Сайт дня: Девяностые.Ru — медиакультура дикого десятилетия

Америка наизнанку. Алекс Брежнев

Сайт дня: Девяностые.Ru - медиакультура дикого десятилетия

Владимир   28 марта 2022 15:32

Отличная книга, особенно актуально во времена блокировки интернета )))… Читать полностью

Денис   28 марта 2022 15:33

Книга супер, интересное логическое продолжение youtube канала Алекса… Читать полностью

Александр85   28 марта 2022 15:41

То же самое понял в Мюнхене, общаясь с немцами. Рая нет — немцы которые всю жизнь там прожили очень сдержанно оценивали перспективы, если не сказать… Читать полностью

ЛГБТ-движение как гегемония. Маслов В.

Сайт дня: Девяностые.Ru - медиакультура дикого десятилетия

Павел   19 марта 2021 9:15

Хочу выразить восхищение работой, проведенной и проводимой автором. Сначала у нас в семье книгу прочитала супруга — тема открылась для нее совершенно с неожиданной стороны…. Читать полностью огромным интересом. Сделано мастерски, на высоком стиле.

С восторгом отмечаю, как автор, словно гроссмейстер, сохраняет спокойствие и беспристрастность при развитии сюжета книги. Поражают объем и глубина исследования вопроса. Очень масштабная работа. Осторожно посоветую автору подумать о защите диссертации по данному вопросу.

Это было бы очень значимо! Огромное спасибо автору, издателю и всем сопричастным!

Сергей Коноплёв   18 февраля 2021 19:23

Материал исследования подобран очень качественно, фактура не вызывает ни малейшего сомнения, т.к. по большей части всё описанное и так происходит на наших глазах. Только здесь… Читать полностью источники, много статистических данных. Помимо прочего, автором делается акцент на серьёзные юридические проблемы в области защиты прав «традиционно-ориентированного» человека.

С одной стороны, имеются правовые предпосылки для выделения всякой п****и в отдельную социальную группу, с приданием ей особо защищаемого по закону статуса. С другой стороны, обычные граждане не в силах противопоставить им свой обычный статус, который автоматически становится ниже в силу «неспецифичности». Сейчас это явление модно называть «положительная дискриминация».

Павел   26 июня 2021 18:35

Хочу выразить восхищение работой, проведенной и проводимой автором. Сначала у нас в семье книгу прочитала супруга — тема открылась для нее совершенно с неожиданной стороны…. Читать полностью огромным интересом. Сделано мастерски, на высоком стиле.

С восторгом отмечаю, как автор, словно гроссмейстер, сохраняет спокойствие и беспристрастность при развитии сюжета книги. Поражают объем и глубина исследования вопроса. Очень масштабная работа. Осторожно посоветую автору подумать о защите диссертации по данному вопросу.

Это было бы очень значимо! Огромное спасибо автору, издателю и всем сопричастным!

Тайны нашей старины. Пыжиков А.

Сайт дня: Девяностые.Ru - медиакультура дикого десятилетия

Владимир   10 октября 2020 19:03

Большая просьба выпустить данное издание в формате эл. книги. эатраты минимальные, раскупаемость высокая. Читателю гораздо удобнее…. Читать полностью

Олег   16 июля 2021 11:23

Отличная книга. Поддерживаю Владимира! Электронная версия удобнее… Читать полностью

Тайная война против СССР и России. Начальник 1 отдела по борьбе с терроризмом УБТ ФСБ РФ. Платонов А.М.

Антон   28 июля 2021 15:18

Прочитал — как залпом стакан чая выпил. Книга, можно сказать — документальная. Наша новейшая история…. Читать полностью

Наталья   12 октября 2021 18:20

Книга Александра Михайловича Платонова очень содержательна эпохальными событиями того непростого времени, читается с большим интересом.. А самое главное, на протяжении всей книги вы почувствуете, как…

Читать полностью обсуждается, а предательство высших чинов во власти и гибель близких людей выбивает почву из-под ног и просто не знаешь, как с этим жить дальше… Обязательно прочтите эту книгу, не пожалеете и ещё…

вам откроются многие тайны того времени и на многие исторические вещи посмотрите другими глазами!

Сергей   9 апреля 2021 14:48

Читается как настоящий боевик. Тут и подавление мятежа в Азербайджане (в1989-м), и война в Чечне, и малоизвестные подробности распада Советского Союза…. Читать полностью

Опрокинутый мир, Ивашов Л.

Василий   29 марта 2021 9:14

Прекрасная книга, прежде всего, за счет качества материала: Собственные проработки пытливым умом с опорой на серьезные документы. Поднытые темы крайне непростые, не допускающие фривольных трактовок…. Читать полностью опыт прочтения многих источников, которые гармонично вяжется с сутью книги. Спасибо!

Сергей   10 октября 2020 19:12

Очень познавательно! Рекомендую прочесть…. Читать полностью

Церебральный сортинг. Савельев Сергей, 3-е издание

Ольга Антонович   17 сентября 2021 9:18

Уважаемый, Савельев Сергей Вячеславович! Купила и прочла книгу Церебральный сортинг ради главы Половой отбор. Вы всегда, везде и во всём правы! Улучшились отношения с моим… Читать полностью

А.А. Никитин, г. Воронеж.   5 сентября 2021 15:19

Конспект Наш пытливый мозгорез В «их» историю залез: Глядь – повсюду конформисты «Буйных», умников – в обрез… Смотрит, с горя, и на наших: Диких, разных,… Читать полностью идёт… «Ихний» люд, конечно, сразу кастинг принял по приказу. …Только смысла в оном нет, Ведьмам – «пламенный привет»… 27.07.2021 г.

Дмитрий Н   18 февраля 2021 14:56

Отличная книга рекомендую, у меня второе издание 2018 года…. Читать полностью

Сталин здесь. Фурсов А., Четверикова О., Катасонов В., Спицын Е.

Иван Кузьмич   12 октября 2021 18:19

Прослушал цикл передач от Фурсова, Четвертиковы и некоторых других посвященных заслугам и достижениям вождя. Теперь заказал книгу Предыдущий отзыв — пример того насколько тщательно нашему…

Читать полностью во время Перестройки — определенные личности до сих пор как попугаи орут лишь про одни репрессии и ГУЛАГи. В то же самое время, они призывают запретить публикацию подобных книг и расстрелять авторов. Молодцы.

Книга подобная этой помогут людям наконец разобраться что это был за период времени, почему были приняты определенные решения, и какую важность они играли для превращения нашей страны из отсталой аграрной «периферии Капиталистического мира» в Сверхдержаву представляющею альтернативный путь развития для всего остального человечества. Если сомневаетесь, не слушайте ни меня ни предыдущего автора. Пытайтесь разобраться во всём сами

Олег Владимирович Кривцов   24 июня 2021 16:42

Таких книг должно быть больше! Опыт советской цивилизации — противоядие, лекарство против «светлого американского будущего», уготованного нам иерархией тьмы. Спасибо авторам и издателям!!!… Читать полностью

Евгений   12 октября 2021 18:19

Великий человек,вождь и отец народа…. Читать полностью

АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ ЛИТЕРАТУРЫ, Катасонов В.Ю.

Дмитрий   27 декабря 2019 17:40

Отличная книга! Рекомендовал бы к прочтению каждому мыслящему человеку…. Читать полностью

Валентина   29 марта 2022 11:15

Крайне полезная книга. Для меня — это единственный путеводитель по литературе (по океану литературы). Всё сразу становится на свои места, понятны течения, истоки. Начинаешь ориентироваться…

Читать полностью следом за ней «наша» (как точно замечает Валентин Юрьевич) литература написана через неё же — Мастер и Маргарита М.Булгакова, Фауст Гёте, Данте Алигьери. Всё — через призму хритианства, Библии. И наш Ф.М. Достоевский.

Не прочитав Библию, не поймешь нормально литературу, ни западную, ни нашу. Поэтому и я не любила скучную _непонятную_ литературу (предмет в школе). Никакой логики в подаче литературы не было (80-е по крайней мере годы).

Читайте также:  5 бесплатных альтернатив Adobe Photoshop

Есть еще то, что было до Библии, но в этой книге это не рассматривается. Напр, древнейдийская Махабхарата, Рамаяна, веды; персидская Шах намэ, и др. Есть удив «совпадения» — древний Змий, Дракон, их дети змеевичи

Разбор: что такое «медиакультура» и как её понимать?

В мире правления интернета и гаждетов, восприятие человеком информации полностью изменилось. Нас каждый день окружает так много новостей, что мы не можем за всем уследить.

Читая современные СМИ, мы бежим глазами по странице, пытаясь найти главные факты, пропускаем длинные рассуждения, смотрим фотографии.

А лучше, когда текста вообще нет, но есть короткое видео, просмотр которого займет не более 2 минут.

Сайт дня: Девяностые.Ru - медиакультура дикого десятилетия

Иллюстрация из «youscan.io»

Медиакультура – особый тип культуры информационного общества, представляющий собой совокупность информационно-коммуникативных средств, печатной и экранной культур, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности.

Из-за того, что вокруг информации очень много, мы не можем пропустить ее всю через мозг. Улавливаем только основное, самое важное. Наверное, из-за переизбытка информации у людей и появилось клиповое мышление.

При клиповом мышлении — окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых.

Человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.

Если изменилось мышление человека, то понятно, что изменятся и формы подачи информации. Особенно актуальны способы подачи информации для современных средств массовой информации и для блогеров. И те, и другие ежедневно ведут борьбу за аудиторию.

Какие же тактики используют издания для увеличения количества читателей?

Сайт дня: Девяностые.Ru - медиакультура дикого десятилетия

Иллюстрация из «baj.by»

В первую очередь, СМИ стали работать с объемом и структурой текста.

Публикации стали более короткими, имеют четкую структуру, подзаголовки, а длинные размышления журналиста, которые были популярны ранее, теперь с трудом можно найти.

Кроме того, издания стали уделять большое внимание визуальному оформлению публикаций. Каждый читатель любит рассматривать качественные фотографии, а еще больше любит такие материалы, где только фотографии и никакого текста.

Изменилась и стилистика текста. Можно заметить, что СМИ сейчас стараются как можно больше использовать разговорных слов, объяснять человеку сложные процессы простым языком, чтобы читатель понимал о чем идет речь и не чувствовал себя не в своей тарелке.

Издания перестали «раздражать» аудиторию баннерной рекламой и научились более виртуозному продвижению продуктов, заменив баннеры на нативную рекламу. Теперь не каждый читатель поймет, где журналистский материал, а где рекламный.

Блогеры тоже ежедневно пытаются улучшить свой контент, чтобы расширить аудиторию.

Сегодня «YouTube» почти не выкладываются видео, где человек размышляет о чем-то 20 минут, зато выкладываются ролики, в которых собраны наиболее интересные факты, которые поданы таким образом, который привычен современному человеку, а значит эти факты запомнятся. Кроме того, во многих видео внизу пишется короткий и лаконичный текст, чтобы можно было понять всю суть видео, не включая звук.

Чтобы еще больше заинтересовать читателя, и СМИ и блогеры пытаются «играть с аудиторией». Первые придумывымают интересные тесты, интерактивную инфографику, лонгриды, которые похожи на мультик. Вторые устраивают розыгрыши призов в своих аккаунтах, что очень оживляет аудиторию.

Сегодня средства массовой информации следуют за читателем, а не читатель за СМИ. Конкуренция очень велика, поэтому каждый главный редактор понимает, что если издание не будет анализировать тренды и перестанет быть на одной волне с читателем, то это грозит уходом аудитории в другое место, где контент более интересный и полезный.

Никита Юшкевич

Сайт дня: Девяностые.Ru — медиакультура дикого десятилетия

Сегодня сайтом дня объявляется Девяностые.Ru.

Как не трудно догадаться из названия, этот сайт посвящён девяностым годам прошлого столетия. В сети много сайтов, посвящённых этой легендарной эпохе отечественной истории, но Девяностые.

Ru выделяется хотя бы тем, что он нацелен не на нытьё и политику, а на яркие примеры медиакультуры того времени. Там собираются запомнившиеся по девяностым клипы, заставки, картинки, музыка, игры, саундтреки, сериалы, мультфильмы и многое другое.

Дополняют эту коллекцию вполне адекватные статьи очевидцев.

Главная страница сайта Девяностые.Ru

На сайте Девяностые.Ru легко убедиться, что в те тёмные годы жизнь российского народа не ограничивалась разборками, киосками и митингами. Были в жизни и более естественные радости.

Боевики с «сексом и насилием» перебирались из подвальных видеосалонов на центральные телеканалы, расталкивая в телепрограмме семейные сериалы и диснеевские мультики, музыка сопровождалась непривычными, но захватывающими клипами, реклама учила пользоваться средствами гигиены, а Invite жизнерадостно растворялся в палёной водке.

Впрочем, меня, как жителя Ferra.ru, из всей экспозиции сайта Девяностые.Ru больше всего заинтересовали многочисленные свидетельства существования в той далёкой эпохе информационных технологий и электроники. Именно тогда IT-культура начала выбираться из пыльных НИИ и пропитывать широкие массы.

Какие тогда были увлекательные компьютерные игры — это песня. Никто не спрашивал, какая в игре графика и есть ли там сюжет, всех интересовало только интересно ли в неё играть.

Сотни реализаций тетриса, лайнса, докера, ксоникса, пакмана и других хитовых таймкиллеров пищали восьмибитным звуком на таких отсталых компьютерах, что сейчас там даже текстовый редактор не запустится. Любители жёсткого геймерского хардкора предпочитали первые версии Warcraft, Doom или Need for Speed.

Встречались компьютеры, на которых это всё не тормозило. Сейчас, в эпоху Серьёзного Сэма и третьего Diablo могу засвидетельствовать, что в девяностых игры затягивали сильнее. Впрочем, тогда и трава была зеленее, чего уж…

Понятие «гаджета» в девяностые ещё только становилось востребованным. На Девяностые.Ru можно как в музее полюбоваться всеми этими карманными тетрисами, тамагочи и отечественными клонами первых Nintendo.

Конечно же, представлен на Девяностые.Ru и главный гаджет десятилетия — часы «Монтана». В то время эта китайская штамповка казалась более революционной, чем сейчас iPhone. Часы «Монтана» любили все, от простых гопников до студентов-мажоров.

Конечно, для гопников это устройство было недостаточно бюджетным, что сделало часы «Монтана», вероятно, самым отжимаемым гаджетом отечественной истории. Список функций часов «Монтана» был непривычно большим. Они словно открыли эпоху устройств, меряющихся друг с другом длиной спецификации.

Шутки шутками, а тогда удобные будильник и секундомер прямо в часах — это как сейчас Galaxy S.

Статья про легендарный гаджет на сайте Девяностые.Ru

Отдельно хочу сказать, как меня умилил Почтальон Печкин, призывающий подписываться на Девяностые.Ru по RSS. Заставил задуматься, что именно в девяностые годы прошлого века у нас в стране почти исчезла практика подписок на регулярные издания. Возможно поэтому у нас и RSS до сих пор туго приживается и всё ещё имеет репутации гиковской технологии.

Читайте также:  Обзор Dell Inspiron 17 7778: самый большой ноутбук-трансформер

Почтальон Печкин рекламирует RSS на сайте Девяностые.Ru

Я очень надеюсь, что сайт Девяностые.Ru продолжит обрастать контентом и станет лучшим «музеем эпохи» в Рунете, а тема цифрового ретро останется там одной из центральных.

Знаете ещё хорошие сайты? Пишите на sitesoftheday@ferra.ru.

Тег:

10 высказываний выдающихся людей, которые изменят твой взгляд на привычные вещи

Этих людей можно назвать поистине выдающимися в своей области. Новаторы, великие мыслители, ученые, изобретатели и знаменитые литераторы оставили нам в наследство не только свои осязаемые труды, но и меткие изречения, к которым полезно прислушиваться хотя бы изредка. Так вот, сейчас как раз один из таких моментов.

Поразительно точная цитата Форда, которую необходимо вспоминать в моменты принятия важных решений. Какими бы ни были обстоятельства, все зависит только от тебя и твоей уверенности в себе. Ждать чуда, когда ты заранее настроил себя на провал, не нужно. А вот веря в свои силы, ты можешь свернуть горы.

Вы будете продолжать оставаться несчастными до тех пор, пока вы считаете, что счастливыми вас делают другие.

Оскар Уайльд

Твое счастье зависит только от тебя самого. Никто не обязан делать тебя счастливым — ни семья, ни друзья, ни вторая половинка. Если ты сам не в силах сделать свою жизнь лучше, то к чему ожидать этого от кого-то другого?

Умный человек счастлив, лишь когда удостаивается собственной похвалы; дурак же довольствуется аплодисментами окружающих.

Джозеф Аддисон

То, что окружающие люди одобряют твои действия и хвалят тебя за достигнутые результаты, не значит ничего по сравнению с чувством самоудовлетворения.

Ты сам определяешь, достойно ли ты себя проявляешь, действительно ли ты выложился на все 100 %, не идешь ли ты вразрез со своими принципами и т. д.

Ценнее всего, когда ты сам, не обращая внимания на мнение других людей, можешь быть собою доволен.

Даже об одних и тех же вещах люди привыкли говорить разными словами. Дело также в восприятии, двойных смыслах и контексте. Говоря даже самыми простыми словами, ты не можешь быть уверенным, что твой собеседник правильно поймет то, что ты пытаешься ему донести. А теперь задумайся, сколько ссор возникало из-за банального недопонимания.

Хорошо рассуждать о добродетели — ещё не значит быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях — ещё не значит быть справедливым на деле.

Аристотель

Слова — это всего лишь слова. Ты можешь бесконечно рассуждать на тему того, как важно помогать окружающим, делать другим людям замечания и выступать в роли всеобщего мотиватора, но если ты сам не предпринимаешь ни единой попытки действовать согласно своим пламенным речам — грош тебе цена.

Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

Антуан де Сент-Экзюпери

Судить себя — не значит осуждать или заниматься жесткой самокритикой (и уж тем более — самокопанием). Каждому человеку важно научиться давать наиболее объективную оценку себе и своим действиям. А критиковать окружающих — это дело простое, но в то же время совершенно бесполезное.

Хорошие результаты получает тот, кто умеет ждать. Конечно, не только ждать, но и работать на желаемый результат. Но согласись: глупо грезить о высокой должности тогда, когда ты только в начале своего карьерного пути.

Нет ничего ни плохого, ни хорошего в этом мире. Есть только наше отношение к чему-либо.

Уильям Шекспир

То, как ты воспринимаешь ту или иную информацию, — это только твоя проблема.

Если какая-то новость выводит тебя из себя или заставляет тебя печалиться — остановись на секунду и задумайся: такая реакция всего лишь результат твоего выбора.

Недаром одно и то же событие два человека могут воспринимать абсолютно по-разному. Там, где один свою неудачу примет спокойно, расценивая ее как драгоценный опыт, второй в расстроенных чувствах бросит все и опустит руки.

Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.

Гораций

Следи за своим здоровьем — это важно. Экономия на питании приведет к тому, что в будущем придется раскошелиться на врачей и лечение. Слишком много работы, для того чтобы заниматься спортом или хотя бы ежедневной разминкой? Подожди — проблемы со здоровьем не оставят тебе времени на работу от слова совсем.

Пока ты молод, старайся вкладывать силы в то, чтобы поддерживать свое тело в тонусе и не пичкать себя вредной пищей и алкоголем.

Человек сам создаёт свою судьбу. А это значит, что тебе не на кого сваливать неудовлетворенность жизнью. Не взяли на работу? Старайся приобрести необходимые навыки. Будни стали серыми и скучными? Ну так добавь в них разнообразия — назначь встречу с друзьями, навести родных, пригласи девушку в кино, сходи в поход.

Сила и слабость «поколения перемен»: кто такие дети 90-х и чем они отличаются от других

О поколении, росшем в «лихие 90-е», говорят все больше. Сегодня его представители вступили в пору зрелости, строят карьеры, занимают влиятельные посты. Но западные эксперты недоумевают: почему первое постсоветское поколение, выросшее на либеральных ценностях, успешно вписавшееся в современную Россию, протестует меньше, чем сегодняшняя молодежь

В западной классификации дети 90-х попадают в разряд миллениалов, то есть людей, родившихся в период с 1980 по 2000 год.

В целом это поколение характеризуют как спокойное, неконфликтное, индивидуалистическое, привыкшее к комфорту и благополучию.

Они обласканы родителями, поэтому не видят смысла конфликтовать с ними и бунтовать; неагрессивны и осторожны, поскольку с детства были защищены от любых видов опасности; привыкли к одобрению и удобствам; эгоистичные и непривыкшие к ответственности.

Однако россиянам очевидно, что это описание подходит скорее для тех, кто рос в нулевые годы и позже, но явно не для людей, чье детство пришлось на последнее десятилетие прошлого века.

К слову, в российских источниках прямо отмечается, что «потрясения конца 80-х — начала 90-х внесли свои коррективы в воспитание рожденных тогда детей, поэтому многие социологи полагают, что наши „миллениумы“ начинаются примерно с 1989 года рождения».

Согласно другой классификации, ориентированной на Россию, к поколению Х относятся дети, рожденные в 1965–1985 годы, а к поколению Y (миллениалам) — рожденные в 1985–2000 годы.

При этом первые характеризуются как индивидуалистичные, ориентированные на материализм и карьеру и разочаровавшиеся в советских ценностях, а вторые — как еще более индивидуалистическое, но вместе с тем толерантное поколение, стремящиеся к путешествиям, саморазвитию и свободе.

Это поколение называют непуганым, выросшим в условиях стабильности, то есть близким к западному представлению о миллениалах.

Очевидно, что даже такая классификация не выделяет детей 90-х в отдельную категорию, более того, довольно схематично «рассортировывает» их по разным возрастным группам.

Дети 90-х тоже очень разные, и сходство между ними наблюдается скорее не в жизненных приоритетах, а в бессознательных установках.

Попробуем описать некоторые черты тех, чье детство попало на «лихое десятилетие», и объяснить, почему поколение next не оправдало надежды Запада.

В отличие от позднесоветской молодежи, люди, вошедшие в 90-е годы детьми, не испытывали разочарования в советских ценностях просто потому, что уже их не застали.

Смутные воспоминания о последних годах СССР чаще всего были связаны с картинами длинных очередей и редкими радостями в виде долгожданных угощений и игрушек, но никак не с идеологическим баталиями [коммунистов и демократов].

А западные ценности вроде свободы, уважения закона и достоинства личности, активно провозглашаемые в новой России, для большинства детей, в силу их возраста, прошли незамеченными.

Читайте также:  Microsoft OneDrive увеличил максимальный объем файла с 2 до 10 ГБ

Взрослые нырнули в водоворот свободы с неуемной жадностью вырвавшегося на волю раба, в глубине души боящегося, что завтра все может закончиться, поэтому нужно успевать жить здесь и сейчас, забыв о нормах и ограничениях, а дети 90-х последовали их примеру.

За исключением детей из хорошо обеспеченных семей, основная масса школьников того времени неплохо научилась выживать, проявляя недюжинную смелость, самостоятельность и инициативность.

Однако именно эти качества привели к тому, что во взрослом возрасте многие из этих людей, боясь потерять стабильность, стали конформистами: в конце концов, это была всего лишь самая удобная стратегия выживания.

Да, детей 90-х не заставляли притворяться, говорить «правильные» вещи и произносить формальные клятвы. Их не гоняли строем, не отчитывали на общих собраниях, не вмешивались в личную жизнь, не интересовались взглядами родителей.

Поколение next, росшее без прижившихся идей и явных авторитетов, привыкло принимать решения самостоятельно, не полагаясь на старших и не доверяя рухнувшему прошлому.

Для многих детей главной ценностью новой эпохи стал вполне примитивный лозунг «Бери от жизни все!»

Подробности по теме

X, Y, Z: Как связаны теория поколений и история современной культуры

X, Y, Z: Как связаны теория поколений и история современной культуры

При этом дети 90-х действительно привыкли справляться с трудностями поодиночке, они хорошо усвоили, что в этом мире каждый отвечает за себя сам. Часто эту печальную истину выносили прямо из семьи.

В те годы родители еще не знали правил бережного отношения к ребенку и важности его безусловного принятия, известных в современном обществе.

Многие из росших в 90-е детей унаследовали все издержки сурового советского воспитания: унижения, побои, окрики, суровые наказания и фразы вроде «зря я тебя рожала» или «ты мне надоел». В постсоветское время этот набор дополнился сентенциями вроде «ты здесь никто», «ты еще ничего не заработал» и так далее.

Обесценивание реальных чувств ребенка и постоянное противопоставление того, что хочется, тому, «как надо», в принципе свойственно спартанской советской традиции. Как показали 90-е, установки, что «мужчины не плачут», а в случае любых проблем нужно «сжать зубы и терпеть», успешно пережили советскую эпоху и сохранились в обществе даже без налета идеологии.

Однако существенная разница с советским временем в том, что в СССР при всех издержках и негуманности подобного воспитания дети понимали, что их все-таки воспитывают.

Родителям 90-х зачастую просто некогда было заниматься детьми, поскольку они вынуждены были зарабатывать деньги.

В итоге чувство того, что ты действительно не нужен и тебе на самом деле никто не поможет, встречалось довольно часто.

Более того, дети из бедных семей быстро понимали, что суровые условия, в которые их ставят, носят не воспитательный, а реальный характер.

Они знали, что следствием их ошибок может стать не только родительское наказание, а неспособность пробиться в жизни, заработать денег и содержать семью.

«Суровость» и привычка не обращать внимания на собственные чувства для таких детей казалась реальной жизненной необходимостью — более того, единственным способом выжить.

Такие дети рано взрослели и еще раньше начинали чувствовать свою ответственность за родителей, зачастую не испытывая с ними настоящей близости. Многие с юных лет серьезно полагали, что «если я не поступлю в вуз, дома будет нечего есть», поскольку они по собственному опыту знали, что дома действительно может быть нечего есть.

И в этом заключается основной парадокс поколения next: в то время когда некоторые его представители позволяли себе все что угодно, не обращая внимания на других, многие дети, напротив, относились к себе чрезмерно строго и чувствовали свою личную ответственность и вину и за взрослых родителей, и за будущих детей, и даже за собственную сиротскую обделенность.

Нестабильность меняющегося на глазах мира, войны и бандитизм, бедность и финансовые кризисы в сочетании с отсутствием родительской заботы и гиперответственностью неизбежно порождали тревогу.

Иллюзия базовой безопасности рухнула рано, и дети 90-х спешили жить, ловя каждую минуту так, словно будущее не наступит никогда. Страх войны и разрухи вполз в них, когда на московских и тогда еще ленинградских улицах появились баррикады во время ГКЧП. Он укрепился, когда расстреливали парламент в 93-м.

Дети еще не понимали, кто прав, а кто нет, и просто видели, что одни стреляют в других, и боялись, что затем будут стрелять и в них.

Дети 90-х слышали выстрелы не из телевизора, а под окнами, ночами, когда еще осуществлялся «передел собственности» и наутро можно было обнаружить сожженные киоски. И самую настоящую войну — первую чеченскую — они видели в основном не в фильмах, а в новостях.

И именно поэтому страх потерять зыбкую стабильность у многих людей этого поколения оказался сильнее, чем самое искреннее желание перемен.

Поколение 90-х оказалось слишком разобщенным, чтобы менять страну, и в массе своей не привыкло вынашивать какие‑то долгосрочные стратегии и образы будущего для целой нации.

В отличие от перестроечного поколения, познавшего привлекательность идей, поколение next с детства привыкло к тому, что завтра все может рухнуть, поэтому жить нужно быстро, не загадывая надолго и стараясь добиться максимума, пока это еще возможно.

Люди первого постсоветского поколения менее склонны делать один выбор на всю жизнь, чем их советские предшественники.

Дело не только в меньшем уровне самоотверженности (как ни парадоксально, гиперответственной части этого поколения порой свойственна избыточная самоотверженность), а в том, что дети 90-х не воспринимают будущее как свой актив — то, в чем они могут быть уверены и чем они могут распоряжаться.

Они привыкли мыслить более конкретными вещами, которые можно выразить формулой из песни Александра Городницкого: «Только то, что возьмешь в пальто, только то, что снесешь в руках».

Эти люди прекрасно выдерживают краткосрочные и среднесрочные дистанции, но они не привыкли думать о глобальных судьбах страны и загадывать на слишком долгую перспективу. Это вполне логично, поскольку если будущее нестабильно и страшно, то и прогнозировать — а тем более менять его и распоряжаться им — попросту невозможно.

Как и их предшественники, разочаровавшиеся в советских идеалах, многие дети 90-х тоже порвали с ценностями своей ранней молодости — даже при том что далеко не все они понимали, о каких именно ценностях шла речь.

Тем не менее сегодня у многих россиян, во многом под влиянием пропаганды, возникла устойчивая ассоциация разгула преступности, бандитизма, анекдотических «новых русских» и мафиозных разборок (которые были во многом специфическим феноменом СНГ пространства) исключительно с реформами, демократией и Западом.

Интересно, что даже формально отказываясь от свободы как ценности, дети 90-х подчеркивали, что они свободно совершают свой выбор и не плывут по течению. Им труднее всего вернуться к отвергнутым идеям, поскольку их разочарование воспринимается ими как нечто очень личное и выстраданное.

Этому ощущению действительно сложно что‑либо противопоставить, ведь разочарование, в отличие от идеологии, — это чувство, апеллирующее к личному опыту, который для любого человека воспринимается острее и важнее, чем любая логическая система взглядов.

К тому же с системой взглядов можно поспорить, а с опытом спорить невозможно в принципе.

Эти особенности помогают хоть немного понять парадоксальность российского поколения next: выросшего в условиях «дикой» свободы и в то же время склонного к конформизму — циничного и индивидуалистичного, но зачастую слишком сурового к себе, тревожного и неуверенного в завтрашнем дне.

Люди этого поколения в большинстве своем действительно умеют выживать в экстремальных условиях, привыкли многого добиваться и самостоятельно решать свои и чужие проблемы, однако не слишком хорошо умеют расслабляться, радоваться жизни и верить в завтрашний день.

Они оказались способны на каком‑то уровне изменить свою жизнь, но так и не нашли в себе сил изменить мир.

Подробности по теме

«Время больших ошибок и надежд»: Сергей Минаев о своем документальном сериале «Девяностые»

«Время больших ошибок и надежд»: Сергей Минаев о своем документальном сериале «Девяностые»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector