Методика экспертного прослушивания

Что такое фоноскопическая экспертиза и когда она проводится? Какие вопросы исследует фоноскопическая экспертиза? Кто проводит судебно-фоноскопическую экспертизу?

Всем добрый день! Вас приветствует бизнес-журнал «ХитёрБобёр» и я, Анна Медведева.

В этом посте мы поговорим о фоноскопической экспертизе.

Аудиозаписи широко используются при расследовании гражданских и уголовных дел. Если вы попали в затруднительное положение, фоноскопия может оказаться неплохим помощником. Об этом и многом другом вы узнаете из нашей статьи.

Методика экспертного прослушивания

1. Что такое фоноскопическая экспертиза и в каких случаях ее проводят?

Как и многие другие виды экспертиз, фоноскопическая используется в криминалистике. Название происходит от греческого «фонэ», что означает «звук», и «скопия» — наблюдаю, рассматриваю. Дадим определение этому понятию.

Фоноскопическая экспертиза — это исследование голоса и речи, представленных в записи на любом носителе. По ним определяют личность говорившего, подвергалась ли запись монтажу и другие данные.

Фоноскопическая экспертиза тесно связана с другими видами исследований. Ведь записи анализируются не только на предмет технических характеристик.

Например, в исследовании присутствуют элементы лингвистической экспертизы, когда идет расшифровка содержания. В отдельных случаях проводится и психологический анализ говорившего.

Виды и суть экспертиз, которые существуют в фоноскопии:

Объект Цель исследования
1 Аудиозапись Получить четкое содержание разговоров и подтвердить подлинность звукового ряда.
2 Диктофонная запись Выяснить все обстоятельства, в которых производилась запись, установить участников разговора и их реплики, чтобы подтвердить или опровергнуть улики и обвинения.
3 Звукозапись Идентифицировать личность и исследовать акустическое окружение, сопутствующее разговору на записи (улица, помещение и т. д.).
4 Фонограмма Повысить качество и разборчивость речи, выяснить буквальное содержание, выяснить достоверность фонограммы, ее копирования или монтажа, продиагностировать условия, в которых была сделана фонограмма.
5 Цифровая запись Провести техническое исследование носителя цифровой информации (CD, DVD, флэш-карты, жесткие диски и т. д.) и аппаратуры звуковой записи.

Назначение фоноскопической экспертизы производится судом или органом дознания, а постановление выдается судьей или следователем. Однако законом допускается проведение независимого исследования.

Запись голоса предъявляют в суде в качестве доказательства — такая улика имеет юридическую силу. Поэтому в судебной практике часто прибегают к этому виду исследования. В основном доказательства в виде аудиозаписи используются в уголовном судопроизводстве, хотя подобные случаи встречаются в арбитражных и гражданских процессах.

Пенсионера Сергея Петровича, ехавшего на своей Волге, остановил инспектор дорожной полиции.

В недавнем прошлом Сергей Петрович уже попадал в ситуацию, когда представитель правоохранительных органов превышал свои полномочия. Поэтому на всякий случай он незаметно включил диктофон на телефоне. К тому же он был уверен, что правила дорожного движения не нарушал.

Далее последовавший диалог доказывал, что выдвигаемые пенсионеру обвинения имеют весьма сомнительный характер. Сергей Петрович предложил вместо штрафа решить дело миром, отдал некую сумму, и претензии инспектора закончились.

Сотрудник ГИБДД разрешил пенсионеру продолжать свой путь, который теперь несколько изменился — Сергей Петрович отправился прямиком в полицию, где к заявлению приложил диктофонную запись.

2. Какие задачи можно решить с помощью фоноскопической экспертизы — 5 главных задач

Фоноскопическая экспертиза исследует не только речь, но и технические характеристики самой записи. Основные задачи мы рассмотрим подробно.

Задача 1. Идентификация личности по голосу и речи

Голос и речь каждого человека индивидуальны. Но при этом они могут меняться в зависимости от состояния человека, условий записи, качества записывающего устройства и т. д.

Поэтому, чтобы определить характерные особенности голоса конкретного человека и идентифицировать его личность, нужно обработать и изучить несколько источников, на которых зафиксирована речь. Тогда можно выделить наиболее устойчивые признаки, которые сохраняются в разных ситуациях и условиях.

Возможно, в ходе исследования возникнут сомнения в психической адекватности человека. Тогда понадобится «Психиатрическая экспертиза», о чем вы можете прочесть в отдельной публикации.

Задача 2. Установление дословного содержания записи

Качество аудиозаписи существенно влияет на проводимое исследование. Здесь важны не только характеристики голоса и речи (например, голос бывает тихим от природы, а речь — невнятной). Большое значение имеет акустическое содержание, то есть присутствие на ней шумов и посторонних звуков, не производимых говорившим.

Эксперту нужно фиксировать абсолютно все, что он слышит на записи, а для этого необходим острый слух и специальные навыки установления дословного содержания речи.

Задача 3. Определение количества участников разговора

Это ещё более сложная задача, чем первые две. Прежде чем идентифицировать голоса участников разговора, эксперту необходимо выделить характерные признаки каждого голоса в отдельности. По ним и определяется, сколько человек участвовало в разговоре, зафиксированном на записи.

Методика экспертного прослушивания

Статья «Психологическая экспертиза» расскажет вам об особенностях исследования личности и о том, как оно пересекается с фоноскопией.

Задача 4. Установление наличия монтажа или изменений в записи

Этот вопрос решается в каждом фоноскопическом исследовании. Поскольку в криминалистике монтаж записи расценивается как средство фальсификации.

Наверное, это самая сложная задача в изучении аудиозаписи. Компьютерные технологии развиваются стремительно, и цифровые форматы вытесняют все остальные. А на цифровой записи зафиксировать монтаж довольно проблематично.

Сложность заключается в том, что в цифровую запись можно легко внести изменения и многократно ее перекопировать. А конечная копия скроет все факты изменения файла.

Задача 5. Определение условий и обстоятельств при звукозаписи

Сделать это помогают шумы и звуки, зафиксированные на фонограмме помимо речи.

Здесь решаются такие вопросы:

  • Каков характер звуков?
  • Каким источникам принадлежат звуки?
  • Соответствует ли акустическая обстановка на записи обстоятельствам, которые описаны в деле?
  • В каких условиях производилась запись (в помещении, на улице, на открытой местности и т. д.)?

3. Как провести фоноскопическую экспертизу — пошаговая инструкция

Если результат судебно-фоноскопической экспертизы не удовлетворил вас, вы можете совершенно законно оспорить ее и заказать независимое исследование. Предлагаем изучить этапы этого процесса.

Шаг 1. Формулируем вопросы для рассмотрения экспертом-фоноскопистом

Все вопросы можно разделить на 2 категории. В первой будут те из них, которые относятся к голосу и речи, во второй — касающиеся записи.

В любом случае круг вопросов определяется в зависимости от того, какую цель вы ставите перед экспертизой. Любая экспертная компания предлагает перечень услуг, которые она оказывает. Вы же выбираете те, которые будут актуальны в вашей конкретной ситуации.

Помимо исследования записи, при необходимости вы можете заказать и дополнительные услуги. Например, шумоочистку записи или изъятие образца речи.

Шаг 2. Консультируемся с экспертом

Советы и пояснения эксперта помогут вам определиться с окончательным перечнем заказываемых услуг. Не зная особенностей процесса, вы рискуете упустить из виду вопросы, которые понадобятся для следствия.

Эксперт подскажет эти нюансы, а также разъяснит непонятные вам моменты. Возможно, понадобятся какие-то дополнительные услуги, на что специалист тоже укажет.

Из публикации «Судебный эксперт» вы узнаете об особенностях этой непростой профессии и о том, чем различается работа государственного и независимого экспертов.

Шаг 3. Предоставляем материалы для экспертизы

Во-первых, это объекты исследования. Это аудиозаписи и (или) звукозаписывающая аппаратура.

Важно знать, что для экспертизы нужны только оригиналы материалов. По копиям аудиозаписей или аналогичной аппаратуре проведение исследования недопустимо.

Добавим, что для некоторых видов фоноскопии понадобятся дополнительные материалы. Например, определение принадлежности звукозаписывающего устройства возможно только при наличии самого предполагаемого устройства.

Во-вторых, эксперту нужны данные подозреваемого (характеристика, образцы речи и т. д.). Если цель экспертизы — идентифицировать человека, то предоставить образец его голоса нужно обязательно.

Шаг 4. Ожидаем проведения фоноскопической экспертизы

На проведение основных видов фоноскопического исследования потребуется немного времени — около 2 дней. За такой срок обычно определяют, есть ли на записи монтаж, и идентифицируют одного человека по одному объекту исследования. Сроки проведения других видов экспертизы определяются индивидуально.

На продолжительность и стоимость исследования влияют такие факторы:

  • низкое качество фонограммы;
  • объем работ;
  • длительность записи;
  • срочность.
Читайте также:  NVIDIA GeForce GTX 470 может получить TDP на уровне 215 ватт

Транспортные расходы обычно не входят в прайс и оплачиваются отдельно.

Шаг 5. Получаем заключение

Форма заключения экспертизы предусмотрена соответствующим процессуальным кодексом.

Экспертное заключение должно содержать:

  • основание, на котором проводилась экспертиза;
  • указание того, кем было назначено исследование;
  • данные эксперта и экспертной компании;
  • ответственность эксперта;
  • материалы и объекты экспертизы;
  • вопросы, поставленные перед экспертизой, и ответы на них;
  • обоснованные выводы по вопросам исследования;
  • дополнительные материалы (при необходимости).

Если судье понадобятся разъяснения результатов экспертизы, то эксперт обязан появиться в суде.

В публикации «Судебная экспертиза» вы познакомитесь с другими видами судебных исследований.

Если же у вас остались вопросы относительно проведения независимой фоноскопической экспертизы, обращайтесь за помощью к профессионалам. Искать их мы советуем на сайте «Правовед».

Портал юридических консультаций быстро даст ответы на все ваши вопросы в режиме онлайн или по телефону. С ресурсом сотрудничают более 16 тысяч юристов со всей России, из которых около 700 ежедневно находятся на связи.

Консультации на сайте «Правовед.ru» предоставляются бесплатно и на платной основе. Задавайте свой вопрос, ждите 15 минут и получайте высококвалифицированную юридическую помощь.

4. Кто проводит фоноскопическую экспертизу — обзор ТОП-3 экспертных компаний

Фоноскопическими исследованиями занимаются как государственные, так и независимые компании. Некоторые из последних мы охарактеризуем.

1) Экспертно-криминалистический центр «Судебная экспертиза»

Методика экспертного прослушиванияКомпания имеет безупречную репутацию по всей России и даже в странах СНГ. Здесь проводится столько видов независимых исследований, сколько не предоставляет больше ни одна другая экспертная компания.

Добиться такого статуса центру удалось во многом благодаря тому, что здесь предъявляются высокие требования к профессиональному уровню экспертов. А наличие в штате специалистов абсолютно разных специфик позволяет проводить даже уникальные исследования.

  • Автономная некоммерческая структура может провести экспертизу даже в самых сложных случаях, так как в своей работе использует только новейшие и уникальные методики.
  • Скорость работы и качество соответствуют стоимости.
  • Звоните, получайте консультацию и заказывайте любой вид экспертизы.

2) Центр по проведению судебных экспертиз и исследований «Судебный эксперт»

Методика экспертного прослушивания

В компании обширный штат специалистов разных направлений, что позволяет назвать учреждение универсальным в области независимых экспертиз. Вы можете заказать даже редкие виды экспертиз. На сайте вы найдете ответы на самые распространенные вопросы и описание методов, оборудования и условий, в которых проводятся исследования.

Чтобы задать вопросы эксперту, нужно оформить заявку на сайте или позвонить по указанным телефонам. Можно подъехать непосредственно в офис, расположенный в Москве.

3) Автономная некоммерческая организация «Бюро судебных экспертиз»

Методика экспертного прослушиванияЗдесь проводятся судебные и досудебные исследования, рецензирование и консультативная поддержка. На сайте есть форма для заполнения заявки на бесплатную консультацию. Компания работает быстро и предоставляет услуги высокого качества.

Несомненные преимущества бюро — это предварительная экспертиза, которая поможет определить целесообразность проведения дальнейшего исследования, и бесплатная доставка экспертного заключения, независимо от того, в каком регионе России вы находитесь.

Цены на экспертизу находятся на среднем уровне, а потому доступны любому физическому или юридическому лицу. Также действует система скидок.

5. Как получить точные результаты фоноскопической экспертизы — 3 полезных совета

На скорость и качество результата экспертизы вы тоже можете в некотором роде повлиять. Каким же образом?

Совет 1. Подготовьте все необходимые материалы заранее

Как мы уже говорили, это должны быть оригиналы записей и само устройство, на котором эта запись производилась.

Методика экспертного прослушивания

Не упустите из виду нюансы. Не забудьте про дополнительные материалы, необходимость в которых может возникнуть при отдельных видах исследований.

Совет 2. Выбирайте компании с современным оборудованием

Всякая аппаратура, с которой работает эксперт-фоноскопист, должна соответствовать нормам вычислительно-аналитической техники. Они прописаны в соответствующих пунктах действующего законодательства.

Самым современным оборудованием для фоноскопической экспертизы считается аппаратно-программный комплекс криминалистического исследования фонограмм речи ИКАР Лаб.

Поинтересуйтесь также профессиональным уровнем эксперта, который будет проводить исследование. Хотя по закону неправомерно требовать от него предъявления соответствующих документов, все же не будет лишним, если вы будете хотя бы знать, как долго он занимается фоноскопической экспертизой. Высшее образование обязательно только для госэкспертов.

Совет 3. Не пользуйтесь записывающим устройством перед проведением экспертизы

Материалы должны попасть к эксперту в том виде и состоянии, в каком они были на момент предоставления следствию. Любые дополнительные действия могут исказить запись или ухудшить ее качество.

Недопустимо совершать подобные действия и в отношении других материалов:

  • заниматься перезаписью аудиозаписей;
  • склеивать или разглаживать пленку (если это видео- или микрокассета);
  • прослушивать запись.

Фонограмму нужно беречь от повреждений. По поврежденной записи будет проблематично доказать ее подлинность, так как любые дефекты затруднят экспертизу или сделают материал вообще непригодным для исследования. В этом случае запись либо не будет исследоваться, либо экспертиза будет признана не аутентичной.

  1. обзорную статью «Независимая экспертиза».
  2. О том, как избежать ошибок и трудностей при заказе и проведении фоноскопической экспертизы, расскажет эксперт-фоноскопист на видео.

6. Заключение

Подведем итоги.

Методы экспертной оценки качества звучания записей

Для современного состояния звукозаписывающей индустрии характерна пестрота записей с точки зрения их качества, в чем нетрудно убедиться, послушав компакт-диски некоторых наших, а иногда и зарубежных фирм.

Часто неблагоприятное впечатление на слушателей производит также качество звучания многих музыкальных передач телевидения и радио.

В связи с этим очень важно добиться того, чтобы звукорежиссеры имели бы единый подход к оценке качества звучания фонограмм, пользовались бы едиными критериями ее оценки и единой, понятной всем терминологией. Это, безусловно, поможет повысить уровень звукорежиссуры в целом.

В рамках работ международных организаций радио и телевидения CCIR (ныне ITU) и OIRT (последняя прекратила свое существование) были разработаны рекомендации по субъективной оценке качества музыкальных фонограмм. Это было сделано, в первую очередь, для возможности успешного международного обмена радио- и телевизионными программами.

Но эти рекомендации в полной мере можно применять и для внутренней практики, т.к. они содействуют взаимопониманию звукорежиссеров разных студий и помогают им, при взаимном обмене записями, говорить на одном языке.

По этим рекомендациям во всех радиовещательных организациях и студиях звукозаписи следует иметь специальные, постоянно действующие группы прослушивания. Они должны состоять из квалифицированных и прошедших специальную подготовку экспертов из числа звукорежиссеров, музыкантов, инженеров звукозаписи, акустиков, работников технического контроля и других специалистов.

Опыт показал, что специалисты по звукозаписи, обладающие хорошим слухом и большим опытом работы, после нескольких совместных прослушиваний и обсуждений качества звучания записанных музыкальных произведений приобретают умение оценить записи так, что их субъективные мнения практически совпадают.

Таким образом, усредненные оценки группы подготовленных экспертов (если в прослушивании принимают участие несколько человек), можно в известной степени считать условно-объективными.

В учебных заведениях, подготавливающих звукорежиссеров-профессионалов, в программу обучения включается, в качестве обязательного предмета, “Анализ звукозаписей и их оценка”.

Для облегчения поставленной перед экспертами задачи разработан метод субъективной оценки качества звучания, основанный на строгой конкретизации отдельных параметров, определяющих в совокупности качество фонограммы. Оценке подлежат как технические, так и художественные показатели, рассматриваемые в совокупности и взаимосвязи друг с другом.

  • Прослушивание должно проводиться в удовлетворяющем установленным акустическим нормам помещении через стандартные громкоговорящие установки.
  • Оценка фонограмм производится по следующим параметрам:
  • 1. Пространственное впечатление
  • 2. Прозрачность
  • 3. Музыкальный баланс
  • 4. Тембр
  • 5. Тональный балангс
  • 6. Помехи
  • 7. Исполнение
  • 8. Стереофоничность
  • В особых случаях оцениваются дополнительные параметры:
  • 8. Аранжировка (для танцевальной и популярной музыки)
  • 9. Техника звукосъема и записи
  • Результаты экспертизы заносятся в специальные протоколы, имеющие графы, соответствующие всем перечисленным параметрам:
  • Испытательный протокол для субъективной оценки качества записей раздается каждому эксперту по прослушиванию в виде таблицы.
  • Оценка качества звучания производится по пятибалльной шкале:
5 отлично
4 хорошо
3 удовлетворительно
2 плохо
1 непригодно

Для оценки параметра “помехи” шкала принимает вид:

Читайте также:  Премиум-смартфон Ulysse Nardin Chairman на базе Android уже можно заказать, дорого
5 незаметны
4 заметны, но не мешают
3 немного мешают
2 мешают
1 сильно мешают

Рассмотрим более подробно каждый из названных выше основных параметров, перечислив, для удобства оценки, их составные, частные параметры.

Пространственное впечатление оценивается по впечатлению эксперта об акустической обстановке, существовавшей при записи. В частности, судят о соответствии размеров студии количеству исполнителей и характеру музыкального произведения, времени и характере реверберации, а также об акустическом балансе (соотношении прямых и отраженных звуков).

Важным достоинством музыкальных записей является ощущение звуковой перспективы в глубину, т.е. создание иллюзии различных расстояний от слушателя до тех или иных групп инструментов оркестра.

Такая “многоплановость” звуковой картины в известной степени воссоздает объемность звучания, которая, как известно, неизбежно теряется при электроакустической звукопередаче, особенно монофонической.

Однако, управляя при записи процессом реверберации, создавая различные звуковые планы, звукорежиссер должен остерегаться появления так называемой “многопространственности”. Этот недостаток звукорежиссуры проявляется в том, что различные инструменты оркестра звучат как бы из разных помещений, отличающихся своими акустическими свойствами.

Многопространственность, если только она не предусмотрена специально режиссерскими планами для создания необходимых мизансцен или специальных эффектов, воспринимается в записях оркестровой, хоровой или камерной музыки, как существенное нарушение естественности звучания.

Причиной многопространственности звучания может явиться неудачное расположение микрофонов в студии (при полимикрофонном способе записи), а также, как об этом говорилось ранее, неумеренное и неумелое использование искусственной реверберации.

[От редактора. Прозрачность и детализация — родственные параметры.

Под детализацией понимают хорошую различимость звучания отдельных инструментов в оркестре, ясность музыкальной фактуры, разборчивость текста.

 Под прозрачностью понимается ясность и чистота звукового пространства записи, отсутствие посторонних призвуков, в частности, в тех звуковых регистрах, в которых в данный момент не играет инструмент или оркестр.]

Прозрачность находится в прямой зависимости от акустической обстановки при записи, музыкального и акустического балансов, в значительной мере, от инструментовки исполняемого произведения, и, естественно, от качества исполнения.

Музыкальный баланс определяется соотношением уровней громкости различных оркестровых групп и отдельных инструментов. Это соотношение в основном зависит от уровней прямых звуков, приходящих непосредственно от исполнителей к микрофону.

Найти при записи оптимальный музыкальный баланс – одна из основных, и причем нелегких, задач звукорежиссера.

При прослушивании оркестра непосредственно в студии музыкальный баланс может восприниматься иначе, чем при его прослушивании через микрофонный тракт, даже если микрофон установлен в студии в той же точке, где находится слушатель. Это объясняется различным восприятием звука при непосредственном бинауральном прослушивании в студии и при прослушивании через громкоговоритель в аппаратной.

Нормальный музыкальный баланс может быть достигнут правильной расстановкой микрофонов и выбором режима микширования, причем это достигается тем легче, чем лучше сбалансировано звучание самого оркестра в студии.

Тембр

Фоноскопическая экспертиза

  • При скрытой записи переговоров предпочтительно подобрать компактное, но качественное звукозаписывающее устройство, в большинстве случаев — цифровой диктофон. Однако не стоит выбирать крайне малогабаритные устройства, так как они не удобны в управлении и производят запись низкого качества. Диктофон необходимо расположить как можно ближе к говорящим и как можно дальше от источника фоновых неречевых звуков. Разумеется, в условиях скрытой записи невозможно расположить диктофон чуть ниже уровня рта говорящих, но следует постараться разместить его максимально близко, например, удобным для этой цели может стать нагрудный карман рубашки (при небольшой толщине самого устройства). Стоит избегать больших и плоских поверхностей (например, фиксация под столешницей), поскольку они создают негативные вибрации и отражения звуковой волны. Целесообразно перед проведением звукозаписи провести испытания в реальных или максимально к ним приближенных условиях для достижения наилучшего качества фонограммы.

  • Использование выносного микрофона способствует высокому качеству записи, но следует помнить несколько моментов. В силу особенностей психологии человек начинает заметно нервничать при виде звукозаписывающей аппаратуры. Несмотря на то, что в некоторых случаях запрещено проведение звукозаписи без предварительного уведомления лица, чья речь будет зафиксирована, сам вид записывающего оборудования способен изменить настрой человека, что, в свою очередь, приводит к изменению обычного голоса и искажению идентификационно-значимых признаков. По возможности использование выносного микрофона целесообразно, но не стоит им злоупотреблять, так как качество записи не во всех случаях важнее репрезентативности идентификационных признаков.

  • В данной ситуации всё зависит от специфики конкретного случая. Если звукозапись производилась в сменную (карту памяти, USB-флеш-накопитель), а не во внутреннюю память диктофона, то при наличии повреждений носителя вероятность успешного извлечения фонограммы весьма велика. Проблемы возникают, когда фонограмма находится во встроенной памяти. В случае как внутренних, так и внешних повреждений возможна неисправность, не подлежащая ремонту, тогда извлечь фонограмму практически невозможно. Но в отдельных ситуациях было успешно проведено извлечение фонограммы даже при серьёзных механических повреждениях диктофона. Возможность извлечения напрямую зависит от характера неисправностей или повреждений в каждом конкретном случае. Наши эксперты проводят консультации по данному вопросу.

  • В подавляющем большинстве случаев возможна идентификация лица, использовавшего в процессе записи специальные технические средства для изменения (маскировки) голоса. Крайне сложно исказить все идентификационно-значимые параметры при внесении изменений непосредственно в процессе звукозаписи. Однако стоит отметить, что идентификация личности по голосу – крайне сложный процесс сам по себе и с учётом того, что он осложнён дополнительно, время, затрачиваемое на производство фоноскопической экспертизы, увеличится. Эксперты-фоноскописты должны использовать самые современные программно-аппаратные средства и методики, если перед ними ставится задача идентификации лица, изменившего свой голос при помощи специальных средств. Не стоит забывать, что проведение подобной фоноскопической экспертизы возможно в большинстве случаев, но не всегда.

  • Наши эксперты – высококвалифицированные специалисты, обладающие многолетним опытом и идущие в ногу со временем и наукой. Множество наисложнейших задач было успешно решено как исключительно в рамках фоноскопической экспертизы, так и в рамках комплексных исследований, включающих данное направление. Эксперты подходят индивидуально к каждому конкретному случаю, пользуются самыми современными методиками и оборудованием, что позволяет качественно и быстро выполнять фоноскопическую экспертизу, несмотря на её сложность. Многие люди остались довольны качеством результата фоноскопических экспертиз, проведённых в нашем центре. Наши эксперты всегда готовы проконсультировать Вас индивидуально по всем интересующим вопросам.

  • В первую очередь, надо отметить, что запись разговора по сотовому телефону следует осуществлять при помощи специализированных программных средств, а не классического цифрового или аналогового диктофона, поднесённого близко к трубке. В некоторых современных мобильных телефонах функция записи разговора является встроенной. В настоящее время не составляет труда найти специализированные приложения для записи разговора по сотовому телефону для таких основных мобильных операционных систем, как Android, Symbian, Windows 7/8 и Apple iOS. Разумеется, если модель телефона морально устарела, то подходящее приложение найти сложно, а чаще всего невозможно. Специалисты нашего центра подробно проконсультируют Вас по вопросам записи разговоров на конкретное устройство.

  • Сотовые телефоны, как и большая часть современной бытовой и офисной техники, являются мощным источников электромагнитного излучения. Важно отметить, что помехи, возникающие при звукозаписи в непосредственной близости от данных устройств, фиксируются не микрофоном, а аналоговым участком канала записи. Эти помехи скрывают идентификационно-значимые признаки, поскольку они фиксируются вместо полезного речевого сигнала, а не вместе с ним. Тем не менее, повышение разборчивости речи в отдельных случаях осуществимо. Если заранее известно, что звукозапись будет проводиться в условиях непосредственной близости источников электромагнитного излучения, следует постараться расположиться как можно дальше от этих источников. Решающее значение имеет выбор диктофона. Желательно, чтобы корпус диктофона был выполнен из металла. Для дополнительной защиты целесообразно приобрести специализированный чехол из тонкой металлической ткани-сетки.

  • Фонограмма после проведённой шумоочистки принимается не только к дальнейшим исследованиям в рамках фоноскопической экспертизы, но и в качестве доказательства. Современные методы шумоочистки позволяют повысить качество звукозаписи, не затрагивая идентификационно-значимые и другие важные спектральные и временные параметры. Только крайне неумелое использование программных средств способно причинить ущерб фонограмме. По сути дела, шумоочистка представляет собой лишь усиление тех или иных компонентов сигнала, а не их изменение. Уместно заметить, что проведение фоноскопической экспертизы фонограмм, произведенных при помощи аналоговых звукозаписывающих приборов (в особенности некоторых кассетных магнитофонов), невозможно без шумоочистки, ввиду специфической формы амлитудно-частотной характеристики. Таким образом, шумоочистка является важным этапом при проведении фоноскопической экспертизы и никак не влияет на возможность приобщения фонограммы в качестве доказательства.

  • В рамках фоноскопической экспертизы шумоочистка фонограммы может проводиться как для дальнейшего анализа, например в целях выявления идентификационно-значимых признаков, так отдельно по запросу заказчика. Качество проведённой шумоочистки следует оценивать в соответствии с поставленной задачей. Если требовалась шумоочистка в целях повышения разборчивости речи, то её можно считать успешной в том случае, если чёткость и сила речевого сигнала повысились, а уровень посторонних шумов и помех снизился без ущерба для фонограммы в целом. В случае с идентификацией или иными экспертными задачами можно говорить о качественной шумоочистке, если в процессе дальнейшем процессе производства экспертизы удалось выявить необходимые, но замаскированные ранее признаки. Таким образом, каждый конкретный случай требует применения специальных методов оценки, соответствующих методам проведённой шумоочистки.

  • В связи с низкой стоимостью и повсеместной распространённостью в последнее время стали широко популярны USB-флеш-накопители. Они обладают многими преимуществами, например значительным объёмом памяти при крайне малых размерах, удобством и быстротой использования. Однако предоставление фонограмм на флеш-накопителе нежелательно, поскольку подобные устройства имеют сильно ограниченный ресурс штекера последовательного порта USB. Лучше предоставлять фонограммы на оптических дисках. При правильных эксплуатации и хранении оптические диски могут хранить данные существенно дольше USB-флеш-накопителей. Следует помнить, что лучше всего предоставить материалы на новом одноразовом (неперезаписываемом) оптическом диске одного из известных производителей. Наиболее надёжным считается формат DVD-R.

  • Консервативное мнение о превосходстве качества аналоговых записей над их цифровыми аналогами широко распространено, а эксперты-фоноскописты до сих пор не могут прийти к общему мнению по этому вопросу. Краеугольным камнем данного спора является тот факт, что информация, представленная в аналоговом виде, непрерывна, а в цифровом – дискретна. Важно понимать, что даже в тех случаях, когда для проведения фоноскопической экспертизы предоставляется материал в аналоговой форме, в первую очередь производится его оцифровка. Дело в том, что при проведении исследования эксперт пользуется исключительно цифровыми аппаратно-программными средствами, поскольку их возможности существенно шире, нежели их аналоговых предшественников. Таким образом, эксперт не работает с аналоговыми фонограммами, несмотря на то, что изначально она может являться таковой, поэтому принципиальной разницы между способами записи (цифровым и аналоговым) и формой предоставления (цифровой или аналоговый носитель) нет.

  • Предоставление установленного самостоятельно дословного содержания не только допустимо, но иной раз и целесообразно. Дело в том, что лицо, производящее звукозапись и установление дословного содержания, знает голоса людей, которые присутствуют на фонограмме. «Знакомый» голос всегда проще разобрать и отличить от какого-либо иного, что обусловлено особенностями когнитивной системы человека. Эксперту-фоноскописту как лицу, не знакомому с голосами людей на фонограмме, иной раз бывает достаточно затруднительно разобрать то или иное слово. Оформление дословного содержания регламентируется определёнными правилами. Так, например, запятые расставляются по принципу разделения синтагм. Человеку, не обладающему лингвистическим знанием, данная задача не под силу. Однако установленное заказчиком самостоятельно дословное содержание фонограммы помогает эксперту точнее ориентироваться в фонограмме, уточнить только некоторые сомнительные моменты, а, следовательно, быстрее выполнить экспертизу. Таким образом, предоставление установленного самостоятельно дословного содержания может не только повысить качество экспертизы в случаях, когда отдельные слова или фразы неразборчивы, но и существенно ускорить производство.

  • Установление дословного содержания в рамках фоноскопической экспертизы отнюдь не самая тривиальная задача. Ввиду своей сложности, фоноскопическая экспертиза – процесс, который требует значительных временных затрат. Определяющими факторами в данном случае являются качество фонограмм, разборчивость речи, число участников переговоров, продолжительность фонограмм. Наличие установленного самостоятельно дословного содержания помогает существенно облегчить и сократить время, требуемое для производства экспертизы. При предоставлении материалов в наш центр специалисты могут приблизительно оценить требуемое для фоноскопической экспертизы время.

  • При проведении фоноскопической экспертизы используется специализированный программно-аппаратный комплекс средств, состоящий из:

    • Персональный компьютер, оборудованный профессиональной звуковой платой
    • Монитор высокого разрешения для снижения дискретной погрешности при измерении спектральных и иных характеристик, отображаемых графически
    • Профессиональные высококачественные наушники закрытого типа
    • Программный комплект криминалистического исследования фонограмм звучащей речи OTExpert
    • Некоторые программы, имеющиеся в свободном доступе (например, PRAAT)
  • До сих пор не существует единой универсальной методики проведения фоноскопической экспертизы, и, по мнению экспертов, её появление невозможно в ближайшем будущем.

    Фоноскопическая экспертиза расположилась на стыке многих научных дисциплин, среди которых: акустка, высшая математика, лингвистика, физиология и психология.

    Универсальный подход в рамках фоноскопического исследования невозможен, так как редко удаётся найти несколько сопоставимых случаев.

    Даже внутри экспертных организаций каждый эксперт предпочитает ту или иную методику в зависимости от поставленной задачи, объекта исследования и своих специальных знаний.

    Традиционно считают, что в России существуют несколько основных методик проведения фоноскопических исследований – методика МВД РФ, методика Министерства Юстиции РФ и методика «Центра речевых технологий».

    Каждая методика имеет свои достоинства и недостатки, но в целом все дают качественный и достоверный результат.

    Выбор конкретной методики зависит как от предпочтений самого эксперта, так и от специфики объекта исследования.

  • Материалы принято представлять в запечатанном, исключающем возможное вскрытие, виде. После вскрытия эксперт устанавливает объекты исследования, составляет подробное описание каждого.

    Это делается в целях сохранения неизменности и первичности объектов исследования на протяжении всей фоноскопической экспертизы.

    Описываются как характеристики самой фонограммы (длительность, частота дискретизации, способ кодирования, битрейт, с каких слов начинается и какими заканчивается, формат файла), так и характеристики звукозаписывающего устройства (если представлено) или иного носителя информации.

  • Прежде чем принять копию фонограммы (видеофонограммы) в качестве доказательства суд должен удостовериться в её аутентичности. В каждом случае решение принимает именно суд, опираясь при этом на заключение экспертов-фоноскопистов.

    При копировании информации с цифрового носителя на цифровой не возникает никаких проблем, поскольку информация, зафиксированная в таком виде, статична и ничем не отличается от оригинала.

    Проблемы возникают при перезаписи с аналогового носителя на аналоговый или же при цифро-аналоговом преобразовании.

    В этих ситуациях возможно появление сильных искажений, способных замаскировать идентификационно-значимые параметры, что не позволит провести фоноскопическую экспертизу.

    Тем не менее, высококвалифицированный эксперт в большинстве случаев способен однозначно констатировать достоверность копии фонограммы.

  • При производстве звукозаписи речи следует руководствоваться следующими законодательными актами:

    • Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ
    • Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»
    • Федеральный закон РФ от 11 марта 1992 года № 2487-1 (ред. от 02.07.2013) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»
    • Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
    • ч. 2 ст. 166 УПК РФ «Протокол следственного действия»
    • ст. 152.1 ГК РФ Охрана изображения гражданина
    • УПК РФ: ст. 75 «Недопустимые доказательства», ст. 84 «Иные документы», ст. 86 «Собирание доказательств», ст. 89 «Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности»
    • УК РФ. Ст. 138. «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений».

    Помимо вышеперечисленного необходимо принимать во внимание тот факт, что многое зависит от того, является ли лицо, производящее звукозапись, субъектом сбора доказательств. В общем, следует знать, что допускается звукозапись в целях защиты прав, когда в переговорах принимает участие лицо, производящее запись.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector