Британские ученые: игры для развития интеллекта не помогли

; Британские ученые: игры для развития интеллекта не помогли Роман Окашин 18 апреля 2017 Роман Окашин 18 апреля 2017

К такому выводу пришли ученые из Университета штата Флорида. Их исследование гласит, что миллиардный рынок приложений для тренировки мозга приносит пользу только создателям этих приложений. Те, кто покупает и скачивает их, вместо улучшения когнитивных способностей, получают потерянное время и обманутые ожидания. 

Ученые пришли к выводу, что стоит очень скептически относиться к рекламе приложений, которые обещают увеличить производительность мозга. Профессор психологии и ведущий специалист по вопросам старения и интеллектуальных способностей Нейл Чарнесс со своей командой решил проверить теорию о том, что игры для мозга могут помочь сохранить и улучшить когнитивные функции, сообщает ScienceDaily.

По его словам, и в этом исследовании, и в предыдущих собрано очень мало доказательств того, что такие игры и приложения хоть сколько-нибудь заметно могут улучшить производительность мозга.

При этом все больше людей верит в то, что подобные игры могут помочь справиться с возрастным ухудшением памяти. Эта история началась с ростом популярности кроссвордов.

По словам, Чарнесса, многие пожилые люди решают их именно для того, чтобы держать мозг в тонусе, но на практике это не дает каких-то улучшений.

Британские ученые: игры для развития интеллекта не помогли

Россия установила антирекорд роботизации

В США подписка на различные сервисы по тренировке памяти доступна в среднем за $15 в месяц, есть приложения, которые предоставляют пожизненный доступ к судоку, тетрисам и пазлам за $300. И в этом не было бы ничего криминального, если бы не обещания, которые дают такие сервисы: улучшение памяти, увеличение концентрации, сохранение когнитивных способностей в старости…

На практике вышло, что кроссворды, сканворды, мобильные приложения по развитию интеллекта никак не влияют на общее состояние мозга, на скорость его работы, на возможность строить логические цепочки. Исследователи изучали две группы людей в течение долгого времени.

Одна группа решала кроссворды, другая играла в одну из популярных «развивающих мозг» игр. Да, со временем они стали лучше играть в определенную игру или быстрее разгадывать кроссворды, но на этом все.

Скорость мышления осталась прежней, интеллектуальные способности сохранились на прежнем уровне.

Британские ученые: игры для развития интеллекта не помогли

В России будут переделывать подержанные иномарки в электромобили

Чарнесс объясняет, что все эти игры предлагают заниматься деятельностью слишком узкой направленности: запоминать цифры, какие-то отдельные факты, передвигать частички пазла. Это интересно само по себе, но никак не влияет на мозг в целом.

Это не затрагивает никакие соседние отделы. Мозг просто делает монотонную работу, не развиваясь. Для сохранения когнитивных способностей, говорят ученые, гораздо полезнее обеспечивать организму аэробную нагрузку и чаще заниматься спортом.

Интеллект не разыграешь — Газета.Ru

Развивающие игры являются пустой тратой времени, поскольку совершенно не повышают IQ взрослых людей. Это доказывает крупное исследование с участием 11 с лишним тысяч человек, проведенное в Великобритании.

За последние пять лет появилось обилие «развивающих» компьютерных игр, в аннотации к которым говорится, что они «повышают интеллект» и позволяют «сохранять мозг молодым».

В этой связи руководство научно-популярной программы Bang Goes The Theory, выходящей на телеканале BBC One, предложило ученым провести исследование, которое должно было определить, насколько эти игры действительно развивают мозг и улучшают такие способности человека, как память, логика, пространственное воображение.

Исследование возглавил Эндрю Оуэн, ведущий специалист по исследованию мозговой деятельности Кембриджа. В эксперименте, который был широко разрекламирован в телепередаче, приняли участие 11 430 человек в возрасте от 18 до 60 лет. Результаты работы опубликованы в журнале Nature.

Данное исследование показало, что никакого повышения своего IQ участники эксперимента не получили.

Перед началом эксперимента каждый участник прошел тест на оценку интеллектуальной деятельности мозга.

Тесты были разработаны при участии британских ученых из Медицинского исследовательского совета и Общества борьбы с болезнью Альцгеймера.

Затем испытуемые в течение шести недель каждый день хотя бы по десять минут «развивали мозг», играя в специально разработанные интеллектуальные игры на специальной страничке на сайте BBC.

Всего участники эксперимента могли играть в двенадцать игр, половина из которых требуют таких способностей мозга, как планирование, решение задач и анализ, а другие шесть — кратковременной памяти, внимания, знания математики и интерпретации визуальной информации.

По этим признакам все «играющие» участники эксперимента были разделены на две группы.

  • close
  • 100%

Британские ученые: игры для развития интеллекта не помогли
Британские ученые: игры для развития интеллекта не помогли

На приведенном далее фото приведен фрагмент игры, суть которой состоит в том, чтобы, анализируя показания весов, выбрать самый тяжелый предмет из представленных ниже.

По истечении шести недель испытуемый вновь проходил тест на оценку интеллектуальной деятельности мозга. В контрольной группе были участники, которые в течение шести недель просто искали информацию в интернете, а не играли в развивающие интеллектуальные игры.

Комментируя результаты исследования, его руководитель Эдриан Оуэн заявил, что они «получились четкими»:

«По (полученной) статистике, нет никаких существенных различий в развитии интеллекта у тех, кто играл в наши развивающие игры, и тех, кто в то же самое время просто сидел в интернете»

«Миллионы из нас играют в развивающие игры, предполагая, что это позволит нам лучше решать повседневные задачи и развивать мышление, но до сих пор не было никаких свидетельств того, что это действительно так, — рассказал ведущий программы Bang Goes The Theory Даллас Кэмпбелл. — Мы решили проверить экспериментальным путем, насколько полезны развивающие игры, чтобы ответить на вопрос, стоят ли они наших денег. Теперь у нас есть ответ».

Комментируя результаты эксперимента, шведский психолог Торкель Клингберг из Каролинского института согласился с тем, что многие обучающие игры, которые повсеместно продаются, не несут пользы взрослым (признаки положительного влияния таких игр на детей и людей пожилого возраста были в предыдущих исследованиях), так как «созданы без участия ученых» и «не проверены надлежащим образом». Тем не менее Клингберг высказал сомнения в справедливости результатов эксперимента, предположив, что люди, участвующие в нем, могли отвлекаться на какие-то посторонние факторы, например телевизор или общение с друзьями и родственниками.

«Эта статья ни в коей мере не опровергает, что деятельность мозга не может быть улучшена подобными играми», — заявил ученый.

В ответ на это замечание Эдриан Оуэн заявил, что результаты эксперимента не могут быть подвергнуты сомнению, потому что люди принимали участие в нем, находясь в своих обычных условиях, как они обычно и играют в такие игры — «у себя дома и на своем компьютере».

Ученые: интеллектуальные игры бесполезны для мозга — TOPNews.RU

Британские ученые: игры для развития интеллекта не помогли Британские исследователи проверили, как влияют на повышение умственных способностей упражнения, разработанные для тренировки мозга.

Группа ученых под руководством Эдриана Оуэна из отделения наук о мозге и сознании Британского совета по медицинским исследованиям провела исследование, показавшее, что упражнения для головного мозга, направленные на повышение общих умственных способностей людей, являются бесполезными, передает “Корреспондент”.

Как сообщается в статье исследователей, принятой к печати в журнале Nature, упражнения, разработанные по представлению их создателей для тренировки памяти, обоснованности принятия решений, планирования, улучшения навыков ориентирования в пространстве и внимания, на самом деле приводят к улучшению качества выполнения только тех задач, с которыми люди сталкиваются во время тренировки. При этом они не повышают качество и скорость выполнения даже родственных им умственных задач, не говоря уже обо всех остальных.

  • Авторы исследования задействовали в своей работе 11 тысяч 430 добровольцев, привлеченных для участия в проекте британского телеканала BBC1 Bang Goes The Theory.
  • Сначала добровольцы прошли тестирование умственных способностей, а затем в течение шести недель должны были в рамках проекта хотя бы 10 минут в день посвящать выполнению упражнений из специально подготовленного набора, доступного через интернет.
  • По словам ученых, набор был составлен на основе большого количества коммерчески доступных программ, которые, согласно заверениям их разработчиков, должны улучшать общие умственные способности человека.
  • “Результаты совершенно четкие. Мы не обнаружили статистической разницы между улучшениями, наблюдавшимися у тех, кто прошел разработанную нами программу интеллектуальных игр, и теми людьми, которые аналогичное время просто проводили в интернете” – заявил Оуэн

В итоге команда Оуэна выяснила, что эффективность подобных программ равна нулю. Все, чего добились участники шестинедельного эксперимента, – это улучшения своих способностей выполнять те самые умственные задачи, которые были представлены в программе интеллектуальных игр.

“Результаты совершенно четкие. Мы не обнаружили статистической разницы между улучшениями, наблюдавшимися у тех, кто прошел разработанную нами программу интеллектуальных игр, и теми людьми, которые аналогичное время просто проводили в интернете”, – сказал Оуэн.

Ведущий телепрограммы на BBC1 Даллас Кэмпбелл, в свою очередь, отметил, что индустрия программ, чаще всего предоставляемых человеку в форме компьютерных интеллектуальных игр, оценивается в миллионы фунтов стерлингов, однако не приносит людям, желающим повысить свой интеллектуальный уровень, никакой пользы.

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Telegramm

Польза компьютерных игр: чему могут научить нас видеоигры? | РБК Тренды

Популярность компьютерных игр растет с каждым днем, дети и взрослые проводят за этим занятием все больше времени, что заставляет задуматься, как использовать игроманию во благо — в первую очередь, для обучения

Как сообщает издание Knowable Magazine, некоторые типы видеоигр могут улучшить работу мозга при выполнении узкого набора задач. Ряд исследований также показал их эффективность при освоении второго языка, изучении математики и естественных наук. Это потенциально хорошая новость для учеников и студентов, а также для миллионов людей, которые любят играть или не могут перестать это делать.

Последнее явление, кстати, давняя причина для беспокойства родителей, врачей и педагогов. Более половины россиян (58%) считают, что видеоигры приносят больше вреда, чем пользы (по данным ВЦИОМ на 15 августа 2019 года), отмечая при этом негативное влияние на психику и проявления агрессивного поведения. Также 54% граждан плохо относятся к увлечению играми близких.

По разным оценкам, в мире насчитывается более 2,3 млрд геймеров (по данным за 2018 год), а два года назад Всемирная организация здравоохранения в конце концов решила включить зависимость от онлайн- и видеоигр в список заболеваний (мкб-11 вступит в силу с 2022 года).

Люди (и не только молодежь) проводят много времени за играми, и это факт, в связи с которым встает задача превратить это увлечение во что-то более продуктивное, чем простое развлечение и вымещение негативных эмоций.

Читайте также:  Цифра дня: насколько подешевел яндекс от слухов о покупке акций сбербанком?

Что почитать/посмотреть по теме:

  • 25 лучших видеоигр десятилетия по версии «Медузы».
  • Что такое неигры и зачем в них (не) играть?
  • Зависимость от видеоигр признана психическим расстройством. Что с этим не так?
  • Как игры могут помочь нам в решении реальных мировых проблем — выступление на TED гейм-дизайнера Джейн Макгонигал.

Первые исследования влияния игр на улучшение функций мозга

Изначально данные о том, что это возможно, были получены на основании тестирования шутеров. То, что часто критикуемые «стрелялки» могут принести пользу, заметил студент Шон Грин, изучавший психологию в Рочестерском университете.

Он дал пройти тест на визуальное внимание своим друзьям, которые показали поразительные результаты. Сперва Грин и его научный руководитель Дафна Бавельер списали это на какую-то ошибку, так как, когда Бавельер сама прошла тестирование, ее результат был обычным.

Разница между участниками эксперимента заключалась в том, что все друзья Грина посвящали более 10 часов в неделю игре в шутер Team Fortress Classic.

Затем Грин и Бавельер провели другой эксперимент, разделив группу «игровых новичков» на две команды. Первая проводила за шутером по одному часу в день в течение 10 дней, вторая столько же времени проходила пространственную головоломку «Тетрис».

Тесты показали, что участники первой группы лучше фокусировали внимание на интересующих объектах на визуально загруженном фоне, а также могли одновременно отслеживать до пяти движущихся предметов. Во время других исследований стало известно, что «Тетрис», в свою очередь, улучшает способности к пространственному мышлению и визуальному представлению двухмерных объектов.

Бавельер, ныне когнитивный исследователь в Женевском университете, отмечает, что любители «экшн-игр» лучше «лавируют» между распределенным вниманием (способностью мозга реагировать на стимулы одновременно) и фокусированным вниманием (способностью концентрироваться на целевом стимуле).

«Это называется контролем внимания, способностью гибко переключаться по мере необходимости», — говорит она.

Переключению между задачами способствует также игра в All You Can ET — специальный когнитивный тренажер, в котором игроки должны своевременно обеспечивать инопланетян определенной едой и напитками.

Полезные ссылки для более глубокого понимания темы:

  • Работа Центра прикладных исследований и разработок СПбГУ о влиянии компьютерных игр на когнитивные функции, а также психику, мотивацию и социальное поведение человека (спойлер: игры с элементами насилия не ведут к антисоциальному поведению, а стереотип об изолированном, необщительном геймере неверен).
  • Исследование ученых из Калифорнийского университета в Ирвайне о влиянии онлайн-тренажеров на навык многозадачности пожилых.
  • Выступление на TED одного из специалистов в области геймификации Гейба Цихерманна «Как игры делают детей умнее?»
  • Статья сотрудника московского центра исследований видеоигр на ПостНауке о том, как видеоигры помогают лучше сдавать школьные экзамены и почему геймификация заставляет нас больше работать.

Подводные камни в вопросе внедрения игр в учебный процесс

Грин, ныне психолог в Висконсинском университете в Мадисоне, отмечает, что игры могут помочь в подготовке специалистов, чья работа связана с повышенным визуальным вниманием — например, хирургов, правоохранителей или военных.

Последнее, кстати, подтверждается даже на весьма высоком уровне.

«Способность быстро усваивать информацию, реагировать и координировать действия, оставаясь при этом спокойным в условиях давления, часто является признаком людей, которые хорошо играют», — заявил телеканалу «Би-би-си» представитель британских ВВС.

Но при этом Грин также признает, что преимущества многочасовой игры в условный Call of Duty могут в реальной жизни быть ограничены: если время на видеоигры вытесняет время на остальные задачи, другие навыки могут со временем пострадать.

Важно также то, что полученные в экспериментах результаты очень специфичны и справедливы только в рамках поставленной задачи: то есть «шутеры» не улучшают пространственное мышление, как в случае с «Тетрисом», а он, наоборот, не улучшает визуальное внимание.

В свою очередь, педагог и психолог Ричард Майер и вовсе заявляет, что, исследуя эту тему в течение длительного срока, не нашел убедительных доказательств, что так называемые игры для тренировки мозга действительно помогли существенно улучшить память, внимание или скорость принятия решений.

Другой спорный вопрос: как применять (и стоит ли применять) видеоигры на уроках? В нем исследователи также не всегда сходятся во мнении: так, по мнению Бавельер, компьютерные игры, повышающие способности мозга, можно интегрировать в школьные занятия, чтобы добавить «ложку меда» в сложные предметы и скучные программы. Хотя «шутеры», вероятно, не подойдут для этого: конечно, их вряд ли можно будет предложить ученикам начальных классов.

«Это может быть игра, где доктор должен выбрать верное лекарство, которое спасет мир. Но она не должна быть связана со смертью, насилием или зомби», — отметила она. Но профессор также задается вопросом, смогут ли дети перенести когнитивные навыки, полученные в результате игр, в другие, более реальные ситуации.

Шон Грин, в свою очередь, отмечает сложность и большую стоимость создания игр. Качественные, эффективные и убедительные игры могут стоить столько же, сколько обойдется создание какого-нибудь блокбастера, отметил психолог.

Максимальное вовлечение — преимущество игр, которое нужно использовать

И все же перспективы внедрения видеоигр в классах воодушевляют, несмотря на недостаток исследований о каких-либо преимуществах этого метода обучения по сравнению с существующими. Даже если предположить, что «тренажеры для мозга» переоценены, нельзя отбрасывать тот факт, что игры действительно сильно затягивают и вовлекают в процесс.

«Самая главная особенность игр — это их мотивационная сила, — говорит Майер. — И мы хотим использовать это».

Ученые-исследователи функций мозга, специалисты в области образования и разработчики игр должны более тесно взаимодействовать друг с другом, чтобы создавать захватывающие игры, которые помогут отточить когнитивные навыки и развлечься.

Как добавляет Бавельер, детский мозг способен запомнить сотни покемонов и их способности. Представьте, если они с таким же энтузиазмом приступят к изучению звезд на небе!

Писатель Грег Топпо в своей книге «Игра верит в тебя: как видеоигра может сделать наших детей умнее» (The Game Believes in You: How Digital Play Can Make Our Kids Smarter) соглашается: игры могут помочь скорректировать вовлеченность учащихся, оживить уроки, а также позволяют адаптировать их согласно потребностям каждого конкретного класса. С помощью игр можно также награждать учеников за постоянную практику, настойчивость и нестандартные решения.

Кроме того, игры могут помочь в «прокачке» «мягких навыков» (soft skills).

«Есть много мягких навыков, которые геймеры могут использовать в профессиональной жизни: это командная работа, решение проблем и стратегическое планирование», — отметил региональный директор компании Hays Recruitment Райан Гарднер.

Правда, если играть в игры, не задумываясь о навыках, которые можно из них извлечь и далее использовать, вряд ли получится использовать свое увлечение в будущем улучшении карьерных перспектив.

Компьютерные игры и киберспортивное образование: первые шаги в России

На данный момент онлайн- и видеоигры предлагают использовать (или, что реже — уже используют) как часть учебных занятий и в качестве самостоятельных уроков. Так, в июне 2019 года Минпросвещения России предложило внедрить в пятилетний период в школах и колледжах компьютерные игры и мобильные приложения в качестве средств обучения.

Летом также звучали идеи о выделении отдельных занятий по киберспортивным и другим играм. В августе эксперты АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) советовали включить в факультативы для школьников Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame.

Критериями отбора были популярность, обновляемость игр, их соответствие отечественным требованиям к киберспорту и возрастная маркировка 14+.

Кроме этого, выбранные игры, по мнению экспертов ИРИ, должны развить у учеников навыки командной игры, стратегического мышления, логики и скорости реакции, а также раскрыть их креативный потенциал.

В Минпросвещения от идеи включить такие предметы в школьную программу отказались: по мнению ведомства, они могут привести к переутомлению учащихся. Вместо этого школам было предложено вводить уроки по киберспорту на свое усмотрение.

Британские ученые: игры для развития интеллекта не помогли

Как заработать на киберспорте

Тем временем интерес к киберспорту в мире только растет. Мировой рынок в 2018 году достиг $775 млрд, и, согласно докладу PwC, с каждым годом его выручка будет увеличиваться в среднем на 18,3%. Киберспортивные трансляции в России посмотрели 22 млн человек — таким образом наша страна оказалась на третьем месте в мире по данному показателю.

Не так давно мысль о том, что на жизнь можно зарабатывать игрой, выглядела нереальной. Сейчас же некоторые игроки в состоянии материально поддерживать свою семью и видят в этом хорошие карьерные возможности.

Доходы спортсменов варьируются от $2 тыс. до $15 тыс. При этом помимо командного жалования солидную сумму геймеру могут приносить призовые за победу на турнирах, «донаты» (добровольные пожертвования от зрителей) на стримах (онлайн-трансляциях происходящего на компьютере или консоли), поддержка спонсора, а также реклама.

При этом обучиться на киберспортсмена россиянам сейчас не так-то просто: это образовательное направление только начинает набирать обороты, тогда как в ЕС, США и некоторых скандинавских странах подобные учебные заведения функционируют уже давно.

Поучиться можно с помощью онлайн-сервисов, обучающих игровым навыкам, онлайн-курсов, кибер-школ, нескольких вузовских программ (такие есть, в частности, у ВШЭ и Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма). Также киберспортивный факультет есть в университете «Синергия».

Читайте также:  Геймерская мышка COUGAR 600M выходит в черном и оранжевом

В целом, за массовое развитие киберспорта в России отвечает ФКС РФ, основанная в 2000 году.

По словам директора первой московской школы с классами интеллектуальных видов спорта Елена Авдеева, навыки, полученные с помощью компьютерных игр, помогут ребенку в любой профессии.

«Более того, киберспорт и новые технологии открывают дорогу к профессиям будущего: архитектор умного дома, оператор беспилотника, киберспортивный журналист, кибертренер, специалист по поиску уязвимостей, художник виртуальной реальности, разработчик нейронных сетей, киберспортсмен и так далее», — отмечала она ранее в разговоре с «Вечерней Москвой».

Что еще почитать/посмотреть/послушать по теме:

  • Кто такие «бустеры» и как они зарабатывают на помощи начинающим геймерам
  • 15 самых влиятельных лиц киберспорта. Рейтинг Forbes
  • Молодые геймеры по всему миру проводят более трех часов в неделю, наблюдая, как другие люди играют в видеоигры онлайн (по данным издания Inc. за 2018 год). Что заставляет их делать это: материал The Wired и подкаст The Verge
  • The Guardian: чем видеоигры в школах могут помочь учителям и родителям

Однако при введении новых киберспортивных направлений и внедрении видеоигр в классах возникает ряд непростых задач: во-первых, пока не до конца сформировано представление, как именно преподавать новые дисциплины и эффективно использовать игровые возможности на уроках.

Во-вторых, не совсем ясно, как минимизировать риски, связанные с долгим пребыванием у компьютера: это проблемы со зрением, избыточным весом, осанкой, социальным, оффлайн-взаимодействием, возможная компьютерная зависимость.

Несмотря на это, у онлайн- и видеоигр хорошие перспективы более прочно закрепиться в образовательном процессе, и, возможно, совсем скоро родители не будут ругать своих детей за долгое пребывание за компьютером, а начнут принимать участие в этих играх и помогать извлекать из процесса максимум пользы.

Компьютерные игры растят гениев

Влияние компьютерных игр на психику и умственные способности

Среди людей старшего поколения, и особенно среди женщин, существует расхожее мнение, что компьютерные игры вредны-либо для психики, либо для зрения, или для умственного развития.
Почти все мамы и бабушки, растящие детей и подростков, уверены, что игры — пустое времяпровождение, от которого люди глупеют и становятся агрессивнее.

Между тем практически все современные исследования доказывают, что это далеко не так.

Даже наоборот — компьютерные игры полезны. Они развивают логическое мышление, наблюдательность, повышают скорость принятия решения, в том числе в критических ситуациях. Развивают умение обрабатывать в голове массивы информации.

Британские ученые: игры для развития интеллекта не помогли

Это утверждение не отменяет того факта, что игры могут вызывать зависимость, а играть надо в меру — иначе компьютерные игры могут принести и вред тоже.

Но пока мы с вами пройдемся по фактам, подтверждающим концепцию, что компьютерные игры полезны для умственного развития и психики.

Только факты

Ученые из Техасского университета A&M (проекты университета финансируются, в частности, НАСА, Национальным институтом здравоохранения США, Национальным научным фондом, и др.) провели масштабное исследование на тему компьютерных игр.

  • По окончании исследования ученые университета признали, что компьютерные игры, которые ранее считались опасными, на самом деле являются полезными:
    игры улучшают память, наблюдательность, способность лучше запоминать и обрабатывать полученную информацию.
  • Кроме того, игроки лучше умеют отсеивать лишнюю, «мусорную» информацию.
  • ***
  • Специалисты Американской психологической ассоциации доказали, что игры, особенно шутеры, так называемые «стрелялки», улучшают когнитивные способности: повышают скорость реакции, способность быстро принимать решения и концентрировать внимание.
  • Причем именно эти, казалось бы, агрессивные игры, учат играющих управлению эмоциями и самоконтролю.
  • ***
  • Факультет охраны здоровья Стокгольмского Университета недавно опубликовал обзор ряда исследований, посвященных влиянию компьютерных игр на психику и здоровье человека.
  • Большинство из них доказывают положительное влияние игр, в том числе на способность ориентироваться в пространстве, внимательность и развитие скорости реакции.
  • Ни одно исследование из этого обзора не содержит сведений о нарушениях внимания и концентрации.
  • ***
  • Ученые из Сингапурского технологического университета протестировали большую группу добровольцев, которые под наблюдением исследователей в течение месяца играли в разные виртуальные игры, в среднем по 2-3 часа в день, 5 дней в неделю.
  • По истечении срока исследования всех участвовавших в эксперименте добровольцев протестировали психологи.
  • Выяснилось, что за прошедший месяц практически у всех испытуемых улучшились память, внимательность, скорость принятия решения, наблюдательность и аналитическое мышление.
  • И главное: большинство участников эксперимента научились гораздо лучше находить нестандартные решения сложных задач – как логических, так и бытовых, жизненных.
  • ***
  • Профессор Марк Гриффитс из Общественного университета Ноттингема (Nottingham Trent University) провел исследование, посвященное компьютерным играм, в ходе которого выяснилось, что игры способствуют улучшению координации, делают человека более целеустремленным и развивают уверенность в себе.
  • Профессор заявил: «Нет никаких доказательств, что видеоигры, если проводить за ними умеренное количество времени, оказывают негативный эффект на человека».

    Видео:

  • Компьютерные игры — влияние игр на психику и зрение
  • Исследования, проведённые в Рочестерском университете (штат Нью-Йорк), привели к следующим результатам.
  • Группа студентов, регулярно игравшая в компьютерные игры, при проверке зрения продемонстрировала лучшие показатели, чем контрольная группа.
  • Более того, зрительная реакция у игроков оказалась намного лучше, чем у студентов, не играющих в компьютерные игры.

Игроки во время визуальных тестов и тестов на внимательность могли отслеживать до пяти движущихся объектов одновременно, тогда как «неиграющие» — не больше трех. Скорость обработки информации у игроков тоже оказалась выше.

  1. Кроме того, у игроков была лучше развита способность ориентироваться в пространстве.
  2. ***
  3. Специалисты Американской психологической Ассоциации опросили около 2 тысяч взрослых мужчин и женщин, играющих в компьютерные игры, с целью выяснить, помогают ли им игры справляться с повседневными стрессами, или, наоборот, усиливают стресс.
  4. 95% опрощенных заявили, что игры помогают им справляться с разными видами стресса.
  5. В частности, опрошенные игроки подтвердили, что компьютерные игры помогают им снимать эмоциональную усталость от работы и бытовых забот;
    позволяют без вреда для окружающих выплеснуть подавленную агрессию после различных стрессовых ситуаций или неприятностей на работе.
  6. ***
  7. Ученые из Калифорнийского университета Сан-Франциско доказали, что компьютерные игры помогают бороться со старением мозга.
  8. Во время опытов было показано, что у пожилых людей игровые сеансы улучшают память и внимание, тренируют способность ориентироваться в пространстве.
  9. Игры предотвращают развитие старческого слабоумия и болезни Альцгеймера.
  10. «У геймеров не бывает болезни Альцгеймера!» — в этой шутке, как говориться, есть только доля шутки:

Человек должен учиться чему-то всю жизнь. Ведь если не тренировать интеллект и не развиваться, сначала наступит застой, а потом – деградация умственных способностей.

Именно поэтому психологи советуют взрослым людям постоянно учиться чему-то новому. И если занятия будут необычными, вроде виртуальных игр – это замечательно!

Для пожилых людей игра на компьютере или на игровой приставке может быть чем-то вроде тренажера, сохраняющего интеллект и умственные способности.

***

Самое потрясающее! Компьютерные игры помогают решать сложные научные задачи и делать научные открытия!

Ученые из Вашингтонского университета запустили в сеть онлайновую игру-паззл «Foldit». Игра является частью исследовательского проекта университета, и ее цель – найти с помощью геймеров оптимальные способы подбора трехмерной структуры выбранных протеинов.

В 2011 году игроки с помощью этой игры помогли расшифровать структуру кристалла обезьяньего вируса, ретровирусной протеазы (M-PMV), вызывающей СПИД у обезьян.

Игроки расшифровали структуру кристалла уже на десятый день, при том, что данная проблема ставила учёных в тупик на протяжении 15 лет!

Геймеры решили поставленную задачу успешнее, чем специальные компьютерные программы, которые задействуют очень мощные вычислительные ресурсы. Еще раз подчеркну — компьютерные игроки справились со сложной научной задачей лучше, чем суперкомпьютеры!

Выводы. Обобщим все вышесказанное.

Компьютерные игры:

  • улучшают память, наблюдательность, внимательность, способность лучше запоминать и обрабатывать полученную информацию;
  • повышают скорость реакции, способность быстро принимать решения;
  • учат играющих управлению эмоциями и самоконтролю;
  • улучшают способность ориентироваться в пространстве;
  • учат находить нестандартные решения сложных задач;
  • способствуют улучшению координации;
  • позволяют без вреда для окружающих выплеснуть подавленную агрессию после различных стрессовых ситуаций или неприятностей на работе;
  • помогают бороться со старением мозга.
  • Не отрицая главной опасности игр – возможности развития компьютерной зависимости – в целом надо признать, что игры, безусловно, развивают интеллект и умственные способности.
  • И человек, не знакомый с компьютером и никогда не игравший в игры, по многим показателям, безусловно проигрывает тем, кто регулярно (но в меру) играет в компьютерные игры.
  • ***

«Действительно ли пошаговые стратегии, вроде Heroes of Might & Magic, Total War и Europa Universalis, полезны для развития мышления?» — Яндекс Кью

Ответить1Уточнить

Читайте также:  Трансляция презентации Apple на русском языке: MacBook Pro, MacBook Air и iMac

Эксперты тут хорошо рассуждают, но что говорят научные исследования?

Когда психологи хотят оценить влияние видеоигр на умственные способности, они обычно тренируют людей играть в шутеры. Считается, что игры этого жанра нагружают мозг сильнее всего; и правда, в экспериментах мы видим очень хороший развивающий эффект. Стратегии, к сожалению, обделены вниманием ученых. Но кое-что сказать можно.

Например, в 2013 году канадские ученые выяснили, что школьники, игравшие в стратегии в течение четырех лет, из года в год всё лучше решали школьные задачи (по их собственному мнению).

Опыт игры в стратегии также был косвенно связан с высокой успеваемостью. Положительное влияние видеоигр это, конечно, не доказывает.

Возможно, к стратегиям тянутся люди, которые заведомо талантливы в решении задач.

Более точные данные есть только про стратегии в реальном времени. В 2013 году британские ученые прямо приглашали в лабораторию женщин, никогда не игравших в видеоигры, и в течении месяца тренировали их в игре.

Половина участниц играла в Starcraft, остальные — в The Sims. В итоге женщины, игравшие 40 часов в Старкрафт, значительно улучшили когнитивную гибкость — способность переключаться между задачами и программами действий.

У тех, кто играл в The Sims, таких улучшений не нашли.

Аналогично в 2008 году ученые из США тренировали пожилых людей в Rise of Nations. За 23 часа тренировки старички улучшили целый спектр умственных способностей: переключаемость между задачами, рабочую память, кратковременную зрительную память и логическое мышление.

Однако похоже, что стратегии в реальном времени на мобильных телефонах таким эффектом похвастаться на могут.

В исследовании 2018 года людей тренировали в мобильную игру Starfront Collision и тестировали их когнитивный контроль: переключаемость между задачами и способность игнорировать отвлечения.

К сожалению, улучшения не обнаружились. Ученые объяснили это тем, что мобильные игры в среднем проще и поэтому меньше нагружают мозг.

Стратегии в реальном времени все-таки сильно отличаются от пошаговых, поэтому нельзя просто переносить выводы с одного жанра на другой. Высокий темп это серьезное отличие.

Однако в пользу пошаговых стратегий говорят исследования шахмат, тоже пошаговой игры. Шахматы развивают умственные способности и улучшают математические навыки.

В целом результаты внушают оптимизм, хотя требуется гораздо больше исследований видеоигр, чтобы говорить о чем-то уверенно.

Зависит ли тренировочный эффект от того, сколько ты играешь? Умственные способности нельзя развивать бесконечно. Всегда есть какой-то оптимальный срок тренировки, когда эффект максимален, способности развиваются сильно. Рано или поздно наступает «плато», застой.

До сих пор значимые улучшения ученые получали за 20-40 часов тренировки в видеоиграх. Не ясно, предел ли это. Кроме того, это не значит, что потом об игре можно забыть навсегда. Без регулярных нагрузок улучшения могут исчезнуть (обычно через месяц — пол года).

Регулярно тренировать мозг в видеоиграх может быть полезно, но в идеале стоит пробовать разные игры, не застревать на чем-то одном.

Узнать больше о психологии видеоигр:Перейти на vk.com/igrologia_vkКомментировать ответ…Комментировать…Ученые из США и Великобритании установили, что стратегические компьютерные игры положительно влияют на развитие интеллектуальных способностей. В частности, улучшения происходят от таких игр, как StarСraft, Command & Conquer или WarСraft. Благодаря этому у них улучшается физическая и умственная координация, а также навыки, связанные с планированием и стратегическим… Читать далееНовости Xbox и магазин низких цен на игры.Перейти на t.me/xbox_hubЮриспруденция, компьютеры.  · 16 нояб 2020Есть разница между жанрами. Склонности одних людей вести себя в ситуации с одними предметами хуже или лучше, чем с другими. Например, игры rts это тактическая составляющая; классические tbs (типа героев) этр действительно шахматы, они примитивные, т.к. дают игроку много времени подумать, не парясь о реальной обстановке на поле боя. Смешанные жанры, как TW это уже… Читать далееКомментировать ответ…Комментировать…student/programmer/esport  · 12 дек 2018Почти любая стратегия (особенно real time, прим. StarCraft) учит держать в уме разного рода информацию, которую вам нужно постоянно использовать на практике, параллельно принимая множество решений, которые повлияют на исход игры. И в это же время нужно продумывать шаги наперед, чтобы быть готовым к возможным вариантам развития событий. 
Это в целом развивает… Читать далееЛюбитель игр компьютерных
  · 28 дек 2021

Начнём с того, что Europa Universalis не относится к пошаговым стратегиям никак, а Total War относится лишь частично… Сам догадаешься о степени умственного развития и навыке проверять информацию?

Комментировать ответ…Комментировать…

Любые игры, в которых требуется подумать прежде чем что-то сделать полезны для мышления. А любая игра с пошаговыми сражениями заставляет Ваш мозг мыслить наперед, как в шахматах.

GamePull — эксперт в области видеоигр.Перейти на gamepull.ruКомментировать ответ…Комментировать…лазерщик по трудовой, гитарист по призванию  · 15 дек 2018С одной стороны, может показаться что да: ведь присутствует достаточно факторов — ресурсы, территории, юниты, строения, противники итд — и всё это надо держать в уме и принимать решения. Но, на практике, если долго и серьезно играть в подобные игры, то у тебя выработается определенный набор тактик и стратегий, которые дают результат, и со временем ты будешь использовать… Читать далееКомментировать ответ…Комментировать…

Почему приложения для прокачки мозга вам не помогут

Онлайн-сервисы и тренажёры для ума под Andriod и iOS развлекают пользователей и приносят миллионы долларов разработчикам.

Маркетологи уверяют, что использование игр для тренировки мозга поможет улучшить память, ускорить реакции, увеличить объём внимания и повысить креативность.

Но так ли это и что же на самом деле можно развить, выполняя задания на сайте или в смартфоне — в блоге онлайн-школы «Фоксфорд».

Невероятно, но факт: тренажёры для мозга улучшают способность выполнять задания на сайте и решать игровые задачи на смартфоне. И всё? Ну почти.

Электростимуляторы для похудения, изучение иностранного языка во сне и приложения для ума — явления одного порядка. Природная лень одних постоянно вдохновляет других на подобные бизнес-идеи.

Выручка компаний-разработчиков растёт с каждым годом, а популярность программ выражается в десятках миллионов скачиваний.

Наука VS индустрия

Производители сервисов и приложений для развития мозга всегда старались научно обосновать эффективность своих компьютерных программ. В конце концов учёным пришлось выступить с заявлением, чтобы прояснить ситуацию.

В октябре 2014-го на сайте Стэнфордского университета появилось обращение к общественности: «Мы возражаем против утверждения, что игры для мозга предлагают потребителям научно обоснованный способ уменьшить или обратить снижение когнитивных функций».

Заявление подписали 69 ведущих специалистов в области психологии и неврологии. Пару месяцев спустя 100 других исследователей опубликовали ответное заявление, в котором частично соглашались с представителями Стэнфорда, при этом приводили 132 доказательства того «что компьютеризированный когнитивный тренинг может улучшить познавательные способности».

Оппоненты заявили, что 83 из 132 работ основаны на исследовании пожилых или людей, страдающих шизофренией, поэтому результаты этих специфических экспериментов нельзя распространить на других людей. Остальные полсотни работ не выдерживают строгой научной критики. В некоторых экспериментах, например, нет контрольных групп испытуемых.

Спор вызвал интерес в среде исследователей, и в октябре 2016 года Дэниэл Симонс опубликовал результаты аналитической работы группы экспертов. Команда учёных на протяжении двух лет внимательно изучала 374 исследования, на которые ссылаются ведущие компании-разработчики тренажёров для мозга.

Аналитики не обнаружили никаких убедительных признаков того, что улучшение навыков работы с приложением или онлайн-сервисом переходит на общие умственные способности человека и проявляется в повседневной жизни

«Навыки, которые вы тренируете, улучшаются, но они не переносятся и не обобщаются, — говорит Д. Симонс, — если же допустить, что какие-то эффекты переходят в реальный мир, остаётся неясным, стоит ли этот призрачный результат затраченных сил, времени и средств».

Не секрет, что создатели коммерческих приложений для мозга финансируют исследования их эффективности, вызывая недоверие к результатам подобных экспериментов. Дороти Бишоп, невролог Оксфордского университета: «Запуская коммерческий продукт до получения надёжных доказательств его эффективности, вы рискуете столкнуться с непреодолимыми трудностями получения таких доказательств в дальнейшем».

Причины неэффективности цифровых тренажёров для мозга

Почему соблазнительная идея улучшить свои умственные способности посредством видеоигр не подтверждается на практике?

Дело в том, что цифровые программы когнитивного тренинга задействуют в основном визуальное восприятие, гораздо реже слуховое и никогда не используют все ваши чувства.

Проблему мультисенсорной тренировки мозга изучал нейробиолог доктор Луренс Кац.

Он ввёл понятие «нейробики», то есть аэробики для мозга, и в 1998 году составил пособие из 83 упражнений, которые позволят сохранить умственную активность.

Предложенные упражнения задействуют несколько каналов восприятия информации. Например, он рекомендует чистить зубы неведущей рукой (левой для правшей и наоборот). С доктором Л.

Кацем согласен президент программы нейропластической тренировки, которая реализуется в морской пехоте США: «Мы „аналоговые“, то есть не цифровые существа, и чем больше чувств мы задействуем в умственной деятельности, тем быстрее и сильнее формируются нейронные связи в мозге».

Большая часть компьютерных программ рекомендует посвящать упражнениям для мозга 20 минут в день. Это 120 часов в год или три полные рабочие недели

Вы можете потратить это время более эффективно, если хотите действительно развить способности, а не развлечься.

Вот, что действительно сделает вас более продуктивными: физические упражнения и медитация, игра на музыкальных инструментах и хобби, связанные с ручным трудом, а ещё изучение иностранного языка и игра в шахматы. Фитнес и творчество улучшат вашу память, повысят концентрацию и поднимут настроение.

Если же говорить о современных информационно-коммуникационных технологиях, то перед вами огромный выбор по-настоящему развивающих онлайн-сервисов и приложений для людей любого возраста.

Маленьким детям подойдут интерактивные познавательные каналы и приложения, школьники могут улучшить учебную ситуацию с помощью онлайн-курсов по предметам, а взрослым, помимо всего прочего, доступны индивидуальный коучинг по скайпу, вебинары и видеокурсы.

Однако стать лучшей версией себя, не вставая с дивана, всё-таки не получится, оставайтесь на связи с реальным миром и меньше проводите время онлайн.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector