Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутся

Сменные игровые картриджи впервые появились в консоли Fairchild Channel F. В интернете сохранилась журнальная реклама этого чуда техники с привычными для сего жанра криповатыми людьми с улыбками серийных убийц (кстати, у мужчины на руке кольцо прямо как в сериале Twin Peaks, не с этой ли картинки его взял молодой Дэвид Линч?):

Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутся

На такой формат данных обратила внимание Atari и первой действительно успешной консолью с играми на картриджах стала её Atari 2600. С тех пор в большинстве случаев консоли использовали именно этот формат для игр, пока его не вытеснили диски из-за большей вместимости. Nintendo продержалась дольше других.

Многим хорошо запомнилось нестандартное решение родителей Марио и Зельды сохранить верность картриджам даже в Nintendo 64, когда конкуренты в лице Sony Playstation и Sega Saturn уже перешли на компакт-диски.

К слову, диски использовала и приставка 3DO, которая на момент выхода N64 уже успела прожить пару лет и отправиться в мир иной (я лично оплакивал её смерть, будучи одним из владельцев). В общем, всё это к тому, что N64 вышла даже позже других подобных консолей, но всё равно побрезговала CD форматом.

В те времена скорость доступа к данным с CD была низкой, да и пиратить диски куда проще, так что их решение остаться с картриджами объёмом всего лишь 32-64 мегабайт было в чём-то оправдано.

Всем известно, что картриджи содержали софт в read-only памяти, доступ к которой шёл напрямую, без копирования в RAM консоли или компьютера. В давние времена это обеспечивало большое преимущество в виде отсутствия долгих загрузок, от которых страдали тогдашние игры на дискетах или компакт-дисках.

Но возникает вопрос — были ли у них ещё какие-то ещё особенности? В конце-концов, CD или DVD ничем примечательны быть не могут – там просто содержится какая-то информация, отличаются они только набором байтов и напечатанной картинкой на поверхности, ну иногда цветом поверхности.

Почему-то субъективно диски сейчас кажутся чем-то обыденным и скучным, хоть у меня ими уже и не завален весь дом, как это было лет 15-20 назад.

Всяких CD, DVD и Blu-ray с играми, музыкой и фильмами произвели настолько много, что даже страшно представить какой высоты башню из них всех можно было бы сложить.

Картриджи же представляют собой довольно пёстрый зоопарк, что привлекает коллекционеров. В первую очередь, они прилично отличаются внешне для разных платформ, или даже для разных региональных версий одной платформы.

Так, если американская NES имела стандартную форму и серый цвет для лицензионных картриджей, то её японский прародитель Famicom радовал пользователей радугой цветов, и даже форма картриджей от разных издателей отличалась:

Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутсяКартриджи для FamicomПочему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутсяКартриджи для NES

В России игрокам достались разнообразные пиратские клоны Famicom. Большинство картриджей к ним лично у меня были жёлтыми. Встречал чёрные (входящий в комплект картридж с фейковым миллионом игр был как раз чёрным), и очень редко попадались какие-то ещё. Даже интересно почему жёлтый пластик был доминирующим, неужто он дешевле в производстве?

Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутсяТакое мы могли увидеть на рынке в 90-ые

Впрочем, есть особенности поинтереснее внешнего вида. Долгое время я думал, что картридж – это всегда лишь ROM в прямоугольном пластиковом корпусе. Однако, году этак в 1994-м мне в руки попала игра Beyond Oasis для Sega Megadrive.

Она была очень хороша, но требовала неприличного количества часов на полное прохождение, поэтому я впервые увидел опцию save game без всяких паролей. Сохранялась игра честно, помнила весь прогресс и все предметы в инвентаре.

Никакие другие мои игры так не умели, поэтому было очевидно, что вся магия зашита в картридже. То есть, он явно отличался от других.

Уже с появлением интернета я узнал, что в Beyond Oasis, как и в ряде иных игр, был отдельный RAM чип на картридже, а также батарейка, которая не давала памяти с сохранёнными играми очиститься при отсутствии прочих источников питания.

Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутсяBeyond Oasis (Sega Megadrive/Genesis) — масштабная игра с эпичными боссами

Также батарейка для сейвов была в ряде картриджей Famicom/NES, самые известные из них это масштабные игры — The Legend of Zelda, Zelda II — The Adventure of Link, Final Fantasy. В них короткие игровые сессии были бы бессмысленными без сохранения прогресса.

Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутсяThe Legend of ZeldaПочему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутсяZelda II — The Adventure of LinkПочему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутсяFinal Fantasy

 Однако, кроме возможности сохранения игр в некоторых картриджах для NES могли быть и другие приятные бонусы. Всё это достигалось использованием multi-memory controllers (MMC) – специальных чипов, которые расширяли возможности базовой консоли.

Также их называли мапперами. Было много видов, самым продвинутым стал MMC5, который добавлял три звуковых канала к пяти имеющимся в приставке, улучшенные графические тайлы, и даже дополнительный 1 КБ RAM (у самой NES было всего 2 КБ).

Он использовался, например, в Castlevania 3: Dracula’s Curse.

Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутсяMMC5Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутсяCastlevania 3

Если мне не изменяет память, то в России в девяностые годы игры с такими чипами для клонов NES/Famicom не встречались, потому-то первый увиденный мной картридж с сейвами был уже для Sega. Видимо, копировать эти штуки для пиратских производителей 8-битных игр было слишком долго и дорого. И вряд ли они в результате продавались бы лучше, чем любимые в народе сборники на 3+ полноценных игры.

К слову, пираты тогда запросто могли и модифицировать игры, так что версии игр на «левых» картриджах не всегда точь-в-точь совпадали с лицензионными.

Иногда российский геймер начала девяностых получал упрощённую версию какой-нибудь Contra с несколькими десятками лишних жизней, но иногда наоборот можно было, самим того не ведая, играть в жёсткий хардкор, как в некоторых версиях пиратки Bucky O'Hare.

Известный ютубер Кинаман объяснял в чём было дело – вместо полоски хитпоинтов игроков ждала версия со смертью героя от одного касания. Это не обязательно был осознанный косяк пиратов.

Тот же Кинаман драматично и нецензурно рассказывал зрителям о неубиваемом Шредере в TMNT 3, и вот там это 100% было специально задумано разработчиками, как защита от копирования. Такой вот креативный DRM, который изредка повторяют и в наше время.

В пиратской версии игроков здесь ждал сизифов труд

Если вернуться к Megadrive, то мне ещё запомнилось чувство изрядного удивления, когда я в какой-то книжке с прохождениями и секретами прочитал об игре Sonic & Knuckles. В неё можно было играть отдельно, но также картридж открывался сверху и позволял вставить туда Sonic The Hedgehog 3.

Комбинация игр открывала новые возможности, недоступные в каждой из них по отдельности, меняла концовку Sonic 3 и давала выбирать уже из трёх персонажей. Разрабатывалось всё это изначально как одна игра, но из-за нехватки времени её разбили на две.

Насколько я знаю, больше подобных двухэтажных башен из картриджей тогда никто не производил, да и потом тоже. 

Картридж Sonic & Knuckles открывается сверху

В начале 90-х в самом разгаре была война Sega и Nintendo, так что наличие трёхмерных игр давало мощный аргумент для адептов SNES в школьных спорах на тему «какая консоль круче». Базовая SNES, как и Sega не годилась для полигональной графики.

Однако, Argonaut Games придумали внешний графический чип, который позволил приставке отображать её. Конечно, полигоны в низком разрешении и без текстур были не особо красивыми, да и FPS у тех игр такой себе, но тогда и этого хватало. Самой известной игрой с чипом Super FX стал Star Fox, а версия Super FX 2 позволила существовать порту Doom на SNES.

Конечно, даже мощи этого чипа для переноса главной игры id Software было мало, и потребовались серьёзные усилия разработчиков.

Star Fox позволял увидеть полёты в полноценном 3d на SNESSNES версия Doom легко узнаётся по отсутствию текстур пола и потолка

В Super FX входил процессор архитектуры RISC, который работал как графический ускоритель. Существовали и другие чипы, добавленные в некоторые игры SNES. Например, математический сопроцессор в чипе DSP-1 использовался в Super Mario Kart, а Capcom применяла сопроцессор Cx4 для тригонометрических расчётов в Mega Man X2 и X3.

Sega тогда проводила агрессивную рекламную кампанию, где высмеивала якобы менее продвинутую 16-битную консоль своего конкурента. Разумеется, Super FX чип убивал такую аргументацию, так что было решено сделать свой вариант.

В сотрудничестве с Samsung, Toshiba и Hitachi был разработан Sega Virtua Processor (SVP чип). Он тоже использовался для полигональной графики.

А найти его можно лишь в игре Virtua Racing, которая из-за цены чипа продавалась аж за 100 долларов (игры с FX чипом на SNES тоже были подороже обычных, но они стоили всего 60$). Этот факт привёл к плохим продажам Virtua Racing.

Virtua Racing (Sega Genesis/Megadrive)

Компания запланировала более адекватный по цене вариант – планировалось выпустить отдельный картридж с чипом SVP за 50$, а в него сверху вставлялись бы будущие игры, которым он нужен. Тогда пользователь отдавал бы за них уже приемлемую цену, не переплачивая каждый раз за копию SVP. Выглядело бы это примерно как уже знакомый нам двойной картридж 3-его Sonic + Sonic & Knuckles:

Предполагаемый вид картриджа с SVP (в реальности не существует)

Однако, вскоре Sega отказалась от этих планов и решила по-другому проапгрейдить Megadrive/Genesis. На рынок вышел аддон – Sega 32x, который ещё сильнее увеличивал графические возможности консоли. А совсем скоро у них вышла и приставка нового поколения – Sega Saturn.

Картриджи ещё долго жили в разных модификациях популярной консоли GameBoy от Nintendo. Примечательным вариантом неигрового картриджа для неё была Pocket Camera (японское название), или Game Boy Camera, появившаяся в 1998 году.

Картридж с камерой для GameBoy и отдельный мини-принтер для печати

Читайте также:  Как заработать на виртуальной реальности

Более новые поколения консолей уже использовали диски разных форматов, включая miniDVD в GameCube. Похоже, Nintendo испытывала какую-то неприязнь к полноразмерным дискам.

За всю историю эта компания использовала их только в Wii и Wii U. Современная крайне успешная Nintendo Switch опять вернулась к картриджам по причине своего портативного форм-фактора.

Но никаких интересных особенностей внутри у них нет, насколько мне известно.

Overclockers.ru: Разбираемся, что делать, если игры на вашем ПК «вылетают» на рабочий стол

Этот материал написан посетителем сайта, и за него начислено вознаграждение.

Каждый геймер сталкивался с такой проблемой, как вылет игр на рабочий стол.

Это очень неприятно, ведь вы теряете не сохраненный прогресс игры, а если играли в онлайн игру, то вас выкидывает из нее, что иногда чревато поражением всей команды. Но хуже всего, когда вылеты происходят регулярно, а их причина остается неизвестной.

Это может испортить все удовольствие от игрового процесса, и часто такая игра удаляется, а ее прохождение откладывается до лучших времен.

Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутся

Вылет из игры может сопровождаться появлением окна с ошибкой, и это уже может дать вам какую-то базу для поиска проблемы в интернете по коду ошибки. Но довольно часто игра просто «вылетает» и вы видите перед собой рабочий стол. Давайте разберем все причины появления этой проблемы, и способы, с помощью которых «вылеты» можно побороть или хотя бы свести к минимуму.

Выясняем, много ли пользователей игры жалуются на вылеты

анонсы и реклама

Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутся

Есть игры, которые довольно часто вылетают и проблема в этом случае в основном на стороне игры, а не ПК игрока.

Поиск проблем такой игры в интернете выдает огромное количество запросов пользователей, столкнувшихся с вылетами.

Довольно яркий пример — игры серии ANNO, которые довольно стабильно работают, пока вы не отстроили огромные города и не проложили десятки маршрутов, но с определенного момента начинают мучить игрока частыми вылетами.

Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутся

Проблема в движке игры, которому приходится обрабатывать огромное количество данных, растущее в геометрической прогрессии при плотной застройке островов.

В ANNO 1404, к примеру, графический движок использует только два гигабайта ОЗУ и от вылетов помогает уменьшение качества графических настроек, утилита Large Address Aware и неофициальный патч версии 1.10. Но 100% гарантии от вылетов это не дает.

Последняя игра серии, ANNO 1800, тоже страдает от вылетов, но 100% работающего решения проблемы для нее не существует и стоит сделать комплекс мер, которые мы попробуем дальше.

Исключаем аппаратные проблемы ПК

Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутся

Первым делом стоит исключить аппаратные проблемы вашего ПК и ноутбука. Если вы будете уверены в его стабильной работе, то источник проблемы будет найти гораздо проще. Для начала стоит проверить комплектующие на перегрев и убрать разгон процессора, ОЗУ и видеокарты, если он есть. А если вы используете разгон постоянно, то стоит заново перетестировать его на стабильность.

Следом стоит сделать комплексный тест ПК с помощью стресс-тестов AIDA64. Для процессора неплохо подойдет получасовое тестирование в утилите OCCT, для видеокарты прогон теста стабильности 3DMark.

А вот гонять часами тесты типа LINPACK или Furmark не стоит, они дают нетипичную нагрузку, которую ваш ПК никогда не встретит в реальной эксплуатации и скорее показывают не его стабильность, а возможности системы охлаждения.

Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутся

Если ошибок нет — это отлично, но если тесты выявили сбои, то стоит заняться настройками и тестами ПК более тщательно, нормализовав его температурный режим, и проверив все контакты материнской платы. Неплохо помогает пересборка ПК с очисткой от пыли, заменой термопасты, проверкой всех разъемов и напряжений, которые выдает блок питания.

Приводим системные требования ПК к рекомендуемым игрой

Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутся

Одна из частых причин вылета игры — несоответствие ПК минимальным требованиям игры. Особенно часто виновница вылетов — оперативная память, которой обычно не хватает. Если у вас менее 16 ГБ ОЗУ, то стоит довести ее объем до этого числа, сохранив двухканальный режим работы. Такой объем стоит сейчас не дорого по сравнению с ценами на остальные комплектующее, например, модули Crucial Ballistix Black (BL2K8G30C15U4B) объемом 16 ГБ и с частотой 3000 МГц обойдутся вам в Регарде в 6990 рублей.

Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутся

Второй по частоте виновник проблем с играми — медленный, сбоящий или забитый «под завязку» накопитель. Если игры стоят на HDD, то его сильная фрагментация или битые сектора могут быть причиной вылетов игры. Универсальным решением может стать покупка SATA SSD накопителя, который подойдет в любую систему, например, надежного Samsung 870 EVO (MZ-77E500BW) объемом 500 ГБ.

Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутся

Множество проблем со стабильностью ПК в целом решает покупка нового блока питания, особенно, если старый был бюджетный и поработал пять лет и более. Конденсаторы в бюджетных БП быстро выходят из строя, что чревато массой проблем. При выборе БП следует искать современные модели, в которых используются DC/DC-преобразователи, такие как Chieftec Proton (BDF-500S).

Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутся

Исключаем проблемы с программным обеспечением

Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутся

Первым делом при настройке софта стоит переустановить игру и дать ей обновиться до последней версии, новые игры обычно находятся в режиме непрерывного патчинга и исправления проблем. При переустановке главное — не потерять сохранения игры, ведь для игр типа The Elder Scrolls V: Skyrim или Ведьмак 3: Дикая охота это самая настоящая катастрофа. Сохраните их в отдельную папку.

Следующим шагом станет поиск проблем софта, которые могут влиять на стабильность игр.

Первым делом стоит убедиться, что путь к вашей учетной записи не содержит символов кириллицы, некоторые игры некорректно работают с ней даже в 2021 году.

Следом стоит отключить антивирус, а если его отключение простыми способами невозможно, как в случае с Microsoft Defender, то надо добавить папку игры в его исключения.

В поисках проблем может помочь просмотр событий в Windows, попасть в который можно нажав на клавиатуре сочетание клавиш Win+R и в открывшемся окошке ввести eventvwr.msc. Далее стоит проверить, включен ли файл подкачки, его отсутствие или малый размер часто вызывает проблемы в играх. Для некоторых игр помогает его ручное увеличение до 20 ГБ и более.

Далее стоит запустить игру с минимум параллельно запущенного софта, особенно стоит уделить внимание утилитам MSI Afterburner и прочим, постоянно висящим в трее и работающих с «железом» ПК. Если проблема не решается, стоит переустановить драйвера видеокарты и пакеты софта, нужного для игр — Microsoft .NET Framework, DirectX, Microsoft Visual C++.

А если все меры, описанные выше, не помогают, то стоит решиться на переустановку Windows. Переустановка обычно решает множество проблем и если на вашем ПК «железо» работает исправно, Windows только что корректно переустановлена и игра продолжает вылетать, то проблема на 90% в игре и вряд ли получится улучшить ситуацию.

Итоги

Надеюсь меры из этого блога помогут вам с вылетами в играх, ведь нет ничего хуже для геймера, чем вылетающие игры, особенно на мощном железе. Пишите в комментарии, удавалось ли вам победить вылеты в играх? И с помощью каких средств?

Этот материал написан посетителем сайта, и за него начислено вознаграждение.

Почему игры больше не цепляют?

Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутся

Прямо сейчас попытайтесь вспомнить, когда последний раз вы вставляли диск с игрой, испытывая приятный мандраж — «ух, сейчас как зарублюсь!». Когда вышла GTA V? Watch Dogs? Третий «Ведьмак»? MGS V? Сказать тяжело, но вот что было дальше, можно предугадать со стопроцентной точностью: вы погоняли пару часов, и с чувством лёгкого разочарования выключили игру. Возможно, потом вернулись. И не исключено, что таки довели Геральта до берегов Скеллиге, но вот это ощущение чуда, предвкушение чего-то неизвестного и приятного, вас больше не посещало.

А ведь раньше! Раньше мы с упоением могли чуть ли не сутками искать вход в Красную гору в Morrowind и распутывать тайны Острова в Gothic.

А помните наркотический экстаз от осознания, что в GTA 3 не обязательно везти арестанта на базу, а можно выйти из машины — и пойти, куда глаза глядят? Теперь такого чувства не подарит ни один проект.

Современные игры если не надоели вообще, как класс, то, как минимум, больше не цепляют. Почему так?

На поверхности

В первую очередь, конечно, хочется кого-нибудь обвинить в пресыщении — зажрались, мол. В какой-то степени так и есть: индустрия, десятки лет обновляющая свою продукцию с целью привлечь как можно больше людей, постоянно поднимала планку. Больше полигонов, больше шейдеров, больше свободы, больше километров игровой карты.

К концу двухтысячных эта бесконечная гонка технологий вполне могла надоесть, и захотелось чего-то простого и душевного — но на полках лежали только многомиллионные блокбастеры: красивые, шумные, избыточные. Но с тех пор расцвёл рынок инди, и как раз ниша тех самых душевных проектов вроде Everybody Goes To Rapture.

Так что дело, всё-таки, не в этом.

Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутсяПочему игры больше не цепляют?

Иногда всеобщее брюзжание обусловлено тем, что людям современные игры, в общем-то, и не нужны. Они ностальгируют по старым «халфлайфам» и «файналфэнтези», вспоминая, как было классно.

Но дело не в Гордоне Фримане — просто безголосый физик удачно пришёлся на предательски быстро прошедшую молодость.

В этом случае никакой усталости от современных блокбастеров и нет: человеку просто грустно, что 17 лет уже не вернуть.

Отсюда вытекает противоположная версия — очень популярная — будто игры надоели, потому что «дети стали старше».

Одно дело — сидеть сутками за PS One и гонять Снейка по секретным базам, когда окружающий мир не требует от тебя ничего сложнее четвёрки по математике. И совсем другое — заниматься тем же, когда работа, семья, дача и кредиты.

Читайте также:  Sony представляет скоростные карты памяти

В таких условиях просто не остаётся времени. Кроме того, взрослый играющий мужчина обычно порицается обществом: лучше бы полочки повесил.

Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутсяПочему игры больше не цепляют?

Но и тут загвоздка: большинство современных блокбастеров как раз и рассчитаны на такого потребителя. Средний возраст «геймера» давно перескочил за 30 лет, и теперь увлечению (если речь не идёт об старорежимных ММО) можно уделять не больше пары часов в день.

Для любимого хобби это немного; сериаломаны со стажем могут рассказать вагон удивительных историй в духе «сел в субботу смотреть новый сезон, закончил в понедельник утром». И ничего, никто пальцем не показывает, да и у адепта запал всё никак не пропадает.

Но с играми почему-то иначе: всё чаще люди признаются, что очередной хит им неинтересен. Видимо, так-таки дело не в возрасте и не в самих играх. Дело в чём-то другом.

Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутсяПочему игры больше не цепляют?

В глубине

Давайте мысленно вернёмся в наше детство, переходящее в юность. Как мы оценивали новинки? Скорее всего, никак — просто нравится. Или не нравится. Однако если увлечение крепло, мы окунались в культуру с головой. Например, покупали игровой журнал. И тут ждала первая подножка.

Игровые СМИ в России, несмотря на кардинально разную стилистику и повсеместную идеологическую вражду, постулировали один принцип — игры надо оценивать. Буквально: сколько баллов получает геймплей, сколько уходит графике, а сколько звуку.

В некоторых журналах это доводилось до комичной точности, в некоторых было выражено слабее, но суть не менялась. И многотысячная армия читателей, обычно состоящая из впечатлительных подростков, быстро научилась калькулировать: вот здесь — «крепкий середнячок», здесь — «проходняк», а здесь — шедевр на все времена.

Школьники стали искушённее, но и пресыщеннее, обычная аркада их уже не могла удовлетворить — на шесть баллов тянет, максимум.

Это, в общем-то, нормальный процесс — чем глубже разбираешься в теме, тем сложнее удивить.

Дипломированный филолог вряд ли придет в восторг от нового произведения Олега Роя, а кинокритик едва ли высоко оценит очередные потуги Сарика Андреасяна.

Но это касается обычно узкой прослойки людей, занимающейся определённой отраслью медиа на профессиональном уровне. Игровые журналы сделали критиков из армии семиклассников.

Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутсяПочему игры больше не цепляют?

На этот неприятный момент наслаивается обычное взросление самой индустрии. Вспомните ваши «золотые годы» игрового увлечения — скорее всего, от середины 90-х до первой трети 2000-х. Время, когда новые жанры придумывали чуть ли не раз в неделю. Время ещё невысокой финансовой ответственности и, как следствие, большей тяги к экспериментам.

«Готовых рецептов» почти не было, можно сравнительно безнаказанно творить и порой даже срывать куш. Black&White, Killer7, The Sims — едва ли в наше время кто-то осмелится выпускать такие же по изобретательности проекты, но тогда они ещё и окупались (особенно в последнем случае).

В какой-то степени игры тогда и правда были круче — они не боялись удивлять, и удивляли. Тем, кто их воспринимал не как новую форму медиа, а как цирк, от которого никогда не знаешь, чего ждать, сейчас действительно тяжело. Но это, опять же, естественный процесс.

Наверное, так же страдали интеллигентные зрители Голливуда 70-х, когда после «Крёстного отца» и «Таксиста» массовый кинематограф прибрали к рукам авторы «Челюстей» и «Звёздных войн».

Почему игры на картриджах и дисках вымерли и больше не вернутсяПочему игры больше не цепляют?

Любая отрасль, добившаяся общественного внимания, так или иначе становится заложником своей аудитории. Просто именно с играми это произошло прямо на наших глазах. Мы ещё помним радость первооткрывателя, и расстраиваемся, почему этого больше нет. А потому что открывать больше нечего.

Индустрия превращена в большой бизнес, где крупные компании задают тренды, а мелкие — пытаются выстрелить или соответствовать.

Возможно, что-то изменит маячащий на горизонте VR (или AR), но пока есть, что есть — дорогие, масштабные или, наоборот, дешёвые и душевные проекты, которые могут вам подарить любую эмоцию, кроме удивления. И с этим нужно просто смириться.

В итоге

А ещё — перестать брюзжать. Вам приелись игры? Так попробуйте что-то новое. Купите японскую приставку 3DS — откроете много удивительных вещей. Окунитесь в игнорируемые ранее жанры — давно запускали стратегии или квесты? Посмотрите, в конце концов, на мобильные проекты.

Если годами мучить, скажем, онлайн-шутеры, то рано или поздно перекрестие прицела набьёт оскомину. Но ведь этим индустрия не ограничивается.

Просто нужно чётко понимать: видеоигры давно вышли из поиска себя, сформировались и даже начали влиять на массовую культуру (пример такого влияния, спродюсированный Бекмамбетовым, сейчас идёт в кинотеатрах). Вас больше не будут шокировать на правах становления новой медийной отрасли.

Поэтому выкиньте из головы жалобы из разряда «больше не штырит». Забудьте о системе оценок. Не надейтесь вернуть 1998-ой год, запустив первую Diablo. Живите настоящим — и тогда, возможно, игры вновь засияют яркими красками.

Куда пропали новые игры на дисках и где теперь их покупать?

Хотел купить и пройти с детьми Lego Star Wars: The Skywalker Saga, но предзаказ отменили. Говорят, проблемы с поставками и что в ближайшее время новинок ждать не стоит. Это так?

Есть какие-то другие способы купить новые игры? Боюсь остаться без God of War Ragnarök.

В Россию действительно перестали ввозить новые игры, произведенные за рубежом. Правда, розничные сети и магазины уже нашли новых поставщиков, но дефицита избежать не удалось.

Рассказываем, почему игровые компании прекратили поставки игр, где теперь можно легально купить новинки и когда все-таки диски появятся в свободной продаже.

Чтобы лето было еще лучше, все курсы Учебника дешевле на 35% с промокодом LETO2022 Смотреть курсы

Проблем добавляет то, что россиян отключили от международных платежных систем, а отдельные поставщики зарубежных товаров прекратили свою деятельность на территории страны.

Диски для консолей Playstation и Xbox привозили в Россию напрямую из Австрии — там у Sony находится один из крупнейших заводов по производству дисков Blu-Ray. Раньше диски для России производили в Калужской области, но Sony закрыла завод в 2020 году.

Многие игровые компании прекратили все финансовые операции в России, включая продажу физических копий игр. К ним относятся Playstation, Xbox, Electronic Arts, Activision Blizzard, CD Projekt RED и другие студии и издатели. Из-за этого в официальную продажу в розничных магазинах так и не поступили Gran Turismo 7, Ghostwire: Tokyo, Tiny Tina’s Wonderlands и другие новинки.

Новые игры по-прежнему можно купить там же, где и всегда, — в розничных сетях, игровых магазинах и у ретейлеров. Они смогли обойти ограничения, закупая тиражи новых игр в соседних странах.

Некоторые игры сохранили свои первоначальные цены. Полное издание Assassin’s Creed Valhalla стоило так же еще на стадии предзаказа. Источник: 1c-interes.ru

GhostWire: Tokyo на PS5 можно купить за 7990 Р в Gamebuy, за 8490 Р в Videoigr.net, за 8899 Р на «Яндекс-маркете» или за 9490 Р на «Озоне».

Stranger of Paradise: Final Fantasy Origin есть в «М-видео», ДНС и «1С Интерес».

Стоимость в «М-видео»:

  • Xbox Series — 6499 Р;
  • PS5 — 5999 Р;
  • на PS4 — 5199 Р.

В ДНС цены такие:

  • Xbox Series — 6499 Р;
  • PS5 — 6499 Р;
  • на PS4 — 5199 Р.

Стоимость в «1С Интерес»:

  • Xbox Series — 6499 Р;
  • PS5 — 6499 Р;
  • на PS4 — 6199 Р.

Gran Turismo 7 в Videoigr.net на PS4 стоит 8490 Р, на PS5 — 8990 Р. На «Озоне» — 8990 Р на PS4 и 11 865 Р на PS5.

«Horizon Запретный Запад» можно найти в ДНС за 6799 Р и на PS4, и на PS5. В «1С Интерес» — за 7499 Р только на PS5, в Videoigr.net — за 6490 Р и на PS4, и на PS5.

Информация о наличии игр, как и их стоимость, может меняться в реальном времени. Поэтому стоит следить за новостями розничных сетей и игровых магазинов.

Некоторые продавцы и игровые издатели в России советуют покупать цифровые ключи игр. Так, в свободной продаже появились коды загрузки «Assassin’s Creed: Вальгалла — Заря Рагнарека» для PS4 и PS5. У нас есть отдельная статья об оставшихся способах покупки цифровых игр на разных платформах.

Когда можно будет свободно покупать диски, пока неизвестно. Во многом это зависит от длительности текущих ограничений, курса валют и решения игровых компаний, возвращаться на российский рынок или нет.

В таком случае не стоит ожидать стандартизации стоимости новых игр. Из-за отсутствия рекомендуемой розничной цены, РРЦ, продавцы будут сами определять цену, ориентируясь на рыночные факторы.

Некоторые продавцы пользуются спросом на фоне дефицита и продают игры более чем в два раза дороже первоначальной стоимости. Источник: ozon.ru

Когда умрут игровые диски? — Игры на DTF

Технический прогресс не стоит на месте. Еще вчера, запуск многих игр требовал мощного железа, а уже сегодня смартфоны спокойно выдают графику, которой не могли похвастаться топовые ПК прошлого.

Еще вчера, что бы сделать международный звонок, нужно было идти на почту и заказывать телефонную будку, а уже сегодня можно установить видеосвязь с любой точкой мира.

И еще вчера, чтобы купить видеоигру, нужно было ехать на рынок или в магазин, а уже сегодня достаточно нажать несколько кнопок что бы игра успешно начал загружаться на ваш девайс напрямую из всемирной паутины.

{«id»:37148,»gtm»:null}

Видеоверсия статьи

Все идет к упрощению и удобству, это естественный процесс. Так и скачивание игр идея далеко не новая, загрузка игр через Интернет существовала еще в 16-битную эпоху.

Сервис Sega Channel, посредством кабельного тв, позволял загружать свежие и актуальные игры, прямо на свою консоль не вставая с дивана. Этакий Стим или ПСН прямиком из 90х.

Сервис долго не просуществовал, но свой след в истории оставил.

Реклама Sega Channel

Сейчас загрузкой игр никого не увидишь и казалось бы цифра вещь удобная, так почему издатели до сих пор продолжают выпускать игры на физических носителях? Рассмотрим все за и против обоих методов покупки видеоигр.

Оговорюсь сразу, говорить мы будем только о консольном рынке, так как на ПК уже давно победила цифровая дистрибуция и физические копии игр там не в ходу. В большинстве своем предлагается купить коробку с кодом на загрузку и привязкой к Стиму. Ну или можно найти кусок картона, вместо игры, как это случилось с Fallout 76. Как таковые, игры на дисках для ПК, утратили свою актуальность.

Картонный диск Fallout 76

При покупке физической копии ты покупаешь игру. Хотя наверное даже так: основным фактором, который влияет на покупку, является именно желание владения физической копией игры.

Наверное, лично мне, ничто не заменит того невероятного ощущения новизны и ожидания, когда ты едешь в магазин, покупаешь игру, срываешь пленку, а в нос тебе ударяет запах свежей бумаги и пластика. Это настоящее эстетическое удовольствие.

Читайте также:  Sony анонсировала полнокадровую зеркалку a99 ii на 42 мп

Цифровую версию игры, нельзя потрогать или поставить на полку, да и не пахнет она никак. И самое главное в Интернете не утихают споры, а является ли вообще цифра полноценной покупкой игры? Многие называют, такую сделку не «покупкой», а «арендой».

Ведь, по сути, ты получаешь право скачать игру, но только до тех пор пока будет работать цифровой магазин. И если цифровой сервис будет отключен, то и доступ к игре пропадет, а вот физические копии никуда не денутся. Правда и с ними есть некоторые нюансы, но о них чуть позже.

Цифра это всегда цифра, а вот ритейловые издания зачастую различаются. Можно приобрести обычную версию, а можно и лимитированную, в которую будут входить артбуки, фигурки, стилбуки, наклейки, и прочие вещи способные порадовать любого коллекционера. В цифровую версию входит только цифровой контент, который конечно может отличаться от версии к версии, но потрогать его руками не получится.

И как показывает практика, коллекционирование игр хобби довольно серьезное, ведь многие игры с годами только растут в цене. Достаточно зайти на ebay и убедится в этом. Так что если вам досталась редкая или необычная копия игры, будьте уверены, с годами она станет только дороже.

Хорошая игра по хорошей цене:)

Но наверное самым важным фактором по которому многие приобретают именно физические версии является возможность их перепродажи. Многие геймеры так и живут: покупают новую игру, быстро ее проходят, а потом перепродают чуть дешевле или обменивают. С цифрой такой трюк не пройдет, игра намертво привязывается к вашему аккаунту.

Потому зачастую, физические копии игр стоят дешевле, и на таких площадках как авито можно найти множество интересных предложений, по более чем вменяемым ценам. К примеру, Uncharted 4 в цифре стоит 1 199 рублей, а вот физическую копию игры можно легко отыскать за 500 — 600 рублей, что намного выгодней. И такое можно обнаружить со многими дисками.

Часто, хорошие проекты, могут падать в цене вплоть до 50% уже через месяц после релиза.

Но у физических копий есть и минусы, к примеру многие игроки, считают пластиковые коробочки пережитком прошлого, которые только захламляют пространство.

Для них куда удобней хранить всю свою коллекцию в облаке и на жестком диске.

Или же есть категория людей, которые постоянно переезжают с места на место и у которых нет возможности таскать за собой огромную коллекцию игр. Для таких геймеров цифра куда более удобна.

Вторым минусом, является оперативность. Печальный инцидент с Red Dead Redemption 2 это очень ярко показал.

В то время как цифровые копии были доступны по предазгрузке, люди заказавшие диски оказались в ситуации когда игра вовремя не поступила в магазины. Поставки задерживались, а продавцы отписывались в извинениях.

По-хорошему, все должно стартовать в один день, но случаются накладки и часто люди,сделавшие предзаказ в обычном магазине, вынуждены ждать дольше тех кто купил цифру.

Когда слишком долго ждешь свой диск, а в магазине «кормят завтраками»…

Ну и третий минус, самый важный: это то что не все игры доступны на физических носителях. Да, крупные ААА проекты выходят и в цифре и на дисках, но вот различное инди остается уделом цифровых продаж.

Особенно успешные независимые проекты удостаиваются права быть выпущенным на физических носителях, но в остальных случаях это делают некие сторонние издатели типа Limited Run Games, которые выпускают игры ограниченными тиражами и по довольно кусачим ценам.

Такие копии оседают на полках у коллекционеров и с годами становятся только дороже. Любителям физических копий, в случае с инди, остается в большинстве случаев довольствоваться цифрой.

Ограниченные издания Limited Run Games

Это все плюсы и минусы физических копий игр, давайте теперь рассмотрим цифровые версии.

Самым важным в использовании цифры безусловно является ее удобство и доступность. Благодаря быстрому Интернету игра легко загружается на ваш девайс с последними патчами и обновлениями. Конечно, если быстрого Интернета нет, то с цифрой могут возникнуть проблемы.

Зачастую, современные проекты весят очень много и загрузка может занять довольно продолжительное время. Но если с интернетом порядок, то и игра быстро скачается, прямо аккурат за несколько дней до начала продаж и в день релиза станет доступной.

В этом и есть главное преимущество цифры перед физическими копиями.

Иногда загрузка бывает слишком долгой…

Удобство и Доступность — это главные и единственные плюсы цифры.

Как и в случае с физическими копиями, какие-то игры могут быть не доступны в региональном онлайн-магазине, но могут быть доступны в магазинах других стран.

У PS4 и Хbох One нет региональной защиты и можно запускать диски купленные в любой части земного шара. Для цифровых версий, нужно заводить отдельные аккаунты в каждой стране.

У игр, которые выходили только в цифровом виде есть одна маленькая проблема: если игра пропадает из онлайн-магазина, то поиграть в нее больше не получится. К примеру, Scott Pilgrim Vs.

The World Game, не выпускалась на физических носителях, и в один прекрасный день, по юридическим причинам, была из магазина удалена. Поиграть в нее теперь могут только люди которые успели скачать ее себе на консоль.

Большой плюс картриджей и дисков в том, что многие игры могут сохранится и дойти до наших потомков, а цифровая версия будет существовать только до тех пор пока не отключат сервера.

Scott Pilgrim Vs. The World Game Trailer

У игровых аккаунтов есть и другая проблема, если физические копии игр никуда не привязываются и остаются с вами, то цифровые версии привязываются к аккаунту. И если с вашим аккаунтом что-то произойдет, к примеру его украдут, то и все игры соответственно у вас исчезнут. Украденный аккаунт можно вернуть и восстановить.

Но ситуации бывают разные. Так сложилось, что политика компании Sony не приемлет перепродажу или использование чужих аккаунтов. Консоль, «благодаря» таким действиям может словить перманентный бан и тогда с вашей виртуальной коллекцией придется распрощаться.

Вы потеряете доступ и к онлайну и к PSN, ну и денег за ваши игры вам никто не вернет.

У вас может сложится впечатление что я ругаю цифру и хвалю диски, но все не так просто. Я не зря заметил в начале видео, что у ритейловых копий игр есть определенные нюансы. Дело в том что сейчас игры на физических носителях уже не те что были пятнадцать лет назад. Игры, даже сингловые, после релиза постоянно обновляются и подшиваются патчами.

Раньше, прежде чем записать игру на диск, разработчики старались подчистить и убрать все баги, а так же максимально протестировать ее на различные ошибки, ведь они понимали что после записи на диск, можно будет исправить только что-то незначительное.

Сейчас же, после того как вы вставили диск, зачастую может загружаться обновление или патч первого дня, по размерам превосходящий всю игру. Данные патчи исправляют множество багов и ошибок, отловленных уже после отправки проекта в печать. И это очень печальная и грустная тенденция, которая коснулась и меня.

Купив игру Shadow of the Tomb Raider на диске, я решил запустить ее сразу и без обновления. Где-то в самом начале прохождения я наткнулся на непроходимую пропасть, которая «удачно» преградила мне дорогу. Перепробовав разные способы ее преодоления и постоянно перезагружаясь, игру я на время оставил. Запустил я ее уже после загрузки обновления.

Теперь же у края пропасти свисал камень, за который можно было зацепится и безболезненно спустился вниз. (К сожалению, у меня не сохранилось видео с этим эпизодом)

Все помнят жуткие баги Assassin's Creed Unity

А теперь представьте, что будет если игру запустит человек без Интернета, ведь по сути, пройти он ее не сможет и застрянет в непроходимом месте.

Это очень печальная тенденция и без онлайна и Интернета игра на диске становится фактически неполноценной.

Такой подход к разработке и нежелание тестировать проекты до релиза, буквально дискредитирует физические копии, превращая их в ненужные болванки, которые в будущем могут стать просто бесполезными и неиграбельными.

Но, недавний инцидент, убедил меня что это это не самая грязная ситуация, которая может произойти. Дело в том что в продажу поступило переиздание Трилогии о дракончики Спиро для Xbox One и PS4. На консоли от сони, дисковая версия игры содержит только первую часть, остальные две части трилогии придется выкачивать из магазина, что уже звучит как-то не очень.

Хочется спросить издателя в лице компании Activision: Какой тогда смысл в диске? Просто поставить, почти пустую, но в данном случае красивую коробочку на полку? Ведь как я сказал выше, если онлайн-магазин в будущем будет отключен, то подобные полу-цифровые версии станут недоступны и от диска не будет никакого прока.

Уж очень не хочется верить что подобную схему могут взять на вооружение и другие издатели.

Spyro Reignited Trilogy Trailer

Если опираться на последний годовой отчет компании Сони, то можно увидеть что только 32% продаж приходится на цифровые копии, а остальные 68% составляет ритейл.

И причин такого положения много: это и эстетическое удовольствие от покупки и слабый интернет и желание перепродажи игры после прохождения. Текущее поколение игроков не готово платить за воздух и большинство все еще покупает игры только на физических носителях.

Но реальность такова, что с каждым годом, разрыв постепенно сокращается и скорее всего цифровые копии, пусть и не сразу, но вытеснят физические.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector