Междуречье

21 июня 2019История, Искусство

Как жили, чем занимались и на каких языках говорили люди, населявшие древние государства Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию с конца IV тысячелетия до н. э. до первых веков н. э.? Сотрудница Института классического Востока и Античности НИУ ВШЭ Екатерина Маркина выбрала десять памятников, позволяющих оценить своеобразие месопотамской культуры

Знаете ли вы, как и когда изобрели письмен­ность, почему минута и час разделены на 60 частей и как звали первого в мире поэта? Ответы на эти и многие другие вопросы дает наука ассириология. Она изучает историю, культуру и письменность Древней Месопо­тамии — региона, который располагался между реками Тигр и Евфрат (современные Ирак, Сирия и Турция).

В разное время на территории Месопотамии существовали разные государ­ства — Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия и другие. О повсед­невной жизни живших там народов известно из клино­писных текстов — памятников пись­менности, создававшихся с конца IV тысяче­летия до н. э. и до первых веков н. э. Сегодня археологи нашли около полумиллиона таких документов.

В этом году в Институте классического Востока и Античности пройдет первый набор студентов-ассириологов — прочитав этот материал, а также изучив блог с месопотамскими раритетами, вы навер­няка захотите стать одним из них.

1. Таблички с клинописью

МеждуречьеМеждуречьеМеждуречьеМеждуречье

1 / 4

Глиняная табличка с клинописью. Около 2600 года до н. э.Musée du Louvre

2 / 4

Таблички с клинописью. Около 2340–2200 годов до н. э.Musée du Louvre

3 / 4

Табличка с клинописью. 2000–1600 годы до н. э.Royal Ontario Museum

4 / 4

Табличка с клинописью. Около 173 года до н. э.The Metropolitan Museum of Art

Первые в истории человечества письменные документы — они датируются концом III тысячелетия до н. э. — были найдены на юге современного Ирака, на месте города, который в древности назывался Урук (сейчас городище называется Варка). 

Жители Древней Месопотамии писали на глиняных табличках с помощью стилоса — тростниковой палочки с заостренным концом. Сначала знаки были рисуночными: они процарапывались на глине и изображали предмет, о кото­ром идет речь.

Позднее знаки стали более схематич­ными, превратив­шись в настоящую письменность.

Они уже не процарапывались, а выдавливались стилосом — отчего штрихи, из которых состоит знак, приобрели характерную клиновидную форму, а сама письменность стала называться клинописью.

Самые ранние тексты — это аналоги современных бухгалтерских документов: писцы вели учет доходов и расходов городского хозяйства. Чуть позже появились литературные тексты и списки слов, по которым будущие писцы изучали письменность и терминологию.

Последний клинописный документ относится к I веку н. э. За свою трехтысячелетнюю историю клинопись использовалась для записи текстов на 15 языках, принадлежащих к разным языковым семьям.

Среди них шумерский, аккадский, эламский, хеттский, урартский и древнеперсидский.

2. Цилиндрические печати

МеждуречьеМеждуречье

1 / 2

Среднеассирийская печать со сценой охоты на страуса и ее оттиск. XII век до н. э.The Morgan Library & Museum

2 / 2

Новоассирийская печать со сценой поклонения богине Иштар и ее оттиск. Около VIII–VII веков до н. э.The Metropolitan Museum of Art

Когда появилась частная собственность, возникла необходимость каким-то образом подтверждать свое право на нее. Для этого в Месопотамии использо­вали печати. В III–II тысячелетиях до н. э. привычные нам печати-штампы исполь­зовали редко. Особенно популярны были небольшие цилиндры из полудраго­ценных камней — лазурита, сердолика, яшмы и др.

, — на которых вырезались сцены религиозно-мифологического или бытового характера. Со временем к изображению добавилась краткая надпись с именем, профес­сией или должностью владельца печати. Каждой эпохе соответствует свой изобрази­тельный стиль и круг популярных сюжетов.

Большинство месопотам­ских печатей известно лишь по оттискам на глиняной поверхности — самих печатей было найдено гораздо меньше.

3. Зиккураты

МеждуречьеМеждуречьеМеждуречье

1 / 3

Зиккурат в Уре. Возведен около 2047 года до н. э.Wikimedia Commons

2 / 3

Зиккурат в Акар-Куфе. Возведен в XIV веке до н. э.© David Robbins / CC0 1.0

3 / 3

Зиккурат в Чога-Занбиль. Возведен около 1250 года до н. э.Wikimedia Commons

Зиккурат — это ступенчатая пирамида, в которой в отличие от египетских нет внутренних ходов и камер. Древнегреческий историк Геродот писал, что это монолитное сооружение из сырцового кирпича служило платформой для святилища, находившегося на верхнем ярусе.

Археологически это невозможно подтвердить: дошедшие до нас зиккураты сильно пострадали от эрозии, от верхних ярусов совсем ничего не осталось.

Лучше всего сохранились три зиккурата: урский, расположенный недалеко от иракского города Эн-Насирия, еще один в Акар-Куфе под Багдадом и, наконец, на городище Чога-Занбиль в иранском Хузистане.

Здесь можно посмотреть, как проходила реконструкция зиккурата в Уруке.

4. Настольная игра Ура

Междуречье

1 / 3

Царская игра Ура. Поле для игры и фишки. 2600–2400 годы до н. э.© The British Museum

2 / 3

Клинописная табличка с правилами царской игры Ура. 177–176 годы до н. э.© The British Museum

3 / 3

Оборотная сторона клинописной таблички с правилами царской игры Ура. 177–176 годы до н. э.© The British Museum

Урский некрополь по своей значимости не уступает гробнице Тутанхамона. Он датируется XXVI–XXV веками до н. э. и включает около 1800 захоронений, 16 из которых принадлежат членам царской семьи.

Среди богатейшего погре­бального инвентаря в гробнице царицы Пу-Аби была найдена и игровая доска с набором фишек и костей, датируемая тем же временем, что и сам некрополь. Царская игра Ура, или игра двадцати полей, как и ее древне­египетский аналог сенет, относится к так называемым гоночным играм.

Игрок должен провести все свои фишки по доске по определенной траектории, обогнав соперника. Британский музей разработал онлайн-версию этой игры.

5. Бронзовая маска из Ниневии

Маска из Ниневии. Около 2300 года до н. э.المتحف العراقي (Национальный музей Ирака)

Литая бронзовая маска, датирующаяся XXIV–XXIII веками до н. э., была найдена во время раскопок Ниневии, одной из древних столиц Ассирийского царства. Предположительно, она крепилась к несохранившейся деревянной основе, возможно к статуе.

Выдающийся британский археолог — и по совме­стительству муж Агаты Кристи — Макс Маллоуэн предположил, что маска изображает Саргона Аккадского — царя, которому впервые удалось объединить под своей властью земли северной и южной Месопотамии.

Впрочем, прямых доказательств этой гипотезы нет, поэтому правильнее называть этот предмет царской маской из Ниневии, а не маской Саргона.

Маска была сильно повреждена уже в древности: у нее пробита левая глазница, отсечены уши, сплющен кончик носа. И это неслучайно: в Древней Месопо­тамии считалось, что любое изображение (особенно подписанное) несет на себе отпечаток личности изображенного и если, например, царской статуе наносится вред, он переходит на самого царя.

6. Стела с законами Хаммурапи

1 / 3

Стела с законами Хаммурапи. 1755–1752 годы до н. э.Musée du Louvre

2 / 3

Фрагмент стелы с законами Хаммурапи. 1755–1752 годы до н. э.Musée du Louvre

3 / 3

Фрагмент стелы с законами Хаммурапи. 1755–1752 годы до н. э.Musée du Louvre

На этой стеле из черного камня высотой 2,25 метра выбит один из первых законодатель­ных сводов в истории человечества. Текст составлен в правление вавилонского царя Хаммурапи (приблизительно 1792–1750 годы до н. э.).

В законах около трехсот тематически сгруппированных параграфов. Проступки караются согласно принципу талиона, или lex talionis. По нему наказание должно буквально соответствовать причиненному вреду: око за око, зуб за зуб.

Так, раздел о нерадивом строителе гласит:

«§ 229–232. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить. Если он причинит смерть сыну хозяина дома, то должно убить сына этого строителя.


 Если он причинит смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба.


 Если он погубит имущество, то он должен возме­стить — все, что он погубил; за то, что построил дом непрочно — так, что тот обвалился, — он должен отстроить обвалившийся дом за собственный счет».

7. Камень кудурру

Кудурру Мели-Шипака II. 1186–1172 годы до н. э.Musée du Louvre

По-аккадски кудурру буквально значит «граница». Так называли документ, закрепляющий права на землю, выдававшийся царем новому владельцу. В основном эти документы были созданы в Вавилонии в XVI–XII веках до н. э. Текст, а также символы божеств, выступающих гарантами правопередачи, высекались на камне.

На фотографии мы видим кудурру с текстом о том, что вавилонский царь Мели-Шипак II передал землю человеку по имени Мардук-апла-иддина.

В трех регистрах изображены символы 24 божеств, в том числе бога луны Сина (полумесяц), бога солнца Шамаша (солнечный диск), богини войны и любви Иштар (звезда), бога подземных вод Эа (козленок с рыбьим хвостом), богини врачевания Гулы (собака), бога-покровителя Вавилона Мардука (дракон-мушхушшу перед святилищем с копьем) и бога-громовержца Адада (бык).

8. Крылатые быки и львы с человеческими головами

1 / 3

Парные статуи крылатых быка и льва. Около 883–859 годов до н. э.The Metropolitan Museum of Art

2 / 3

Крылатый бык с человеческой головой. Около 883–859 годов до н. э.The Metropolitan Museum of Art

3 / 3

Крылатый лев с человеческой головой. Около 883–859 годов до н. э.The Metropolitan Museum of Art

Парные статуи крылатых быков и львов с человеческими головами обрамляли вход в тронный зал и парадные помещения дворцов ассирийских царей в их древних столицах — Кальху, Ниневии и Дур-Шаррукине — в IX–VI веках до н. э. Так ассирийцы представляли себе божества, которые защищали дворец от демонов и злых духов.

А вот как они назывались по-аккадски, ученые спорят до сих пор. Если пригля­деться, можно заметить, что у быка и льва не четыре ноги, а пять. Это объясняется тем, что они одновременно и стоят (если смотреть спереди), и идут (если сбоку).

Такой изобразительный канон использовался вплоть до правления ассирийского царя Синаххериба (705–681 до н. э.).

9. Дворцовые рельефы со сценами войны и мира

1 / 7

Рельеф из дворца Ашшурбанапала с изображением охоты на львов. 645–640 годы до н. э.British Museum

2 / 7

Фрагмент рельефа из дворца Ашшурбанапала с изображением охоты на львов. 645–640 годы до н. э.British Museum

3 / 7

Фрагмент рельефа из дворца Ашшурбанапала с изображением охоты на львов. 645–640 годы до н. э.British Museum

4 / 7

Рельеф из дворца Ашшурнацирапала II с клинописной надписью и изображением царя и его бога-хранителя. 883–859 годы до н. э.Государственный Эрмитаж

5 / 7

Рельефы из дворца Тиглатпаласара III. 745–727 годы до н. э.Государственный Эрмитаж

6 / 7

Фрагмент рельефа из дворца Саргона II. 721–705 годы до н. э.The Oriental Institute of the University of Chicago

Читайте также:  Поставки MacBook Pro становятся ограниченными – обновление на подходе?

7 / 7

Фрагмент рельефа из дворца Синаххериба. 705–681 годы до н. э.British Museum

В I тысячелетии до н. э. ассирийские цари часто украшали стены своих дворцов рельефами с изображением военных и культовых сцен. Изображения нередко сопровождались надписями, повествующими о деяниях царя.

Наиболее ранние из дошедших до нас рельефов были изготовлены для дворца царя Ассирии Ашшурнацирапала II в его новой столице Кальху. Во второй половине XIX века такие рельефы были приобретены для коллекции Эрмитажа — сегодня их можно увидеть в постоянной экспозиции зала месопотамского искусства.

Также известны рельефы из дворцов Тиглатпаласара III (745–727 до н. э.), Саргона II (721–705 до н. э.), Синаххериба (705–681 до н. э.) и Ашшурбанапала (668 — 630 или 627 до н. э.), при котором этот вид искусства особенно расцвел. Главной жемчужиной жанра считается серия рельефов, посвященных львиной охоте, украшавшая стены дворца Ашшурбанапала в Ниневии.

10. Ворота богини Иштар

1 / 6

Ворота Иштар. 575 год до н. э.Pergamonmuseum

2 / 6

Бык. Фигура с барельефа ворот Иштар. 575 год до н. э.Pergamonmuseum

3 / 6

Дракон. Фигура с барельефа ворот Иштар. 575 год до н. э.Pergamonmuseum

4 / 6

Лев. Фигура с барельефа ворот Иштар. 575 год до н. э.Pergamonmuseum

5 / 6

Проект реконструкции ворот и ведущей к ним улицы. 2013 год© Byzantium 1200

6 / 6

Проект реконструкции ворот и ведущей к ним улицы. 2013 год© Byzantium 1200

Воротами Иштар  Ударение на И. называют двойные ворота Вавилона, созданные при царе Навуходоносоре II (605–562 до н. э.). Вместе с ведущей к ним широкой улицей, вдоль которой с обеих сторон тянулась ограда с изображением львов, священ­ных животных Иштар, они образуют комплекс сооружений для празднования Акиту.

Этот праздник длился 12 дней и был приурочен к наступлению нового сельскохозяйствен­ного цикла. Одна из церемоний включала в себя шествие к воротам Иштар.

Ограда и ворота были отделаны максимально роскошно: для их украшения использовался глазурованный кирпич глубокого синего цвета, имитирующий лазурит, ценившийся в Месопотамии выше остальных камней. На воротах изображены дракон-мушхушшу и бык — священные звери богов Мардука и Адада.

После археологических раскопок, проводившихся во второй половине XIX века, облицовка ворот и ограды была вывезена в Герма­нию. Сегодня реконструированные ворота можно увидеть в Берлине, в музее Пергамон.

Источники

  • Kuhrt A. The Ancient Near East, c. 3000 — 330 BC. Vol 1–2. London, 1997.
  • Dictionnaire de la civilisation mésopotamienne. Paris, 2001.

Теги

Междуречье | это… Что такое Междуречье?

Междуре́чье (Двуре́чье, Месопота́мия, греч. Μεσοποταμία, арм. Միջագետք) — область между реками Тигр и Евфрат, на территории современного Ирака, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации.

Междуречье

Обзорная карта Месопотамии

Города-государства

В Междуречье в древности существовало несколько государств — включая шумерские города Киш, Урук (библейский Эрех), Ур, Лагаш, Умма, семитский город Акшак, аморрейский/шумерский город Ларса, а также государства Аккад, Элам, Ассирия, Мидия, Великая Армения и Вавилония .

Письменность

По одной из гипотез, шумеры были первыми, кто создал одну из первых систем письменности в обозримой истории человечества. Этот тип назывался клинопись.

История

  • вторая половина IV тыс. до н. э. — появление чётких признаков цивилизации. Города окруженные стенами, с царским дворцом, храмами богов, ремесленными кварталами. Появление письменности.
  • XXVIII в. до н. э. — город Киш становится центром Шумерской цивилизации.
  • XXVII в. до н. э. — Ослабление Киша, Правитель города Урук — Гильгамеш отражает угрозу со стороны Киша и громит его войско. Киш присоединён к владениям Урука и Урук становится центром Шумерской цивилизации.
  • XXVI в. до н. э. — ослабление Урука. Ведущим центром Шумерской цивилизации на столетие становится город Ур
  • XXIV в. до н. э. — город Лагаш достигает высшего политического могущества при царе Эаннатуме. Эаннтатум реорганизует армию, вводит новое боевое постороение. Опираясь на реформированную армию Эаннатум подчиняет своей власти бо́льшую часть Шумера и предпринимает удачный поход на Элам, нанеся поражение ряду эламских племён. Нуждаясь в больших средствах для проведения такой масштабной политики Эаннатум вводит налоговые сборы и повинности на храмовые земли. После смерти Эаннатума начинаются народные волнения подстрекаемые жречеством. В результате этих волнений к власти приходит Уруинимгина.
  • 2318—2312 гг до н. э. — правление Уруинимгины. Для восстановления ухудшившихся отношений со жречеством Уруинимгина проводит ряд реформ. Прекращается поглощение государством храмовых земель, сокращены налоговые сборы и повинности. Уруинимгина проводит ряд реформ либерального характера, которые улучшали положение не только жречества, но и рядового населения. В историю Месопотамии Уруинимгина вошёл как первый социальный реформатор.
  • 2318 гг до н. э. — Зависимый от Лагаша город Умма объявляет ему войну. Правитель Уммы Лугальзагеси разгромил армию Лагаша, разорил Лагаш, сжёг его дворцы. На короткое время город Умма стал лидером объединённого Шумера, пока не потерпел поражение от северного царства Аккада, к которому перешло господство над всем Шумером.
  • XXIII в. до н. э. — объединение шумерского и аккадского государств аккадским царём Саргоном I.
  • XXI в до н. э. — вторжение с востока и запада многочисленных племён эламитов и аморитов. Исчезновение шумеров как народа с политической арены (уже авторы библейских преданий ничего не знают о его существовании).
  • XIX—XVIII вв. до н. э. — возвышение нового царства со столицей в Вавилоне, близ нынешнего Багдада, возглавляемого царями аморитянской династии. Объединение Хаммурапи Месопотамии и Сирии.
  • XVI в. до н. э. — возникновение в верхнем течении Тигра ассирийского царства с главными городами Ассуром и Ниневией — столицей Нина и Семирамиды.
  • 743—735 гг. до н. э. — царствование Набонассара. Начало регулярных астрономических наблюдений.
  • 729 г. до н. э. — захват Вавилона ассирийским царём Тиглатпаласаром III.
  • 680—669 г. до н. э. — царствование ассирийского царя Асархаддона.
  • 538 г. до н. э. — персидский царь Кир захватывает Вавилон и Ассирию.
  • 336 г. до н. э. — Александр Македонский завоёвывает Междуречье. После его смерти оно становится одной из областей эллинистического государства Селевкидов.
  • II в. до н. э. — Вавилон уже мёртвый город и лежит в руинах.
  • I в. до н. э. — последние дошедшие до нас клинописные таблички.

Культура Междуречья

Основная статья: Вавилоно-ассирийская культура

Вавилоно-ассирийская культура, культура народов, населявших в древности, в 4-1-м тыс. до н. э.

, Месопотамию — Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), — шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства — Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию, характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии — с другой.

Древнейшая культура Месопотамии — шумеро-аккадская (от названия двух частей территории, северной и южной). Самым старым городом нашей планеты считается шумерский Ур, время расцвета которого некоторые ученые относят к 3800-3700 году до нашей эры. Не намного моложе его древний шумерский Урук, Шуруппак.

Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога.

Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем») — древнейшая на земле эпическая поэма.

Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире!) горечь потери друга и бесповоротность смерти.

Записанная клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником и культуры Древнего Вавилона. Вавилонское (собственно, Древневавилонское) царство объединило север и юг — области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров.

Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (правил в 1792—1750 г до н. э.) сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошли, например, выражение «око за око, зуб за зуб»). История культур Междуречья дает пример противоположного типа культурного процесса, а именно: интенсивного взаимовлияния, культурного наследования, заимствований и преемственности.

Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему чисел, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же «изобретенной» семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил . Все это — далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры в нашей повседневности.

См. также

Источники

Важнейшие памятники

  1. Поэма о Гильгамеше.
  2. Надпись-поэма о постройке храма Гудеей.

Как древняя Месопотамия стала колыбелью человеческой цивилизации

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Хотя человеческая цивилизация развивалась во многих местах по всему миру, всё же первые её ростки возникли много тысяч лет назад на Ближнем Востоке. Первые города, первая письменность, первые технологии — всё это родом из древнейшего могущественного государства под названием Месопотамия. Величественные храмы Междуречья, их тонкое искусство, научные познания и социальное устройство — поражают своим совершенством. Как в древнем обществе зародился процесс, который изменил человеческую жизнь на всей нашей планете, далее в обзоре.Очень трудно изучать культуру, которая не оставила после себя никаких письменных источников. Это как расспрашивать немого малограмотного человека о чём-либо. Всё чего удастся таким образом добиться, сведётся к бурной жестикуляции и не очень понятным попыткам изобразить вопрошаемое. Напротив же, когда цивилизация располагает таким мощным инструментом, как письменность, то она оставляет потомкам в наследство воистину драгоценные знания.

Читайте также:  Объявлена российская цена флагманского смартфона-слайдера Xiaomi Mi Mix 3

Карта Месопотамии.

Именно такой развитой цивилизацией обладала древняя Месопотамия. Создал это государство загадочный народ шумеров. Целый ряд именитых учёных считают, что во всей истории человечества не было более значимого переворота.Название Месопотамия происходит от древнегреческого слова, означающего «земля между реками».

Это отсылка к рекам Тигр и Евфрат, двойным источникам воды для региона, который находится в основном в границах современного Ирака, но также включает части Сирии, Турции и Ирана.

Наличие двух рек определило во многом развитие цивилизации.

Наличие этих рек во многом связано с тем, почему в Месопотамии развилось в итоге столь сложно устроенное общество и развивались такие инновации, как письменность, до мелочей продуманная архитектура и правительственная бюрократия.

 Регулярные наводнения в долине Тигра и Евфрата сделали землю вокруг них особенно плодородной и идеально подходящей для выращивания разнообразных сельскохозяйственных культур. А это огромный и многообразный рынок производства продуктов питания.

 Это сделало Месопотамию лучшим местом для неолитической революции, также называемой сельскохозяйственной революцией, которая началась почти 12000 лет назад.Благодаря тому, что люди выращивали растения и приручили животных, они могли оставаться на одном месте и образовывать постоянные места жительства.

 В конце концов, эти небольшие поселения превратились в ранние города, где развились многие характеристики цивилизации, такие как концентрация населения, монументальная архитектура, коммуникации, разделение труда и различные социальные и экономические классы.

Но на возникновение и эволюцию цивилизации в Месопотамии также повлияли другие факторы, в частности, изменения климата и окружающей среды, которые вынудили жителей региона стать более организованными, чтобы справиться с этим.

По словам Эрве Рекюло, доцента ассириологии Чикагского университета и эксперта по истории древней Месопотамии, цивилизация развивалась по-разному во всём регионе. Как он объясняет, городские общества развивались независимо в Нижней Месопотамии, области на территории нынешнего южного Ирака, где располагалась ранняя цивилизация Шумера, и Верхней Месопотамии, которая включает Северный Ирак и часть современной западной Сирии.

На месте небольших селений постепенно стали вырастать большие роскошные города.

Одним из факторов, который помог цивилизации развиваться в обоих местах, был климат Месопотамии. Дело в том, что 6000–7000 лет назад он был более влажным, чем в этой части Ближнего Востока сегодня.

«Самые ранние города южной Месопотамии развивались на окраинах огромного болота, которое давало изобилие природных ресурсов для строительства (тростник) и пищи (дичь и рыба).Вода была легко доступной для мелкомасштабного орошения.

Всё было легко организовать и это не требовало надзора со стороны крупных государственных структур», — пишет Рекюло.

 Кроме того, отмечает он, болота обеспечивали связь с морскими путями в Персидском заливе, что позволило людям, живущим на юге, в конечном итоге развивать торговлю с другими, более отдалёнными государствами.

Торговля развивалась, государство крепло.

Эксперты говорят, что в Верхней Месопотамии количество осадков было достаточно стабильным, поэтому фермерам не приходилось много поливать свои посевы. У них также был доступ к горам и лесам, где они могли охотиться на дичь и рубить деревья на дрова. В этих районах была возможность добывать такие материалы, как обсидиан.

Такой тип камня можно было использовать в ювелирных изделиях или для изготовления режущих инструментов.По данным Британского музея, основными культурами первых месопотамских фермеров были ячмень и пшеница. Но они также создали сады в тени финиковых пальм.

Там они разводили самые разные культуры, включая бобы, горох, чечевицу, огурцы, лук-порей, салат и чеснок. Также месопотамцы выращивали фрукты, такие как виноград, яблоки, дыни и инжир. Они доили овец, коз и коров, чтобы сделать масло, и забивали их на мясо.

Искусство и культура развивались бешеными темпами.

В конце концов, сельскохозяйственная революция в Месопотамии привела к тому, что специалисты называют следующим большим шагом в прогрессе — к городской революции. Примерно 5000-6000 лет назад в Шумере деревни начали превращаться в города.

 Одним из первых и наиболее известных из них был Урук, обнесённый стеной поселок, с населением от 40 000 до 50 000 человек. Другие включали Эриду, Бад-Тибира, Сиппар и Шуруппак.Шумеры, возможно, разработали самую раннюю систему письма.

Также на их счету искусство, архитектура и сложная система государственного регулирования сельского хозяйства, торговли и религиозной деятельности.

Шумер вообще стал просто рассадником инноваций, поскольку этот народ взял изобретения, разработанные другими древними народами, от гончарного дела до текстильного ткачества, и выяснил, как создавать их в промышленных масштабах.

Месопотамия — земля меж двух рек.

Между тем, в Верхней Месопотамии появились свои собственные городские районы, такие как Тепе-Гавра, где исследователи обнаружили кирпичные храмы с замысловатыми углублениями и пилястрами, а также нашли другие свидетельства невероятно сложной культуры.

Изменения климата могли сыграть большую роль в развитии месопотамской цивилизации. Примерно около 4000 года до нашей эры климат постепенно стал становиться суше, а реки — более непредсказуемыми.

Болото отступило от Нижней Месопотамии, оставив после себя поселения, теперь окружённые землями, которые необходимо орошать, что требует дополнительной работы и, возможно, большей координации.

Поскольку им приходилось работать упорнее и более организованно, чтобы выжить, месопотамцы постепенно разработали более сложную систему правления. Как объясняют историки, бюрократический аппарат, который сначала появился для управления товарами и людьми, всё чаще становился инструментом королевской власти.

Она же искала своё оправдание в поддержке богов и в том, что способна всегда добиваться поставленных целей.

Бюрократический аппарат стал основой королевской власти.

Всё это со временем привело к развитию социальной структуры, в которой элиты либо принуждали рабочих, либо получали их труд, обеспечивая питание и заработную плату.

«В некотором смысле знаменитая шумерская аграрная система, её города-государства и связанный с ней контроль над землей, ресурсами и людьми, были отчасти результатом того, что люди приспосабливались к более неблагоприятным условиям, потому что богатства болот стали становиться всё более труднодоступными», — говорит Рекюло.В Верхней Месопотамии, напротив, люди справлялись с более сухим климатом, двигаясь в противоположном направлении в социальном плане. В этой области произошёл переход к менее сложной социальной организации, опирающейся на деревни и их небольшую солидарность.

Вавилонская империя возникла на основе месопотамского государства.

В конце концов, в Месопотамии возникли такие империи, как Аккад и Вавилония, столица которых, Вавилон, стала одной из крупнейших и наиболее развитых империй Древнего мира. Подробнее об этом прочтите в нашей статье как царь Хаммурапи превратил Вавилон в самое могущественное государство Древнего мира.

Урок 5: Древнее Междуречье

К северо-востоку от Египетского царства,в обширной долине между реками Тигром и Евфратом, располагалось Древнее Междуречье. Это государство возникло около 4 тысяч лет до нашей эры. Оно стало родиной нескольких древневосточных цивилизаций: шумерской, ассирийской, вавилонской. Как выглядели жители междуречья, чем они занимались, каким богам поклонялись – вы узнаете из этого урока.

  • План урока:
  • Природные условия
  • Города Месопотамии
  • Наука
  • Религия
  • Вавилонское царство

Древнее государство, расположенное в долине между реками Тигр и Евфрат,получило название — Месопотамия. В переводе с греческого языка, Месопотамия означает Междуречье, Двуречье. Несмотря на засушливый климат, плодородные почвы Месопотамии привлекали людей, селившихся здесь в окружении болот, гор и равнин.

Природные условия

Как и Древний Египет, долину Месопотамии историки называют речной цивилизацией[1], потому что жизнь ее жителей напрямую зависела от состояния рек — Тигра и Евфрата.

С окончанием зимы в долине происходили разливы рек, которые были настолько бурными, что часто сносили местные жилища, загоны для скота. Чтобы защитить себя от наводнений, жители Междуречья научились рыть каналы.

Через них утекали излишки воды, которую сохраняли для дальнейшего орошения полей.

Несмотря на то, что природные условия Месопотамии были благоприятны для развития земледелия, местным жителям приходилось прилагать огромные усилия, чтобы получить богатый урожай.

Только общими силами они могли вырыть оросительные каналы, возвести специальные заграждения от бурных разливов рек.

Совместная организация труда объединяла людей, способствовала преобразованию первых поселений в города-государства.

Помимо земледелия, в Древнем Междуречье были развиты ремесла: кожевенное, ткацкое, гончарное и ювелирное дело. Так как большинство торговых связей в Месопотамии проходило по рекам, здесь было развито кораблестроение.

Климатические особенности Южного и Северного Междуречья

Климат Междуречья был сухим и жарким. В южной части долины летом температура в тени достигала 50 градусов. Зима была мягкой, относительно теплой. В северной области Междуречья нередко выпадали дожди, а зимой даже шел снег. После бурных разливов рек в низинах образовывались болота, на горах и возвышенностях, наоборот, почва полностью высыхала, покрываясь крупными трещинами.

В южном районе Междуречья выращивали ячмень, кунжут, пшеницу, разводили свиней. Здесь хорошо росли финиковые пальмы, которые имели большое значение в хозяйственной жизни страны. В северных районах разводили коз и овец, различные виды домашней птицы.

Как на юге, так и на севере, природа не радовала жителей залежами металлов, камня. Поэтому главным строительным материалом в долине Месопотамии была глина, из которой сооружали дворцы, храмы, жилые дома. По сравнению с камнем, большие глиняные кирпичи были непрочными, поэтому оборонительные стены городов Междуречья строили максимально широкими.

Читайте также:  Волнистый попугай: как отличить самца от самки и выбрать здорового говорящего попугая + фото

Города Месопотамии

Как и в Древнем Египте в Месопотамии сложились два исторических региона – Южное Междуречье и Северное. Южные земли заселили племена шумеров, северные территории — аккадцы.

Первые города-государства сложились на юге, это произошло около 3 тысяч лет до нашей эры. Их населяли невысокие коренастые жители, с крупными головами и большими черными глазами. Здесь зародилась древнейшая в мире цивилизация шумеров.

Шумерская цивилизация

Центром каждого шумерского города был храм, посвященный богу или богине. Храм возводили на возвышенности, что олицетворяло связь неба и земли. Считалось, что все богатства, растительность и животный мир принадлежат божеству. Представителем бога на земле считался правитель шумерского государства, которому должны были служить и беспрекословно подчиняться все жители.

Крупнейшими городами Шумера были Ур, Урук, Киш, Лагаш. Они занимали выгодное положение в долине Тигра и Евфрата, быстро завоевали лидерство в регионе.

Менее крупные и влиятельные шумерские города: Ниппур, Ларса, Адаб, Умма, Марад, Шуруппак, Кисура. Между городами Южного Междуречья непрерывно велись войны.

Города – победители заставляли побежденных платить дань, большая ее часть сосредотачивалась в руках военных предводителей и жрецов.

Запоминаем новые слова!

Дань – это налог, взимаемый победителем с побежденного народа.

В процессе борьбы между собой, древние шумерские города ослабляли друг друга. Непрерывные боевые действия требовали все большего количества солдат, которых приходилось кормить земледельцам. Плодородные южные земли привлекали в Шумер врагов: племена аккадцев и ассирийцев. Ослабленные внутренними раздорами, шумеры стали легкой добычей для завоевателей.

Во 2 тысячелетии до нашей эры семитские племена окончательно завоевали Древний Шумер. Аккадцы, ассирийцы и другие народы смешались с шумерами, что дало начало существованию новой – вавилонской народности.

Запоминаем новые слова!

Семитские племена – это предки современных арабов, евреев, ассирийцев.

Ассирийская цивилизация

Бок о бок с шумерами, на севере Месопотамии жили ассирийцы. В отличие от южных земель, природные условия для земледелия здесь были плохими, поэтому основным занятием народа стали завоевательные походы.

Первоначально, ассирийцы отставали в своем развитии от шумеров. Они заимствовали письменность древних шумеров, их искусство, систему измерения времени и многое другое.

С веками, ассирийцы усовершенствовали методы ведения войны, отработали успешную военную тактику, что позволило им завоевать не только все шумерские города, но и Сирию, Финикию, Палестину, Вавилонию.

Ассирийцы создали самую сильную и крупную державу Древнего Востока – Ассирийское царство, но оно не просуществовало более 100 лет.

Наука

Успешное ведение земледелия у шумеров способствовало изобретению колеса и гончарного круга. Около 3500 лет до нашей эры в Месопотамии появились первые колесные повозки, на которых местные жители перевозили воду, продукты питания и главный строительный материал – глину. Примерно в это же время была изобретена письменность.

Историки назвали письменность шумеров клинописью, так как их письмена напоминали по внешнему виду множество разных черточек-клиньев.

Клинышки выводились на мягких глиняных табличках остро заточенными палочками. При необходимости, пока глина еще не застыла, писец мог стереть ошибку, заменить один символ на другой.

Когда надпись подсыхала, глиняную табличку обжигали огнем, для лучшей сохранности.

Главными центрами грамотности у шумеров были школы при храмах. Кроме простых учителей, в шумерской школе был специальный человек, который следил за дисциплиной. Под рукой у него всегда была палка, которой он бил провинившихся учеников.

Это интересно! Потребность в учете земли способствовала изобретению шумерами шестидесятиричной системы счета. Эта система сохранилась и до сегодняшнего дня, согласно ей один час делят на шестьдесят минут, а одну минуту на шестьдесят секунд.

Самыми обширными знаниями у шумеров обладали жрецы. Они умели вести календарь, предсказывать солнечные и лунные затмения, предугадывать появление комет[2]. Жрецы в Месопотамии обладали огромными богатствами и пользовались всеобщим уважением. Они находились под защитой царя, так как именно жрецы подчеркивали божественное происхождение царской власти.

Религия

Жители Междуречья почитали многих богов. Среди них центральное положение занимал Энлиль – верховный бог шумеров, покровитель всех высших сил.

Согласно верованиям жителей Месопотамии, он отделил небо от земли, научил людей скотоводству и земледелию, обучил письменности.

Одновременно, они считали, что Энлиль насылал стихийные бедствия и болезни, а единожды даже вызвал наводнение, с целью уничтожения человечества. Традиционно его изображали с бычьими рогами и копытами.

Особым почитанием среди шумерских богов пользовался бог Солнца – Шамаш. Его изображали в виде человека с длинной бородой и высоким тюрбаном[3] на голове. Он символизировал светлое время суток, восход, солнце. Согласно древним сказаниям Шамаш исцелял людей от болезней, возвращал к жизни умерших, освобождал пленных, приносил людям богатый урожай и благосостояние.

Богиня Иштар почиталась шумерами как царица богинь, она одновременно отвечала за плодородие, любовь и войну. Люди верили, что Иштар даровала им мудрость, жизненные силы, здоровье и удачу. Женщины поклонялись богине с просьбой об обретении счастливой любви, рождении здоровых детей. Чаще всего Иштар изображали крылатой, с восьмиконечной звездой на голове и стрелами за спиной.

Вавилонское царство

На месте Шумерского и Аккадского государства в начале 2 тысячелетия до нашей эры возникла новая великая держава – Вавилония.

Столицей царства был избран город Вавилон, по которому оно впоследствии получило свое название.Во времена расцвета шумерской цивилизации Древний Вавилон был относительно небольшим городом.

Но постепенно он рос и богател, благодаря своему выгодному расположению в центре речной долины, на пересечении торговых путей.

Под властью Вавилона объединилось множество городов Междуречья, образовав Вавилонское царство. Наибольшего могущества Вавилония достигла во времена правления царя Хаммурапи.

Он прославился как выдающийся правитель благодаря многочисленным военным походам. Царь Хаммурапи завоевал Урук, Ашшур, Мари, Ларсу, Иссин и другие города-государства.

В конце концов, под его властью оказалась практически вся Месопотамия.

Царь Вавилонии Хаммурапи создал первую в истории систему законов, которые действовали на территориях всего Междуречья. Свод законов состоял из 282 статей и регулировал все стороны жизни вавилонского населения. Законы царя Хаммурапи определяли:

  • личные и имущественные права жрецов;
  • обязанности чиновников;
  • различные виды наказания для разных категорий населения за всевозможные преступления и провинности;
  • размеры налогов;
  • правила вступления в брак и основания для развода;
  • правила ведения торговли, аренды полей, садов, домов и прочего имущества;
  • порядок приобретения рабов.
  1. Запоминаем новые слова!
  2. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые в пользу государства с населения.
  3. Аренда – это временное пользование землей, помещением или какой-либо вещью за определенную плату.

Законы Хаммурапи сохранились и до сегодняшних дней, так как были высечены на черном каменном столбе. С их помощью ученые смогли установить, какие проживали люди в Древнем Вавилоне, и чем они занимались. Вместе с законами историки нашли на камне послание, в котором говорилось, что за нарушение всех перечисленных правил, людей ждет голод, страшные болезни и смерть.

После смерти Хаммурапи его царство распалось.

Словарь

1. Цивилизация – самодостаточное сообщество стран и народов, существующее в пределах исторического времени. Каждая цивилизация уникальна, отличается от всех других цивилизаций традициями, особенностями среды обитания, особенностями народов, представляющих данную цивилизацию.

2. Комета – это небольшое небесное тело, состоящее изо льда, камня и металла, вокруг которого часто образуется хвост из газа и пыли.

3. Тюрбан – это мужской головной убор, представляющий собой ткань, обмотанную вокруг головы.

Верно ли утверждение: «Долина Междуречья обладала благоприятными природными условиями для земледелия, и ее жители практически не прикладывали усилий, при выращивании урожаев»? Какие из плодовых деревьев произрастили в большом количестве в Месопотамии? У какого из народов, заселявших Древнее Междуречье, впервые возникла письменность, называемая клинописью? Одно из знаменитых достижений шумеров: 2Изобретение шестидесятиричной системы счета Кто из царей создал первый в истории письменный свод законов? 1 вопрос:

Верно ли утверждение: «Долина Междуречья обладала благоприятными природными условиями для земледелия, и ее жители практически не прикладывали усилий, при выращивании урожаев»? 1) Да 2) Нет

2 вопрос:

Какие из плодовых деревьев произрастили в большом количестве в Месопотамии? 1) Яблони 2) Груши 3) Финиковые пальмы

3 вопрос:

У какого из народов, заселявших Древнее Междуречье, впервые возникла письменность, называемая клинописью? 1) У аккадцев 2) У ассирийцев 3) У шумеров

4 вопрос:

Одно из знаменитых достижений шумеров: 1) Изобретение шахмат 2) Изобретение шестидесятиричной системы счета 3) Создание компаса

5 вопрос:

Кто из царей создал первый в истории письменный свод законов? 1) Царь Соломон 2) Царь Хаммурапи

2 вопрос: Финиковые пальмы 4 вопрос: Изобретение шестидесятиричной системы счета

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector