История возникновения
Ремесло появилось в небольших селениях и деревнях Заволжья. Хохлом принято было называть место сбыта ручных изделий, расписанных умельцами. Отсюда и появилось название росписи.
Для промысла свойственна особенность, отличающая его от других типов искусства: хохлома предполагает проведение золочения, после чего осуществляется декорирование всевозможными орнаментами. Мастера в процессе работы применяли своеобразную манеру «свободной кисти». Так, одновременно выполнялась фоновая роспись с последующим нанесением верховой композиции.
Город Хохлома расположен в Нижегородской области. Раньше на левом побережье Волги находилось множество селений, коренные жители которых специализировались на росписи деревянных изделий. В центр рукотворные предметы свозились из других поселений:
Ученые склоняются к версии, что окрашивание предметов «под золото» связано с заволжскими старообрядцами. Они жили обособлено и расселялись на удаленных лесных территориях, изолированных от остальных людей. Среди представителей старой веры выделялись талантливые живописцы. Они кистевым тонким изображением писали иконы, отделывали книги.
В целом жители Заволжья были настоящими умельцами, смогли освоить и совершенствовать резьбу по дереву, токарное дело. Совмещение этих направлений, возможно, и положило начало росписи. Об этом следует упомянуть в реферате или рассказе, сообщении на тему хохломы.
Если давать общую характеристику, то промысел сохранил в себе и передал безупречные линии, создаваемые заволжскими умельцами, вычурность иконописцев. Все это логично сочеталось с классическими формами и шикарной презентацией.
Легенды и повествования
Существует несколько преданий, связанных с появлением росписи. Одна легенда связана с иконописцем Андреем Лоскутом, который уехал из столицы, когда начались реформы патриарха. Он поселился в глухом лесу и продолжал рисовать иконы по привычной и уже ставшей традиционной методике.
В скором времени патриарх узнал о беглеце, который не только продолжил рисовать лики святых, но и обучал этому ремеслу местное население. С целью недопущения публичного наказания Лоскута собственноручно сжег себя. Перед этим он просил учеников сохранить уникальное искусство.
Другое повествование указывает, что в удалении от общества жил неизвестный умелец, который работал над изделиями с богатым декором. Он часто приносил свои работы в находящиеся неподалеку деревни. Слухи о небывалом мастерстве дошли до самого царя. Он приказал подчиненным отыскать «хохломиста» и доставить его в палаты. Но мастер скрылся в лесу, так и не сдавшись государевым опричникам.
Используемые цвета
Классические предметы выглядят изящно и привлекательно. Непонятно до сих пор, как умельцы, имея минимальный набор красящих компонентов, могли создавать уникальную роспись. При наличии скудной палитры на деревянные изделия наносили уникальные узоры, соединяющиеся в причудливые композиции.
Применение специальной золотистой основы придавало шик и роскошь, в результате получалась удивительная фактура. Яркий оттенок выступал фоном или же использовался для нанесения центральных деталей. Обязательно наличие красного и черного цвета. Многогранность и глубина готового орнамента обеспечивалась вкраплением в композицию охры или белого тона.
В исключительных случаях хохлома создавалась на красной, оранжевой, изумрудной или бирюзовой основе. Главная задача заключалась в том, что сочетающиеся между собой цвета должны выражать идею мастера через сложную игру между разными мазками. Нарисовать хохлому в 5 классе будет несложно, если детально изучить основы ее нанесения.
Основные мотивы и элементы
Промысел предполагает наличие фонового и верхового письма. В последнем случае орнамент наносится на золотистый фон, он представлен белыми, красными и черными цветами.
Через хохломскую роспись с уникальной подачей раскрывается настоящая русская душа. Она демонстрирует наивное и слегка романтичное восприятие реальности целой нацией.
Небывалые шедевры из насыщенных оттенков и весьма деликатных мазков представлены колосками, травинками, элементами натюрмортов.
Природные узоры раскрываются особенными мотивами «под осоку». В старинном варианте присутствуют на серебряной основе:
- специальные мазки;
- завитки;
- небольшие по размеру ягоды;
- колоски.
Отдельные травинки переплетаются, создавая подобие курочки или петушка, они мирно восседают среди густых зарослей на ветке. Листья и ягоды создаются довольно жирными мазками. Общая картина наполняется растительными довольно громоздкими формами.
Часто на практике используются орнаменты в виде виноградных гроздьев, вишневых, малиновых, земляничных ягод. Известны работы, на которых россыпь астр или тюльпанов сверху украшена смородиной или рябиной.
На внутренней поверхности блюдец с чашками обычно присутствуют узоры типа «рыжик» или «пряник». Подобные геометрические фигуры вписаны в ромб или квадрат. Посредине обязательно присутствует светило. Края узора представлены мелкими деталями.
Верховая роспись создается с помощью деликатных и тончайших мазков. В готовой композиции ощущается воздушность с легкостью, она буквально дышит золотистым сиянием. Прием по нанесению красящего компонента довольно прост, он дает возможность фантазировать в процессе рисования, изменять запланированные элементы.
Что касается фонового исполнения, изначально изготавливается контурный рисунок на полотне. Дальше с помощью красного или черного оттенка заштриховывается окружающее пространство. Все манипуляции с фоном представлены трудоемким процессом. Импровизация и фантазия здесь неуместна. Задуманная идея должна отражаться максимально точно.
Техническое исполнение
Деревянная заготовка хорошо просушивается, после чего проводится грунтовка с применением жидкой глины, вапы. Сохнет предмет в среднем около 7−8 часов, после чего тщательно покрывается олифой. Процедуру положено несколько раз повторить.
На следующем этапе проводится лужение, в ходе которого специальный алюминиевый порошок втирается в древесину. Это исключительно ручная работа с применением кожаного тампона. По завершении процедуры поверхность становится блестящей, она полностью подготовлена к нанесению краски. Этот момент следует обозначить в докладе о хохломской росписи.
Нанесение узоров осуществляется тонкими кистями, отличающимися размерами. Завершенный орнамент должен полностью высохнуть, после чего на него наносится лак. Последний этап представлен закаливанием предмета в специальной печи, где задается температура +160 градусов. Только после этой процедуры появляется характерная золотая пленка.
Виды нанесения рисунка
Пик популярности искусства пришелся на XVIII век. Спрос на предметы с известной хохломской росписью стремительно возрастал, неудивительно, что и мастерство ее исполнителей быстро совершенствовалось. Именно в этот временной период нанесение орнаментов разделилось на верховое и фоновое.
В первом случае узоры красного или черного цвета наносятся на золотистую основу. Первоначально ажурный узор прорисовывается по принципу тонких штрихов. При этом задействуются следующие принципы:
- «Пряник» выполняется в виде небесного светила, которое расположено в геометрической фигуре, окружности ограненного типа. Может показаться, что методика достаточно проста, тем не менее изображенный солнечный круг притягивает взгляды, от него невозможно оторваться.
- «Травник» представлен луговыми растениями или прибрежной осокой.
- Узор «под ягодку» характеризуется наличием большой численности плодов, листьев, стеблей с цветами. Эти детали гармонично между собой переплетаются, образуют единую картину.
Для детей уместным является фоновое нанесение рисунка. Хохломская роспись в 5 классе может выполняться именно таким способом. Золотой орнамент создается на красном или черном полотне. Занятной разновидностью считается «кудрина», ею изображаются стилизованные листья и цветы. Завитки повторяются и складываются в единую композицию
Значение для мировой общественности
Начиная с середины XIX века искусство стало известно на просторах заграничных государств. Во Франции в 1889 году была организована целая выставка, после которой хохломское мастерство распространилось на все континенты планеты. Предметы русских умельцев стали встречаться на рынках Западной Европы, Китая, Индии.
Популярность изделий, изготовленных заволжскими мастерами, способствовала развитию отрасли.
Ассортимент в скором времени значительно расширился: вслед за чашками и ложками стали появляться кружки, бокалы, шкатулки, бочонки.
На Западе большое распространение получили братины, выполненные в виде огромных посудин наподобие ладьи, дополненных дюжиной ковшиков. Такие предметы обычно применялись на массовых пиршествах.
В русской культуре старинный народный промысел занимает отдельную нишу. Характерный символ хохломской росписи — Жар-птица в огненном исполнении. В течение нескольких веков искусство только совершенствовалось.
Причудливые узоры с растительными переплетениями полюбились в России, они широко известны далеко за ее пределами. В кратком тексте сочинения или сообщения про хохлому к школьному уроку стоит обозначить основные особенности искусства.
Важным станет описание подготовки предметов для дальнейшей росписи.
Арамидная ткань: на огненном рубеже
Среди текстиля есть материи, созданные для особого применения. Они предназначены для того, чтобы защитить человека в самых экстремальных ситуациях на самой опасной работе. Астронавтов и пилотов, танкистов и пожарных, полицейских и сотрудников МЧС от огня и высоких температур спасает одежда, основу которой составляет особая Арамидная ткань.
Слово «арамид» возникло от сокращения названия «ароматический полиамид». Эту синтетическую ткань впервые получили американские химики компании DuPont в середине прошлого столетия. В 70-е годы её запустили в массовое производство под торговой маркой «Кевлар».
Вскоре были созданы и другие защитные ткани – тварон, номекс, кермель. Беларусь начала производить уникальный материал арселон, отечественные химики изобрели превосходящий зарубежные аналоги по ряду характеристик русар, который иногда называют арусом. Среди отечественных специальных волокон из класса арамидных можно отметить: волокно СВМ, Терлон, Армос.
Состав и свойства необычных тканей
aramid-1
aramid-2
Жёлтое, блестящее арамидное волокно имеет особую структуру. Их переплетают разными способами: полотняным, саржевым, атласным, вафельным. Сложное строение волокон определяет уникальные качества тканей.
- Высочайшая прочность, значительно превосходящая нейлон и не уступающая стальным изделиям. Материал разрывается при приложении гигантских усилий: от 250 до 600 кг на квадратный миллиметр.
- Лёгкость. Материал имеет плотность 1400-1500 кг/м куб, оно почти в 2 раза легче стекловолокна.
- Высочайшее сопротивление механическим воздействиям. Ткань способна противостоять пулевым ударам.
- Непревзойдённая термостойкость. Арамидные ткани не теряют своих качеств при температуре до 250-400оС. Они выдерживают кратковременный тепловой удар в 1000оС.
- Абсолютная биоустойчивость. Материалу не страшны не грибки, ни бактерии, поэтому он не гниёт и не впитывает неприятные запахи.
- Стабильность размеров. Арамидная ткань сохраняют форму на протяжении всего срока эксплуатации.
aramid-3
aramid-4
Особенностью ткани является её плохая прокрашиваемость, поэтому изделия из арамида так часто имеют цвет волокон: они жёлтые.
- К недостаткам арамидного материала относится его водобоязнь. При намокании ткани теряют до половины прочности, которая, правда, восстанавливается, стоит изделию высохнуть.
- Некоторые изделия чувствительны к ультрафиолетовому излучению и не могут быть использованы длительное время под лучами солнца.
- Ещё одним негативным моментом является быстрое старение материала. С этим качеством арамидных тканей возможно бороться при помощи специальных пропиток. Производители дают гарантию изделиям, не превышающую 10 лет.
Где можно встретить арамиды
izdelia-1
izdelia-2
izdelia-3
izdelia-4
Арамидные ткани прежде всего идут на изготовление защитной одежды для работников горячих профессий: металлургов, сварщиков. Из материала шьют боевую форму пожарных и спасателей МЧС. Его можно встретить во всех отраслях, где необходима огнезащита.
Прочный материал арамид востребован во многих армиях и полициях планеты. Он идёт на изготовление бронежилетов и касок.
Арамиды в виде тканей или волокон используются в самолёто- и ракетостроении. Они находят широкое применение в народном хозяйстве. Из сверхпрочного материала получаются отличные ленты для транспортёров, арматура для автошин и крепкие тросы, а также арамидную бумагу. Из него также делают безупречные оптико-волоконные кабели.
Инновационные арамидные ткани уже более полувека стоят на страже жизни и здоровья человека. Они сокращают рабочие риски и даже обеспечивают комфорт представителям самых опасных, огненных профессий.
© 2022 textiletrend.ru
Тихоокеанское огненное кольцо: что это такое и почему вам нужно о нем знать
Когда в одной фразе встречаются слова «кольцо», «гора», «вулкан» и «огонь», речь совсем не обязательно идет о храбрых хоббитах, несущих к Ородруину Кольцо Всевластия.
Может быть, дело всего лишь в зоне повышенной тектонической активности планетарного масштаба — в данном случае Тихоокеанском огненном кольце.
И если вы думаете, что Тихий океан далеко и к вам вследствие этого оно не имеет никакого отношения, вы не правы.
Знакомьтесь, Ородруин… Ой, то есть действующий новозеландский вулкан Руапеху (последнее извержение произошло в 2007 году), полноправный член Тихоокеанского огненного кольца
Что это такое
Тихоокеанским огненным кольцом (оно же Тихоокеанское вулканическое огненное кольцо, Тихоокеанский огненный пояс или просто Ring of fire) называют охватывающую весь Тихий океан зону протяженностью около 40 000 км, в которой происходят многочисленные землетрясения и извержения вулканов.
Многочисленные — это, по данным Геологической службы США, около 90% всех землетрясений на планете и 81% наиболее мощных.
С извержениями вулканов похожая картина, что неудивительно: к огненному кольцу относятся 452 вулкана — более трех четвертей спящих огнедышащих гор на планете. Спящих — значит, таких, которые не извергались в последнюю тысячу лет, но вполне могут проснуться.
Хуже того, из 25 крупнейших извержений за последние 11 700 лет только три произошли за пределами Тихоокеанского огненного кольца.
Почему так происходит
Потому что кольцо образовано сразу несколькими зонами тектонической активности, где один литосферные плиты погружаются под другие, по мере того как разрастается океаническая литосфера. А где тектоническая активность, там и разнообразные внешние ее проявления: извержения вулканов и землетрясения, помимо прочего.
Если точнее, подводные океанические плиты погружаются под движущиеся им навстречу континентальные — это называется субдукцией. Самая крупная такая зона субдукции — Восточно-Тихоокеанская, которая включает в себя подводные литосферные плиты Кокос и Наска, постепенно уезжающие под континентальную Южно-Американскую плиту.
Схема Тихоокеанского огненного кольца
В западной части Тихого океана проследить зону можно по цепочке вулканов — от Камчатки к Курильским островам, затем к Японии, Филиппинам, Новой Гвинее, Соломоновым островам и затем до Новой Зеландии и оттуда в Антарктиду.
На востоке кольцо маркировано вулканами на северо-востоке Антарктиды, Огненной Земле, в Андах, Кордильерах и на Алеутских островах. Читая это описание или глядя на карту, нетрудно заметить, что, в частности, пропущена значительная часть западного побережья Северной Америки.
Означает ли это, что кольцо разорвано и там не наблюдается никакой тектонической активности? Вовсе нет — она имеется по всему кольцу и проявляется в частности в форме землетрясений — от небольших, заметных лишь чутким приборам, до крупных.
Так, знаменитый разлом Сан-Андреас, пролегающий под Калифорнийским побережьем, — также образован медленным погружением океанской плиты под континентальную. И это район, где регулярно происходят мелкие землетрясения и иногда крупные.
Что нам с того
И правда — казалось бы, где там Тихий океан и где средняя полоса России. На одной и той же планете, напомним. И в истории неоднократно бывали случаи, когда события в Тихоокеанском огненном кольце отзывались в том числе и на Европейском континенте.
Так, 5 апреля 1815 года на входящем сегодня в состав Индонезии острове Сумбава началось извержение вулкана Тамбора, считающееся на сегодняшний день крупнейшим за всю известную историю человечества. Взрыв был слышен за 2600 км от вулкана, а пепел выпал по меньшей мере в 1300 км от Тамборы.
Впоследствии это извержение оценили в 7 баллов (из восьми) по шкале вулканических извержений (VEI). Тогда 150 куб. км пепла оказались выброшены на высоту 43 километра и постепенно распространились по всей земной атмосфере.
Уже летом и осенью того же года в Лондоне отмечались яркие цветные закаты (попавшие на полотна живописцев-современников) и длительные сумерки, а следующий, 1816-й стал в Европе и Северной Америке «годом без лета», когда необычайно длинная зима, низкие температуры в течение всего года, частые дожди с градом, бури и наводнения привели к сильнейшему неурожаю. По оценкам ученых, жертвами извержения стали непосредственно 11 000 человек, а еще 49 000 пострадали от долгосрочных последствий (эпидемические заболевания и голод), так что общее число жертв одного этого извержения составило 71 000 человек.
В ходе извержения 1883 года сосед Тамборы по региону вулкан Кракатау (на фото), взорвавшись, издал, по-видимому, самый громкий звук в истории человечества: хлопок был слышен на острове Родригес (сегодня принадлежит Маврикию) на удалении в почти 5000 км, а инфразвуковые волны взрыва несколько раз обогнули земной шар. И с этим звуком Кракатау уничтожил остров, на котором находился, — теперь не его месте несколько островов и одноименный вулкан поменьше, — а также выбросил в атмосферу столько пепла, что температура в Северном полушарии на следующий год понизилась на 1,2 °C, а в Калифорнии выпало рекордное количество осадков. Пепел, рассеявшись в атмосфере, придал закатам необычный красный оттенок — один такой закат, как предполагается, запечатлен на картине Эдварда Мунка «Крик». Жертвами того извержения стали более 36 000 человек. И Кракатау до сих пор весьма активен
Хотите пример поновее? Извольте! Помните, как в 2010 году извержение исландского вулкана с памятным дикторам новостей названием Эйяфьятлайёкюдль на несколько дней парализовало авиасообщение над Европой, принеся отрасли авиаперевозок убытки больше миллиарда евро и разрушившее планы почти 10 миллионов авиапассажиров? Так вот тогда Эйяфьятлайекюдль вбросил в атмосферу всего 0,14 куб.
км пепла (4 балла по шкале VIE) — сравните с Тамборой.
И хотя немалое число экспертов сомневается, что закрытие авиапространства в зоне распространения пепла было необходимо, историю рейса British Airways № 9 и еще двух пассажирских авиалайнеров, едва не погибших в 1982-м из-за встречи с рассеянным в воздухе над островом Ява пеплом местного вулкана Галунггунг, гражданская авиация помнит хорошо.
Извержения вулканов не единственная угроза для всего мира, исходящая от Тихоокеанского огненного кольца. Землетрясения также могут принести много бед не только прилежащим к кольцу странам, но и всему человечеству.
Так, по оценке исследователей, очень крупное землетрясение в районе разлома Сан-Андреас неизбежно, так как субдукция одной плиты под другую в этом районе создает в земной коре напряжение, и чем дольше оно не «сбрасывается», тем большая энергия накапливается.
А крупных землетрясений в этом районе не было давно, как минимум с 1989 года.
К чему приводит высвобождение накопленной в зоне субдукции энергии, наглядно демонстрирует землетрясение 1906 года в Сан-Франциско магнитудой 7,7, оставившее без крова до 300 000 горожан (из 410 000 населения) и приведшее, помимо прочего, к смещениям грунта вдоль разлома Сан-Андреас на 6,0–8,5 метров
Предполагается, что магнитуда такого землетрясения может достигать 9 (из 9,5) и оно может разрушить значительную часть Калифорнии. Тут же заметим, что если бы Калифорния была самостоятельным государством, то она занимала бы 5-е место в мире по размеру экономики.
Представьте, что будет с мировой экономикой, если изъять из нее 1/5 или даже больше, причем ту одну пятую, которая, помимо прочего, приходится на крупнейшие технологические компании.
Также укажем, что, к примеру, закрытие лишь одного из важнейших мировых транспортных узлов — портов Лос-Анджелеса или Лонг-Бич — способно за считаные дни принести триллионные убытки мировой экономике и парализовать мировую торговлю: суда, следующие из Юго-Восточной Азии на Западное побережье США (один из самых оживленных транспортных морских коридоров) не смогут вовремя разгрузиться и отправиться дальше по маршруту, производители не смогут отгрузить товар, склады начнут переполнятся… А разлом Сан-Андреас, заметим, проходит в непосредственной близости от Лос-Анжелеса, и крупное землетрясение наверняка будет сопровождаться волной цунами.
На что способно цунами, мы видели в 2004 году — тогда, напомним, из-за мощнейшего подводного землетрясения в северной части Индийского океана возникло катастрофическое цунами, погубившее не менее 300 тысяч человек и дошедшее даже за почти 7000 км до южноафриканского города Порт-Элизабет.
Территорию России Тихоокеанское огненное кольцо тоже захватывает: бóльшая часть наших вулканов, расположенная на Камчатке и Курилах, относится как раз к нему и составляет 8,3% действующих вулканов планеты. Многие из них регулярно и весьма заметно извергаются.
Например, высочайшая вершина России за пределами Кавказа — вулкан Ключевская Сопка (на фото; примерно 4800 метров — его высота изменяется в результате тектонической и вулканической активности) последний раз серьезно извергался в 2013 году.
Одним из последствий того извержения стало введение Красного Авиационного цветовой кода по шкале ICAO, подразумевающего существование наивысшей опасности для авиации.
При этом Ключевская Сопка не самый активный вулкан в регионе и уступает по этому показателю Карымской Сопке, расположенной неподалеку
- Где находятся самые крупные активные вулканы Тихоокеанского огненного кольца
- — В Андах — эта самая длинная на планете горная гряда, протянувшаяся через южноамериканский континент на 8900 км, включает четыре вулканические зоны, в том числе самый высокий в мире активный, хотя и спящий, вулкан Охос-дель-Саладо (6893 метров).
- — в Мексике — здесь находится куда более активный, чем Охос-дель-Саладо вулкан Попокатепетль (5426 метров), считающийся самым опасным в мире, так как в непосредственной близости от него находится множество населенных пунктов, включая городскую агломерацию, сложившуюся вокруг мексиканской столицы Мехико, с населением более 20 млн человек, до нее от вулкана порядка 70 километров.
— На северо-западе Северной Америки, а именно в Каскадных горах, протянувшихся от канадской провинции Британская Колумбия через американский штат Вашингтон в штат Орегон. Здесь есть 13 крупных вулканов, в том числе Сент-Хеленс, устроивший крупное и весьма живописное извержение в 1980-м.
— На Алеутских островах и Аляске: на 14 крупных и 55 мелких Алеутских островах находится 52 вулкана, включая наиболее активные Кливленд, Окмок и Акутан. А вдоль местной зоны субдукции — подводного Алеутского желоба глубиной более 7600 метров — регулярно происходят землетрясения, к примеру, второе по мощности в истории Великое аляскинское землетрясение 1964 года с магнитудой 8,4.
За последние 230 лет вулкан Кливленд на острове Чугинадак извергался 22 раза. Так выглядело извержение 2006 года с борта Международной космической станции
— В Японии — мы о горе Фудзи: да, это не только святыня и символ страны, а также самая посещаемая гора в мире, но еще и активный вулкан, извергавшийся в последний раз в 1707 году.
— В Индонезии — здесь, помимо уже упоминавшихся Тамборы (2850 метров) и Кракатау, находится еще порядка 130 вулканов, являющихся частью Тихоокеанского огненного кольца, из них 76 изверглись в общей сложности более 1100 раз в истории наблюдений. По количеству вулканов Индонезия лидирует в мире.
— В Новой Зеландии — здесь нельзя не вспомнить уже показанную выше гору Руапеху (2797 метров), высочайшую вершину Северного острова страны, снявшуюся во «Властелине колец» в роли того самого Ородруина и являющуюся по совместительству горнолыжным курортом.
Getty Images, Wikimedia Commons
Автор Никита Харчевников
http://www.vokrugsveta.ru/article/323779/
(с.) Журнал «Вокруг света»
Вулкан Природа Вокруг света Длиннопост Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам:
В огненном облаке
Больше 30 лет назад произошло событие, потрясшее весь мир. 28 января 1986 года, на 73-й секунде полета потерпел крушение американский шаттл «Челленджер».
Это стало одной из самых трагических страниц в истории покорения космоса.
Но еще более шокирующей ситуация стала выглядеть после расследования, которое показало, что аварию можно было предотвратить, так как о ее вероятности знали все ответственные лица.
Семь человек — шестеро профессиональных астронавтов и одна школьная учительница, победившая в конкурсе. Таков список жертв крушения космического челнока «Челленджер», которое произошло 28 января 1986 года.
После этого события шаттлы мгновенно превратились из красы и гордости американской программы покорения космоса в символ скорби и опасности. Увы, соответствующие выводы из этого события так и не были сделаны.
Вопреки распространенному мнению, «Челленджер» не взорвался в воздухе после старта. Многих ввели в заблуждение кадры катастрофы, которые столько раз показывались на всех телеэкранах мира. Огненное облако вокруг челнока — это сгорающие элементы топлива, жидкий кислород и жидкий водород. Именно разрушение внешнего топливного бака и стало причиной катастрофы.
Даже после этого автоматика шаттла продолжала пытаться вывести его на орбиту. Но корабль и его экипаж были уже обречены. Топливо продолжало гореть, теперь уже в основном резервуаре.
В результате «Челленджер», потерявший свои ракеты-носители, но уже набравший огромную скорость, буквально развалился на куски.
Кабина с экипажем при этом осталась практически целой, но, судя по всему, разгерметизировалась, а затем упала в Атлантический океан, ударившись о воду на скорости 333 км/ч.
Самое ужасное, что астронавты, очевидно, были живы практически до самого конца. Но повлиять на что-либо не могли — за все отвечала автоматика. Им оставалось лишь лежать в своих креслах и страдать от чудовищных перегрузок. Впрочем, скорее всего, они довольно быстро потеряли сознание.
Причины аварии установили достаточно быстро. Для разгона шаттла использовались два твердотопливных ускорителя. После запуска один из ускорителей разгерметизировался и вырвавшийся из него раскаленный газ повредил внешний топливный бак. Дальнейшее было делом нескольких секунд.
Почему же разрушился ускоритель? Специально созданная комиссия (в которую, среди прочих, вошли лауреат Нобелевской премии по физике Ричард Фейнман и астронавт Нил Армстронг) после тщательного изучения обломков сделала вывод, что слабым местом оказались уплотнительные резиновые кольца, которыми закрывались твердотопливные ускорители. Одновременно с этим комиссия сделала еще один шокирующий вывод: об этой проблеме в NASA прекрасно знали, но не сделали практически ничего, чтобы ее решить.
Еще на этапе проектирования космических челноков в 1977 году испытания показали, что уплотнительные кольца при больших нагрузках не могут надежно обеспечивать герметичность.
Инженеры Космического центра Маршалла записали это в своих отчетах, но из-за бюрократических проволочек не донесли информацию до фирмы-подрядчика, непосредственно занимавшейся изготовлением ускорителей.
И небезопасная технология была запущена в производство.
Первые же запуски шаттлов показали, что уплотнительные кольца действительно повреждаются. Перед инженерами центра Маршалла встал вопрос: доносить ли эту информацию до высшего руководства NASA? Это означало фактически предложить прекратить эксплуатацию шаттлов до устранения проблемы. Очевидно, никто не захотел брать на себя такую серьезную ответственность. И информация «наверх» не пошла.
Вместо этого инженеры NASA попытались договориться с подрядчиком о том, чтобы тот делал кольца потолще. Подрядчик согласился, но запустить новые кольца в производство смог только к 1985 году. И в начале 1986-го «Челленджер» был оснащен еще старыми.
Самое удивительное, что никто так и не понес ответственности за эту чудовищную халатность, унесшую жизни людей. Случившееся было обтекаемо названо в отчетах «проблемами во взаимодействии» или «слабой политикой принятия решений по техническим вопросам».
Разве что полеты шаттлов были приостановлены до устранения недостатков. Конструкция ускорителя была серьезно изменена, в результате чего он стал весить на 200 килограммов больше. Но по мнению многих специалистов, бардак внутри NASA так и не был устранен.
И случившееся спустя 17 лет крушение шаттла «Колумбия», тоже унесшее жизни семи человек, было звеном той же цепи.
Кирилл ИВАНОВ
CeBIT 2010: компьютерный корпус Thermaltake Level 10 в “огненном” исполнении
Ровно год прошел с того момента, как на выставке CeBIT 2009 компания Thermaltake продемонстрировала очень необычный компьютерный корпус Level 10. Напомним, основная изюминка этого крайне оригинального “жилища для компьютера” заключается в том, что системные компоненты, включая материнскую плату, блок питания и оптический дисковод, “поселены” в отдельные отсеки на петлях.
Эти отсеки легко разворачиваются, открывая пользователю быстрый и удобный доступ к компонентам системы.
Таким образом, компьютерный корпус Thermaltake Level 10, доступный для заказа с декабря прошлого года по цене $850, несомненно, является одним из самых оригинальных устройств подобного рода.
При этом компания Thermaltake решила не останавливаться на достигнутом и привезла на нынешний CeBIT 2010 специальную версию своего высококлассного корпуса в необычной раскраске.
Если первоначальная модель Level 10 выполнена полностью в черной окраске, то его новую редакцию как бы покрывают огненные языки пламени.
Такой “пламенный” дизайн, очевидно, должен привлечь внимание геймеров и компьютерных энтузиастов, стремящихся придать своей системе яркий и оригинальный вид.
Что касается спецификаций новой “огненной” версии Thermaltake Level 10, то здесь никаких видимых изменений нет. Корпус выполнен в форм-факторе Super Full Tower и поддерживает размещение материнских плат стандарта micro-ATX и ATX.
Кроме того, поддерживается установка трех оптических дисководов типоразмера 5,25 дюйма, а также шести внутренних 3,5-дюймовых HDD или SSD накопителей.
Присутствует также восемь слотов расширения, а на передней панели корпуса размещаются USB, eSATA и аудиоразъемы.
Система охлаждения Thermaltake Level 10 включает в себя по одному 120 мм и 140 мм вентилятору с красной подсветкой, а также пару 60 мм моделей Silent Fan. О сроках появления в продаже и цене “огненной” версии корпуса Thermaltake Level 10 пока не сообщается.
Источник новости: Softpedia
Новостная служба Ferra
Хохлома – история возникновения для детей дошкольного возраста кратко: разновидности творчества и его основные черты
Народное творчество, к которому относятся хохлома, является способом выражения характера народа, его культуры. Оно представляет собой совокупность произведений народа, его художественной деятельности. По сути, народное творчество – это вид искусства, созданное самим народом и для народа.
Разнообразие произведений творчества народов в первую очередь связано с его культурными ценностями. Каждый народ, как единый большой коллектив, обладает конкретным этносом, внутри которого существуют мифы, сказки, песни, танцы, а также декоративные изделия, присущие только ему.
Народное творчество отличается от прочей художественной деятельности тем, что оно прочно связано с мировоззрением конкретного народа. Можно заметить, что в каждой стране, регионе творчество населения имеет отличный от других почерк, оригинальные краски и формы. Знакомство с творчеством своего народа позволяет лучше понимать наше происхождение.
Что такое хохлома и ее отличительные признаки
Хохлома – один из народных промыслов России. Фон изделий всегда черного цвета, но, несмотря на это, все предметы, расписанные в стиле хохлома, выглядят очень ярко. Обязательный элемент росписи – присутствие золота. К другим традиционным чертам хохломы относят изображения ягод, ветвей и листочков, а также птиц, животных и даже рыб.
На Руси дерево играло очень большую роль. Из него строили добротные избы, предметы мебели, посуду. Среди обычной посуды, изготовленной ремесленниками, существовали особые предметы сервировки, которые подавались на пирах и царских приемах.
Они были окрашены особым ртутьсодержащим природным материалом, который назывался киноварью. Сверху посуду покрывали золотом. Медово-золотистый оттенок достигался неоднократной обработкой в печи при воздействии высокой температуры.
Такой цвет придавал деревянным приборам массивности.
Изначально производство было налажено при монастырях на Руси. Например, среди большинства ремесленников Троице-Сергиевой лавры работали крестьяне из некоторых заволжских сел. Считается, что хохлома получила развитие благодаря старообрядцам, переселенцам с других земель, которые занимались посудным промыслом.
История возникновения промысла
Есть много легенд о том, как зародился знаменитый хохломской промысел. Первые письменные исторические упоминания о сельце Хохлома датированы шестнадцатым веком.
Зарождение — начало XVII века
Еще при царе Иоанне Васильевиче знали о местечке «Хохломская Ухожея» (ухожея – очищенная от леса земля, приготовленная под пашню (устар.)). Земля была неплодородная. Крестьяне издавна зарабатывали промыслом, вырезая простую деревянную посуду – ложки, горшки, миски, квасники и кувшины в виде птиц, лодий (кораблей) и зверей. Изделия были без росписи, промазывались для крепости олифой.
Часть крестьян уходила на заработки. Многие в Троице-Сергиеву Лавру, к которой были «приписаны» заволжские земли и села. Там мастера расписывали золотом и киноварью деревянные кружки и ковши, золоченые кубки, подаваемые в престольные праздники.
В начале семнадцатого века в заволжские леса бежали староверы, которых стали называть «кержаки». Они не приняли указ патриарха, и расселились по всей необъятной Сибири, в лесах Зауралья.
Многие осели в непроходимых чащобах Заволжья. С собой раскольники везли иконы, старинные письма, книги, предметы утвари. Среди них были и иконописцы, владеющие многими секретами росписи.
Чтобы выжить в суровых землях, стали разукрашивать деревянную утварь.
И простенькая кухонная посуда из Хохломы расцвела прекрасными узорами, не оставляющими ни одного человека равнодушным.
Хохлома в СССР
Хохломское производство пережило крушение царской России, много раз приходило в упадок и возрождалось заново. После распада СССР перестали работать многие мастерские.
В современной России есть два главных центра производства – это город Семенов – столица золотой хохломы, с фабрикой «Семеновская роспись», предприятием «Хохломская роспись».
А также село Семинос и производством «Хохломской художник».
В семидесятые годы мастеров пригласили для обучения в Курск. Так зародилась знаменитая курская ручная роспись. Вначале мастера писали по образцам, а потом проявились свои неповторимые особенности – зеленый фон, золотая кайма. Сочные орнаменты суджанских ковров воплотились в росписях маками и полевыми цветами. Возникли интересные идеи выполнения ваз и сахарниц в форме уточек, петушков.
Роспись синим и голубым по серебряному фону — творческая находка мастеров из Вологды, стала называться «Северной хохломой». В ее рисунках с традиционной травкой появляются северные ягоды – голубика, клюква.
Разновидности хохломы
Известно несколько видов росписи в стиле хохломы. Они отличаются способом нанесения и изображением на деревянных предметах. По типу нанесения хохлому делят на следующие виды:
- фоновый – рисунок выполнен на однотонном основном фоне, а орнамент выполняется золотой краской;
- верховий – нанесение рисунка на уже готовое поле.
Техника имеет различные способы росписи. Наиболее сложная методика – нанесение росписи под фон. Изначально на заготовку из дерева наносят контуры узора, а затем начинают закрашивать некоторые части черным или красным фоновым цветом. После нанесения фонового слоя приступают к выполнению узоров и других сложных деталей.
«Пряник»
Самый простой способ называется «Пряник». В центре изделия представлено изображение геометрической фигуры, например, ромба или квадрата. Внутри ее дополняют солнцем, вьющимися растениями, разнотравьем.
«Травка»
«Травка», или травяная роспись, наносится отрывистыми мазками. Крупными мазками выполняют листья, более мелкими – травинки или капельки росы. Такой элемент верховой росписи позволяет заполнять всю поверхность изделия ажурным рисунком. Это один из наиболее сложных видов, который требует от мастера терпения и особого внимания.
«Ягодка»
Очень напоминает «Травку» еще одна техника под названием «Ягодка». Однако стиль выглядит богаче и более декоративнее предыдущего. В его основе переплетение из крупных ягод и разнотравья. Как правило, мастера изображают землянику, крыжовник, виноград, а из цветов — ромашку и колокольчик.
«Кудрины»
Для «Кудрины» характерна некая витиеватость растительных узоров. При этом орнамент выполняют золотой краской. Особенность нанесения — в работе очень тонкой кисточкой.
Используемые цвета
Классические предметы выглядят изящно и привлекательно. Непонятно до сих пор, как умельцы, имея минимальный набор красящих компонентов, могли создавать уникальную роспись. При наличии скудной палитры на деревянные изделия наносили уникальные узоры, соединяющиеся в причудливые композиции.
Применение специальной золотистой основы придавало шик и роскошь, в результате получалась удивительная фактура. Яркий оттенок выступал фоном или же использовался для нанесения центральных деталей. Обязательно наличие красного и черного цвета. Многогранность и глубина готового орнамента обеспечивалась вкраплением в композицию охры или белого тона.
В исключительных случаях хохлома создавалась на красной, оранжевой, изумрудной или бирюзовой основе. Главная задача заключалась в том, что сочетающиеся между собой цвета должны выражать идею мастера через сложную игру между разными мазками. Нарисовать хохлому в 5 классе будет несложно, если детально изучить основы ее нанесения.
Как и когда возникла хохлома
Архивы показывают, что впервые о красивой расписной посуде упоминают в 1659 году.
Именно тогда некий боярин по фамилии Морозов потребовал собрать с Заволжских земель посуду разнообразных размеров и мастеров по оловянному делу. В те времена олово применяли для золочения.
Морозов в те времена владел селом Семеновское. В нем, а также в соседнем селе под названием Хохлома был сформирован промысел по росписи деревянных изделий.
Развитию подобного промысла на Руси способствовала близость крупного торгового пути (волжского) и соседство с ярмаркой – Макарьевской.
Качество посуды было настолько высоким, что ее производство сделали главным для жителей промыслом, а село Хохлома – торговым пунктом, где продавалась уникальная посуда с необычным рисунком.
После 1916 года было принято решение об открытии Школы художественной обработки деревянных изделий. Так хохлома получила новый виток развития.
Материалы для росписи и этапы подготовки к росписи
Деревянные основы для росписи называют «бельем». Для изготовления предметов из дерева необходима не только краска разных оттенков, но и специальная очищенная глина (вапа), которая выполняет роль грунтовки. Также необходима олифа (льняное масло), от правильного нанесения которой зависит прочность нанесения узора.
Как правильно запекать полимерную глину в домашних условиях?
Следующий этап называется лужение, которое выполняют алюминиевым порошком. Его интенсивно втирают в изделие, после чего предметы приобретают блеск и готовы к дальнейшей росписи. Краски, которые используют мастера в работе только масляные, а кисточки для нанесения узора преимущественно беличьи.
Значение для мировой общественности
Начиная с середины XIX века искусство стало известно на просторах заграничных государств. Во Франции в 1889 году была организована целая выставка, после которой хохломское мастерство распространилось на все континенты планеты. Предметы русских умельцев стали встречаться на рынках Западной Европы, Китая, Индии.
Популярность изделий, изготовленных заволжскими мастерами, способствовала развитию отрасли.
Ассортимент в скором времени значительно расширился: вслед за чашками и ложками стали появляться кружки, бокалы, шкатулки, бочонки.
На Западе большое распространение получили братины, выполненные в виде огромных посудин наподобие ладьи, дополненных дюжиной ковшиков. Такие предметы обычно применялись на массовых пиршествах.
В русской культуре старинный народный промысел занимает отдельную нишу. Характерный символ хохломской росписи — Жар-птица в огненном исполнении. В течение нескольких веков искусство только совершенствовалось.
Причудливые узоры с растительными переплетениями полюбились в России, они широко известны далеко за ее пределами. В кратком тексте сочинения или сообщения про хохлому к школьному уроку стоит обозначить основные особенности искусства.
Важным станет описание подготовки предметов для дальнейшей росписи.
Роспись на предметах быта
Деревянная расписная посуда «под хохлому» популярна и сегодня. Это довольно стильное украшение интерьера. Кроме этого, посуда с хохломскими узорами отличается экологичностью.
Спросом пользуются кухонные наборы, отдельные предметы утвари. Расписывают мебель, бытовую технику и даже автомобили. Оценили хохлому в мире высокой моды.
Некоторые элементы рисунка используют для создания целой коллекции модной одежды.
Иметь в своем доме предметы, украшенные хохломской росписью – это означает ценить традиции русского народа. Хохлома способна украсить каждый дом и внести уют в семейный очаг.