Друзья по интересам
Новая навигационная система ПРОГОРОД предназначена как для карманных компьютеров и смартфонов на операционной системе Windows Mobile, так и для, собственно, навигаторов. Приятно то, что в нашем распоряжении оказывается детализированная карта с 68 582 городами и населёнными пунктами России.
Ясно, что с помощью навигационного устройства можно с лёгкостью проложить путь до любого из них, а также обнаружить поблизости какой-то определённый объект – заправку, ресторан, аптеку или что-то другое.
Это оказывается особенно актуально, если вы едете по незнакомой просёлочной дороге, а кругом лес и не души. Никаких людей, которые могли бы подсказать, что у них тут есть поблизости.
А ещё если, для полноты картины, заканчивается бензин… Вот в такие моменты понимаешь, как прекрасно иметь под рукой навигатор. И неважно даже, какой именно навигатор. Главное — как программа у него внутри.
Навигационная система ПРОГОРОД предназначена как для карманных компьютеров и смартфонов на операционной системе Windows Mobile, так и для, собственно, навигаторов
Естественно, в чужом городе он окажется не менее полезен – зачем ехать туда, куда тебе махнёт рукой случайный прохожий, когда можно выбрать что-то по душе из целого списка возможных вариантов. Всего на данный момент на карты системы ПРОГОРОД нанесено порядка 240 000 так называемых POI (Points Of Interest) – точек интереса.
Итак, меню построено таким образом, что нужный тип объекта можно обнаружить рядом с определённым адресом, текущим местоположением, финишным пунктом, вдоль маршрута или рядом с курсором.
Если с первыми пунктами всё понятно, то последний стоит всё-таки немного прояснить: выбирая его, система обычно отталкивается от того места, где вы сейчас находитесь. Переводя курсор на интересующее вас место, можно определить набор объектов, оказавшихся неподалёку. Найти можно всё – от шиномонтажа до причала.
Интересно, что даже религиозные объекты разделены по верам – на карте есть не только церкви, но даже синагоги и мечети.
Программой ПРОГОРОД официально комплектуются навигаторы Mio, BBK и Lexand
Для тех, у кого есть домашние животные, может пригодиться ветеринарный подраздел, а любящие шопинг могут даже сразу определиться с тем, что им нужно приобрести: благо в пункте «Торговля» есть несколько подпунктов.
Найдётся абсолютно всё – от книжного магазина до строительного рынка.
В общем, можно довольно долго перечислять все многочисленные варианты использования этого полезного сервиса.
Ясно одно – система ПРОГОРОД предоставляет весьма обширный список всевозможных объектов.
Каждый дом
Меню имеет приятную серо-голубую ненавязчивую расцветку, от которой не устают глаза, что очень важно для безопасности движения. И, что немаловажно, имеется четыре варианта прокладывания пути: удобный, простой, короткий и с учётом пробок.
Причём удобный маршрут составляется с учетом качества дорог, разрешённой скорости, количества светофоров и прочих параметров, влияющих на удобство и комфорт передвижения; простой – предназначен для новичков, поскольку в этом случае на дороге будет минимальное количество маневров; а короткий путь подразумевает под собой минимальное расстояние до конечного пункта. За простоту и удобство интерфейса программу часто называют «русским iGo».
Также хотелось бы отметить, что возможность прокладывания маршрута с учетом пробок будет в полной мере реализована уже к концу лета. И, кроме того, необходимо, чтобы аппарат, на котором установлена система ПРОГОРОД, был способен подключиться к интернету.
Во время навигации карта с детализацией до дома представлена либо в двухмерном виде (вид сверху), либо в 3D-варианте. В последнем случае угол взгляда можно варьировать в зависимости от предпочтений – делается это в том же месте, где изменяется масштаб.
Навигационная система ПРОГОРОД: угол взгляда на карту можно варьировать в зависимости от предпочтений
3D-режим системы ПРОГОРОД оказался весьма удобен – в таком случае здания имеют разную относительную высоту, что способствует лучшей визуальной ориентации на дороге.
Таким образом, вы легко найдете нестандартный 25-ти этажный дом среди типовых строений в 16 этажей. Правда, машинка на фоне трёхмерных зданий выглядит неправдоподобно гигантской.
Однако данный факт совсем не мешает, а, скорее, наоборот помогает быстрее и грамотней сориентироваться на месте.
Реалистичные развязки
Другим ощутимым плюсом программы ПРОГОРОД являются реалистичные развязки: на них не только отображено точное количество полос и их направление, но даже нанесена разметка и имеются все располагающиеся в данном месте дорожные знаки. Сделано это в трёхмерном виде, что обеспечивает чёткую реакцию на месте. Нельзя не отметить, что две последние функции уникальны для навигационных программ российского рынка.
Навигационная система ПРОГОРОД: здания имеют разную относительную высоту, что способствует лучшей визуальной ориентации на дороге.
Кроме того, полезная информация о дорожных знаках есть не только на 3D-развязках, но и просто на картах. Также очевидно, что многие дороги имеют несколько полос и, чтобы совершить манёвр, часто нужно предусмотрительно перестроиться в левую или правую полосу.
Очень удобно, что об этом вовремя побеспокоится система ПРОГОРОД, которая заранее оповестит водителя о том, что нужно держаться правее или левее.
Стоит подчеркнуть, что полосность в навигационных сервисах встречается очень редко, поэтому является ощутимым преимуществом ПРОГОРОДа по сравнению с конкурирующими программами.
Полосность является ощутимым преимуществом ПРОГОРОДа по сравнению с конкурирующими программами.
Обзор Прогород. Навигационная система Прогород для навигаторов и коммуникаторов
На первый взгляд, большинство представленных на российском рынке пользовательских навигационных систем сравнимы по своим возможностям – все они предлагают некие карты, некие дополнительные сервисы (не всегда, но очень часто) и некий пользовательский интерфейс.
К сожалению, средний потребитель часто руководствуется как раз этим самым «первым взглядом», получая в итоге продукт среднего качества, плохо приспособленный к «боевым» условиям эксплуатации.
Дело в том, что большинство разработчиков не считают нужным вкладывать финансовые и временные ресурсы в создание собственных карт с нуля, хотя именно они являются центральным элементом любой навигационной системы.
Компании порой лицензируют у государства картосновы советских времен, которые по понятным причинам уже не являются актуальными: некоторые объекты за прошедшие годы успели исчезнуть с лица Земли, другие, наоборот, успели появиться.
Более того, уровень детализации этих карт также оставляет желать лучшего: скажем, некий ПГТ в 75-м году прошлого века состоял всего из пары перекрестков, а сейчас он мог разрастись до уровня небольшого города.
Очевидно, что система с картами на базе устаревшей картосновы не поможет вам найти необходимый адрес.
Иногда бывает и по-другому: разработкой карт занимаются все же наши современники, но картосновы каждого региона берутся у разных поставщиков с разными понятиями о точности и качестве работы. В итоге на границах областей появляются несостыковки дорог и несуществующие объекты. Конечно, компания-заказчик пытается потом собрать «кусочки» карт воедино, но сделать это аккуратно получается не всегда.
На этом безрадостном фоне выделяется российская навигационная система «Прогород», разработчики которой реализовали на практике целый ряд инновационных решений. Во-первых, карты создаются ими самостоятельно. В наши дни для этого используются актуальные высокодетализированные фотографии, получаемые со спутников (на что выдана соответствующая лицензия ФСБ); далее эта картографическая информация верифицируется полевыми автоэкипажами, снабженными панорамными видеокамерами. Очевидно, что такой подход требует солидного бюджета: в проект «Прогород» на данный момент вложено более 7,5 миллионов долларов. Конечно, купить лицензию на реликтовую картоснову куда проще и дешевле, но ее качество не идет ни в какое сравнение с добываемыми «здесь и сейчас» свежими данными.
Во-вторых, организация карт также коренным образом отличается от продуктов конкурентов – и, надо сказать, в лучшую сторону. Разработчики решили не создавать отдельных карт для конкретных областей, регионов и районов: они берут за точку отсчета крупный город и тщательно детализируют территорию вокруг него, внутри которой происходит большинство поездок основной массы жителей. Диаметр такой зоны составляет несколько сотен километров (например, 360 км в случае Санкт-Петербурга). Объектам внутри «зон» уделяется максимум внимания: они отрисовываются настолько точно, насколько это вообще возможно. Россия – страна большая, и путешествиями между регионами у нас «увлекается» не очень много водителей (в той же Европе ситуация иная – автопрогулка из одной страны в другую может занять всего пару-тройку часов), так что подход разработчиков вполне оправдан.
Впрочем, следует заметить, что для передвижений по стране «Прогород» тоже вполне подходит: в системе имеются карты федеральных трасс и 17 городских алгомераций (вокруг Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Екатеринбурга, Самары, Омска, Казани, Челябинска, Ростова-на-Дону, Уфы, Волгограда, Перми, Воронежа, Красноярска, Саратова и Краснодара). Всего в базе 45 тысяч населенных пунктов в 50 регионах России (более 500 из них – с детальным адресным планом). Общая протяженность дорожной сети – 850 тысяч км. Что касается дополнительных функций для жителей мегаполисов, то они здесь тоже имеются: например, на картах указаны не только контуры домов, но и их примерная высота – здания выглядят объемными, что позволяет лучше ориентироваться в «городских джунглях». Кроме того, «Прогород» заранее предупреждает, что вам следует перестроиться в другой ряд – в том случае, если следующий маневр предполагает выезд за пределы магистрали. А еще система умеет выводить на дисплей навигатора схемы сложных дорожных развязок, указывая с помощью стрелки, в какой именно рукав следует заехать или куда повернуть (так называемая «опция визуализации развязок»).
Резюме. «Прогород» уже сейчас имеет массу непривычных для российского пользователя, но весьма полезных функций. А в будущем их станет еще больше: скажем, в течение первой половины 2010 года разработчики намерены интегрировать в систему поддержку «пробочных сервисов». Что касается обновлений, то они выходят не реже раза в месяц.
Ну, а мы тоже рекомендуем читателям обновиться: допустим, сменить старую навигационную систему на «Прогород». Тем более что полнофункциональную trial-версию (сроком действия 1 месяц) можно скачать с сайта проекта бесплатно.
Если понравится – можно купить и лицензию (950 рублей, доступны версии для Windows Mobile и автонавигаторов на WinCE).
«Прогород». Бесплатная навигационная система с оригинальными картами
Отечественный рынок навигационных систем для коммуникаторов и спутниковых GPS-навигаторов поделен сегодня между различными компаниями — разработчиками программного обеспечения.
На слуху такие известные проекты, как «Навител Навигатор», «СитиГИД» или «Автоспутник». Тем не менее, существующие решения могут обладать недочетами, в числе которых, например, использование картоснов сторонних производителей.
Это может быть чревато, например, нечастыми обновлениями картографического покрытия или отсутствием хороших карт регионов.
Между тем, разработчики новых продуктов, появляющихся на рынке, пытаются конкурировать с «зубрами». Происходит это по-разному – кто-то закажет у известного дизайнера симпатичный интерфейс, кто-то напишет версии своей навигационной системы сразу для нескольких мобильных платформ… Однако, ключевая часть любой навигационной системы – карты.
В некоторых российских навигационных системах используются картосновы зарубежных разработчиков Teleatlas и Navteq. Так проще и дешевле, однако это может привести к определенным сложностям с использованием программ на базе этих карт.
Перечисленные компании являются лидерами в Европе и США, а вот в России их покрытие оставляет желать много лучшего. Указанные бренды производят неплохие карты, но уж очень медленно.
Типичная ситуация: крупный город с несколькими десятками тысячами жителей и разветвленной сетью улиц может быть представлен на картах одним перекрестком на фоне пустого серого квадрата с названием населенного пункта. Знаем – проходили!
Навигационная система «Прогород» отличается тем, что и сама навигационная программа, и карты для нее разрабатывались внутри одной компании – российской CDCom.
Карты для навигационной системы «Прогород» создаются и корректируются на основе высокодетализированных спутниковых снимков, которые впоследствии подвергаются проверке и дополнениям с учетом информации, собранной полевыми автоэкипажами, оснащенными панорамными видеокамерами.
Над программой работает самая большая команда навигационных картографов в России — полторы сотни человек. Таким образом, «Прогороду» удалось достичь высокого уровня актуальности карт путем выпуска частых обновлений. Так, обновления картографического покрытия карт «Прогород» выходят примерно один раз в месяц.
Для сравнения, зарубежные разработчики карт обновляют картографичекое покрытие не чаще, чем один раз в три месяца (оценить карты системы «Прогород» можно на сайте: progorod.ru).
Еще одна особенность «Прогорода» – это нетипичный подход разработчиков к покрытию карт. Как известно, некоторые разработчики навигационного софта ограничиваются картами крупных городов, региональные карты при этом страдают бедной детализацией.
Навигационная система «Прогород», напротив, выделяется детальной проработкой не только мегаполисов, но и близлежащих к ним территорий: пригородов, городов-спутников, дачных поселков и т. д. – словом, тех мест, куда довольно часто выезжают современные горожане. Всего карты «Прогорода» на сегодняшний день охватывают 90 тыс. населенных пунктов в 50 регионах России.
Охватываемое покрытие дорожной сети составляет 900 тыс. км, количество объектов интереса (так называемые POI) превышает 270 тыс. С другой стороны, недостатком навигационной системы является наличие карт одной лишь России – карт Украины, Беларуси или, например, Казахстана в «Прогороде» нет.
Но это связано с тем, что самостоятельно создать современные карты соседних государств не так уж просто: на пути стоят как юридические, так и бюрократические барьеры. Поэтому за пределами России автолюбителям придется пользоваться другой навигационной системой.
Сравнение с конкурирующими навигационными системами
Детальный адресный план | «Прогород» | «Навител Навигатор» | «СитиГИД» | Карты TeleAtlas | Карты Navteq (Nokia Maps) |
Суммарное население городов с населением 100 тыс. человек и более, для которых есть адресный план | 56 912 тыс. человек | 61 405 тыс. человек | 55144 тыс. человек | 33 733 тыс. человек | 40 848тыс. человек |
В % от общего (суммарного) населения всех городов с населением 100 тыс. человек. | 83,6% | 90,2% | 81,0% | 49,5% | 60,0% |
Создание собственных карт с нуля – удовольствие недешевое: «Прогород» был выпущен в ноябре 2009 года. Работа над системой велась в течение двух лет и обошлась в $7 млн. При этом в августе прошлого года «Прогород» стал бесплатным.
Для получения бесплатной лицензии с неограниченным сроком действия необходимо раз в месяц загружать на сервер программы данные, получаемые встроенным GPS-приемником вашего навигационного устройства вместе с временной меткой их загрузки (эта информация используется разработчиками «Прогорода» для корректировки скоростных профилей дорог). В противном случае, за коммерческую лицензию придется заплатить 950 руб.
Благодаря дружелюбному интерфейсу, понятному для начинающих пользователей, навигационную систему «Прогород» часто называют «русским iGO». Залог успеха – крупные иконки и прочие элементы, облегчающие пальцевое управление, а также опция Smart Menu, позволяющая активировать в одно касание до 8 наиболее часто используемых функций (которые необходимо предварительно задать).
Российский рынок GPS-навигации ждут потрясения
опубликовано: 27 ноября 2009 13:50
Российский рынок программного обеспечения для GPS-навигаторов в ближайшее время могут настигнуть серьезные перемены. По мнению специалистов, они уже начались с выходом нового игрока и потерей позиций некоторыми старыми участниками.
Недавно стало известно о запуске в коммерческую эксплуатацию нового навигационного сервиса «Прогород». Беспрецедентный для России по объему инвестиций (около $7 млн) проект при определенных условиях способен потеснить традиционных для данного рынка участников.
«Если говорить про рынок навигационных цифровых карт, то ситуация на нем стала спокойной около года назад», — считает независимый эксперт-аналитик рынка спутниковой навигации Михаил Фадеев.
По словам эксперта, при формальном сохранении конкуренции в реальности каждый участник занял свой сегмент клиентов и партнеров, свою модель работы с производителями устройств.
«Navteq работал в основном с крупными вендорами смартфонов-коммуникаторов в рамках глобальных контрактов, а также с некоторыми операторами, — сообщил Михаил Фадеев. — Решения на базе TeleAtlas в основном устанавливались в устройства крупных известных международных брендов.
CityGuide локально доминировал на рынке северо-запада (прежде всего Санкт-Петербурга), а также «закрывал» сегмент платформы Symbian. «Навиком» как дистрибутор Garmin делал свою картографию для крупнейшего игрока рынка автомобильных и туристических навигаторов.
Компаниям «Навител Навигатор» и «Автоспутник» оставались местные вендоры, локальные бренды и продажи в комплекте с Windows Mobile. Рынок развивался в модели слабой конкурентной активности его участников».
Ситуация на рынке
- По данным аналитической группы SmartMarketing, ситуация на рынке персональных автонавигаторов сейчас выглядит (в приблизительных величинах) следующим образом:
- «Навител Навигатор» — 35% (20% в 2008 году);
- ПО на базе карт TeleAtlas — 35% (45% в 2008 году);
- ПО на базе карт «Навиком» (Garmin) — 25% (30% в 2008 году).
- В сегменте коммуникаторов и смартфонов дела обстоят так (в приблизительных величинах):
- «Навител Навигатор» — 15% (45% в 2008 году);
- ПО на базе карт Navteq — 25% (20% в 2008 году).
- Остальные устройства — без предустановленного навигационного ПО.
«Рост доли «Навител Навигатор» и падение доли TeleAtlas обусловлено падением продаж ряда крупных зарубежных брендов и ростом продаж локальных вендоров, более гибко приспосабливающихся к новым условиям стагнирующего рынка, — прокомментировала для Infox.
ru ситуацию на рынке автонавигаторов аналитик SmartMarketing Светлана Завьялова. — Падение «Навител Навигатор» в сегменте WID (коммуникаторы и смартфоны. — Infox.
ru) объясняется резким падением продаж у ведущих производителей Windows Mobile устройств — прежде всего, HTC, ASUS и Acer».
- Впрочем, при использовании иного подхода к сбору статистики – по количеству реально используемых копий ПО и активности пользовательской аудитории – ситуация по версии SmartMarketing (в приблизительных величинах) выглядит иначе.
- «Навител Навигатор» — 35%;
- решения на базе карт TeleAtlas — 30%;
- решения на базе «СитиГИД» — 10%;
- решения на базе Navteq — 10%;
- решения на базе карт «Навиком» — 15%.
- «С нашей точки зрения, — сообщила Светлана Завьялова, — появление нового игрока с «отечественными корнями» может довольно значительно повлиять на рынок только при условиях представления качественного и конкурентоспособного на рынке продукта, то есть, прежде всего, это касается актуальности данных карт, широты покрытия и удобства интерфейса навигационной программы».
- Светлана Завьялова также отметила необходимость наличия в программе поддержки сервиса, учитывающего реальную дорожную обстановку.
- «Появление игрока, удовлетворяющего вышеперечисленным требованиям, может уже в ближнесрочной перспективе отразиться на долях рынка «Навител Навигатор», «СитиГИД» и части решений на базе карт TeleAtlas — прежде всего, от локальных вендоров», — считает эксперт.
Взлетит или не взлетит?
«Если говорить про карты, то у «Прогорода» они есть — своей собственной разработки, — отметил в беседе с Infox.
ru Виктор Лопатин, вице-президент компании — интегратора рынка спутниковой связи «Вобис Компьютер».
— Для проекта это, безусловно, хорошо, так как нет прямой зависимости от сторонних поставщиков, а навигационные карты — ключевой контент, определяющий практически полностью успешность всего проекта».
«Если «Прогород» сделает все правильно, то у них, конечно, есть шансы занять свою долю рынка, — рассуждает Андрей Сабайдаш, генеральный директор ООО «МИТ» (торговая марка «СитиГИД»). — Но тогда им нужно оперативно вводить в эксплуатацию навигационные сервисы, которые и являются ближайшим будущим развития навигации. Насколько мне известно, пока пакет «Прогород» их не поддерживает».
«Другая проблема – добавляет Виктор Лопатин, — покрытие карт в регионах пока также оставляет желать лучшего.
«Прогород» предлагает детализированные карты для крупных городов и территорий вокруг них, но таких городов пока всего 17.
По всей остальной России – ситуация существенно хуже, хотя с другой стороны, «Прогород» в первую очередь стремится покрыть территории мегаполисов, где сосредоточено 80% потенциальных покупателей».
Проблемы с детализированными картами регионов могут быть устранены со временем. Труднее ситуация с распространением дистрибутива, считает независимый эксперт Михаил Фадеев.
«Значительные инвестиции в проект потребуют отдачи, но отдача может быть только от продажи ОЕМ-лицензий, то есть от продажи предустановок программы на автонавигаторы и коммуникаторы», — сообщил специалист.
По словам Михаила Фадеева, розничный рынок навигационных программ пока ничтожен по сравнению с рынком ОЕМ-предустановок, но на рынке предустановок все уже «поделено». «Вложенные инвестиции требуют возврата, — рассказал эксперт. — Логично, что единственный шаг — быстро и агрессивно «расчищать» поле от конкурентов».
«В общем и целом появление на рынке еще одного игрока может несколько «освежить» конкурентное поле, заставив других игроков рынков навигационной картографии и навигационного ПО более интенсивно «шевелиться», предлагая пользователям новый функционал, выделяющий их решения. Причем шевеление будет тем более сильным, чем успешнее и динамичнее будет развиваться новый проект», — подытожил Виктор Лопатин.
Узнать "ПроГород"
Группа компаний «СИДИКОМ» объявила о старте нового проекта «Прогород», разработке законченного программного навигационного сервиса для устройств спутниковой навигации ГЛОНАСС-GPS.
Общие инвестиции в проект «Прогород» на сентябрь 2009 года составили около $7 млн. долларов, что стало рекордной величиной для рынка навигационной картографии России. В первую очередь этот продукт отличает новая концепция навигационной картографии; в основу положены характерные именно для России сценарии использования устройств спутниковой навигации.
Изначально при разработке карт компания опиралась на совершенно иную, нежели другие участники рынка, стратегию создания навигационных карт.
Карты создавались не для конкретных регионов в рамках их границ, а для так называемых «зон эффективного перемещения» вокруг крупных городов.
Это территории вокруг города-центра, внутри которых происходит большинство поездок подавляющего числа автомобилистов, живущих в окрестностях.
В Европе и США значительную часть составляют перемещения между регионами, в другие страны (штаты), а в России такой сценарий актуален лишь для относительно небольшой группы потребителей.
Поэтому для Москвы зона эффективного перемещения была определена диаметром 560 км. Большинство поездок на дачу, за покупками, к родным и друзьям, в дом отдыха на выходные и т.п., жители столицы выполняют внутри этого круга.
Значит, для москвичей критична точность навигационной карты именно внутри этой территории, вне зависимости от того, какую область захватывают те или иные части упомянутой зоны.
Исследования, проведенные компанией «Сидиком», показали, что зона эффективного перемещения с высокой точностью может быть установлена: для Санкт-Петербурга – диаметром 360 км, для остальных крупных городов 280 км.
Внутри зон эффективного перемещения «Прогород» предоставляет карты высокого уровня детализации, включающие полный адресный план с учетом российской системы адресации (дом-корпус-строение-дробь-сооружение-владение), а также с реальными контурами и этажностью домов.
Адресный план создается для всех населенных пунктов, находящихся внутри зон эффективного перемещения и имеющих население более 15 тысяч человек (в Московской области также для основных коттеджных и дачных поселков населением от 5 тысяч человек).
Карты, входящие в состав навигационного сервиса «Прогород», включают все основные федеральные трассы страны — более 800 тысяч км дорог.
На сегодня компания завершила работы по созданию навигационных карт высокой степени детализации для 17 крупнейших городских агломераций: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург и др.
Всего на картах сервиса «Прогород» нанесено порядка 33 000 населенных пунктов, общая длина дорожной сети составляет около 800 000 км.
Одна из особенностей технологического процесса – использование полевых данных, полученных от специально оборудованных полевых бригад — 7 автоэкипажей, которые оснащены камерами панорамной видеосъемки Point Grey, а также 46 мобильных экипажей, занимающихся полевой проверкой карт.
Тренды на рынке навигационного ПО и картографии
Еще год назад российский рынок навигационных решений был довольно близок к монополизации. Самую крупную долю на нем занимала система «Навител Навигатор» (ЗАО «ЦНТ») – около 80%.
Однако в 2010 году наметился тренд на активизацию других игроков рынка, в частности питерского разработчика «СитиГИД» и новичка на рынке навигационного ПО – сервиса «Прогород». Появились и новые, альтернативные разработки.
Например, в 2010 году увидело свет собственное решение для GPS-навигаторов Shturmannс картами американской компании Navteq.
Последняя, кстати, входит в двойку крупнейших мировых разработчиков навигационных карт (наряду с TeleAtlas), поставляя свои разработки в навигационное ПО для телефонов Nokia (NokiaMaps) и Samsung (системы Navifon и Route 66).
Навигационные системы становятся ближе к народу. И не только в плане цены. Да, стоимость «коробочных» версий за пару лет снизилась примерно вдвое (с $80-$100 до $30-$50 за лицензию), но куда важнее другое.
Разработчики прекрасно понимают, что рынок уже распределен и в определенной степени насыщен, а значит, пользователь уже не будет покупать «сырой» продукт просто потому, что ничего другого нет.
Это еще раз подтвердилось в прошлом году, когда на вроде бы успокоившемся российском рынке навигационных решений появилась уже упомянутая выше система «Прогород».
Даже на старте, когда о картах и прочих особенностях «Прогорода» еще никто не знал, а его разработчик – компания «Сидиком Навигация» – вообще не рассматривался остальными игроками как серьезный конкурент, рынок тем не менее активизировался. Другие разработчики начали спешно «подтягивать» свои продукты к, скажем так, цеховым стандартам.
Спустя год после запуска «Прогорода» (а старты новых игроков случаются не так уж часто) градус конкуренции только возрос, что порой выливалось в не вполне честные методы борьбы игроков за долю рынка. За прошедший год атакам коллег подверглись разработчики навигационных систем «Прогород» и «СитиГИД».
Причем оба раза атаки носили характер «черного пиара», так как имели целью не столько выделить какие-то осязаемые конечными потребителям преимущества или недостатки той или иной навигационной системы над другими решениями, сколько испортить имидж компании-разработчика в глазах участников рынка. Такие пиар-атаки лишний раз подтверждают, что конкуренция становится все жестче, и это, конечно же, не может не отразиться положительным образом на качестве и функциональности предлагаемых решений.
Итак, в 2010 году рынок навигационного ПО и навигационных карт продемонстрировал ряд тенденций, которых мы и коснемся в данном материале.
Игроки и города
Сегодня можно говорить о четырех основных игроках отечественного навигационного рынка, и у каждого из них, естественно, имеются свои сильные и слабые стороны. Так, «Навител Навигатор» неплох в отношении регионального картографического покрытия, тем не менее многие отмечают неудачный «движок» программы и не самый эргономичный интерфейс.
Кроме того, в течение последнего года «региональные» рекорды «Навитела» активно пытаются побить другие игроки рынка. Питерский «СитиГИД», например, исторически силен в Северо-Западном регионе, однако в последнее время он активно работает над улучшением покрытия остальной части России, а также ближнего зарубежья.
«Прогород», несмотря на свою молодость (первая версия программы увидела свет в ноябре 2009 года), агрессивно растет и активно работает над качеством программы и карт (обновления последних выходят ежемесячно – один из самых высоких темпов на рынке).
Карты для «Прогорода» не «покупные» (от сторонних поставщиков), а изготовлены на базе высокодетализированных спутниковых снимков самим разработчиком (для этого потребовалось даже получить специальную лицензию).
Заслуженный представитель навигационного рынка «Автоспутник» (одна из старейших навигационных программ в России) несколько сдал свои позиции. Обновлений в 2010 году не выходило.
От предустановки этого ПО отказались практически все компании-партнеры – производители и поставщики навигационных устройств.
Впрочем, в новой, пятой версии «Автоспутника» обещают исправить все недочеты и учесть пожелания пользователей, что вроде бы должно позволить программе заново вступить на равных в конкурентную борьбу. В это можно поверить, поскольку «Автоспутник 5» готовится к выпуску уже больше года.
Интересно, что разработчики навигационных систем обожают «меряться» картографическим покрытием. Рядовому потребителю порой сложно понять, что стоит за десятками тысяч городов, которыми козыряют производители в таблицах, описывающих широту регионального покрытия.
К сожалению, декларируемые показатели и реальные полнота и актуальность карт населенных пунктов – вещи разные. На рынке до сих пор нет универсального критерия широты покрытия, а потому каждый разработчик измеряет его в своих единицах, что нередко сбивает с толку не только неискушенных пользователей, но и участников рынка.
Однако в конце года все же появился более-менее «абсолютный» критерий, к выработке которого приложил руку и автор данной статьи. Суть его – в оценке полноты навигационных карт того или иного производителя по наличию адресного плана для населенных пунктов с числом жителей от 100 тыс. и более.
Остальные города и поселки – полезное и приятное добавление, но не решающий фактор в сравнении. Да, фраза «детальные адресные планы 200 населенных пунктов» в проспекте производителя навигационного ПО и карт выглядит, конечно, выигрышнее, чем «детальные адресные планы 20 городов».
Но на практике куда важнее навигация в крупных городах, чем в поселках, где можно сориентироваться и без навигатора. Да и основные потребители спутниковой навигации все-таки находятся в крупных городах.
Сравнение навигационных систем (октябрь 2010 года)
Детальный адресный план | «Навител Навигатор» | «СитиГИД» | Карты TeleAtlas | Карты Navteq (NokiaMaps) | |
Суммарное население всех городов с числом жителей более 100 тыс., для которых есть детальный адресный план | 56 912 тыс. человек | 61 405 тыс. человек | 55144 тыс. человек | 33 733 тыс. человек | 40 848тыс. человек |
Процент от общего (суммарного) населения всех городов с числом жителей более 100 тыс. | 83,6% | 90,2% | 81,0% | 49,5% | 60,0% |
Пробки и политика
Ситуация на дорогах России, например в Москве, стала не только притчей во языцех, но и элементом политической игры.
Правда, новый столичный градоначальник пока не замечен в популяризации навигаторов с функцией «Пробки».
И напрасно, поскольку эта опция скоро станет, что называется, by default, то есть сама собой разумеющейся. Разработчики не сидят на месте и совершенствуют «пробочные» алгоритмы.
Еще год назад в первом большом тестировании навигационных систем, организованном независимым порталом GPS-club (крупнейшее в России сообщество экспертов и пользователей спутниковой навигации), системы с «пробками» вчистую проиграли тем же TomTom’у и «Прогороду», в которых таких сервисов не было. В новом тесте, повторенном в декабре 2010 года, уже наблюдалось примерное равенство сил – и «пробочные», и «беспробочные» навигационные системы показали практически одинаковые результаты.
Обзор навигационной системы ПроГород. Конкурс!
|
На рынке навигационного ПО на сегодняшний день представлено немало приложений. Причем это касается как WM-коммуникаторов, так и классических автонавигаторов (PND). В конце прошлого года российский рынок навигационного программного обеспечения пополнился новым игроком. Навигационная система «Прогород» интересна, прежде всего, «заточенностью» под городскую навигацию в условиях плотного транспортного потока. Впрочем, с «Прогородом» можно путешествовать и по регионам.
Также не стоит забывать о нетипичном для российского рынка подходе к картографическому обеспечению: «Прогород» использует собственные карты, изготовленные на основании актуальных данных спутниковой съемки (высокодетализированных фотографий).
На спутниковые снимки наносится дорожный граф, который верифицируется полевыми экипажами, оснащенными камерами панорамной видеосъемки. Не забыли разработчики и об эргономике интерфейса: «Прогород» за удобство использования и простоту управления нередко называют «русским iGO».
Это неудивительно, поскольку создатели «Прогорода» в первую очередь стремились сделать надежную навигационную систему для максимально безопасного вождения.
Сравнение системы «Прогород» с основными игроками отечественного навигационного рынка вы найдете в таблице в конце статьи. А теперь перейдем собственно, к тестированию.
Оговоримся сразу, что приложение приехало в редакцию ИАА Сотовик в составе навигатора Lexand SI-512+ отчего вопроса с установкой у нас не возникло. С другой стороны, судя по официальному сайту компании, эта манипуляция в целом не сложная.
После включения устройства и выбора пункта «навигация» мы смотрим простую заставку с логотипом приложения, статус-баром состояния загрузки и различными копирайтами. Продолжается эта процедура в среднем 7 секунд и в целом не напрягает.
Основное рабочее окно программы во многом схоже со знакомыми приложениями по расположению элементов: большую часть занимает карта с последней позицией, а по левому и нижней части экрана разместились иконки настроек/ доступа.
Следуя сверху — вниз, это «компас», масштаб, состояние GPS-приемника, звук, расширенные сведения, статус пути, настройки и поиск.
Над последним пунктом, расположенном в правом нижнем углу, находятся цифровые часы, а над ними — индикатор батареи.
Расширенные быстрые настройки, доступные с главного экрана программы следующие:
Как вы уже поняли, смена важных по вашему мнению пунктов быстрого меню возможна и в случае необходимости может быть возвращена к значению «по умолчанию».
Разработчики разместили на 18 экранах практически все доступные опции по 5 на экран, где вам предлагается отметить галкой слева от названия желаемый пункт.
Но имейте в виду, быстрое меню не может включать более 8 пунктов, отчего, выбрав новый, необходимо отключить имеющийся.
Выбирая быстрый поиск адреса, нам предлагается для ввода крупная клавиатура, вводя на которой буквы мы последовательно набираем предполагаемое местоположение, причем каждый последующий символ убирает из перечня «лишние» буквы, если таковых нет в базе адресов.
Что интересно, в строке поиска предполагаемое место на основе введенной части названия не отображается, но слева от окошка ввода фигурирует и уменьшается число возможных вариантов исходя из прогресса ввода.
В дальнейшем, из вертикального списка адресов, по 4 на страницу мы выбираем необходимый с привязкой к городу, либо, дополняем его номером дома.
При расчете маршрута нам предлагается 4 варианта — удобный, простой, короткий или без пробок, причем по умолчанию фигурирует именно удобный. Далее мы сможем посмотреть параметры движения и даже демоверсию поездки с «идеальными» условиями езды.
Что касается самого следования по маршруту, а это мы еще не дошли до персонификации и настроек, то мы можем выбрать как отображение направления, так и формат следования — приближение/ удаление от позиции на карте, угол наклона, который вовсе меняет отображение с 3D на 2D вид. Тип нашего значка выбирается из 9 вариаций, от автомобиля разных цветов до банальной стрелочки, а маршрут — один из трех цветов светофора, красный, желтый или зеленый, символично, не правда ли?
Традиционная функция навигационных программ — данные о следующем повороте в правом верхнем углу карты следования, но что не может не радовать в ПроГороде, так это увеличенные картинки обозначения поворотов и развязок при проезде через них. Т.е.
при сложных съездах, например с ТТК программа покажет доступные маршруты с четким отображением направления требуемого движения.
Кроме того, во время следования верхняя часть экрана покажет количество полос движения и при необходимости укажет путь перестроения для совершения дальнейшего маневра, например, съезда с трассы.
Выбрать произвольную точку на карте для промежуточной остановки также можно – для этого предусмотрена иконка со стрелкой в правом верхнем углу – на месте данных о режиме следования, но появляется она после выбора и прокладки маршрута.
Давайте перейдем к обширным, но логичным и в большинстве своем необходимым настройкам или скорее расширенным меню, часть из которых занимают настройки.
Перед нами четыре вкладки — поиск, маршрут, настройки и личные. В каждой из них мы видим частично или полностью заполненную матрицу 2х3, то бишь 6-ти иконок.
В некоторых мы можем перейти из правого нижнего угла в последующие страницы пункта, но не будем забегать вперед.
Поиск состоит из:
- Как вы видите, все необходимые опции для выбора конечной точки маршрута нам предложены.
Маршрут включает в себя:
- Опять же, мы видим все необходимые информационные опции предстоящего пути следования с возможностью как предварительного, так и последующего анализа и переосмысливания.
Настройки включили:
Личные параметры включают в себя всего пять пунктов:
- Как вы понимаете — данные предшествующих поездок для быстроты поиска или повторного проложения маршрута до знакомых мест.
- Согласитесь — в меню все вполне логично, нет каких-то сложных для восприятия пунктов и в целом, все настройки не переполнены сведениями, позволяют без труда в них разобраться.
Левый верхний угол меню ознаменует выход из приложения, а правый — справка и возврат к карте. К слову о картах – ПроГород несколько лукавит названием, т.к. городов в предложенной нам карте было далеко не один.
Это 67 855 городов, связанных федеральными трассами, а 509 из них с детализацией домов в описанном выше 3D-режиме. Полный перечень представлен на официальном сайте.
Разработчик заявляет о ежемесячных обновлениях карт и на момент написания обзора, а именно тогда мы тестировали данное ПО, последние обновление вышло в конце мая.
По большому счету — все, каких-то дополнений о точности позиционирования писать, вероятно, не нужно, т.к.
этот параметр напрямую зависит от устройства, на котором запущен «ПроГород», хотя в нашем случае это был навигатор, Lexand SI 512+ и скорость холодного старта была весьма высока — около 4 минут.
Напомним, что работает приложение на различных устройствах, но лишь под управлением Windows Mobile/ Windows CE, а полный перечень представлен на официальном сайте.
- Таким образом, из ключевых преимуществ приложения мы отметим: увеличенные иллюстрации сложных развязок с указанием стрелками пути следования, предварительное оповещение о необходимой полосе движения и отображение 3D-контуров зданий, что помогает проще ориентироваться на местности.
- Также сравним по некоторым критериям «ПроГород» с не менее известными навигационными приложениями – «Навител Навигатор», «Автоспутник» и «СитиГИД».
Факты о «Прогород»
[an error occurred while processing this directive]
******* Дата публикации статьи — 23 июня 2010