Электронная виброперчатка научит читать по Брайлю

Современный мир становится все более инклюзивным: на людей с нарушениями зрения, слуха, различными ограничениями при передвижении обращают всё больше внимания и стараются учитывать их потребности. Одно из важнейших достижений человечества для незрячих людей – тактильный шрифт по системе Брайля, благодаря которому они могут прочитать и написать любой текст.

Обладая навыком чтения по Брайлю, незрячий человек во многом упрощает себе жизнь: зная шрифт, он может прочитать произведения великих писателей, пользоваться интернетом с помощью «брайлевского дисплея», а также облегчает себе ориентирование в пространстве благодаря тактильным табличкам.

История создания шрифта

Электронная виброперчатка научит читать по Брайлю

Шрифт Брайля – рельефно-точечный тактильный шрифт, который предназначен для чтения и письма незрячими и слабовидящими людьми. Он был придуман в 1824 году 15-летним французским подростком Луи Брайлем. В детстве Луи поранил глаз шорным ножом в мастерской отца и из-за прогрессирующего воспаления ослеп. В 1819 году Луи Брайля зачислили в Парижскую школу для слепых, где обучение проводилось по книгам, написанным рельефно-линейным шрифтом Валентина Гаюи. Проштудировав все эти книги, Луи понял, что система Гаюи несовершенна – чтобы прочувствовать каждую букву, требовалось несколько секунд.

Тогда Луи Брайль разработал свой рельефно-точечный шрифт как альтернативу шрифту Валентина Гаюи, вдохновившись простотой «ночного шрифта» Шарля Барбье.

«Ночной шрифт» в то время использовался военными для записи донесений, которые можно было прочесть в темноте.

Луи Брайль долгое время дорабатывал свой шрифт и в 1837 году представил его в обновленном виде – с тех пор латинская система Брайля почти не менялась.

Обучение шрифту по системе Брайля

Для людей с нарушенным зрением шрифт по системе Брайля является не только средством коммуникации, но и способствует развитию общей языковой грамотности. Изучать шрифт можно как при помощи тифлопедагога, так и самостоятельно. Существует несколько разных схем запоминания символов шрифта, например, при помощи ассоциаций с предметами.

Немаловажно обучение незрячего ребенка чтению и письму по азбуке Брайля – это альтернативный путь к освоению грамоты, без которого такой ребенок не сможет овладеть письменной речью. Для того чтобы обучить незрячего ребенка читать и писать по системе Брайля требуется взаимодействие многих людей – родителей, педагога, врача-офтальмолога, тифлопедагога.

Электронная виброперчатка научит читать по Брайлю Электронная виброперчатка научит читать по Брайлю

Одним из игровых устройств, помогающих ребенку освоить шрифт по системе Брайля, является «Брайльбука» – адаптивная азбука компактного размера с клавишами, на поверхности которых нанесены рельефные символы Брайля.

Каждой клавише устройства соответствует отдельная буква алфавита, при нажатии на которую озвучивается сама буква и одно слово, начинающееся на неё.

Такой самоучитель позволяет ребёнку в доступной форме изучить азбуку Брайля и расширить свой кругозор.

Ещё более простым вариантом запоминания букв, написанных по системе Брайля, является использование набора тактильных букв – рельефных пластиковых фигурок.

В него могут входить буквы русского или английского алфавита с нанесенным на них шрифтом по системе Брайля, который соответствует данной букве.

Благодаря такому набору слабовидящий или незрячий человек может тактильно ощутить форму букв и сразу узнать, как они пишутся в системе Брайля.

Зрячий человек тоже может выучить символы по системе Брайля с целью повышения своей грамотности. Для тренировки шрифта можно воспользоваться различными конвертерами с русского или английского языка в шрифт по системе Брайля и наоборот.

Написание текста по системе Брайля

Для обозначения букв Луи Брайль применял шесть точек, расположенных в три ряда и два столбца. Позднее появилась расширенная система Брайля – были добавлены ещё две точки.

Для записи символов шрифта Брайля используются особые письменные принадлежности – прибор и грифель. При письме точки прокалываются, поскольку читать можно только по выпуклым точкам. Главной особенностью шрифта по системе Брайля считается то, что текст следует писать справа налево, затем переворачивать и читать написанное уже слева направо.

Для читающего человека точки нумеруются по столбцам слева направо и по строкам сверху вниз.

Для пишущего человека на перевёрнутой странице нумерация выглядит по-иному: точка 1 находится в правом верхнем углу, под ней – точка 2, в левом нижнем углу – точка 6.

Параметры выпуклой точки в шрифте Брайля четко обозначены государственными стандартами. Используются три размера шрифта (крупный, средний, мелкий), но стандартным является крупный размер.

Электронная виброперчатка научит читать по Брайлю Электронная виброперчатка научит читать по Брайлю

При использовании традиционного (шеститочечного) шрифта Брайля можно записать 64 различных символа, расширенного (восьмиточечного) – 256 символов.

Строчные и прописные буквы обозначаются специальными символами, которые ставятся перед нужной буквой.

Для изменения начертания текста (жирный, полужирный, курсив), записи верхнего и нижнего индекса, математических символов действует несколько другое правило: один специальный символ ставится в начале текста, другой – в конце.

Также существуют различные форматы листов для печати по Брайлю, распространённость которых меняется в зависимости от национальных традиций типографского дела. Традиционный для России и постсоветского пространства лист брайлевской книги включает в себя 25 строк по 30 или 32 знака в каждой, обладая общим размером 23 на 31 см.

Использование и написание шрифта Брайля регламентировано несколькими государственными стандартами. Так, ГОСТ Р 56832-2015 утверждает требования к размерам рельефных точек и материалам, на которых пишется текст по Брайлю.

ГОСТ Р 50917-96 утверждает параметры устройств, печатающих шрифтом Брайля, а ГОСТ Р 50918-96 – параметры брайлевских дисплеев. Использование шрифта Брайля на тактильных табличках, пиктограммах и мнемосхемах регламентируют СП 59.13330.

2016 и СП 136.13330.2012.

Использование брайлевских книг

Рельефно-точечный шрифт по системе Брайля является единственным способом для рано ослепших людей научиться писать и читать, поэтому одной из важных задач является перевод художественной литературы, публицистики или научных работ на язык Брайля. В 1837 году на рельефно-точечном языке была напечатана первая книга под названием «Краткая история Франции». С тех пор азбука Брайля считается наиболее совершенным способом коммуникации людей с проблемами зрения.

Электронная виброперчатка научит читать по Брайлю

Шрифт Брайля адаптирован под множество языков мира, на нём напечатаны тысячи книг в различных странах.

Русскоязычный вариант впервые был предложен в 1861 году князем Денисом Оболенским, а окончательный вариант, которым сегодня пользуются незрячие люди в нашей стране, создан в 1881 году тифлопедагогом Екатериной Трумберг.

Первые книги на языке Брайля в России напечатала на собственные средства просветительница Анна Адлер. В 1898 году начал выходить первый журнал для незрячих «Досуг слепых». В Советском Союзе издание книг по системе Брайля началось в 1924 году с собрания сочинений Владимира Ленина.

Найти тактильные книги можно в специализированных библиотеках для слепых.

В России одной из крупнейших является Российская государственная библиотека для слепых (РГБС), где собрано большое количество экземпляров различных книг с применением системы Брайля.

Также в библиотеках для незрячих людей есть аудиокниги и специальные таблички со шрифтом Брайля. Вносят вклад и волонтеры, которые на специальных сайтах создают свободные для прослушивания аудиокниги.

К кому обратиться, если необходимо напечатать отдельную книгу, брошюру или меню со шрифтом Брайля? Тифлоцентр «Вертикаль» выпускает брошюрованные издания специально для незрячих людей, владеющих чтением по системе Брайля.

Количество слепых, читающих по Брайлю

Точное число незрячих людей узнать, к сожалению, невозможно, потому что статистика по их учету не ведётся, а умеющих читать шрифт Брайля – особенно. По данным Всемирной организации здравоохранения за 2019 год, в мире насчитывалось 2,2 млрд. людей с проблемами зрения, из которых полностью незрячих около 37 млн., и большинство людей с нарушениями зрения старше 50 лет.

По данным за 2009 год количество учтенных слепых и слабовидящих в России составляло 218 тыс. человек, из них полностью слепых – 103 тыс. Однако в обществах слепых неофициально заявляют, что незрячих на самом деле гораздо больше.

Из этого количества 22% составляла молодежь трудоспособного возраста, т.е. практически каждый пятый из всех слепых и слабовидящих. По тем же данным за 2009 год инвалидами по зрению становятся около 45 тыс.

россиян каждый год, поэтому при сохранении этой тенденции в 2020 году количество слабовидящих может составлять до 700 тыс. человек.

Количество инвалидов на февраль 2020 года, Федеральный реестр инвалидов РФ

Российская Федерация 11 188 216 4 816 175 6 372 041
Центральныйфедеральный округ 3 236 422 1 324 912 1 911 510
Северо-Западныйфедеральный округ 1 211 629 453 344 758 285
Северо-Кавказскийфедеральный округ 910 067 395 543 514 524
Южныйфедеральный округ 1 196 304 557 664 638 640
Приволжскийфедеральный округ 2 187 192 959 718 1 227 474
Уральскийфедеральный округ 724 529 334 508 390 021
Сибирскийфедеральный округ 1 221 175 560 868 660 307
Дальневосточныйфедеральный округ 499 769 229 011 270 758

Достоверных статистических данных о брайлевской грамотности – количестве людей, умеющих пользоваться азбукой Брайля – нет. По неофициальной статистике, лишь 7-10% слепых и слабовидящих людей знают шрифт Брайля по причине недостаточного распространения инструкций и обучения в раннем возрасте. Есть и те, кто является слабовидящим или имеющим двойной недуг (слепоглухота) и пользуется шрифтом Брайля, но не попадает в статистические отчеты.

Применение шрифта Брайля в оборудовании для людей с инвалидностью

Для информирования и ориентирования в пространстве людей с нарушениями зрения используются особые тактильные средства, в том числе и с применением рельефно-точечного шрифта по системе Брайля.

Среди них: тактильно-визуальные таблички и наклейки, тактильно-контрастные пиктограммы, рельефно-графические схемы и планы.

Во всех перечисленных средствах шрифт по системе Брайля используется вместе с обычным печатным или рельефным текстом как дополнение к пиктограмме или тактильной схеме объекта.

Электронная виброперчатка научит читать по Брайлю Электронная виброперчатка научит читать по Брайлю

Какие особенности при использовании шрифта Брайля необходимо учитывать?

  • Буквы и цифры в шрифте Брайля имеют определенные в ГОСТ размеры и не масштабируются.
  • На всех объектах в Российской Федерации используется только «русский Брайль». Цифры на всех языках читаются одинаково.
  • Существуют зоны доступности тактильных знаков и указателей, в которых их необходимо размещать.

Основные места использования таких тактильных знаков – различные учреждения общественного пользования с большой проходимостью. Важным моментом является то, что увеличение использования табличек со шрифтом по системе Брайля подталкивает незрячих людей к ее изучению, что положительно сказывается на общем уровне брайлевской грамотности.

Читайте также:  Экономия должна быть экономной. Обзор ноутбука HP Pavilion Gaming 15

Электронная виброперчатка научит читать по Брайлю

Также для незрячих людей изготавливаются самые разные технические средства, которые помогают им в той или иной ситуации. Существуют специальные очки для незрячих, которые с помощью встроенной камеры озвучивают окружающее человека пространство. «Умные» помощники, выступающие в роли белой трости, предупреждают о препятствиях, определяют объекты и людей.

Шрифт Брайля

Содержание страницы:

Для перевода русских букв на язык Брайля используйте наш кодировщик Брайля.

Что такое азбука (шрифт) Брайля?

Азбука Брайля — азбука для незрячих или плохо видящих людей, построена с использованием тактильного шрифта. Азбуку Брайля называют также алфавитом Брайля, шрифтом Брайля.

Идея заключается в кодировании букв и других символов на гладкой поверхности с помощью выпуклых точек, расположенных на определённых позициях. Для каждой буквы выделяется шесть позиций — две колонки по три позиции в каждой.

Наличие выпуклых точек в той или иной позиции и задаёт код буквы. Незрячие люди трогают поверхность пальцами и «считывают» буквы.

Используется также расширенная система Брайля — две колонки по 4 позиций в каждой, то есть всего 8 точек. Шеститочечная система позволяет закодировать 26=64 символа (63 информативных + пробел), восьмиточечная система — 28=256 символов (255 информативных + пробел).

Для людей с проблемами зрения алфавит Брайля, состоящий из рельефно-точечного шрифта, является единственной возможностью получить образование и полноценно участвовать в жизни общества. Незрячих людей обучают «слепому» чтению тифлопедагоги.

Русский алфавит Брайля

Шрифтом Брайля кодируются алфавиты разных языков, в том числе русского языка. Ниже показан русский алфавит в кодах Брайля: над кодом указана буква русского алфавита, под кодом указаны номера позиций закрашенных точек.

Скачать и распечатать русский алфавит Брайля:

Электронная виброперчатка научит читать по Брайлю

Картинка: формат png, 750×825 px, 46 Кб Печатать Скачать

Английский алфавит Брайля

Скачать и распечатать английский алфавит Брайля:

Электронная виброперчатка научит читать по Брайлю

Картинка: формат png, 626×853 px, 48 Кб Печатать Скачать

Цифры в шрифте Брайля

Цифры в шрифте Брайля имеют одинаковое начертание с первыми буквами английского (латинского) алфавита: 1 — a, 2 — b,… 9 — I,0 — j.

Прочие символы в шрифте Брайля

далее следуют цифровые символы3456

Знак пробела не имеет обозначения в шрифте Брайля.

Символы строчных и прописных букв

Согласно изданию Всероссийского общества слепых «Система обозначений для слепых по математике, физике, астрономии и химии» 1975 года под редакцией И. В.

Проскурякова в шрифте Брайля используются знаки, посредством которых различаются алфавиты, а также строчные/прописные буквы (верхний и нижний регистр).

В издании знаки названы соответственно признаками алфавита и признаками шрифта, а вместе — алфавитно-шрифтовой характеристикой.

признак строчной латинской буквы6признак заглавной латинской буквы46признак строчной греческой буквы56признак заглавной греческой буквы456 признак строчной русской буквы 5 + 345 признак заглавной русской буквы 45 + 345

Признак алфавита опускается, если понятно, для какого языка используется шрифт. В России для прописных букв не указывают признаков, для обозначения заглавной буквы используют знак заглавной буквы с точкой в позициях 45, опуская признак алфавита 345. Приведем примеры.

  • а русская — 1, А русская — 45 1
  • а латинская — 6 1, А латинская — 46 1
  • альфа — 56 1, прописная альфа — 456 1.

Сводная таблица

Анг. букваРус. букваЦифраОбозначениеПозиции точек
A a А а 1 1
B b Б б 2 12
C c Ц ц 3 14
D d Д д 4 145
E e Е е 5 15
F f Ф ф 6 124
G g Г г 7 1245
H h Х х 8 125
I i И и 9 24
J j Ж ж 245
K k К к 13
L l Л л 123
M m М м 134
N n Н н 1345
O o О о 135
P p П п 1234
Q q Ч ч 12345
R r Р р 1235
S s С с 234
T t Т т 2345
U u У у 136
V v 1236
W w В в 2456
X x Щ щ 1346
Y y 13456
Z z З з 1356
Ё ё 16
Й й 12346
Ш ш 156
Ъ ъ 12356
Ы ы 2346
Ь ь 23456
Э э 246
Ю ю 1256
Я я 1246

История создания шрифта

В начале 19-го века был изобретен шрифт для военных нужд с целью передачи данных в полной темноте. Изначально его условно называли «ночное письмо».

Это было необходимо для того, чтобы в ночное время не привлекать противника отблесками света при получении распоряжений командования.

«Ночное письмо» состояло из выпуклых точек, где на 12 выпуклостей приходилось 36 звуков. Военным это показалось слишком сложным, и метод не прижился.

Но его основатель, французский офицер-артиллерист, не остановился на этом и в 1821 году отправился со своими новациями в Королевский институт слепых, где Луи Брайль заинтересовался изобретением, но отметил некоторые недостатки.

Первый существенный недостаток, как посчитал Брайль, исключал возможность орфографического написания, так как наборы точек обозначали только звуки.

Ко второму недостатку он отнес несоразмерность точек пучкам пальцев руки, которая вынуждала читающего передвигать пальцы для ощупывания следующих выпуклостей из знака, что усложняло чтение.

Брайль усовершенствовал азбуку для незрячих, скомпоновав по 6 выпуклостей для каждой отдельной буквы французского алфавита. Первой печатной книгой по Брайлю стала «История Франции» в 1837 году, а первой в России по этой системе стала детская книга для слепых уже в 1885-м. Современная азбука Брайля служит для слепых людей отдельной системой письма.

Усовершенствованная со временем азбука приобрела три уровня шрифта, которыми пользуются незрячие читатели, обладающие определенные знаниями и навыками чтения. К таковым относятся:

  • шрифт для начинающих, который содержит все звуки и знаки препинания;
  • широко используемый шрифт, в котором предусмотрены условные сокращения для экономии места;
  • редко встречающийся шрифт, в котором сокращаются слова до уровня нескольких букв или просто символов.

Как устроен шрифт

Буквы в общепризнанной системе представляют собой шесть выпуклостей в два вертикальных ряда. Чтение происходит справа налево на первой странице и наоборот на следующей. Неудобство заключается и в том, что нумерация точек идет сверху вниз, а читаются сначала точки в столбце справа, затем в левом. На обратной стороне листа этот принцип усложняет процесс чтения.

Кроме порядка расположения выпуклых точек система Брайля предполагает и определенные их размеры, а также расстояние между точками. Минимальная высота отметки не должна быть менее полусантиметра, расстояние от протокола до протокола равно двум с половиной миллиметрам, горизонтальное — пять миллиметров. Эти нормы позволяют быстро и без особых затруднений освоить навыки чтения незрячим.

Особенности грамматики

Предложения при письме по Брайлю имеют определенные особенности шрифта, нарушающие общепринятые нормы грамматики. К таким особенностям относятся следующие моменты:

  • прописные (заглавные) и строчные буквы имеют одинаковые коды Примечание 1;
  • отсутствует пробел после запятой, перед тире, между знаком номера и числом;
  • тире и дефис обозначаются одинаково.

* Примечание 1. По умолчанию буквы в шрифте Брайля считаются строчными. Для указания прописной буквы или явного указания строчной буквы перед ней ставят специальные символы прописных и строчных букв.

Если незрячему человеку предстоит набирать тексты на компьютере, то во избежание ошибок с перечисленными моментами ему придется пройти специальную подготовку.

Преимущества и недостатки

Как и любой метод чтения и письма система Брайля имеет преимущества и недостатки. Если говорить о достоинствах шрифта, то их гораздо больше:

  • легко освоить и использовать;
  • просто создавать тексты;
  • возможность для незрячего получить образование;
  • возможность общаться с людьми на расстоянии;
  • повышение самооценки слепого благодаря получаемой информации;
  • возможность заниматься общественно полезной работой;
  • возможность получить работу.

К недостаткам можно отнести:

  • объемность письменных материалов;
  • невысокую скорость чтения;
  • недоступность общения онлайн.

Возможности использования

Использование шрифта в отделении СбербанкаЭлектронная виброперчатка научит читать по Брайлю Использование шрифта в метро Рима, ИталияЭлектронная виброперчатка научит читать по Брайлю

Прогресс не стоит на месте. Проблема слепоты задевает многие семьи, в которых сталкиваются с врожденными аномалиями, а также травматической потерей зрения родственников. Этот факт подталкивает исследователей и ученых к созданию приборов, облегчающих жизнь таким людям.

Примером такой работы служат разработки устройств, позволяющих незрячим людям пользоваться компьютером. В этой области уже есть некоторые достижения.

Например, созданы экспериментальные дисплеи, позволяющие «считывать» пальцами на экране тексты. К сожалению, в массовое производство их пока запустить не удается из-за больших габаритов и высокой стоимости.

Есть другая более перспективная идея — электронная перчатка, которая находится на стадии разработки.

Изучаем азбуку Брайля самостоятельно

Трудно ли это? Можно ли освоить её, не прибегая к помощи преподавателя? Какие приёмы существуют для овладения рельефно-точечным шрифтом? В чём особенности электронного самоучителя «Брайльбука»? В данной статье мы попытаемся ответить на эти вопросы.

В 1824 году 15-летний слепой француз, сын сапожника Луи Брайль создал метод написания и чтения букв алфавита. Впоследствии его назовут азбукой или системой Брайля.

Суть следующая: есть ячейка с шестью расположенными в два параллельных столбца точками, из которых одна или несколько точек выпуклые. Комбинация выделяющихся точек соответствует той или иной букве, цифре или знаку препинания.

Всего в азбуке Брайля 64 символа – 63 информативных и пробел. 

Геометрические размеры ячеек, высота и диаметр точек, расстояние между ними оговорены ГОСТ Р 56832-2015 «Шрифт Брайля. Требования и размеры». Сама схема ячейки была выбрана из соображений восприятия. Будь точек не шесть, а более, такой символ нельзя было бы «прочесть» подушечками пальцев.

Меньшее число точек повлияло бы на количество комбинаций и, соответственно, информативных символов. Надо сказать, что попытки создания азбуки для незрячих предпринимались и ранее, но именно модель Брайля была признана универсальной и используется сегодня в большинстве стран мира.

Русскоязычный вариант Брайля впервые был предложен в 1861 году князем Денисом Оболенским (1844-1918), также потерявшем зрение ещё ребёнком.

Для людей с проблемами зрения метод Луи Брайля является не только средством коммуникации. Он способствует развитию общей языковой грамотности. Изучать его можно и самостоятельно, не прибегая к помощи специально подготовленного преподавателя (тифлопедагога). Ниже предлагаем несколько советов, как облегчить и ускорить процесс освоения. Особенно актуальными наши рекомендации станут для детей.

Читайте также:  Обзор ИБП CyberPower Value1200EILCD. Ни минуты без электричества

Начинать с моторики

Принято считать, что у незрячих людей чувствительность кончиков пальцев выше, чем у остальных. Это совсем не так, поэтому для тренировки осязания рекомендуется заниматься перебором мелких предметов – крупы или шариков.

Обучаемого человека важно ориентировать на работу одновременно двумя руками. Кроме того, перебирая, скажем, рисовую или гречневую крупу, необходимо, чтобы незрячий человек запоминал ощущения, заостряя внимание на форме предметов.

Сделайте азбуку сами

Возьмите пластилин, слепите из него буквы алфавита или цифры и нанесите на них комбинацию точек по Брайлю, соответствующую той или иной букве. Так ребёнок быстрее запомнит информативные символы и их рельефно-точечные аналоги. После освоения алфавита можно переходить к чтению и выполнению простейших математических действий.

Игра как способ обучения

Освоению языка Брайля помогают и адаптированные образовательные игры. Например, кубик Рубика, грани которого вместо цветов обозначены соответствующей тактильной поверхностью.

Или шахматы, отличающиеся от традиционных тем, что их фигурки имеют форму шашек, а различить их можно по рельефным значкам сверху и соответствующим символам Брайля.

Подробнее о развивающих играх можно узнать в соответствующем разделе на сайте Тифлоцентра «Вертикаль».

Электронная виброперчатка научит читать по Брайлю Электронная виброперчатка научит читать по Брайлю

«Брайльбука»: самоучитель в кармане

Рассказывая об обучающих играх, стоит остановиться на электронном самоучителе «Брайльбука». Это адаптивная мини-азбука в пластиковом корпусе, по габаритам не превышающее карманную игру или мини-планшет, с клавишами, на поверхность которых нанесены выпуклости символов Брайля. Каждой клавише соответствует отдельная буква алфавита.

Что такое брайлевская колодка и как она используется в обучении слепых детей?

В обучении слепых детей используются тифлоприспособления. Их можно применять дома или в специализированных образовательных учреждениях, где учатся незрячие. В этой статье мы расскажем, что такое брайлевская колодка и как ее использовать.

Электронная виброперчатка научит читать по Брайлю

Брайлевская колодка — устройство, которое предназначено для обучения чтению и письму по системе Брайля. Конструктивно она представляет собой деревянное устройство, по форме напоминающее пенал. Прибор разделен на 10 прямоугольных клеток, в каждой из которых расположено по шесть отверстий.

В каждую дырочку можно вставить специальный пластиковый штифт, который будет обозначать точку в брайлевском шрифте. С помощью колодки незрячие дети могут набирать различные комбинации, которые соответствуют букве или цифре.

Это тифлоприспособление иначе называют разборной азбукой, оно широко применяется в обучении детей с нарушениями зрения.

Что такое колодка шеститочия?

Прежде чем использовать разборную азбуку, ученик должен освоить клетку в шестью точками, которая лежит в основе рельефно-точечного шрифта. Чтобы научить незрячего ориентироваться в клетке Брайля, используют ее макет — колодку шеститочия.

Она представляет собой небольшой прибор с шестью отверстиями и выдвижными штифтами. По системе Брайля писать нужно справа налево, то есть первая из шести точек при написании буквы будет расположена в правом верхнем углу.

Чтение рельефно-точечного шрифта, напротив, осуществляется слева направо и, соответственно, первая точка располагается в левом верхнем углу.

Тифлоприбор сделан таким образом, что одна его сторона предназначена для обучения письму, а другая — чтению. Осваивая шеститочечный шрифт, ученик вдавливает специальным грифелем штифты в дырки, тактильно запоминая разные сочетания рельефа.После освоения колодки шеститочия можно приступать к занятиям на большой брайлевской азбуке-колодке, состоящей из десяти клеток.

Какие упражнения можно выполнять с разборной азбукой?

В школе с детьми занимается педагог, но тем родителям, которые хотят помочь своему сыну или дочке быстрее освоить чтение и письмо, тоже полезно знать основы применения колодки. Расскажем о нескольких упражнениях, которые можно выполнять с ее помощью.

Сосчитать клетки

Попросите сосчитать, сколько всего клеток у тифлоустройства. Затем можно попросить сосчитать поочередно пустые и заполненные прямоугольники.

Электронная виброперчатка научит читать по Брайлю 

Разбирать и собирать азбуку

Нужно учить ребенка вынимать штифты не беспорядочно, а слева направо и сверху вниз. Как и в случае с разбором, вставлять штифты в отверстия нужно в определенном порядке. Некоторые тифлопедагоги считают, что правильно это делать слева направо и сверху вниз. Если собирать ее справа налево, как при письме, невольно запоминается комбинация в перевернутом относительно чтения виде.

Считать отверстия и точки

Попросите ребенка сосчитать дырочки, затем выпуклости. Попросите назвать номер точки с учетом ее расположения в шеститочии.

Повторить комбинацию

Составьте комбинацию рельефно-точечную комбинацию и попросите ребенка повторить ее.

Все упражнения тифлопедагоги рекомендуют проводить в формате игры. Например, штифты могут быть орешками для белочки или грибочками для ежика.

Команда MagazinLinz.ru

Система (азбука) Брайля для слепых: письмо и шрифты

Слепотой называют состояние, которое возникает вследствие полной потери зрения на оба глаза. Человек перестает не только видеть, но и ощущать свет. Это приводит к потере возможности ориентироваться в окружающем пространстве (бытовая слепота) и неспособности выполнять работу даже при помощи оптических приборов (профессиональная слепота).

Причины слепоты

Нарушение или полная потеря зрения, как правило, вызваны разными факторами. К ним относят внутриутробные заболевания и пороки развития плода, которые приводят к врожденной слепоте новорожденных.

Потерю зрения у детей и взрослых до 50-ти лет обычно вызывают заболевания и травмы глаз. У лиц старшего возраста слепота нередко наступает вследствие сосудистых патологий органа зрения, возникновения глаукомы.

В последнем случае, возвращению зрения способна помочь хирургическая пересадка роговицы.

Обучение и трудоустройство инвалидов

Даже имея физические ограничения, в России незрячие люди имеют возможность обучаться разным профессиям и проявлять себя на разных должностях.

Их трудоустройство, является обязанностью Общества слепых, которое в том числе, ведет культурно-массовую и просветительскую работу в среде людей, имеющих ограничения по зрению.

Административные центры Общества слепых находятся во всех крупных городах страны. На них же возложена обязанность обучения и профориентации слепых и слабовидящих граждан.

Получение среднего образования слабовидящими и слепыми детьми, в России является обязательным. При этом, обычные общеобразовательные школы принимают учеников с остаточным зрением. Для их обучения применяются лупы и увеличивающие устройства, а также прочие приемы дающие возможность ребенку усвоить учебный материал.

Детей со зрением менее 0,05 и совершенно слепых, берут в специализированные школы, где обучение проходит с применением наглядных пособий и методов преподавания, акцентированных на слух и осязание ребенка. Библиотеки для слабовидящих и незрячих укомплектованы аудио- и обычными изданиями, специальными таблички со шрифтом Брайля.

Так в крупнейшем просветительском учреждении подобного типа, Российской государственной библиотеке для слепых, собраны специализированные пособия.

К ним относятся не только вышеупомянутые издания, но и большая коллекция специальных рельефно-объемных моделей, позволяющих людям с ограничениями по зрению, получать тактильную информацию о разных объектах, ощупывая их.

Применение компьютерных электронных устройств

Альтернативой печатным изданиям для слабовидящих, сегодня стали аудиокниги. Они помогают узнавать о произведениях известных авторов, прослушивать их инсценировки и даже спектакли.

Особый вклад в создание аудиокниг вносят волонтеры, создающие эти аудиокниги на специальных сайтах и распространяющие их среди широких масс. Сегодня разрабатывается и выпускается масса электронных устройств, помогающих при отсутствии зрение.

Так новым, запатентованным средством кодировки и передачи сигнала стала модель визуально-замещающих устройств проекта «Тактильное виденье».

Работать с текстами инвалидам по зрению помогают специальные приспособления для электронных устройств — клавиатура со шрифтом Брайля и дисплей, имеющий генератор человеческой речи, помогающий считывать информацию с экрана. Все это делает жизнь незрячих людей более полноценной и насыщенной, помогает адаптироваться в социуме.

Шрифт Брайля

Шрифт Брайля представляет собой специальную систему для обучения незрячих чтению и письму. Она была разработана французом Луи Брайлем в 1824 году.

Будучи сыном сапожника Брайль потерял зрение в трехлетнем возрасте после ранения глаза шилом. В пятнадцать, он создал метод начертания букв и их чтения слепыми людьми, который в последствии назвали его именем. К его разработке, мальчика подтолкнуло знакомство с «ночным методом» — способом шифрования военных донесений, автором которого был капитан артиллерии Шарль Барбье.

Шрифт Брайля имел значительные отличия от типа линейного написания знаков, созданного Валентином Гаюи. Изучение его, помогает слепым людям научиться писать и читать. Данный метод, также развивает навыки правописания, грамматики, пунктуации. Позволяет незрячим и слабовидящим разбирать графики и сложные схемы.

Структура шрифта

Буквы шрифта Брайля изображаются посредством шести точек, разделенных на два столбца. Читают текст справа налево, и наоборот слева направо на следующей странице.

Для восприятия шрифта Брайля существует определенная сложность. Она заключается в прочтении текста по обратной стороне листа используя выпуклости проколотых отметок.

Точки имеют нумерацию, идущую по столбикам сверху вниз и читаются сперва с правой, после с левой стороны.

Как это происходит? В верхнем правом углу помещается точка 1. Под ней помещается 2. В нижнем правом углу расположена 3. Вверху слева — 4, под ней внизу — 5, в нижнем левом углу — 6.

Когда-то, тифлопедагоги вносили предложение поменять местами цифры 1 и 3, однако, их предложение не поддержали. Позже, расширяя русский шрифт Брайля, была добавлена цифры: 7 под 3, а также 8 под 6.

При этом, ячейка без прокола, также представляет собой определенный символ.

Издавна сложились определенные нормы размеров точек, расстояний между ними, расстояний между столбцами. Достаточная для распознавания минимальная высота отметки — 0,5 мм, промежутки между проколами составляют 2,5 мм. Расстояние между ячейками по горизонтали составляет 5 мм, по вертикали — 3,75 мм.

Подобная структура дает возможность быстро и легко овладеть навыками чтения, на ощупь распознавая знаки. Печатные листы с текстами по Брайлю могут иметь разные форматы. Однако, традиционным для России, принято считать лист, включающий двадцать пять строчек, с тридцатью и тридцатью двумя символами в каждой.

Общий размер листа, при этом, составляет 23х31 сантиметр.

Для слепых людей, брайлевский рельефно-точечный шрифт – это единственный способ научиться читать и писать, получить достойное образование и дальнейшее трудоустройство.

Как работает система

Шрифт Брайля состоит из 63 информативных символов и 64-го пробела. В расширенной системе содержится 255 знаков. Кроме того, как и в обычной, в ней, присутствует пробел.

Читайте также:  CeBIT 2010: ASUS N61J, N71J и N82J - ноутбуки с отличным звучанием SonicMaster

В связи с тем, что общее число сочетаний точек ограничено, зачастую применяются многоклеточные символы, состоящие из нескольких знаков, с различными функциями.

Могут применяться также и дополнительные символы – прописные и заглавные буквы, цифры. Каждое сочетание знаков может иметь до десяти значений и более.

Для нанесения на бумагу шрифта Брайля существуют определенные инструменты. По этой причине любые изменения в конфигурации, размере, форме и выделении букв невозможны.

Для выделения символов принято применять специальные знаки, которые ставят перед заглавными или прописными буквами.

Если применяются разные типы шрифтов, такие знаки устанавливают до и после слов и частей предложения, которые нужно выделить.

Для написания текста либо его части курсивом, их помещают между определенными отметками — условными тегами. При этом, прослеживается некое сходство с системой html, где также применяют теги.

Грамматические особенности

В плане построения предложений, шрифт Брайля тоже имеет характерные особенности — изменение некоторых грамматических норм. В этой связи, научившийся писать по этой системе незрячий человек («браилист»), станет допускать ошибки, работая на обычном компьютере. Так шрифт Брайля, отличен от обычного в следующем:

  • Прописная буква игнорируется;
  • Перед тире и после запятой пробел не ставится;
  • Промежуток, отделяющий знак номера от числа отсутствует;
  • Для схожих символов применяется одно обозначение (тире и дефис — один знак препинания).

Подобные грамматические «ляпы» для письма Брайля являются нормой. И незрячий человек станет их допускать, если не пройдет дополнительное обучение.

Значение символов

Различные сочетания точек в клетке воспроизводит при брайлевском письме различные буквенные, цифровые и музыкальные символы.

Они могут применяться для написания иностранных букв и слов, компьютерных или математических символов и уравнений.

Шрифт Брайля, является эффективным средством для развития навыков грамматики, пунктуации и правописания у незрячих людей. С помощью этой системы легко описывать графики и схемы, с трудом поддающиеся устному описанию.

Способ письма

Как уже указывалось выше, Брайль придумал для незрячих людей способ тактильного чтения. Данный принцип получения информации построен на совокупности 6-ти отметок (ячеек). Они располагаются в два ряда и имеют по три знака в каждом ряду.

Расположенные в разном порядке внутри ячейки точки, образуют смысловые единицы. Следуют в специальном порядке и знаки: 1, 2, 3 – слева и сверху вниз, 4, 5, 6 — в правом столбце так же.

1 * * 4 2 * * 5 3 * * 6 – по такому принципу и формируется шрифт Брайля.

Технология обучения письму

Брайлевский прибор, грифель или печатная машинка – это основные элементы, необходимые при письме для слепых.

Между двумя металлическими либо пластмассовыми пластинами приспособления, вкладывается лист бумаги и зажимается ими.

На верхней части пластины имеют ряды прямоугольных окон, нижняя часть имеет углубление, соответствующее каждому окну. Ячейки пластинок аналогичны брайлевским ячейкам.

Знаки образуются под давлением грифеля на бумагу. При сдавливании, углубления нижней пластины выдают определенные символы. Текст пишется справа налево, так как его воспроизведение будет на обратной стороне листа.

Брайлевская печатная машинка включает шесть клавиш, соответствующих шести точкам в ячейке. Здесь же присутствует ручка вала, которой переводят строки, делают «возврат назад» или «пробел».

Если знак формируется с помощью нескольких клавиш, на них нажимают одновременно. Каждое надавливание, таким образом соответствует букве. По левой и правой сторонам от «пробела» предусмотрены три клавиши – это цифры.

Как же осуществляется письмо?

В соответствии с техникой письма, указательный палец левой руки нажимает слева на клавишу находящуюся рядом с «пробелом». Это точка — 1. Средним пальцем этой руки можно написать точку 2, для чего просто нажать центральную клавишу, следующую за клавишей точки 1.

Нажав безымянным пальцем на последнюю клавишу, получим точку 3. С противоположной стороны, на соответствующие клавиши «4», «5», «6», должны нажимать пальцы правой руки. «Пробел» ставят большим пальцем. Таким образом, при письме задействованы обе руки. Текст, напечатанный на машинке, можно прочесть, не переворачивая бумажный лист.

Заключение

Конечно, для освоения системы Брайля требуется приложение некоторых усилий. К примеру, поставленная не в том месте по невнимательности отметка, способна изменить цифры номера телефона и пр. Однако, силы не будут потрачены впустую. Шрифт Брайля поможет в достижении высоких результатов адаптации в социуме.

Обратившись в Московскую Глазную Клинику, каждый пациент может быть уверен, что за результаты хирургического вмешательства будут ответственны высококвалифицированные рефракционные хирурги – одни из лучших российских специалистов в данной области.

Уверенности в правильном выборе, безусловно, прибавит высокая репутация клиники и тысячи благодарных пациентов.

Самое современное оборудование для диагностики и лечения заболеваний глаз, одни из лучших специалистов и индивидуальный подход к проблемам каждого пациента – гарантия высоких результатов лечения в Московской Глазной Клинике.

Уточнить стоимость той или иной процедуры, записаться на прием в «Московскую Глазную Клинику» Вы можете по телефону 8 (800) 777-38-81 (ежедневно с 9:00 до 21:00, бесплатно для мобильных и регионов РФ) или воспользовавшись формой онлайн-записи.

Электронная виброперчатка научит читать по Брайлю

Обучение Брайлю: как научить ребёнка читать шрифт для слепых людей?

Книги Брайля — это книги, написанные при помощи рельефно-точечного шрифта для чтения и письма, в основе которого лежит комбинация из шести точек, находящихся в одной ячейке. Шрифт читается с помощью указательного пальца на ощупь. Он был разработан французским тифлопедагогом Луи Брайлем и назван по его имени.

Компактность и легкость знаков позволяют людям с ограниченными возможностями зрения достаточно быстро читать любой текст, так как при помощи шрифта можно воспроизвести не только буквы, но и любые другие печатные символы, например цифры или музыкальные ноты.

Изучение незрячими или слабовидящими детьми системы Брайля дает им возможность стать грамотными и независимыми. Шрифт является лучшим способом развития навыков грамматики, правописания и пунктуации. Поэтому так важно заинтересовать ребенка процессом чтения по Брайлю.

Начинаем обучение

Подготавливать детей к ознакомлению со шрифтом Брайля начинают постепенно, в игровой, доступной для них форме. Изучение начинают с букв, присутствующих в имени ребенка и его родных, а затем переходят к слогам, словосочетаниям и коротким предложениям.

В процессе обучения необходимо внимательно следить за тем, как располагаются пальцы рук ребенка:

  • Движение должно быть направлено слева направо, а не сверху вниз.
  • Касаться брайлевских точек нужно подушечками указательных пальцев.
  • Слишком сильное надавливание на точки затрудняет осязание.

После того, как ребенок научится читать напечатанные шрифтом Брайля буквы, нужно предложить ему детские книжки, которые он сможет прочитать сам. Ведь каждая такая книга для незрячего ребенка — это окно в огромный мир.

Детские издания, оформленные различными материалами и текстурами, а также иллюстрированные особым способом, с объемными элементами, рельефным тиснением, движущимися конструкциями способствуют приобщению детей с ограниченными возможностями зрения к чтению. Это помогает развивать мышление, речь, внимание и пополняет их сенсорный опыт.

Вставки и аппликации разной фактуры и высокий четкий контур развивают тактильные ощущения ребенка, движущиеся игровые конструкции и элементы улучшают мелкую моторику рук, а крупные иллюстрации и контрастные цвета помогают в развитии остаточного зрения. Кроме того, чтение книг по системе Брайля позволяет детям перейти к работе на компьютере, оснащенном брайлевским дисплеем.

Наша компания занимается вопросами «Доступной среды

Как выучить алфавит Брайля

Инструкция

Француз Луи Брайль в 1824 году в возрасте 16 лет создал точечно-рельефный шрифт, сам будучи слепым уже с трех лет. На тот момент уже существовал рельефно-линейный шрифт Валентина Гаюи, который за основу своего письма взял шрифт, применявшийся военными для чтения в полевых (ночных) условиях. Недостатком военного шрифта была его громоздкость, ведь на странице помещалось мало слов.

Брайль хоть и не был первооткрывателем алфавита для незрячих, но он разработал новую систему нанесения букв, которая была основана на матрице с шестью точечными нанесениями — буквами. Для письма было взято нанесение точечных уколов на бумагу.

Впрочем, и эта система имела ряд недостатков, к примеру, невозможность обозначения заглавных букв, пробелов после запятой и перед тире.

Чтобы оправдать довольно безграмотный стиль письма, были приняты некоторые изменения в грамматике при использовании знаков азбуки Брайля.

Особенностью письма по системе Брайля является то, что текст пишется с права налево, затем лист переворачивается и по выпуклостям наколотых точек читается текст.

При обучении чтению по азбуке Брайля следует учитывать, что буквы распознаются по тисненым выпуклостям. Самая большая трудность – у большинства обучаемых весьма слабо развито чувство осязания на кончиках пальцев. Считать, что у слепых людей сверхчувствительные пальцы, в корне неверно.

Для развития осязания рекомендуется заниматься перебором мелких предметов, таких как крупа, горох, бусины. Очень важно ориентировать обучаемого человека на работу двумя руками одновременно. Причем, перебирая гречку и рис, необходимо заострять внимание на их форме, запоминать ощущения.

Дополнительными методическими пособиями для обучения азбуке Брайля служат: набор букв, например, русского алфавита, изготовленных из пластика и с нанесенной перфорацией, соответствующей буквам алфавита Брайля.

Существует даже кубик Рубика для незрячих людей. Вместо цвета на сегменты кубика наносится рельефная поверхность. В помощь обучающимся выпускается и специальная таблица, позволяющая незрячему человеку заучить шрифты Брайля. На таблице расположен русский алфавит и на каждую букву нанесены рельефные выпуклости шрифтом Брайля, соответствующие русской букве.

Каждую букву заучивают в отдельности. Так, литере «А» соответствует расположение одной точки в левом верхнем углу, литере «Б» — там же, но уже двух точек. Обычно на освоение алфавита уходит до полутора месяцев, после его учащемуся предлагают простое чтение, не имеющее знаков препинания.

Обычно в России для работы со «слепыми» шрифтами используют плотные листы формата А4, международно принятое расстояние между точками – 2,5 мм. Более 25 строк на лист не размещают.

Обратите внимание

В России впервые вариант алфавита Брайля был создан в 1861 году князем Д.М.Оболенским.

Полезный совет

Специалист, который обучает «слепому» чтению и письму называется тифлопедагогом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector