Без интернета почти у половины человечества нет доступа к современному образованию, финансовым институтам, достойной работе и равноправию. Технологии пытаются решить проблему, но с годами разрыв продолжит расти
Доступ в интернет, говорят эксперты Всемирного банка и ООН, является неотъемлемой частью прав человека. По состоянию на апрель 2021 года в мире только 4,72 млрд людей (60% населения Земли) могли выходить в Сеть.
Это отправная точка цифрового неравенства (а также «барьера», «разрыва» или «пропасти», от англ.
Digital Divide) — неравномерного доступа к компьютерам, информации, интернету и телекоммуникациям на любом из уровней: глобальном, региональном, локальном, по определению Оксфордского словаря.
Association of Internet Researchers пишет, что неравенство в меньшей степени связано с самим фактом существования интернета.
Это лишь новое название старого явления — неравномерного распределения доходов, которое еще в XV веке гуманист Маттео Пальмиери в диалоге «О гражданской жизни» назвал нормальным, поскольку «богатые люди более талантливы и трудолюбивы, чем бедные» (впервые под сомнение эту идею поставил Карл Маркс).
О цифровом неравенстве заговорили в конце XX века применительно к мобильным телефонам. С тех пор термин расширяется и видоизменяется, и во многом его трактовка зависит от того, с какой стороны на него смотреть.
Как менялась проблема доступа в интернет
В 2011 году специальный докладчик ООН по вопросам защиты прав на свободу мнений и их свободное выражение Франк Ла Рю отмечал, что интернет ускоряет экономическое, социальное и политическое развитие стран и способствует прогрессу человечества в целом. Тогда доступа к Сети не было почти у 5 млрд человек. Спустя десять лет проблема не решена — 3,1 млрд людей остаются «неподключенными» — и при нынешних темпах роста числа онлайн-пользователей нужно еще минимум десять лет, чтобы их подключить.
Число людей (в миллионах) по регионам мира, до сих пор не подключенных к интернету ( DataReportal)
Неравенство начинается с инфраструктуры, но на ней оно не заканчивается.
Из 3,8 млрд человек, не пользовавшихся интернетом в 2018 году, 3,1 млрд жили в зоне действия сигнала широкополосного доступа, говорят аналитики Всемирного банка.
Тем самым, доступ играет меньшее значение, нежели дороговизна компьютеров и смартфонов для малозащищенных слоев населения или наличие навыков для выхода в интернет.
Профессор коммуникативных наук в университете Твенте Ян ван Дейк выделяет три уровня цифрового неравенства. До 2010 года физический доступ был приоритетным в области исследований и политики — это первый уровень.
Позже большее значение стали уделять навыкам и умению пользоваться благами цифрового мира — это второй уровень.
Наконец, третий уровень стал учитывать то, что способны получать разные группы людей от интернета (в нем учитываются и негативные аспекты использования: хакинг, киберпреступность, травля, дезинформация, игровая зависимость). Многие страны до сих пор решают первый уровень проблемы.
Цифровое неравенство в России
В России с 2014 года работает проект «Информационная инфраструктура» нацпрограммы «Цифровая экономика». Ее реализует Минцифры в сотрудничестве с «Ростелекомом» и «ЭР-Телекомом». В 2021 году стартовал второй этап: к 2030 году мобильная связь и беспроводной интернет должны быть подключены в 24 тыс. населенных пунктов численностью 100–500 человек. Сейчас они подключены в 12,5 тыс.
При этом по данным Росстата (исследование проводили среди 60 тыс. домохозяйств), в конце 2020 года доступа к интернету не было у 28,6% семей, компьютера — у 38,3%.
Примерно четверть из них (24,6% и 29,8%) хотели бы приобрести и то, и другое, но у них не хватает средств.
Самый сильный цифровой разрыв зафиксирован у деревень численностью до 200 и до 1000 человек — в Сеть выходит 48,5% и 49,7% семей соответственно.
Доступа в интернет нет не только у жителей отдаленных поселений, но и городов — 24% среди городских семей против 43,5% у домохозяйств в сельской местности. По другим данным (фонд «Общественное мнение», 2021 год), почти каждый четвертый россиянин никогда не пользовался интернетом (24%).
COVID-19 усугубил ситуацию
С массовым переходом сервисов в онлайн, а людей — на удаленную работу и обучение неравенство приобрело еще больший масштаб. Часть людей оказалась «выключена» из мира, качество их жизни ухудшилось. Это касается тех, чьи рабочие места и бизнес несовместимы с удаленкой, школьников и студентов без доступа к интернету.
По данным аудитора Счетной палаты РФ, в 2019 году электронное обучение было доступно лишь 15% российских школьников (из общего числа в 16 млн человек), с применением специальных дистанционных технологий учились 2,5%, почти в 400 сельских школах не было доступа в Сеть, в половине оставшихся скорость подключения была слишком низкой. Индекс цифровизации российских городов за 2020 год демонстрировал пятикратный разрыв между лидерами рейтинга: Краснодаром и Екатеринбургом — и замыкающими список Магасом и Назранью в Ингушетии, согласно отчету «Цифровая жизнь российских регионов 2020» Московской школы управления «Сколково» и EY.
Цифровое неравенство сказалось и на финансовой сфере. Люди без доступа в интернет по всему миру были вынуждены подвергать себя опасности заражения, стоя в очередях за социальными выплатами. Многие региональные банковские отделения закрылись, что затруднило получение базовых финансовых услуг.
Еще одно проявление неравенства — нехватка информации о вакцинах (в России 23% жителей, скорее всего, не будут делать прививку) и нехватка самих вакцин в развивающихся странах, которая грозит появлением более заразных штаммов коронавируса.
Последствия цифрового неравенства
Образование
Чтобы понять, как цифровое неравенство влияет на образование, американская School of Education предлагает сравнить двух учеников: у одного дома несколько гаджетов и скоростной интернет, у другого — один ПК на семью (включая сестер и братьев, которым тоже нужен компьютер) и невысокая скорость соединения. С большой вероятностью первый ученик будет более успешен в учебе.
Сокращение доступа к цифровым технологиям влечет за собой:
- Низкую успеваемость. У семей с низким доходом меньший доступ к информации, которая помогает в обучении.
- Низкую конкуренцию. Студенты с доступом к интернету чаще поступают в колледжи и университеты.
- Низкое удобство обучения. Обеспеченные учащиеся имеют доступ к более совершенным устройствам и сталкиваются с меньшими препятствиями в процессе обучения.
- Разные трудозатраты на обучение. Учащиеся в бедных регионах (например, в школах, где не хватает финансирования) сталкиваются с бо́льшим количеством проблем и должны тратить больше часов для достижения целей обучения.
Institute of Development Studies пишет, что уровень образования в конкретной стране влияет на ее благосостояние.
Если в 46 беднейших странах на 75% больше 15-летних достигнут хотя бы 1 уровня знаний по математике (по программе PISA), экономика может вырасти на 2,1%, тогда как 104 млн человек (без привязки к возрасту) смогут вырваться из состояния крайней бедности. Если образование игнорировать, напротив, бедность и социальная изоляция будут расти и пошатнут социальную безопасность.
Процент детей и молодых людей с доступом к интернету по регионам. Глобально 2,2 млрд из них (2 из 3 человек в возрасте до 25 лет) не могут выходить в сеть ( UNICEF)
Трудоустройство
Неравенство уменьшает шансы найти работу и получать достойный доход. Традиционные методы поиска вроде объявлений в газетах устаревают, все больше вакансий публикуется в интернете. В России 30% граждан ищут работу через интернет, в США — до 69%. Способность искать работу онлайн напрямую зависит от навыков работы в интернете, которых не будет у тех, кто лишен возможности быть в сети.
Наличие навыков «компьютерной грамотности» также влияет на шансы найти работу, гласит исследование Хьюстонского университета 2021 года. Если люди умеют делать базовые вещи: открывать электронную почту, копировать файлы, работать с Excel-таблицами, они с большей вероятностью будут лучше зарабатывать, даже если их должность не связана с этими навыками напрямую.
Приобрести новые навыки (повысить квалификацию) можно на онлайн-курсах, но для участия в них снова нужен доступ в сеть, ПК и умение на нем работать. В России онлайн учатся только 3% тех, кто имеет для этого техническую возможность, в США и Корее — 20%, в Швеции и Финляндии — 18% и 17%, в Великобритании — 14%.
Отдельно существует Workplace Digital Divide, или цифровое неравенство на рабочих местах.
WDD показывает разрыв между коммерческими организациями, которые находятся на переднем крае развития технологий, и компаниями, которые не могут инвестировать в своих работников, современное ПО и рабочие места.
Это ведет к тому, что сотрудники на 500% чаще разочаровываются в работодателе и на 600% чаще стремятся сменить работу. Страдает их продуктивность и вовлеченность.
Финансовые возможности
Финансовые учреждения не рискуют обслуживать бедные и маргинализированные слои населения, поэтому более 2,5 млрд человек не имеют доступа к финансовым услугам вообще, а 1,7 млрд не могут получить доступ к банковскому счету, поскольку не проходят KYC-барьер, то есть не могут подтвердить свою личность для банков. Это ограничивает их способность создавать накопления и обеспечивать свое будущее.
Отсутствие интернета также лишает их инструментов, которые могли бы помочь получить дополнительный заработок. Им недоступны материалы по финансовой грамотности, приложения для управления счетами, виртуальные консультанты. В нашей стране финансовые операции через интернет совершают 39% населения, в США — 68%, в Финляндии и Швеции — более 90%.
Гендерное неравенство
Исследования DataReportal указывают на значительный «гендерный разрыв» в вопросах внедрения интернета. В последние годы он сокращается, но женщины все еще на 20% реже мужчин пользуются мобильным интернетом, следует из доклада GSMA Intelligence за 2020 год (в 2017 году разрыв был выше — 27%).
Онф предложило обеспечить «цифровое равенство» школам россии
ВК Telegram Twitter Youtube Дзен rss Фредерик де Ханен. Вагон с сибирскими каторжанами. Около 1913
Фредерик де Ханен. Вагон с сибирскими каторжанами. Около 1913
Письмо в аппарат вице-премьера Дмитрия Чернышенко с рекомендациями по введению в России единого тарифа и качества цифровых услуг для школ направило руководство Общероссийского народного фронта (ОНФ), 27 июля сообщает газета «Известия», располагающая текстом документа.
В письме, подписанном сопредседателем ОНФ Еленой Шмелевой, была обозначена проблема значительного неравенства в предоставлении цифровых услуг образовательным учреждениям в различных регионах России и даны рекомендации по устранению существующего «цифрового неравенства».
Сентябрьский мониторинг стоимости для школ интернет-услуг, проведенный ОНФ в 2,7 тыс. образовательных учреждений из 73 регионов РФ, выявил, что вдвое переплачивают за них (по сравнению со средними ценами по России) 22% школ, а 6% вынуждены платить втрое больше, чем большинство остальных организаций.
- ОНФ предложил выявить причины такого существенного превышения в отдельных регионах стоимости интернет-услуг над средним значением по стране и разработать механизм по установке единого для всех школ страны тарифа на оплату услуг интернет-провайдеров.
- Кроме того, в письме предлагается принять в РФ единый стандарт качества интернет-соединения, предоставляемого общеобразовательным организациям.
- Существование «перекосов» в оплате отдельными школами интернет-услуг в правительстве признали, сообщает издание, и намерены совместно с ОНФ выработать механизм системного решения проблемы.
- Минцифры пояснило, что не все школы в регионах включены в федеральный проект «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика» и «стоимость передачи данных по контрактам субъектов РФ значительно выше стоимости аналогичных услуг, оплачиваемых в рамках нацпрограммы.
- Депутаты Госдумы также обещали рассмотреть вопрос о введении единого интернет-тарифа для всех школ России.
Напомним, ранее руководители образовательных интернет-порталов высказали свое мнение о перспективах цифровизации образования в России. Оно было опубликовано на официальной странице Рособрнадзора в социальной сети «ВКонтакте». Коммерсанты считают, что образование в России всё больше будет становиться дистанционным и персональным.
Цифровое равенство в России наступит через несколько лет
В ближайшие годы некоторые российские регионы станут пилотными площадками по внедрению различных цифровых технологий — от точного земледелия до последних достижений в медицине и образовании. Об этом заявил заместитель председателя Правительства РФ Максим Акимов.
Он выступил с докладом в Совете Федерации в рамках «правительственного часа». Акимов отметил, что через несколько лет в стране вовсе исчезнет цифровое неравенство. Пока только три четверти россиян подключены к Интернету. Уже до конца 2018 года все больницы будут иметь выход в сеть. А к 2021 году подключат фельдшерские пункты и школы во всех селах и деревнях.
«Основной фокус, на который будет направлена наша работа — это работа с регионами. Мы понимаем, что регионам самостоятельно не решить эту задачу.
Мы инвестируем из федерального бюджета сумму в размере 413 миллиардов рублей до 2024 года.
Начиная с 2019 года 30 тысяч талантливых школьников и студентов в области математики, информатики, инженерии получат комплексную поддержку и индивидуальные гранты», — отметил вице-премьер.
Помимо Максима Акимова на заседании были и другие чиновники профильных ведомств. Один из главных вопросов к ним — об отключении аналогового вещания в регионах и переход на цифровое телевидение. Первой стала Тверская область. По словам сенаторов, отчеты пока неутешительные. У местных жителей возникают серьезные проблемы. Некоторые просто не могут позволить себе купить цифровую приставку.
«В тверской глубинке ситуация с телереформой еще более напряженная, чем в областном центре.
В регионе сотни деревень, где аналоговый сигнал и так проходил только в хорошую погоду, телевизоры селян ловили только пару-тройку каналов, да и те — с рябью.
Теперь они должны озаботиться переходом на цифру, иначе реформа их вообще оставит, по сути, без единой доступной формы досуга», — сказал вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак.
«Коллеги, вот дискуссий масса, но надо было подготовиться к этому заранее. Программа цифрового телевидения готовится четыре последние года.
У вас было четыре года, чтобы проанализировать, запустить волонтеров, посчитать, оценить, сколько нужно денег, найти ресурсы, реализовать. А вы сейчас вдогонку. Ну, догоняйте.
Будет под жестким контролем Совета Федерации», — сказала Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Совет Федерации будет держать на контроле вопросы перехода на цифровое вещание, добиваться, чтобы при переходе не пострадали граждане и региональные телеканалы. Так Валентина Матвиенко прокомментировала эту тему в ходе общения с журналистами.
«На мой взгляд, произошло главное – публичное обещание представителей правительства не допустить того, чтобы хотя бы одно домохозяйство, один телевизор был отключен. Это важно. Теперь наша задача – внимательно контролировать ситуацию, мониторить и добиться, чтобы это обещание было выполнено на практике», — сказала спикер СФ.
Валентина Матвиенко подчеркнула, что любой человек, в каком бы регионе, городе или поселке, он ни проживал, имеет право на информацию.
Антон Немкин возглавил проект «Цифровая Россия» партии «Единая Россия»
Проект «Предпринимательство» возглавил член бюро Высшего совета партии Владимир Якушев. Координатором проекта «Выбирай свое» стал заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Сергей Морозов, а председателем общественного совета проекта — генеральный директор ГК «Ростех» Сергей Чемезов.
- Для реализации проекта в регионах планируется создать общественные советы, в которые войдут краевые министерства цифрового развития, министерства внутренних дел, министерства социального развития, министерства культуры, а также законодательные собрания субъектов РФ.
- Один из треков «Цифровой России» предусматривает разработку комплексного гайда по импортозамещению программного обеспечения, дополнение образовательных российских сервисов встраиваемым образовательным модулем по информационной безопасности и цифровой гигиене, а также развитие цифрового волонтерства.
- Еще одним основным направлением реализации проекта «Цифровая Россия» станет работа с региональным ИТ-сообществом, в рамках которого совместно с профильными ведомствами будет создан информационный центр по мерам поддержки ИТ-сектора и внедрена система мониторинга реализации мер поддержки отрасли.
В рамках проекта будут проводить целевые опросы сотрудников и руководителей ИТ-компаний.
Направление «Цифра – народная программа» предусматривает формирование комплексного регулирования и вовлечение участников отрасли во всех регионах в обсуждение законодательных инициатив.
Кроме того, в число основных направлений проекта включены развитие криптоиндустрии, создание фабрики цифровых сервисов, подпроекты «Ты не один» и «Историческая память 2.0».
Российский сегмент интернета, по мнению законодательной и исполнительной власти России, должен функционировать безопасно и стабильно при любых санкциях и потенциальных внешних проблемах, но это не означает введения цифрового железного занавеса.
Национальные ИТ-проекты и компании, работающие в цифровой сфере, должны рассматриваться как приоритетные при заключении госконтрактов.
В центре внимания проекта также защита граждан от кибермошенничества и цифровой дискриминации и соблюдение российского законодательства транснациональными ИТ-корпорациями.
«Без формирования устойчивой, развитой и доступной для всех цифровой среды сегодня невозможно существование эффективного государства и нормальное развитие экономики.
Поэтому ликвидация цифрового неравенства, создание для каждого гражданина России условий для доступа к интернету и цифровым сервисам – первоочередная задача проекта «Цифровая Россия».
Для ее решения мы планируем объединить усилия региональных властей, бизнеса, профессионального сообщества и использовать ресурсы партии», – заявил Антон Немкин.
Программа партийного проекта будет построена на реализации ключевых направлений развития цифровой сферы, которые были изложены в «Цифровом манифесте» «Единой России».
Основу манифеста составили три ключевых положения: права человека и цифровизация, интернет и дети, интернет и государство.
В первом разделе подчеркивается недопустимость цифровой дискриминации и «тотальной цифровой слежки», важность свободы мнений в интернете и защиты персональных данных.
Цифровой разрыв
Россия — крайне неоднородная страна по уровню доступа к цифровым технологиям и владением ими. Большой цифровой разрыв существует на уровне регионов, а также внутри социальных и возрастных групп. Цифровая готовность — один из важнейших показателей, который должен учитываться при реализации программ цифровой трансформации в России.
Коллектив учёных НИУ ВШЭ провёл исследование, позволяющее сформировать подходы к измерению цифровой готовности россиян, а также выявившего масштабы цифрового неравенства в нашей стране.
Результаты представлены в докладе «Оценка цифровой готовности населения России», подготовленного к XXII Апрельской международной научной конференции, организованной совместно НИУ ВШЭ и Сбером.
Что такое цифровая готовность?
Термин «готовность» в толковых словарях русского языка трактуется как «согласие сделать что-нибудь, желание содействовать чему-нибудь».
Когда речь идёт о готовности человека к внедрению цифровых технологий, это означает, что он согласен и/или желает использовать предлагаемые ему цифровые решения, а самое главное — понимает, как это можно сделать.
Кроме того, он чувствует безопасность и надёжность при их применении, отмечают авторы доклада.
На этом основании учёные предлагают определять уровень цифровой готовности населения посредством комплексной оценки двух интегральных индексов: цифровой грамотности и цифрового доверия.
Эти показатели входят в число ключевых в международных инструментах. Один из них, например, Индекс сетевой готовности, который с 2002 года формируется Всемирным экономическим форумом. Он основан на четырёх измерениях:
В 2020 году в индексе были представлены 134 государства. Россия заняла 48 место в группе стран с показателями «выше среднего». В десятке лидеров: Швеция, Дания, Сингапур, Нидерланды, Швейцария, Финляндия, Норвегия, США, Германия, Великобритания.
Помимо этого индекса, существует несколько международных рейтингов, оценивающих готовность (зрелость) стран к цифровизации.
Например, Индекс развития ИКТ (Международный союз электросвязи), Индекс цифровой экономики и общества (Европейская комиссия), Индекс цифровой эволюции (Университет Тафтса) и другие.
Авторы доклада отмечают, что все индексы рассчитываются по стране в целом и отражают разные аспекты цифровизации. Единых подходов нет, однако в ряде индексов присутствуют близкие показатели, на основе которых можно проводить кросс-страновые и межрегиональные сравнения.
О чём говорят российские показатели?
Цифровая готовность населения — один из важнейших показателей для России, где на федеральном уровне уделяется большое внимание цифровой трансформации. Однако цифровые компетенции населения — на уровне всей страны — пока недостаточно обследованы, несмотря на предусмотренную «сверхамбициозную» динамику по отдельным показателям цифровой трансформации к 2030 году.
Цифровое ТВ (Москва) — смотреть телеканалы в прямом эфире онлайн
- Первый канал 15:15 — 18:00 Информационный канал
- Россия 1 14:55 — 17:00 Кто против?
- Матч! 15:55 — 16:50 Человек президента 2: Линия на песке: Операция «Антитеррор»
- НТВ 16:00 — 16:45 Сегодня
- Пятый канал 16:20 — 17:30 Казаки. 8-я серия
- Россия К 16:30 — 18:45 Горе от ума
- Россия 24 16:21 — 16:33 Погода 24
- Карусель 16:00 — 18:00 Смешарики. Пин-код
- ОТР 16:05 — 16:45 «Очень личное» с Виктором Лошаком
- ТВ Центр 15:55 — 16:55 Спецы. 14-я серия
- РЕН ТВ 16:30 — 17:00 Новости
- Спас 15:50 — 17:10 Два капитана. Старые письма
- СТС 15:10 — 17:35 Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега
- Домашний 15:56 — 16:57 Слепой поворот. 2-я серия
- ТВ-3 16:20 — 16:55 Гадалка. Голод
- Пятница! 15:00 — 17:00 Битва шефов. 3-я серия
- Звезда 16:02 — 17:01 Морской патруль. 7-я серия
- МИР 16:15 — 17:25 Дела судебные. Битва за будущее
- ТНТ 16:30 — 17:00 СашаТаня. 18-я серия
- МУЗ-ТВ 16:00 — 18:00 #ЯнаМУЗТВ
- Москва 24 16:00 — 16:45 Новости
- 360 16:30 — 17:00 Маршрут построен
- Ю 13:00 — 18:00 Помогите, у меня трудный ребёнок
- Канал Disney 16:30 — 18:40 Леди Баг и Супер-кот. Сезон 3-й
- Детский Мир 16:30 — 16:35 Смешарики. Наш олимпийский чемпион
- Красная линия 15:30 — 17:20 Повесть о чекисте
- Известия 16:29 — 16:31 Новости: Дайджест. Курсы дня. Погода. День, век, эпоха. Анонс «Известий»
- Суббота 16:00 — 16:50 Говорящая с призраками. Не пытайся делать это дома
- RU.TV 16:00 — 17:00 Тема
- Че 16:05 — 17:05 Солдаты. 35-я серия
- 2×2 16:10 — 18:20 Стимбой
- ТНТ4 16:00 — 16:50 Comedy Классика. 40-я серия
- СТС-Love 16:28 — 16:56 СеняФедя. Харрасмент
Тариф "Президентский": к каким интернет-ресурсам могут бесплатно подключить россиян
В список социально значимых сервисов, к которым граждане получат бесплатный доступ, могут попасть сайты госструктур, а также ресурсы «Яндекса» и Mail.ru Group, считают опрошенные «Известиями» эксперты и участники рынка.
Создание проекта «Доступный интернет» анонсировал президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Операторы связи готовы поддержать инициативу — маркетинговый и технический опыт предоставления бесплатного доступа как к российским, так и к зарубежным ресурсам у них уже есть. В Минкомсвязи «Известиям» пояснили, что проект будет касаться в первую очередь мобильного интернета.
Доступ без тарифа
В послании Федеральному собранию Владимир Путин предложил реализовать проект «Доступный интернет» — то есть дать россиянам бесплатный доступ к отечественным социально значимым информационным сервисам.
Глава государства отметил, что Россия — одна из немногих стран мира, где есть свои соцсети, мессенджеры, почтовые и поисковые сервисы.
По его мнению, высокая доступность интернета должна стать конкурентным преимуществом РФ и граждан страны.
Пресс-секретарь Минкомсвязи Евгений Новиков пояснил, что россияне смогут бесплатно пользоваться социальными сервисами даже при отсутствии денег на счете, платить за трафик не придется.
Впрочем, пока список таких ресурсов не разработан, добавил он.
По словам представителя ведомства, новый проект будет касаться прежде всего мобильного интернета, а также части пакетных услуг, в том числе через спутниковую связь, при фиксированном доступе почти все тарифы и так безлимитные.
В России уже пытались выделить социально значимые информационные сервисы, правда, с другими целями. Летом прошлого года депутат Госдумы Антон Горелкин внес на рассмотрение в нижнюю палату законопроект, который предполагает определение таких ресурсов и ограничение участия иностранного капитала в них 20%. Документ был отправлен на доработку.
С середины этого года в России также будут предустанавливать отечественные сервисы на импортируемые устройства — прежде всего смартфоны, планшеты, компьютеры и Smart TV. Соответствующий закон был принят в конце 2019-го. Список ресурсов для предустановки также еще не определен.
Среди таких обязательных отечественных приложений Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая по поручению правительства формирует подзаконные акты к документу, называла браузеры и поисковые сервисы, карты, навигаторы, антивирусы, а также мессенджеры и электронную почту.
Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин сообщил «Известиям», что инициатива о внедрении бесплатного доступа к социальным ресурсам находится в проработке.
В «Яндексе» и Rambler отказались комментировать нововведения. Генеральный директор Mail.ru Group Борис Добродеев отметил, что инициативы, упрощающие доступ к Сети, положительно скажутся не только на развитии цифровой экономики и IT-отрасли, но и на качестве повседневной жизни десятков миллионов россиян.
Цифровое равенство
Эксперт MForum Алексей Бойко считает, что сегодня важнее обеспечить доступ к интернету для каждого гражданина, чем обнулить трафик только для части ресурсов.
В последнем случае пользователям нужно дать право самостоятельно решать, какие сервисы им интересны.
Так, например, в Финляндии конституционно закреплено неотъемлемое право человека на доступ в интернет — более того, там даже прописаны минимальные требования к качеству связи.
Эксперт предположил, что в список социально значимых интернет-ресурсов может попасть сайт «Госуслуги», сервисы «Яндекса», Mail.ru Group, а также, вероятно, Rambler. Кроме того, российская «Википедия», если она будет создана.
Аналитик Telecom Daily Илья Шатилин считает, что в этот перечень также стоит внести сервисы банков с госучастием, например ВТБ и Сбербанка, а также картографические ресурсы «Яндекса» и 2ГИС. При этом эксперт сомневается, что соцсети можно назвать социально значимыми, ведь это по большей части развлекательные порталы.
Мобильные операторы поддержали инициативу президента и пояснили, что технически готовы обеспечить нетарифицируемый доступ к отдельным сервисам. В МТС отметили, что проект понятен с точки зрения социальной направленности и оператор готов к совместному с правительством обсуждению деталей. О том, что технически задача реализуема, сказали «Известиям» и в «Мегафоне».
«Вымпелком» (бренд «Билайн») и Tele2 уже имеют опыт предоставления нетарифицируемого доступа к отдельным ресурсам. Так, «Билайн» еще в 2010 году разрешил бесплатно пользоваться популярными мессенджерами тем, кто подключен к льготному тарифу «Социальный».
Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев считает, что необходим бесплатный доступ к государственным ресурсам. Речь идет о «Госуслугах», сайтах ведомств, органов муниципального управления, экстренных служб, медицинских учреждений. Это не потребует затрат со стороны операторов и позволит со временем даже расширить аудиторию их платных сервисов, сказал он «Известиям».
Директор сектора телекоммуникаций «Ренессанс Капитала» Александр Венгранович также согласен, что россиянам нужно предоставить бесплатное подключение к сервисам госуслуг. Аналогичный доступ к социальным сетям и мессенджерам будет избыточной мерой. По его словам, тарифы на мобильный интернет в России — одни из самых низких в мире, граждане и так без проблем могут ими пользоваться.
В ближайшие 10 лет россию ждет большая цифровая трансформация. новости. первый канал
Четыре масштабных проекта в сфере IT будут реализованы в России в ближайшие 10 лет. Это сегодня обсуждали на совещании в правительстве.
Премьер Михаил Мишустин утвердил программу цифровой трансформации в социальной сфере, которая призвана максимально упростить процедуру взаимодействия граждан с органами власти.
Многое в цифровом формате на портале госуслуг доступно уже сейчас, но дальше — больше.
Цифровизация стала основной темой сегодня на совещании Михаила Мишустина с вице-премьерами. Точнее, как современные технологии и цифровые решения должны помогать развитию экономики и социальной сферы. Это одна из национальных целей развития, которые утвердил президент. И правительство эти цели должно реализовать.
«Для этого в ближайшие десять лет предстоит реализовать четыре проекта. Прежде всего создать Единую централизованную цифровую платформу в социальной сфере.
Она поможет оперативно и просто предоставлять людям положенные им меры поддержки в зависимости от жизненной ситуации. С использованием принципов социального казначейства. Никакие справки и бумажные документы предъявлять не придется.
Без них уже через три года около 80% граждан смогут получать федеральную помощь проактивно либо на основании заявления», — сообщил Михаил Мишустин.
Уже сейчас многие услуги получают в несколько кликов. На портале «Госуслуги» легко можно подать заявления в школу или детский сад, оформить социальные выплаты или больничный.
Правительство планирует развивать и механизмы обратной связи с людьми по вопросам соцзащиты и оказания помощи.
Для этого запустят единый контакт-центр взаимодействия с гражданами, через который можно будет получить всю интересующую информацию.
Еще один проект – «Электронный кадровый документооборот». Он предусматривает перевод в «цифру» документов, которые касаются трудовых отношений. А чтобы сделать более удобным поиск работы для потенциальных сотрудников, начнется модернизация государственной службы занятости населения. Все услуги в этой сфере можно будет получать через портал «Работа в России».
Масштабная цифровая трансформация коснется и промышленности, конкретнее — обрабатывающие отрасли.
«Важно к концу десятилетия увеличить долю собственных электронных компонентов для цифровой трансформации промышленности. Она должна превысить 40%.
Чтобы сохранить конкурентоспособность производства, надо не только успешно перейти на «цифру», но и организовать работу на новых принципах: быстро, качественно, дешево. Под конкретные требования заказчиков.
Рассчитываем, что отечественная промышленность сможет к концу десятилетия выпускать по этой модели не менее 70% высокотехнологичной продукции», — сказал глава правительства.
Отдельно Михаил Мишустин говорил о развитии главного курорта страны — города Сочи. Премьер заявил — подписано распоряжение правительства, согласно которому за восемь лет полностью должна быть отремонтирована городская инфраструктура. Например, сейчас городские сети водоотведения изношены более чем на 70%.
А их модернизация позволит обеспечивать жителей и гостей Сочи качественной питьевой водой круглый год. Также в комплексном плане введение в строй новых очистных сооружений, благоустройство центральной Приморской набережной, ремонт гидротехнических объектов и укреплению берегов.
Это позволит открыть новые пляжи в Сочи, чтобы гостям курорта было еще комфортнее.
Перспективы оборота цифровых прав в России
Перспективы оборота цифровых прав в России
1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который впервые в России предусматривает возможность выпуска цифровых финансовых активов (ЦФА) — цифровых прав, позволяющих создавать новые финансовые инструменты и токенизировать бизнес-процессы.
ЦФА:
- цифровые права, удостоверяющие: любые денежные требования; возможность осуществлять права по эмиссионным ценным бумагам; права участия в капитале непубличного акционерного общества;
- выпуск и обращение ЦФА возможны только в специальных информационных системах (к примеру, на основе распределенного реестра) под надзором Банка России;
- могут быть выпущены юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
- сделки с ЦФА заключаются через операторов обмена ЦФА, которые включены в реестр Банка России (ими могут быть банки, организаторы торговли или юридические лица, соответствующие определенным требованиям);
- под действие закона подпадают ЦФА, а так же гибридные цифровые права, включающие одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права.
Перспективы использования ЦФА российскими компаниями из различных секторов экономики (промышленность, финансы, коммерция):
- привлечение инвестиций и финансирования путём выпуска ЦФА, в том числе обеспеченных производимой продукцией;
- оптимизация бизнес-процессов и взаимодействия с деловыми партнерами путём цифровизации денежных требований по контрактам и обязательствам (возможность обеспечения зачёта встречных требований контрагентов, а также упрощённой уступки прав требований по сделкам путём передачи и обмена ЦФА);
- цифровизация дебиторской задолженности и возможность оперативного управления свободной ликвидностью компаний за счёт сокращения числа посредников;
- иные возможности по цифровизации инструментов привлечения инвестиций, механизмов управления корпоративными финансами и бизнес-процессами.
РСПП:
- проводит опрос российских компаний по перспективам и способам использования ЦФА в своей хозяйственно-финансовой деятельности;
- ведет мониторинг правоприменительной практики и обобщает предложения российского бизнеса по совершенствованию законодательства о ЦФА;
- выявляет лучшие бизнес-практики использования цифровых финансовых инструментов в целях их обобщения и стандартизации.
В настоящее время завершается процесс регистрации первых операторов в сфере оборота цифровых финансовых активов.
Наряду с реализацией законодательства об обороте утилитарных цифровых правах (токенизация реальных активов — товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) это приведет к формированию комплексных систем, в рамках которых появится возможность совершать операции, причем с использованием гибридных токенов, дающих право как на финансовые, так и на реальные активы. В этой связи просим Вас пройти опрос с целью выявления заинтересованности бизнеса в обороте цифровых прав.