Джейсон Ромейко
Джейсон Ромейко — обладатель более 500 наград, включая Grand-Prix Cannes Lions, а также премию «Видео года», которую он получил за клип Firework для Katy Perry. В 2016 году Golden Drum наградил его званием «Креативный директор года». В начале нулевых Джейсон работал в России, завоевав репутацию одного из самых талантливых и нестандартно мыслящих креативных директоров.
Спустя много лет, работая уже на позиции Worldwide Executive Creative Director независимой коммуникационной группы Serviceplan, Джейсон снова собрал свою российскую команду — Евгению Арабкину (ECD Serviceplan Russia ) и Ольгу Стариченко (Managing Director Serviceplan Russia) в рамках одной сети.
Serviceplan Russia в обновленном составе сейчас знакомится с рынком, представляя новые продукты, сервисы и подход к креативности. О том, как привнести энергию коллабораций в креативный процесс с помощью Übercreativity, Джейсон рассказал в своем интервью.
Что такое Übercreativity?
Это концепт, который я придумал вскоре после начала работы в Serviceplan. Übercreativity — это философия, которая говорит, что инновации высшего уровня случаются тогда, когда сталкиваются несколько дисциплин, талантов, культур, технологий и медиа, и начинают работать вместе. Сегодня есть много путей разработки новых кампаний, и, смешивая их все, мы включаем максимально креативный подход.
В Serviceplan мы объединяем множество разных специализаций в рамках House of Communication. Благодаря чему в работе для наших клиентов мы используем не просто креативный подход, но принцип Übercreativity. Именно с ним мы увеличиваем долю рынка и степень любви к брендам наших клиентов, создавая Best Brands.
Чем может Übercreativity помочь в период изменений в бизнесе, связанных с COVID-19?
Übercreativity — это именно то, что нужно в период неопределенности, который начался с распространением Covid-19. Мы не можем быть равнодушными к тому, как ежедневные быстрые и жесткие перемены влияют на бизнес клиентов. И понятно, что в этих условиях они сокращают и корректируют свои коммуникационные и маркетинговые планы.
Как партнеры мы используем Übercreativity, чтобы предложить своим клиентам новые решения, о которых никто не думал раньше.
К примеру, мы разрабатываем AR- и VR-активации для авиакомпаний — наших клиентов, потому что с их помощью потребители смогут испытать тот идеальный опыт полета и путешествия, которые они предлагают.
С банками обсуждаем промоушен бесконтактных NFC-платежей, чтобы помочь людям избежать взаимодействия с наличными деньгами. Это позитивно скажется на имидже брендов, ведь они заботятся о людях.
Сила Übercreativity в том, что мы смотрим с разных сторон, находим потребности, превращаем их возможности и используем яркую коммуникацию, чтобы добавить света в жизнь потребителей в эти темные времена.
Какова роль эволюции в рекламной индустрии?
Обязательная. В Serviceplan мы давно эволюционировали. В 1970-х у нас появилась идея интегрированного агентства. Когда я смотрю на конкурентов, то вижу, что у них похожие концепции появились только в последние пять лет.
А мы «родились» интегрированными, и в нашем House of Communication есть всё необходимое, чтобы делать кампании полностью под одной крышей. К примеру, креативщику достаточно отойти в другой угол офиса, чтобы услышать обсуждение пользовательских интерфейсов, и т. д.
Обычно в других агентствах приходится приглашать специалистов извне.
Вы Worldwide Executive Creative Director группы Serviceplan. Как у вас получается управлять 18 странами?
Эта работа — большая честь для меня: я встречаю столько разных культур и дисциплин, и у каждого креативщика есть что предложить. Когда тебе открыты горизонты — это новые перспективы. Для меня бриф для целой страны или нескольких стран — это всегда новые возможности. К примеру, сегодня я обсуждал идеи на видеоконференции с людьми из 18 стран, и это действительно большая мотивация и честь.
Коллаборируют ли между собой креативщики из разных стран?
В течение многих лет я разрабатывал метод «взрывного» креатива, в Serviceplan мы называем его WigWam. Это специальный формат, отличающийся от обычных воркшопов своей эффективностью, на который я специально приглашаю людей различных культур и дисциплин.
Участники из разных стран должны уметь за 20−40 минут придумать необычные решения по брифу и презентовать их в различных форматах. И делать так в течение двух или трех дней подряд по специальной методике. Мы проводим такие сессии около пяти раз в год или под особый запрос клиента.
И это всё — часть Übercreativity.
А у вас есть ещё приёмы вроде этого?
Да, например, на брифинге мы сидим за круглым столом. И вместе делаем наброски всего, что нам нужно, чтобы сделать кампанию. То есть опять командный подход.
Если мы не можем провести встречи офлайн, мы проводим их виртуально. К тому же каждый год весь Serviceplan (4,5 тыс. человек) встречается в одном месте на нетворкинг. А ещё все руководители агентств, представители разных дисциплин встречаются онлайн каждый понедельник. Дух коллаборации — в ДНК наших агентств.
Когда вы придумываете свои лучшие идеи?
Лично я — когда бегаю. Или когда чувствую себя расслабленно, в процессе беседы с одним или двумя людьми.
Лучшие идеи не всегда приходят в офисе, пусть я не буду первым, кто это скажет. Выйдите на улицу, попейте кофе, пробегитесь. И как я сказал, полезно поговорить с кем-то, кто думает с тобой на одном уровне, кто хорошо тебя понимает. С тем, с кем идеи рождаются быстро.
Должны ли бренды делать более человечные кампании?
Я много работал в этой области и считаю это очень важным, потому что покупатели хотят видеть такую человечную сторону бренда. Проблема в том, что некоторые хотят таким образом просто почистить свой имидж.
Поэтому иногда приходится смотреть со стороны, чтобы понять, делают они это искренне или чтобы заработать денег.
Но я не хочу быть скептиком и лучше буду думать, что если бренды так поступают, то это действительно их миссия.
Живя в новом технологичном мире, мы стали более креативными или нет?
Вокруг полно информационного мусора, нужно быть креативными, чтобы выделиться. Тем более сейчас, в период повышенного использования гаджетов и потребления контента из-за самоизоляции.
Да, мы живём в эпоху экранов — в одной гостиной или доме бывает до восьми активных экранов. Но через каждый из них у нас разная коммуникация. По смартфону я обсуждаю только очень личные вещи, через iPad — не настолько. По компьютеру — более общие вопросы, а ТВ-экран транслирует всем обо всем.
Сам мир вокруг нас нестабилен и постоянно меняется, и все это борется с нашей концентрацией внимания. Нужно быть амбициозным, чтобы выделиться, делать что-то действительно интересное. И, конечно, важно использовать эмоции, чтобы тронуть и быть услышанными людьми.
Мультиплатформенность — самое важное в концепте?
Я креативщик и считаю, что в рекламе, как и в искусстве, самое важное — донести сообщение, классную идею. В музее ты смотришь, что использует художник для этого — картину, скульптуру или видеоинсталляцию.
Поэтому сначала я думаю о том, насколько у нас классная идея, и только потом — с чего начать её реализовывать.
Нет больше подхода по каналам, с появлением интернета главный вопрос — в том, с какой платформы начать и как их замиксовать.
Будет ли креативность в современном мире жизненно важным талантом?
В отличие от машин люди совершают ошибки, и из них рождается творчество. Я могу взять алгоритм, загрузить рекламные материалы от клиента за 10 лет и получить 10 вариантов новых кампаний в нужном стиле. Только никто не сможет гарантировать, что они будут креативными. Потому что машина не использует «иной взгляд».
Вот почему нужна креативность и люди, которые смогут направлять любую машину. Творческое мышление, воображение будут востребованы всегда. Технологии могут помочь справляться чуть быстрее, но нужны люди. Роль писателей, режиссёров и креативных директоров станет важнее.
Я не боюсь века машин, наоборот, мне будет очень интересно поработать бок о бок с искусственным интеллектом.
Звуковой модуль Sound Blaster Extigy
Вдохновленная успехом звуковой карты Audigy, Creative выпустила внешний звуковой модуль Sound Blaster Extigy, подключаемый к компьютеру по USB и функционально похожий на Audigy Platinum eX.
Разумеется, это вовсе не Audigy, вынесенная во внешний корпус, и даже не ее полный функциональный аналог, однако оба звуковых адаптера построены на общей основе и во многом похожи — и по работе, и по характеристикам.
Несомненное удобство Extigy — возможность подключения к компьютеру любого типа. Теперь для ноутбука не нужно искать дорогой и дефицитный звуковой адаптер, если не устраивают параметры встроенного, а при наличии нескольких компьютеров модуль можно переставить с одного компьютера на другой за несколько секунд.
Хотя модуль не очень хорош для современных динамичных игр (далее будет сказано, почему), он отлично подходит для качественных записи и воспроизведения звука, а в сочетании с цифровой акустической системой типа Inspire 5700 или MegaWorks 510D образует отличный малогабаритный звуковой комплекс, идеальный для озвучивания фильмов в системе Dolby Digital.
Комплектация
Модуль Extigy размером 200x220x45 мм.
Блок питания модуля от сети.
Подставки для вертикальной установки модуля.
Пульт дистанционного управления с батарейками.
Цифровой кабель для подключения к порту USB.
Цифровой (S/PDIF) кабель с четырехконтактными разъемами типа «миниджек» для подключения цифрового декодера-усилителя акустической системы.
Тройной аналоговый кабель с разъемами «миниджек» для подключения усилителя аналоговой акустической системы.
Компакт-диск с драйверами, описанием и стандартным программным обеспечением.
Буклет (quickstart) с краткими инструкциями по установке.
Компакт-диск со стандартным программным обеспечением содержит драйверы адаптера, руководства пользователя в формате PDF английском языке, программу для просмотра документов PDF — Adobe Acrobat Reader 5.
0, демонстрационные звуковые и видеоролики, подсистему DirectX 8.0, программы Audio Stream Recorder, Creative Play Center 3, MixMeister, WaveStudio, Recorder, RemoteCenter, MiniDisc Center и другие.
Помощи на русском языке пока нет.
- Требования к системе
- 250 Мб свободного дискового пространства.
- Установка
Процессор Pentium II — 350 или более мощный.
ОС Windows 98SE, ME, 2000 или XP.
64 Мб системной памяти для Win98SE, 128 Мб — для остальных систем.
Свободный порт USB.
Привод CD-ROM для установки программного обеспечения.
Новое устройство обрадует прежде всего тех, для кого установка в компьютер обычной платы расширения сопряжена либо с вызовом специалиста, способного грамотно это сделать, либо просто с возней с винтами, крышками и укладкой шлейфов. Подключение Extigy — задача того же порядка сложности, что и подключение сканера или принтера, и вполне доступна рядовому пользователю, совершенно не разбирающемуся в железе.
Как и в случае с Audigy, системы Windows 95, первое издание 98 и NT4 уже не поддерживаются программным обеспечением Creative.
При подключении модуля к порту USB Windows автоматически обнаруживает новое устройство и предлагает установить драйверы для него. Creative требует на этом этапе отказаться от установки, после чего вставить дистрибутивный диск и провести установку под управлением специальной установочной программы.
Отказ от стандартной процедуры установки настолько необходим, что для этого даже имеется специальная наклейка на картонной обертке модуля.
Напомню, что когда я попытался установить драйверы Audigy с помощью стандартной процедуры Windows, а потом запустить программу установки Creative для настройки программного обеспечения — система в процессе установки зависла наглухо.
Установка полного комплекта программ в Windows 98 SE (версия PanEuro) заняла около 15 минут Проблем в процессе не возникло.
В отличие от SB Live! и Audigy, Creative HQ и Creative Taskbar больше не входят в комплект программного обеспечения.
Меня это только порадовало, так как раньше приходилось убирать их после каждой установки.
Однако программа регистрации программ стала более назойливой и теперь запускается при установке каждой программы из комплекта, оставляя свою иконку на рабочем столе.
На случай возникновения неразрешимых проблем Creative имеет сайт технической поддержки.
Устройство и возможности модуля
Можно сказать, что модуль во многом напоминает систему Audigy Platinum eX. Примерно такой же набор входов и выходов, цифровой интерфейс, пульт дистанционного управления и т.п. Однако теперь все это сосредоточено в едином модуле, наружу «торчат» лишь интерфейсные разъемы.
- Технические характеристики:
- Поддерживаемые программные интерфейсы — MME, DirectSound, DirectSound3D, WDM.
- На передней панели модуля расположены:
- Индикаторы питания, приема с пульта дистанционного управления, режимов CMSS и Dolby Digital.
Максимальная разрядность звукового потока — 24 бита.
Максимальная частота дискретизации потока — 96 кГц.
Форматы цифрового звука — двух- и шестиканальный (Dolby Digital) S/PDIF.
Соотношение сигнал/шум — не хуже 100 дБ.
Независимые АЦП для микрофонного и линейного входов.
Цифровые оптические вход и выход S/PDIF.
Аналоговый линейный вход (миниджек).
Аналоговый вход микрофона (миниджек).
Аналоговый выход для наушников (миниджек).
Регулятор уровня сигнала с микрофона.
Основной регулятор уровня звука.
Кнопка CMSS для управления режимом обработки звука.
Кнопка включения/выключения питания и окно инфракрасного приемника сигналов от пульта.
Основной регулятор уровня сделан относительным и не имеет границ угла поворота: при вращении по часовой стрелке или против нее контроллер формирует команды увеличения или уменьшения уровня, который отражается и в программе микшера. Регулятор уровня сигнала с микрофона — обычный переменный резистор с ограниченным углом поворота.
На задней стенке модуля находятся:
Аналоговые линейные выходы каналов передней и задней пары, центрального канала и сабвуфера (миниджеки).
Цифровой шестиканальный выход S/PDIF (4-контактный миниджек).
Цифровой двухканальный вход S/PDIF (RCA/тюльпан).
Вход и выход MIDI (стандартные разъемы DIN-5).
Разъем интерфейса USB.
Разъем для источника питания (12 В постоянного тока, 1 А).
Внешне модуль выглядит изящно и можно даже сказать, что весьма стильно — грамотные пропорции и сочетание черного с серебристым дают свой эффект. Возле разъемов сделаны и надписи, и графические обозначения, чтобы пользователи реже путали входы и выходы.
Электроника модуля собрана на основе микросхем Creative CA0180-IAG и CA0181-DCT, структура которых во многом совпадает с главной микросхемой Audigy. Кроме этого, на плате установлена микросхема ZORAN ZR38601PQC — это DSP, выполняющий расшифровку потоков Dolby Digital.
Надо сказать, что создание полностью внешнего звукового модуля, драйверы которого поддерживают интерфейсы DirectSound и WDM, привело к весьма противоречивым результатам.
Дело в том, что эти интерфейсы ориентированы, в первую очередь, на динамичную, гибкую работу со звуком в реальном времени, чтобы программа, создающая или воспроизводящая звук, имела максимально полный контроль над звуковой картиной, а накладные расходы и задержки были сведены к минимуму.
Звуковые карты PCI идеально удовлетворяют всем этим требованиям, поддерживая одновременную передачу различных звуковых потоков с аппаратным смешиванием в процессоре карты, аппаратные звуковые буферы, аппаратные пространственные эффекты и т.п.
Однако ограниченная пропускная способность шины USB, вполне достаточная для передачи стереозвука формата 96/24, совершенно не подходит для непосредственного доступа к аппаратным звуковым буферам внутри адаптера.
По этой причине вся обработка звука в DirectSound и смешивание потоков выполняется программно, на уровне драйвера, а по USB модуль получает уже готовый к воспроизведению звук. Это не относится к звуку в стандарте Dolby Digital, который пересылается в модуль в кодированном виде, а декодирование выполняется аппаратно процессором ZORAN.
Из-за программной обработки звука в DirectSound/WDM Extigy по производительности в играх, многоканальных программных синтезаторах, рекордерах и т.п.
оказывается позади даже некоторых старых звуковых карт типа ISA, так как скорость обмена по ISA все же в несколько раз превосходит скорость обмена по USB, а это имеет критичное значение для выбора размера буфера и величины упреждения при обработке.
Поэтому модуль полностью устроит прежде всего тех, кто будет использовать его для работы с стационарными, а не высокодинамичными звуковыми потоками — например, для записи со внешних источников, для прослушивания музыки и звукового сопровождения к фильмам.
MIDI-синтезатора в модуле нет, его функции выполняет традиционный программный драйвер-синтезатор Creative, поставляемый с платами SB 1024 и подобными. Этот синтезатор достаточно прост, не поддерживает SoundFont и прочие MIDI-расширения, свойственные SB Live! и Audigy, и из эффектов имеет только хоровой (chorus).
Опять-таки из-за ограничений по скорости передачи не поддерживается многопространственность в EAX, отчего использующие ее игры не обеспечивают максимального эффекта.
В отличие от внутренней звуковой карты, к которой привод CD подключается специальным внутренним же кабелем, сделать такое же подключение привода к модулю просто так не получится.
Можно, конечно, вывести из корпуса аналоговый или цифровой кабель, но это будет нестандартно, и опять-таки потребует вскрытия корпуса.
Гораздо удобнее другое решение — использовать для прослушивания звуковых (audio) компакт-дисков цифровое воспроизведение, доступное в Windows, начиная с 98, либо маленькую программку DirectCD (HoonTech). При этом звук читается с диска в цифровом виде, и передается в модуль стандартным путем — по кабелю USB.
Для облегчения правильной настройки добавлена функция автоматического определения типа подключенного усилителя/акустической системы. Функция включается выбором режима Auto в настройках типа акустической системы в микшере. При желании можно выбрать нужный тип принудительно.
Кнопка CMSS с одноименным индикатором на передней панели имеет ту же функцию, что и в ряде моделей акустических систем Creative — включение/выключение режима пространственной обработки стереозвука.
При выключенном режиме CMSS стереозвук воспроизводится «насквозь», на два передних канала и сабвуфер акустической системы, остальные каналы при этом молчат.
При включенном режиме процессор создает из двух каналов сигналы для остальных каналов (центрального и задней пары), отчего звуковая картина приобретает объемность.
Пульт дистанционного управления — такой же, как в системах Live/Audigy Platinum, и вместе с программой RemoteCenter дает возможность дистанционного управления работой как самого модуля, так и любыми программами Windows путем назначения «горячих клавиш».
Модуль может работать, и не будучи подключен к компьютеру. При этом он способен выполнять обработку CMSS и декодировать звук в формате Dolby Digital, что позволяет использовать его в составе музыкального центра или домашнего кинотеатра.
- Элементы программного обеспечения
- Здесь я коснусь лишь тех программ, которые чем-то отличаются от традиционных, чтобы не описывать привычные программы в очередной раз.
- Драйверы
Реализуют поддержку стандартов DirectSound, DirectSound3D и WDM, что дает совместимость с большинством современных программ и игр. Как уже говорилось, смешивание и эффекты реализованы программно, отчего производительность сильно уступает аппаратным решениям.
Audio Control
Программа настройки частоты дискретизации программного смешивания и S/PDIF, запускается из панели управления Windows.
Программное смешивание выполняется драйвером модуля, до передачи данных по USB, и снижение частоты дискретизации результирующего сигнала с 48 до 44.1 или 22.05 кГц позволяет разгрузить процессор и шину USB.
Выбор частоты дискретизации выхода S/PDIF (48 или 96 кГц) нужен для согласования с типом подключенного к выходу приемника сигнала.
Audio Stream Recorder
Программа записи звуковых потоков, передаваемых по Интернет (вещательных станций и т.п.). Запись может включаться как по команде, так и автоматически по расписанию. Попутно позволяет переносить записанные файлы на проигрыватель NOMAD.
PlayCenter 3
Проигрыватель звуковых роликов различных форматов (WAV, MP3, WMA, AC3 и т.п.), стилизованный под вид карманного MP3-плейера. Также позволяет «снимать» дорожки с компакт-дисков и создавать из WAV-файлов сжатые ролики MP3 и WMA.
- Тестирование
- Общие впечатления
- Как внешний модуль, Extigy может включаться и выключаться в любой момент независимо от компьютера и акустических систем. Это выявило две особенности:
При включении и выключении питания модуля при включенной акустической системе слышен довольно громкий щелчок.
При выключении модуля, как и при извлечении разъема USB из гнезда, устройство Extigy удаляется из рабочей конфигурации. При включении питания или вставке разъема устройство опознается вновь, однако однажды после длительного выключения (кабель оставался в разъемах) автоматическое опознание не сработало, и пришлось вынуть/вставить разъем USB.
Фонового шума при заглушенных микрофонном и линейном входах в наушниках не слышно. Включение линейного входа с максимальным уровнем добавляет едва слышимый шум, включение микрофонного входа закономерно вносит более значительные шумы.
Воспроизведение и запись звука
Запись при заглушенных аналоговых источниках дает полностью нулевой поток данных — аналоговые каналы отрезаются от процессора. При их включении уровень шума линейного входа составил -88 дБ, микрофонного — -72 дБ. Выходит, что 100 дБ если и получается, то явно не везде, хотя субъективно качество записи очень хорошее.
Несмотря на наличие ЦАП и АЦП, способных работать с 24-разрядным звуком на частоте 96 кГц, основной USB-канал, похоже, все равно передает звук в 16-разрядном формате с частотой дискретизации не выше 48 кГц, а в драйвере и модуле он приводится к нужному формату. Об этом пишет Томас Пабст (http://www.tomshardware.com/video/02q2/020405/index.html), это же косвенно подтверждается параметрами апплета Audio Control. Возможно, при записи передается полный формат, однако проверить это пока нечем.
Проигрывание MIDI-композиций
Здесь модуль, практически, уже совершенно ни при чем, так как преобразование MIDI-партитуры в звук происходит в компьютере, на уровне драйвера. Модуль получает уже готовый звуковой стереопоток, который честно воспроизводит наравне со всеми остальными.
- Заключение
- Плюсы
- Возможность установки в удобном месте, горизонтально или вертикально.
- Минусы
- Плохая поддержка высоких разрядности звука и частот дискретизации.
- Выводы
Возможность автономной работы.
Возможность подключения к компьютеру любого размера.
Легкость переключения с одного компьютера на другой.
Ограниченная скорость передачи по USB.
Невозможность аппаратного смешивания и обработки произвольного количества звуковых потоков.
Отсутствие развитого MIDI-синтезатора.
Можно сказать, что минусы модуля вполне компенсируются его уникальностью и удобством. Лучше всего он подходит для рядового пользователя (но не геймера!), склонного к возне со звуком и музыкой, но без претензий к максимальной эффективности, любящего хороший звук, но при этом не обладающего ушами профессионального слухача.
Иными словами, в технологии Extigy, в отличие от многих других новинок, нет ничего прорывного или суперкачественного — это просто удобный, универсальный и относительно недорогой (около 150 долларов) звуковой адаптер многоцелевого назначения.
Для многих он может оказаться выгоднее, нежели более сложный и дорогой Audigy Platinum.
Скептики: музыки не существует
Мы уже рассмотрели отношение к музыке двух философских направлений поздней античности — стоицизма и эпикуреизма. Следующим направлением будет скептицизм. Эти три направления не исчерпывают собой всю палитру философских направлений поздней античности.
Но именно в них воплотились основные ключевые позиции. И общим началом для них видится некое декадентство, пессимизм, усталость от жизни, отсутствие позитивного идеала, боязнь сильных чувств и сильных стремлений.
Нет того, ради чего стоит преодолевать трудности бытия, наоборот, видна попытка минимизировать неудовольствие.
Несколько с других позиций, чем у эпикурейцев теория музыкального этоса была подвергнута критике скептиками. Несмотря на то, что скептики отрицательно относились к возможностям человеческого познания и учили о равносильности всех суждений, как истинных, так и ложных, они тем не менее создали свою логику и свою эстетику.
Скептицизм — философское направление, подвергающее сомнению возможность истинного познания.
Наиболее полно эстетическое учение скептиков было выражено у известного философа Секста Эмпирика, жившего во II веке н.э. Секст Эмпирик в работе «Три книги Пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков.
Секст Эмпирик — древнегреческий врач и философ, представитель классического античного скептицизма. Жил в Александрии, Афинах и Риме. Прозвище «Эмпирика» дано ему, по всей вероятности, потому, что он принадлежал некоторое время к школе эмпирических врачей прежде чем стал скептиком.
Его произведения «Пирроновы положения» и «Против учёных» являются основными источниками по философии античного скептицизма.
Цикл «Против ученых» включает в себя: «Против логиков», «Против физиков», «Против этиков», «Против грамматиков», «Против риторов», «Против геометров», «Против арифметиков», «Против астрологов», «Против музыкантов».
Секст Эмпирик выступает здесь не столько против музыки как искусства, сколько против теории музыки. Это вполне соответствовало принципам скептической философии.
Скептики считали, что объективная научная теория невозможна, так как мнения и суждения людей абсолютно противоречивы. Не существует подлинного знания о природе красоты и искусства.
Именно поэтому скептики сомневались в возможности существования теории музыки.
В своём трактате Секст Эмпирик использует двоякий способ аргументации, чтобы доказать невозможность музыкальной теории. Прежде всего, он, как и эпикурейцы, выступает против различного рода этических учений о музыке.
По его словам, музыка не обладает никаким этосом. Представление о том, что она может воздействовать на нравственность или психику человека — сплошная иллюзия, которая легко рассеивается в свете логического анализа.
Главное назначение музыки, по мнению Секст Эмпирика, — не создавать новые этические свойства, а отвлекать. Если говорить языком современной эстетики, то можно было бы сказать, что он признаёт только компенсаторную функцию искусства.
«Она (то есть музыка) успокаивает настроение не потому, что она обладает силой, относящейся к разумности, но потому, что она обладает способностью отвлекать.
Вследствие этого стоит только замолкнуть подобным мелодиям, как наш ум снова возвращается к первоначальному настроению, как будто бы он и не подвергался лечебному воздействию с их стороны.
Поэтому, как сон или вино не разрешает страдания, но его откладывает, вызывая оцепенение, расслабление и забвение, так и определённого рода мелодия не успокаивает души, находящейся в страдании, или настроения, возбуждённого гневом. Но если только вообще она что-нибудь производит, она только отвлекает«.
Секст Эмпирик опровергает все традиционные аргументы в пользу нравственной роли музыки. Если спартанцы шли в бой под музыку, то это ещё не означает, что музыка придавала им воинственность, просто она отвлекала их от беспокойства и страха. Говорят, что музыкально образованный человек получает большее удовольствие от музыки, чем человек неподготовленный.
Но, по мнению Секста, это суждение необоснованно, так как удовольствие от музыки получают и младенцы, и даже неразумные животные.
«И вследствие этого, как мы получаем удовольствие от кушания или вина без всякого кулинарного искусства и дегустаторства, то неужели таким же образом мы не могли бы получать удовольствие и без всякой теории, слушая усладительную мелодию…«.
Другой способ аргументации, к которому прибегает Секст Эмпирик, состоит в опровержении технических теорий музыки. Никакая теория музыки невозможна, так как считается, что музыка является искусством звуков.
Но никаких звуков не существует, так как Демокрит учит, что всё окружающее нас — атомы, Платон говорит, что существуют только идеи, киренаики — что только ощущения.
Но если не существует звуков, то не существует и музыки как искусства звуков.
Точно так же обстоит дело и с тем положением, что музыка является искусством времени. Секст Эмпирик доказывает, что не существует ни ритмов, ни интервалов, ни тактов. А значит, опять-таки, что и самой музыки не существует.
Таким образом, скептики отрицали познавательное и этическое значение музыки. Музыка не способна ни очищать, ни поучать, ни возвышать. Она существует только как объект человеческого переживания.
Формулируя все эти идеи, скептики по сути дела, отвергали все понятия и представления о музыке греческой классики. Как и эпикурейская эстетика, эстетика скептиков содержала резкую критику теории музыкального этоса.
Но ни скептики, ни эпикурейцы не смогли противопоставить концепции этоса никакой положительной теории.
Поэтому их критика имела чисто негативное значение, она расшатала основы учения об этосе, но не создала какого-либо нового эстетического понимания музыки.
Скептицизм в философии: понятие и основные идеи
Одним из важнейших разделов философии является гносеология – дисциплина, изучающая познание, его методы, возможности и теоретические пределы. В ней существует такое направление как гносеологический пессимизм – концепция, согласно которой познавательные возможности человека ограничены и никогда не позволят нам в полной мере понять истинную природу реальности.
Пессимистический подход включает 2 ветви:
- Агностицизм. В рамках данной концепции мир считается непознаваемым для человека. Иными словами, всегда будут существовать вопросы, достоверные ответы на которые невозможно получить имеющимися в распоряжении средствами и методами.
- Скептицизм. Эта концепция подвергает сомнению саму возможность достоверного понимания того, насколько верны наши представления о мире и объектах в нём.
Сегодня мы подробно поговорим о скептицизме, рассмотрим его основные идеи, перечислим наиболее известных сторонников, выясним, за что его критикуют, и разберём, чем он отличается от агностицизма.
Что такое скептицизм?
Если говорить простыми словами, скептицизм – это направление в философии, считающее сомнение главным принципом мышления. В частности, скептицизм подвергает сомнению надёжность истины (то есть, отрицает возможность уверенно утверждать, что имеющиеся у нас знания об окружающем мире соответствуют объективной реальности).
Скептицизм возник в IV веке до нашей эры. Его основателем считается древнегреческий философ Пиррон (приблизительно 360-275 годы до н. э.), идеи которого позже развил Секст Эмпирик (годы жизни неизвестны, ориентировочно – II-III век нашей эры).
Интересной особенностью скептицизма является его толерантность по отношению к любым религиозно-философским концепциям и воззрениям. Сторонники данного направления исходят из того, что никакое утверждение не может претендовать на роль единственной и непоколебимой истины. При этом нельзя как утверждать что-либо с абсолютной уверенностью, так и отрицать.
Основные идеи скептицизма
К числу основных идей скептицизма относятся следующие тезисы:
- даже если знание выглядит достижимым и достоверным, оно не может быть признано таковым;
- человеку недоступно как абсолютное знание, так и любое достоверное знание вообще (поскольку оно получено посредством эмпирического познания, которое не может считаться абсолютно надёжным источником);
- человеку недоступно достоверное знание о каких-либо метафизических явлениях и объектах (Боге, мире, причинности и т.п.);
- любая гипотеза нуждается в проверке, при этом ни одна проверка не может считаться достаточной или окончательной;
- никакой из методов научного познания не может дать достоверных знаний об объективной реальности;
- все имеющиеся у человечества знания являются лишь предположениями и гипотезами, которые невозможно доказать;
- философ должен воздерживаться от каких-либо окончательных суждений.
Скептицизм считает все наши знания относительными и требует их критического переосмысления. В этом смысле он противопоставляется догматизму – некритичному способу мышления, опирающемуся на догмы. Несмотря на то, что догматизм свойственен прежде всего религиям, античные скептики называли догматиками всех философов, которые выдвигали и отстаивали какие-либо утверждения.
Скептицизм Пиррона
Создателем данного философского направления считается древнегреческий философ Пиррон (приблизительно 360-275 до н. э.). Он примечателен тем, что принципиально не писал книг и трактатов, поэтому его идеи сохранились только благодаря ученикам и последователям. В частности, его идеи развивали такие мыслители как Энесидем, Агриппа и Секст Эмпирик.
Античные скептики отождествляли учение Пиррона и скептицизм, и в их трудах слова «скептический» и «пирроновский» часто использовались как синонимы. В некоторых случаях это создавало путаницу, поскольку не все идеи Пиррона были связаны исключительно со скептицизмом.
Сегодня мы имеем представление об античном скептицизме преимущественно благодаря трудам Секста Эмпирика. Он подробно описал идеи Пиррона, Тимона, Карнеада, Энесидема и других сторонников данного учения.
Пиррон считал, что философ – это человек, стремящийся к счастью, для достижения которого необходимо невозмутимое спокойствие, отсутствие всяческой тревожности и страдания. Чтобы достичь этого состояния, необходимо найти ответы на 3 вопроса:
- Что представляют собой вещи и какими свойствами обладают?
- Как мы должны к ним относиться?
- Что нам даст такое отношение?
Сам Пиррон полагал, что попытки найти достоверные ответы на эти вопросы никогда не увенчаются успехом, а значит, не могут привести к счастью. Поэтому он предлагал отвечать на них следующим образом:
- Мы не можем этого знать.
- Мы должны воздерживаться от суждений о вещах.
- Намеренно воздерживаясь от суждений, можно избежать тревоги.
Таким образом, он считал, что достичь философского счастья можно, отрицая саму возможность знания и понимания природы вещей. Состояние умиротворения, возникающее благодаря отказу от знаний, Пиррон позиционировал как высшую степень блаженства и называл «атараксией«. Он сам, а вслед за ним и другие скептики порицали стремление к достоверному знанию, считая его источником тревог и страданий.
Скептицизм Секста Эмпирика
Секст Эмпирик – древнегреческий врач и философ, живший во 2-3 веках нашей эры (достоверных данных о месте рождения и годах жизни нет). Это самый известный из последователей Пиррона, прославившийся, в частности, книгой «Пирроновы положения», которая и сегодня остаётся важным трудом для людей, изучающих философию.
В своих работах он изложил методологию скептического сомнения, которая основывалась на критическом осмыслении накопленных знаний в области философии и других естественных наук того времени. Кроме того, Секст Эмпирик коснулся и вопроса существования богов. Сопоставив религию с атеизмом, он пришёл к выводу, что нейтральный скептицизм является наиболее разумной позицией.
Стоит отметить, что атеизм, как и любая религия, противоречит основной идее скептицизма (ничто не может быть доказано или опровергнуто однозначно). Но советский философ Вениамин Богуславский, изучая работы Эмпирика, отмечал, что тот явно склоняется к атеизму, поскольку критикует религиозные взгляды вдвое чаще, чем атеистические.
В своих работах Секст Эмпирик показывает, что скептицизм является самостоятельным направлением в философии и его нельзя смешивать с другими. Причина в том, что любое другое направление одни сущности признаёт, а другие – отрицает. Скептицизм же одновременно и допускает, и подвергает сомнению все сущности.
История развития скептицизма
Как было отмечено выше, скептицизм зародился в Древней Греции и его основателем считается Пиррон. Позже его идеи развивали такие мыслители как Гераклит, Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик и другие известные античные философы. Со многими идеями скептицизма, в частности, был солидарен и Сократ, хоть он и не был скептиком.
Причиной зарождения скептицизма стало то, что античные философы столкнулись с проблемой субъективного познания, которое зависело от индивидуальных особенностей восприятия.
При этом существовало большое количество философских течений, основанных на противоречащих друг другу идеях и теориях.
Наряду с этим существовала религия, которая исключала сомнения и предлагала принимать на веру ничем не обоснованные догматы.
Все эти противоречия привели мыслителей к проблеме кругового доказательства, которую можно выразить в трёх тезисах:
- Любое утверждение основывается на других утверждениях.
- Ни одно из утверждений не может считаться неопровержимым.
- Выбор исходной точки для построения логического доказательства также требует обоснования.
Эти три тезиса представляют собой замкнутый круг, заставляющий сомневаться в том, что истина вообще может быть установлена.
Таким образом у античных мыслителей было два варианта: либо вообще исключить возможность накопления достоверных знаний, либо смягчить требования к истине.
Они посчитали, что наиболее разумным подходом будет принятие скептицизма как критерия рациональности, руководствуясь которым, можно принимать оптимальные решения.
К слову, проблема кругового доказательства никуда не исчезла и продолжает существовать в современной философии, являясь её постоянным и неотъемлемым элементом.
Приняв такой подход, античные скептики предлагали соблюдать законы, заботиться о собственном здоровье и наслаждаться жизнью, удовлетворяя свои физические потребности и стремление к знаниям.
Особенно полезным данный подход оказался для развития античной медицины, которая благодаря ему приобрела первые черты доказательной науки.
Стоит отметить, что аналогичные подходы появились тогда в Индии, Китае и на Среднем Востоке.
Средневековье было не особо благоприятным периодом для скептицизма.
Вся Европа находилась под сильным влиянием религии, в связи с чем приветствовалась беспрекословная вера в истинность церковных догматов, а любые сомнения были под запретом.
Вновь востребованными идеи скептиков оказались в Эпоху Возрождения, когда на смену авторитету религии пришёл авторитет знаний и разума. Скептицизм снова стал одной из главных движущих сил развития науки.
В философии Нового времени концепция скептицизма была пересмотрена. Теперь его рассматривали как направление, значительно расширяющее возможности познания и способное устранить любые существующие противоречия. Основными представителями скептицизма Нового времени были Франциско Санчес, Мишель де Монтень и Дэвид Юм.
Критика скептицизма
Исторически основными противниками и критиками скептицизма всегда были стоики. Скептики указывали всем учёным на то, что их знания субъективны и никак не могут быть доказаны. Их основным аргументом в спорах было утверждение «Знание требует уверенности, а ваше учение такой уверенности дать не может».
Этим тезисом и пользовались стоики, найдя в нём логическое противоречие. Они спрашивали: «Если всякое знание требует уверенности, то как вы сами можете знать и утверждать это?». Этот вопрос указывает на реальное логическое противоречие, позволяя критиковать скептицизм даже сейчас.
Также скептицизм обвиняют в том, что благодаря ему христианство распространилось по миру и стало господствующей религией.
Дело в том, что именно скептики первыми начали широко критиковать политеистические религии, господствовавшие в мире во времена Античности.
Они заставили людей сомневаться в своей вере в древних богов, но не предложили ничего взамен, и христианство появилось как раз в удачный момент, чтобы занять освободившуюся нишу.
Чем скептицизм отличается от агностицизма?
По сути, агностицизм возник из скептицизма, так что между этими двумя направлениями много общего. И всё же их нельзя отождествлять или совмещать, поскольку есть ряд фундаментальных отличий. Агностицизм исходит из того, что человеческие способности познания ограничены, но не отрицает возможность достоверного понимания того, насколько точно имеющиеся знания соответствуют реальности.
Скептицизм исходит из того, что достоверно отличить реальность от вымысла невозможно.
Все наши знания получены посредством ненадёжных средств чувственного познания, а значит, могут быть недостоверными, и проверить это никак нельзя.
Если агностицизм считает наши познавательные способности ограниченными, то скептицизм вообще исключает возможность сколь-нибудь точно оценивать достоверность знаний, полученных эмпирически.