандала, модераторы официального сабреддита Battlefield вообще запретили пользователям обсуждать историческую достоверность игры под угрозой бана.

Как менялась графика в играх серии Battlefield

На всех прочих площадках можно было наблюдать аналогичную картину. В твиттере относительно критики Battlefield V высказался сам генеральный директор DICE Оскар Габриэльсон, но вместо конструктива игроки вновь увидели пространное заявление о важности инклюзивности в современных играх.

Как и посты на Reddit, этот твит собрал массу комментариев вроде того, что оставил пользователь под ником Черный Шершень, общий смысл которых заключался в том, что игроки вовсе не против разнообразия как такового, они против откровенной клоунады в рамках исторического сеттинга. Однако все подобные аргументы были закономерно проигнорированы.

Когда же противостояние геймеров и DICE достигло кульминации, в дело вмешался уже сам Содерлунд, давший интервью игровому порталу Gamasutra, суть которого, если опустить очередные попытки выставить геймеров идиотами и сексистами, можно выразить в четырех словах: «Не нравится — не покупайте».

Как серия Battlefield развивалась последние 10 лет? Вспоминаем плюсы и минусы

За что «батлу» любили и хейтили.

Серия Battlefield всегда была популярна и любима. Кто-то застал ее первые уверенные шаги и серьезный успех Battlefield 2. Есть игроки, которые влюбились в серию, увидев новое осмысление знакомой формулы в Battlefield 3. Последние 10 лет «Поле битвы» штормило в разные стороны, и в этой статье вы узнаете, как игроки и пресса принимали новые игры серии.

BATTLEFIELD 3 (2011)

Как менялась графика в играх серии Battlefield

  • Оценка на Metacritic: 89
  • За что любили: новый движок Frostbite 2; масштабные бои на больших картах с 64 игроками; прекрасная сюжетная кампания.
  • За что хейтили: урезанные карты в консольных версиях с 24 игроками.
  • Продажи: около 15 млн копий.

На Frostbite 2 у EA DICE получилось создать самый красивый шутер современности. Там был очень реалистичный звук, недурно разрушалось окружение. А еще была круто поставленная сюжетная кампания с действительно интересной историей.

Системные требования Battlefield 2042 на ПК: минимальные и рекомендуемые характеристики

BATTLEFIELD 4 (2013)

Как менялась графика в играх серии Battlefield

  1. Оценка на Metacritic: 81
  2. За что любили: функция «Levolution»; неплохая для преимущественно онлайновой игры сюжетная кампания.
  3. За что хейтили: за рескин Battlefield 3; на консолях нового поколения было пониженное разрешение.
  4. Продажи: около 7 млн копий.

Сиквел вышел спустя 2 года и в онлайне был той же самой игрой с парочкой любопытных нововведений. На некоторых картах Levolution менял обстановку, да и ненастные погодные условия пришлись кстати.

Я поиграл в бету Battlefield 2042: безумные бои и безумные баги

BATTLEFIELD HARDLINE (2015)

Как менялась графика в играх серии Battlefield

  • Оценка на Metacritic: 73
  • За что любили: понравилось только тем, кто любит полицейские истории.
  • За что хейтили: смена жанра; обрезанный мультиплеер.
  • Продажи: около 4 млн копий.

Игроки не оценили работу Visceral Games. Студия придумала полицейский боевик, вот только он не вписывается в дух серии. Ради аутентичности разработчики вырезали множество карт и классов и всю технику, толком не дав ничего взамен.

Купить Battlefield 2042 на ПК, PS и Xbox – где купить игру, бонусы предзаказа

BATTLEFIELD 1 (2016)

Как менялась графика в играх серии Battlefield

  1. Оценка на Metacritic: 88
  2. За что любили: новый сеттинг; обновленная графика; недурная сюжетная компания.
  3. За что хейтили: Российской империи и Франции как играбельных фракций не было на релизе.
  4. Продажи: возможно, 15 млн копий.

Возвращение к масштабным боям все приняли с радостью. К тому же, как оказалось, сеттинг Первой мировой войны очень подошел Battlefield. Среди значимых нововведений отметим помощь проигрывающей стороне и появление элитных классов, которые нужно подбирать на поле боя.

Новая Battlefield называется Battlefield 2042: показали трейлер, скриншоты, подробности и дату релиза

BATTLEFIELD V (2018)

Как менялась графика в играх серии Battlefield

  • Оценка на Metacritic: 81
  • За что любили: разнообразие игровых режимов; возвращение к сеттингу Второй мировой войны; появление кастомизации.
  • За что хейтили: отсутствие королевской битвы и малое число карт на релизе.
  • Продажи: около 7 млн копий.

Те годы были расцветом жанра «королевской битвы» и в нее давали поиграть уже на релизе практически все конкуренты. Battlefield V запустил режим спустя 4 месяца и так и не исправил многие баги, тянувшиеся еще с момента выхода. Фракции СССР в игре не было ни на релизе, ни в виде DLC.

Части геймеров не понравилась чрезмерная, на их взгляд, инклюзивность игры – первый трейлер показывал разукрашенные краской лица и выводил женщин на первый план. Ответ одного из руководителей издательства был жестким и конкретным:

«Мы боремся за правое дело, и я думаю, что у всех людей, которые этого не понимают, есть два пути: принять наше видение или не покупать игру. Меня устроят оба варианта».

Читайте также:  5 недорогих гаджетов для кухни, которые упрощают жизнь

В Battlefield 2042 будут порталы и карты из 4 частей серии. Даже из Bad Company 2!

Battlefield 2042 выходит 19 ноября 2021 года на ПК, Xbox Series X|S, Xbox One, Playstation 5, Playstation 4.

Чем больше, тем хуже: как Battlefield 2042 развивает формулу серии

Battlefield снова лихорадит. Ещё летом после анонса новую игру серии приветствовали как спасительницу франшизы после неудачной пятой части, а затем последовал провальный бета-тест, репортажи о внутренних проблемах с разработкой — и вот уже фанаты рушат рейтинги Battlefield 2042 в Steam и на Metacritic.

Как же так вышло? Ведь на бумаге-то всё звучало отлично: всё то, что мы любим в Battlefield, — только больше и зрелищнее. А в итоге новая часть завела франшизу ещё глубже в кризис идентичности. Разбираемся, в чём просчитались создатели Battlefield 2042 — и какие уроки из этого могут извлечь другие разработчики.

По первой игре DICE (ранее Digital Illusions) — симулятору пинбола Pinball Dreams для компьютеров Amiga, выпущенному в 1992 году, — и не скажешь, что эта студия впоследствии создала одну из самых популярных серий милитари-шутеров.

Как менялась графика в играх серии BattlefieldСкриншот: игра Pinball Dreams / 21 Century Illusions

Сама компания появилась в тот же год: её основали четверо друзей, которые вместе учились в университете Векшё, Швеция, и состояли в команде The Silents, занимавшейся созданием демок. До начала XXI века студия продолжала делать симуляторы пинбола, а также гоночные игры.

Всё изменилось в 2000 году, когда DICE приобрела Refraction Games, создателей шутера Codename Eagle. Эту игру, вышедшую годом ранее, выделял мультиплеер, где пехота, танки, корабли и самолёты сражались вместе на масштабных многопользовательских картах. Звучит знакомо, не правда ли?

Как менялась графика в играх серии BattlefieldСкриншот: игра Codename Eagle / Pan Interactive Publishing AB

В результате сделки к DICE перешли основатель студии Патрик Содерлунд, ставший директором компании, а также проект под названием Battlefield 1942 и права на движок Refractor Engine, который использовали во франшизе до Frostbite. Над мультиплеерным шутером, положившим начало знаменитой серии в 2002 году, на протяжении трёх лет работали около 40 человек.

Трейлер игры Battlefield 1942

Battlefield 2042, релиз которой состоялся 19 ноября, создавали уже силами четырёх студий: DICE, Ripple Effect Studios (в прошлом LA DICE), EA Gothenburg и Criterion Games. Это самый большой коллектив разработчиков в истории франшизы. Генеральный менеджер DICE Оскар Габриэльсон объяснял его размер масштабами самой игры:

«Мы взяли всё, что так полюбилось в Battlefield, — и вывели это на новый уровень. Эпический масштаб. Тотальная война. Безумные, неожиданные моменты. Революционная разрушаемость. Массовые сражения, где будет больше игроков и хаоса, чем когда-либо прежде».

Оскар Габриэльсон, генеральный менеджер DICE

Удалось ли выполнить эти обещания на практике? И да, и нет — но чтобы понять, почему нет, нужно разобраться в той самой «формуле», лежащей в основе любой Battlefield.

Честно говоря, Battlefield — не первая серия, где можно принять участие в масштабных онлайн-сражениях.

Ещё в 1998 году свет увидела Starsiege: Tribes, где были и огромные карты, и транспорт, и командное взаимодействие. В 2001 году вышли сразу две значимые игры — Operation Flashpoint: Cold War Crisis, предшественник серии Arma, и теперь уже легендарная Halo: Combat Evolved, мультиплеер которой был одним из самых популярных в жанре шутеров от первого лица в начале 2000-х.

Однако даже на их фоне Battlefield 1942 выделялась своим масштабом, обусловленным двумя факторами.

На полях сражения Battlefield 1942 могли встретиться 64 человека. Эта цифра оставалась постоянной на протяжении почти всей истории франшизы: исключением стали разве что обе части спин-оффа Battlefield: Bad Company (24 и 32 игрока), а также условно-бесплатная Battlefield Heroes (16 игроков).

Как менялась графика в играх серии Battlefield

Среди конвейерных игр существуют по-настоящему культовые серии. В 2016 году, если учесть абсолютно все франшизы, выпущенные под стягом DICE, вышла четырнадцатая часть Battlefield. Серия, которая не только породила целый жанр, но и наглядно показала, как развивалась компьютерная графика. Давайте посмотрим, как за 14 лет изменилась столь полюбившаяся нам «батла».

Оглавление

В рамках этой статьи мы затронем именно техническую сторону серии игр Battlefield. Геймплей конкретной части фрашизы, сюжет и вообще влияние на массовую культуру обойдем стороной. Интересно посмотреть, как за 14 лет изменилась компьютерная графика. И стоило ли вообще геймерам гнаться за покупкой мощных системных блоков.

Серия игр Battlefield традиционно издавалась для ПК и современных на тот момент времени консолях. За это время она побывала на PlayStation 2, Xbox, PlayStation 3 и Xbox 360.

Только что вышедшая Battlefield 1 — уже третья конвейерная игра, доступная на современных приставках PlayStation 4 и Xbox One. Но консоли никогда не были «про графику».

Поэтому далее я рассмотрю исключительно версии Battlefield для ПК.

Battlefield 1942 и Battlefield Vietnam

Все началось в 2002 году. Тогда еще мало кому знакомая шведская студия представила многопользовательскую игру с необычайно крутым для того времени сеттингом.

А именно пользователям на карте вместимостью 64 человека разрешалось крошить друг друга не только орудиями убийства времен второй мировой войны, но и управлять военной техникой (автомобили, танки, самолеты). С точки зрения качества графики Battlefield 1942 не предлагала ничего особенного.

В 2002-м ПК-бояре сходили с ума по The Elder Scrolls III: Morrowind и Mafia: The City of Lost Heaven. Самая первая «батла» опиралась на движок Refractor Engine 1 и вышла исключительно как ПК-эксклюзив.

Системные требования Battlefield 1942
Рекомендованные Процессор — 500 МГц Оперативная память — 128 МБ Видеокарта — 32 МБ, DirectX 8 Свободное место — 1,6 ГБ Операционная система Windows — 95, 98, ME, 2000, XP, Server 2003

К сожалению, я не смог найти результатов тестирования игрового железа в Battlefield 1942. Отмечу только, что в 2002 году в ходу были процессоры Pentium 4 с частотой 2+ ГГц и видеокарты уровня GeForce4 с 64 МБ VRAM, поддерживающие DirectX 8 с пиксельными шейдерами версии 1.3 и вертексными шейдерами ревизии 1.1. Дебютному детищу DICE требовался «камешек» попроще.

Кстати, о развитии программного интерфейса DirectX вы можете прочитать в нашей подробной статье. Несмотря на эксклюзивность, первая «батла» снискала большой успех. Как бы подтверждая мои слова, следом вышла первая Call of Duty. И тоже только на ПК.

Возвращаясь к DirectX, отмечу, что восьмую версию этого API не просто так называют великим переломом. Появились пиксельные и вершинные шейдеры, что облегчило программистам создание различных спецэффектов. И стало красивее! Помимо них, DirectX 8 хвастал поддержкой отображения реалистичного тумана и таких технологий, как bump-mapping и texture-mapping (мультитекстурирование).

Спустя два года на все том же движке вышла Battlefield Vietnam. Вьетнамская война — серьезный мировой конфликт 20-го столетия, но игра, скажу прямо, не взлетела. Хоть мы и говорим о том же движке Refractor Engine 1, но системные требования у Battlefield Vietnam оказались заметно выше.

Системные требования Battlefield Vietnam
Рекомендованные Процессор — Pentium 4, Athlon XP 2000 МГц Оперативная память — 512 МБ Видеокарта — NVIDIA GeForce 3, 128 МБ Свободное место — 2 ГБ Операционная система Windows — 95, 98, ME, 2000, XP, Server 2003

Уже давно оптимальные конфигурации, указанные в описании к той или иной ПК-игре, не всегда отображают реальную ситуацию. Производителям железа ведь тоже надо проталкивать свой продукт в массы. А геймдев — лучший для этого способ. Впрочем, скриншоты наглядно демонстрируют, что за два года Refractor Engine 1 несколько преобразился.

Например, флагманские видеокарты уровня GeForce GT 6800 Ultra или Radeon X800 XT спокойно выдавали 60+ кадров в секунду в разрешениях 1280×960/1600×1200 точек при максимальном качестве графики, 4-кратном сглаживании и 8-кратной анизотропной фильтрации.

Для адаптеров прошлых поколений подобные настройки были не по зубам. Интерфейс DirectX 9.0 продолжил все то, что было заложено в восьмой версии этого API.

Появилась поддержка шейдерного языка высокого уровня HLSL (High Level Shader Language) и технологии Multiple Render Targets (MRT), обеспечивающей одновременный рендеринг сразу в несколько цветовых буферов, а не в один, как было раньше.

Плюс добавили функции MET (Multiple-Element Textures), а также стенсил-буфер (Stencil-buffer). Они использовались при создании более реалистичных теней и отражений.

Battlefield 2

Полноценный сиквел — Battlefield 2 — тоже вышел исключительно на ПК. Игра использовала вторую версию Refractor Engine.

Системные требования Battlefield 2
Рекомендованные Процессор — Pentium 4, Athlon XP 2400 МГц Оперативная память — 1 ГБ Видеокарта — GeForce FX 5700+ или Radeon 9500+, DirectX 9.0, 256 МБ Свободное место — 2 ГБ Операционная система Windows — XP, Vista

Графика, как и требования к железу, заметно преобразились. Флагманы 2004 года — GeForce GT 6800 Ultra и Radeon X850 XT — выдавали средние 60 FPS при высоких настройках качества графики и 4-кратном антиалиазинге только в разрешении 1280×1024 пикселей.

Менее быстрые модели уровня Radeon X700 Pro и GeForce 6600 GT в таких условиях не дотягивали и до 30 условно играбельных FPS.

Стабильные 60 кадров в секунду при высоких настройках качества графики в разрешении 1600×1200 точек «оформляла» только GeForce 7800 GTX.

Как показало время, главный прорыв в графике в серии игр Battlfield случился позже.

Упомяну лишь, что в том же 2005-м году вышла игра Battlefield 2: Modern Combat, которую портировали не только на ПК, но и игровые приставки PlayStation 2, Xbox и Xbox 360.

Для этого разработчик использовал другой движок — RenderWare. С этого момента «батла» стала завсегдатаем не только на персональных компьютерах, но и на околодиванных консолях.

В 2006 году на все том же Refractor Engine 2 появился единственный на сегодняшний день Battlefield про далекое будущее — Battlefield 2142. Хотя в DICE постоянно отмечали, что им интересно разрабатывать игры про реальные мировые конфликты.

Battlefield: Bad Company 2

В 2008-м году франшиза шагнула в будущее в плане технологий. Вышла Battlefield: Bad Company на игровом движке Frostbite Engine. «Пекарей» обошли стороной.

Первая «Плохая компания» распространялась исключительно среди владельцев PlayStation 3 и Xbox 360.

Через год на тех же самых приставках прописалась Battlefield 1943, а мастерам клавиатуры и мыши бросили кость в виде бесплатного мультяшного сетевого шутера Battlefield: Heroes. Больше «батла» никогда не покидала ПК и Windows в частности.

Читайте также:  Битва титанов: HTC EVO 4G против HD2 и Desire
Системные требования Battlefield: Bad Company 2
Рекомендованные Процессор — Quad Core 3000 МГц Оперативная память — 2 ГБ Видеокарта — GeForce GTX 260 или Radeon HD 4870, DirectX 10, 512 МБ Свободное место — 15 ГБ Операционная система Windows — Vista, 7

Собственно говоря, Battlefield: Bad Company 2 — это первый компьютерный релиз, построенный на движке Frostbite Engine. Уже версии 1.5. Вышла игра в 2010-м году. Интересно, что поддерживались сразу три API: DirectX 9, 10 и 11.

В то время у многих продолжало «бомбить» от графики и ресурсоемкости Crysis, но «Плохая компания 2» тоже не ударила в грязь лицом. На мой взгляд, появление шедевров на DirectX 10/11 как раз и ознаменовало переход визуальной составляющей на ступеньку выше.

Battlefield: Bad Company 2, Crysis, Crysis 2 — это и есть всадники некстгена. Сегодняшние игры, конечно, прибавляют в качестве изображения, но вот серьезного и заметного скачка не наблюдается. Доказательством моих слов послужат скриншоты. Сравните Battlefield: Bad Company 2 хоть с той же Battlefield 2.

Подобной разнице в «графоне» поспособствовало и долгое использование DirectX 9, который, как мы знаем, просуществовал в виде ревизий «a», «b» и «c».

В DirectX 11 средние 60 кадров в секунду в разрешении Full HD при максимальных настройках качества графики, 8-кратном сглаживании и 16-кратной анизотропной фильтрации в разрешении 1280х1024 точек выдавали адаптеры уровня Radeon HD 5870 ($380). С этой же видеокартой в Full HD фреймрейт опускался до 40-45 FPS. В DirectX 10 в разрешении 1280х1024 пикселей условно играбельные 30 кадров генерировали акселераторы уровня Radeon HD 4850 и GeForce 8800 GTS 512 МБ.

Battlefield 3

Многие считают, что Battlefield 3 — это лучшая часть франшизы. Тяжело с этим не согласиться. Что касается визуальной составляющей, то движок Frostbite Engine обновился до версии 2.0.

На его основе вышли такие игры, как Need for Speed: The Run и Medal of Honor: Warfighter. В 2011 году осталась поддержка DirectX 10 и DirectX 11. Вместе с отказом от DirectX 9 геймеры стали отказываться от использования Windows XP.

Плюс мы видим, что переход от одного типа API к другому всегда затягивался.

Системные требования Battlefield 3
Рекомендованные Процессор — Quad Core Оперативная память — 4 ГБ Видеокарта — GeForce GTX 560 или Radeon HD 6950, DirectX 11, 1 ГБ Свободное место — 20 ГБ Операционная система Windows — 7

В Battlefield 3 появилась поддержка нового режима сглаживания — Morphological Anti-Aliasing. Рекомендованные системные требования в сравнении с той же Bad Company 2 заметно увеличились.

А ведь прошел всего один год. Появилось глобальное затенение SSAO (Screen Space Ambient Occlusion). Такие графические элементы, как деревья, здания и даже трава, стали отбрасывать тени сами на себя.

Картинка стала более живой и сочной.

Пресет «Ультра», а это SSAO, 4-кратное MSAA-сглаживание и 16-кратный анизотропный фильтр, с 60 кадрами в секунду в разрешении Full HD давался картам уровня Radeon HD 7950 и GeForce GTX 660 Ti. Чтобы поиграть с тем же фреймретом, но в 2560х1600 нужна была GeForce GTX 690. Да, серии игр Battlefield всегда хорошо оптимизировались под технологии NVIDIA SLI и AMD CrossFire.

Battlefield 4

С выходом в 2013 году Battlefield 4 DICE и EA продемонстрировали новую версию движка Frostbite Engine — 3.0. В том или ином виде он используется в таких играх, как Dragon Age: Inquisition, Need For Speed, Star Wars: Battlefront, Mirror’s Edge: Catalyst и даже FIFA 17. Вышедшая только что Battlefield 1 и намечающийся релиз Mass Effect: Andromeda — это тоже Frostbite Engine 3.Х.

Системные требования Battlefield 4
Рекомендованные Процессор — AMD FX-6000 или Intel Quad Core, 2,4 ГГц Оперативная память — 8 ГБ Видеокарта — Radeon HD 7870 или GeForce GTX 660, DirectX 11, 3 ГБ Свободное место — 30 ГБ Операционная система Windows — 8

Battlefield 4 поддерживает как DirectX 10, так и DirectX 11. Вообще движок оказался весьма «податлив», а потому со временем появилась версия с низкоуровневым программным интерфейсом Mantle. Позже Frostbite Engine перешел в том числе и на DirectX 12.

В четвертой «батле» появилась поддержка глобального затенения HBAO, а также пост-эффекты HDR и depth of field, процедурный шейдинг и система частиц. Улучшения косметические. Поэтому визуально, в сравнении с той же Battlefield 3, графика кардинально не изменилась. Но DICE оптимизировала свой движок в том числе и под многопроцессорные системы. Battlefield 4 использует до восьми потоков.

Видеокарты уровня Radeon HD 7950 и GeForce GTX 660 Ti, выдававшие в Battlefield 3 средние 60 кадров в секунду, в новой части слегка подсдулись — до 35-40 FPS. Теперь же в Full HD фреймрейт в 60 FPS обеспечивают адаптеры класса GeForce GTX 780 и Radeon R9 290.

В разрешении WQHD (2560×1440 точек) такое количество кадров генерирует связка из двух некогда Kepler-флагманов. Сейчас это спокойно делают адаптеры уровня GeForce GTX 1060/1070/1080 и Radeon RX 480. Отмечу, что в 2013 году и AMD, и NVIDIA активно начали пиарить гейминг в разрешении 4K (3840×2160 пикселей).

SLI-массив GeForce GTX 780 с ультра-настройками, но без сглаживания в 2013 году выдавал в среднем 38-40 кадров в секунду.

Battlefield 1

Прошло три года с момента выхода Battlefield 4, но эта часть серии все еще популярна. Серверы полны и вряд ли опустеют ближайшие пару лет так точно. Поэтому предполагаю, что и Battlefield 1 станет долгоиграющим проектом. А потому многие геймеры при покупке тех же видеокарт будут ориентироваться именно на быстродействие в этой игре.

В рекомендованных системных требованиях Battlefield 1 значится очень мощное железо. Это и восьмиядерные/восьмипоточные процессоры, и карты с 3 ГБ видеопамяти, и 16 ГБ ОЗУ. Игра поддерживает DirectX 11 и DirectX 12. Как мы знаем, новый низкоуровневый API — про оптимизацию. Действительно, в Battlefield 1 ощущается небольшой прирост FPS при использовании слабых процессоров.

Системные требования Battlefield 1
Рекомендованные Процессор — AMD FX-8350 или Intel Core i7-4790 Оперативная память — 16 ГБ Видеокарта — Radeon RX 480 или GeForce GTX 1060, DirectX 11, 3 ГБ Свободное место — 50 ГБ Операционная система Windows — 8, 10

Качество графики завораживает. Достаточно изучить скриншоты. При этом мы имеем дело со все тем же Frostbite Engine на ядре третьего поколения. Из нововведений, пожалуй, отмечу поддержку сглаживания TAA (как в Star Wars: Battlefront).

Я изучил, какой уровень быстродействия демонстрируют новые игровые видеокарты семейств Pascal и Polaris.

Если же смотреть на открытое Beta-тестирование, то упомянутая мной ранее Radeon HD 7950 в разрешении Full HD с ультра-настройками, антиалиазингом TAA и 16-кратной анизотропной фильтрацией в режиме DirectX 12 выдает средние 35-37 кадров в секунду.

То есть практически столько же, сколько и в Battlefield 4. На основе этого факта предположу, что у Battlefield 1 с оптимизацией все в порядке.

Ответственно заявляю: для комфортных 60 FPS на ультра-настройках в разрешениях Full HD и WQHD потребуются адаптеры класса GeForce GTX 1060 6 ГБ и Radeon RX 480. Для Ultra HD — GeForce GTX 1080.

Battlefield 3 — графический шедевр минувших лет — Игры на DTF

Battlefield 3 очень интересная игра для своего времени по технологиям и графике, некоторые из которых используются и по сей день во многих крупнобюджетных проектах.

{«id»:660674,»gtm»:null}

Разработчики поставили перед собой задачу сделать игру с разрушаемым окружением в котором будет отличное освещение как внутри зданий, так и снаружи на улице.

Разработчики брали в пример Mirror`s Edge. Главное отличие было в том, что в данной игре не было изменяемого окружения, как в Battlefield.

Но Mirror`s Edge была игрой на Unreal Engine 3, а собственной реализации современного освещения на Frostbite Engine (внутренний движок, используемый студией DICE и другими) не было.

Сравнение освещения в прошлой игре DICE — Battlefield: Bad company 2 и Mirror`s Edge. https://media.contentapi.ea.com/content/dam/eacom/frostbite/files/gdc11-lightingyouupinbattlefield3.pdf

Поэтому, они решили интегрировать новое на рынке готовое решение от компании Geomerics — Enlighten. Данный метод освещения работал на всех платформах, как на ПК, так и на ps3, xbox 360.

Ещё в игре дым отбрасывал динамические тени.

Также, теперь в Battlefield появилось глобальное освещение, благодаря чему симулируются цветовые отскоки от ярких объектов.

Пример глобального освещения на движке Frostbite engine. https://media.contentapi.ea.com/content/dam/eacom/frostbite/files/gdc11-lightingyouupinbattlefield3.pdf

В отличии от Mirror`s Edge, в Battlefield 3 глобальное освещение было динамическим и изменялось разрушаемостью окружения (только на ПК). По всей карте были расставлены сферы, которые просчитывали освещение.

Spherical harmonic light probes. http://blog.wolfire.com/2011/03/GDC-session-summary-Battlefield-3-Radiosity

Но это не означает, что Battlefield избавился от статического освещения! Освещение от солнца полностью «запекалось» в карты освещения.

Также, движок мог отображать более 100 источников света, а также появились источники света с динамическими тенями.

В Battlefield 3 использовались вполне себе качественные текстуры для своего времени. Системы затенения HBAO придавало лицам и окружению красивый вид.

Перепады высот, использование normal mapping`а придавало общей картинке реалистичности. Даже сейчас это выглядит очень приятно.
Затенение придаёт лицо объём.

Battlefield 3 была первой игрой, в которой начали использовать глобальное освещение с динамическим окружением. В большинстве современных крупнобюджетных игр все ещё используется глобальное освещение, тени от неосновных источников света и тени от частиц. Это была одна из самых красивейших игр для своего времени.

Если вам понравилось, напишите какую ещё игру было бы интересно разобрать. Если же нет, то напишите критику, чтобы я исправился в будущем.

{«contentId»:660674,»count»:1,»isReposted»:false,»gtm»:null}

{«id»:660674,»gtm»:null}

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector