Современная компьютерная акустика: грамотная стереофония или ущербная многоканальность?

Один из стойких стереотипов в мире аудио гласит, что для прослушивания музыки нужно использовать стереосистему, а для сопровождения кинофильмов – многоканальную систему окружающего звучания.

И хотя обратные примеры встречаются в жизни довольно часто, они воспринимаются лишь как те самые исключения, подтверждающие правило. В чём же специфика и каковы различия двух подходов? Попробуем разобраться.

Современная компьютерная акустика: грамотная стереофония или ущербная многоканальность?

Меломаны и аудиофилы всегда с некоторым скепсисом относились к многоканальным комплектам, ориентированным, по их мнению, прежде всего на работу в составе домашнего кинотеатра.

Несмотря на попытки мейджоров с появлением оптических дисков высокого разрешения SACD и DVD Audio в начале века продвигать многоканальную музыку, особого успеха они не имели – любители музыки предпочли старое доброе стерео в новом хай-рез обличье. А многоканальные варианты так и остались уделом киноманов.

Современная компьютерная акустика: грамотная стереофония или ущербная многоканальность?

Правда, в области ДК примерно в это время тоже произошли коренные изменения, связанные с появлением многоканальных форматов саундтреков со сжатием без потерь – Dolby TrueHD и DTS-HD.

Отсутствие потерь при сжатии и кодировка в высоком разрешении впервые позволили полностью задействовать потенциал аппаратуры – от процессоров и ресиверов до акустических систем, причем, для всех каналов.

Пережатые дорожки в Dolby Digital c битрейтом 640 Кбит/сек на все шесть каналов, и даже в DTS с его потоком 1,5 Мбит/сек не были способны в полной мере раскрыть возможности аудиотехники в топовых инсталляциях домашнего кинотеатра.

Современная компьютерная акустика: грамотная стереофония или ущербная многоканальность?

В принципе, перечень задач, стоящих перед стереофонической и многоканальной аудиосистемами, схож – различаются приоритеты этих задач.

При сопровождении фильмов наиболее важным является способность аудиосистемы создать вокруг зрителей трехмерное звуковое поле с четким позиционированием виртуальных источников звука с учетом возможного динамичного их перемещения в пространстве.

Кроме того, приоритетными являются скоростные и динамические показатели тракта, обеспечивающие яркое и масштабное звучание. Хирургически точная, наполненная мельчайшими деталями, отстраненная и в какой-то мере жесткая подача может критиковаться при воспроизведении музыки, но будет очень кстати при сопровождении фильмов.

Современная компьютерная акустика: грамотная стереофония или ущербная многоканальность?

Если говорить о способности системы создавать трехмерное звуковое поле, то оптимальным вариантом будет набор сателлитов, близких по характеру излучения к точечным источникам звука, поддержанных снизу одним, а лучше парой сабвуферов.

Опять же, вопрос использования трифоника при прослушивании музыки вызывает множество дискуссий, а корректная настройка такой конфигурации – очень непростая задача, а для домашнего кинотеатра это базовая схема.

И референсные кинотеатральные системы THX-Ultra выполнены именно в такой концепции.

Современная компьютерная акустика: грамотная стереофония или ущербная многоканальность?

При этом, сходства в подходах при построении стерео и многоканальной аудиосистем тоже немало.

К примеру, в равной степени применим принцип максимального разделения компонентов, когда повышения качества звучания добиваются, разделяя секции предварительного усиления (процессинга в случае многоканальной системы) и усилителей мощности, или отдавая предпочтение моноблокам перед двухканальными или, тем более, многоканальными «мощниками». Аргументы за подобные решения и для стереосистем, и для систем домашнего кинотеатра совпадают.

Современная компьютерная акустика: грамотная стереофония или ущербная многоканальность?

Говоря о компромиссах, прежде всего, имеются в виду попытки построения универсальной системы как для прослушивания музыки, так и для просмотра фильмов.

К сожалению, возможность разделить эти системы, что весьма целесообразно, есть далеко не у каждого – здесь вмешиваются и финансовые возможности по комплектации систем и способность выделить дома отдельные зоны для прослушивания музыки и для просмотра кино.

В результате стандартной задачей является необходимость впрячь коня и трепетную лань, решение которой насквозь компромиссно.

Современная компьютерная акустика: грамотная стереофония или ущербная многоканальность?

Из наиболее распространенных компромиссов вспомним использование в качестве фронтальной пары полноразмерных напольных акустических систем, которые работают и в составе стереосистемы (и, прежде всего, именно в ней!), на фоне сравнительно компактной остальной акустики.

Особенно здесь страдает центральный канал, несущий основную информационную нагрузку в многоканальной системе, который в идеале должен быть идентичен фронтальным спикерам.

И здесь на помощь приходят современные AV-процессоры и ресиверы, которые с помощью DSP-обработок пытаются компенсировать разные акустические параметры колонок, но, к сожалению, они не всесильны.

Современная компьютерная акустика: грамотная стереофония или ущербная многоканальность?

Другим примером может служить проблема усиления фронтальной пары.

Здесь есть два варианта – либо использовать отдельные усилители фронтальной акустики для стерео и ДК, что оптимально с точки зрения качества звучания, но заставляет решать задачу коммутации акустики в зависимости от сценария использования, либо для стереофонического усилителя музыкальной системы, к которому постоянно подключена фронтальная пара колонок, одним из источников назначать AV-процессор или ресивер. Оба варианта весьма далеки от идеала.

Современная компьютерная акустика: грамотная стереофония или ущербная многоканальность?

Тем не менее, универсальные решения занимают довольно обширный сегмент среди домашних развлекательных систем. Причем, важной особенностью таких систем является их гибкость и масштабируемость, проистекающая из их компонентной концепции.

То есть, систему со временем можно совершенствовать – начав с универсального варианта на базе многоканального ресивера и простейшей конфигурации акустики окружающего звучания, постепенно наращивать число каналов, разделять тракты усиления, совершенствовать акустические системы – вплоть до полного разделения систем для прослушивания музыки и просмотра кино.

Анатолий Максименко

15 декабря 2021 года

Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен

Колонки для компьютера, и не только. Как правильно выбрать

Колонки для компьютера, и не только. Как правильно выбрать

Современная компьютерная акустика: грамотная стереофония или ущербная многоканальность?

Любой современный компьютер может воспроизводить звуки, и практически все пользователи используют эту возможность, пусть даже только для того, чтобы иногда поболтать по «Скайпу» или посмотреть ролик в социальной сети.

В представленной вашему вниманию статье я хочу рассказать об акустических системах, предназначенных для компьютеров, хотя многие из них легко можно использовать и с другими устройствами, например с DVD- и mp3-плеерами.

Основные сведения

Начнём, пожалуй, с самых элементарных. Акустические системы (АС), имеющие встроенный усилитель, называются активными, соответственно, АС без усилителя — пассивные. Пассивные системы, предназначенные для подключения непосредственно к компьютеру, минуя внешний усилитель, удобны в тех случаях, когда их приходится постоянно носить собой, например чтобы использовать с ноутбуком.

Типичный пример — колонки Elecom PSP-CS500. Они имеют небольшой размер и не нуждаются в подключении к сети переменного тока, но и ждать от них мощного и качественного звучания не следует, потому что для воспроизведения звука используется встроенный в ноутбук усилитель.

Современная компьютерная акустика: грамотная стереофония или ущербная многоканальность?

Колонки Elecom PSP-CS500 могут компактно складываться в шары

Другое дело — активные акустические системы. Поскольку усилитель активной акустики имеет собственное питание, система может иметь любые необходимые параметры.

Существует общепринятая классификация по числу и типу компонентов акустических систем, например 2.0, 3.1, 4.0, 5.1, 7.1 и т. д. Здесь число перед точкой означает количество сателлитов, а число после точки означает наличие или отсутствие сабвуфера. Сателлит — это колонка, воспроизводящая основной диапазон частот.

Если колонка имеет несколько динамиков разной частоты, такую акустику называют многополосной. Сабвуфер — специальная колонка, которая воспроизводит только низкие частоты (басы, НЧ).

Для сабвуфера весьма важными параметрами являются объём корпуса и диаметр динамика — чем они больше, тем качественнее воспроизводится низкочастотный звук.

Колонок-сателлитов может быть несколько, а сабвуфер чаще всего бывает один, потому что басы практически не участвуют в создании пространственного эффекта. В системах, где сабвуфер отсутствует (например 2.0), низкие частоты может воспроизводить каждая из колонок.

Современная компьютерная акустика: грамотная стереофония или ущербная многоканальность?

Акустическая система Klipsch Promedia 5.1с классическим сабвуфером и двухполосными сателлитами

Помимо объёма колонки и диаметра НЧ-динамика для качественного воспроизведения низких частот важно наличие фазоинвертора.

Фазоинвертор классической конструкции представляет собой отверстие в корпусе колонки, которое продолжается внутрь корпуса в виде трубы строго рассчитанного диаметра и длины.

Но конструкция с фазоинвертором имеет смысл, только если объём корпуса АС больше 1000 кубических сантиметров. Правильно сконструированные колонки небольшого объёма должны иметь герметичный корпус.

Современная компьютерная акустика: грамотная стереофония или ущербная многоканальность?

Для того чтобы выжать из акустики всё, что заложено в неё разработчиками, необходима соответствующая звуковая карта. Акустическую систему 2.0 можно подключить практически к любому компьютеру, а вот для правильного подключения системы 5.1 нужна как минимум 6-канальная звуковая карта.

В большинстве современных компьютеров интегрированная в материнскую плату звуковая карта позволяет подключать звуковые системы формата 5.1, обеспечивая при этом вполне достойное звучание.

В тех случаях, когда ваш компьютер такое подключение не поддерживает или же вас не устраивают параметры встроенной звуковой карты, придётся установить отдельную плату.

Современные акустические системы подключаются к компьютеру цифровым или аналоговым способом. При аналоговом подключении чаще всего используется стандартный разъём TRS 3,5 мм или, по-другому, — mini-jack. Чтобы каждый штекер был подключен к специально предназначенному для него гнезду, применяется цветовая маркировка разъёмов.

Современная компьютерная акустика: грамотная стереофония или ущербная многоканальность?Большинство производителей звуковых карт маркируют гнёзда разъёмов следующим образом: зелёный — передняя левая (FL) и передняя правая (FR) колонки; чёрный — задняя левая (RL) и задняя правая (RR) колонки; оранжевый — центральная колонка (CNT) и сабвуфер (SUB). В 8-канальных системах присутствует ещё серый или коричневый разъём для боковых каналов.

Цифровое подключение используется в дорогих моделях акустических систем, для него необходимо, чтобы на компьютере была установлена звуковая карта с цифровым выходом S/PDIF (он может быть коаксиальный или оптический). Для подключения через S/PDIF используется всего лишь один кабель, но качество звука при цифровом подключении лучше — меньше уровень шумов.

Читайте также:  10 игр на апрель

Оптический (слева) и коаксиальный (справа) кабели S/PDIF

Мелочи и не только, на которые стоит обратить внимание

Мощность. Насколько важен этот параметр для домашней акустической системы? Думаю, что не стоит делать из мощности культа. По моему мнению, для комнаты обычной городской квартиры среднестатистическому пользователю вполне достаточно АС мощностью от 10 до 40 ватт. Впрочем, добавлю, что небольшой запас по мощности не повредит.

Рекомендую при выборе обратить внимание на материал, из которого изготовлен корпус. Для недорогих колонок часто используется пластмасса, но этот материал не лишён недостатков: на громкости выше средней пластмасса начинает резонировать, очень заметно искажая звук.

Лучше звучат акустические системы с корпусом из MDF; Medium Density Fiberboard, то есть древесно-волокнистая плита средней плотности — весьма популярный в производстве акустики материал.

Некоторые продавцы в магазинах техники называют такие колонки деревянными, хотя на самом деле, ввиду сложности обработки, натуральное дерево используется очень редко. Впрочем, расстраиваться из-за этого не стоит — звук у систем с корпусом из MDF намного лучше, чем у пластмассовых, а стоимость гораздо ниже, чем у деревянных.

Чтобы отличить пластмассу от «дерева», нужно постучать по корпусу: на слух — стук по «дереву» звонче и приятней, чем стук по пластику.

Некоторые производители, в угоду дизайну, выпускают акустику из оригинальных материалов, например из прозрачного пластика или металла.

Не знаю, насколько хорошо звучат подобные образцы, но бесспорно — выглядят они стильно

Обратите внимание на систему управления АС. Лучше, если регулирование тембра сделано раздельно по высоким и низким частотам.

В некоторых моделях акустических систем имеется кнопка так называемого «объёмного звучания», в зависимости от производителя она может называться 3D, surround, X-sound и т. д.

Нажатие кнопки искусственно увеличивает стереоэффект, создавая ощущение, будто между колонками гораздо большее расстояние, чем есть на самом деле. Обычному слушателю подобный эффект наверняка понравится, а вот настоящий меломан может посчитать его неприемлемым искажением.

Иногда система управления АС встроена в сабвуфер либо вообще вынесена в отдельный блок и установлена на некотором расстоянии от компьютера.

В этом случае будет весьма востребован пульт дистанционного управления.

Не помешает, если акустическая система помимо основного входа имеет дополнительный, — можно в случае необходимости оперативно подключить другое устройство, не выдёргивая кабели из компьютера.

Стоит ли всегда выбирать систему с максимальным количеством компонентов?

Если площадь помещения, где установлена акустика, меньше 10-15 квадратных метров, то отличить звучание, а также качество пространственных эффектов систем 5.1 или 7.2 будет практически невозможно. Нет смысла покупать многокомпонентную систему для использования с ноутбуком, поскольку звуковые карты большинства ноутбуков поддерживают лишь 2-канальный звук.

Пожалуй, стоит ещё учесть тот факт, что чем больше компонентов входит в акустическую систему, тем сложнее она подключается: требуется большее количество кабелей, которые нужно правильно соединить и не мешает куда-нибудь спрятать. Впрочем, эта проблема легко решается вызовом специалистов.

И всё же, как выбрать и не прогадать?

Проблема выбора остро стоит перед человеком в XXI веке. Для того чтобы выбор акустических систем был удачным, прежде всего подумайте, где вы будете их использовать.

Акустика формата 5.1 и 7.1, безусловно, будет востребована любителями компьютерных игр, многоканальный звук поможет геймеру максимально погрузиться в виртуальную реальность. Также многокомпонентные системы будут хороши для просмотра кинофильмов. А вот меломану лучше выбрать качественную систему 2.0, поскольку музыка в наше время чаще всего распространяется в стереоформате.

Если у вас ноутбук, а качество звучания встроенных динамиков вам не очень нравится, неплохим выбором будет акустика 2.1. При необходимости её будет легко подключить к компьютеру всего лишь одним штекером типа mini-jack, а звучание она обеспечит вполне достойное.

На рабочее место в офис вполне достаточно пары небольших настольных колонок -конечно, если вы не руководитель предприятия. В этом случае выбор ограничивается только бюджетом фирмы. Ну а если для вас важнее всего на свете дизайн, смело покупайте самые красивые, на ваш взгляд, колонки и больше ни о чём не думайте.

Стерео или многоканальность? — DRIVE2

Казалось, что мода на домашние кинотеатры прошла и наступил ренессанс стерео. Отчасти это так, если ориентироваться на профильные сайты и тематические издания. Да и выставки уже не те. Конечно, там еще встречаются громогласные звуки боевиков, но их процентное соотношение к стерео, неуклонно падает.

Но, стоит пообщаться с обычными, не продвинутыми любителями музыки, как сразу становится ясно – народ выбрал многоканальный звук! Но это кажется странным, особенно если учесть, что слушать собираются в основном музыку.

Я не раз озвучивал свое предвзятое отношение к многоканальным системам, осталось подробно объяснить, почему.

Для этого стоит понять, для чего задумана многоканальность. И как это реализуется в реальных системах.

Сарраунд системы берут свое начало с приходом в дома кинотеатрального звука. Первым был аналоговый Dolby Pro Logic где звук тыловых сигналов, матричным методом был записан на обычном стерео носителе.

Таким способом удавалось создать, только некое подобие окружающего звука, с посредственным качеством и слабыми эффектами. Все изменилось с наступлением цифровой эры. Появление DVD позволило записывать пять отдельных каналов.

Причем полноценных, а не урезанных как в случае с Dolby Pro Logic.

Тогда то и началась мода на домашние кинотеатры. Стерео оказалось в тени спецэффектов блокбастеров. Взрывы, летящие пули, звук разлетающейся плитки, гильз, падающих на кафель. Все это будоражило воображение.

Эффект присутствия достиг невиданных высот. А стерео осталось радовать, только верных приверженцев музыки.

Дошло до того, что некоторые фирмы перестали выпускать стерео компоненты, а их каталоги начинались с красочного описания погружения в атмосферу фильмов.

А настоящий бум, начался с появлением домашнего кинотеатра в коробке. Еще бы, если весь комплект из акустики, ресивера, привода и сабвуфера можно было купить от 100 $.

Современная компьютерная акустика: грамотная стереофония или ущербная многоканальность?

И этого хватало. Ведь сбылась мечта многих любителей звука. Полноценный частотный диапазон, за такие деньги, да еще и многоканальный. То, что это звучит, как радиоточка, дооснащенная сабвуфером, мало кого волновало. Главное сотрясает воздух.

Но любые попытки послушать музыку на таких комплектах проваливались. Каша и низкочастотный гул, вот как можно описать звучание среднестатистического комплекта в коробке.

И понимая это многие стали идти проторенным путем улучшения. Если не играет за 100 $, значит, заиграет за 1000 $. Играет, лучше, но выйти за рамки и попробовать потратить эти деньги иначе, мало у кого удавалось.

Ведь количество всегда привлекает. Но, больше, не всегда лучше.

Для этого надо определиться зачем вам многоканальный звук. Если по большей части вы смотрите фильмы и за редким исключением музыку, тогда можно обойтись без стерео. Но, если наоборот, то зачем столько колонок, за которые отданы деньги и они чаще простаивают без дела.

Боитесь, что стерео система не даст насладится кино? Если брать в расчет пространственные эффекты, то конечно два канала не смогут их заменить, но по ясности и естественности фронтального звука стерео с легкостью обыграет многоканальные системы. Очень много зависит от стиля самого фильма. Только боевики насыщены эффектами.

В других фильмах они служат, для создания атмосферы. Посему, если вы не приверженец боевиков, то можно легко обойтись двумя каналами.

Но, самый важный вопрос, который всплывает при обсуждении многоканальности, почему музыка играет не так хорошо, как в стерео варианте?

Итак, состоятельные кроты, давайте считать. При той же стоимости комплекта вы платите в стерео варианте за две АС, вместо пяти, а то и семи.

В ресивере не просто усилитель, но усилитель на 5 каналов вместо двух, чипы цифровой обработки звука, видео интерфейсы, даже разъемов, бесчисленное количество. И все это стоит денег. Не стоит обольщаться, что вам дают скидку за «опт».

Конечно корпус, всего один и компоненты идут с ним в комплекте. Так, что реальное соотношение цен, конечно не 2/5, но ½ точно.

Можно купить более дорогие ресивер и акустику? Но только представьте, какую стерео акустику можно купить за эти деньги. И так, до бесконечности.

Современная компьютерная акустика: грамотная стереофония или ущербная многоканальность?

Многие боятся отказаться от ресиверов в пользу стерео в боязни потерять, «волшебные» регулировки, возможность коррекции, подстройки к конкретному помещению. Все это хорошо выглядит, лишь на бумаге глянцевых проспектов. Любые регулировки вносят искажения. И получая, ровную, как стол АЧХ, мы теряем в другом. Ведь АЧХ отвечает, лишь за тембральную окраску звука.

Он может быть глуховатым или ярким, мрачным или светлым. Но не только и даже не столько тембрам обязаны музыкальные инструменты своей узнаваемости. Ведь ощущения тембра зависит от многих условий. Амплитуда и резкость нарастания сигнала влияют на его восприятие. Возможность аппаратуры передавать малейшие изменения сигнала, особенно низкого уровня, влияют на звук.

Читайте также:  Аэрогриль, что это такое, как выбрать, какой фирмы лучше купить (отзывы покупателей)

Таких характеристик много, но мы свято верим в ровную АХЧ.

Хотя есть другие характеристики, описывающие звук.

Когда появляется ощущение, что звук исходит не из колонок, когда мы слышим не частоты, а звуки инструментов, когда перкуссия не липнет к пищалкам, когда мы слышим придыхание вокалиста, воздух проходящий сквозь саксофон, когда мы наконец понимаем, что бочка это не что-то невнятно дубасящее, а это удар колотушки по туго натянутой коже барабана или пластику, и бас гитара дополняет ее звучание, а не сливается в один низкочастотный гул. Только тогда мы услышим музыку, сквозь звуки, и начнем внимать именно ей, забыв о препарации звуков на составляющие. Какими цифровыми значениями можно описать это волшебство? Волшебство рождения музыки из звуков.

Современная компьютерная акустика: грамотная стереофония или ущербная многоканальность?

Отдельно хочется упомянуть тех, кто регулировками хочет добиться нравящегося звучания. Получая, тот звук, который вам нравится, вы даже не осознаете, каких нюансов вы себя лишаете. Чаще всего это касается низкочастотного диапазона. «Выжимая» из записи, того, чего там нет, вы «навязываете» остальным записям такой же почерк.

Но даже в клубной и электронной музыке бас бывает очень разный. От тектонических глубин, но звука похожего на звук удара карандаша по коробке. Но вам-то нравится другой. Сделаем и его тектоническим, что бы «колбасило». Но, как при этом начнет «колбасить» другие звуки? А еще бас бывает многослойным.

Когда на фоне бита, появляются более низкие составляющие. И услышать их раздельно и с соответствующим уровнем каждого, можно лишь на хорошо звучащей аппаратуре. А на «бухающей балалайке», как не регулируй, будет лишь гул под монотонное удары. Посему, здесь работает принцип, как и с автомобилями.

Если нет хорошего шасси, никакой электроникой это не исправишь.

Так, что прежде чем тратить свои банкноты, определитесь, на что вы их хотите поменять? На эффекты или возможность услышать главное – музыку? Возомнить себя умней звукорежиссера и создать свою реальность или услышать, то, что заложено на носителе?

Я свой выбор сделал. Чего и вам желаю.Хорошего вам звука.

Про … СТЕРЕО [cutting it close]

Казалось бы, тема проще пареной репы, однако незнание принципов формирования стереофонии неизбежно порождает домыслы и манипуляции. Зачастую слышишь безапелляционный вердикт якобы слухача: «Звук плоский!».

На вопрос что именно автор имеет и в виду, получаешь жёсткий ответ, мол, сие как пень ясно.

Всё-таки, под «плоским» подразумевается малая глубина/ширина воссоздаваемой стерео сцены, или что-то иное? Типа, слишком ровная АЧХ??? ;)))

Подтема противостояния стерео с многоканалом была уже неоднократно избита, в промежуточных итогах все остались при своих (мнениях?). Хотя очевидно, что в идеале сколько в записи источников звука, столько должно быть и каналов.

Ну, или на 1 меньше, поскольку «лишний» источник звука всегда можно виртуально разместить между двумя каналами.

Представьте, как бы было здорово, если бы мы располагали студийной многоканальной записью и сами (или с помощью подсказок искусственного интеллекта) микшировали в домашнем процессоре в нужное нам число каналов, исходя из имеющегося числа колонок и их расстановки в помещении прослушивания!!!

И почему двух колонок/каналов для реализации пространственного звучания многим вполне достаточно? Объяснение, что у человека 2 уха, а не 4 оставим для наивных-доверчивых. На самом деле в необходимости как минимум двух колонок (напомню, максимум равен числу источников звука) кроется глубокий сермяжный физический смысл.

Система слуха человека оценивает «пространственность» в совокупности через определение расстояния-удаления (по задержке прихода сигнала между правым и левым ухом) и по отражённым эхом звукам. Т.е. если никакого эха вообще нет (в безэховой камере), то система слуха недополучает полезной информации.

Например, с закрытыми глазами только по эху человек легко определяет, где находится, в ванной комнате или в лесу. Поэтому чтобы в записи придать вокалу или музыкальным инструментам «объемности» звучания, издавна добавляется реверберация, причем, как правило, искусственная в студии. Так проще-дешевле.

С другой стороны помещение прослушивания привносит своё эхо, не учитывать которое, значит, блуждать в потёмках своего мракобесия.

По сути же, на всём этапе развития индустрии звука стереофония — это сплошное введение в заблуждение системы слуха человека. Точнее, просто ловкость рук «звукрежа» и ни какого мошенства!!!

Акустические стерео эффекты обычно формируются в диапазоне частот от 300-600 Гц до 3000-5000 Гц либо искусственно при так называемом сведении в студии, либо непосредственно при записи в 2 микрофона без последующего микширования.

В последнем случае пространственное звучание на слух воспринимается более натуральным, очевидно, по причине целостности фазовой структуры записанных аудио сигналов.

Однако акустическое помещение при такой записи должно обладать идеальными акустическими свойствами, причем оптимальность времени реверберации зависит от жанра музыки.

В живую ниже 100-150 Гц локализация источника звука на слух не возможна в принципе (расстояние между нашими ушами не как у слона), а выше 5-6 кГц азимутальная локация осуществляется только за счёт разницы интенсивности пришедших звуковых сигналов. Точность определения направления прихода звука в горизонтальной плоскости составляет 3—4°, в вертика­льной же плоскости эта особенность выражена значи­тельно слабее и не превышает, как правило, 0—15° [2].

Легко подсчитать, что в диапазоне частот стереофонии в воздухе длина волны составляет примерно от 1 м до 6 см.

 Не удивительно, зона выраженного стереоэффекта в реальности не редко мала, как бы не был крут сетап, а желанная sweet spot вообще вырождается в точку — смещение головы на какие то сантиметры влево-вправо и а-ля у-лю.

Расширение зоны стереоэффекта возможно путём ухудшения направленности акустических систем, а значит, за счёт снижения локализации кажущегося источника звука (КИЗ). Природу не обманешь!

Как выбрать компьютерные колонки – мифы и реальность

Выбор колонок для персонального компьютера – это очень непростая задача для пользователя.

Прежде всего, из-за наличия огромного количества моделей в том или ином ценовом диапазоне: они могут отличаться, порой значительно, по своему внешнему исполнению, но при этом иметь однотипные технические характеристики, десятки брендов и порой совершенно противоположные отзывы реальных пользователей или из обзоров различных изданий.

Давайте вместе разбираться, что требуется пользователю, какими функциями он, может быть, никогда не воспользуется, на какие характеристики смотреть, а какие игнорировать. Возможно, это поможет вам самостоятельно выбрать колонки для своего ПК.

Простой путь подразумевает выбор под конкретный бюджет из любимых брендов, но мы пойдем сложным – будем отсеивать из огромного выбора то, что нам не требуется, и из оставшихся моделей выберем то, что нам действительно нужно.

Первичные критерии при выборе акустики

Давайте сразу определимся – мы будем выбирать универсальный вариант для домашнего компьютера: слушать музыку и смотреть фильмы, играть в игры, общаться в чатах. Выбор специализированной акустики, например, игровой или для записи и сведения музыки, а также мощных систем для дискотек или домашних кинотеатров – это темы отдельных объемных статей.

Сначала отсеем самые простые решения, так называемые офисные варианты, и USB-колонки для ноутбуков. Первый вариант нужен, чтобы звук просто был, максимум — для общения в чатах; второй — чтобы звук был немного громче, чем может дать встроенный динамик ноутбука. Они явно не подходят в качестве универсальных колонок на все случаи жизни.

Также отсеиваем аудиофильские варианты – это дорого, не всем требуется, да и не каждое ухо заметит нюансы звучания. Оставим их для фанатов-эстетов.

Выбор по брендам возможен, но мы хотим отговорить своих читателей от слепого фанатского предпочтения. Бывает, что раскрученный бренд обойдется дороже, но разочарует вас по звуку, а малоизвестный новичок, наоборот, выпустит качественную модель, чтобы заявить о себе на рынке и установит приемлемую цену.

Формат комплекта

Как правило, комплект колонок состоит из нескольких штук, обозначается он двумя цифрами: первая указывает на количество сателлитов, вторая — на наличие сабвуфера.

Раз уж мы говорим о колонках для ПК, то формат 7.1, 5.1 или 4.1 нам мало подходит — их сложно разместить вокруг рабочего места, сказывается ограничение помещения. Такая многоканальная акустика потребуется для оснащения домашнего кинотеатра или специализированного игрового места.

В нашем случае, выбор будет за комплектом 2.0 или 2.1 – это самые подходящие и универсальные варианты для домашнего ПК.

Набор с отдельным сабвуфером позволяет сэкономить место на рабочем столе: как правило, сателлиты небольшого размера, а сабвуфер можно поставить под стол на пол.

Материалы корпуса

Следующий важный момент – это из какого материала изготовлен корпус колонок. Бытует мнение, что деревянные корпуса звучат лучше пластиковых, но это не всегда верно.

Читайте также:  Bb-mobile выпустил дверные «Глазки» с камерами, ЖК-экранами и «телефоном»

Корпус из настоящего дерева, ДСП или слоеной толстой фанеры — это дорого и мало подходит для нашего выбора (скорее, аудиофильский вариант).

Самый распространённый вариант — это МDF (древесноволокнистая плита). Такой корпус достаточно хорошо уменьшает паразитные призвуки и при наличии фазоинвертора и достаточного внутреннего объема выдает более насыщенные низкие частоты.

Более компактные колонки, а также сателлиты в системах 2.1, скорее всего, будут изготовлены из плотного и толстого пластика, что также приемлемо. Качественно изготовленный пластиковый корпус не обязательно будет резонировать и дребезжать, для компактных колонок этот вариант даже предпочтительнее, чем MDF низкой плотности, который в народе называют «из картона».

Размеры колонок

Чем больше – тем лучше. Это не всегда верно для компьютерных колонок. И прежде всего из-за дефицита места на рабочем столе. Да, больший объем корпуса важен для воспроизведения низких частот, но пространство покрытия звуком ограничивается рабочим местом возле ПК. 

Приобретя большие колонки, вы будете их слушать большую часть времени на низком уровне громкости, что не даст раскрыться динамикам на весь свой потенциал и звучание будет менее выразительным, чем на громкости более 50%. Лучше взять более компактный вариант и слушать его на том уровне громкости, где их звучание раскрывается по максимуму.

Также проблему с недостатком места и необходимостью иметь хорошие низкие частоты решает комплект 2.1 с отдельным сабвуфером.

Акустическое оформление

Вариантов конструкций колонок множество, но мы рассмотрим самые популярные среди производителей. Акустическое оформление влияет на звучание и зависит от качества динамических головок, а также отражается на стоимости колонок.

Закрытый ящик – нагруженное акустическое оформление, при котором колебания диффузора ограничивается не только жесткостью подвеса, но и сопротивлением упругости воздуха внутри корпуса. Такое оформление требует мощного усилителя, прочного корпуса с толстыми стенками, но имеет хорошие показатели АЧХ. Чаще применяется в сабвуферах или однополосных колонках.

Фазоинвертор – акустическое оформление двойного действия.

Давление воздуха, полученное с обратной стороны диффузора, создает резонансные колебания на определенной частоте, тем самым усиливая НЧ-диапазон звучания.

Получается это за счет фазоинвертора в виде трубы, установленной в корпус. Нужная частота рассчитывается за счет изменений диаметра и длины данной трубы по отношению к объему корпуса.

Ящик-резонатор (бандпасс) – такое оформление используется в сабвуферах. Диффузор динамика не выводится наружу корпуса, он закреплен внутри корпуса, и его колебания усиливаются за счет резонанса в трубе фазоинвертора. Высокий КПД при таком оформлении позволяет использовать менее мощный усилитель и уменьшить сам корпус сабвуфера.

Мощность и громкость

Зачастую, пользователи ставят знак равно между значением мощности и максимальной громкостью колонок. Но это не совсем верно. Параметр мощности говорит нам только о механической надежности акустики – сколько может выдержать динамическая головка при подаче сигнала указанной мощности. О громкости это говорит лишь косвенно.

  • Для неё (громкости) важнее характеристики усилителя, установленного в активных колонках.
  • Также мощность измеряется по разным стандартам:
  • RMS (Root Mean Squared) – измеряется подачей сигнала 1000 Гц до определенных гармонических искажений, например, в 1% в лучшем случае, в худшем — до 10%; при таких искажениях слушать колонки на высокой громкости будет просто невозможно из-за лишних хрипов и призвуков.
  • Из-за этого колонки с указанной мощностью в 20 Вт могут звучать громче и чище, чем колонки с мощностью 30 Вт, которые вы просто не сможете слушать на громкости выше 70% от максимальной, при этом они будут звучать тише, а стоить дороже.

PMPO (Peak Music Power Output) – так называемая «китайская мощность», это пиковая мощность, которую могут выдержать динамики при кратковременной нагрузке 100-250 Гц без учета нелинейных искажений. На такой акустике может указываться мощность в несколько тысяч Ватт, что не имеет никакого отношения к громкости или качеству звука.

Динамики и их количество

Одним из лучших вариантов будут двухполосные системы – с двумя динамиками: высокочастотным и среднечастотным. Если к ним добавить отдельный сабвуфер или схему фазоинвертора непосредственно в колонках 2.0, то мы получим практически идеальную картину по частотным характеристикам. 

Но это не значит, что колонки с одним динамиком не нужно рассматривать. Хорошие качественные динамические головки успешно могут воспроизводить широкий частотный диапазон.

Трехполосные колонки выдают хороший звук за счет покрытия наибольшего диапазона воспроизводимых частот. Но такая система требует большого объема корпуса, который в обычных условиях просто неудобно устанавливать на компьютерном столе.

Частотные характеристики

Данный параметр можно назвать самым важным, именно он отвечает за качество звучания. Если колонка достоверно воспроизводит весь диапазон слышимых частот, то параметры, описанные выше, уже не так и важны при выборе. Именно график АЧХ является объективной оценкой звучания акустики.

АЧХ (амплитудно-частотная характеристика). Чаще всего в характеристиках приводят далекий от реальности диапазон 20 Гц – 20 кГц. Возможно, что он такой и есть, но с огромной неравномерностью.

Нас интересует диапазон воспроизводимых частот (значение FR), который колонка выдает в диапазоне с неравномерностью ±3 дБ. Неравномерность отсчитывается от точки, где частота равна 1000 Гц – это уровень 0 дБ. К сожалению, данный показатель приводится обычно только в Hi-Fi акустике, или о нем можно узнать из независимых обзоров.

Специалисты, работающие со звуком, могут даже на слух определить АЧХ.

Но у большинства людей имеются индивидуальные особенности восприятия звука и определенных частот, кто-то просто не слышит звук определенных ВЧ или НЧ диапазонов.

Поэтому важно послушать ту или иную акустику перед покупкой, кто-то не слышит визгливых высоких частот, а кому-то нужны повышенные дБ по низким частотам – меньше он просто не слышит.

Хотя все же лучше иметь более ровный график АЧХ, многое можно отрегулировать «под себя» за счет эквалайзера или регуляторов тембров на самих колонках.

Способы подключения

Самым распространённым является аналоговое подключение с помощью разъемов 3,5 jeck или RCA. Данный разъем имеется у всех современных материнских плат, дискретных звуковых карт, а также большинства планшетов и смартфонов.

Он присутствует на подавляющем большинстве компьютерных колонок.

Современные акустические системы все чаще оснащают цифровыми разъемами: самый распространённый – это USB, менее распространен S/PDIF coaxial или S/PDIF optical (Toslink). Последний также часто имеется на современных материнских платах.

Стоит учесть, что передача сигнала через USB требует наличия ЦАП непосредственно в колонке. Если это бюджетная модель, то звук в этом случае может быть даже хуже, чем при аналоговом подключении.

Самым современным вариантом является беспроводной способ передачи звука через интерфейс Bluetooth или NFC, но последний вариант не может похвастать хорошим качеством передачи звука.

Bluetooth чаще используется для подключения к ноутбукам или смартфонам, для подключения к ПК придется приобретать специальный адаптер, оснащаются им только топовые материнские платы.

Если вам не требуется универсальность подключений, то можно выбирать вариант только с аналоговым разъемом. Но все чаще производители добавляют к новым моделям возможность беспроводного или цифрового подключения, и найти колонки без этих опций становиться сложно.

Дополнительные параметры

Многие опции добавляют комфорта и удобства и несильно влияют на цену изделия. Если они вам требуются, то лучше сразу выбирать среди моделей с данными параметрами.

Возможность подключать непосредственно к колонкам наушники, регулировать громкость их звучания, включать или отключать микрофон гарнитуры – это не самый востребованный параметр. Современные корпуса оснащаются соответствующими разъемами на лицевой панели.

Регулировка громкости и настройка тембров важна, даже если вы обычно выполняете все регулировки программно.

Из необязательных и маловостребованных будет MP3 проигрыватель с флэш-накопителем или SD карт памяти.

Удобства эксплуатации добавит дистанционный пульт управления, особенно если приобретается модель 2.1 и все органы управления находятся на сабвуфере, который стоит под столом.

Заключение

Лучшим вариантом для универсальных компьютерных колонок будет модель формата 2.0 среднего размера с корпусом, выполненным из MDF. Желательно двухполосная с фазоинвертором и аналоговым подключением. Дополнительные опции: Bluetooth, удобное управление и регуляторы, пульт ДУ — приветствуются.

Трехполосные системы приемлемы, но это уже будет более крупный корпус, которому потребуется дополнительное место на столе.

При ограниченном пространстве можно присмотреться к моделям формата 2.1, сателлиты также желательны из MDF или качественного пластика, двухполосная система, сабвуфер с достоверным воспроизведением всего диапазона низких частот. Наличие пульта ДУ в этом варианте — важное условие, обеспечивающее комфорт эксплуатации.

Ну и самое главное – ищите возможность послушать качество звучания до покупки в естественных условиях. Прослушивание в магазине или специально оборудованной комнате – это совершенно разная звуковая картина по сравнению с той, что будет у вас дома за компьютерным столом.

Больше доверяйте объективным графикам АЧХ из обзоров на специализированных ресурсах, а не субъективным отзывам пользователей на страницах интернет-магазинов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector