Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

В довоенное и послевоенное время(холодная война) СССР и запад копировали разработки друг друга.

  • В СССР были гениальные ученные и инженеры они сделали много отличных своих разработок, но нужно трезво смотреть на вещи, некоторые вещи скопировали ( многие сделаны по лицензии, некоторые нет).
  • Прошу оценить пост трезво, многие страны копировали разработки друг у друга, в этом нет ничего плохого.
  • Что запад скопировал у СССР
  • 1) Токамак.
  • 2) Самолет Геракл, из него американцы сделали StratoLaunch.
  • 3) Кресло К-36 ДМ ( катапультное кресло для сверхзвуковых самолетов) .
  • Если знаете еще случаи копирования, пишите в х.
  • Что СССР скопировал у запада.
  • Первый советский самый лучший довоенный танк БТ был скопирован с американского танка Кристи, образец и чертежи которого, были куплены СССР у Джона Кристи в 1929 году.

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

Советский лёгкий танк Т-26 был лицензионной копией популярного экспортного британского танка Vickers Mk E.

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

Ту-4 был скопирован с B-29

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

Баллистическая ракета Р1 была сделана на основе ФАУ2.

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

Советский пистолет ТТ и внешне, и конструктивно очень похож на Браунинг 1903, адаптированный под патрон другого калибра.

Браунинг (1903г.) — ТТ (1933г.)

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

Пистолет-пулемёт ППД скопирован с финского пистолета-пулемёта Суоми, выпущенного в 1931 году.

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

ПМ очень уж похож на Вальтер PPK.

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

Трактор » Caterpillar Sixty» выпускался в СССР с 1930г по 1937г, с названием С-60 «Сталинец-60»

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

Первый массовый легковой автомобиль СССР был скопирован с американского Ford-A.

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

КИМ-10 серийный малолитражный автомобиль, был скопирован с Ford Prefect.

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

ГАЗ-М1, в свою очередь, конструировали по образцам Ford Model B (Model 40A) 1934 года, документацию по которому американская сторона передала ГАЗу по условиям договора.

Все советские предвоенные мотоциклы являлись копиями зарубежных аналогов: первый серийный советский мотоцикл Л-300 (он же ИЖ-7) — копия немецкого DKW Luxus-300, мотоцикл М-72 (производство началось в начале ВОВ) — точная копия немецкого BMW-R75, тяжелый мотоцикл ТИЗ-АМ600 – вариант от Harley-Davidson.

Итальянский концерн Fiat, участвовал в строительстве Волжского автомобильного завода в Тольятти, с полным производственным циклом, технологическим оснащением завода, и обучением специалистов. Модели ВАЗ-2101, 2103, 2105 это модели Fiat 124, 125 и 128 соответственно.

ЗАЗ-966, копирующий дизайн немецкой малолитражки NSU Prinz IV.

Москвич-2141 (1986г.) — Simca 1308 (1975г.)

Городской автотранспорт, в СССР, частично выпускался по лицензии General Motors, например, с 1946г автобус ЗИС-154 изготавливался по чертежам автобуса TDH-3610. Аналогично, производились троллейбус МТБ-82Д и трамвай МТВ-82.

Иногда копировали архитектуру.

Слева Manhattan Municipal building (1909-1912 год), а справа сталинская высотка на Кудринской площади. (1947-1954 год)

Первые массовые советские фотоаппараты «ФЭД» появились в 1934г и являлись точной копией немецкого фотоаппарата «Leika II»

Пылесосы. Например, пылесос Lewyt-40 с 1954г выпускался в СССР как «Москва»

«Электроника ИМ» скопирована с Nintendo

Еще раз повторюсь, ничего плохого в копировании нет, многие страны так делали.

СССР Сделано в СССР США Запад Электроника Оружие Холодная война Длиннопост Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам:

Как в СССР воровали дизайн и технологии

В сегодняшнем посте — рассказ о советском дизайне и технологиях, которые были украдены либо «заимствованы» из западных стран. Рассказывает блогер Максим Мирович, он же maxim-nm.

Мне всегда смешно, когда поклонники СССР начинают рассказывать о каких-то необычайных технологических мощностях, возможностях и прорывах, которые существовали в СССР, — да, действительно, в военной и космической сфере кое-что было, но немалая часть и этих технологий была заимствована у других стран. Что касается автомобилестроения и производства «ширпотреба» — то там такие «заимствования», а часто и прямое воровство дизайна и конструкции существовали сплошь и рядом.

Широко известный хрестоматийный пример такого воровства — советский фотоаппарат ФЭД, созданный в 1934 году, который буквально в ноль содрали с немецкой «Лейки», выпущенной двумя годами ранее. Это лишь единичный случай, маленькая песчинка в длинном ряду автомобилей, утюгов, пылесосов, микрокалькуляторов и электронных игр, дизайн и конструкцию которых в СССР воровали у других стран.

Чем была обусловлена такая ситуация? Во-первых, СССР признавал далеко не все мировые патенты и считал себя вправе попросту копировать ту или иную технику: «А докажите, что это мы украли, у нас вон цвет радиатора другой!» Во-вторых (это, на мой взгляд, хорошо иллюстрирует истинную ситуацию в производстве), в тех сферах, которые не были связаны с космосом и военкой, не велось никаких фундаментальных разработок, не было процесса поиска и отсеивания неудачных моделей — потому что все годы существования СССР его экономика фактически работала на военных (позже — на военно-космических) рельсах. Как результат — товары «ширпотреба» было проще украсть либо адаптировать, чем с нуля разработать что-то свое.

1. Ford Model A, 1927 год, и ГАЗ-А, 1932 год

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

Начнем с автомобилей. Ford Model A (слева) производился компанией Ford Motor Company с 1927 по 1931 год. Конечно, в основном в черном цвете, как больше всего любил Генри Форд. На модели был установлен четырехцилиндровый двигатель объемом 3,28 литра, развивавший довольно приличную для тех времен мощность в 40 лошадиных сил.

«ГАЗ-А» начал выпускаться в СССР в 1932 году. В отличие от других примеров в этом посте, техническая документация «ГАЗ-А» была официально куплена у Форда, то есть фактически автомобиль производился по лицензии. Это один из немногих случаев, когда в СССР официально купили лицензию на производство.

2. Opel Kadett, 1937 год, и «Москвич-400», 1946 год

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

«Москвич-400» (на фото справа) стали собирать в Москве на Заводе малолитражных автомобилей (ЗМА), на котором было установлено оборудование и оснастка, вывезенная с немецкого завода в Рюссельхайме в качестве послевоенных репараций.

В СССР лишь немного изменили дизайн автомобиля и сделали вариант в кузове седан.

Интересно, знали ли советские граждане историю появления 400-го «Москвича»? Говорят, что толковой документации на Opel Kadett в СССР не существовало, поэтому на заводе ЗМА пришлось просто разобрать существующие экземпляры Opel и на их основе фактически пересобрать «Москвич».

3. Opel Olympia Rekord (справа), 1947 год, и «Москвич-402», 1956 год

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

Ну ладно, первые два случая — это просто выпуск таких же автомобилей под другими названиями (первый куплен по лицензии, второй получен по закону о репарациях), но вот дальше начинаются уже конкретные заимствования.

В 1947 году в послевоенной Западной Германии вновь, уже на новом оборудовании, заработал автомобильный завод в Рюссельхайме, который в 1953 году представил новую модель Opel — Olympie Rekord. Всего таких автомобилей было выпущено около 58 тысяч экземпляров.

Кузов автомобиля стали делать в ультрамодном в то время понтонном стиле, когда кузов и крылья сливались в один силуэт.

А на фото слева — хорошо известный всем вам «Москвич-402», который, скажем так, весьма похож на Opel Rekord — разве что чуть изменили форму боковых крыльев, решетки радиатора да сделали четырехдверный седан вместо купе.

Даже хромированную накладку на заднем крыле оставили, чуть изменив форму.

Это уже не объяснишь «одинаковой оснасткой и оборудованием» (как в случае с Opel Kadett и «Москвичом-400»), так как два завода (в Москве и в Западной Германии) в начале 1950-х годов работали независимо друг от друга.

4. Ford Mainline, 1952 год, и «Волга ГАЗ-21», 1956 год

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

Ford Mainline выпускался с 1952 по 1956 год на заводе Ford. Он имел несколько вариантов отделки салона и был представлен в вариантах четырехдверного седана и купе, как на фото. Автомобиль был создан для американского среднего класса и позиционировался как машина среднего уровня. В 1957 году он был заменен моделью Ford Custom.

На фото справа — «ГАЗ-21», или же всем хорошо известная двадцать первая «Волга», выпускаемая с 1956 по 1970 год. По-моему, дизайн-заимствования очевидны, особенно это касается передней части автомобиля: решетка радиатора и бампер «Волги» практически один в один повторяет Ford, и даже стремительный олень на капоте сделан по образцу декоративного элемента Ford.

5. Packard Patrician, 1956 год, и «Чайка», 1959 год

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

Как можно увидеть в этом примере, в СССР сдирали дизайн не только малолитражных автомобилей и машин среднего класса, но и авто, которые вполне себе можно отнести к классу высшему.

На фото слева — Packard Patrician, выпущенный в 1956 году в модном в те годы псевдокосмическом стиле: задние крылья автомобиля напоминают какие-то детали ракеты и вся машина очень похожа на футуристические авто из книг начала 1950-х годов.

Там на таких автомобилях люди приезжали в центр города на космодром, чтобы проводить космонавтов к Марсу или Венере.

На фото справа — «Чайка», бывшая в СССР автомобилем генсеков и партийных чиновников высшего звена. Нетрудно заметить, что дизайн очень похож, скопировали даже начертание шрифта, которым написано название модели (можете открыть картинку в новом окне и рассмотреть в большем разрешении).

6. Fiat-125, 1967 год, и ВАЗ-2103, 1972 год

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

Fiat 125 был представлен в 1967 году и получил модный в то время «ступенчатый» силуэт — в конце 1960-х такие автомобили смотрелись необычно и очень современно в сравнении с обтекаемыми машинами 1950-х годов. Автомобиль выпускался в нескольких вариантах, а в Польше (тогдашней Польской Народной Республике) по лицензии выпускалась версия Polski Fiat 125.

«ВАЗ-2103 Жигули» был разработан совместно с итальянцами. Впрочем, как утверждает «Википедия», внутренности ВАЗ-2103 были настолько сильно перепилены в сравнении с Fiat-125, что это, по сути, были два разных автомобиля. Может, и так, но, как по мне, сходство в дизайне очевидно, и разработали его совсем не в СССР, а в Италии. Даже дверные ручки и вентиляционные решетки те же.

7. Chrysler Simca 1307, 1975 год, и «Москвич-2141», 1986 год

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

Chrysler Simca 1307 производили с 1975 по 1986 год с некоторыми изменениями и дополнениями. Аккурат в год, когда с производства сняли Chrysler, на заводе АЗЛК начинается выпуск «Москвича-2141» в кузове хетчбэк, который весьма сильно напоминал дизайн Chrysler 1307. «Москвич-2141», кстати, производился аж до 2002 года.

8. Leica 2, 1932 год, и ФЭД, 1934 год

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

Ладно, что мы все про автомобили, давайте посмотрим еще на что-нибудь. Вот, например, Leica-2, выпущенная в Германии в 1932 году, а на фото справа — советский фотоаппарат ФЭД, выпущенный в 1934 году. Это уже не просто копирование дизайна, а практически точная копия «Лейки». Даже дизайн гравированного логотипа чем-то похож.

Кстати, за практически абсолютное сходство этих двух фотоаппаратов советские фотографы по привычке называли советский фотоаппарат «Лейкой».

Читайте также:  Новые четырехъядерные процессоры AMD Phenom II X4 T – подробности

9. Grundig TK820, 1955 год, и «Мелодия МГ-56», 1956 год

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

Думаю, тут все очевидно, даже и писать ничего не надо. Содрано практически в ноль, вплоть до расположения клавиш и дизайна ручки для переноски.

10. Sharp Compet CS-30A, 1967 год, и «Электроника ДД», 1968 год

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

Пример из мира счетных машин: два девайса тоже весьма похожи и, судя по расположению и количеству клавиш, имеют аналогичную схематическую структуру. Нельзя не отметить, что корпус у «Шарпа» более элегантный, его прямо так и хочется поставить на стол.

11. Clem, 1954 год, и УЭ-4, 1967 год

Пример из бытовой техники — один в один слизанный дизайн (и явно конструкция) дорожного утюжка для одежды. Нельзя не отметить, что в СССР такая штука появилась аж на 13 лет позже своего западного аналога.

12. Sharp EL-805, 1973 год, и «Электроника БЗ-04», 1974 год

А вот еще пример из мира вычислительной техники — два микрокалькулятора, практически аналогичных. Советский появился на год позже.

13. Casio FX-700P, 1983 год, и «Электроника МК-85», 1986 год

Программируемый — или, как его называли в СССР, инженерный калькулятор. Casio появился в 1983 году, его советский аналог — в 1986-м. Очевидно, что схему просто содрали в ноль, точно так же, как и дизайн.

14. Nintendo, EGG, 1981 год, и «Ну, погоди!», 1984 год

Последний пример, ранивший меня в самое сердце. Думал, что хоть электронные игры-то в СССР делали свои, но нет — знаменитая «Ну, погоди!», где волк ловит яйца, точь-в-точь скопирована с игры Egg от Nintendo (там, кстати, тоже волк в качестве главного персонажа), а моя любимая игра детства «Тайны океана» — с игры Octopus.

Технологии СССР, которые он подглядел у Запада

Некоторые вещи инженеры из СССР копировали у тактических противников. Ракеты, танки, пылесосы и даже «Ну, погоди!». Технологии, которые СССР подглядел у Запада.

1. Пылесос «Чайка», 1963 — Remoco, 1939

Внешний вид советского пылесоса «Чайка» 1963 года выпуска был позаимствован у Запада. Этот бытовой прибор еще в 1939 году продавался в Голландии под брендом Remoco, а в США и Канаде его знали как Estonia.

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

2. Ford Model A, 1927 — ГАЗ А, 1932

В 1929 году СССР купил у американской Ford Motor Company оборудование и документацию для производства ГАЗ-А. Этот автомобиль стал первой «легковушкой» массовой конвейерной сборки. Машина увидела свет в 1932 году.

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

3. Leica 2, 1932 — «ФЭД», 1934

Советский фотоаппарат ФЭД появился через два года после немецкого устройства Leica II. Дизайн был скопирован практически полностью. Сходство было так велико, что в СССР ФЭД все равно называли «лейкой».

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

4. Opel Kadett, 1937 — Москвич-400, 1946

СССР после войны получил право на некоторую немецкую промышленность, включая завод Opel. Дизайн авто немного изменен — СССР пересобирал машину на основе сохранившихся экземпляров, вся документация была утеряна.

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

5. Ford Mainline, 1952 год — Волга ГАЗ-21, 1956 год

ГАЗ-21 производился на Горьковском автомобильном заводе с 1956 года, однако Ford Mainline начал ездить по американским дорогам на несколько лет раньше.

Не пропустите:  Ностальгический пост: вещи из 90-х годовКак в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

6. Nintendo, EGG, 1981 год — «Ну, погоди!», 1984 год

Увы, знаменитая портативная консоль 80-х годов «Ну, погоди!» тоже была скопирована. Оригинальная игра называлась Egg, а производила ее японская компания Nintendo.

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

7. ВАЗ-2101 «Жигули»

«Жигули» — советский заднеприводный легковой автомобиль малого класса с кузовом типа седан. Первая модель, выпущенная на Волжском автомобильном заводе. В 2000 году ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведённого журналом «За рулём».

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

8. Philips Walita HD1120, 1971 — «Яуза УТ-1000», 1989

Советский утюг «Яуза УТ-1000» появился на полках магазинов в 1989 году. Однако за 18 лет до этого им уже пользовались жители Голландии. Только там модель называлась Philips Walita HD1120.

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

9. «ФЭД-Микрон», 1968 год — Konica Eye

В данном случае советские инженеры вдохновлялись девайсом японцев из Konica. Кстати, создатели «ФЭД-Микрон 2» тоже засматривались на Konica.

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

10. Grundig TK820, 1955 — «Мелодия МГ-56», 1956

Советский магнитофон появился на год позже, чем немецкий проигрыватель. Устройство из СССР повторяло и дизайн, и функции западной технологии.

11. Электроника ИМ-11 «Луноход», 1985 год — Big Trak, 1979 год

Спустя шесть лет клон игрушечной машинки компании Milton Bradle появился в СССР благодаря Солнечногорскому электромеханическому заводу.

12. Sharp EL-805, 1973 — «Электроника БЗ-04», 1974

Судя по всему, советские разработчики карманного микрокалькулятора взяли за основу Sharp EL-805, который был создан на год раньше. Дизайн, опять же, почти идентичный.

Не пропустите:  Самые «прожорливые» автомобили на российском рынке

13. «Агидель-М», 1967 — Philishave SC 8010, 1965

Знаменитая советская электробритва «Агидель-М» 1967 года выпуска до боли напоминает голландский аналог Philishave SC 8010, который вышел раньше. Единственное отличие в надписях на коробке и цвете шнура.

14. Casio FX-700P, 1983 — «Электроника МК-85», 1986

Дизайн инженерного калькулятора явно скопирован у японского аналога, который вышел на 3 года раньше. Однако советская версия была мощнее: 16-разрядный процессор, против 4-разрядного «японца».

15. Р-1, 1948 — «Фау-2», 1942

Первую крупную баллистическую ракету Советского Союза Р-1 создали по образцу немецкой «Фау-2». Установки имели некоторые различия, так как у советских инженеров были только части немецких ракет без чертежей и расчетов.

16. Clem, 1954 год — УЭ-4, 1967 год

Утюг для одежды УЭ-4 — практически точная копия такого же бытового прибора от британской компании Clem. Только у последних утюг появился за 13 лет до того, как его решили воспроизвести советские инженеры.

17. Vickers Mk E, 1930 год — Т-26, 1931 год

В военные годы Великобритания считалась лидером в производстве бронетехники, СССР приобрел полный пакет технической документации и лицензию на производство. Так появился легкий танк Т-26.

18. Carl Zeiss Jena Deltrintem 8×30, 1920 — Бинокль Б8×30, 1947

Немецкий бинокль появился в 1920 году, а советский аналог — только в 1947, после войны. Внешне они немного различаются, но по характеристикам оба прибора практически идентичны.

19. Браунинг, 1903 год — ТТ, 1933 год

ТТ — первый армейский самозарядный пистолет СССР. В качестве прототипа конструктор Токарев выбрал пистолеты конструкции Джона Браунинга. Оружие было скопировано не полностью из-за отсутствия нужных технологий.

20. Ту-4, 1945 год — Boeing B-29, 1941 год

По указанию Сталина конструкцию и оборудование боингов полностью скопировали с американских образцов, когда те приземлились на советской территории после неудачных боевых вылетов в 1944 году.

Теги поста или какие разделы почитать еще:

Как в СССР копировали западную технику: 6 моделей советских пылесосов и оригиналы

Кадр из м/ф «Карлсон вернулся», «Союзмультфильм», 1970, режиссёр Б. Степанцев. А автомобильная модификация «Шмель-Авто» была в свое время вполне функциональной: имелись различные насадки, а уж пыль глотала как зверь, за что и была, видимо, удостоена знака качества СССР.

«Шмель-авто» комплектация

Vatio.ru И посмотрите на популярные сейчас вертикальные пылесосы: принципиально мало что изменилось, разве что теперь в них стоит контейнер для пыли, а не мешок. А вообще такие модели — не на колесиках и со шлангом, а ручные и с трубкой — пришли к нам из США, и такой дизайн считается американским. Первые образцы созданы еще в самом начале двадцатого века.

homeschoolerseducationaladventures.files.wordpress.com Пылесос «Чайка» Модель из пятидесятых похожа на знаменитую «Ракету», которая если не скопирована, то хорошо срисована с электролюксовской Model V, выпускавшейся в Европе с 1921 по 1928 годы.

Model V В названии «Чайка» советские маркетологи, если их можно так назвать, слышали что-то космические. И действительно, слово «Чайка» стало позывным Валентины Терешковой, первой женщины-космонавта. Судите сами, прослеживается ли связь с космосом. В шестидесятые «Чайку» почти не узнать — это уже другая модель.

«Чайка». Еще «летает»! Электрощетка-пылесос «Ветерок» «Наши люди в булочную на такси не ездят», зато пальто чистят с «Ветерком».

Эта вещь из начала шестидесятых, дожившая до восьмидесятых и перевыпускавшаяся в более современном дизайне, предназначалась вовсе не для автомобиля, поскольку работает она от розетки, а для чистки одежды или мягкой мебели дома.

Но наших людей не испугаешь: удлинитель, баба Дуся на первом этаже — вот и договорились: сиденья в «автомашине Москвич — новая модель» чистые. Идея щетки-пылесоса пришла из США, из тех самых компактных «вертикалок».

Можно купить раритет хоть сейчас picclick.com Пылесос «Сатурн» Из-за названия кажется, что дизайн абсолютно оригинальный — Сатурн, кольцо, колесики-спутники. «Сатурн» выпускали в Литве и было два варианта названия – на русском языке «Сатурн» и на литовском «Сатурнас».

Три колесика, кольцо и корпус-шар

Цена — 49 рублей. «Надо брать!»

Когда нижних колесиков не видно, не сразу понятно, что это пылесос

avito.ru И это копия: американская модель «Hoover Constellation» середины пятидесятых – начала шестидесятых, выпускавшаяся и в семидесятые, выглядела очень похоже, но советские инженеры научили ее работать еще и на выдувание и придали больше сходства с планетой.

«Сатурнас», Вильнюсский завод mos.ru Создатели «Сатурна» не подозревали, что через несколько десятилетий идея корпуса в форме шара придет в голову еще к одному изобретателю и промышленному дизайнеру, только британскому – Джеймсу Дайсону.

Читайте также:  Computex 2015. Acer Aspire Switch 11 V и Iconia One 7

Вот такой вот «Сатурн», в девичестве Hoover Constellation vacuummuseum.com Пылесос «Днепр» Выпускался в СССР, начиная с пятидесятых, первые модели работали от сети с напряжением 127 В.

Невероятно качественная и стильная модель.

Обидно, что дизайн не советский: модель скопирована с германского пылесоса Progress 7, но, справедливости ради, и точно так же выглядел один из первых «Электролюксов».

Необычайно стильный «Днепр»

photo.qip.ru Пылесосы «Уралец» Модель скопирована с германского пылесоса сороковых годов Lewyt 44, неоднократно перевыпускавшейся в сороковые, и очень похожая модель выпускалась в пятидесятые компанией General Electric.

В СССР «Уральцем» эта модель стала не сразу, изначально выпускалась под торговым названием «Москва». Как и некоторые другие пылесосы советского производства, могла работать на выдувание.

Некоторые умельцы, используя эту функцию, белили этим пылесосом стены.

General Electric: чем не «Уралец»? etsy.com

photo.qip.ru, vdta.com

Как в ссср копировали иностранные автомобили — drive2

Копирование иностранных автомобилей началось с самых первых советских легковых автомобилей, производимых по лицензии Ford. Со временем копирование происходило чаще всего без разрешения западных автозаводов.

Научно-исследовательский автомобильный институт СССР закупал у капиталистических угнетателей трудового народа сразу несколько передовых моделей «для изучения» и через несколько лет с конвейеров сходил советский аналог.

Правда часто к тому времени прототип уже устаревал и снимался с производства, а советская копия выпускалась ни одно десятилетие.

ГАЗ АПервый массовый легковой автомобиль СССР был скопирован у американского автопрома. ГАЗ А — копия американского Ford-A.

Несмотря на то, что первые автомобили завода изготавливались по чертежам американской фирмы Ford, они уже изначально несколько отличались от американских прототипов. После 1936 года в Москве и Ленинграде эксплуатация устаревшего ГАЗ-А была запрещена. Малочисленным автовладельцам предписывалось сдать ГАЗ-А государству и с доплатой приобрести новый ГАЗ-М1.

Ленинград-1Советский экспериментальный легковой автомобиль представлял собой точную копию автомобиля Buick-32-90, который по американским меркам относился к высшему-среднему классу.

Завод «Красный путиловец», ранее выпускавший трактора Fordson, выпустил 6 экземпляров Л1 в 1933 г. Значительная часть автомобилей не смогла своим ходом дойти до Москвы без серьёзных поломок. В итоге, «Красный Путиловец» был переориентирован на выпуск тракторов и танков, а доработку Л1 передали на московский ЗиС.

Так как кузов «Бьюика» уже не соответствовал моде середины тридцатых годов, на ЗиСе спроектировали его заново. Американское кузовное ателье Budd Company на основе советских эскизов спроектировало элегантный и внешне современный для тех лет кузов. Это обошлось государству в полмиллиона долларов и заняло 16 месяцев.

  • ГАЗ-М-1ГАЗ-М1, в свою очередь, конструировали по образцам Ford Model B (Model 40A) 1934 года.
  • В ходе адаптации модели к советским условиям эксплуатации автомобиль был в значительной степени перепроектирован советскими специалистами.
  • КИМ-10Первый советский серийный малолитражный автомобиль, который был «слизан» с Ford Prefect.

В 1940 году завод начал производство этой модели. КИМ-10 должен был стать первым по-настоящему «народным» советским автомобилем, однако воплощению в жизнь амбициозного плана руководства страны по обеспечению большинства граждан личными машинами, якобы помешала Великая Отечественная война.

ЗИС-110Дизайн кузова первого советского послевоенного легкового автомобиля представительского класса полностью имитировал американские «Паккарды» старших серий предвоенного выпуска. Вплоть до мелочей ЗИС-110 был схож с Packard 180 c кузовом Touring Sedan последней довоенном модели 1942 года.

  1. Самовольной советской разработке, специально предали внешность американского Паккарда в соответствии со вкусовыми предпочтениями высшего руководства страны и, главным образом, лично Сталина.
  2. Вряд ли американской фирме нравилось подобное творческое развитие её идей в оформлении советского автомобиля.
  3. Москвич 400Советская малолитражка была скопирована с автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937—1940 годах в Германии на немецком филиале Opel американского концерна General Motors, воссозданным после войны на основе уцелевших экземпляров, документации и оснастки.

Часть оборудования для выпуска автомобиля было вывезено с завода «Опель» в Рюссельхайме (находившегося в американской оккупационной зоне) и смонтировано в СССР.

Значительная часть утраченной документации и оснастки для производства была воссоздана заново, причём работы производились в Германии по заказу Советской военной администрации силами смешанных трудовых коллективов, состоявших из откомандированных советских и вольнонаёмных немецких специалистов, работавших в созданных после войны конструкторских бюро.

Последующие три поколения «Москвичей» будут с отставанием повторять продукцию фирмы Opel.

ГАЗ-М-12Шести-семиместный легковой автомобиль большого класса с кузовом «шестиоконный длиннобазный седан», позаимствован у Buick Super. Серийно производившийся на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод Имени Молотова) с 1950 по 1959 (некоторые модификации — по 1960 год.)

Заводу настоятельно рекомендовали полностью скопировать «Бьюик» образца 1948 года, но инженеры на основе предлагаемой модели спроектировали автомобиль, максимально опирающийся на уже освоенные в производстве агрегаты и технологии.

ЗиМ не был копией какого-либо конкретного иностранного автомобиля ни в плане дизайна, ни, в особенности, в техническом аспекте — в последнем конструкторы завода даже сумели в какой-то мере «сказать новое слово» в рамках мировой автостроительной индустрии.

В октябре 1950 года была собрана первая промышленная партия ГАЗ-M-12.

ГАЗ-21 «Волга»Легковой автомобиль среднего класса, внешне копировал преимущественно американские модели начала 1950-х годов. В ходе разработки изучались конструкции иностранных автомобилей: Ford Mainline, Chevrolet 210, Plymouth Savoy, Standard Vanguard и Opel Kapitän.

ГАЗ-21 серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год. Заводской индекс модели — изначально ГАЗ-М-21, позднее (с 1965 года) — ГАЗ-21.

К моменту начала серийного производства по мировым меркам дизайн «Волги» уже стал как минимум рядовым, и на фоне серийных иномарок тех лет уже особо не выделялся. Уже к 1960 году «Волга» была автомобилем с безнадёжно устаревшим дизайном.

Москвич-402Облик легкового автомобиля малого класса повторял модель Opel Olympia Rekord – преемницу Opel Kadett K38. Участие специалистов с ГАЗа, где полным ходом шла разработка «Волги» ГАЗ-21 оказало сильное влияние на проектирующийся автомобиль. «Москвич» перенял от неё многие элементы своего дизайна.

Серийное производство «Москвича-402» было свёрнуто в мае 1958 года.

ГАЗ-13 «Чайка»Представительский легковой автомобиль большого класса, скопирован у американской фирмы Packard, которые в те годы как раз изучались в НАМИ (кабриолет Packard Caribbean и седан Packard Patrician, оба 1956 модельного года).

«Чайка» была создана с явной ориентацией на веяния американского стиля, как и вся продукция ГАЗа тех лет. Автомобиль выпускался малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год. Всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.

«Чайки» использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры (преимущественно — министров, первых секретарей обкомов), который выдавался как составная часть положенного «пакета» привилегий.

И седаны, и кабриолеты «Чайка» использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения. Также, «Чайки» поступали в «Интурист», где, в свою очередь, их могли заказать все желающие для использования в качестве свадебных лимузинов.

ЗИЛ-111Копирование американского дизайна на разных советских заводах привело к тому, что облик автомобиля ЗИЛ-111 создавался по тем же образцам, что и «Чайка». По сути копия того-же американского Packard. В результате в стране одновременно производились внешне похожие автомобили. ЗИЛ-111 часто принимают за более распространенную «Чайку».

Легковой автомобиль высшего класса стилистически представлял собой компиляцию различных элементов американских автомобилей среднего и высшего класса первой половины 1950-х годов — преимущественно напоминал Cadillac, Packard и Buick. В основу внешнего оформления ЗИЛ-111, как и «Чайки», лег дизайн моделей американской фирмы Packard 1955-56 годов.

С 1959 по 1967 годы было собрано всего 112 экземпляров этого автомобиля.

ЗАЗ-965Копией микролитражки был Fiat 600.

Автомобиль проектировался МЗМА («Москвич») совместно с автомобильным институтом НАМИ. Позднее обозначение сменили на «Москвич-560».

Между тем, конвейер самого МЗМА к тому времени был полностью загружен, и резервов для освоения в производстве микролитражки у завода не имелось.

Поэтому для выпуска автомобиля было решено реконструировать завод «Коммунар» в городе Запорожье (УССР), ранее занимавшийся выпуском комбайнов и прочей сельхозтехники

ЗАЗ-966Легковой автомобиль особо малого класса демонстрирует копию с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 г).

ГАЗ-24 «Волга»Легковой автомобиль среднего класса стал копией североамериканского Ford Falcon и Plymouth Valiant.

Серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1969 по 1992 год. Внешность и конструкция автомобиля были достаточно стандартными для этого направления, технические характеристики были также приблизительно на среднем уровне. Большая часть «Волг» не была предназначена для продажи в личное пользование и эксплуатировались в таксопарках и иных государственных организациях.

ВАЗ-2101ВАЗ-2101 «Жигули» — заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан является копией модели Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».

По соглашению советского Внешторга и компанией Fiat, итальянцами был создан Волжский автомобильный завод в Тольятти с полным производственным циклом. На концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

ВАЗ-2101 был подвергнут серьезным изменениям. В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R.

Читайте также:  Книжка в плеере, или время читать не читая

ВАЗ-2103Заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан. Был разработан совместно с итальянской фирмой Fiat на базе моделей Fiat 124 и Fiat 125.

Позднее, на базе ВАЗ-2103 был разработан «проект 21031» в последствии переименованный в ВАЗ-2106.

ВАЗ-2105Модель ВАЗ-2105 разрабатывалась путём серьёзной модернизации ранее выпускаемых моделей в рамках «второго» поколения заднеприводных автомобилей ВАЗа как замена первенца ВАЗ-2101. За основу дизайна взяли модель Fiat 128 Berlina.

В заставке 15 серии 17 сезона сериала Симпсоны, в которой Симпсонов играют реальные актеры в реальных декорациях, Гомер едет домой на Lada Nova (экспортное название «пятёрки»).

Москвич-2141Замену Москвичу-412 удалось спроектировать только в 1980-е годы, и это был уже совершенно другой автомобиль, — Москвич-2141, переднеприводный хэтчбэк, скопирован с кузова французской «Симки» и уже устаревшего к тому времени двигателя УЗАМ. Экспортное наименование — Aleko, от Автозавод Ленинского Комсомола.

В качестве наилучшего прообраза для ускорения проектирования нового автомобиля Минавтопрому виделась недавно появившаяся франко-американская модель Simca 1308 производства европейского отделения корпорации Chrysler. Дизайнерам приказали скопировать автомобиль вплоть до «железа»».

Как промышленность СССР копировала зарубежную технику: Русский хронограф Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости

В СССР делали высококлассное оружие, спускали со стапелей атомные подлодки и запускали спутники, а вот наладить выпуск хорошей электронной техники не могли. Хотя попытки были…

Как и в случае с малолитражными автомобилями, дело с выпуском электронной техники для дома в СССР обстояло неважно.

В попытке «догнать и перегнать» советские инженеры не видели ничего зазорного в том, чтобы построить своё устройство на основе западного образца.

По сути, это было нарушением авторских прав, но Союз был настолько независим, что на действие западных патентов не обращал внимания.

Европейские родственники

В комедии «Иван Васильевич меняет профессию» хваткий стоматолог Шпак лишился сразу двух магнитофонов. Вор Жорж Милославский стащил у него National RQ-1585 S — пионер среди портативных катушечных магнитофонов с реверсом (не нужно переворачивать ленту) и кассетный Philips EL3302 — один из первых во времена кассетников. На тот момент эти девайсы стоили целое состояние.

Поэтому Шпак всё время сокрушался о потере: «Два магнитофона импортных… все, что нажил непосильным трудом!». Возможно, стоматолог и не знал, что в СССР уже как 5 лет выпустили аналог Philips — магнитофон «Десна», ставший первым кассетным магнитофоном в СССР. Проблема была в том, что, в отличие от магнитофонов на бобинах, на такие аппараты трудно было достать те самые кассеты.

Но это уже была совсем другая история…

Строго говоря, заимствование конструкции, копирование схем и чертежей впервые было опробовано не в СССР, а ещё в античном мире. В попытке защитить своё изобретение средневековые мастера применяли секретность, а затем в Европе и США придумали патенты. Но изобретения они защищали весьма условно.

Ведь когда один конструктор брал за основу творение другого и незначительно изменял его, то получившийся образец уже не считался кражей технологии.

Поэтому, когда в 20-30-х годах прошлого века в СССР встал вопрос о выпуске товаров народного потребления, в руководстве страны не видели ничего плохого в том, чтобы создать советские образцы на основе лучших западных.

Так, в 1934 году Харьковская трудкоммуна имени Феликса Эдмундовича Дзержинского, созданная из бывших беспризорников, наладила выпуск качественных фотоаппаратов. Назывались они так же, как и коммуна — «ФЭД».

Вот только дело в том, что харьковский «продукт» был почти точной копией знаменитого немецкого фотоаппарата Leica II, получившего широкую популярность в фотожурналистике. А в начале 1941 года был налажен выпуск модели «ФЭД В», который совпадал с немецким собратом Leica III. В отличие от предыдущей модели, здесь имелась длительная выдержка.

Сходство «ФЭД» и «Лейки» было столь велико, что в конце XX века на советские аппараты аферисты наносили логотип Leica II и продавали их коллекционерам под видом дорогого немецкого антиквариата.

К слову, это был не единственный случай подобного использования западной фототехники. В 1957 году на советских прилавках появился зеркальный фотоаппарат «Салют» производства киевского завода «Арсенал».

Если бы это была чисто советская разработка, то мы могли бы гордиться своей фотопромышленностью.

Но, увы, «Салют» и его экспортные варианты «Зенит-80» и «Киев-88» были переделкой с роскошной шведской камеры Hasselblad 1600F.

От утюга до телевизора

В середине XX века в развитых странах произошёл переход от радио- к телевещанию. СССР не хотел быть аутсайдером и тоже включился в развитие телесетей. Но смысла в развитии телевещания не было без наличия у населения телеприёмников, проще говоря — телевизоров.

В СССР первым массовым телевизором стал аппарат «КВН-49», выпускавшийся с 1949-го по 1962 год. Его создали инженеры Ленинградского НИИ телевидения Кенигсон, Варшавский и Николаевский. Именно от их фамилий аппарат и получил название КВН. Несмотря на высокую цену, телевизоры сметали с прилавков магазинов.

Но вскоре выяснилась их невысокая надёжность, после чего аббревиатура КВН получила шуточную расшифровку: «Купил — Включил — Не работает». Кстати, немногие знают, что название игры КВН («Клуб весёлых и находчивых») было аллюзией на марку самого распространённого в те годы телевизора.

Весил КВН целых 29 килограммов, а чтобы его смотреть, нужно было заполнить водой или глицерином линзу на специальных полозьях.
Позднее появилась информация, что КВН был копией американского телеприёмника RCA 621TS, выпущенного в 1946 году.

Якобы внешний вид обоих телевизоров указывает на их сходство, а более ранний выход «американца» говорит, что советский собрат был копией. Впрочем, сходство между моделями лишь визуальное — из-за линзы и кубической формы ящика.

Ведь КВН был единственным в мире телевизором прямого усиления сигнала, а RCA имел хоть и более совершенную, но капризную конструкцию.
Кстати, если сходство между КВН и RCA 621TS — предмет дискуссий, то не заметить сходства между популярным в 1960-е телевизором «Старт-3» и английским GEC ВТ2253 нельзя. При этом английский «ящик» вышел в 1958-м, что как бы намекает, кто у кого позаимствовал конструкцию.

Кроме сложных устройств в СССР копировали и более простые. В частности, вышедший в 1954 году пылесос «Москва» сильно напоминал американский Lewyt Model 40 (1947), а «Днепр-2» — немецкий Progress 7 (1939).

Немало «пострадал» от советских инженеров знаменитый концерн Philips. Так, известную на Западе модель электробритвы Philishave SC 8010 уфимские конструкторы разобрали и на её основе в 1967-м стали выпускать «Агидель-М».

В другом случае утюг Philips Walita HD1120 выпуска 1971 года стал основой для «Яузы УТ-1000», выпущенной в 1989-м.

Японские «игрушки»

К 80-м годам XX века разрыв между западной электронной техникой и отечественными образцами достиг максимума. Отставание электронной базы стало колоссальным. Но брать и тупо копировать лучшие иностранные образцы мы уже не могли.

Советский Союз стал членом многих договоров, в том числе и по охране авторских прав. Выходом стала покупка лицензий на производство аналогичных моделей в СССР. Пожалуй, самый известный отучай — постройка АвтоВАЗа итальянским концерном «Фиат».

В электронной промышленности размах был скромнее.

Обычно после продажи лицензии иностранцы продавали советским предприятиям и электронные компоненты для сборки на месте. Хотя советские инженеры, с учётом местных реалий, вносили существенные изменения в конструкцию.

В 1975 году компания Panasonic выпустила удачную модель видеомагнитофона NV-2000.

Именно его и выбрали в качестве базы для создания отечественного «видика», известного под названием «Электроника ВМ-12».

Производилось такое устройство с 1982 года новгородским заводом «Спектр» и воронежским НПО «Электроника». Аппарат весил 4 килограмма и был сопоставим по размерам с мощным транзисторным усилителем.

Иностранные «уши»

«Электроники» были заметны невооружённым глазом. Например, люминесцентный индикатор часов, отсчитывая время, вёл отсчёт недели с воскресенья, как в англоязычных странах. При этом, несмотря на японские корни, качество советского видеомагнитофона оставляло желать лучшего.

Аппарат часто «зависал», «жевал» кассеты, которые были дороги и являлись дефицитом, был капризен к перепадам сети. В общем, обладатели японских «видиков» смотрели на «электронников» с презрением и усмешкой. Дескать, у вас не «видик», а пародия.

Впрочем, есть мнение, что изначально «Электроника ВМ-12» была приличного качества, но с развитием хозрасчёта директорам предприятия стало выгодно «сливать» часть аппаратов в кооперативы по цене брака.

Кооператоры их дорабатывали в кустарных условиях и пускали в продажу как новые, но их качество было плохим.
Практически одновременно с видеомагнитофоном нововоронежский завод

«Алиот» наладил выпуск первого советского аудиоплеера «Электроника-Микроконцерт-Стерео». Аппарат был копией Sony Walkman TPS-L2 и имел блок РЧВ (регулятор частоты вращения двигателя), электродвигатель и магнитные головки от Sony. В отсутствие конкурентов плеер быстро стал мечтой молодёжи.

Но «косяки» и на этой советско-японской игрушке имелись. Во-первых, плеер был весьма «прожорлив», а советские батарейки — не энергоёмкими, и «послушать музон» обходилось в копейку. Во-вторых, из-за несовершенства советских кассет МК плеер просто «зажёвывал» ленту.

Харьковский машиностроительный завод начинал с «ФЭДов», но потом делал авиационное оборудование

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector