Госдума хочет сделать советские фильмы общественным достоянием

Представители фирмы «Мелодия» считают, что очередная инициатива коммунистов по переводу произведений советского периода в общественное достояние ввергнет индустрию в хаос и приведет к слому общественных отношений. Первый замгендиректора лейбла Карина Абрамян со ссылкой на гендиректора «Мелодии», председателя совета директоров Российского авторского общества Андрея Кричевского заявила «Шторму» следующее:

Госдума хочет сделать советские фильмы общественным достоянием © flickr.com/Sludge G

Было время, когда с пиратством боролись лишь административными мерами, не предлагая альтернативные бизнес-модели‎, которые бы устроили и создателей контента, и потребителей. Сегодня мы видим, что стриминговые сервисы и удобные цифровые витрины стали нормой, а пиратство осталось уделом самого низкого экономического сегмента.

‎В отношении постоянных попыток административным путем организовать доступ к тем или иным культурным пластам можно лишь в очередной раз напомнить, что подход «отнять и поделить» влечет слом общественных отношений и индустрий, хаос и необходимость отстраивать все заново.

Так лейбл отреагировал на новую думскую инициативу. Ранее депутат от КПРФ Олег Смолин внес на рассмотрение в Госдуму проекты поправок в Гражданский кодекс, касающиеся авторских прав.

Он предлагает перевести советское культурное наследие в общественное достояние. Изменения планируется внести в статью 1298 Гражданского кодекса, регулирующую правоотношения в области создания произведений по государственному контракту.

А также в федеральный закон «О введении в действие части четвертой ГК РФ». 

Госдума хочет сделать советские фильмы общественным достоянием Депутат от КПРФ Олег Смолин © Агентство Москва/Зыков Кирилл

Первая поправка призвана закрепить юридически тот факт, что произведения науки, литературы и искусства, созданные в советский период по заказу государства за счет бюджетных средств, изначально относятся к общенародному, то есть общественному достоянию. 

Вторая заменяет 50-летний срок охраны авторских прав произведений, срок которых не истек к 1 января 1993 года, на 25-летний.

Речь идет о том, что в гражданском законодательстве РСФСР срок охраны авторских и смежных прав составлял 25 лет, после чего объекты таких прав переходили в общественное достояние.

В 1993 году этот срок был увеличен вдвое, что, как говорится в пояснительной записке, позволило незаконно приватизировать часть произведений советского культурного наследия, уже перешедших ко времени принятия Закона в общественное достояние.

Если совсем просто — первая поправка переводит все объекты авторского права, созданные на советских госкомпаниях и принадлежащие сейчас корпоративным правообладателям, в публичное достояние. Вторая — передает народу все объекты, созданные или обнародованные в СССР до 1968 года и принадлежащие любым лицам.

«Мы считаем, что созданное на бюджетные деньги в советский период, то есть на наши общие деньги, и должно вернуться в общественное достояние.

Чтобы каждый мог пользоваться благами, созданными в этот период, а не только отдельные группы, которые по каким-то причинам приватизировали это достояние и получают доход — нам кажется это более правильным», — объяснил свою позицию «Шторму» Смолин.

Он подтвердил что имеет в виду в первую очередь госкомпании вроде студий «Мосфильм», «Ленфильм», «Союзмультфильм», фирмы «Мелодия» и так далее.

Речь идет о довольно серьезных деньгах, которые не раз становились предметом ожесточенных баталий между ФГУПами, учреждениями и компаниями с госучастием.

Так, скандальное смещение предыдущего главы Госфильмофонда Николая Бородачева во многом было связано с притязаниями «Союзмультфильма» и «Ленфильма» на авторские отчисления за использование советских коллекций. Только интернет-права на мультики приносили около 200 миллионов рублей в год.

«Союзмультфильм» и другие компании настаивали, что эти деньги должны доставаться именно им, чтобы они могли развивать отечественную анимацию и создавать новые шедевры.

Госдума хочет сделать советские фильмы общественным достоянием © Агентство Москва/Зыков Кирилл

Обе поправки, предложенные коммунистами, повторяют аналогичные законопроекты 2014 года, подготовленные группой депутатов от КПРФ (Смолин, Зюганов, Мельников, Кравец, Новиков и Решульский) вместе с рабочей группой Пиратской партии России. По большому счету это идентичные документы (в текст вносимой поправки даже вкралась опечатка — ее предлагается ввести в действие с 1 января 2015 года). 

Ранее и глава «Мосфильма» режиссер Карен Шахназаров выражал свое негативное отношение к проекту, упирая на то, что индустрия будет ввергнута в хаос, а фильмофондом никто не сможет по-человечески заниматься, если он будет переведен в режим public domain.

Режиссер Владимир Бортко, первый зампред думского комитета по культуре и однопартиец Смолина, поддержал инициативу. Он заявил, что «полностью согласен» с коллегой и искусство должно по-настоящему, а не на словах принадлежать народу.

Саркис Дарбинян, юрист Пиратской партии России, так объяснил «Шторму» пользу поправок:

Если закон будет принят, любое лицо сможет беспрепятственно копировать и распространять произведения (копии которых в большом количестве и так существуют в интернете) без предварительного получения разрешения правообладателя и без выплаты ему вознаграждения.

Никого нельзя будет привлечь к гражданской, административной или уголовной ответственности за нарушение авторских прав.

Кроме того, любой сможет получить законное право создавать на основе этих произведений ремиксы, мэшапы, ремейки и любым иным образом перерабатывать произведения, а ведь в цифровую эпоху — это совершенно необходимое условие производства новых форм.

Кроме того, любой контент-ориентированный сервис сможет свободно и любым способом демонстрировать произведения, освобожденные от копирайта. Сервисы будут конкурировать между собой, и это неизбежно будет вести к улучшению качества обслуживания.

Госдума хочет сделать советские фильмы общественным достоянием Режиссер Владимир Бортко © Агентство Москва/Зыков Кирилл

Поправки в законодательство об авторском праве — не первая коллаборация пиратов и парламентариев: до того инфоанархисты вместе с коммунистами вместе внесли проект об отмене закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры» («антипиратского» № 187-ФЗ). Закон не был отменен.

Что же до предыдущих поправок в Гражданский кодекс, то, как рассказал «Шторму» юрист ППР Саркис Дарбинян, их так и не рассмотрели по техническим причинам — «замылили на комитете». 

Смолин объяснил, что проект действительно долго не рассматривался комитетом по культуре, а в Думе нового созыва — без согласования с авторами оказался пущен под сокращение. Собственно, поэтому и пришлось вносить заново.

Советские фильмы как общественное достояние

Минкомсвязи поддержало переход советских фильмов в общее достояние. Об этом «Известиям» сообщил замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин.

Госдума хочет сделать советские фильмы общественным достоянием

Под общественным достоянием понимается правовой режим существования фильмов, при котором исключительные имущественные права (по российскому законодательству 70 лет со дня обнародования произведения) истекли, что позволяет использовать картины без каких-либо ограничений. 

Напомним, в октябре 2014 года президент Владимир Путин призвал разобраться в правоприменительной практике по защите интеллектуальной собственности. Речь шла о том, что фильмы, созданные в СССР на бюджетные деньги, сейчас имеют негосударственных правообладателей. По информации газеты, сформировать итоговую позицию государства по данному вопросу было поручено Минкультуры.

В итоге в министерстве отметили, что принудительный перевод фильмов, произведенных в СССР, в общественное достояние до истечения срока их правовой охраны приведет к нарушению положений российского законодательства и международных конвенций, участницей которых является Российская Федерация, а также повлечет за собой принудительное и необоснованное ущемление прав и интересов авторов, их наследников, иных правообладателей.

«Данный подход основан на положениях Бернской конвенции об охране художественных произведений и соответствует подходу, принятому во всем мире», — сообщили в пресс-службе Минкультуры.

Представители ведомства также отметили, что по российскому законодательству кинематографические произведения не относятся к объектам культурного наследия и подлежат охране как объекты авторских и смежных прав.

Единственным основанием для перехода фильмов в общественное достояние является истечение срока действия авторского права.

Для фильмов, произведенных до 1993 года, это 70 лет с момента создания или правомерного обнародования.

В Минкультуры также отметили, что в рамках реализации Указа президента России на портале «Культура.рф» с согласия правообладателей в свободном доступе и для бесплатного просмотра размещены 230 художественных (отечественных и зарубежных) фильмов и 384 документальных. 

Впрочем, представители Минкомсвязи по данному вопросу придерживаются иной позиции. «Мы написали, что поддерживаем идею передачи советского кинонаследия в общественное достояние. Но главное, чтобы это не нанесло ущерба действующим киностудиям и чтобы не были нарушены соглашения по советским фильмам, заключенные после 1991 года», — пояснил Волин.

Госдума хочет сделать советские фильмы общественным достоянием

Ректор Российской государственной академии интеллектуальной собственности Иван Близнец идею перевода фильмов в общественное достояние также поддержал, однако отметил, что необходимо установить размеры отчислений за использование этих кинокартин.

По его словам, для этого нужно создать Фонд общественного достояния, деятельность которого будет регулировать государство, а также реестр картин, переведенных в общественное достояние.

За каждое коммерческое использование такого произведения в фонд нужно будет перечислять заранее установленный процент от заработка, например, около 1%. Собранные средства пойдут на поддержку отечественной культуры: кино, молодых авторов, музыкантов и т.д.

 Близнец отметил, что такой фонд уже существует в Австрии, и там собранные деньги пошли на ремонт Венской оперы. 

При этом Близнец отметил, что для перевода советских фильмов в общественное достояние потребуется специальный закон, ведь по Гражданскому кодексу РСФСР 1964 года фильм, снятый на деньги государства, принадлежит студии, которая его снимала.

Напомним, фракция КПРФ в Госдуме еще в мае прошлого года предложила перевести в общественное достояние ряд известных советских художественных фильмов.

Согласно депутатской инициативе, россияне могли получить свободный доступ к таким картинам, как «Свадьба в Малиновке», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Девчата», «Судьба человека», «Летят журавли», сказка-мультфильм «Двенадцать месяцев» и другим.

Госдума хочет сделать советские фильмы общественным достоянием

Впрочем, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров тогда заявил, что инициатива коммунистов принесет лишь хаос и неразбериху на кинорынок. «Я вижу в этом законопроекте незримую руку интернет-пиратов», — пояснил свою позицию Шахназаров.

Как сообщалось ранее, фильмов, перешедших в общественное достояние, не коснется закон о запрете мата, согласно которому кинопоказ невозможен без прокатного удостоверения.

Читайте также:  Умные часы и браслеты: главные новинки ноября 2015

В соответствии с законом, в общественное достояние перешли, а значит, свободны для публичного показа: «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, «Веселые ребята» и «Волга-Волга» Григория Александрова, «Земля» Александра Довженко, «Машенька» Юлия Райзмана, «Аэлита» Якова Протазанова, «У самого синего моря» Бориса Барнета,  «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» Льва Кулешова, трилогия о Максиме Григория Козинцева и Леонида Трауберга, «В шесть часов вечера после войны» Ивана Пырьева, «Конек-Горбунок» и «По щучьем велению» Александра Роу , «Золотой ключик» и «Новый Гулливер» Александра Птушко и многие другие классические ленты отечественного кинематографа.

В то же время в Минкультуры отметили, что данное исключение не будет распространяться на «измененные» версии картин. Таким образом, фильмы, подвергшиеся «творческой переработке» (колоризованные или озвученные), могут считаться с юридической точки зрения самостоятельными произведениями.

В настоящий момент только две киностудии — «Мосфильм» и «Союзмультфильм» — управляют правами на свои коллекции самостоятельно. Правами на советскую киноклассику производства других советских киностудий распоряжается Госфильмофонд.

Отметим, что еще в 2010 году группа руководителей крупнейших творческих союзов и глав медиакомпаний направила обращение президенту Дмитрию Медведеву с протестом против «принудительной передачи в общественное достояние всех авторских произведений, созданных в СССР и России при господдержке».

Среди авторов письма были кинорежиссер Никита Михалков, гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст и директор «Мосфильма» Карен Шахназаров. Всего под обращением тогда подписались 11 человек.

Их возмущение вызвало другое письмо, опубликованное 30 декабря 2009 года на сайте webpublishers.ru и направленное в Госдуму. Его авторы выступали за аннуляцию авторских прав на все советские книги и кинофильмы, а также предлагали наделить библиотеки возможностью оцифровывать и размещать в интернете книги без согласия правообладателей.

Госдума хочет сделать советские фильмы общественным достоянием

Кадр из фильма «Кавказская пленница»

Напомним, что летом 2014 года Мосгорсуд по заявлению киноконцерна «Мосфильм» временно ограничил доступ к пиратским копиям почти 100 фильмов советской киноклассики.

Всего в списке оказалось 94 фильма, мультфильма и мини-сериала, в том числе наиболее известные советские и российские картины — «Белое солнце пустыни», «Гардемарины, вперед!», «Двенадцать стульев», «Москва слезам не верит», «Служебный роман», «Сталкер» и другие.

Тогда поводом для обращения в суд стала деятельность торрента torrentino.com. В итоге торрент-трекер закрыл доступ к советской киноклассике. Ранее суд по заявлению кинокомпании заблокировал доступ к четырем советским фильмам на сайте rutor.org.

Ранее, в апреле 2011 года, на портале YouTube был запущен официальный канал Mosfilm. Как сообщалось, это первый в России партнерский канал YouTube, на котором пользователям будут постоянно доступны полнометражные картины.

Отметим, что в настоящее данные ролики с YouTube на других сайтах не проигрываются – их можно посмотреть только на официальной странице «Мосфильм» на YouTube.

Советские фильмы хотят сделать общественным достоянием

 / Главная / Все новости / Советские фильмы хотят сделать общественным достоянием

Депутат Госдумы Алексей Казаков подготовил законопроект, согласно которому советские фильмы могут стать общественным достоянием. Также в общенародное пользование могут поступить и произведения литературы и искусства, созданные в рамках госзаказа, пишет «Российская газета».

Документ планируется внести в парламент в ходе осенней сессии.

«Предлагаемые изменения призваны облегчить доступ граждан Российской Федерации к культурным ценностям, созданным в период до 1993 года, — пояснил Алексей Казаков, — а также облегчить переход в общественное достояние произведений, созданных за счёт государства. Это в целом расширит легальные возможности что-то увидеть в Интернете».

У законопроекта есть и обратная сторона: нынешние правообладатели этих фильмов больше не смогут извлекать из них прибыль, поскольку они станут национальным достоянием. Такая прибыль образуется при телевизионном показе фильмов, от продажи их записей на лицензионных дисках, от их показа в кинотеатрах и т. п.

Проект закона даёт возможность авторам, решившим не продавать свои произведения, а предоставить к ним широкий доступ в Интернете, защищать свои работы особым типом лицензий. Подобные документы позволят создавать открытые списки легального бесплатного контента, которым может воспользоваться кто угодно.

Также в Госдуме планируют обсудить идею создания Единого реестра информации о правах на объекты интеллектуальной собственности. Предполагается, что после появления такого реестра автору не нужно будет в судах доказывать свои права на произведение. Достаточно будет обратиться с необходимыми документами в аккредитованные при Минкомсвязи организации для внесения произведения в реестр.

Николай Столяров, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»

Госдума хочет сделать советские фильмы общественным достоянием «Жигули» в Испании – «тут знают и помнят все модели» 27.06.2022 Зубной техник из испанской Торревьехи, уроженец Саратова Алексей Шишков, при желании мог бы каждый день недели ездить на работу на новой модели «Жигулей». В понедельник выгонять из гаража свою бежевую «копейку», а заканчивать трудовую неделю на красной «пятёрке» (ВАЗ-2105). В его коллекции собраны все модели «Жигулей», а ещё «Нива» и УАЗ, причём весь автопарк приобретён у испанских владельцев. Госдума хочет сделать советские фильмы общественным достоянием Российский литературный десант в Белграде 27.06.2022 28 – 29 июня в Белграде (Сербия) состоится Международный образовательно-культурный форум «Золотой век русского реализма: Опыт прочтения». Александр Коротышев, директор секретариата МАПРЯЛ, рассказал, как русская литература помогает «протянуть нить» в будущее мировой русистики.

Советские фильмы могут начать показывать без прокатных удостоверений

Госдума хочет сделать советские фильмы общественным достоянием

Кинофестиваль «Победили вместе» пройдет в Крыму в 17-й раз осенью 2022 года. Показы документального кино и творческие мероприятия будут проведены на всей территории полуострова с 30 октября по 6 ноября. В этом году фестиваль выиграл грант Президентского фонда культурных инициатив, который окажет значительную поддержку в его проведении. В программе фестиваля состоятся Международный конкурс документальных фильмов, Национальный конкурс документальных фильмов, Международный конкурс киношкол, Международный телевизионный конкурс, Конкурс социальных фильмов и Конкурс исторических фильмов.

Рожденный в Севастополе в память о военном подвиге стран-участниц Второй мировой войны кинофестиваль «Победили вместе» – часть проекта «Бессмертная память», который реализует Ассамблея народов Евразии, c годами обрел масштаб и стал с 2019 года крупнейшей российской площадкой для диалога документалистов всего мира.

После 2014 года география фестиваля стала значительно расширяться на Западную Европу, США и страны Латинской Америки. Для части украинских кинематографистов стало важным представить свои работы в Севастополе. Большую часть программы всегда занимали китайские фильмы.

Китай также активно принимал участие в российско-китайских форумах сотрудничества в кино и телевидении, проводимых в рамках фестиваля.

Фестиваль проводит последовательную работу в реализации программы воспроизводства военно-исторической тематики и героики современности, ежегодно проводя единственный в стране тематический питчинг международных проектов, поддерживая и продвигая лучшие заявки.

Многим работам фестиваль открыл дорогу не только на федеральные и региональные телеканалы, но и проложил путь к широкому международному признанию. Только один из примеров – фильм «Я – Че Гевара.

История, рассказанная от первого лица» Вячеслава Красько, победивший в 2020 году в международном конкурсе киношкол фестиваля «Победили вместе», на 11-ой церемонии вручения премии Китайской академии документального кино признан лучшим фильмом на иностранном языке среди номинантов из Южной Кореи, США, Белоруссии и России. Награждение прошло в Пекине на государственном уровне, а в Москве статуэтку автору вручила первый секретарь посольства КНР в РФ Хао Жоци.

Департамент культуры Севастополя считает, что в 2020 году фестиваль стал крупнейшим среди международных культурных событий, которое в 2020 году объединило как в формате онлайн, так и офлайн на 22 площадках зрителей и авторов 153 работ из 35 стран и 38 регионов Российской Федерации, организовав более 300 показов и специальных мероприятий.

После масштабного проведения фестиваля в 2020 году решение о его расширение на всю территорию Крыма было поддержано Главой республики Крым Сергеем Аксеновым, Администрацией президента РФ и в Министерстве культуры Крыма. Помощник президента Российской Федерации Юрий Ушаков обратился к организаторам – Ассамблее народов Евразии и Евразийской Академии телевидения и радио.

— Важно, чтобы в мероприятиях фестиваля смогли принять участие жители не только Севастополя, но и других населенных пунктов Республики Крым, — сказал он.

Помимо регламентированных мероприятий: пяти конкурсов, четыре из которых – международные, специальных программ фильмов («75-летию Великой Победы посвящается» и «Спасибо, Доктор!»), мероприятий российско-китайского сотрудничества, фестиваль организует кинопоказы для вузов Севастополя, в частности Черноморского высшего военно-морского ордена Красной Звезды училища имени П.С.Нахимова. Проводятся выезды на корабли Черноморского Флота РФ.

Фестиваль объявляет второй (дополнительный) приём заявок. Принимаются документальные фильмы, произведенные во второй половине 2021 и в 2022 году. Работы принимаются и регистрируются с 24 июня по 24 июля 2022 года. Заявку можно подать на официальном сайте фестиваля pobedilivmeste.ru

Коммунисты предложили сделать советские кинофильмы общенародным достоянием

Госдума хочет сделать советские фильмы общественным достоянием

Кадр из фильма «Кавказская пленница»

поддерживаю!

Читать все комментарии(116)

Фракция КПРФ в Госдуме предлагает перевести в общественное достояние ряд известных советских художественных фильмов. Авторами поправок в Гражданский кодекс, касающихся авторского права, выступили Олег Смолин, Геннадий Зюганов, Иван Мельников, Александр Кравец, Дмитрий Новиков и Сергей Решульский, пишет во вторник, 20 мая, газета «Известия».

Согласно депутатской инициативе, россияне смогут получить свободный доступ к таким картинам, как «Свадьба в Малиновке», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Девчата», «Судьба человека», «Летят журавли», сказка-мультфильм «Двенадцать месяцев» и т.д.

По мнению авторов законопроекта, это коснется и другого советского контента, в том числе большого архива музыки, созданной до 1968 года, права на который принадлежали фирме грамзаписи «Мелодия».

Первая поправка говорит о том, что исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по госконтракту для государственных нужд, предусматривающему создание такого произведения, и обнародованное до 31 декабря 1992 года включительно, является перешедшим в общественное достояние с момента его обнародования.

Читайте также:  Вам не показалось, раньше было лучше! старые технологии, которые снова воскресли

Таким образом, советское культурное наследие объявляется общенародным достоянием, резюмирует один из инициаторов Дмитрий Новиков.

«Очень часто люди, которые занимаются организацией массовых мероприятий, сталкиваются с проблемой, когда им говорят, что они не имели права использовать то или иное произведение, потому что на него распространяется авторское право, и начинаются претензии и судебные тяжбы с представителями стороны, которая имеет это авторское право на произведение», — пояснил депутат.

Вторая поправка, в случае ее принятия, сократит ровно наполовину срок охраны авторских и смежных прав на произведения, по которым на 1 января 1993 года не истекли 50 лет со дня их создания или обнародования. Эти объекты искусства и культуры также будут признаны по истечении 25 лет (а не 50 лет, как сейчас) общественным достоянием — то есть уже в 2018 году.

Парламентарии считают, что законопроект не допускает присвоение каким-либо лицом исключительных прав на такие произведения и не допускает приватизации советского общенародного культурного наследия. Поправки предлагается ввести в действие уже с 1 января 2015 года.

Генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров считает, что инициатива коммунистов принесет лишь хаос и неразбериху на кинорынок. «Я вижу в этом законопроекте незримую руку интернет-пиратов», — пояснил свою позицию Шахназаров.

Он также уточнил, что сейчас «Мосфильм» выплачивает всем своим авторам средства с телепоказов. «Мы платим авторам отчисления от телепоказов, а интернет ничего не приносит, у нас очень много пиратского контента в Сети», — отмечает глава киностудии. По мнению Шахназарова, если убрать правообладателя, то это может убить фильмофонд.

Источник: https://lenta.ru/news/2014/05/20/cprf/

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

«Броненосец «Потемкин» стал ближе к зрителям

Некоммерческий показ отечественных фильмов, перешедших в общественное достояние, больше не требует прокатного удостоверения. Такие классические фильмы, как «Броненосец «Потемкин» и «Веселые ребята», теперь можно свободно показывать в музеях, парках, библиотеках или киношколах. Соответствующий закон подписал президент.

По словам киноведа и программного директора ММКФ Кирилла Разлогова, благодаря новому закону фильмы из общественного достояния будут активнее вводиться в оборот.

― Классику можно широко использовать в учебной и научно-просветительской работе, но не только. В региональных фильмохранилищах есть большое количество 35-милимметровых копий, оставшихся с советских времен.

Раньше ленты лежали без дела. Теперь, когда юридические рамки сняты, ими можно свободно пользоваться.

В то же время всё это может простимулировать и перевод фильмов на современные электронные носители, ― пояснил «Известиям» Кирилл Разлогов.

По словам руководителя проекта «Кинопередвижка» Николая Ефремова, нововведение поможет тем, кто занимается некоммерческим показом классики, хотя и не решит всех проблем.

― Прежде всего, почему освобождены только некоммерческие показы? Фильмы перешли в общественное достояние, и по закону использовать их может кто угодно и как угодно.

Из закона вытекает ограничения: бесплатно без прокатки можно, платно нельзя, а в чем разница? То, что показ становится платным, ведь никак не искажает смысл фильма ― для чего нужна санкция Минкультуры, ― отметил эксперт.

― Кроме того, этот закон не касается иностранных фильмов, которые стали общественным достоянием по нашим законам. Большинство из них демонстрировалось в СССР, а значит, имели прокатные удостоверения и сохранились на кинопленке с того времени. Как быть с их показом?

Реальная практика кинопоказа имеет дело лишь с небольшой частью классики, рассказал Николай Ефремов.

По действующему законодательству в общественное достояние перешли фильмы, созданные более 70 лет назад, то есть до 1947 года, однако большинство из них были отреставрированы или перемонтированы и де-юре стали новыми аудиовизуальными произведениями.

Дальнейший шаг законодателей, по словам Ефремова ― сделать так, чтобы «возраст» отреставрированных фильмов отсчитывать с года их создания, а также разрешить коммерческий показ классики.

― Если говорить про более масштабные изменения ― стоит признать общественным достоянием все кинонаследие, созданное советским народом на территории СССР в период с 1917 по 1991 год, так как все эти фильмы полностью оплачены всё тем же советским народом, то есть нашими предками, ― уверен Николай Ефремов.

В 2014 году фракция КПРФ в Госдуме уже предлагала признать всё советское кино общественным достоянием.

Инициативу поддержали в Минкомсвязи при условии, если это не нанесет ущерба киностудиям-правопреемницам и не нарушит действующие соглашения.

Минкультуры тогда отвергло идею, мотивируя это тем, что конфликт с существующим законодательством неизбежен, а авторские права авторов, их наследников или иных правообладателей будут ущемлены.

Один из сторонников реформы, член Совета по правам человека и глава Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский говорит, что, несмотря на позицию Минкультуры, работа в этом направлении продолжается.

По его словам, при наличии политической воли вполне реально освободить советское наследие, а также в той или иной форме выкупить права на лучшее российское кино, чтобы обеспечить к нему максимально широкий доступ.

― Отмена прокатного удостоверения для фильмов в общественном достоянии ― это первый шаг в начале долгого пути. Конечно, если следовать духу и логике права, все эти фильмы можно было и так показывать без прокатного удостоверения, потому что права на них истекли. Так что закон важен скорее как знак привлечения внимания к культурному наследию, ― считает Иван Засурский.

― Мы в Ассоциации интернет-издателей очень надеемся, что среди прочего будет реализован и проект по освобождению прав на «список Дондурея» (перечень 111 наиболее значимых российских фильмов после 1992 года. — «Известия»), чтобы кинотеатры по всей стране могли прокатывать классику российского кино бесплатно или на очень хороших условиях.

Это позволит нам сохранить культурную память.

Проведенная реформа ― не единственная новация в области кинопроката. От прокатных удостоверений предлагается освободить также фильмы, участвующие в кинофестивалях. Такой законопроект сейчас обсуждается в правительстве. 

Советские фильмы можно будет смотреть бесплатно — Российская газета

Также в общее народное пользование могут поступить и произведения литературы и искусства, созданные в рамках госзаказа. Если инициатива пройдет, под это правило, безусловно, попадут и фильмы, снятые сегодня по специальному заказу государства.

Как сообщил «РГ» автор проекта депутат Госдумы Алексей Казаков, документ планируется внести в парламент в ходе осенней сессии. Поправки в Гражданский кодекс предлагают не только предоставить общественный доступ к советским фильмам, но в целом расширить легальные возможности что-то увидеть в Интернете.

Можно ли показать на детском празднике фильм «Дети капитана Гранта»? Или  включить в парикмахерской «Семнадцать мгновений весны»? А если повесить в своем блоге фотографию Штирлица, станешь нарушителем авторских прав или еще нет? Вопросы на самом деле непростые.

Конечно, найти в Интернете сегодня можно что угодно, но как со всем этим обращаться, не нарушая закона, знают и понимают немногие.

Авторские же общества и прочие защитники творческих произведений от сглаза как могут расставляют флажки, ограничивая легальные возможности смотреть, слушать, показывать даром.

Однако далеко не все в искусстве измеряется деньгами. Поэтому в Госдуме и разрабатывается инициатива, дающая больше воли нашим глазам.

«Предлагаемые изменения призваны облегчить доступ граждан Российской Федерации к культурным ценностям, созданным в период до 1993 года, — пояснил «РГ» Алексей Казаков, — а также облегчить переход в общественное достояние произведений, созданных за счет государства».

Кроме того, по его словам, проект дает возможность авторам, решившим не торговать своим произведением, а предоставить к ним широкий доступ в Сети, защищать свои произведения особым типом лицензий (аналогичных лицензиям Creative Commons, FDL), распространенных в настоящее время во всем мире.

Подобные документы позволят создавать открытые списки легального бесплатного контента, которым может воспользоваться кто угодно. Если же какие-то дельцы попробуют втихомолку собирать с людей деньги за такие произведения, то сами окажутся нарушителями.

Напомним, недавно в Гражданский кодекс уже были внесены поправки, разрешающие авторам делать публичные объявления, мол, смотрите и слушайте меня, кто хотите, материальных претензий к миру не имею. Лицензии же позволят и защищать волю автора, и гибко управлять его правами. Например, авторы могут подробно прописать, что разрешают делать с их творениями, а чего нет.

Пользователям подобные лицензии дают контент, который можно легально использовать. Например, студент будет знать, где можно взять в Сети бесплатные фотографии для реферата или презентации.

Блогер тоже сможет смело размещать у себя интересные картинки из бесплатного списка.

А кафе или парикмахерские не станут платить за такую музыку обществам по коллективному управлению авторскими правами, она ведь дареная.

Правда, сейчас эксперты спорят, позволяют ли недавние поправки в Гражданский кодекс использовать подобные «вольные лицензии». Мнения расходятся, так что уточнить их статус в законе будет нелишним.

Впрочем, эксперты, опрошенные «РГ», неоднозначно отнеслись к предложениям.

«Если фильмы, снятые в СССР за государственные средства, станут общенациональным достоянием, то для их зрителей в принципе ничего не изменится, а вот их правообладатели будут ущемлены, — заявил Роман Терехин, член экспертного совета Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. — Сейчас права на большинство таких фильмов принадлежат частным компаниям. Разработанная инициатива предоставит к этим фильмам бесплатный и открытый доступ для всех участников интернет-сообщества. В принципе все эти фильмы и так сегодня можно беспрепятственно найти в Интернете, но это незаконно, а их размещение является пиратством. Т.е. по сути результатом данной инициативы станет узаконивание текущей ситуации, и она уже не будет проявлением пиратства».

С другой стороны, продолжает он, все нынешние правообладатели этих фильмов больше не смогут извлекать из них прибыль, поскольку они станут национальным достоянием. «Такая прибыль образуется при телевизионном показе фильмов, от продажи их записей на лицензионных дисках, от их показа в кинотеатрах и т.п», пояснил Роман Терехин.

Читайте также:  Облицовка фасада дома: как и какой материал лучше выбрать?

Также готовящиеся поправки предлагают создать Единый реестр информации о правах на объекты интеллектуальной собственности. Предполагается, что автору не нужно будет в судах доказывать свои права на произведение.

Достаточно будет обратиться с необходимыми документами в аккредитованные при минкомсвязи организации для внесения произведения в реестр.

Тогда если этот объект будет использован каким-либо сайтом без разрешения правообладателя, то автор сможет заблокировать этот сайт, обратившись в Роскомнадзор, а судебные разбирательства больше не понадобятся.

В свою очередь, эксперт независимого центра «Общественная дума» при Открытом правительстве Павел Катков сказал «РГ», что Единый реестр информации о правах на объекты интеллектуальной собственности действительно мог бы стать эффективным инструментом защиты интеллектуальной собственности от пиратства в Интернете.

«Его главное значение — автоматическое уведомление пиратских сайтов о незаконности размещаемого на их площадках пиратского контента, — сказал он. — На деле это будет означать, что сайты сами, без уведомления правообладателя, будут обязаны сверяться с реестром, и сами, инициативно, удалять пиратский контент — вот в чем основная функция реестра.

В этом случае мы сможем говорить о полноценной работе статьи 1253.1 ГК РФ. Ведь тогда пиратские ресурсы, сегодня прикрывающиеся ей, будут автоматически уведомлены о нарушении и, соответственно, будут нести ответственность в случае непринятия мер».

При этом он оговорился, что было бы преждевременным делать реестр бесспорным и единственным источником подтверждения прав.

Кому бы ни принадлежали права на советские фильмы, они, безусловно, наше достояние. Фотоальбом «Советское кино»

Между тем

Многие эксперты задаются вопросом, можно ли будет благодаря данной инициативе использовать советские фильмы и мультфильмы для бизнеса.

Например, взять имена любимых народом героев для названия ресторанов? «Возможность использования национального достояния в коммерческих целях еще не прорабатывалась, пока речь идет о частном использовании контента не в коммерческих целях», — пояснил Алексей Казаков.

Депутаты хотят снять авторские права с советских фильмов

Фракция КПРФ в Госдуме решила облегчить доступ к советскому культурному наследию, которое, по мнению коммунистов, в постсоветский период оказалось по сути приватизированным.

Олег Смолин, Геннадий Зюганов, Иван Мельников, Александр Кравец, Дмитрий Новиков и Сергей Решульский подготовили поправки в Гражданский кодекс, касающиеся авторского права.

Согласно депутатской инициативе россияне смогут получить свободный доступ к таким всенародно любимым картинам, как «Свадьба в Малиновке», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Девчата», «Судьба человека», «Летят журавли», сказка-мультфильм «Двенадцать месяцев» и т.д.

По мнению авторов законопроекта, это коснется и другого советского контента, в том числе большого архива музыки, созданной до 1968 года, права на который принадлежали фирме грамзаписи «Мелодия».

В частности, изменения планируется внести в ч. 4 ст. 1298 Гражданского кодекса. А также в ст. 6 федерального закона «О введении в действие части четвертой ГК РФ». Предлагается ввести их в действие уже с 1 января 2015 года.

  • Первая поправка говорит о том, что исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному контракту для государственных нужд, предусматривающему создание такого произведения, и обнародованное до 31 декабря 1992 года включительно, является перешедшим в общественное достояние с момента его обнародования.
  • Таким образом, советское культурное наследие объявляется общенародным достоянием, резюмирует один из инициаторов Дмитрий Новиков.
  • — Очень часто люди, которые занимаются организацией массовых мероприятий, сталкиваются с проблемой, когда им говорят, что они не имели права использовать то или иное произведение, потому что на него распространяется авторское право, и начинаются претензии и судебные тяжбы с представителями стороны, которая имеет это авторское право на произведение, — пояснил депутат.
  • Парламентарии считают, что законопроект не допускает присвоение каким-либо лицом исключительных прав на такие произведения и не допускает приватизации советского общенародного культурного наследия.

Вторая поправка, в случае ее принятия, сократит ровно в половину срок охраны авторских и смежных прав на произведения, по которым на 1 января 1993 года не истекли 50 лет со дня их создания или обнародования. Эти объекты искусства и культуры также будут признаны по истечении 25 лет (а не 50 лет как сейчас) общественным достоянием. То есть уже в 2018 году.

— Согласно действующему законодательству, получалось так, что если к 1993 году авторские права уже действовали 10 лет, и 25-летний срок (по советскому законодательству) не истек, то к ним добавлялось еще 50 лет (уже по российскому законодательству). И сам 50-летний срок — это увеличение в два раза, что неправильно. Наша аргументация, как авторов, что в этом процессе есть элемент приватизации общенародного достояния, и именно поэтому мы предлагаем эту ситуацию поправить, — заявили в КПРФ.

  1. Генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров считает, что инициатива коммунистов принесет лишь хаос и неразбериху на кинорынок.
  2. — Я вижу в этом законопроекте незримую руку интернет-пиратов, — пояснил свою позицию Шахназаров.
  3. Он также уточнил, что сейчас «Мосфильм» выплачивает всем своим авторам средства с телепоказов.
  4. — Мы платим авторам отчисления от телепоказов, а интернет ничего не приносит, у нас очень много пиратского контента в Сети, — отмечает глава киностудии.
  5. По мнению Шахназарова, если убрать правообладателя, то это может убить фильмофонд.

— Фильмофонд — не просто место для хранения, фильмофондом надо заниматься, мы например, делаем оцифровку картин, «Мосфильм» тратит на это свои средства. Один фильм в среднем обходится от $30 до 50 тыс.

Но это надо делать. Потому что если сегодня не сделать, то завтра всё советское киноискусство умрет.

А если всё будет в общественном ведении, то кто в таком случае будет заниматься этой работой? — задает риторический вопрос Шахназаров.

Мнения юристов, специализирующихся на авторском праве, по поводу депутатской инициативы разошлись.

Так, адвокат Саркиз Дарбинян уверен, что цель у законопроекта вполне благородная — облегчение доступа к общественному достоянию.

— За последнее несколько лет была принята целая плеяда запретительных законов в области оборота контента в Сети, в том числе и антипиратский закон. Однако не было сделано упрощения доступа к общественному достоянию и добросовестному использованию произведений.

Этот законопроект призван перевести всё советское культурное наследие, которые было создано в XX веке за бюджетный счет, в общий доступ. Тогда любой пользователь сможет скачивать, раздавать, использовать по своему усмотрению эту произведения, — уточнил Дарбинян.

В свою очередь адвокат МКА «Легис Групп» Илья Уткин не видит большой проблемы в том, что сейчас срок действия закона определен в 50 лет.

— Делать исключения для отдельной категории произведений нелогично и немотивированно. Почему депутаты вносят особые правила для произведений советского периода? Я вообще не сторонник создания неких особых условий для отдельных категорий объектов гражданского права, — говорит адвокат. 

+++Читайте далее: http://izvestia.ru/news/571065#ixzz32DTL44tk

Советские фильмы могут стать общественным достоянием

Депутат Госдумы Алексей Казаков предлагает объявить советские фильмы общественным достоянием. В народное пользование могут быть переданы также произведения литературы и искусства, созданные в рамках госзаказа.

Депутат Госдумы Алексей Казаков разработал поправки в Гражданский кодекс РФ, благодаря которым предлагается предоставить общественный доступ к советским фильмам. Документ планируется внести в парламент в ходе осенней сессии, сообщает «Российская газета».

«Предлагаемые изменения призваны облегчить доступ граждан Российской Федерации к культурным ценностям, созданным в период до 1993 года, — пояснил Алексей Казаков, — а также облегчить переход в общественное достояние произведений, созданных за счёт государства».

Кроме того, по его словам, проект закона даёт возможность авторам, решившим не торговать своим произведением, а предоставить к ним широкий доступ в интернете, защищать свои работы особым типом лицензий, распространённых в настоящее время во всём мире.

Подобные документы позволят создавать открытые списки легального бесплатного контента, которым может воспользоваться кто угодно. Если же какие-то дельцы попробуют втихомолку собирать с людей деньги за такие произведения, то сами окажутся нарушителями.

Эксперты неоднозначно отнеслись к предложениям.

«Если фильмы, снятые в СССР за государственные средства, станут общенациональным достоянием, то для их зрителей в принципе ничего не изменится, а вот их правообладатели будут ущемлены», — заявил Роман Терехин, член экспертного совета комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. По его словам, сейчас права на большинство таких фильмов принадлежат частным компаниям.

«Разработанная инициатива предоставит бесплатный и открытый доступ к этим фильмам для всех участников интернет-сообщества.

В принципе все эти фильмы и так сегодня можно беспрепятственно найти в интернете, но это незаконно, а их размещение является пиратством.

То есть, по сути, результатом данной инициативы станет узаконивание текущей ситуации, и она уже не будет проявлением пиратства», — отметил он.

Другие инициативы Госдумы о кино Ранее в комитете Госдумы по информационной политике и технологиям поднимался вопрос о запрете рекламы во время патриотических кинолент на телевидении. По мнению парламентариев, постоянные рекламные паузы в показе социально важных фильмов сводят на нет воспитательную составляющую кинокартины.

А депутат от «Единой России» Роберт Шлегель заявил о необходимости ограничить показ иностранных фильмов в кинотеатрах. По его мнению, они должны составлять не более половины проката. Остальное нужно отдать отечественным кинолентам. Депутат разработал соответствующий законопроект.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector