«Карлсоны»: эффектность и эффективность

«Карлсоны»: эффектность и эффективность

Андрей Цунский

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

ru.wikipedia.org; kinopoisk.ru

Фото вверху: Лилианна Лунгина вместе с Астрид Линдгрен

Как переводчик Лунгина подарила русскому читателю многие произведения Генрика Ибсена, Генриха Бёлля, Бориса Виана, Ромена Гари (в писательском воплощении Эмиля Ажара), Кнута Гамсуна, Юхана Стриндберга, Макса Фриша… Если собрать все, что перевела Лилианна Зиновьевна, и прочитать — можно не просто сойти за умного в любом обществе, а действительно поумнеть.

Но, однако, существует мнение, что нынешний читатель не любит пространного умствования. Он занят делом. У него карьера и успех — с одной стороны, кредиты и начальство — с другой. Так что если захочет он поумничать — то сделает это сам. К тому же слишком много думать вредно. Ни с точки зрения карьеры, ни с точки зрения установившихся в стране трудовых отношений.

И правильно! К тому же среди произведений, переведенных Лунгиной, есть и кое-что знакомое всем без исключения (не примут за зазнайку), в меру хулиганское (не сочтут сухарем и педантом), чуть-чуть наивное (начальство это любит), а со стороны всяких там философий, этик и взаимоотношений — содержательное, но в меру! В меру! Так что сегодня поговорим о всеми нами с детства любимом и всем понятном Карлсоне. Однако Карлсон, которого так обожают у нас, далеко не так воспринимается в его родной Швеции.

Карлсон выходит на пенсию

В этом году у Карлсона — того самого, который живет на крыше — тоже юбилей. Проказнику стукнет шестьдесят пять. Двойной праздник. Карлсон может выйти на пенсию даже по российскому законодательству! А поскольку живет он на крыше в Швеции, для него это просто праздник. И ему пенсию монетками по пять эре выдали бы действительно в тачке. Это нам бы хватило кошелька.

Книга о Карлсоне вышла спустя всего два года после выхода в печать в Швеции и на русском языке. И в этом заслуга прекрасного переводчика Лилианны Зиновьевны Лунгиной.

Какие дороги приводят к Карлсону

«Карлсоны»: эффектность и эффективность

Она получила прекрасное образование — московская школа номер 204 имени Горького, окончила Московский университет, филологический факультет и аспирантуру в ИМЛИ. Это у нас институт мировой литературы при Академии наук РАН, тоже имени Горького.

Школа им.

Горького (Вадковский переулок, 5, строение 1) располагалась в здании, построенном по проекту архитектора Александра Зеленко, где при его участии и под руководством педагога Станислава Шацкого сначала было основано общество «Сеттлмент», детская школа-коммуна с огромной библиотекой, со своим театром и обсерваторией.

Шацкого и Зеленко даже арестовали за «пропаганду социализма среди детей». Однако в царском суде они не получили и «двушечки», были выпущены из-под ареста за отсутствием состава преступления и продолжили работу с детьми, переменив название школы на «общество «Детский труд и отдых».

После революции они же основали в этом здании «Первую опытную станцию по народному образованию». В 1918 году Шацким была открыта «Школа радости», впоследствии переименованная в школу № 204 им. Горького. А после университета Лилианна окончила аспирантуру в ИМЛИ им. Горького… Все, что имеет отношение к литературе, у нас — имени Горького. Алексей Максимович такого и вообразить не мог.

Об ИФЛИ, МГУ и ИМЛИ писать можно очень долго. Тогда мы точно не доберемся до Карлсона…

В 1952 году Лилианна Зиновьевна окончила аспирантуру, преподавала иностранные языки и хотела заниматься литературными переводами с французского, но… грянуло «Дело врачей», в газетах появились карикатуры на безродных носатых космополитов.

Потом отправился на тот свет инициатор этого «дела», и оно вроде бы кончилось. Но вот запреты отменить забыли. Или не захотели. Однокашник Лунгиной по МГУ, главред Зарубежной редакции Детгиза Борис Грибанов сказал ей: «Мне не разрешают давать переводы с французского евреям».

Лилианне Зиновьевне пришлось работать со скандинавскими языками. Так Сталин с того света «подарил» нам Карлсона.

Карлсон прилетает в Россию

«Карлсоны»: эффектность и эффективность

Итак, загадочный персонаж со стокгольмской крыши прилетел в Россию еще в конце 50-х. Но некоторое время он вел тут себя довольно тихо. Нет, с ним-то все как раз было в порядке. Проблемой были окружавшие его персонажи. В семье трое детей — и у каждого своя комната! На обед и на ужин — на всех мясные тефтели. У нас не все знали, что это такое — «туфтели»? «фифтели»? Большинство и узнало о тефтелях потом из этой самой книги. Нет чтобы сказать просто и по-русски — meatballs! У младшего отпрыска в семье паровая машина, на день рождения ему пекут торт со свечами на собственной кухне, и у мамы есть время — ей ведь не надо на работу. А у их младшенького самое большое горе, что ему собаку не дают завести! Ну сами подумайте, кто мог у нас-то, в конце 50-х, в такое поверить? До сих пор многие не особенно верят.

Вот так коварная книга о Карлсоне задала большинству детей и родителей бытовые стандарты благополучия, к которым нужно стремиться и о которых стоит мечтать. Тогда — только мечтать. Многие и по сей день только мечтать об этом и могут. Впрочем, сейчас уже многие начинают верить, что такие квартиры, как у Свантесонов, в СССР всем подряд давали бесплатно.

Карлсон бушует

«Карлсоны»: эффектность и эффективность

Второй раз Карлсон прилетает в СССР в 1965 году. И вот теперь он уже… не улетает! «Две повести о Малыше и Карлсоне» выходят в 1965-м, когда немного, на пару сантиметров, приоткрывается «железный занавес», когда внутри страны люди начитают потихоньку думать о себе и о будущем — вот тут-то в каждое окно и влетает Карлсон. Люди уже хотят съездить за границу, получать побольше денег, получше одеться, купить холодильник («Что?!»), телевизор «Как-как?!», подумайте только — машину! («Да вы с ума сошли!») До сих пор есть персонажи, которым это кажется опасным вольнодумством. Они есть даже на весьма высоких должностях. Что ж — семидесятые им памятны, они знают, как наглеют те, у кого хоть что-то появляется. Хоть какое-то имущество. Впрочем, Софья Власьевна была вынуждена выпускать холодильники — не только «ЗИЛ» для начальства, но и для наших мам и пап — «Саратов», телевизоры «Рубин» и «Рекорд», изображение в которых нормализуется ударом по корпусу, и даже начать строительство автозавода в Тольятти, где для наших родителей будут изготавливать ухудшенную версию «Фиата».

И тут Карлсон с его манерами, с его нахальством, с его любовью к плюшкам, блинам и тефтелям, шуточками и порой опасными играми, но главное — со своим маленьким домиком на огромной крыше советского государства — оказывается понятным, приятным и даже родным огромному большинству людей.

Домоправительница фрекен Бок — у нас не домработница, а сама Советская Власть, «Софья Власьевна», злобная тетка из месткома или старуха-уборщица с повязкой на рукаве и шваброй в руке, сама ничего в жизни не видевшая — и так напуганная, что кто-то другой увидит.

Это не Карлсон — а раззадорившийся советский обыватель в кои-то веки говорит про взорвавшуюся к чертям собачьим паровую машину «пустяки, дело житейское», а не отправляется в лагерь за вредительство, он сам с удовольствием смотрит в сериале «Следствие ведут знатоки», как отечественные Малыши и Карлсоны в погонах ловят каких-то «хулиганов-сороканов».

Карлсон и дядя Юлиус

«Карлсоны»: эффектность и эффективность

В 70-е, а именно в 1974 году, выходят уже целых «Три повести о малыше и Карлсоне». И третья оказывается поразительно актуальной. У советского человека уже есть холодильник литров на сорок, телевизор ЧБ и двухкомнатная хрущевка. Он стоит в очереди на ковер и «Жигули», бьется за дефицитные хрустали и «стенки», верит в «Иронию судьбы» — и уже вовсю потешается над старым дураком дядей Юлиусом, которому на картинке в книге недостает только мундира с орденами и маршальскими погонами. Впрочем, и в шляпе он похож на всем знакомого деятеля.

— Дядя Юлиус, — проговорил наконец Карлсон, — скажи, тебе когда-нибудь кто-нибудь говорил, что ты красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил?

Дядя Юлиус никак не ожидал услышать такой комплимент. Он очень обрадовался — это было ясно, хотя и попытался виду не подавать. Он только скромно улыбнулся и сказал:

— Нет, этого мне никто еще не говорил.

— Не говорил, значит? — задумчиво переспросил Карлсон. — Тогда почему тебе в голову пришла такая нелепая мысль?

Шведское недоразумение

«Карлсоны»: эффектность и эффективность

Между тем в Швеции, где Карлсон родился, его успехам и популярности в странной державе на востоке только удивляются. Да что ж это такое! Карлсон — жулик, который живет на крыше, как какой-то бродяга! Он обжора, причем не просто обжора — а любитель поесть за чужой счет. Он хулиган, бросает с крыши мусор, ворует плюшки, ломает технику, учит Малыша плохому! В шведских фильмах он что-то вроде детского беса, этакий чертик, черт-лайт с мотором!

А в России он уже герой, его нарисовали в популярнейшем мультфильме, его играют в театрах — и исполнители его роли Спартак Мишулин и Анатолий Равикович становятся любимцами всей страны. Инсценировка повестей о Карлсоне идет в десятках театров, мультяшный образ разлетается миллионами сувениров. Авторские права… Ну в СССР слышали, что где-то на Западе такое есть.

Побывав в СССР, создательница Карлсона Астрид Линдгрен заметила: «А ведь и правда, есть в Карлсоне что-то русское».

Как правильно относиться к Карлсону

Лилианна Зиновьевна Лунгина ни в чем не виновата. Ее перевод и точен, и превосходен. Его любят дети — а уж у них со вкусом все в порядке. И все-таки Карлсон нами воспринимается как-то не так. Мы все умудряемся понимать наоборот.

Когда-то была популярна такая игра: берется знаменитая фраза и все слова в ней меняются на противоположные по значению. Из фразы «Иван Грозный убивает своего сына» получается «Добрая Яна рожает чужую дочку». Или «в здоровом теле здоровый дух» превращается в «Из больного духа здоровое тело».

«Май, мир, труд» — «ноябрь, война, безработица». Та еще забава. Но самое грустное получилось из Карлсона, который живет на крыше: «Иванов, который умирает в подвале». Как же надоели эти идиотские игры. Когда же мы научимся правильно все понимать? Но это вопрос уже не к переводчикам.

Боюсь, что даже не к авторам.

Карлсоны и чебурашки заполонили сеть благодаря флешмобу «Союзмульфильма»

Россияне активно участвуют в флешмобе «Союзмульфильма». Сеть теперь пестрит фотографиями любимых героев киностудии.

Читайте также:  ASUS Eee Box EB202 на базе Linux продается за $190

«Союзмультфильм» посвятил флешмоб Дню защиты детей и своему 86-летию. Теперь каждый россиянин может примерить на себя образ мульгероя и получить за это приз. Автор лучшей работы сможет прогуляться с экскурсией по легендарной киностудии, познакомиться с ее коллективом и узнать, как создаются анимационные фильмы. При этом организацию поездки и все расходы «Союзмультфильм» берет на себя.

«Сфотографируйтесь или снимите видео в образе любого героя из мультфильмов нашей студии, разместите вашу работу на своей странице в ВК с хештегом #я_в_Союзмультфильме и отметьте в посте наше сообщество», – отметили в пресс-службе киностудии. 

Возможностью вжиться в роль мульгероев уже воспользовались сотни россиян – причем как детей, так и взрослых. Они выкладывают в сеть фото в образах Карлсона, Чебурашки, Винни-пуха. При этом рассказывают участники и не о таких популярных мультфильмах. Так, одна из работ показывает героев мультфильма «За последней партой». 

Принять участие в флешмобе «Ты — мультгерой!» смогут все ребята, начиная с детского сада. Присоединиться к акции могут и учителя – им нужно сделать посты с работами учеников. Самым активным классам вручат подарочные наборы и фирменные толстовки. Десять лучших работ опубликует новый журнал «Союзмультфильм».

При этом эксперты отмечают, конкурс особенно полезен для детей. 

«Все мы выросли на тех самых прекрасных мультипликационных фильмах «Союзмультфильма». И, наверное, свое воспитание мы имеем благодаря этим примерам – что такое «хорошо» и «плохо». Возможно, настал тот час, когда и нашим детям стоит больше уделять внимание тем традиционным ценностям», – отметил член Общероссийского народного фронта, директор лицея №369 Константин Тхостов.

Итоги конкурса подведут уже 14 июня. 

«Карлсоны»: эффектность и эффективность Стася Ульнырова (Гуляева) / «ВКонтакте» «Карлсоны»: эффектность и эффективность

Иринка Астахова (Астахова) / «ВКонтакте»

«Карлсоны»: эффектность и эффективность

Елена Микушева / «ВКонтакте»

pixabay.com

Типы характеров в психологии: вы Карлсон или Леопольд? — Блог Викиум

Если вы изучите основные типы организации характеров человека и научитесь разбираться в них, то повысите свой эмоциональный и социальный интеллект. Общаться станет проще — и вам с окружающими, и наоборот. При должной целеустремленности вы сможете даже управлять другими — очень надеемся, что с благими намерениями.

Шизоидный тип

«Карлсоны»: эффектность и эффективность

Яркий пример: Рассеянный с улицы Бассейной.

Главная ценность для таких людей — безопасность, и они вечно за нее борются, а мир рассматривают как враждебную среду. Эти люди слишком активны, эмоциональны, среди них встречаются различные фрики.

Некоторые из них всю жизнь ищут близкого по духу партнера, да так и остаются в одиночестве (отчего очень страдают!) — потому что никому не доверяют. Даже банального «спасибо» от людей такого типа не дождешься.

Если люди шизоидного типа не находят отклика у окружающих, они уходят в себя и живут там в собственном воображении. У них это выливается в науку, в творчество, а порой, увы, и в разные виды пагубных пристрастий.

Главные качества личного характера шизоидного типа:

  • Людям сложно такого человека чем-то порадовать
  • Человек — интроверт, плохо проявляет эмоции, не реагирует на разные комплименты и критику
  • Работает в одиночку, не выносит коллективные проекты
  • Не может выстроить доверительные отношения даже с близкими
  • Бойкотирует социальные нормы.

Депрессивный тип

Яркий пример: ослик Иа

Даже в самый позитивном моменте такие типы личности по характеру выискивают повод для печали. Любые жизненные трудности выбивают почву у них из-под ног, и люди данного типа подсознательного этого ждут. Они скупы на эмоции, жесты у них заторможены. Любая работа их скоро утомляет, но при этом люди часто переоценивают их возможности.

Такие «ослики» не используют никаких механизмов психологической защиты — просто во всем винят себя.

Главные признаки депрессивного типа характера:

  • пережил потерю важного, близкого человека и после этого замкнулся
  • мучим постоянным чувством вины
  • сильно идеализирует того, в кого влюбился
  • не умеет выражать гнев или «сливать» то, что на душе
  • везде и во всем видит только негатив и недостатки
  • считает, что ни на что не способен
  • все время ждет подвоха от мира.

Маниакальный тип

Яркий пример: Карлсон

У этих людей зашкаливает позитив, энергия и эффективность, у них, как правило, высокий интеллект, живая жестикуляция, но порой негибкий нрав. Они не терпят недостатков — ни в себе, ни в людях. Мастерски умеют обращать в шутку любые неприятности, но частенько ведут себя по-детски.

Причем и корни-то из детства! Правда, одного избаловали, а другому, наоборот, досталось немало жестокости и лишений. «Карлсоны» убеждены, что все вокруг должны существовать только по их правилам. Из них получаются идейные предводители, но и семейные сатрапы. Либо одиночки по жизни.

Не каждый с таким персонажем уживется.

Главные особенности маниакальных типов характера:

  • Кипучая деятельность
  • Раздражительность и взрывоопасность
  • Тяга к риску
  • Зашкаливающий оптимизм
  • Склонность к лидерству
  • Бескомпромиссность, отрицание на каждом шагу
  • Подвижное мышление и быстрая речь.

Маниакально-депрессивный тип

Яркий пример: попугай Кеша

Такого человека кидает из крайности в крайность — из грусти в эйфорию и наоборот. История знает множественные примеры такого типажа: Кобейн, Монро, Гоголь.

Все это большие дети, которые печалятся, потому что не могут чего-то добиться, а как только получается сделать задуманное, они впадают в эйфорию, и эти изменения утомляют и их, и окружающих.

Часто бывают склонны к зависимостям или суицидальным мыслям, нетрадиционным сексуальным отношениям.

Главный механизм их психологической защиты — переключение с одного состояния на другое.

Главные признаки маниакально-депрессивного типа характера:

  • Смена от состояния депрессии к состоянию мании;
  • Трудно получать удовольствие от жизни;
  • Неустойчивая самооценка;
  • Чувствительность к критике;
  • Страх одиночества и стремление завести партнера (но при этом сложность в выстраивании длительных отношений);
  • Беспомощность и несамостоятельность в бытовых вопросах.

Нарциссический тип

Яркий пример: король Джулиан

Такие люди достигают самоуважения лишь находя подтверждение своей уникальности извне. Причина глубинная: им кажется, что их никто не любит. Поэтому они — закоренелые перфекционисты. Сами любить не умеют, зато жаждут славы и денег. Чувства близких их особо не волную. Друзей у них мало.

Главные признаки нарциссического типа характера:

  • Постоянно ждут восторгов от других, без повода
  • Зациклены на деньгах и других показателях успешности
  • Верят в то, что уникальны и талантливы, просто мало кому дано их оценить
  • Идут по головам и используют людей
  • Не способны к эмпатии
  • Верят, что все им завидуют (хотя и сами склонны к зависти)
  • Высокомерны.

Параноидальный тип

Яркий пример: старуха Шапокляк

Такие люди жестки и даже жестоки, не доверяют никому. Во всем ищут скрытый смысл и подтексты, причем всю жизнь. В каждом видят предателя. Пытаются контролировать всех вокруг. Хорошо мыслят аналитически, злопамятны. Умеют находить нестандартные решения.

Их механизм психологической защиты — выследить изменника даже среди близких. Зато они не сильно расстраиваются, если кто-то их на самом деле предает.

Главные признаки параноидального типа характера:

  • Долго отходят от конфликтов
  • Очень подозрительны
  • Находятся в «боевой стойке», даже если никто не нападает
  • Плохо уживаются с коллегами
  • Беспочвенно ревнуют партнера
  • Чувствуют, что окружающие обсуждают их и сплетничают за спиной
  • Нарушают обещания.

Обсессивно-компульсивный тип

Яркий пример: кот Леопольд

Люди такого типа характера высоконравственны, доброжелательны, гиперответственны. Они считают всех новых знакомых милейшими и добрыми, а вот их порой воспринимают как зануд.

Они боятся, что их осудит общество, отлично скрывают свои эмоции, подавляют гнев, хотя и намекают на него. Такие люди не способны идти на компромисс и нетерпимы ко всему, что вносит беспорядок в окружающую действительность. Суперпеданты и перфекционисты.

Главные признаки обсессивно-компульсивного типа характера:

  • Трудности с выбором
  • Болезненное стремление к совершенству
  • Упрямство
  • Неумение передавать обязанности кому-то еще
  • Отсутствие творческого подхода к работе — действуют по правилам, установленным другими.

Истерический тип

Яркий пример: Джессика Рэббит

Человек такого типа личности находится в перманентном состоянии бессознательного страха, что общество будет к нему безразлично.

Люди с такой структурой личности — сердечные, но вечно попадают в ситуации, связанные с риском. Часто капризны, надменны, имеют трудности с логическим мышлением. Их главный механизм психологической защиты — диссоциация: человек воспринимает происходящее с ним, как будто оно случается с посторонним.

Главные признаки истерического типа характера:

  • Жажда вызывать восхищение людей противоположного пола
  • Театральность поведения и эмоций
  • Легкая внушаемость
  • Внешняя чрезмерная сексуальность, вульгарность.

Конечно, это весьма лаконичное описание того, что скрывают за собой разные типы характера. В жизни все еще разнообразнее, ярче, насыщеннее.

Разобраться в этой интереснейшей теме поможет курс Викиум «Эмоциональный интеллект» — он разложит по полочкам особенности поведения разных типажей, расскажет, какие ключи подобрать к каждому из них и снабдит вас ценными алгоритмами действий для разных ситуаций. Люди откроются вам, а вам с ними станет гораздо легче.

Битва Карлсонов. Чей Карлсон круче наш или шведский

  • Малыш и Карлсон это мультфильм, который приятно смотреть и сейчас.
  • Стиль нашего Карлсон был во многом заслугой переводчика – Лилианны Зиновьевны Лунгиной.
  • И стилистика мультфильма очень похожа на книгу.
  • Тем интереснее посмотреть шведский мультик про Карлсона, который основывается на оригинальном тексте.
  • Шведы сняли свой мультфильм в 2002 году, наш же мультик родом из конца 60–х.

Карлсон

Наш Карлсон всем хорошо знаком.

Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон».Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон».

Он говорит голосом Василия Ливанова и это уже половина его успеха.

А вот так выглядит шведский Карлсон.

Кадр из мультфильма «Карлсон, который живет на крыше», Швеция.Кадр из мультфильма «Карлсон, который живет на крыше», Швеция.

  1. Мне кажется, что шведы точно посмотрели наш мультик.
  2. Посмотрите, даже прически похожи.
  3. По рисовке мне больше нравится наш – он какой-то более милый.

Малыш

Нашего малыша вы тоже знаете. Как и голос Клары Румяновой.

Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон». Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон».

А вот шведский.

Кадр из мультфильма «Карлсон, который живет на крыше», Швеция. Кадр из мультфильма «Карлсон, который живет на крыше», Швеция.

Удивительно похожи друг на друга, но наш какой-то более бойкий что-ли.

Цвета

Интересно, что цветовая гамма нашего мультфильма яркая, а у шведского приглушенная.

Кадр из мультфильма «Карлсон, который живет на крыше», Швеция. Кадр из мультфильма «Карлсон, который живет на крыше», Швеция.

Характер

Русский и шведский Карлсоны отличаются по характеру. Наш добрый, шаловливый, эдакий друг-проказник.

А вот шведский иногда показывает себя, как неприятный тип. Некоторые его поступки полностью эгоистичны.

  • Да и вообще, есть ощущение, что Малыша он использует как средство от скуки, а так на него ему вообще по-барабану.
  • Я не читал шведский вариант книги, но говорят, что Астрид Линдгрен задумала своего Карлсона именно таким.
  • А вам какой Карлсон больше нравится?
  • Смотрели шведского?
  • Читайте еще:
  • Как торговец удобрениями снял кино и облажался.
Читайте также:  Смартфоны Microsoft Pure и Turtle построены на базе NVIDIA Tegra и недороги

Наконец-то сделают крутой русский фильм. По комиксам.

Анализ сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» | Методическая разработка по чтению на тему:

Литературная сказочная повесть «Малыш и Карлсон» была написана шведской писательницей Астрид Линдгрен в 1955 году. Действие происходит в 50-е годы XX века в центре Стокгольма. В произведении много персонажей. Через них писательница передает не только атмосферу города и быт обыкновенной семьи. Каждый герой повести «Малыш и Карлсон» наделен ярким характером и индивидуальностью.

Младший ребенок в семье Свантесон из Стокгольма. Мальчику Сванте семь лет, он ходит в школу. Его все любят и балуют. Он веселый, подвижный и добрый. Малыш дружит с девочкой Гуниллой и мечтает о собаке. Иногда он скучает. Поэтому знакомство с веселым Карлсоном стало для него большой радостью.

Необыкновенное существо, которое живет в маленьком домике на крыше большого дома.

«Карлсон – это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать».

Веселый озорной и добрый человечек летает сам по себе. У него на животе есть специальная кнопка. Если на нее нажать, на спине заработает маленький моторчик и начнет крутиться пропеллер. По вечерам Карлсон любит сидеть на крылечке своего домика, курить трубку и считать звезды.

Никто не знает, сколько ему лет. О себе Карлсон говорит, что он мужчина в полном расцвете сил. В свободное время он рисует и у него несколько тысяч картин. Любимое блюдо – мясные тефтели. Он лучший в мире друг. Карлсон всегда исчезает так же, как и появляется – неожиданно.

Самая обыкновенная шведская семья, которая проживает «…на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме…». Мама – домохозяйка. Место работы папы неизвестно. Однако семья хорошо обеспечена.

Родители считают Малыша фантазером. Они очень хотят увидеть Карлсона, потому что не верят в его существование.

Они думают, что все проделки устраивает Малыш, а чтобы не отвечать за свои поступки сваливает вину на несуществующего друга.

  Краткое содержание повести Усвятские шлемоносцы Носова

Брату Малыша Боссе пятнадцать лет. Он неохотно учится и с удовольствием играет в футбол. Сестре Бетан четырнадцать лет. Она выглядит как самая обыкновенная девочка с косичками. Они любят Малыша, но редко бывают дома и уже не играют с ним.

Милая девочка, которая учится с Малышом в одном классе и живет с ним в одном дворе. Он по-настоящему влюблен в нее. Малыш уверен в том, что Гунилла – его будущая жена.

Друг Малыша, с которым он часто ссорится, а потом снова мирится. Иногда они могут даже подраться. Кристер – счастливый мальчик. У него есть собака.

Строгая дама – домоправительница, которая знает толк в ведении хозяйства и воспитании детей. За такую самоуверенность «домомучительница» была неоднократно наказана розыгрышами, которые ей устраивали Малыш со своим смешным другом. Фрекен Хильдур Бок на поверку оказывается не такой уж вредной. Ей удается подружиться и с Карлсоном и с Малышом.

Карлсон – это не просто сказочный персонаж. В образе этого героя передается хорошее настроение и оптимизм, которые должны сопровождать человека каждый день. И это его слова, что расцвет сил бывает в любом возрасте, а нахлынувшие трудности и грусть – пустяки, дело житейское.

Какой он, Карлсон — хороший или плохой?

«Я думаю, что Карлсон был хорошим другом Малыша, но в то же время он всегда ставил себя в центр внимания, и он себя вел, собственно, как ребенок, хотя был взрослым человеком. И я помню, однажды у мамы спросили: почему вы сделали Карлсона таким эгоистом? Она ответила: «Я его не сделала эгоистом, он просто стал таким». (Карен, дочь А. Линдгрен)

Что и говорить — Карлсона в Швеции недолюбливают. Не сказку, а сам типаж, конечно. К примеру, Пеппи не только символизирует независимую личность, но и в течение всей книги совершает массу героических, храбрых поступков.

В Карлсоне же нет ничего героического, хотя он сам не перестает повторять, что он самый лучший — лучший в мире специалист по паровым машинам, лучший рисователь петухов, лучший мастер скоростной уборки, лучшая нянька, лучший в мире внук, ну и конечно же, самый тяжелый больной в мире.

Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон»

Лишь одно из его утверждений бесспорно — он лучший в мире мастер по проказам. Все хорошие и не очень поступки он совершает исключительно в виде развлечения: надо ли пугать воров, нянчить брошенную малышку или «низводить» домомучительницу. Недаром любимая его фраза «Я так не играю…» сразу приводит на ум арию Германа: «Что наша жизнь? Игра!». Для Карлсона так оно и есть.

По количеству недостатков Карлсон тоже лидирует. Он обжора, симулянт и шантажист, выманивающий подарки.

Он неисправимый хам, эгоист, обманщик, хвастун и подстрекатель (в Швеции про неисправимого хвастуна и вруна так и говорят — «Человек с пропеллером»).

Он — ритор-софист, способный доказать что угодно (именно благодаря Карлсону Малыш понимает, как недейственно бывает утверждение родителей о том, что «любой спор можно разрешить словами»).

Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон»

— Ты был прав, это лекарство не помогает от жара. Дай-ка мне теперь шоколадку. — Тебе? — удивился Малыш. — Ведь я выиграл пари! — Ну да, пари выиграл ты, значит, мне надо получить в утешение шоколадку.

Нет справедливости на этом свете! А ты всего-навсего гадкий мальчишка, ты хочешь съесть шоколад только потому, что у меня не упала температура.

…Малыш промолчал, но подумал, что слова — никуда не годное средство для выяснения, кто прав, а кто виноват; и он решил сказать об этом маме, как только ее увидит.

Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон»

— Мы их поделим поровну — семь тебе и семь мне. — Так не получится, — возразил Малыш. — Семь и семь — четырнадцать, а у нас только десять плюшек. В ответ Карлсон поспешно сложил семь плюшек в горку. — Вот мои, я их уже взял, — заявил он и прикрыл своей пухлой ручкой сдобную горку. — Теперь в школах так по-дурацки считают. Но я из-за этого страдать не намерен.

Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон»

— Пустяки, — сказал Малыш, — дело житейское! — И он махнул рукой точно так же, как это делал Карлсон. — Есть из-за чего расстраиваться!.. — Тебе хорошо рассуждать! — сердито пробурчал Карлсон. — Сломать легче всего.

Сломать и сказать, что это, мол, дело житейское и не из-за чего расстраиваться. А каково мне, строителю, который воздвиг башню вот этими бедными маленькими руками! И Карлсон ткнул свои пухленькие ручки прямо в нос Малышу.

И при всем при этом этот капризный, обидчивый, вредный дядька чрезвычайно мил, и читатель смотрит на его проказы сквозь пальцы.

Очевидно (и об этом писали многие критики), что недостатки Карлсона — это всего лишь собранные вместе и гипертрофированные недостатки обычного ребенка.

Ну, кому из нас в детстве (да и не только) не хотелось бы постоянно устраивать «сегодняшний день рождения» или поболеть вместо того, чтобы идти в школу, тем более, если это «плюшечная лихорадка»?

По сути дела, Карлсон — эдакий постаревший Питер Пэн, это детское подсознательное, ничем не ограниченное и выпущенное на волю. Недаром Малыш в течение всей трилогии не только участвует в проказах своего друга, но и постоянно сдерживает его (Линдгрен понимала, что детям надо показывать, что не все проделки Карлсона безвредны и безопасны).

  «Молодая гвардия» — краткое содержание романа А.А. Фадеева

Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон»

Однако, в отличие от ребенка, Карлсон наделен практически абсолютной свободой: он умеет летать, имеет свое скрытое от посторонних глаз жилище на крыше и не зависит от попечения старших.

Беззаботность и неистребимый оптимизм сказочного героя — чувства, о которых с тоской мечтает не только ребенок, но и взрослый.

Этот ауйтсайдер легко летит по жизни, ничего не боится, никогда не отчаивается и всегда находит выход из любой ситуации (для этого годится и «курощение булочками», и «низведение плюшками», и «маленькое привидение из Вазастана»). Он «умный, красивый» и вообще… «от пирогов не толстеют!».

Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон»

Очень важно и то, что Карлсон не злопамятен и вообще беззлобен. И будучи сам абсолютно свободным, он всегда готов отстоять свободу друга. Правда, делает это Карлсон, в отличие от Пеппи, не сознательно, а чисто интуитивно. Не дай Бог, тебя запрут в комнате, тут же появится «лучший в мире укротитель домомучительниц» и освободит тебя — легко, будто бы играючи.

— Знаешь что? Мы будем играть, будто ты в тюрьме и терпишь страшные муки из-за жестокого надзирателя — домомучительницы, понимаешь? А тут вдруг появляется самый смелый в мире, сильный, прекрасный, в меру упитанный герой и спасает тебя. — А кто он, этот герой? — спросил Малыш. Карлсон укоризненно посмотрел на Малыша: — Попробуй угадать! Слабо?

Наконец, Карлсон — прекрасный товарищ. Конечно, конфеты он делит не поровну, от работы отлынивает, но самое главное — с ним НЕ СКУЧНО. И он «лучше собаки».

Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон»

Да, у Малыша, как и у многих шведских детей, была своя комната. Но даже в собственной комнате не укроешься от одиночества. Именно в такие минуты за окном благоустроенной шведской квартиры раздается шум мотора, крик «Хейсан-хоппсан!», и в скучное течение обывательской жизни влетает бесшабашный Карлсон и тотчас переворачивает всё с ног на голову.

Как правильно подмечали многие, когда ребенок остается один — материализуется Карлсон.

Он не даст тебе «засохнуть», он унесет тебя прочь от привычного мира, находящегося где-то за окном или под ногами, на худой конец — устроит в этом мире «Ути, боссе, буссе, капут, биссе и тарарам».

Неудивительно, что всё действие трилогии протекает в изолированных от будней местах: в оставленной родителями квартире либо на крыше. Где-то идут усталые озабоченные шведы, а над всем этим беззаботно парит «лучший в мире друг» — такой реальный и нереальный одновременно.

Читайте также:  Во вконтакте разрешили отключать комментарии к отдельным записям

Впрочем, судя по книге, и Карлсону приходится несладко, и он тоже по-своему одинок, как любой абсолютно свободный человек. В мире взрослых «мужчине в полном расцвете сил» делать нечего.

С кем тут прикажете позабавиться — с вечно недовольным дядей Юлиусом или с фрекен Бок, весь смысл жизни которой сводится к тому, чтобы «утереть нос» своей сестре Фриде? Поэтому-то он и прилетает к Малышу.

Скажете — эгоизм, но в дружбе всегда есть толика эгоизма.

На большом, совершенно чистом листе в нижнем углу был нарисован крохотный красный петушок. …- Этот «Очень одинокий петух» создан лучшим в мире рисовальщиком петухов, — продолжал Карлсон, и голос его дрогнул. — Ах, до чего эта картина прекрасна и печальна!.. Но нет, я не стану сейчас плакать, потому что от слез поднимается температура…

«Очень одинокий петух», картина Карлсона, лучшего в мире рисовальщика петухов

— Один звонок — это «Немедленно прилетай!», два звонка — «Ни в коем случае не прилетай!», а три звонка значит — «Какое счастье, что на свете есть такой красивый, умный, в меру упитанный и храбрый человечек, как ты, лучший в мире Карлсон!». — А зачем мне для этого звонить? — удивился Малыш. — А затем, что друзьям надо говорить приятные и ободряющие вещи примерно каждые пять минут, а ты сам понимаешь, что я не могу прилетать к тебе так часто.

Линдгрен подарила нам и Малышу утешителя в одиночестве. Но не стоит забывать, что в изолированную комнату вашего ребенка могут залететь вещи и не столь безвредные и симпатичные.

Несколько слов о полете Карлсонов

Речь пойдет  о Карлсонах (CarlsonCarlson), единственном известном нам сегодня представителе семейства Карлсоновых (Carlsonidae). Всем нам знакомы эти забавные существа.

Если мы не сталкивались с ними лично (что все еще редкость, хотя за последние несколько десятилетий Карлсоны стали менее пугливыми и чаще идут на контакт), то, по крайней мере, видели их изображения и видеозаписи.

Но до сих пор большинство не так уж и много знает об этих созданиях.

Распространено заблуждение о том, что механизм полета Карлсонов неизвестен.

Действительно, в середине 50х годов ХХ века, когда их впервые подробно описала шведский зоолог Астрид Линдгрен (ее документальная книга, «Малыш и Карлсон», в которой описана дружба ее маленького сына с одним из этих существ до сих пор является настольной для карлсонологов), она уделила много внимания изучению их повадок, но практически не исследовала их анатомию и физиологию. Главным образом потому, что ей был доступен только один представитель этого вида и, естественно, она не решилась поймать его и умертвить с целью препарирования, тем более что его так полюбил ее маленький сын.

В результате вокруг Карлсонов возникло множество спекуляций и домыслов, особенно  касательно механизма их полета. Вопросы по поводу полета Карлсонов сводились к двум моментам: во-первых, как он при таком небольшом размере винта может подняться в воздух и почему при одном винте он не подвержен авторотации. Хотя уже в то время появились гипотезы, которые впоследствии блестяще подтвердились.

Как и предполагало большинство зоологов, Карлсоны относятся к классу Criptidae (криптидов или тайнозверей). У криптидов имеется две особенности анатомии, радикально отличающие их от большинства других позвоночных.

Во-первых, наличие шести конечностей, из которых чаще всего две ходильных, а одна летательная (пегасы, гиппогрифы, драконы, грифоны), хотя бывает и две ходильных, одна хватательная (кентавры) или одна ходильная, одна летательная, одна хватательная (сатаны, ангелы, лесные эльфы и предмет нашего разговора, Карлсоны). Вторая особенность это наличие инциннаторов и газообразование. Тут можно было бы также привести примеры того, как эта функция осуществляется у тех или иных криптидов, но тема нашего разговора именно Карлсоны, так что вспомним о собратьях по классу говоря о них.

Прежде всего поговорим о пропеллере. Пропеллер, без сомнения, является поразительным чудом природы, одним из немногих естественных примеров вращательного движения.

После обнаружения Карлсонов опять оживились креационисты, утверждая, что пропеллер это орган «неделимой сложности», который не мог возникнуть в результате последовательных эволюционных изменений.

Однако их опровергли как данные эмбриологии Карлсонов (у их эмбрионов сначала формируется третья пара конечностей, которая впоследствии трансформируется в пропеллер), так и обнаружение ископаемых останков переходных форм.

На сегодняшний день Карлсоны отнесены к отряду Elfidae (эльфоообразных) и имеют общее происхождение с лесными эльфами. Более того, у эльфов семейства Tinkerbellidae (самый известный представитель которого Tinkerbellia Neverlandi описан сэром Джеймсом Барри) появляется механизм ускорения полета, который является основным при вращении пропеллера Карлсонов. Но мы немного забегаем вперед.

Итак, эволюция пропеллера достаточно изучена, чтобы утихомирить господ креационистов. Каким же образом он функционирует?

Людям давно известен вертолет, не нуждающийся во втором винте для ликвидации авторотации — так называемый реактивный вертолет, в котором пропеллер приводится во вращение силой реактивной струи, вытекающей и оконечностей лопасти винта. Таким образом устроен и винт Карлсонов, позволяющий им летать без авторотации.

По особой системе трубок горючий газ поступает в лопасти винта. Там этот газ воспламеняют инциннаторы, и струя газа выбрасывается из сопла, толкая винт.

У тинкербеллиевых, которые ускоряю свой полет в критических ситуациях с помощью подобного механизма, инциннаторы расположены на поверхности крыльев, поэтому при их активации видны искры и маленькие язычки пламени.

Для лесных существ (которыми были предки Карлсонов) это было нежелательным (дерево, окружавшее их в лесу, могло воспламениться), поэтому инциннаторы постепенно переместились внутрь лопастей. В результате пламя стало незаметным, но появился характерный пульсирующий звук, сопровождающий полет Карлсонов.

Что до возможности полета крупного тела на небольшом винте и, собственно, происхождения газа, являющегося топливом для его вращения, то после того, как Карлсоны были отнесены к классу Криптидов эти вещи стали более-менее понятны и дальнейшие исследования только подтвердили и уточнили первоначальную гипотезу.

Дело в том, что все криптиды обладают симбиотическими бактериями семейства Hidrogeniferae. У каждого представителя разновидности этих бактерий различны, но роль их одна и та же: они образуют из пищи, поглощаемой животным чистый водород, который накапливается в специальных полостях тела.

У самых примитивных криптидов (василисков, горгон) он использовался просто как удушающий газ. Но потом появились инциннаторы – группы клеток, способных путем задействования особых ферментных систем повышать температуру своих мембран до нескольких сотен градусов и воспламенять вырабатываемый бактериями водород.

Так устроены огненные органы драконов и подобных им огнедышащих существ.

Но водород сыграл еще одну роль. Накопленный в полостях тела он уменьшал его вес. Таким образом, животные с полными газовыми мешками могло сначала совершать длинные и высокие прыжки, а затем и летать. Именно благодаря водородным мешкам летают драконы, пегасы, грифоны и прочие криптиды, которые при их размерах и размахе крыльев летать будто бы не должны.

Зная это становится понятным механизм полета Карлсонов. В их кишечнике живет разновидность Hidrogeniferae, HidrogeniferaCarlsoni. Ее особенностью является то, что она вырабатывает водород из моно и дисахаридов. Именно этим объясняется страсть Карлсонов к варенью, сахару, пирогам и прочим легкоусвояемым углеводам. Без них они просто не способны летать.

Выработанный в кишечнике водород с помощью специальных клеток – трасгидрогеноцитов – переносится в особые мешки-газгольдеры. Именно эти мешки и придают Карлсонам знакомый нам «полноватый» вид. Мешки могут увеличиваться и уменьшаться, изменяя подъемную силу. Из этих же мешков газ поступает в пропеллер по системе трубок, о которой мы писали выше.

То, что Карлсон взлетает, облегчая свое тело с помощью газа делает его очень маневренным (этому же способствует заменяющий крылья пропеллер), но и очень неустойчивым. Именно из-за этой неустойчивости полет Карлсона имеет характерный «порхающий» рисунок.

Также это приводит к тому, что Карлсоны летают медленно и невысоко, редко поднимаясь выше полутора сотен метров над землей и разгоняясь больше 60 километров в час.

То, что один и тот же газ используется для создания подъемной силы и для приведения в движение винта приводит к тому, что Карлсоны способны без посадки лететь довольно недолго.

Через 2-3 часа полета им необходимо съесть что-то, содержащее легкоусвояемые углеводы (подкрепится). То есть то, что «Малыш» из книги Линдгрен воспринимал как забавный каприз на самом деле насущная физиологическая потребность.

Также дальность полета значительно уменьшается, если Карлсону приходится нести на себе груз, для чего требуется дополнительная подъемная сила.

Стоит упомянуть о еще одном любопытном органе – умбиликальном клапане – пресловутой «пуговице на животе». Название «умбиликальный», конечно, неверное, поскольку криптиды вылупливаются из яиц и у них нет пупка. Дано оно было из-за его расположения в нижней части живота.

Перед взлетом Карлсону приходится решить сложную задачу: он, во-первых, должен расширить газовые полости чтобы увеличить подъемную силу и, в то же время, сократить мышцы для того, чтобы выбросить порцию водорода в сопла пропеллера. Обеспечивается это так: имеется маленькая камера, снабженная клапаном, которая сокращается, выбрасывая водород в пропеллер.

Выход из камеры заперт клапаном, поэтому когда после сокращения камера расширяется в ней образуется вакуум, засасывающий порцию газа из главных камер. Проблема в том, что этот механизм хорошо действует когда пропеллер уже набрал обороты, при взлете же засасывающая сила маленькой камеры часто оказывается недостаточной.

Эту проблему Карлсоны решают, надавливая на переднюю стенку камеры, как бы «прокачивая» ее рукой несколько раз, пока газ под нужным давлением не поступит в пропеллер.

Думаю, узнав больше об этих странных и милых созданиях, вы еще больше полюбите их. Надо сказать, что книга Линдгрен оказала им хорошую услугу.

Если до того их воспринимали только как странных и скорее всего опасных существ, то после нее отношение к Карлсонам стало преимущественно дружелюбным.

Это, а также то, что для их гнездовий прекрасно подходят крыши и чердаки среднееэтажных домов позволяет надеяться, что пройдет не так много времени и зрелище Карлсона, порхающего между домами под тарахтение пропеллера станет привычным и приятным оживлением монотонного городского пейзажа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector