Яндекс.работа. от каждого — по способностям, каждому — по труду

Современными молодыми людьми уже успела забыться фраза «Каждому — по потребности, от каждого – по способности», которая в свое время набила оскомину гражданам СССР. По этой причине мало кто точно знает, кто же автор этого высказывания. Давайте же выясним, откуда пришло это выражение, что оно обозначает и почему такая красивая теория на практике потерпела фиаско.

«От каждого по способностям – каждому по потребностям»: автор фразы, согласно мнению большинства

По недоразумению, довольно часто это выражение, ставшее лозунгом социализма, приписывают автору «Капитала» — Карлу Марксу.

Яндекс.Работа. От каждого — по способностям, каждому — по труду

Именно он в 1875 г. году в своем последнем крупном произведении – «Критике Готской программы», размышляя об организации будущего коммунистического общества, употребил выражение: «Каждый — по способностям, каждому — по потребностям».

Кто на самом деле автор изречения

В действительности великий идеолог и философ не был автором лозунга «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям».

Яндекс.Работа. От каждого — по способностям, каждому — по труду

Кто сказал эту фразу первым в действительности? Автором данного изречения является французский революционер Луи Жан Жозеф Блан. И произнес ее он более чем на 20 лет раньше, чем она появилась в труде Маркса.

История появления фразы

Однако, по мнению исследователей, и Блан не может полноценно считаться автором фразы «Каждому — по потребности, от каждого – по способности», поскольку он позаимствовал эту идею у другого французского философа XVIII в. — Этьенна-Габриэля Морелли.

Этот мыслитель в своем произведении «Кодекс природы» выдвигал идею оплаты труда по нуждам члена общества, а не из-за количества сделанной им работы. Вскоре этот принцип был назван «пропорциональным равенством» и был с успехом принят другими социалистами, включая Маркса.

Приблизительная дата появления фразы «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям» — это 1847 г., хотя в отдельных источниках называют 1851 г.

В любом случае именно Луи Блан считается полноценным автором данного лозунга, в то время как Карл Маркс – это ее популяризатор.

Принцип пропорционального равенства в Библии

Хотя эта идея впервые была сформулирована в XVIII в., а особую популярность приобрела во второй половине XIX в., она далеко не нова. Подобная практика одной из первых была описана в Новом Завете.

Яндекс.Работа. От каждого — по способностям, каждому — по труду

В книге «Деяния святых Апостолов» в 4-й главе рассказывается, что после вознесения Иисуса Христа и схождения Святого Духа на его учеников, была организована христианская община. В нее вступали все уверовавшие «и никто ничего.

.. не называл своим, но все у них было общее». Они продавали дома и все имущество и, вступив в общину, приносили все деньги к Апостолам. Те же распределяли их между всеми верующими: «…каждому давалось, в чем кто имел нужду».

Таким образом, хотя фраза «Каждому — по потребности, от каждого – по способности» появилась в XIX в., сама идея была испытана на практике еще в I в. новой эры.

Яндекс.Работа. От каждого — по способностям, каждому — по труду

Так что теоретически одним из авторов этого выражения можно считать и Апостола Луку, написавшего «Деяния святых Апостолов».

«От каждого по способностям – каждому по потребностям»: смысл фразы

Разобравшись с авторством данного выражения, а также с историей его появления, стоит выяснить, что же означает эта фраза, ставшая крылатой.

Яндекс.Работа. От каждого — по способностям, каждому — по труду

Лозунг «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям» означает, что любой гражданин общества, в котором действует этот принцип, обязан максимально старательно и эффективно трудиться согласно выбранной им специализации. Взамен он сможет получать все необходимое для жизни. Причем получаемое будет соответствовать не количеству выполненной работы (как принято в капиталистическом обществе), а тому, что на данный момент нужно человеку.

Как выглядит принцип пропорционального равенства с точки зрения теории

Если следовать идеям Блана, Морелли и Маркса, то введение в обществе расчета по принципу «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям», смысл имеет такой.

Некий Иванов Петр Сидорович работает токарем на заводе. Обычно он трудится старательно, но в этом месяце он заболел гриппом и вынужден был взять неделю больничного, а значит, выполнил на четверть меньше работы, чем делает обычно в месяц.

В капиталистическом обществе он должен был бы получить на четверть меньшую зарплату.

Однако, согласно принципу пропорционального равенства, из-за болезни потребности Иванова возросли, поэтому в месяце, в котором он болел, он получает не меньшую зарплату, а даже большую, поскольку для восстановления нормального физического состояния он нуждается не только в лекарствах, но и в отдыхе, а также обогащенном витаминами питании.

С другой стороны, если в другом месяце тот самый Иванов ощутил прилив творческих сил и сделал в 2 раза больше работы, чем делает обычно, он все равно получает ту же зарплату, которая соответствует его нуждам (если они не возросли в данном месяце).

Условия воплощения в жизнь данной идеи

Подобная организация оплаты труда человека выглядит весьма привлекательной. Но каждый здравомыслящий человек сразу же найдет в ней множество недостатков. Именно поэтому ее создатели поставили ряд условий, при наличии которых принцип пропорционального равенства сможет существовать.

  • В первую очередь граждане общества должны обладать высоким моральным развитием, в частности честностью, которая не позволит им хитрить и халтурить.
  • Во-вторых, в таком обществе должно быть в избытке товаров и услуг. Тогда каждый человек сможет иметь теоретическую и практическую возможность удовлетворить свои потребности как в данный момент, так и в случае их возрастания.
  • В-третьих, труд должен быть не навязанным необходимым средством выживания, а стать желанным для каждого гражданина. Получается, человек в таком обществе должен хотеть постоянно реализоваться через выполнение своих обязанностей.
  • И последним условием должно быть наличие четкого, адекватного руководства, которое будет контролировать справедливое равномерное распределение благ.

Помимо всего вышеперечисленного, большинство идеологов социализма сходились на том, что при подобном устройстве общества в нем должна быть отменена частная собственность, за исключением мелких предметов, позволяющих людям удовлетворять свои биологические потребности.

Почему эту идею до сих пор не удалось реализовать

Как бы ни была красива теория, испытание практикой она не выдержала. Причем это произошло еще в начале новой эры. Ведь одна из первых известных попыток жить по принципу «От каждого — по способностям, каждому – по потребностям», предпринятая первыми христианами, провалилась.

Всего через несколько столетий, на основе описанных в «Деяниях святых Апостолов» общин был сформирован институт церкви, который на долгие столетия разделил общество на рабов и пастырей. Причем люди, называющие себя слугами Божьими и якобы действующие в Его интересах, на практике занимались личным обогащением.

Ради этого, они, поправ заповеди Христа (призывающие любить ближнего), посылали на смерть тысячи невинных людей, превознеся убийства и грабеж, благословенные ими, в ранг добродетели.

Другими наиболее известными экспериментами были СССР и фашистская Германия.

Яндекс.Работа. От каждого — по способностям, каждому — по труду Оба они потерпели неудачи, которые сопровождались огромными потерями.

Итак, почему же принцип пропорционального равенства не удалось реализовать?

  • В первую очередь помешала этому человеческая природа. Как показывали многочисленные социологические эксперименты, чтобы трудиться, человеку нужен стимул. Для большинства, к сожалению, работает только принцип кнута и пряника, и лишь немногие способны честно трудиться из моральных побуждений.
  • Во-вторых, что бы ни твердили философы о социальной природе человека, в первую очередь он – индивидуалист. А значит, обязательно будет желать частную собственность, причем в больших масштабах, чем зубная щетка, расческа и две пары одежды.
  • В-третьих, потребности личности имеют тенденцию расти, и в большинстве случаев значительно быстрее, чем ее достижения.
  • Кроме того, предполагалось, что люди будут трудиться просто из благодарности обществу и желания самореализации. Однако что делать с непрестижными профессиями вроде уборщика туалетов, работника скотобойни, мусорщика и т. п. Кто в здравом уме захочет тяжело физически работать на стройке или на буровой вышке в море, если есть возможность сидеть за компьютером в удобном кресле в кабинете с кондиционером?
  • Еще одним препятствием всегда служило отсутствие достойного руководства. Ведь пока что ни одна страна мира за всю историю так и не смогла похвастаться абсолютно честным руководящим аппаратом, ставящим во главу угла не собственные потребности, а интересы нации. Яндекс.Работа. От каждого — по способностям, каждому — по труду

Помимо всего вышеперечисленного, утопичность данной идеи — это прямое следствие понимания проблемы самими ее создателями.

Как правило, это были люди интеллигентных профессий из состоятельных семей, которые только в теории представляли жизнь пролетариата, о котором они так любили пофилософствовать.

Так, Морелли был учителем, Блан — дворянином, трудившимся в качестве журналиста; а Карл Маркс был сыном адвоката-еврея и всю жизнь занимался интеллектуальным трудом.

Советский вариант лозунга

У выражения «Каждому — по потребности, от каждого – по способности» есть своеобразный «брат-близнец». Речь идет о принципе социализма, ставшим основным для Конституции СССР в 1936 г.: «От каждого по его способностям, каждому — по его труду».

Яндекс.Работа. От каждого — по способностям, каждому — по труду

Хотя на первый взгляд кажется, что смысл этих лозунгов идентичен – это совсем не так. В первом примере говорится о потребностях, которые часто превосходят способности и пользу, приносимую конкретным человеком.

В то же время во втором лозунге говорится о вознаграждении, соответственном выполненному труду. И как бывает часто, этого вознаграждения может не хватать для удовлетворения даже самых минимальных потребностей человека.

Кстати, если призадуматься, то лозунг Блана описывает устройство утопического социалистического общества, а советский постулат – так ненавидимый в СССР капиталистический строй.

Что означает выражение «от каждого по способностям, каждому по труду»?

Яндекс.Работа. От каждого — по способностям, каждому — по труду

Конституция СССР: От каждого по способностям, каждому по труду

От каждого по способностям, каждому по труду — принцип социализма. Человек должен отдавать обществу все свои таланты, общество ему в ответ предоставляет льготы и помощь пропорциональные затраченным усилиям, то есть, чем лучше человек работает, тем больше получает от общества благ

Читайте также:  CeBIT 2010: “хищный” геймерский компьютер Aspire Predator G7750 от Acer

Как указывает Википедия, положение «от каждого по способностям, каждому по труду» впервые было приведено последователем Сен-Симона, французским социалистом Сент-Аманом Базаром (1791 — 1832) в книге «Изложение учения Сен-Симона» (1829).

В лекции №8 «Современные теории собственности» Базар вспомнил выступление в 1791 году в Национальном собрании французского политического деятеля времен Великой Французской революции Жака Антуана Мари Казалеса (1758 — 1805) в знаменитом споре о собственности:

«Нет такого крестьянина, который не научил бы вас тому, что тот, кто не сеял, не имеет права пожинать!» «Какой же вывод извлекает Казалес из этого великого принципа? — восклицает Базар и продолжает — от участия в разделе богатств (отстраняется всякий, кто), неспособен оплодотворять их своим трудом, богатства (распределяются) между… трудящимися, кто бы они ни были по своему происхождению, … исключительно в соответствии с их способностями»

Впрочем, Сент-Аман Базар и его книга остались в памяти только специалистов-историков революционного движения и философской мысли.

«Публичную» жизнь лозунгу «от каждого по способностям, каждому по труду» дал французский политик и публицист Пьер-Жозеф Прудон (1809 — 1865) в многочисленных своих статьях «Qu’est ce que la propriété?» («Что такое собственность?» 1840), «Avertissement aux propriétaires» («Предостережение собственникам» 1842), «Théorie de la propriété» («Теория собственности» 1866)

«Нельзя… следовать положению: каждому сообразно его труду… потому что общество, из какого бы числа людей оно не состояло, может давать им всем только одинаковое вознаграждение, так как оно платит им их собственными продуктами… Принцип «каждому сообразно его труду», истолкованный в смысле «кто больше работает, тот больше и получает», предполагает два очевидно ложных обстоятельства – что доли отдельных лиц в общественном труде могут быть неодинаковы и что количество вещей, могущих быть произведенными, беспредельно… Первый пункт всеобщего регламента гласит: … Данная всем способность выполнить общественный, т.е. одинаковый для всех урок и невозможность платить работнику чем-либо иным, кроме продукта труда другого работника, оправдывают равенство вознаграждений» «Что такое собственность?»

Норма «от каждого по способностям, каждому по труду» не всегда был принят революционерами и подвергался обсуждению. Так Маркс, размышляя над «Готской программой» немецкого политического деятеля Ф. Лассаля (1825-1864), в которой тот предполагал, что плоды труда должны полностью и с равным правом принадлежать членам общества, писал в «Критике Готской программы»

«То, что он (рабочий) дал обществу, составляет его индивидуальный трудовой пай….

Он получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда.

То же самое количество труда, которое он дал обществу в одной форме, он получает обратно в другой форме…. Здесь, очевидно, господствует тот же принцип…, что и при обмене товарными эквивалентами: известное количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой».

    Принцип социализма «от каждого по способностям, каждому по труду» не следует путать с коммунистическим — «от каждого по способностям, каждому по потребностям»
    «Жаль только — жить в эту пору прекрасную
    Уж не придется — ни мне, ни тебе» (Н. Некрасов)

Ещё статьи

Мировые революции
Революции в России
Основные события русской истории

От каждого по способностям, каждому по труду, или Что такое PRP?

Яндекс.Работа. От каждого — по способностям, каждому — по труду

Олег Кулагин

Третья часть заработной платы – оплата по результатам работы (PRP, Performance Related Pay). Что это такое и зачем она нужна?

Замечательный принцип социализма, закрепленный в ст. 12 Конституции СССР 1936 года: «От каждого по способностям, каждому по труду», наконец-то стал актуален именно в условиях рыночной экономики.

Повышение эффективности и конкурентоспособности бизнеса во многом зависит от мотивации сотрудников на достижение целей предприятия.

Система оплаты труда должна быть устроена так, чтобы любой работник имел возможность улучшать свое материальное благополучие и уровень жизни, но только одним путем – через достижение целей бизнеса.

Материальные доходы сотрудников должны напрямую зависеть от материальных доходов предприятия. Это реализуется через механизм оплаты по результатам работы на основе KPI.

Оплата по результатам работы состоит из двух частей: переменной и премиальной. Обычно эти понятия не разделяют и применяют как синонимы. Но это не одно и то же. Дело в том, что переменная часть – это зарплата, зависящая от результатов трудовой деятельности работника. Лучше работаешь, больше зарабатываешь. Это понятно.

Но результаты работы всегда конкретны и должны оцениваться по определенным показателям. Если работник получает должностной оклад, то мы уже знаем, что оклад должен соответствовать некоторым нормативным результатам по KPI этого сотрудника. За выполнение нормы или плана человек получает оклад, а за перевыполнение – премию! Принцип простой и справедливый.

Но на практике должностные оклады, мягко говоря, далеко не всегда соответствуют тем требованиям, которые предъявляются к работникам. На большинстве предприятий господствует потогонная система. От людей требуют гораздо больше, чем им за это платят.

Как следствие получаем глубокую демотивацию, равнодушие к работе, низкую производительность, ошибки и дефекты, претензии и рекламации, высокую текучку и огромную величину скрытых издержек как своеобразный налог на неэффективность предприятия.

В этих условиях, чтобы создать мотивацию на результат, можно ввести переменную часть заработной платы, но начислять ее, в отличие от премии, не за сверхнормативные результаты, а начиная с некоторого уровня эффективности (порога) по KPI сотрудника.

Таким образом, переменная часть – это оплата по результатам работы в пределах нормы (плана). На практике так часто и происходит. План еще не выполнен, а отсчет переменной части зарплаты уже пошел. Но называют ее при этом почему-то премией. По сути, переменная зарплата – это как бы часть оклада, которую надо еще заработать, а не просто получить.

А вот премия (от латинского premium – исключительный, выдающийся) – это оплата по результатам работы, выходящих за пределы нормы (плана). Другими словами, премия – это оплата за сверхнормативные результаты. Переменная часть зарплаты должна стимулировать работников на выполнение нормы, а премия – на ее перевыполнение.

И то, и другое будем называть PRP – оплата по результатам работы.

Оплата по результатам может быть четырех видов: оплата по индивидуальным результатам, оплата по результатам работы подразделения, оплата по результатам работы организации и т.н. целевые премии.

Целевые премии – это поощрительные выплаты работникам за какие-либо внеплановые и выдающиеся результаты. Их еще называют бонусами.

Например, если сотрудник проявил инициативу и внес разумное предложение по усовершенствованию бизнес-процесса, что привело к сокращению издержек, созданию конкурентного преимущества (скажем, по времени выполнения заказа или в чем-то еще), то, разумеется, что подобную инициативу надо поддержать и поощрить материально, дабы не отбить желание у человека и впредь высказывать интересные идеи и показать всем остальным, что они тоже могут зарабатывать деньги на своем рабочем месте своим собственным умом. Вообще, что касается поощрений за проявленную инициативу, то в этом вопросе важно навести порядок и разработать систему бонусов для сотрудников. Например, если инициатива работника оказалась разумной и может принести реальный экономический эффект, то работник вправе получить определенный процент от расчетной величины этого эффекта. Причем, размер процента может меняться в зависимости от величины и характера (разового или постоянного) экономического эффекта. Если же предложение работника целесообразно, но по каким-то причинам сейчас не может быть внедрено, то работник должен получить разовую премию за проявленную инициативу.

В общем случае целевые премии могут выплачиваться за любые достижения, не связанные с выполнением или перевыполнением плановых заданий по KPI.

Помимо поощрения инициативы это могут быть, например, выплаты за успешное проведение каких-либо мероприятий (выставок, презентаций, тренингов, праздников и т.д.

), досрочное и качественное завершение проектов, эффективные действия в экстремальных и форс-мажорных обстоятельствах и другие. Эти выплаты производятся на усмотрение руководителя организации из специального фонда целевого премирования.

Остальные виды PRP зависят от достижения заданных результатов работы сотрудника, подразделения или организации и начисляются в зависимости от значений KPI. Здесь возможны различные схемы расчета и оплаты труда работников.

Главное при этом – соблюдение ключевого принципа: в расчетных соотношениях величину оплаты по результату следует привязывать не к полным, а к сверхнормативным величинам, и определять на основе заранее выбранных KPI сотрудника, подразделения или организации.

Здесь под нормативом понимается не план или норма по данному показателю, а заданный уровень эффективности – порог, начиная с которого отсчитывается переменная часть заработной платы. В частности, порог может совпадать с нормой.

В расчетных формулах величина PRP может зависеть от: фактических результатов работы сотрудника по KPI; целевых (сверхнормативных) результатов; нормативных (пороговых) величин; базовой оплаты по результатам; относительной важности KPI; размера должностного оклада.

Подбирая и изменяя перечисленные параметры PRP, мы можем настраивать систему оплаты по результатам на особенности должности (рабочего места), текущей ситуации и даже личности работника. Но как это делается практически?

А практически существует два подхода к расчету PRP: на основе рейтинга эффективности и на основе индексов KPI работника. При этом для определения величины оплаты по результатам могут использоваться как линейные, так и нелинейные соотношения. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Читайте также:  Таможня уличила российский бренд смартфонов в уклонении от налогов

Полное описание технологии целевого управления

АРХИВ РАССЫЛОК

Что значит фраза "От каждого по способностям"

«Марксизм резюмировал многовековые мечты, надежды, стремления человечества в фор­муле его идеального состояния — формуле коммунизма: ”От каждого по его способно­стям, каждому по его потребностям”.

Что же касается социализма, то создатели марксизма видели в нем еще не завершенную и несовер­шенную форму коммунизма, его первую фазу, в которой двухчленная формула коммунизма ни в одном из своих членов еще не осуществле­на, а человеческое общество только движется к ее осуществлению.

Два члена формулы комму­низма — ”от каждого по его способностям” и ”каждому по его потребностям” — внутренне, органически сопряжены и нераздельны: один без другого не может существовать, не имеет смысла и просто немыслим. Сказать, что один член формулы — ”от каждого по его способно­стям” — уже осуществлен (при социализме, т. е.

на низшей стадии коммунизма), а второму члену — ”каждому по потребностям” — предсто­ит еще быть осуществленным в будущем (при коммунизме, на высшей его стадии), значит видеть в двух совместных и неразъемлемых сторонах или чертах коммунизма не связанные одна с другой характеристики хронологически последовательных состояний общества.

А это уже не только невежество, это — логический абсурд.

В самом деле, что означает первая половина формулы коммунизма в контексте самой этой формулы? Она означает, что каждый вносит в общественный трудовой фонд столько (и тако­го) своего труда, сколько (и какой) волен и готов внести без внешнего принуждения и унизи­тельного контроля со стороны властей (от кото­рых он в этом и не зависит) и без внутреннего насилия над собой, — вносит не больше, не сверх своих способностей, ибо делает он это бесплат­но — без и вне расчета на оплату его труда. Но условие осуществления этой первой половины формулы коммунизма — ”от каждого по его способностям” — совершенно то же, что условие осуществления ее второй половины — ”каждому по его потребностям”, а именно: изобилие про­дуктов, высокий уровень материальной и духов­ной культуры, достигнутой коммунистическим обществом, многосторонний расцвет личности в нем (значит, и самораскрытие, раскрытие и по­знание своих способностей), многосторонняя общественная и личная свобода. Повторяем, две половины формулы коммунизма органически сопряжены и могут существовать только слитно.»

А.Зимин (псевдоним), «Социализм и неосталинизм», 1981 г.

_________________________________________»Итак, именно «свободная сознательная деятельность как раз и составляет родовой характер человека». Свободная, по Марксу, означает: не детерминируемая экономической или природной необходимостью, не направленная на «работу ради выживания», а вызванная внутренним желанием её (такую деятельность) осуществлять, и получать от этого осуществления удовольствие. Маркс называет её самодеятельностью, самоосуществлением (die Selbstbetätigung). Если несвободная, отчуждённая деятельность осуществляется человеком в силу того, что он (раб, зависимый крестьянин, рабочий) должен выполнять её, чтобы просто-напросто физически выжить, ибо у него нет иного источника для существования, кроме своей рабочей силы, то свободная деятельность, напротив, осуществляется человеком только потому, что он сам хочет её выполнять, даже несмотря на все присущие ей трудности (муки творчества). «Отчуждённый труд, – пишет Маркс, – переворачивает это отношение таким образом, что человек именно потому, что он есть существо сознательное, превращает свою жизнедеятельность [Lebenstäitgkeit], свою сущность [sein Wesen] только лишь в средство для поддержания своего существования [seine Existenz]».-

Пётр Кондрашов, «КАКОГО ЖЕ МАРКСА МЫ ЧИТАЕМ?»

От каждого — по способности, каждому — по труду

Из сказанного должно быть ясно, что принцип «от каждого — по способности» реализуется в коммунистическом обществе не в том вульгарном смысле, будто здесь каждый волен проявлять все заложенные в нем способности, а в чисто социальном смысле: 1) общество устанавливает, что считать способностями данного индивида в его данной социальной позиции; 2) в среднем и в тенденции индивиды, допущенные обществом к исполнению данных функций, исполняют их в меру своих средне-необходимых способностей. Этот принцип касается не потенциальных, а актуальных (реализующихся) способностей людей. Между прочим, если подходить к проблеме способностей с массовой точки зрения, то потенциальные способности массы людей в данных условиях реализуются в их актуальных способностях, — последние суть показатель первых. Для отдельных людей тут может иметь место несовпадение. Однако и в отношении отдельных людей совершенно бездоказательны утверждения о их якобы загубленных талантах. О загубленных талантах есть смысл говорить лишь тогда, когда человек обнаружил свой талант заметным для окружающих образом и затем как-то потерял возможность его развивать далее и использовать (Мусоргский, Лермонтов, Есенин, Маяковский). Но это — исключения из общего правила. Как правило, подавляющее большинство людей средне-способно или средне-бездарно, что одно и то же.

Из сказанного, далее, должно быть ясно и то, что принцип «от каждого — по способности» не является специфически коммунистическим. Он в той или иной мере реализуется во всяком большом и дифференцированном человеческом объединении.

Допустим, мы решили педантично следовать принципу «каждому — по труду» при вознаграждении работников за их деятельность. Если люди заняты одинаковой деятельностью, еще можно сравнивать их труд по их результатам.

Но как быть, если люди заняты разнородной деятельностью, и сравнивать их труд по результатам деятельности оказывается невозможным? Попробуйте сравнить по результатам деятельности труд рабочего, выпускающего сосчитываемые детали каких-то машин, рабочего в химическом предприятии, работника аппарата управления, лаборанта в научно-исследовательском институте, врача, учителя! Как сравнить труд начальника и подчиненного?! Имеется единственный общественно-значимый критерий сравнения труда в таких случаях: это — фактические социальные позиции людей. Средне-нормальное осуществление деловых функций человеком в данной его социальной позиции соответствует его труду, отдаваемому обществу. Практически принцип «каждому — по труду» реализуется как принцип «каждому — по его социальному положению». Этот принцип имеет силу и для тех случаев, когда труд различных людей можно сравнивать по одинаковой продукции: когда много людей занимаются деятельностью одного и того же рода, то имеет место тенденция к нивелированию различий между ними. Для того, чтобы в таких случаях сохранить «материальную заинтересованность», сохраняют «сдельную» оплату (с учетом количества продукции) и особые формы поощрения. Но это существенно не влияет на уровень жизни работников.

Этот принцип «каждому — по социальному положению» действует прежде всего не как некий юридический принцип, а как объективная тенденция в сложном массовом процессе. Люди практически обучаются, приобретают навыки, стремятся улучшить свою социальную позицию. В результате они стремятся быть адекватными этой позиции.

А система законодательства лишь закрепляет эту тенденцию в виде формальных норм. Постепенно вырабатывается весьма детальная шкала оплаты труда, которая, обретя силу закона, начинает действовать сугубо формально, ослабляя породившую ее объективную тенденцию.

Таким образом, мы здесь имеем характерный пример противоречивых последствий одного и того же явления: законодательное закрепление оплаты труда согласно социальной позиции работника выражает объективную тенденцию и упрочивает ее, дает ей стандартное всеобщее выражение; с другой стороны, обеспечив работников законодательно определенным вознаграждением, общество само создает соблазны и возможности получить вознаграждение и улучшать социальную позицию, не обеспечивая этого соответствующим трудовым вкладом.

В основе своей и для главных производительных видов деятельности принцип «каждому — по его социальному положению» справедлив, поскольку выражает справедливый принцип «каждому — по труду». Но есть виды деятельности, для которых этого совпадения нет, и первый привносится извне деятельности, не будучи обеспечен вторым.

Это, например, деятельность людей в сфере управления.

А главное, начиная с некоторого уровня иерархии деловых коммун, он обретает силу до такой степени, что приходит в вопиющее противоречие с породившим его принципом «по труду», — пример того, как из фундаментального добра на уровне первичных коллективов вырастает зло коммунистического общества.

Но и на уровне первичных коллективов справедливость рассматриваемого принципа осуществляется лишь как нечто среднее для массы отклоняющихся от справедливости случаев. И достигается эта осредненная справедливость ценой жестокой борьбы людей за сохранение и улучшение своей социальной позиции в повседневной жизни коллектива. И тут законы коммунальности суть их самые надежные средства.

Если взять заявления марксизма буквально и непосредственно сопоставлять их с реальностью, то можно найти факты, которые их опровергают, и факты, которые их подтверждают. Кроме того, они суть идеологические заявления, допускающие различные интерпретации. В одних из этих интерпретаций они кажутся истинными, в других — ложными.

И потому во избежание бесперспективных словесных дискуссий надо сначала констатировать фактическое положение вещей во всей его сложности, противоречивости и изменчивости, а уж затем (на этой основе) смотреть, в каком смысле, в какой мере и в какой интерпретации идеологические коммунистические принципы реализуются в действительности.

От каждого по способностям, каждому по потребностям

Перейти к навигации
Перейти к поиску

« От каждого по способностям, каждому по потребностям » ( нем . Jeder nach seinen Fähigkeiten, jedem nach seinen Bedürfnissen ) — это слоган, популяризированный Карлом Марксом в его « Критике Готской программы» 1875 года .

[1] [2] Этот принцип относится к свободному доступу к товарам, капиталу и услугам и их распределению.

[3] С марксистской точки зрения, такое устройство станет возможным благодаря изобилию товаров и услуг, которые развитая коммунистическая система будет способна производить; идея состоит в том, что при полном развитии социализмаи неограниченных производительных сил, их будет достаточно, чтобы удовлетворить потребности каждого. [4] [5]

Происхождение фразы [ править ]

Полный параграф, содержащий утверждение Маркса о символе веры в Критике Готской программы, выглядит следующим образом:

В более высокой фазе коммунистического общества, после порабощающего подчинения личности разделению труда, а вместе с тем исчезла и противоположность между умственным и физическим трудом; после того, как труд стал не только средством жизни, но и главной жизненной необходимостью; после того, как производительные силы также увеличились с всесторонним развитием личности, и все источники кооперативного богатства текут более обильно, — только тогда можно будет полностью пересечь узкий горизонт буржуазного права и общество начертит на своих знаменах : От каждого по способностям, каждому по потребностям! [1] [2] [4] [5]

Читайте также:  Fujifilm выпускает в России первую 3D цифровую фотокамеру FinePix REAL 3D W1

Хотя Маркс считается автором этой фразы, этот лозунг был обычным явлением в социалистическом движении. Например, Август Беккер в 1844 году описал его в качестве основного принципа коммунизма [6] и Луи Блан использовал его в 1851.

[7] Происхождение этого фразировке также связано с французским утопическим Морелли , [8] [9], который предложил в своем Кодексе природы 1755 года «Священные и основные законы, которые вырвут корни порока и всех зол общества», в том числе: [10]

I. Ничто в обществе никому не будет принадлежать ни как личное владение, ни как капитальные блага, за исключением вещей, которые человек имеет непосредственное использование для своих нужд, своих удовольствий или своей повседневной работы. II. Каждый гражданин будет общественным деятелем, которого поддерживают, поддерживают и занимают за счет государства. III. Каждый гражданин будет вносить свой особый вклад в деятельность сообщества в соответствии со своими способностями, талантами и возрастом; именно на этой основе будут определяться его обязанности в соответствии с распределительными законами.

Похожую фразу можно найти в Гилфордском соглашении 1639 года:

Мы, чьи имена здесь подписаны, намереваясь с милостивого позволения Бога обосноваться в Новой Англии и, если возможно, в южной части Куиннипьяка, искренне обещаем каждому для себя, наших семей и тех, кто принадлежит нам, что мы, Господь, помогающий нам, сядем и объединимся на одной целой плантации и будем помогать друг другу в любой совместной работе, в соответствии с способностями каждого человека и по мере необходимости, и мы обещаем не покидать и не покидать покидают друг друга или плантации, но с согласия остальных или большей части компании, заключившей это соглашение. [11]

Некоторые ученые прослеживают эту фразу в Новом Завете. [12] [13] В Деяниях Апостолов образ жизни общины верующих в Иерусалиме описывается как общинный (без индивидуального владения), и используется фраза « каждому человеку раздача по мере его нужды » ( διεδίδετο δὲ ἑκάστῳ καθότι ἄν τις χρείαν εἶχεν ):

Деяния 4: 32–35: ³² И множество уверовавших были одного сердца и одной души: ни один из имущих не сказал, что им принадлежало, было его собственным; но у них было все общее. ³³ И дал апостолам великую силу свидетельствовать о воскресении Господа Иисуса: и на всех них была великая благодать. ³⁴ И среди них не было ни одного нуждающегося: все те, кто имел земли или дома, продавали их и приносили цены на проданные вещи, ³⁵ И клали это к ногам апостолов, и была произведена раздача каждый по нужде.

Другие ученые берут свое начало в «римской правовой концепции обязательства in solidum» [14], в которой «каждый берет на себя ответственность за любого, кто не может выплатить свой долг, и, наоборот, он несет ответственность за всех остальных». [15] Джеймс Фёрнер утверждает: [16]

Если x = недостаток, а y = действие по устранению этого недостатка, принцип солидарности таков: если какой-либо член группы получает x, каждый член обязан выполнить y (если они могут помочь). Все, что нам нужно добавить, чтобы понять основополагающий принцип развитого коммунизма, — это предположить, что неудовлетворение потребности является недостатком.

Соответствующий принцип солидарности в отношении потребности гласит: если у любого члена общества есть неудовлетворенная потребность, каждый член обязан произвести свой объект (если они могут). Но именно в этом принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям!» диктует.

В видении Маркса основным принципом развитого коммунизма является принцип солидарности в отношении потребностей.

Обсуждение идеи [ править ]

Маркс обозначил особые условия, при которых такое кредо будет применимо — общество, в котором технологии и социальная организация существенно устранили необходимость физического труда в производстве вещей, где «труд стал не только средством жизни, но и главной жизненной потребностью. «.

[17] Маркс объяснил свою веру в то, что в таком обществе каждый человек будет мотивирован работать на благо общества, несмотря на отсутствие социального механизма, заставляющего их работать, потому что работа стала бы приятной и творческой деятельностью.

Маркс хотел, чтобы начальная часть своего лозунга «от каждого по способностям» предлагала не просто каждому человеку работать как можно усерднее, но чтобы каждый человек лучше всего развивал свои особые таланты.[18][19]

Утверждая себя на «низшей ступени коммунизма» (то есть «социализм», в соответствии с В. И.

Ленина «с терминологией), [20] СССР адаптировали формулу , как:«От каждого по способностям, каждому по к его работе (вложения труда) ».

[21] Это было включено в статью 12 Конституции Советского Союза 1936 года , но , по словам Льва Троцкого, «эта внутренне противоречивая, если не сказать бессмысленная, формула». [22]

Хотя теология освобождения стремилась интерпретировать христианский призыв к справедливости таким образом, чтобы это соответствовало этому марксистскому изречению, многие отмечали, что учение Иисуса в Притче о талантах ( Матфея 25: 14–30) утверждает только «каждому». по способностям его »(Мф. 25:15), а не« от каждого по способностям его ». [23] [ ненадежный источник? ]

В популярной культуре [ править ]

В романе Айн Рэнд 1957 года « Атлас расправил плечи» крупная и прибыльная автомобильная компания приняла этот слоган в качестве метода определения вознаграждения сотрудников.

Система быстро стала жертвой коррупции и жадности, вынудив наиболее способных сотрудников работать сверхурочно, чтобы удовлетворить потребности наименее компетентных и перенаправить деньги владельцам.

В результате компания обанкротилась за четыре года.

В романе Маргарет Этвуд « Рассказ служанки» 1985 года члены антиутопического общества произносили эту фразу трижды в день. [24] Примечательно, что фраза изменена на «От каждого в соответствии с ее способностями; каждому в соответствии с его потребностями», демонстрируя извращение первоначального намерения фразы вымышленным обществом Этвуда.

В романе Владимира Войновича 1986 года « Москва 2042» лозунг пародируется в контексте « коммунизма в одном городе ». Каждое утро радио объявляло: «Товарищи, на сегодня вам нужно: …».

«По потребности» — это документальный фильм из 5 частей из подкаста 99% Invisible . [25] Он фокусируется на бездомных и на том, что делает Америка (и, в частности, делает Окленд, Калифорния), чтобы найти для них жилье.

См. Также [ править ]

  • Политический портал
  • Коммунизм портал
  • Философский портал
  • Общественный портал

Ссылки [ править ]

  1. ^ a b Маркс, Карл (1875). «Часть I» . Критика Готской программы . Проверено 15 июля 2008 .
  2. ^ a b Фернбах, Давид (ред.) Маркс: Первый Интернационал и после с. 347
  3. ^ Busky, Дональд Ф. (20 июля 2000). Демократический социализм: глобальный обзор . Praeger.

    п. 4. ISBN 978-0275968861. Коммунизм означал бы бесплатное распространение товаров и услуг. Коммунистический лозунг «От каждого по способностям, каждому по потребностям» (в отличие от «работать») тогда правил.

  4. ^ a b Шафф, Кори (2001). Философия и проблемы труда: читатель . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. С.  224 .

    ISBN 978-0-7425-0795-1.

  5. ^ a b Валицки, Анджей (1995). Марксизм и скачок в царство свободы: взлет и падение коммунистической утопии . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 95. ISBN 978-0-8047-2384-8.
  6. Was wollen die Kommunisten , 1844, стр. 34 .

  7. Луи Блан, Plus de Girondins , 1851, стр. 92 .
  8. ^ Graeber, Дэвид (2013). Проект демократии: история, кризис, движение . Нью-Йорк: Spiegel & Grau . С.  293–294 . ISBN 9780812993561. OCLC  810859541 .
  9. ^ Норман Э. Боуи, К новой теории распределительной справедливости (1971), стр. 82.

  10. ^ Григорий Titelman, словарь Random House популярных пословиц и поговорок (1996), стр. 108.
  11. ^ Гилфорд пакт
  12. ^ Джозеф Артур Бэрд, Синдром жадности: этическая болезнь в американском капитализме (1989), стр. 32.
  13. ^ Маршалл Берман , Приключения в марксизме (2000), стр. 151.

  14. ^ Джеймс Фёрнер, Маркс о капитализме: тезис о взаимодействии, признании и антиномии, Brill 2018, стр. 113.
  15. ^ Хаюк Бранкхорст Солидарность: От Сивик Дружбы глобального правового сообщества, MIT Press 2005, стр. 2
  16. ^ Джеймс Фёрнер, Маркс о капитализме: тезис о взаимодействии, признании и антиномии, Brill 2018, стр.

    113

  17. Часть 1 , Критика Готской программы , https://www.marxists.org , цитата из избранных произведений Маркса / Энгельса, том третий, стр. 13-30.
  18. ^ Bli︠a︡khman Леонид Соломонович; Шкаратан, Овсей Ирмович (1977). Человек за работой: научно-техническая революция, советский рабочий класс и интеллигенция . Прогресс. п. 155 . Проверено 24 июня 2014 .
  19. ^ Джонсон, Хьюлетт (1968). В поисках света: автобиография . Джозеф . Проверено 24 июня 2014 .
  20. ^ Кен Пост; Фил Райт (1989). Социализм и отсталость . Рутледж. п. 11 . ISBN 978-0-415-01628-5.
  21. ^ Джеффри Джукс (1973). Советский Союз в Азии . Калифорнийский университет Press. п. 225 . ISBN 978-0-520-02393-2.
  22. ^ Троцкий, Леон Преданная революция Глава 10 раздел 1
  23. ^ Финли, Том. «Притча о талантах и ​​притча о Минасе (Мф. 25: 14-30 и Лк. 19: 11-27)» (PDF) .
  24. ^ Маргарет Этвуд (1985). «Глава двадцатая». Сказка служанки . п. 135 . ISBN 0-7710-0855-4.
  25. ^ Mingle, Кэти. «По необходимости (пролог)» . 99% невидимость . Дата обращения 6 декабря 2020 .

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Каренс, Джозеф (2003). «Интерпретация социалистического принципа распределения» . Социальная философия и политика . 20 (1): 145–77. DOI : 10.1017 / S0265052503201072 .
  • Коэн, Джорджия (1995). «Собственность, коммунизм и равенство: против марксистской технологической фиксации». Собственность, свобода и равенство . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-47751-2.
  • Фернер, Джеймс (2018). Маркс о капитализме: тезис о взаимодействии, признании и антиномии . Лейден, Нидерланды: Brill Press. С. 113–114. ISBN 978-90-04-32331-5.
  • Гилабер, Пабло (2015). «Социалистический принцип« От каждого по способностям, каждому по потребностям » » . Журнал социальной философии . 46 (2): 197–225. DOI : 10.1111 / josp.12096 .

Внешние ссылки [ править ]

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector