ВНИМАНИЕ! НУДНЫЙ ДЛИННОПОСТ!
Привет Пикабу!
В ремонт приехал вот такой классический агрегат.
Это MacBook Pro 15″ 2011 года — модель A1286.
Проблема типовая, как и у всех аналогичных 15″ (A1286) и 17″ (A1297) агрегатов 2011 года.
Дохлый видеочип AMD. Но его мы менять не будем.
Начнем с теории. Ее много. А потом уже перейдем к ремонту. И там еще будет теория.
Хочу подробно рассказать, что, как и почему, так как утомительно каждый раз расписывать клиентам проблему, при обращении. Похожий ремонт уже пару раз освещался на Пикабу, но я решил все систематизировать и показать в деталях. Изначально планировал только видео опубликовать на YouTube. Потом решил и на Пикабу поделиться информацией, может для кого-то будет полезной.
Зная местные правила, решил еще и текстом расписать. Однако, текстовая версия будет несколько сокращенной, чтобы избежать Супер-Мега длиннопоста, а также, в связи с ограничением по количеству прикрепляемых изображений (живых картинок будет мало). В видео же, более детальная информация. Оно, по традиции, в конце поста. Осторожно! Первые 7 минут — нудятина.
Многие картинки, также, будут скринами из видео.
Работа сложная, но постараюсь объяснить все максимально простым языком. Вследствие этого и воды много.
Тут устанавливалась графика AMD HD 6490M, 6750M и 6770M. И все эти чипы дохли с первого же года производства. Стоит отдать должное Apple. Они расширили гарантию до 5-летнего срока из-за этой проблемы. А реальный косяк тут лежит на AMD. Во время гарантийного срока Apple меняли материнские платы в этих моделях. Происходило это следующим образом:
- — пользователь приносит MacBook в авторизованный сервис;
- — официалы меняют плату;
- — старая плата отправляется в Китай;
- — там ее восстанавливают — меняют видеочип;
- — затем восстановленную плату устанавливают другому клиенту, а старую снова восстанавливают.
- И так по кругу.
А вот восстановлением, по всей видимости, занимались китайцы на подряде. Они не заморачивались с качеством работы и выполняли ее «так себе».
Такие менянные платы видно сразу. На них установлены чипы 12-13 и последующих годов, но при этом нанесен заводской компаунд. У таких, восстановленных плат часто встречаются косяки под видеочипом: облезлая маска, вырванные пятаки.
После такого ремонта, при последующей замене видеочипа, высока вероятность, что текстолит не выдержит повторной тепловой нагрузки и вздуется. Даже при соблюдении техпроцесса. Остается только одно — отключить дискретку навсегда.
Другая же проблема — это сами видеочипы AMD, которые устанавливались в эти аппараты. Даже абсолютно новые, нам пару раз приходилось менять по гарантии трижды. В общем, эти чипы как не меняй — все они дохнут рано или поздно. Мы несколько лет их меняли, пока были нормальные поставки. Но теперь нам эти чипы больше не поставляют.
Сразу отвечу на популярный вопрос клиентов.Нет, другие, более надежные чипы сюда поставить нельзя!
Последние поставки чипов были пару лет назад. Сейчас очень редко, где можно встретить новые такие чипы в продаже. В основном продают китайский реболл и перемарк, т.е. БУ, простыми словами. Состояние таких чипов — как кот в мешке. Повезет — не повезет. Последние новые чипы встречал в магазинах:
GSM-Service https://gsmservice.od.ua/shop/ — Одесса
и NBZip https://www.nbzip.ru/ — Нижний Новгород.
- Кроме замены видеочипа, есть другой способ ремонта — это даунгрейд или кастрация дискретной графики.
- Помимо видеочипа, в этих Макбуках есть встроенная в процессор графика Intel HD 3000.
- 10 лет назад я на такой даже в ВОВку играл.
Дискретную графику мы удаляем и эта пятнашка или семнашка начинает работать как тринашка А1278. В ней ведь вообще не было дискретки. При этом они до сих пор успешно работают. А процессоры в них такие же как и тут. Кому нужно выполнение задач, не связанных с 3D
и кто не использует программы, для которых критична дискретная графика,такие пользователи никакой разницы не заметят. Конечно, графика Intel тоже работает с 3D, но она раза в 3 слабее дискретной.
Есть 2 момента, которые пока не удалось победить при отключении дискретки. Это невозможность использования Виндоус и отсутствие вывода изображения на внешний экран.
С отключенной дискреткой, такого Макбука вполне достаточно для выполнения офисных и бытовых задач: интернет, ЮТуб, музыка, фото, видео, офисные приложения — это все будет работать как и раньше — не заметите разницу.Для таких задач, думаю, еще лет пять можно будет использовать такой ноутбук.
Процессор тут хоть и старый, но довольно бодрый.
В общем, есть смысл отключать графику, чтобы продлить Макбуку жизнь.
Как плюс, ломаться в этом аппарате больше нечему, других типовых проблем тут нет. Только видеочип.
Также, отключение графики может спасти аппарат, если его рукожопы убили.
Было несколько случаев в нашей практике, когда клиент носил Макбук куда-то на замену видеочипа, а ему там загревали плату до хрустящей корочки.
А данная процедура даунгрейда может спасти аппарат. Что мы и делаем.
Тут стоит отдельный переключатель, который подключает то одну, то другую графику. С ним и будем работать.
Начнем ремонт.
На картинке хорошо видно проблему с графикой. Горизонтальные полосы в 1 пиксель, лесенкой спускающиеся вниз. Это типовая визуализация проблемной дискретной графики.
Также, как вариант, могут быть широкие вертикальные полосы, на всю высоту экрана.
Разборку ноутбука пропускаю.
Видим, что чипак тут менялся. Менялся по гарантии. Датакод у него 1334: 13 год 34 неделя
Модель чипа 216-0810005 — это графика HD 6750M.
Видно, насколько криво компаунд нанесен. Возможно, мы что-нибудь интересное увидим под чипом.
Сушим плату на паялке и снимаем компаунд с видеопамяти.
Потом, снимаем компаунд со ЖМУХа, затем выпаиваем его и LVDS свитч.
Остужаем плату и переворачиваем ее. Теперь работать будем с другой стороны.
Греем плату. Снимаем компаунд с видеочипа, процессора, хаба PCH и USB-хаба.
- Остужаем плату.
- Запускаем термопрофиль для безсвинцового припоя и снимаем видеочип.
- Сразу убираем лишний припой.
- А вот и косячки:
Нет трех пятаков-пустышек и затерта маска в некоторых местах (не попало в кадр — в видео есть).
Снимаем хаб.
Теперь еще немного теории.
Для чего мы сняли хаб? Дело в том, что у 13-дюймового Макбука 2011 А1278 установлен такой же хаб как и тут, но ЖМУХ отсутствует. И фишка в том, что у этого хаба есть один замечательный контакт, с которого хаб дает сигнал на регулировку подсветки матрицы. Зовется сигнал LCD_BKLT_PWM. Именно хаб управляет подсветкой в А1278.
Справа описаны контакты и соответствующие сигналы. Наш контакт 876.
В случае с 15 и 17-дюймовыми аппаратами, этот контакт хаба не используется
А в нашем аппарате, именно ЖМУХ формирует LCD_BKLT_PWM.
Так как переключатель мы удалили, LCD_BKLT_PWM у нас пропал. По-этому, мы подтягиваем его с хаба к контроллеру подсветки. Других вариантов реорганизовать управление подсветкой просто нет, только кидать перемычку из-под хаба.
Вот этот контакт:
Подпаиваем перемычку к 876 контакту. И прокладываем ее в обход пятаков. Оставляем небольшой хвостик, чтобы после установки хаба на место, можно было к нему подцепиться.
Наносим маску — зеленку.
Отправляем плату под УФ лампу.
Пока маска застывает отреболлим хаб.
Устанавливаем трафарет. Позиционируем его, чтобы отверстия совпали с контактами хаба. Насыпаем шары и раскатываем их. Проверяем под микроскопом, что все шары на своих местах. Феном усаживаем шарики. Вот такая красота у нас получилась:
Маска на плате застыла. Лишнюю зеленку убираем и счищаем лишний припой с контакта к которому подпаивались, чтобы жирно не было.
Устанавливаем хаб на место:
Воооон там хвостик торчит, из-за которого пришлось хаб снимать.
И еще немного теории.
Сигнальные линии от графического ядра процессора идут через хаб на ЖМУХ. Сюда же, на ЖМУХ, приходят сигнальные линии от видеочипа. ЖМУХ все это переваривает и передает сигнал дальше, на вывод. Грубо говоря, у него 2 входа и 1 выход. И он решает, кого выпустить.
Наша задача обойти ЖМУХ и пустить сигнал от процессорной графики сразу на выход, на матрицу.
На схеме выделена группа резисторов, на которые приходит сигнал с процессорной графики.
А это резисторы, с которых сигнал уходит на матрицу.
Нам нужно первую группу объединить со второй перемычками. Вот, что получается в итоге:
7 пар перемычек.
Снимаем все, отмеченные на схеме резисторы и распаиваем перемычки.
Опять теория (сколько можно!)
Теперь нам нужно отрезать матрицу от видеочипа, чтобы она не общалась с ним по протоколу DDC. Если вкратце и по простому, то это канал данных, по которому матрица передает информацию о себе в систему. По этому протоколу система понимает какие параметры у матрицы: разрешение, яркость, контрастность и т.д. И тут стоит еще один переключатель.
Кидаем перемычки, чтобы матрица обменивалась информацией только с хабом.
Спаренные 2 и 3 контакты объединяем с 4, а 9 и 10 контакты — с 11.
Распаиваем перемычки.
Чтобы матрица начала работать, на нее должно прийти 3.3 В.
Это напряжение приходит на матрицу от еще одного переключателя. Но чтобы он подал питание, ему нужен разрешающий сигнал. Он как вахтер. Чтобы пропустил, нужно предъявить пропуск.
- Раньше этот сигнал давал ЖМУХ.
- Теперь его нет.
- Но это же может делать и ХАБ.
Для подачи этого сигнала на переключатель достаточно кинуть одну перемычку. Подтянем сигнал с хаба LVDS_IG_PANEL_PWR к LCD_PWR_EN.
То же самое нужно проделать и с сигналом на включение подсветки матрицы. Сигнал LVDS_IG_PANEL_PWR будет давать разрешение еще и на включение подсветки. Матрица и подсветка матрицы будут включаться одновременно.
Удобно это сделать на стоящих рядом друг с другом резисторах. С R2015 кинем перемычку на R9678 для включения матрицы и на R0901 для включения подсветки матрицы.
- Остался последний шаг, ради которого мы и снимали хаб: регулировка подсветки матрицы.
- Раньше сигнал LCD_BKLT_PWM приходил на контроллер подсветки от ЖМУХа
- через резистор R9704.
Теперь мы пустим сигнал от хаба напрямую в контроллер.
Для этого снимаем резистор R9704 и подпаиваем на его контакт, со стороны контроллера, перемычку от хаба.
- Подпаиваемся к свисающему концу хаба.
- Перекидываем перемычку на другую сторону платы.
- Снимаем резистор R9704.
- И подпаиваем перемычку.
- Готово.
- Осталось привести плату в порядок: удалить флюс, нанести зеленку, подсушить ее.
- Вот так теперь выглядит плата.
- Соберем и проверим.
- При первом запуске сбрасываем SMC и PRAM.
- Регулировка яркости работает в штатном режиме.
- Даже Valley крутится.
- Ютубчик работает.
- (Есть в видео).
- Осталось полноценно протестировать.
- Повторюсь, такое отключение возможно на MacBook Pro 2011 года
- 15″ А1286 и 17″ А1297.
- На семнашках принцип тот же, отличия только в расположении компонентов и другом контроллере подсветки.
- В конце, хочу поблагодарить за наработки:
Льюиса Россмана — США: https://www.youtube.com/channel/UCl2mFZoRqjw_ELax4Yisf6w
Ребят из сервисного центра CORE — Украина: https://www.youtube.com/channel/UCzlXwR8hC2cY2r_TbME3ORw
И @hroniks, — Пикабу
https://www.youtube.com/watch?v=G99b8zdDN-I\u0026t=44s
А вот и видосик подвезли:
На этом закругляюсь.
Спасибо всем за внимание! Удачных ремонтов!
- ——————————————
- Промышляю пока только в Москве.
- Если есть вопросы не публичного характера, с удовольствием отвечу в ВК:
- https://vk.com/dmitry_okorokov
- или по e-mail: inertico@mail.ru
- Ну и буду рад оценке поста в х.
VR на Mac? Это может быть более вероятно, чем вы думаете!
Основатель Oculus Палмер Лаки однажды сказал, что они будут поддерживать VR на Mac «как только Apple выпустит хороший компьютер». Поэтому неудивительно, что когда на конференции разработчиков в июне 2017 года Industrial Light and Magic вышли на сцену, демонстрируя возможности новых компьютеров Mac, они сделали это с конкурирующей гарнитурой
Это верно: Mac теперь может делать VR (но не с Oculus Rift).
«Это сводится к тому, что Apple не отдает приоритет высокопроизводительным графическим процессорам. Вы можете купить Mac Pro за 6000 долларов с лучшим в линейке AMD FirePro D700, и он по-прежнему не соответствует нашей рекомендуемой спецификации. Если они отдают приоритет более высокопроизводительным графическим процессорам, чем раньше, я думаю, мы бы хотели поддержать Mac ».
— Палмер Лаки, 2016
Вот сценическая демонстрация от Industrial Light and Magic (киностудия эффектов CGI), демонстрирующая один из способов использования VR для раскадровки.
Какие Mac могут сделать VR?
Ряд новых iMac был запущен на WWDC и уже доступен для покупки, но не все они поддерживают VR. По словам самой AMD , вам понадобится как минимум Radeon Pro 580. Это исключает как 21,5-дюймовый iMac начального уровня (с графическим процессором Intel Iris), так и 21,5-дюймовые модели 4K (в которых есть только Radeon Pro 555 или 560).
Поэтому вам понадобится 27 ″ 5K топовый iMac, и вам понадобится самое высокое указанное издание, которое имеет 580 — это 2300 долларов ! Даже в этом случае 580 примерно эквивалентен Nvidia GeForce 1060, которая считается хорошей, но не совсем топовой картой для виртуальных игр. Скорее всего, он будет серьезно ослаблен менее чем через год.
Новый iMac Pro, стоимость которого начинается с 5000 долларов, конечно же, будет поддерживать VR.
Пока не ясно, будут ли более дешевые карты заблокированы из-за возможностей виртуальной реальности или просто обеспечат недостаточную производительность, что приведет к пропаданию кадров. Я подозреваю, что первое, учитывая, что пропущенных кадров может быть достаточно, чтобы вызвать болезнь VR (и это последнее, что Apple захочет).
Кроме того, и, возможно, наиболее важно, Apple поддерживает внешние графические адаптеры (eGPU) через корпус Thunderbolt 3 USB-C. Доступный комплект разработчика стоит $ 600, но включает Radeon Pro 580. Для этого вы (теоретически) должны иметь возможность установить другую поддерживаемую видеокарту, когда придет время для обновления.
Это огромный шаг, но пока он доступен только разработчикам . Порты Thunderbolt 3 уже можно найти на MacBook Pro 2016 года, а также на новых устройствах, анонсированных на WWDC.
Интересно, что эти пользователи Macbook Pro уже смогли подключить eGPU для создания способных игровых автоматов , но они были вынуждены сделать это через Windows, работающую в режиме Bootcamp.
Неясно, будет ли Apple поддерживать корпуса eGPU от сторонних производителей, но на самом деле производителем комплекта разработки Apple является SonnetTech , поэтому, скорее всего, мы увидим, что другие корпуса получат поддержку позже.
Когда это придет?
Новые iMac доступны для покупки уже сегодня, но только модель за $ 2,300 будет поддерживать VR . IMac Pro не выйдет до конца этого года.
Однако вам также понадобится новая ОС Apple: High Sierra. Бета-версия этого доступна для разработчиков, публичная бета-версия появится в конце этого года, а полная публичная версия выйдет осенью.
Бета-версия SteamVR также доступна сегодня , но пока не спешите ее скачивать: для активации функций VR требуется High Sierra.
Тогда для большинства людей VR на Mac будет доступен осенью 2016 года .
Как это возможно?
На аппаратном уровне виртуальная реальность довольно требовательна: вам нужно сгенерировать сцену дважды (один раз для каждого глаза для 3D-эффекта) с частотой 90 раз в секунду, чтобы соответствовать частоте отображения гарнитуры ( подробнее о том, как работает Oculus Rift) ) Высококачественные видеокарты в новых линейках iMac и iMac Pro будут единственными, способными управлять виртуальным дисплеем с достаточным качеством.
На уровне операционной системы Apple разработала API-интерфейс для графической системы Metal, который предоставляет разработчикам более прямой и быстрый доступ к графическим картам. Это похоже на драйверы DirectX для графического ускорения в Windows.
Конечно, поддержка VR на Mac — это не то, что Apple может сделать в одиночку. Благодаря тому, что движки Unity и Unreal вносят свой вес в проект, компилировать игру для запуска с помощью SteamVR можно так же просто, как установить флажок, чтобы включить его. к созданию
А как насчет AR?
Наряду с виртуальной реальностью для анонсов для настольных компьютеров Apple продемонстрировала новый инструмент для разработчиков под iOS под названием ARKit. При этом используется встроенная камера устройства для точного отслеживания основных трехмерных геометрий реального мира, без необходимости в дополнительном оборудовании и без ощутимой задержки.
Это означает, что разработчики приложений будут иметь доступ к мощному набору возможностей дополненной реальности без какого-либо дополнительного программирования. В прошлом разработчики приложений должны были писать свои собственные алгоритмы обработки живого изображения, если они хотели исследовать сцену камеры. Теперь это так же просто, как включить ARKit в свой проект.
Pokemon Go предоставил многим свой первый вкус дополненной реальности: переместите камеру, и вы сможете увидеть покемонов в реальном мире. Но на самом деле это был не просто AR — это было больше похоже на простой фон камеры с покемоном сверху.
Покемон не мог спрятаться за вашим диваном или выпрыгнуть из куста, потому что приложение не имело ничего о том, что было на самом деле в реальном мире. Однако с ARkit это станет возможным. Pokemon сможет опознать ваш стол, и монстр будет ходить вокруг вашего рабочего стола в реальном мире, не падая в сторону.
Это впечатляющая демонстрация, но за пределами бесполезных игр, я изо всех сил пытаюсь увидеть реальный случай использования размахивания планшетом. Вместо этого я подозреваю, что Apple играет в длинную игру. Они хотят, чтобы разработчики начали работать над приложениями сейчас, познакомились с ARKit и увидели, что работает.
Затем в следующем году они поразят нас некоторыми AR-очками (подобно тому, как Microsoft Hololens по сборке по компоновке) ) с хорошей библиотекой привлекательных AR-приложений, готовых к работе.
Почему это важно
По правде говоря, не существует «геймеров», которые бы покупали Mac, чтобы играть в VR-игры, поэтому значение наличия SteamVR на Mac с точки зрения реальных продаж игр для разработчиков действительно очень мало.
Геймеры до сих пор не играют в игры на Mac, даже с мощным оборудованием.
У вас могут появиться креативные типы, которым все равно нужен Mac, и вы решите попробовать VR, но это также не приведет к значительным продажам для индустрии виртуальной реальности в целом.
Но все это не имеет значения. Это не собирается сдвигать миллионы гарнитур VR, даже близко. Вместо этого он формирует творческий костяк и дает доверие более широкой индустрии виртуальной реальности.
Во-первых, это означает, что творческие профессионалы могут разрабатывать виртуальные игры на своем Mac, а 360 производителей видео, скорее всего, смогут просматривать свои творения непосредственно из нового FinalCut. Для создателей контента, которые традиционно отдают предпочтение экосистеме Apple, это удобство, которое принесет пользу всем с гарнитурой VR, которая может потреблять их контент.
Во-вторых, Apple, как известно, ничего не поддерживает, пока действительно не верит в это. Если выбран вариант поддержки VR, значение нельзя переоценить. MP3 не были действительно вещью, пока iPod.
Никто не покупал музыку онлайн, пока не появился iTunes Store. IPhone продиктовал дизайн почти каждого мобильного телефона на протяжении большей части 21-го века.
Поэтому, когда Apple говорит: «Мы думаем, что VR сейчас вещь», вы садитесь и принимаете это к сведению.
Получите ли вы новый Mac для VR или модернизируете MacBook Pro с помощью eGPU? Считаете ли вы эту новость значимой или просто Apple снова опаздывает на годы? Напишите нам в х!
Apple и NVIDIA — всё? CUDA больше не будет поддерживать macOS
Apple не привыкать ссориться с поставщиками. Известно несколько случаев, когда отношения между компанией и её партнёрами ухудшались настолько, что в Купертино были вынуждены искать альтернативного поставщика или даже начать разрабатывать нужные запчасти или ПО самостоятельно.
Иногда это шло Apple на пользу, позволяя ей начать развиваться более активно, как в случае с Apple Maps или собственными процессорами A-серии, которые устанавливаются в мобильные устройства компании и по сей день являются самыми лучшими.
Но, к сожалению, чаще всего, как в случаях с Qualcomm или NVIDIA конфликт выходил Apple и — самое главное — её пользователям боком.
Отношения между Apple и NVIDIA можно официально считать завершёнными
Поддержка CUDA на macOS
NVIDIA прекращает поддержку архитектуры CUDA для macOS, начиная с версии 10.2, которая станет последней совместимой сборкой, говорится на сайте компании. Получается, что все будущие релизы CUDA, которые будут выходить после 10.
2, не будут совместимы с операционной системой Apple, по сути, лишая изрядную долю профессиональных пользователей, а также пользователей хакинтошей возможности работать с дискретной графикой NVIDIA.
Поэтому единственными ускорителями, которые будут актуальны на маках, отныне будут только решения AMD.
CUDA – программно-аппаратная архитектура параллельных вычислений, которая позволяет существенно увеличить вычислительный потенциал ряда функций при условии использования графических процессоров NVIDIA.
Благодаря своей эффективности CUDA широко используется в таких областях, как астрофизика, вычислительная биология и химия, моделирование динамики жидкостей, электромагнитных воздействий, компьютерная томография, сейсмоанализ, а также всевозможных графических редакторах и даже играх.
Несмотря на то что для многих ни сам термин CUDA, ни его предназначение до сих пор остаются неизвестными, факт того, что NVIDIA отказывается от поддержки macOS, говорит о многом.
Скорее всего, это терминальная стадия негативных отношений между двумя компаниями, восстановить которые будет весьма проблематично.
Ведь если скандал с участием Qualcomm был довольно скоротечным и, по сути, строился на стремлении одной стороны продемонстрировать свою силу другой, то в случае с NVIDIA дела обстояли несколько иначе.
Почему графики NVIDIA нет на Mac
Конфликт между Apple и NVIDIA начался ещё десять лет назад, когда Apple лишилась большого количества заказов на MacBook Pro из-за неудачного графического решения.
Тогда в Купертино приняли решение, что полагаться на одного поставщика ускорителей, пусть и имеющего отличную репутацию в отрасли, будет нерационально, и обратили внимание на AMD. С тех пор, несмотря на то, что решения последней уступали решениям NVIDIA, отношения между Apple и AMD шли в гору.
При этом сама Apple не спешила отказываться от поддержки графики NVIDIA, позволяя владельцам фирменных компьютеров менять один ускоритель на другой по своему желанию.
Скоро мы можем увидеть 14-дюймовый MacBook Pro
Однако то, что произошло теперь, выглядит как настоящий разрыв и прекращение сотрудничества. Как это отразится на Apple, сказать сложно.
С одной стороны, в Купертино и так уже давно не используют графику от NVIDIA в своих компьютерах, а значит, обеспечивать их полную работоспособность в компании и не обязаны вовсе.
Но, с другой стороны, это может отпугнуть некоторых пользователей — особенно профессиональных, — для которых важна и графика от NVIDIA, и ускоритель CUDA. А если так пойдёт и дальше, Apple рискует потерять часть платёжеспособной аудитории, что для неё очень нежелательно.
Мтс и «яндекс» не увидели проблем в работе суперкомпьютеров из-за nvidia — рбк
Nvidia перестала продлевать и продавать российским компаниям лицензии на свой софт. «Коммерсантъ» написал, что этот шаг может осложнить работу суперкомпьютеров ряда российских компаний
Ritchie B. Tongo / EPA / ТАСС
Решение американской компании Nvidia прекратить продление и продажу российским компаниям лицензии на свое программное обеспечение не отразится на деятельности МТС, качестве сервисов и работе суперкомпьютера «МТС Гром», так как в его работе не применяются подписочные лицензии Nvidia, сообщил РБК представитель компании. «Продолжают работать в стандартном режиме» и суперкомпьютеры «Яндекса», сказал РБК его представитель.
Так в компаниях отреагировали на сообщение «Коммерсанта» о том, что в работе суперкомпьютеров Сбербанка, «Яндекса» и МТС и других российских компаний, которые основаны на решениях от Nvidia, могут начаться проблемы. РБК направил запросы в Сбербанк и Nvidia.
Как сообщил изданию основатель сервиса Loudplay (оказывает услуги облачного гейминга на базе технологий Nvidia) Виталий Стародубов, Nvidia перестала продлевать и продавать российским компаниям новые лицензии на ПО для разделения ядер на серверной видеокарте. Речь идет о системе Nvidia Grid. Информацию подтвердил источник издания в крупном российском ИТ-холдинге. «Коммерсантъ» также заметил, что с сайта Nvidia удалены российские партнеры.
Nvidia в числе других зарубежных компаний приостановила поставки своей продукции в России еще в начале марта, почти сразу после начала спецоперации на Украине. Лицензия, как пояснил Стародубов, давала возможность использовать физическую видеокарту сразу на нескольких виртуальных машинах, что позволяло подключать большее количество пользователей к облачному сервису.
«Для тех компаний, которые в большей степени используют систему Nvidia Grid, прекращение действия лицензий будет означать повышение цен на услуги.
Так, если раньше компания могла обеспечивать с одного сервера с двумя картами Nvidia Grid сразу восемь игроков, то теперь только двух», — отметил он.
По мнению эксперта, компании, купившие большой объем оборудования Nvidia, попытаются найти способы технологического обхода проверок лицензирования.
В частности, остановка лицензий может также осложнить работу суперкомпьютеров «Яндекса», Сбербанка и МТС, которые используют графические процессоры A100 и DGX-2, пишет издание. Однако, по словам источника газеты на ИТ-рынке, Nvidia пока не спешит блокировать действующие лицензии, вероятно, рассчитывая вернуться к работе с российскими партнерами.
По словам замдиректора Центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» Руслана Пермякова, для российских разработчиков суперкомпьютеров решение Nvidia, скорее всего, означает прекращение техподдержки и, следовательно, сложности с заменой вышедших из строя карточек, с обновлением ПО. «Со временем может начать падать производительность облаков, может нарастать количество сбоев», — отметил он в беседе с «Коммерсантом».
Эксперт добавил, что все будет зависеть от условий контракта. «Если компания брала такие модули для вычислений, как HaaS (Hardware as Service), то могут быть проблемы, поскольку правообладатель может отключить «железо» в соответствии с договором, но такая схема не распространена в мире и в России», — пояснил Пермяков.
Nvidia прекращает поддержку CUDA на macOS
Надежда Овчинникова
Производитель графических процессоров NVIDIA отказывается от поддержки CUDA для macOS. Платформа для параллельных вычислений, использующаяся для аппаратного ускорения рендеринга во многих продуктах, «в последний раз» представлена в выпуске CUDA Toolkit 10.2, как сказано в логе изменений.
Новость нельзя назвать большим сюрпризом: Apple не комплектует свои продукты видеокартами NVIDIA последние несколько лет.
Для потребительской линейки компания использует интегрированные карты от Intel, а для профессиональных станций, например, Mac Pro, iMac Pro или 16-дюймового MacBook Pro, — карты от AMD.
Однако даже подключить NVIDIA как внешнюю видеокарту (eGPU) стало проблемой, начиная с выхода macOS Mojave (10.14) в прошлом году: для последних карт просто нет драйверов. NVIDIA опубликовали официальное обращение пользователям, где сказали, что ничего с этим не могут сделать:
«Apple полностью контролирует драйверы для Mac OS. К сожалению, на данный момент NVIDIA не может выпустить драйвер без официального разрешения Apple.»
Разработчики Apple дали анонимный комментарий изданию Appleinsider, почему купертинская компания приняла такое решение:
«Речь не идет о том, что в Metal 2 нельзя добавить поддержку NVIDIA — у них отличные инженеры, и с производительностью проблем не будет. Просто кто-то наверху этого не хочет.»
Где получить аппаратное ускорение без CUDA?
Большинство коммерческих движков, включая V-Ray GPU, OctaneRender и Redshift, сейчас работают на CUDA.
Фреймворк OptiX от NVIDIA, поддержку которого разработчики сейчас активно добавляют в свои продукты (например, последние версии Blender или V-Ray Next), тоже требует CUDA Toolkit.
Другие рендеры, например, Blender Cycles, поддерживают карты AMD с помощью OpenCL, но Apple прекратили поддержку и этого API, заменив OpenCL на собственный Metal 2.
Получается, что на момент выхода этой новости практически единственный вариант для пользователей Mac, которые хотят продолжать пользоваться аппаратным ускорением, — это AMD с Radeon ProRender. В будущем поддержка Metal API может также появится и в Redshift и OctaneRender.
39
2019-11-25
А что вообще происходило с производительностью во время рендера на картах от Nvidia? Есть исследователи, которые делали замеры времени рендера на маке/винде/линуксе ?
2019-11-25
Эпл такой эпл..
Press F
2019-11-25
После ребрендинга на эмблеме эпл будет два следа от укуса
2019-11-25
Эпл на помойку улетает
2019-11-25
Так все яблочные изделия используют красные продукты, равзе не?
2019-11-25
Игорь, есть ролик на трубе, в котором сравнивается венда и линух в Блендере.
2019-11-25
Вадим, можно же подключить внешку.
2019-11-25
Максим, можешь кинуть ссылочку если не трудно? Интересно…
2019-11-25
Просто юблочники пересядут на rtx ценник взлетит и фсио
2019-11-25
Игорь, https://www.youtube.com/watch?v=cpE2B2QSsa0
2019-11-25
Максим, этот видел. Больше между маком и виндой интересно.
2019-11-25
Виндоооохохохоой
2019-11-25
«Nvidia прекращает поддержку CUDA на macOS»
И правильно. Незачем баловать.
2019-11-25
Бешенка, рип инвидия*
2019-11-25
Схрена ли? Учитывая рыночную долю макакоси, невидия даже не обратит внимания на такую мелочь.
2019-11-25
Максим, уже на всем рынке карт у них просадка втюхивания мусора, оно и понятно карты деревянные
2019-11-25
И макакось здесь при том, что…
2019-11-25
Максим, теперь и на её рынке все упадёт
2019-11-25
Дмитрий, и как им поможет переход на RTX, если он требует CUDA?
2019-11-25
они что то планируют, скорей всего, видимо, поэтому отказываются от поддержки
2019-11-25
Вот производителям движков то радости сейчас прибавится, только на cuda недавно более менее все перешли, так ещё и для metall добавлять поддержку и для optix)
2019-11-25
Камиль, настолько деревяные что в рендере в десятки раз быстрей местами ?)
2019-11-25
Georgiy, да если сцены разные
2019-11-25
Эпл для профессионалов
2019-11-25
Камиль, 1. Карты нвидиа продолжают держать планку
2. Чет я не заметил, чтобы на маках были видеокарты нвидиа. Много лет они с амд работают
2019-11-25
Александр, уже падают продажи, внешние карты для маков от инвидии нет но там дрова ещё хуже чем на винду
2019-11-25
мак сами не хотят юзать нвидиа
и для нвидии вообще никакой разницы))
на маках не играют, на маках софта нету нужного и тд….
2019-11-25
Влад, ок, согласен хуже чем на винду некуда
2019-11-25
Когда эппл предпочли конкурентов для комплектации новых маков, нвидиа: «моя остановочка» ????
2019-11-25
Другими словами мясник отказался поставлять колбасу в вегетарианскую сеть магазинов. До этого его туда не пускали, а теперь и он сам туда не пойдёт. Что же теперь будет?
2019-11-26
Apple прекратила поддержу cuda в macOS, смекаешь? В windows 10 все работает, вон прямо сейчас у меня внешняя 2080 к macbook подключена с windows 10. Так что фи, просто еще одна причина окончательно отказаться от macOS.
одно только это отключение 32-битных приложений чего стоило, ведь от того, что вы уберете поддержку этого в операционной системе, процессор не перестанет работать с ними, то есть это тупо ограничение на программном уровне.
2019-11-26
Камиль, ты подобосрался слегка.Нагнись у убери своё дерьмо, не позорься. Ты не сможешь обычным срачем поменять мнение людей, у которых есть интернет и два ключа «Нвидия» «Рынки продаж». Ты тратишь своё время и возможно нервы.
2019-11-26
CUDA – нет, OpenCl – в ближайшее времени также выкинут. По средствам чего тогда будут делаться вычисления/рендеры? Metal – он это может, есть ли хоть один софт поддерживающий подобное? Странная позиция компании Apple лишить пользователей инструментария не предложив полноценной альтернативы, ах да она есть: покупайте за много-много денюжек новые продукты Aplle с большим количеством ядрышек(
2019-11-26
Я вот думаю, в экосистеме айоси на самом деле не требуются архитектуры Arc процессоров, им хватает собственных бионик с метал библиотекой. плюс для десктопа амд дает внутреннее решение. ну и октан где только не прописался… если смотреть на рынок как пространство постоянно расширяющихся вычислений то будущее безусловно толкает Nvidia…
2019-11-28
C 2011 года пересел на мак, переодически возникают задачи по 3д и мак абсолютно для них не предназначен, потеря производительности очень ощутимая, да и я не помню чтобы вообще когда-нибудь апле на этом делали акцент, так что вряд-ли эта новость имеет значение, мак для 2д и видеомонтажа хорошо заточен да и то преимущество в районе погрешности, если бы не программы которых для венды нет — давно бы вернулся к майкрософту.
2019-12-01
А кто-нибудь знает, вот выйдет, например, Redshift (или Octane) с поддержкой Metal Api.. насколько это будет по производительности сопоставим с Cuda?
Нет поддержки внешних видеокарт, ограничение на 16 ГБ ОЗУ: что Apple не сказала на презентации MacBook с ARM-процессором — Техника на vc.ru
Теперь самое большое отличие MacBook Pro от MacBook Air — вентилятор.
{«id»:175866,»gtm»:null}
10 ноября Apple представила первые MacBook на собственном ARM-процессоре M1:
- MacBook Air стоимостью от 99 990 рублей.
- MacBook Pro — от 129 990 рублей.
- Mac mini — от 74 990 рублей.
С помощью собственных чипов Apple планирует в течение двух лет отказаться от процессоров Intel в Mac и MacBook.
После презентации пользователи и журналисты обнаружили несколько особенностей и ограничений, о которых стоит знать перед покупкой.
Вице-президент по ПО Apple Крейг Федериги
На презентации Apple сравнивала производительность устройств с чипом M1 с устройствами предыдущего поколения, но не показала, в чем разница между чипами M1 в новых Mac mini, MacBook Pro и MacBook Air.
На сайте Apple характеристики устройств одинаковы: восьмиядерные процессор и GPU, 12-ядерная система Neural Engine для работы с нейросетями и до 16 ГБ оперативной памяти. Частоты процессора Apple не указала.
Основные характеристики новых устройств
Единственное отличие в основных характеристиках — в минимальной комплектации у MacBook Air семиядерный графический чип.
The Verge предполагает, что семиядерный M1 — это отбракованный восьмиядерный чип. Он нестабильно работал в полноценном режиме и одно из ядер пришлось отключить, чтобы снизить уровень брака. Это нормальная ситуация при производстве — для увеличения рентабельности.
Один из самых расхожих вопросов после презентации: «А чем отличается Air от Pro, если чип один и тот же?» У них одинаковые объёмы памяти, порты и очень похожие экраны, в обоих устройствах за $1299 установлены предположительно одинаковые восьмиядерные чипы M1.
Формально основное отличие между моделями — вентилятор.
В новом MacBook Air используется пассивная система охлаждения, тогда как в Pro и Mac mini остались вентиляторы. Они смогут дольше работать в режиме максимальной производительности без снижения частот или работать на повышенных частотах в сравнении с M1 в MacBook Air.
- В MacBook Pro установлена более объёмная батарея — 58,2 Втч против 49,9 Втч в MacBook Air, что даёт дополнительные два часа автономной работы (20 часов вместо 18-ти).
- Экран MacBook Pro немного ярче: в пике 500 нит против 400 нит в Air.
- У MacBook Pro установлена сенсорная панель TouchBar вместо физических функциональных клавиш.
- MacBook Pro тяжелее (1,4 кг против 1,29), но тоньше Air (1,56 см против максимальных 1,61 см).
- MacBook Pro поддерживает «запись аудио студийного качества» и широкий динамический диапазон.
MacBook и Mac mini больше не работают с внешними видеокартами (eGPU) с подключением по Thunderbolt. Их используют в профессиональной работе или для игр, чтобы увеличить графическую мощность устройства.
Mac mini с внешней графикой обходился дешевле, чем покупка сопоставимого по мощности Mac Pro, отмечает TechCrunch.
Расширить объём оперативной памяти в устройствах на базе M1 нельзя. Apple предлагает два варианта распаянной памяти — на 8 или 16 ГБ. В Mac mini нет слота SODIMM.
Компания заменила базовые модели устройств с процессорами Intel на устройства с M1. Она убрала из Apple Store модели MacBook Air на базе процессоров Intel, покупатель может выбрать MacBook Pro с процессором Intel в конфигурациях от $1799.
Версия Mac mini на базе M1 начинается от $699, а на базе Intel — от $1099.
В Mac mini 2020 с чипом M1 лишь два порта USB-C/Thunderbolt вместо четырёх ранее, среди конфигураций нет варианта с десятигигабитным портом Ethernet.
У MacBook Pro также два порта USB-C/Thunderbolt вместо четырёх, как в некоторых актуальных моделях 2020 года на базе процессоров Intel.
Apple продолжает использовать технологию Thunderbolt 3 от Intel и не обновила порты в новых устройствах, хотя и заявляет о поддержке USB 4, отмечает MacRumors.
Максимальная скорость в Thunderbolt 4 не изменилась — 40 Гбит/с, различия между версиями есть, отмечает Intel. В новой версии порта появились:
- Поддержка док-станций с четырьмя портами Thunderbolt.
- Поддержка 8К-дисплеев или вывода на два 4K-дисплея одновременно.
- Возможность разбудить ноутбук, подключенный к станции Thunderbolt, прикосновением к клавиатуре или мыши.
- Скорость передачи данных на PCIe-устройства (например, внешние SSD) выросла с 16 Гбит/с до 32 Гбит/с.
- Порт поддерживает зарядку ноутбука.
- Стандарт Thunderbolt обеспечивает стабильные 40 Гбит/с, а не «до 40 Гбит/с».
Разрешение веб-камеры MacBook не менялось с 2011 года — качество изображения улучшают алгоритмами.
Из новых компьютеров Apple последнего времени улучшенная камера FaceTime с разрешением 1080p появилась только в iMac Pro, стоимостью от $5 до $14 тысяч.
Оставлять устаревшую камеру в ноутбуках в эпоху пандемии и видеозвонков — это странно, считает 9to5mac.
Новая macOS Big Sur будет поддерживать как чипы Intel, так и M1. Разработчики смогут переносить iOS-приложения на macOS, приложения для macOS нужно будет адаптировать под новую архитектуру. Сама Apple заявила, что все её приложения уже адаптированы под M1.
В качестве временного решения Apple предлагает инструмент Rosetta 2, который автоматически конвертирует приложения для Intel-устройств под ARM во время их установки. Технология Universal 2, наоборот, позволит запускать приложения для процессоров Apple на Intel.
Таким образом новые компьютеры будут поддерживать старые сервисы, но в режиме эмуляции — из-за этого они могут лишиться некоторых возможностей и производительность — снизиться.
Первыми «нативными» приложениями под M1 станут продукты Microsoft и Adobe: Word, Excel и Lightroom. Версия Photoshop для macOS на базе ARM-процессоров выйдет в 2021 году.
Apple обещает плавный переход с Intel на ARM и заявляет, что большинству разработчиков для обновления понадобится всего несколько дней.
Но неизвестно, будут ли адаптировать приложения создатели узкоспециализированных инструментов или плагинов и будут ли они работать стабильно через Rosetta 2. Для этого нужно дождаться первых тестов от покупателей и обозревателей.
К примеру, Rosetta 2 не поддерживает приложения с использованием виртуализации. На устройствах M1 не будет работать Boot Camp, с помощью которого пользователи запускают Windows 10.
#apple #macbook #macos #arm #intel
Apple Silicon M1 Обнаружение Mac Thunderbolt 3 eGPU дает надежду на поддержку в будущем
Отсутствие поддержки внешних графических процессоров в компьютерах Mac Apple Silicon M1 может быть только временным, поскольку подключенный eGPU по-прежнему обнаруживается, но ничего не делает.
Появление компьютеров Mac с M1, включая Mac mini, MacBook Air и 13-дюймовый MacBook Pro, способствовало продвижению встроенного графического процессора, но признаки указывают на то, что поддержка eGPU прекращается.
Документация по поддержке разработчиков и более поздние эксперименты подтвердили, что поддержка графических процессоров сторонних производителей не будет включена на оборудовании с использованием Apple Silicon, что фактически делает eGPU в значительной степени непригодными для использования.
Однако тестирование Mac4Ever, подтвержденное собственными испытаниями AppleInsider, вселяет надежду для владельцев eGPU. Хотя eGPU официально не поддерживаются последними M1 MacBook Air, MacBook Pro и Mac mini, в macOS 11 по-прежнему виден корпус и карта PCI-E внутри.
При подключении Pro Display XDR к Blackmagic eGPU, вставленному в порт Thunderbolt 3, было обнаружено, что корпус eGPU все еще обнаруживается и работает. Дисплей взаимодействует с MacBook Pro в обычном режиме, включая воспроизведение видео.
Кроме того, AppleInsider обнаружил такое же поведение в Razer Core X и Sonnet eGFX Breakaway Box с набором карт, включая RX 590, Vega 64 и Radeon VII.
MacBook Pro M1 отлично определяет eGPU и Pro Display XDR, но не использует ускорение графического процессора [via Mac4ever]
Графический процессор Radeon 580, включенный в вышеуказанный корпус, активно не используется для ускорения графики, как и никакие карты, которые мы тестировали. Отсутствие драйверов является наиболее очевидной причиной отсутствия поддержки, но странности в том, как Apple реализовала Thunderbolt или внешнюю адресацию PCI-E, также могут быть факторами.
Это открытие ведет к вероятности того, что Apple может повторно ввести поддержку eGPU в будущем. Он должен прибыть как обновление для macOS Big Sur, запуск нового чипа серии M или, возможно, и то, и другое.
Поддержка Apple eGPU пришла с весенним обновлением macOS Mojave — при полном отсутствии поддержки карт Nvidia. Основная технология правильно работает в macOS Big Sur с набором компьютеров Intel Mac.
MacMacBook PromacOSmacOS Big Sur