Тесты интеллекта оценивают общую способность человека мыслить логически, решать арифметические, вербальные и пространственные задачи. Нужно ли знать свой уровень IQ и что делать с полученными результатами — рассмотрим в этой статье.
IQ — сокращение от английского intelligence quotient — коэффициент интеллекта. Это количественный показатель уровня интеллекта в сравнении с уровнем среднестатистического человека — того же возраста и развития, как тот, у кого этот коэффициент измеряют.
Английский учёный Фрэнсис Гальтон измерял наследственные особенности людей, в том числе умственные. Он стремился определить границы возможностей человека: насколько высокие звуки и близкие оттенки цвета мы способны различать, какова максимальная скорость реакции.
В конце XIX века понятие интеллекта ещё не использовалось. Первые тесты моторных навыков и сенсорных способностей применяли в антропометрии наряду с показателями роста, обхвата головы и объёма лёгких.
Следующим шагом в развитии IQ-тестов стали разработки французских психологов Альфреда Бине и Теодора Симона. В начале XX века перед системой образования Франции стояла задача разделить учеников на одарённых, способных и тех, кому нужна помощь в обучении. Бине и Симон создали методику диагностики для детей.
Сначала тест включал 30 словесных, манипулятивных и задач на восприятие. Дети от 3 до 13 лет делились на возрастные группы. Задания подбирались так, чтобы их могли выполнить ¾ детей с нормальным интеллектуальным развитием.
Коэффициент умственных способностей по шкале Бине — Симона
IQ ребёнка приравнивали к частному умственного возраста испытуемого и его реального возраста, умноженному на 100. Если, например, ребёнок в 8 лет соображал, как девятилетний, то его коэффициент интеллекта составлял 9/8*100=112.
В Первую мировую войну руководство армии США стремилось снизить потери и эффективно распорядиться человеческим ресурсом.
Чтобы знать, кого назначить командиром, кто готов ехать на фронт, а кто пригодится в штабе, нужно было оценивать интеллектуальные и психологические возможности новобранцев.
По заказу минобороны США были разработаны групповые тесты: вербальная версия Альфа — для англоговорящих военных, а Бета — для иностранцев и малограмотных.
Примеры заданий теста на интеллект в Британской армии
Итоговый вариант опросника внедрили в практику только за 3 месяца до окончания войны, и он не сыграл существенной роли в отборе. Сейчас психологическое тестирование и оценку интеллекта проводят в армиях разных стран и крупных компаниях.
Пример вопроса из теста умственных способностей на сайте минобороны РФ
Одни люди лучше строят логичные высказывания, другие могут подобрать недостающую деталь пазла, третьи — видят закономерность в ряду чисел.
У кого из них выше интеллект? После нескольких лет измерений, анализа данных и споров психологи пришли к идее общего интеллекта.
Общий интеллект ещё называют фактором g (general) — это совокупные умственные силы человека, его способность воспринимать и запоминать информацию, обучаться и решать задачи.
Учитесь бесплатно
Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели
Получить демодоступ на неделю
Нельзя оценить общий интеллект только заданиями на логику или арифметику. Испытуемым предлагают несколько типов заданий: кто-то хорошо справляется с аналогиями, кто-то расшифровывает анаграммы, но в целом интеллектуальный уровень этих людей примерно одинаков.
Поскольку опросники не всегда удаётся точно перевести на другой язык, не все методики одинаково распространены в разных странах.
Тест Бине и Симона для детей был доработан профессором Стэнфордского университета и сейчас известен как шкала интеллекта Стэнфорд — Бине. В период с 1905 по 2003 год опросник выдержал 5 редакций.
В начале XX века с помощью теста проверяли восприятие, понимание и способность к рассуждению. Альфред Бине считал, например, что речевые способности — это основа интеллекта.
Сейчас шкала Стэнфорд — Бине строится на модели подвижного и кристаллизовавшегося интеллекта Реймонда Кеттела, а также оценивает специальные способности.
Подвижный, или флюидный, интеллект — это способность решать новые логические и аналитические задачи. По оценке психологов подвижный интеллект развивается до 30-40 лет.
Кристаллизовавшийся интеллект включает опыт и знания, которые человек накапливает и использует в течение жизни.
Таким образом, современный тест состоит из 5 блоков:
- Подвижный интеллект.
- Вербальное мышление (кристаллизовавшийся интеллект).
- Вычислительные задачи.
- Зрительное восприятие и пространственный интеллект.
- Рабочая кратковременная память.
В зависимости от возраста и уровня интеллекта испытуемого, на тест дают от 15 минут до 1 часа 15 минут. Коэффициент IQ в пределах 70-79 считается пограничным, 80-89 — ниже среднего, 90-109 — средним, 110-119 — выше среднего, результат выше 130 демонстрируют одарённые люди.
В западных странах шкала Стэнфорд — Бине используется для оценки готовности к школе, распределения учеников в школы разного уровня и при поступлении в вузы.
Подобно тесту Стэнфорд — Бине методика Векслера оценивает общий интеллект с помощью различных типов заданий. Весь опросник состоит из 9 субтестов:
- «Закончи предложение» — задания на логику и вербальный интеллект.
- «Найди лишнее слово» — требуется выбрать одно слово из пяти.
Примеры заданий опросника Векслера из адаптированного онлайн-теста
- «Аналогии» — подобрать пару к слову по принципу, который заложен в образце.
- «Классификация» — нужно объединить два понятия общим словом.
- «Арифметика» — задания на практические математические навыки.
- «Закономерности» — предлагается продолжить ряд чисел или заполнить пропуск в последовательности.
- «Пространственный тест» — нужно мысленно составить целую фигуру из частей.
- «Анализ изменений» — визуальный тест, в котором нужно выбрать фигуру с учётом мысленных преобразований.
- «Внимание и память» — испытуемому предлагается запомнить 25 слов, а затем найти их среди других.
На решение 176 заданий дают полтора часа. Тест Векслера адаптирован для детей от 2 лет, подростков и взрослых. В России его применяют в оценке персонала, педагогике и медицине.
Ганс Айзенк считал, что его тест выявляет уровень интеллекта независимо от кругозора человека. Критики спорили с автором, поскольку результаты более образованных испытуемых оказывались выше.
Тест в равной степени оценивает вербальный интеллект и способность мыслить логически. По замыслу автора, ни «физики», ни «лирики» не имеют в нём преимуществ.
Примерно половина испытуемых набирает от 90 до 100 баллов из 160 возможных. Респонденты с высшим образованием часто показывают результат 115 и выше. Отметка ниже 70 расценивается как тревожный сигнал проблем с интеллектом.
Оценку результатов данного теста давно проводят автоматически в режиме онлайн, поэтому он у многих на слуху.
В российских школах используют ШТУР — школьный тест умственного развития для учеников 7—9 классов. Он оценивает уровень эрудиции, способности проводить аналогии, классифицировать понятия, обобщать и видеть закономерности.
Примеры заданий ШТУР ( авторы К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова) для учеников средней школы
В эпоху индустриализации тесты интеллекта позволяли оценить уровень человека и определить его рабочие функции. В XXI веке на первый план выходят мягкие или гибкие навыки, поэтому IQ тесты оказались менее востребованы.
Уровень общего интеллекта одинаково зависит от наследственности и среды. Чем выше уровень IQ у родителей, тем больше шансов на высокие показатели интеллекта у ребёнка. Чем более насыщенная развивающая среда, в которой воспитывается индивид, тем более высокий уровень IQ он сможет продемонстрировать.
Исследования показывают, что уровень IQ кореллирует с продолжительностью жизни, уровнем образования и здоровья, но прямой причинной связи здесь нет. Совпадение показателей можно объяснить так: люди с более высоким IQ демонстрируют успехи в обучении, получают высшее образование и передают умственные способности своим детям.
Благодаря высшему образованию люди с высоким IQ находят высокооплачиваемую работу и обеспечивают себе и своим детям достаточно высокий уровень жизни: разнообразное питание, медицинское обслуживание, условия для развития. Если человек от природы имеет высокий IQ, но не стремится реализовать свой потенциал, ни богатства, ни долголетие ему не гарантировано.
Факторы и последствия интеллектуальных различий
Средний показатель IQ теста вычисляют по количеству людей, которые смогли сдать его на 100 баллов или около того.
Систему оценивания тестов постоянно пересматривают, потому что человечество умнеет примерно на 3 пункта каждые десять лет.
Рост среднего балла связан с увеличением количества образованных людей и переходом от ручного к умственному труду.
Исследователи заметили, что на результаты конкретного человека влияют его способности и желание выполнить тест как можно лучше.
Чем выше уровень интеллекта испытуемого, тем сильнее влияние его мотивации на результат тестирования. Человек с более низкими способностями, как ни старайся, не покажет высокий результат.
Если же человек с высоким интеллектуальным потенциалом не старается решить задачи, он не покажет свои истинные способности.
Результат теста будет выше, если потренироваться выполнять подобные задания — это эффект обучения. Как и в любом тесте эмоциональный настрой играет роль, поэтому приступать к заданиям лучше в хорошем расположении духа.
Распределение результатов испытуемых: 70% демонстрируют средние показатели, ещё четверть — немного выше или ниже среднего, единицы — предельно высокие или низкие баллы.
С помощью тестов психологи хотели предсказать, насколько хорошо человек подходит для определённой деятельности. На деле оказалось, что баллы IQ не позволяют прогнозировать успех в работе. Деятельность человека слишком сложна и не укладывается в шкалы одного теста.
Поэтому были разработаны специальные методики оценки математических способностей, памяти, креативности и профориентации.
Умственные способности — пусть и важный, но лишь один из ресурсов человека. Гораздо важнее то, как вы распоряжаетесь своими способностями. Рекордсмены IQ-тестов создали организацию Mensa International: туда берут лишь 2% испытуемых с самыми высокими показателями интеллекта. Члены Mensa пока не прославились ни выдающимися научными открытиями, ни другим вкладом в общественное развитие.
Показатели IQ не говорят о способности человека эффективно взаимодействовать с другими, быстро адаптироваться к новым условиям, брать на себя ответственность и находить силы двигаться вперёд несмотря на неудачи. В индустриальную эпоху знания и память играли ведущую роль, сейчас эти функции берёт на себя смартфон.
Поэтому особую ценность приобретают исключительно человеческие способности: понимать и выражать эмоции, проявлять сочувствие и гибкость, учитывать интересы разных групп и мыслить критически. В отличие от общего интеллекта, эти способности (мягкие навыки) можно развить через образовательные практики и тренинги.
Тест на интеллект стоит пройти хотя бы затем, чтобы иметь о нём представление.
Учёные из разных стран трудились над его созданием на протяжении всего XX века! Вы можете на собственном опыте проверить корреляцию между вашим уровнем IQ и успехами в учёбе.
И, наконец, это просто увлекательно — решать задачи разного типа. Только помните, что результат будет выше, если вы заранее потренируетесь и будете выполнять задания в хорошем настроении.
Изображение на обложке: zara magumyan / Dribbble
Поколение Z — характерные черты и особенности детей поколения Z
- Каждое поколение отличается своими взглядами на жизнь, особенностями восприятия и мышления.
- Исследователи изучают представителей разных временных периодов, чтобы наладить образовательный процесс, сделать его более современным и эффективным.
- В этой статье рассмотрим «поколение Z» и его отличительные черты.
Дети поколения Z — кто они?
Термин «поколение Z» появился благодаря теории поколений, описывающей экономическое развитие государств и его влияние на психологические особенности людей.
Теорию разработали ученые Уильям Штраус и Нил Хоув в конце 20-го века. Описывая жизненные пути представителей предыдущих поколений, они заметили, что сценарии часто повторяются. Исследователи предположили, что изменения в экономике, социальном и политическом режимах влияют на судьбы людей, населяющих страну.
Ученые описали американское общество, отводя каждому поколению примерно 20 лет. Однако теория прижилась и в других странах, включая Россию, претерпевая незначительные изменения. Вот примерные временные рамки, связанные с нашими современниками:
- поколение X (1967—1984);
- поколение Y (1984—2000);
- поколение Z (2000—2013).
Поколение Z (zoomers) в России начинает заявлять о себе — часть представителей уже достигли совершеннолетия и вступают во взрослую жизнь, а некоторые — все еще дети и подростки.
Австралийский исследователь Марк Мак-Криндл также выделил поколение альфа, к которому относятся дети рожденные ~после 2010 года.
Характерные черты поколения Z
Поколение Z состоит из людей, которые не представляют жизни без интернета. Если «игреки» хотя бы отдаленно помнят жизнь без онлайн-игр и компьютеров, то «зеты» буквально родились и выросли с гаджетом в руках.
Рассмотрим основные особенности поколения Z.
Жизнь в интернете
Зумеры воспринимают интернет и гаджеты как продолжение реальной жизни — это уже не вспомогательный инструмент для решения практических задач, а место, где строятся личные отношения, создаются рабочие места и репутация.
Учеба, общение, занятия спортом, творчество — все аспекты жизни «зетов» связаны с новейшими технологиями. Поколение Z интересуется изобретениями в области IT, быстро делает их частью своей жизни.
Ранний заработок
Благодаря интернету зумеры рано получают возможность зарабатывать самостоятельно — даже в подростковом возрасте представители поколения Z имеют доступ к разным источникам дохода (например, блогерству и ведению проектов).
Зеты легко монетизируют хобби, умеют совмещать приятное с полезным, зарабатывая на любимом деле.
Интерес к образованию
Классическое образование не сильно интересует поколение Z, но они осознают значение информации и тянутся к ней, обучаясь на онлайн-курсах, занимаясь самообразованием.
Большинство представителей этого поколения понимают без лишних напоминаний, что их жизненный успех зависит от знаний. Им не нужно говорить, как важно быть эрудированным человеком.
Озабоченность общественными проблемами
Дети поколения Z рано начинают понимать, что человечество и планета в целом находятся в опасности. Они говорят об этом вслух, призывают политиков к более серьезному взгляду на проблемы экологии, социального неравенства.
Зумеры тонко чувствуют несправедливость мирового порядка и пытаются преодолеть препятствия: уменьшить количество бедных, предотвратить загрязнение Мирового океана, устранить гендерные предрассудки.
Открытость и лояльность
Зеты считаются наиболее толерантным поколением из существующих: они уважают чужую индивидуальность, избегают расизма, сексизма, любых форм ксенофобии, стремятся к всеобщей справедливости.
Зумеры уверены, что каждый человек уникален и неповторим, и терпимо относятся к чужим особенностям.
Стремление наслаждаться жизнью
Представители поколения Z не хотят работать по расписанию, как делали их родители, дедушки и бабушки. Им по душе ненормированный рабочий график, удаленная работа на себя.
При этом для них важно не только работать, но и полноценно отдыхать, путешествовать, пробовать разные виды деятельности, творчески самовыражаться. Работа уже не является единственным признаком налаженной жизни.
Сильные стороны поколения Z
Остановимся на положительных качествах, которыми обладают «зеты».
Психологическая гибкость
Чтобы перестроить жизнь, зумерам не нужна долгая подготовка — они внутренне готовы к переездам, смене локаций, школ, основных занятий.
Они с любопытством, а не настороженностью относятся к новшествам, поэтому перемены не вызывают столь сильный стресс, как у представителей других поколений.
Эрудированность
Благодаря интернету зеты хранят в памяти множество интересных деталей, что делает их интересными собеседниками.
Зумеры следят за актуальными новостями, стараются всегда быть в курсе последних событий — для них это вошло в привычку.
Обучаемость
Детей не нужно уговаривать заниматься учебой и расширять кругозор: они самостоятельно приходят к образовательным играм, необычным проектам.
Зеты хорошо усваивают информацию, если ее правильно подавать: мгновенно выхватывают суть и сразу начинают применять знания на практике, что делает учебу результативной.
Практичность
Глядя на старших представителей поколения Z, можно заметить, что они не стремятся погрузиться в офисную рутину: им по душе предпринимательство, стартапы, эксперименты и риски.
Дети-зумеры тоже стремятся к финансовой независимости, обладают свободным мышлением. Им нравится создавать собственные продукты, способные изменить мир.
Креативность
Зумеры интуитивно понимают, как можно представить свои идеи публике: благодаря творческому подходу и насмотренности они без проблем создают собственные бренды, презентуют их.
Присутствие в социальных сетях помогает выстраивать репутацию, образ, находить единомышленников, подписчиков и даже будущих клиентов.
Слабые стороны поколения Z
У всех есть недостатки, поколение Z — не исключение. Перечислим основные отрицательные стороны.
Отсутствие концентрации
Зумеры привыкли к быстрой смене картинки — клипы, короткие видео, небольшие тексты. Дети этого поколения воспринимают информацию быстро, не останавливаясь на деталях — это помогает обрабатывать большой объем сведений, но делает мышление поверхностным .
Поколению Z тяжело читать длинные тексты, вникать в суть: они ждут кратких выводов, обобщающих сказанное.
Слабая память
Зетам нет нужды запоминать даты рождения ученых, стихотворения или столицы государств, потому что у них под рукой интернет. Главный навык — умение быстро найти нужную информацию, а не запомнить ее.
При этом хорошая память по-прежнему помогает человеку в работе, учебе, повседневной жизни, и зумерам приходится прикладывать дополнительные усилия для ее развития.
Болезненное отношение к критике
Дети и подростки этого поколения не привыкли к резкой критике: негатив со стороны родителей и преподавателей убивает интерес к занятиям, развитию в целом. Но критика неизбежна, а зеты не готовы слушать замечания.
Выгорание
Поколение Z — открытые и любознательные люди. Они с удовольствием начинают заниматься чем-то новым, но при малейшей неудаче теряют интерес, разочаровываются.
Это раздражает родителей и учителей. Способный ребенок увлекается новым хобби, но через пару месяцев прекращает занятия — просто потому, что устал от однообразия.
Неумение общаться
Представители поколения Z в целом открыты миру и любят общаться, но предпочитают делать это онлайн. Потребность в реальных контактах с людьми не такая острая, как у предыдущих поколений.
При взаимодействии с окружающими в реальной жизни дети поколения Z часто теряются, не знают, как начать разговор. Им проще найти единомышленников в интернете.
Эмоциональный интеллект для детей Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры узнать подробнее
Профессии для поколения Z
Первое, с чем ассоциируются зумеры, — современные технологии, креатив и инновационные проекты. Действительно, прогресс повлиял на ход мыслей и психологию поколения Z.
Вот список профессий, которые пользуются наибольшей популярностью у «зетов».
IT-технологии
Поколению Z нравятся специальности, позволяющие прикасаться к технологическому прогрессу и творить его своими руками. Подростки-зеты выбирают профессии в сфере IT — от рекрутера до системного аналитика.
Маркетинг, PR
Люди постоянно что-то продают — товары и услуги нуждаются в специалистах, которые могут грамотно выстроить план продаж, продумать детали. Для зумеров, в отличие от других поколений, создание личного бренда — понятный, обыденный вопрос.
Журналистика, ведение блога
Поколение Z буквально растет на контенте блогеров, любит воплощать креативные задумки в жизнь, делиться мнением.
Блогерство, обмен творчеством и информацией давно перестали быть обычными хобби — это новая профессия, требующая ряда навыков.
Медицина
Врачи, биофармакологи, младший медицинский персонал — профессии из области здравоохранения будут развиваться, становиться более современными. Медицину ждут новые открытия, в которых зумеры будут принимать непосредственное участие.
Искусство
Учитывая тягу зумеров к креативу и самовыражению, многие представители поколения захотят попробовать силы в сфере творчества: в сценарном мастерстве, медиаискусстве, дизайне.
Какие профессии не подойдут поколению Z (или будут менее востребованы)?
- Рабочие специальности, которые были на пике популярности в прошлом веке, теряют актуальность — труд стремительно автоматизируется.
- Монотонная, рутинная работа, которую нужно выполнять по шаблону — причина та же, что в предыдущем пункте.
Эти профессии не исчезнут полностью, но количество рабочих мест сократится в ближайшем будущем.
Как общаться с зумерами?
Поколение Z требует особого подхода со стороны родителей и педагогов. Вот основные правила поведения.
- Нельзя повышать голос, критиковать в язвительной форме. Это не мотивирует зетов — они просто разочаровываются в задаче и теряют интерес. Будьте вежливыми, приветливыми, проявляйте тактичность по отношению к ребенку или подростку.
- Поколение Z не терпит формального подхода. Им нравится, когда люди учитывают их индивидуальность. Педагогам и родителям нужно помнить, что они имеют дело с личностью, которой нужно уделить внимание.
- Не стоит лишать детей поколения Z гаджетов и доступа к интернету: там проходят важные процессы социализации, обучения, знакомства с окружающим миром. Наоборот, нужно встраивать в будни цифровые технологии — это комфортные для зетов условия.
- Не тратьте много времени на объяснения: поколение Z не умеет долго удерживать внимание на одном объекте. Им подходят короткие форматы: обучающие видео, инструкции, любые познавательные игры без выраженной учебной направленности.
- Развивайте творческое воображение ребенка. Оно требуется всем детям, но в случае с зумерами это качество просто необходимо: креативный подход обеспечит независимый взгляд на мир, позволит найти нестандартные способы заработка, реализовать потенциал.
Поколение Z не переносит скуку и бессмысленные обязательства: любое занятие лучше превращать в игру, а обязанности обсуждать вместе, чтобы найти в них смысл. Например, объясняя ребенку математику, старайтесь показать, как она пригодится в повседневной жизни.
Поколение Z и образование
Как было сказано выше, зумеры не могут учиться по стандартам старших поколений.
Чем отличается их восприятие?
- Детям не интересно писать контрольные работы, сдавать их, получать оценки. Монотонная деятельность кажется им скучной. Зеты считают, что учеба должна способствовать самовыражению, раскрытию талантов.
- Поколение Z не читает длинные скучные тексты без картинок. Им нужна интерактивность, частая смена деятельности, образование в сочетании с отдыхом и весельем. Не потому, что зумеры невнимательные — просто они делают несколько дел одновременно на протяжении всей жизни (смотрят обучающую лекцию, проверяют уведомления, обсуждают занятия с одноклассниками в чате).
- Дети этого поколения не верят в мотивацию, связанную с поступлением в ВУЗ: они чувствуют, что академическое образование любого уровня не сравнится с качественными онлайн-курсами, которые, вероятно, вытеснят университеты в будущем. Чтобы привить таким детям любовь к учебе, транслируйте иные ценности: яркая жизнь, общение с интересными людьми.
- Уже сейчас люди учатся непрерывно, чтобы соответствовать требованиям работодателя. Для детей поколения Z это станет обыденностью. Их привлекают информационно насыщенные образовательные программы, несущие конкретную пользу. Краткость — основа любого урока, занятия.
- Поколению Z нужно чувствовать, что они самостоятельно принимают решения: выбирают тему для обсуждения, развивают собственные проекты. Самостоятельность для них важнее, чем коллективные действия: даже работа в команде базируется на предложениях каждого участника.
Воспитывая и обучая представителей поколения Z, следует помнить, что люди не сводятся к формулам и теориям: некоторые зумеры по-прежнему испытывают влияние предыдущих поколений — все зависит от семейных установок, педагогического состава в школе, социальной среды.
Например, многие дети по-прежнему не поглощены современными технологиями и предпочитают иные способы получения знаний. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Однако теория поколений позволяет посмотреть на исторический процесс с разных точек зрения, попытаться спрогнозировать будущее: как будут распределяться рабочие места и какие навыки необходимо развивать уже сейчас.
Финграмотность для детей 6-13 лет Всего за пару месяцев ваш ребенок освоит
базовые финансовые инструменты, научится составлять бюджет и управлять им через игру узнать подробнее
В иннополисе создали эмоционального робота
; Ильдар Нигматуллин 27 января 2017 Ильдар Нигматуллин 27 января 2017
Робот способен считывать эмоции своего собеседника и повторять их, а также выражать семь видов эмоций по команде. Пока это только говорящая голова, подключенная проводами к компьютеру, однако в будущем ученые Университета Иннополис планируют собрать целого робота, стоимость которого на сегодняшний день составляет от 5 до 50 тысяч долларов.
Сотрудники лаборатории когнитивных робототехнических систем Университета Иннополис разработали робота по имени «Гагарин», способного достаточно точно распознавать эмоции собеседника и повторять их, сообщает пресс-служба Университета Иннополис.
Робот говорит по-русски и различает предметы.
По просьбе человека он может рассказать, например, о космосе, или ответить на вопрос о том, какой предмет перед ним находится, или какое чувство (гнев, удивление, радость, страх, пренебрежение, отвращение и грусть) испытывает его собеседник.
Внешне лицо робота похоже на человеческое. Под резиновой кожей спрятаны 30 моторчиков, с помощью которых «Гагарин» выражает эмоции, а в качестве глаз использованы видеокамеры. Пока «Гагарин» — это только голова, проводами связанная с ноутбуком, выполняющим роль мозга. Хотя в дальнейшем ученые планируют собрать целого робота.
hightech.fm / Леся Полякова
Главная фишка робота — эмоции, которые он может распознавать и выражать, считают разработчики. Эта способность сделает его полезным в социальных профессиях, например, эмоциональный робот хорошо подойдет для работы гидом, преподавателем, продавцом.
По мнению руководителя лаборатории когнитивных робототехнических систем университета Иннополис Николаоса Мавридиса, распознавание эмоций имеет решающее значение для быстрого и естественного взаимодействия с роботами.
«Робот сможет стать сотрудником ресепшн, музейным гидом, работать в торговом центре. Может имитировать исторического героя.
Он будет сотрудничать с людьми, избавит их от скучных задач и позволит перейти к более творческим», — рассказал Мавридис.
Сегодня цена робота в зависимости от конфигурации составляет от $5 тыс. до $50 тыс. Стоимость может снизиться в будущем, если производство роботов станет массовым.
Обитатели Кремниевой долины готовятся к концу света
Один из положительных примеров применения роботов в сфере обслуживания — отель Henn-na Hotel в Японии. После появления в нем роботов человеческий персонал сократили с 30 до 8 работников.
Машины убираются в комнатах, встречают и регистрируют гостей, выбрасывают мусор. Хотя есть и негативный опыт взаимодействия роботов с людьми. Летом прошлого года в Пало-Альто в столкновении с роботом-охранником в одном из торговых центров пострадал годовалый ребенок.
Робот сшиб мальчика и продолжил движение, но обошлось без серьезных травм.
Японцы создали «эмоционального» робота
Новый робот, разработанный японской фирмой Softbank, обладает искусственным интеллектом, который способен воспринимать человеческие эмоции и реагировать на них.
Японская компания Softbank представила «Pepper» («Перец») – робота, способного читать человеческие эмоции. Принципы его работы основаны на «эмоциональном двигателе» и искусственном интеллекте с использованием облачных технологий, которые позволяют Pepper анализировать жесты, выражения лица и эмоциональный окрас голоса.
По утверждению Softbank, люди могут спокойно общаться с Pepper как другом или членом семьи и давать ему различные задания. В будущем году робот поступит в свободную продажу, стоимость его составит всего $1930.
Когда хотят сказать, что у того или иного человека недостаток эмпатии, способности читать и выражать эмоции, то сравнивают его с роботом. Впервые в человеческой истории мы представили эмоционального робота.
– Масаёси Сон, генеральный директор Softbank
Компания выставила прототипы Pepper в двух своих магазинах, чтобы посетители имели возможность с ними общаться. Вскоре такие роботы появятся во всех торговых точках Softbank.
- Робот «Pepper»
- ©Softbank
Ежегодно в Японии продаются десятки тысяч роботов. Учитывая заметное старение населения вкупе с падающей рождаемостью, популярность роботов будет продолжать расти.
Вскоре роботы будут использоваться не только в производстве, заменяя людей, но и в домашнем хозяйстве, например, для ухода за престарелыми или для выгуливания собак.
Домашние роботы уже разрабатываются компаниями Honda и Panasonic. С одним из них президент Барак Обама успел поиграть в футбол во время последнего визита в Японию.
- ©Softbank
- Softbank разработала эмоционального робота в тесном сотрудничестве с французской компанией Aldebaran Robotics, большую часть акций которой японцы приобрели в 2012 году.
Эмоциональный робот откроет новое измерение в нашей жизни и новые пути взаимодействия с технологией. Это лишь начало многообещающей реальности.
- – Бруно Мэзоннье, генеральный директор Aldebaran Robotics
- Робот «Pepper»
- ©YouTube/ Softbank
Познание | "История и развитие понятия эмоционального интеллекта в работах отечественных и зарубежных ученых"
Балдуева Юлия ПетровнаДолжность: магистрант Учебное заведение: Бурятского государственного университета Населённый пункт: г. Улан-Удэ, Респ. Бурятия Наименование материала: статья Тема: «История и развитие понятия эмоционального интеллекта в работах отечественных и зарубежных ученых» Раздел: среднее образование
- История
- и
- развитие
- понятия
- эмоционального
- интеллекта
- в
- работах
- отечественных и зарубежных ученых
- Проблема
- эмоционального
- интеллекта
- была
- больше
- исследована
- в
- рамках
- зарубежной
- психологии.
- Одной
- из
- первых
- в
- изучении
- данного
- направления стала работа Сэловея и Мэйера, которая включала в себя только
- познавательные
- способности,
- связанные
- с
- переработкой
- информации
- об
- эмоциях. Затем появилась необходимость к увеличению роли личностных
- характеристик в истолковании эмоционального интеллекта, в связи с чем
- произошло
- углубление
- понятия.
- Впоследствии
- Р.
- Бар-Он,
- отказавшийся
- относить
- к
- эмоциональному
- интеллекту
- познавательные
- способности,
разработал свою модель, ставшей крайним выражением этой тенденции. И.Н.
- Мещерякова в своей работе отмечает, что развитие моделей эмоционального
- интеллекта, в том числе отражающих его структуру, можно представить как
- континуум между аффектом и интеллектом. Анализ подходов к определению
- сущности эмоционального интеллекта, представленный в различных работах,
- дает
- возможность
- говорить
- о
- том,
- что
- эмоциональный
- интеллект
- рассматривается, как способность действовать с внутренней средой своих
- чувств
- и
- желаний,
- способность
- понимать
- отношения
- личности,
- репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе
- интеллектуального анализа и синтеза, совокупность эмоциональных, личных
- и
- социальных
- способностей,
- которые
- оказывают
- влияние
- на
- общую
- способность субъекта эффективно справляться с требованиями окружающей
- среды.
- Рассмотрим понятие «эмоциональный интеллект» подробнее. Понятие
- «эмоционального
- интеллекта»
- является
- составляющей
- «социального
интеллекта» впервые введенного в 1920 году профессором Э. Торндайком. Он
- описал его как «способность понимать людей, женщин и мужчин, девочек и
- мальчиков,
- умение
- обращаться
- с
- людьми
- и
- разумно
- действовать
- в
- отношениях с ними». Помимо Торндайка, понятие социального интеллекта
также разрабатывалось такими авторами как Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Д.
Векслер и др. Среди отечественных исследователей наибольший вклад в
разработку понятия внес доктор Д.В. Ушаков. Он отмечает: «Социальный
- интеллект,
- если
- мы
- понимаем
- его
- как
- интеллект,
- —
- это
- способность
- к
- познанию
- социальных
- явлений,
- которая
- составляет
- лишь
- один
- из
- компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их».
- Однако, по мнению многих авторов, впервые был предложен в 1966
году Б. Лейнером в публикации «Эмоциональный интеллект и эмансипация».
- При этом только благодаря работам Д. Гоулмена данная концепция обрела
- свою
- популярность.
- В
- 1995
- году
- была
- выпущена
- его
- монография
- «Эмоциональный
- интеллект»,
- задачей
- которой
- было
- распространение
- понятия, а также общий обзор проведенных к тому времени исследований в
- изученной области.
- При
- этом
- считается,
- что
- первыми
- авторами
- работы
- на
- тему
эмоционального интеллекта стали П. Сэловей и Дж. Майер. В 1990 году они
- предложили
- термин
- «эмоциональный
- интеллект»
- и
- тогда
- же
- проблема
- эмоционального интеллекта получила свое место в науке. Авторы определили
- эмоциональный интеллект как «способность точно воспринимать, оценивать
- и
- выражать
- эмоции,
- способность
- получать
- доступ
- и/или
- генерировать
- чувства, когда они помогают мышлению, способность к пониманию эмоций и
- эмоциональному
- знанию
- и
- способность
- генерировать
- эмоции
- ради
- эмоционального и интеллектуального роста». Эти же ученые разработали
- первую
- модель
- эмоционального
- интеллекта,
- которая
- и
- стала
- наиболее
- популярной в сфере научной психологии. Это сложный конструкт, состоящий
- из способностей трех типов: 1) идентификация и выражение эмоций; 2)
- регуляция
- эмоций;
- 3)
- использование
- эмоциональной
- информации
- в
- мышлении и деятельности.
В дальнейшем Дж. Мэйер и П. Сэловей в соавторстве с Д. Карузо
изучили данный вопрос более детально и конкретизировали предложенную
ими модель. Основанием второй версии модели, по мнению авторов,
- являются представления, что эмоции содержат информацию о связях
- человека с другими людьми или предметами, при этом информируют
- человека о характере этих связей. Эти связи делятся на два типа: актуальные
- и вспоминаемые или воображаемые. Изменение связей с другими людьми и
- предметами приводит к изменению переживаемых эмоций.
- Исходя из вышенаписанного, ЭИ трактуется как способность
- перерабатывать информацию, которая содержится в эмоциях: определять
- значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную
информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Дж.
- Мэйер и П. Сэловей выделили четыре компонента – «четыре ветви модели
- эмоционального интеллекта», каждая из которых, в свою очередь, описывает
- «четыре области способностей или навыков», а все вместе – «многие области
- эмоционального интеллекта».
- Эти компоненты составляют иерархию, уровни которой осваиваются
- последовательно в процессе онтогенеза. Все эти компоненты касаются
- собственных эмоций человека, а также эмоций других людей.
- Согласно модели, предложенной уже в 1997 году, эмоциональный
- интеллект включает следующие ментальные способности:
- 1)
- способность безошибочно воспринимать, оценивать и выражать
- эмоции – включает ряд связанных между собой способностей, таких, как
восприятие эмоций (т.е. способность заметить сам факт наличия эмоции), их
- идентификация, адекватное выражение, различение подлинных эмоций и их
- имитации;
- 2)
- способность иметь доступ и вызывать чувства, чтобы повысить
- эффективность мышления – включает способность использовать эмоции для
- направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые
- способствуют решению задач (например, использовать хорошее настроение
- для порождения творческих идей), использовать колебания настроения как
- средство анализа разных точек зрения на проблему;
- 3)
- способность к понимаю эмоций, эмоциональному познанию –
- способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы
- от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об
- эмоциях;
- 4)
- способность к осознанной регуляции эмоций, управлению
- эмоциями, повышению уровня эмоционального и интеллектуального
- развития – способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности
- отрицательны эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе неприятных,
- способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления
- связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту
- и улучшению межличностных отношений.
Первым, кто подробно описал термин ЭИ, стал Д. Гоулмэн. Он
- рассматривал его как социальную способность, о чем написал в своей книге,
- где заключает идею о том, что успех человека в жизни зависит не только от
- академических знаний, или уровня IQ, но и от эмоциональной одаренности,
или уровня EQ. В 1995 году Д. Гоулмэн усовершенствовал и популяризировал
- первую модель, предложенную Сэловеем и Мэйером, и сейчас структура
- эмоционального интеллекта содержит четыре компонента и 18 связанных с
- ними навыков:
-
- самосознание:
-
- эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и
- осознание воздействия на нас; использование интуиции при принятии
- решений;
-
- точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и
- пределов своих возможностей;
-
- уверенность в себе: чувство собственного достоинства и
- адекватная оценка своей одаренности;
-
- самоконтроль:
-
- обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные
- эмоции и импульсы;
-
- открытость: проявление честности и прямоты; надежность;
-
- адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и
- преодоление препятствий;
-
- воля к победе: настойчивое стремление улучшать
- производительность ради соответствия внутренним стандартам качества;
-
- инициативность: готовность к активным действиям и умение не
- упускать возможности;
-
- оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи;
-
- социальные навыки: эти способности определяют, как мы
- управляем нашими отношениями с людьми;
- 3)
- социальная чуткость;
-
- сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей,
- понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их
- проблемам;
-
- деловая осведомлённость: понимание текущих событий, иерархии
- ответственности и политики на организационном уровне;
-
- предупредительность: способность признавать и удовлетворять
- потребности подчинённых, клиентов или покупателей;
- 4)
- управление отношениями:
-
- воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую
- картину будущего;
-
- влияние: владение рядом тактик убеждения;
-
- помощь в самосовершенствовании: поощрение развития
- способностей других людей с помощью отзывов и наставлений;
-
- содействие изменениям: способность инициировать
- преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в
- новом направлении;
-
- урегулирование конфликтов: разрешение разногласий;
-
- укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание
- социальных связей;
-
- командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими
- работниками и создание команды.
- Значительный вклад в исследование проблемы эмоционального
интеллекта внес Д. Гоулмэн. Именно он в своих исследованиях стимулировал
людей к развитию личностных качеств для достижения успеха в различных
сферах деятельности. Однако также очевиден и факт того, что помимо
- структурных компонентов эмоционального интеллекта в трактовке Гоулмэна
- имеются не только эмоциональные способности, но и волевые качества,
- характеристики самосознания, социальные умения и навыки.
Модель Р. Бар-Она отражает совершенно иную точку зрения. Он
- определяет ЭИ как черту личности, совокупность некогнитивных
- способностей и знаний, дающих человеку возможность успешно справляться
- с различными жизненными ситуациями, и выделяет пять компонентов в
- структуре ЭИ, состоящих из нескольких субкомпонентов:
- 1.
- Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе,
- самоуважение, самоактуализация, независимость.
- 2.
- Навыки межличностного общения: эмпатия, межличнсотные
- взаимоотношения, социальная ответственность.
- 3.
- Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью,
- гибкость.
- 4.
- Управление стрессом: устойчивость к стрессу, контроль
- импульсивности.
- 5.
- Преобладающее настроение: счастье, оптимизм.
- Теперь рассмотрим эмоциональный интеллект с точки зрения
- отечественных исследователей. Над данной проблемой в рамках
отечественной психологии работают такие ученые, как Г.Г. Гарскова, И.Н.
Андреева, Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, О.И. Власова, Г.В.
Юсупова, М.А. Манойлова, Т.П. Березовская, А.П. Лобанов, А.С. Петровская
и другие.
Например, в психологической книге «Азбука эмоционального
интеллекта» И.Н. Андреева говорит о том, что ЭИ не содержит общие
- представления о себе и оценку других: он фокусирует внимание на познании
- и использовании эмоций окружающих и своих собственных эмоциональных
- состояний для решения проблем и регуляции поведения.
В свою очередь Г.Г. Горскова считает, что ЭИ – это способность
понимать возникающие эмоциональные отношения личности и управлять
эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза.
Любопытную точку зрения представляет А.В. Гуськова, полагающая,
- что такой интеллект включает в себя набор способностей и соотношение
- когнитивных, личностных и мотивационных черт. Объединяя когнитивные
- способности с личностными характеристиками, Гуськова добавляет
- мотивацию, что делает ее подход отличным от ряда других: ведь мотив
- является основой принятия решений, а также выбора целей и средств из
- достижения.
Особое внимание заострим рассуждениям российского психолога Д.В.
- Люсина. В 2004 году автор предложил принципиально новую модель
- эмоционального интеллекта. Он определяет ЭИ как способность понимать
- свои и чужие эмоции и управлять ими. По его мнению, способность к
- пониманию и управлению эмоциями можно объяснить следующим образом:
- 1.
- Способность к пониманию эмоций означает, что человек:
-
может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия
эмоционального переживания у себя или у другого человека;
может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно
- эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для нее словесное
- выражение;
-
- понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к
- которым она приведет;
- 2.
- Способность к управлению эмоциями означает, что человек:
-
- может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего
- приглушать чрезмерно сильные эмоции;
-
- может контролировать внешнее выражение эмоций;
-
- может при необходимости произвольно вызвать ту или иную
- эмоцию.
Вместе с тем Д.В. Люсин также выделяет в структуре межличностный
- и внутриличностный эмоциональный интеллект, каждый из которых состоит
- из ряда способностей.
- Межличностный ЭИ включает в себя:
- 1)
- интуитивное понимание чужих эмоций;
- 2)
- понимание чужих эмоций через экспрессию;
- 3)
- управление чужими эмоциями.
- Внутриличностный ЭИ предполагает:
- 1)
- осознание своих эмоций;
- 2)
- управление своими эмоциями;
- 3)
- контроль экспрессии.
- Таким образом, было установлено, что существуют разные точки
- зрения, определяющие понятие «эмоциональный интеллект» и его структуру,
- а концепция эмоционального интеллекта в нынешнем виде исходит из
- понятия социального интеллекта. Проанализировав теории рассматриваемых
- авторов, эмоциональный интеллект можно определить как совокупность
- эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической
- адаптации личности. Все составляющие компоненты структуры
- эмоционального интеллекта тесно взаимосвязаны друг с другом и их
- взаимозависимость способствует эффективному межличностному
- взаимодействию.