Россия пока не готова следовать примеру зарубежных стран и штрафовать за потребление нелегального контента. Об этом в конце 2019 года заявил министр культуры Владимир Мединский. Однако радоваться рано, ситуация с бытовым пиратством в России намного сложнее, чем кажется. Посмотрим, как борются с нелегальным контентом в других странах. Затем вернемся в Россию и разберемся, как наказывают за подобные нарушения у нас.
Япония: закручивают гайки
Долгое время музыкальный рынок Японии приносил правообладателям намного меньшую прибыль, чем те ожидали. Представители лейблов звукозаписи много лет добивались ужесточения законодательства и преуспели.
С 2012 года в Японии действуют одни из самых суровых наказаний за нарушение закона об интеллектуальной собственности в мире. За распространение нелицензионной музыки и фильмов в Японии можно получить до 10 лет тюрьмы или штраф в 10 млн иен (чуть меньше 92 тысяч долларов).
За простое скачивание пользователю грозит срок до 2 лет лишения свободы и 2 млн иен (около 18 тысяч долларов) штрафа.
Причем, если раньше судебное разбирательство начиналось только после жалобы компании-правообладателя, то с конца 2019 года нарушение авторских прав перешло в разряд дел публичного обвинения. Теперь японские власти судят пиратов по собственной инициативе, не дожидаясь заявления правообладателя.
Германия: разориться на торрентах
В Европе наиболее жестко обходятся с немецкими интернет-пиратами. Закон об авторском праве ФРГ — UrhG предусматривает ответственность за нелегальное распространение защищенного авторским правом контента: фильмов, музыки, книг и компьютерных программ.
Интересно, что в Германии можно без опаски смотреть кино онлайн, даже если сайт пиратский, но не скачивать его. Считается, что в первом случае пользователь не может продолжить распространять нелегальный контент, а во втором — получает возможность его скопировать.
Чаще всего под действие UrhG попадают пользователи, которые загружают контент с торрент-трекеров при помощи протокола BitTorrent. Этот способ обмена данными устроен так, что каждый участник сети помогает в распространении файлов, и правообладатели хорошо об этом знают.
Чтобы привлечь к ответственности как можно больше людей, правообладатель заключает договор с частной юридической фирмой. Юристы отслеживают скачивания, выявляют нарушителей при помощи интернет-провайдеров и массово рассылают требования компенсировать ущерб.
В своих письмах юристы ссылаются на 97 параграф Закона об авторском праве ФРГ, который позволяет в судебном порядке требовать возмещение ущерба. Пользователя обещают вызвать в суд, если он не не выплатит правообладателю компенсацию. До 2013 года ее средний размер варьировался в пределах от 300 до 1200 евро за одно нарушение.
Рассылка подобных уведомлений в Германии приняла массовый характер, а суммы в них возросли настолько, что в 2013 году в UrhG внесли поправки. Теперь максимальный размер возмещений за скачивание нелицензионной продукции ограничен суммой в 155 евро для первого зафиксированного нарушения и 1000 евро — для последующих. Впрочем, закон по-прежнему предусматривает возможность взыскания куда более крупных компенсаций, но лишь в случаях, когда дело дошло до суда.
Франция: вечный офлайн
В некоторых государствах за бытовое пиратство наказывают не сразу, а после нескольких предупреждений. Например, так на протяжении шести лет делали во Франции, где в 2009 году приняли закон Hadopi или «закон трех ударов». Он обязывал провайдеров следить, что скачивают их клиенты, и рассылать предупреждения нарушителям интеллектуальных прав.
После трех предупреждений гражданин Франции выплачивал небольшой штраф и лишался доступа в интернет решением суда. С 2009 года первое предупреждение получили более 2 миллионов человек, второе — 186 тысяч человек, а до суда дошли 663 дела. В результате, лишь один человек был лишен доступа в интернет на 15 дней и оштрафован на сумму в 150 евро.
Выяснилось, что против пиратства закон не сработал. Как показали исследования, большинство потребителей пиратского контента прибегло к шифрованию, виртуальным частным сетям и другому программному обеспечению для анонимного выхода в интернет. По статистике, лишь 4% пользователей отказались от пиратства из-за возможной ответственности.
Поэтому в сентябре 2013 года закон Hadopi признали неэффективным и отменили.
Россия: все сложно
Хранить нелицензионный контент в России запрещено (статья 1270 ГК РФ). Уже одного этого факта достаточно, чтобы привлечь к ответственности отдельного пользователя через суд. Наказания за пиратство разбросаны по разным кодексам: гражданскому (статья 1301), административному (статья 7.12) и уголовному (статья 146). Гражданский кодекс обязывает возместить ущерб.
Административный — заплатить штраф. А уголовный — навсегда оставляет на пирате клеймо преступника. Ответственность определяется тем, что именно делал пользователь с пиратским контентом и при каких обстоятельствах. Возможно, это будет крупный штраф, а в некоторых случаях дело может закончиться тюремным заключением.
Разберемся, что угрожает потребителю пиратского контента, на отдельных примерах.
Ситуация №1: просмотр нелегального контента в онлайн-кинотеатре
Быстро поднятое упавшим не считается, а краткосрочная запись не считается копированием. Об этом говорит статья 1270 Гражданского кодекса.
Поэтому в России пользователь может безопасно для себя слушать музыку онлайн или смотреть пиратские фильмы, ведь он не получает нелицензионные копии в свое распоряжение.
В такой ситуации вся ответственность ложится на владельца пиратского онлайн-кинотеатра.
Ситуация №2: хранение пиратского контента
Скачивать пиратскую музыку и собирать из нее личную коллекцию незаконно. Такие действия влекут гражданскую ответственность — штраф, размер которого зависит от размера коллекции и нанесенного ущерба.
На практике правообладатели не преследуют отдельных пользователей за хранение пиратского контента, но лишь потому, что для них существуют более привлекательные цели. В будущем ситуация может измениться.
Ситуация №3: установка и использование пиратских программ
В большинстве дел о пиратских программах фигурируют компьютерные мастера, которые за деньги устанавливают нелицензионное ПО. В некоторых случаях к ответственности могут привлечь и простых пользователей.
С точки зрения ответственности, пиратское ПО особенно невыгодно для небольших компаний. Его использование на рабочем месте грозит штрафом от 30 до 40 тысяч рублей для юридических лиц и конфискацией оборудования (ст. 7.
12 КоАП).
Ситуация №4: использование торрентов
Сама по себе технология BitTorrent законна, но скачивая какой-либо файл с ее помощью, пользователь участвует в раздаче его копий. Как только речь заходит о распространении пиратского контента, шансы наказания значительно возрастают.
Наиболее серьезные последствия ждут пользователей, которые сознательно организовывали распространение, например, оформляли страницы на торрент-трекерах. В худшем случае суд может закончиться штрафом до 500 тысяч рублей или даже реальным сроком (ст.
146 УК).
В итоге
В европейских странах основные усилия сосредоточены на борьбе с профессиональными пиратами. В России также следуют общей тенденции и блокируют крупные пиратские ресурсы. И хотя наши правообладатели уже много лет выступают за массовые штрафы для рядовых потребителей, такие инициативы пока не находят поддержки.
Тем не менее за нарушение авторского права предусмотрена ответственность. И время от времени в российских судах устраивают показательные процессы над отдельными пользователями нелицензионного контента. Безобидная загрузка фильма с торрента может обернуться крупным штрафом и даже тюремным заключением.
Чтобы минимизировать риск, не участвуйте в распространении пиратской продукции и постарайтесь прекратить или хотя бы снизить ее осознанное потребление. Тем более современные контент-площадки развиваются очень быстро.
Лицензионные онлайн-кинотеатры, библиотеки, стриминговые сервисы и магазины игр и программ гораздо удобнее, намного безопаснее и предлагают гибкую ценовую политику. Зачем рисковать, если можно купить со скидкой и спать спокойно?
Запомнить
- Пользоваться торрентами можно, нельзя скачивать и раздавать нелицензионный контент;
- Рядовых потребителей изредка наказывают в показательных процессах;
- Самые серьезные последствия грозят юридическим лицам и пиратским площадкам;
- Легальный контент стал намного доступнее и дешевле.
- Сохранить
- Классно
Союзники-2020: иностранцы против российских пиратов — Газета.Ru
Российский рынок интернет-пиратства в 2019 году снизился на 27% и составил $63,5 млн – таковы данные исследования компании Group-IB.
Это первое подобное падение за последние пять лет, однако оно вовсе не знак скорой, и тем более полной победы над нелегальным контентом в Сети. Это лишь свидетельство того, что в России наметился переход к подписной модели потребления контента.
Этот успех можно было бы закрепить благодаря сотрудничеству с иностранными стриминговыми платформами, но они пока не слишком в этом заинтересованы.
Эксперты Group-IB оценивают объем российского рынка видеопиратства с 2015 года. Тогда, по их данным, он составил $32 млн, а в следующем году вырос почти вдвое, до $62 млн. В 2017 году годовой рост составил 21% ($85 млн), а в 2018 году — 2,3%, до $87 млн.
Как отмечают специалисты, основными причинами падения доходов пиратов стали удар по рекламной модели монетизации пиратских ресурсов, падение «большой тройки» пиратских сетей доставки контента (CDN — content delivery network), которая снабжала контентом до 90% онлайн-кинотеатров в России и СНГ, а также совершенствование антипиратского законодательства и принятие Антипиратского меморандума.
«Студии участвуют в формировании так называемого «Специального доклада 301», который ежегодно публикует Торговое представительство США – он касается нарушений интеллектуальных прав в мире. С момента включения в него России где-то в 2000-х годах и до сих пор наша страна считается регионом с серьезными проблемами с пиратством.
Поэтому уверен, что зарубежные студии в целом оценивают проблему достаточно серьезно, другой вопрос, что ни не очень активно с этим борются.
В борьбе с пиратством и защитой собственного контента российские правообладатели наголову активнее, чем их зарубежные коллеги», — говорит генеральный директор Ассоциации интернет-видео Алексей Бырдин.
По данным исследования ИА TelecomDaily, совокупная выручка официальных онлайн-кинотеатров, работающих в России, по итогам 2019 выросла на 45% и достигла 27 млрд руб.
При этом доля Netflix, одной из самых популярных в мире стриминговых площадок, составила всего 4%, хотя российский зритель явно заинтересован в просмотре производимого ей контента.
Это относится и к не менее популярной HBO (которая занимается дистрибуцией своего контента через «Амедиатеку»).
Руководитель департамента защиты интеллектуальной собственности Group-IB Андрей Бусаргин отмечает, что российский медиа-рынок имеет проблемы, однако при этом он достаточно предсказуем и функционирует по понятным правилам, благодаря чему имеющиеся риски можно прогнозировать и нивелировать. И упускать его зарубежные правообладатели не собираются — не зря в России в последние годы появились такие иностранные онлайн-сервисы как Netflix, Amazon, Apple TV.
«Мы движемся по пути борьбы с пиратством, и движемся в правильном направлении. Наша ассоциация также является участником Антипиратского меморандума, который был подписан в ноябре 2018 года. За полтора года работы этого документа мы его всесторонне протестировали.
Государство практически не вмешивалось в этот процесс, никоим образом не участвуя в удалении из поисковой выдачи ссылок, содержащих нарушение авторских прав, жалобы на которые вносят правообладатели.
У Роскомнадзора, который сыграл ключевую роль в самом факте подписания этого меморандума, была скорее наблюдательная функция», — отмечает директор Ассоциации интернет-видео Алексей Бырдин.
По словам Бырдина, российское самоорганизованное сообщество правообладателей и легальных дистрибьютеров контента, то есть фактически студий, вещателей и онлайн-кинотеатров, достаточно убедительно доказало, что они в состоянии добросовестно подходить к защите своих прав. Ни один сайт не был внесен в список нарушителей без достаточных оснований, то есть участники рынка показали и точность, и добросовестность, отмечает эксперт.
Иностранные интересы
Российские онлайн-кинотеатры охотно приобретают права на онлайн-трансляцию сериалов, снятых зарубежными студиями. Однако подобный контент не менее востребован и у российских пиратов, в результате чего страдают обе стороны – и прокатчики, и производители фильмов.
Объединение этих пострадавших сторон в борьбе со злоумышленниками могло бы дать особенно ощутимый эффект сейчас, когда россияне начали активно пользоваться легальными стриминговыми сервисами. Правда, пока активность проявляют в основном российские правообладатели.
«Я знаю, что российские правообладатели, у которых есть свои собственные сервисы, например «Премьер», «Море.ТВ», «Кино1.ТВ», а также все наши легальные онлайн-кинотеатры участвуют в антипиратском процессе уже много лет.
Мы понимаем, чего ожидать друг от друга, у нас образовался тесный формат сотрудничества, и в этой отраслевой коалиции мы дальше коммуницируем с государством по поводу борьбы с пиратами.
Наши зарубежные коллеги достаточно долго пренебрегали возможностью и правом как-то защищать свой контент, студии буквально два года назад начали заниматься судами по этому вопросу, хотя эта опция уже 5 лет как открыта. Большого фокуса на борьбу с пиратством с их стороны я, честно говоря, не наблюдаю. Что-то есть, но это происходит в том числе под нашим давлением», — говорит Бырдин.
По его словам, этому есть вполне простое, логическое объяснение.
Дело в том, что зарубежный контент, помимо России, зарабатывает на территориях, где пиратство существенно ниже – в США, Европе, цивилизованных странах Азии, и так далее.
Российский рынок является для условного Голливуда еще одним дополнительным рынком, поэтому развитие пиратства на нашей территории критически не влияет на доходы голливудских студий.
«А у российских правообладателей, кроме российского рынка, других рынков нет – российские фильмы очень редко массово смотрят за рубежом, разве что речь идет о каком-то арт-хаусе, вроде фильмов Андрея Звягинцева», — поясняет Бырдин.
Поэтому для отечественной киноиндустрии потери, которые происходят из-за пиратства, это вопрос выживания, жизни и смерти в экономическом плане. Это и объясняет разность подходов и разность поведения, полагает эксперт.
При этом международное сотрудничество в области борьбы с пиратством вполне возможно, полагает руководитель департамента защиты интеллектуальной собственности Group-IB Андрей Бусаргин.
«Правообладатели из России и зарубежных стран могли бы, например, кооперироваться ассоциациями. Те, кто владеет контентом, отчасти являются конкурентами, но объединение усилий в борьбе с пиратством мне кажется возможным. Одна из проблем, которую можно решить всем вместе – это трансграничность передачи данных.
В каждой стране есть масса собственных законов, при этом хостинги могут быть разбросаны по всему миру, видеобалансеры (CDN, которые предоставляют плеер пиратам) также рассредоточены по разным государствам, и чтобы все это консолидировать, границы стран и местные законы не должны мешать», — считает эксперт.
Яркий пример подобной координации – в прошлом году Group-IB опубликовала доклад о структуре пиратского рынка, в котором подчеркнула ведущую роль пиратских CDN-сервисов (т.н. видеобалансеров).
По следам доклада европейские ассоциации правообладателей BREIN, ACE и MPA совместно с полицией добились закрытия наиболее популярного на тот момент CDN-сервиса Moonwalk. Нидерландскими судебными приставами-исполнителями были отключены сервера у 3 местных провайдеров, а также 2 иностранных компаний, сервера которых находились на территории страны.
В итоге ко дну прошла «Большая пиратская тройка»: одновременно с Moonwalk прекратил существование балансер HDGO, а балансер Kodik утратил значительную часть контента.
Закон против пиратов
В России успехи в борьбе с пиратством в основном связаны с Антипиратским меморандумом, подписанным интернет-компаниями в ноябре 2018 года. Этот документ позволил правообладателям удалять не сам нелегальный видеоконтент (этот механизм уже прописан в антипиратском законодательстве), а ссылки на него в поисковой выдаче.
Правообладатели, подписавшие меморандум, отправляют найденные ими ссылки в Медиа-коммуникационный союз. Тот проверяет заявления и вносит ссылки в свой реестр. Интернет-компании должны ежедневно каждые пять минут сверяться с этим реестром и в течение шести часов удалять из своей поисковой выдачи эти ссылки.
Антипиратский меморандум имеет срок действия – на данный момент он продлен до января 2021 года.
В самом меморандуме
есть положение, которое предписывает его участникам способствовать принятию закона, который закрепил бы механизмы меморандума уже в нормативной базе.
Соответствующий законопроект уже написан — по мнению экспертов, в скором времени он будет доработан и принят до конца текущего года. В результате меморандум прекратит свое существование.
«Я надеюсь, что уже после того, как Антипиратский меморандум станет законом, а этот процесс должен завершиться в этом году, мы все-таки продвинемся по этому пути дальше и не только будем удалять какой-то контент из поисковой выдачи в рамках такого взаимодействия, без непосредственного участия государства, но и перейдем к внесудебным решениям об ограничении доступа к сайтам, которые принимаются самими правообладателями. Речь идет о регулировании информационного пространства, когда пиратские сайты с множественностью нарушений будут уходить в блок», — говорит директор Ассоциации интернет-видео Алексей Бырдин.
Дело в том, что первые шаги по «антипиратскому» пути были сделаны именно посредством судебных процедур. С тех пор довольно много сайтов было заблокировано по суду, но фактически доля сайтов, которые отправились в Реестр запрещенной информации по решению суда, составляют менее 10% от их общего количества, отмечает эксперт.
Порядка 90% — это решения Минкомсвязи в рамках применения закона о «зеркалах».
Блокировки по закону о «зеркалах» тоже основываются на судебных решениях, и правообладатели, которые в данном случае являются привлеченными экспертами, удостоверяют, что тот сайт, который планируется заблокировать, обладает сходством и до степени смешения совпадает с сайтом, заблокированным по суду.
«Большая часть решений о блокировке пиратов происходит с участием правообладателей. Государством действительно много было сделано в этом направлении, но я думаю, история с меморандумом показывает, что правообладатели вполне могут справиться и самостоятельно.
Соответственно, те ресурсы, которые судебные органы и органы исполнительной власти вынуждены в рамках закона тратить на борьбу с пиратством, правообладатели при таком подходе саморегулирования могли бы задействовать сами при наличии необходимых полномочий.
Вполне четко, достойно и добросовестно», — резюмирует Бырдин.
Пойман — не вор: почему пиратов отпустили с миром — новости Право.ру
Только-только российские морпехи взяли в плен сомалийских пиратов, захвативших танкер «Московский университет», как пришла ошарашивающая новость: незадачливых корсаров посадили в лодку и отпустили.
В Минобороны и МИДе объясняют это «несовершенством международной нормативно-правовой базы», из-за которой так трудно бороться с пиратами.
А специалисты по морскому праву говорят противоположное: нужно не кивать на несовершенство законов, а делать ставку на военные и политические меры.
Хронология захвата и освобождения нефтетанкера «Московский университет» вкратце такова. Пираты атаковали танкер на катерах 5 мая неподалеку от побережья Сомали. Капитан и экипаж связались с российским военным кораблем «Маршал Шапошников», который нес вахту неподалеку, и доложили о нападении. Потом заглушили двигатели и забаррикадировались в трюме.
Военный корабль приблизился к танкеру на 80 миль и послал вертолет на разведку. Пираты его обстреляли, вертолет ответил огнем. На рассвете следующего дня десантные группы с «Маршала Шапошникова» подплыли к кораблю на лодках, взяли его на абордаж, завязалась перестрелка. В результате 10 пиратов были взяты в плен, один убит.
Экипаж танкера и штурмовые группы не понесли потерь.
Казалось бы, блестящая операция — зачем было отпускать преступников? Ведь налицо факт вооруженного захвата судна, что в законодательстве любой страны считается тяжким преступлением.
Даже президент Дмитрий Медведев, который вчера обсуждал инцидент с министром обороны Сердюковым, пообещал «разобраться с пиратами по всей строгости военно-морских законов». СКП успел возбудить уголовное дело по по ч.3 ст.
227 УК РФ («пиратство, совершенное с применением насилия и оружия организованной группой»). Получается, что все впустую?
Налет — дело тонкое: Конвенция ООН по морскому праву признает пиратом далеко не всякого морского бандита
Основополагающий международный документ, регламентирующий борьбу с пиратством, — Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. В статьях 100-107 этого документа содержится определение пиратства и законных методов борьбы с ним.
И что выясняется: пиратским можно назвать только судно или самолет, ведущие разбой «в открытом море» или «в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства».
Причем делается уточнение, что пиратство — это грабеж в личных целях.
На «Московский университет» напали, действительно, в открытом море, примерно в 350 морских милях к востоку от йеменского острова Сокотра.
Но вот загвоздка: пираты, захваченные «Маршалом Шапошниковым», приплыли из Сомали, то есть, в правовом смысле — ниоткуда.
На территории бывшего сомалийского государства сейчас три разных политических образования, не признанных мировым сообществом. Где судить этих людей, законы какой страны они нарушили?
Однако на этот случай есть статья 105 той же Морской конвенции ООН.
В ней сказано, что «любое государство может захватить пиратское судно либо судно, захваченное посредством пиратских действий, и арестовать находящихся на нем лиц».
А потом судить их в своих судах по своим законам. То есть, вполне можно было осудить сомалийских флибустьеров где-нибудь в Басманном суде и отправить «на отсидку», скажем, в Мордовию.
Дьявол — в деталях: у пиратов больше прав, чем у борцов с ними
И тут начинаются оговорки и тонкости, которые делают подобные разбирательства практически невозможными. Начать с того, что нельзя арестовать пиратов «без достаточных оснований».
То есть, российской прокуратуре надо было за 48 часов собрать и предоставить в суд достаточные доказательства того, что пленники «Маршала Шапошникова» — не какие-нибудь рыбаки, а именно пираты.
И суд должен был санкционировать их арест.
Но как это докажешь? Ведь сами морские разбойники, оказавшись в руках у российских военных, сразу «ушли в несознанку». Дескать, мы люди подневольные, пираты нас привезли насильно. Когда ваш вертолет их обстрелял, пираты уплыли, а нас оставили на «Московском университете» с оружием и абордажными крючьями в руках.
Экипаж танкера, как мы помним, сидел в трюме и никого из захватчиков в лицо не видел — значит, свидетелей нападения вроде бы и нет.
Тогда возникает вопрос: а действительно ли морских пехотинцев, посланных на «Московский университет», встретили огнем из автоматов? Руководитель группы российских боевых кораблей в Аденском заливе Ильдар Ахмеров однозначно заявил, что задержанные на танкере люди оказали вооруженное сопротивление.
На первый взгляд, это — сильный козырь в руках следствия. Раз сопротивлялись, значит, пираты. Но никаких съемок спецоперации обнародовано не было, независимых свидетелей тоже нет… Поди докажи, что пираты отстреливались, а их товарищ был убит непосредственно при штурме, а не с вертолета накануне.
Опыт показывает, что заниматься пиратами не хочет ни одно государство
Пойманных пиратов отпускают далеко не впервые. Так, в апреле 2009 года российский военный корабль «Адмирал Пантелеев» задержал у берегов Сомали судно с 29 пиратами.
У них изъяли богатый арсенал оружия, боеприпасы, абордажные лестницы, навигационные приборы. Буквально накануне всего в 130 милях от места задержания эти люди (или очень на них похожие) атаковали судно NS Commander с российским экипажем.
Моряки отбились мощными брандспойтами, которыми промывают танки — емкости для налива нефти.
Российские военные попытались передать пленников властям соседних государств, но все отказались. Даже Кения не стала их принимать несмотря на соответствующие договоренности с ООН. Власти страны заявили, что их суды и тюрьмы переполнены, а денег от международного сообщества не хватает даже на содержание тех разбойников, которые уже «мотают срок» в Кении.
Мало того: пираты, которых весной 2009 года передали кенийцам немецкие военные, осмелели и подали на Германию в суд. Дескать, нарушены наши права, да и на хорошего адвоката денег не хватает… Еще хуже вышло с пиратами, которых передали для суда в Сомалилэнд и Пунтлэнд (квази-государства на территории бывшего Сомали). Этих джентльменов удачи потом снова ловили при попытке морского разбоя.
Что стало с пиратами, которых поймали в 2009 году моряки «Адмирала Пантелеева», точно неизвестно. Но есть сведения, что их тоже посадили в лодку без средств навигации и связи, а потом пустили на волю волн и течения. Может быть, это — вовсе не акт милосердия или бессилия, а вариант казни.
Точно так же «отпускали пленников» и военные других стран. Последний случай произошел всего два дня назад — французский корабль La Fayette захватил пиратское судно-базу и две быстроходные лодки, набитые оружием. Захватил — и отпустил, отобрав оружие и боеприпасы.
Возиться с пленными пиратами — трудно и дорого, казнить — негуманно, судить — бессмысленно
Единственная страна, которая решительно борется с пиратами по своим законам, — это США. Например, прямо сейчас в США судят 9 сомалийских корсаров, еще двое ожидают суда. Если их вина будет доказана, то наказание будет суровым, вплоть до пожизненного заключения.
Именно по этой причине США не одобряют идею создания какой-то новой международной структуры, вроде специального трибунала для пиратов. С таким предложением неоднократно выступали российский МИД и президент Дмитрий Медведев.
В апреле с подачи нашей страны ООН приняла резолюцию, которая обязывает генсека организации Пан Ги Муна подготовить доклад о возможных мерах.
Сюда входит создание при национальных судах специальных палат «с международным компонентом», создание регионального или международного трибунала для преследования пиратов. Что предложит Пан Ги Мун, пока неизвестно.
Но все эти шаги не решают главной проблемы, говорит адвокат Александр Медников, заместитель управляющего партнера адвокатского бюро «Юринфлот». «Вопрос не в том, есть ли правовые нормы или специальные суды для пиратов, а скорее в правовой сложности ситуации, — считает Медников.
— Вряд ли наказание, которое может присудить пиратам любой суд, российский или международный, будет иметь какое-то превентивное значение. Никто из коллег приговоренных не сделает для себя никаких выводов. Поэтому эффективность юридических мер сомнительна. Лучше развивать силовые и военные инициативы, например, усиливать охрану судов, решать сопутствующие вопросы.
Скажем, в Сомали большая часть населения не имеет работы. Эту проблему в судах не решишь».
Несмотря на присутствие международных сил в регионе, торговые суда предоставлены сами себе
Но даже силовыми методами спастись от пиратов сложно. Никто не пойдет на военную операцию в Сомали. Во-первых, в 1990-е годы ООН уже пыталась навести там порядок, но потом отказалась от этой затеи.
Сейчас в Сомали не работают даже гуманитарные миссии ООН: местные власти не могут обеспечить им безопасность.
Во-вторых, любая силовая операция обернется такими потерями и затратами, что нынешние нападения пиратов покажутся игрой в «морской бой».
Сейчас для морской индустрии гораздо более важный вопрос — покрытие убытков, связанных с возможным захватом судов и выкупом за них. В отраслевой прессе идут серьезные споры, какие риски и затраты, связанные с захватом, могут быть застрахованы и покрыты страховыми компаниями. По сути, судовладельцы смотрят на пиратство просто как на очередной фактор риска, у которого есть своя цена.
По словам адвоката Александра Медникова, сейчас операторы судов и моряки на борту предоставлены сами себе. Да, им на помощь могут прийти международные силы, патрулирующие опасные районы. Но эти районы слишком велики, да к тому же расположены на самых оживленных морских путях в регионе. Даже с чисто военной точки зрения невозможно обеспечить безопасность всех судов, которые здесь проходят.
Есть большие правовые трудности и с самозащитой судов. По Морской конвенции ООН бороться с пиратами имеют право только корабли ВМС, а не торговые суда. Само наличие на борту «торговца» вооруженных людей или стрелкового оружия — незаконно. Да и неподъемно с финансовой точки зрения.
Судовладельцы рассчитывают «как-нибудь проскочить» опасные районы
Случаев с захватом судов вообще-то очень мало, если считать в процентах от общего числа рейсов в опасных водах. Современный корабль вроде танкера — быстроходное судно с очень высоким бортом, взять его на абордаж с лодки — трудная и опасная задача.
На это обычно и рассчитывают моряки и судовладельцы. Кроме того, спастись от захвата можно при помощи умелого маневрирования и тех же брандспойтов.
Иногда в дело идут даже сирены, прожектора и другие средства устрашения (их прямо советуют использовать в наставлениях по защите от пиратов).
Есть и более оригинальные способы самозащиты. Например, летом прошлого года пираты не смогли захватить гонконгское судно Kang Long: его палуба была обнесена колючей проволокой, на которую экипаж при нападении подал высокое напряжение.
Одновременно нападающих поливали из пожарных водометов, а судно маневрировало, не давая пиратам причалить к борту. Дело здесь не в том, что моряки коммерческого флота — такие храбрецы, что готовы рисковать жизнью, отбиваясь от вооруженных головорезов.
Куда больше их беспокоит то, что судовладелец не заплатит им зарплату за время, проведенное в плену.
Проблема пиратства таит слишком много нерешенных юридических и политических вопросов. К сожалению, мировое сообщество старается «проскочить» многие из них точно так же, как коммерческие суда проскакивают мимо Африканского рога или Молаккского пролива. Авось, обойдется.
Морская охота: Байден решил сыграть с Россией в пиратов
Американское издание The Wall Street Journal обнародовало материал о задержании греческого танкера «Daytona», шедшего в Новый Орлеан. По мнению чиновников погранично-таможенной службы США, судно перевозило русские нефтепродукты, поэтому задержано надолго, якобы до выяснения точной принадлежности груза.
Задержание греческого танкера – логическое продолжение недавнего противостояния между Грецией и Ираном, которое завершилось силовым захватом нескольких судов и возросшей напряжённостью в отношениях между странами. Среди множества подобных событий последнего времени эта информация не была воспринята со всей серьёзностью, но всё новые известия вызывают серьёзную обеспокоенность в кругах международных морских перевозчиков.
Дорогами моря
В настоящее время именно морской транспорт перевозит большую часть грузов по всему миру. Первое место по объёмам занимают наливные грузы, такие, как сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный природный газ и продукты химической промышленности наливом. Следом за ними идут перевозки грузов в контейнерах.
По итогам 2021 года, 29% мировой морской торговли приходилось на перевозки в танкерах наливных грузов, 26% товаров перевезли сухогрузы и 24% от общего количества пришлось на контейнерные перевозки.
Естественно, торговые операции подобного масштаба подчиняются сложной системе законов и правил, которые с недавнего времени активно переписываются под диктовку США и стран НАТО.
Это вызвано тем, что широко разрекламированные санкции практически никак не отразились на русских морских перевозках, ведь уже заключённые долгосрочные контракты надо выполнять, несмотря на сиюминутные желания Вашингтона или Лондона.
Пока данные показывают, что, хотя торговля с Россией во многих случаях сократилась, её ещё только предстоит подорвать.
Например, объёмы отгрузки сырой нефти и нефтепродуктов из русских портов выросли до 25 миллионов метрических тонн за апрель.
По данным судоходного трекера Refinitiv, в декабре, январе, феврале и марте объём был лишь 24 миллиона метрических тонн, и это выше уровней последних двух лет,
– писала в середине мая американская газета The New York Times. На этом фоне активно шли переговоры между Великобританией и ЕС, итогом которых стал запрет на страхование русских судов с нефтью. Но даже таких искусственных осложнений санкционным маньякам оказалось мало.
Таможня или новое каперство?
Каперство – разновидность пиратства, при котором препятствованием морской торговле занимаются частные лица, получившие от государства документы для атаки на суда определённых государств. Чем-то подобным с подачи США теперь занялись таможенные службы.
Так, ещё в апреле Греция арестовала танкер «Лана» (бывший «Пегас»), ранее ходивший под русским флагом. Он перевозил 107 тысяч тонн иранской нефти. Курировавшие всю операцию представители США утверждали, что доход от продажи иранской нефти пойдёт на финансирование терроризма. Суд первой инстанции постановил передать нефть США, даже начался процесс её конфискации и перекачки.
В ответ иранские ВМС Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в конце мая захватили сразу два греческих танкера. После эффектной демонстрации иранской силы в Персидском заливе уверенность греческих марионеток США мигом улетучилась. Поэтому 14 июня суд второй инстанции постановил передать иранскую нефть первичному владельцу.
Однако не прошло и двух недель, как под пристальным вниманием американцев оказался уже греческий танкер, «Daytona», шедший в Новый Орлеан, штат Луизиана. Теперь ему предстоит многодневное разбирательство, которое определит, насколько «законным» считается груз.
Танкер Daytona принадлежит греческому судовладельцу TMS Tankers Ltd. и был зафрахтован Vitol, торговым домом по продаже сырьевых товаров, базирующимся в Швейцарии. Согласно данным, он отплыл с русского Таманского полуострова в Чёрном море в начале июня, перевозя мазут и вакуумный газойль, и планировал прибыть в Новый Орлеан в воскресенье,
– писала об этом инциденте 28 июня газета The Wall Street Journal. Далее издание использовало инфоповод, чтобы напомнить читателям о непростой обстановке с морскими грузоперевозками.
Фактически швейцарский поставщик сырья Vitol считает, что соблюдает санкции США, но, потерпев фиаско в Греции, американцы решили отыграться у родных берегов.
Пойдут ли в итоге власти на уступки или нет, но если Vitol и другие компании будут время от времени сталкиваться с 70-дневными, а не 20-дневными рейсами туда и обратно, они попрощаются с частью своего бизнеса, – констатирует один из экспертов американского издания.
Не рой другому яму
Подобные инциденты напрямую угрожают мировому судоходству хотя бы своей непредсказуемостью, в условиях уже свершившегося обрушения налаженных логистических маршрутов. Об этом Царьграду рассказал экономист Вячеслав Зайченко.
Сейчас на наличие русских товаров проверяют и наливные суда, и контейнеровозы.
Если говорить о контейнеровозах, то суда, где везут так называемые смешанные грузы, подвергаются пристальному вниманию контролирующих служб.
Их контейнеры вскрывают и полностью досматривают, чтобы выявить товары с русской маркировкой. Порой это приводит к коллапсу, например, прямо сейчас мы наблюдаем коллапс логистики автопроизводителей,
– заявил Зайченко.
По словам эксперта, в сфере перевозок нефти есть различные решения проблемы. К примеру, обязательную маркировку русской нефти можно отменить, после чего её просто будут смешивать с иностранной и продавать уже без чёткой национальной принадлежности.
Однако такой обходной путь имеет ряд нюансов и повлечёт за собой осложнение логистики. Не каждый потенциальный покупатель пойдёт на это – нефть может оказаться ворованной, возникнут и вопросы о качестве,
– поделился мнением экономист.
Но в глобальном плане такие ухищрения не решат ситуацию. Это приведёт только к дальнейшему росту цен на нефть и её производные по всему миру.
Некоторые зарубежные эксперты дают прогноз, что в перспективе нефть может вырасти по цене до 320 долларов за баррель. Конечно, это кажется сейчас огромной суммой, но мы все тоже когда-то думали, что многого может не быть,
– рассказал Зайченко.
Кроме того, эксперт подчеркнул, что законность новых ограничений вызывает серьёзные сомнения – это лишь решение ограниченного круга интересантов. В принятии подобных решений они могут пойти дальше и придать статус законности ещё более безумным правилам.
Что с того?
В попытках подорвать внешнеполитическое могущество России её противники используют самые разнообразные ухищрения. Санкции кажутся им действенными мерами, но по факту они лишь ломают взаимовыгодный мировой порядок торговых отношений, сложившийся в течение десятилетий.
Логично желание многих игроков одновременно найти обходные пути, чтобы не поддаваться санкционному безумию узкого круга авантюристов. Их ответ на это – лишь применение силовых методов под личиной законности, которую на ходу изобретают сами «законники».
Torrents.Ru
«Изгнанный» накануне со своего адреса в интернете крупнейший российский торрент-трекер torrents.ru «заложил» следователям рядовой пользователь, которого поймали на установке нелицензионного ПО. О деталях дела сообщили в пятницу в СКП.
В «деле torrents.ru» появляются новые подробности. Накануне, напомним, крупнейший российский сайт для обмена видео, музыкальным и программным контентом был вынужден переехать по новому адресу — rutracker.org.
Сделать это пришлось после того, как хостинг-провайдер «Ру-Центр» приостановил делегирование домена torrents.ru, так что на сайт невозможно стало попасть.
В компании-провайдере заявили, что просто выполнили требование следователей Чертановской районной прокуратуры Москвы.
В пятницу с официальным заявлением о происходящем выступил СКП при Генпрокуратуре. «В ходе расследования дела установлено, что посредством веб-сайта с доменным именем torrents.
ru неоднократно осуществлялось распространение вредоносных программ и контрафактных экземпляров произведений, что влечет за собой нарушение авторских прав компаний Autodesk AutoCAD, ЗАО «1C» и других законных правообладателей в крупном и особо крупном размерах», — говорится в сообщении на сайте СКП.
Таким образом, прокуроры назвали компании, которые пользователям стоит благодарить за переезд (повлекший за собой серьезные проблемы в работе трекера) популярного ресурса — американскую Autodesk Inc. (выпускает широкую номенклатуру систем для двух- и трехмерного дизайна и проектирования) и российскую «1C», известную своими программами для бизнеса, играми и другим ПО.
Правда, по версии следователей, «заложил» torrents.ru рядовой пользователь, пойманный на установке скачанной с трекера нелицензионной версии системы автоматизированного проектирования и черчения Autodesk AutoCAD. Личность подозреваемого, проходящего по статье 146 УК РФ (незаконное использование объектов авторского права, совершенное в крупном размере) в СКП не уточняют.
«Органами следствия внесено представление о приостановке делегирования доменного имени torrents.ru на время проведения предварительного следствия», — говорится в сообщении.
Крупнейший российский торрент-трекер, напомним, продолжает работать на новом адресе — rutracker.org. Его пользователи возмущены действиями правоохранительных органов и даже собирают подписи под обращением к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой о защите. Правда, учитывая отношение главы государства к «правовому нигилизму», им вряд ли стоит надеяться на поддержку из Кремля.