“Мифологический” компьютерный корпус Xigmatek Utgard будет стоить менее 70 евро

Тору часто приходилось слышать, что на востоке, в стране великанов, есть чудесное королевство Утгард и что в нем живут могущественнейшие волшебники, которых еще никто не смог победить. Немудрено, что ему захотелось побывать там, чтобы испытать свою силу.

Вернувшись обратно после поездки к Трюму, он стал немедленно собираться в дорогу, предложив богу огня снова ему сопутствовать.

Локи, который любил всякие приключения не меньше самого Тора, охотно согласился, и оба Аса, усевшись в колесницу бога грома, отправились в путь.

Однажды ночь застигла их в пустынном месте, где негде было утолить голод и преклонить голову. Вдруг они увидели бедную хижину и направили туда колесницу. Распрягши козлов и оставив их вместе с колесницей в ложбине, оба они под видом простых путников постучались в дверь хижины, прося приютить их и накормить.

В хижине жил бедный крестьянин Эгил со своей женой, сыном Тьяльви и дочерью Ресквой. Он радушно принял Асов, но пожалел, что ничем не может их угостить.     — Вот уже два дня, — сказал он, — как мы сами ничего не ели, и в нашем доме вы не найдете ни крошки хлеба.

    — О еде не беспокойся, — отвечал ему Тор, — ее хватит на всех.

Он спустился в ложбину, где возле медной колесницы щипали траву его козлы, и ударом молота вышиб из них дух. Потом освежевал туши и принес в дом мясо. Скоро оно было готово и подано с пылу с жару на стол. Тор пригласил крестьян поужинать вместе с ним и с Локи.

Голодные люди с радостью согласились и жадно набросились на еду.

Боги скоро наелись и пошли спать, но, перед тем как уйти, Тор расстелил на полу козлиные шкуры и, обращаясь к крестьянам, сказал:     — Я разрешаю вам съесть сколько угодно мяса, но смотрите не трогайте костей, а сложите их все до единой в эти шкуры, иначе я вас жестоко накажу.

    — А ведь кости-то вкуснее всего, — тихо шепнул Локи на ухо Тьяльви, прежде чем последовать за своим спутником.

Слова коварного бога не пропали даром, и, в то время как сам Эгил, его жена и дочь точно выполнили приказание Тора, Тьяльви, которому захотелось полакомиться костным мозгом, расщепил одну из костей своим ножом. Утром, проснувшись, Тор первым делом подошел к козлиным шкурам и дотронулся до них своим молотом.

Оба козла сейчас же как ни в чем не бывало, вскочили на ноги, живые и невредимые, и только один из них немного прихрамывал на заднюю ногу. Увидев это. Тор понял, что кто-то из крестьян нарушил его запрет, и из-под его густых сдвинутых бровей сверкнула молния.

Он уже поднял Мьёльнир, готовясь убить ослушника, но тут вся семья Эгила с громким плачем бросилась перед ним на колени, умоляя грозного бога простить Тьяльви. Когда Тор увидел слезы этих бедняков и услышал их мольбы, его гнев сейчас же прошел.

Он сказал, что не будет их наказывать, но потребовал, чтобы за это Эгил отдал ему в услужение обоих своих детей, на что тот с радостью согласился.

Продолжать путешествие в колеснице, пока у козла не зажила нога, было нельзя, поэтому Тор оставил Тангиоста и Тангризнира у Эгила, а сам вместе с Локи и своими новыми слугами пошел дальше пешком.

Достигнув берега огромного моря, которое отделяет землю от страны великанов, путники построили себе лодку и поплыли, держа курс на восток. Через несколько дней на рассвете они уже благополучно пристали к берегу Йотунхейма. Тут они снова пошли пешком и вскоре добрались до высокого дремучего леса.

Они шли по нему целый день, но казалось, что ему не будет, ни конца, ни края. Наступил вечер, и Тор уже думал, что им придется заночевать на голой земле, как вдруг он наткнулся на большую хижину. В этой хижине было всего три стены и потолок, но путешественники так устали, что не обратили на это внимания.

Все четверо наскоро поужинали той провизией, которая была в котомке Тора, и легли спать.

Ночью неожиданно послышались раскаты грома, и вся хижина затряслась. Тор схватил свой молот, а его спутники стали искать, куда бы им спрятаться.

Наконец в одной из стен хижины они обнаружили вход в небольшую пристройку и забились туда, дрожа от страха, а Тор встал у входа с молотом в руках и простоял так всю ночь. Как только настало утро, он поспешил выйти наружу и увидал неподалеку спящего великана.

От его могучего храпа тряслась земля. Тор сейчас же надел волшебный пояс, увеличивающий вдвое его силу, и уже готовился метнуть в великана молот, но в это время тот проснулся и встал на ноги.

Он был так огромен и страшен, что Тор впервые не решился пустить в ход свое грозное оружие, а только спросил великана, как его зовут.     — Меня зовут Скримир, — отвечал тот. — А о твоем имени мне не нужно и спрашивать: ты, конечно, Тор. Но постой, куда, же делась моя рукавица?

Он нагнулся, и Тор увидел, что та хижина, в которой они провели ночь, была огромная рукавица, а небольшая пристройка, в которой они позднее спрятались, — ее большой палец.     — Куда ты направляешься, Тор? — спросил его Скримир.     — Я хочу побывать в королевстве Утгард, — отвечал бог грома.

    — В таком случае, давайте позавтракаем, — сказал великан, — а потом, если ты не возражаешь, пойдем вместе. Я как раз иду в ту же сторону.

Тор согласился. Скримир сел на землю, развязал свою котомку и спокойно принялся за еду. Видя это, путешественники последовали его примеру. После завтрака великан сказал:     — Давайте сюда вашу котомку, я понесу ее вместе со своей.

Тор не стал возражать. Скримир вложил его котомку в свою, затянул ремнями, взвалил себе на спину и пошел. Он делал такие огромные шаги, что Тор и его спутники с трудом поспевали за ним.

Скримир остановился только под вечер. Скинув котомку на землю, он не спеша улегся под огромным дубом.

    — Я так устал, — сказал великан, — что не хочу есть, а если вы хотите, то развяжите котомку и берите из нее все, что вам надо.

С этими словами Скримир тут же заснул и оглушительно захрапел. Тор подошел к котомке великана и попытался ее открыть. Однако, несмотря на всю свою силу, он не смог развязать стягивающие ее ремни. Целый час голодный Ас пыхтел и обливался потом, но все было напрасно.

Тогда он пришел в ярость и, забыв всякую осторожность, подошел к Скримиру и ударил его молотом по голове. Скримир приоткрыл глаза и спокойно сказал:     — Кажется, на меня с дерева упал лист? Ну что, Тор, вы уже поужинали? В таком случае, ложитесь спать.

Завтра нам предстоит длинный путь.

И он опять захрапел. Тор, Локи, Тьяльви и Ресква легли под соседним деревом, но спать они не могли. Бог грома был вне себя от гнева. В середине ночи он встал, опять подошел к Скримиру и с размаху ударил его молотом по темени.

Он почувствовал, что молот глубоко ушел в голову великана, но тот только потянулся, зевнул и проговорил сонным голосом:     — На меня что-то упало. Наверное, желудь. Ты не спишь, Тор? Разве уже пора вставать? Ведь еще совсем темно.

    — До утра еще далеко, — отвечал ему Тор, — и ты можешь спать спокойно. Я сейчас тоже снова лягу.

Скримир снова закрыл глаза, а Тор в смущении пошел под свое дерево. В первый раз в жизни ему пришлось встретить великана, против которого оказался бессильным его Мьёльнир. Вскоре начало светать, и тогда Тор все же решил сделать еще одну попытку.

Он осторожно подкрался к Скримиру и изо всех сил ударил его молотом в висок. На этот раз Мьёльнир по рукоятку ушел в голову исполина. Великан проснулся, провел рукой по виску и воскликнул:     — Неудачное место выбрал я для ночлега! Наверное, на ветвях дерева сидят птицы.

Только что целый сучок упал мне на голову. Эй, Тор! Пора вставать! Уже совсем рассвело.

С этими словами Скримир поднялся, развязал свою котомку, достал из нее котомку Тора и отдал ее остолбеневшему от удивления богу грома.

    — Ну, — сказал Скримир, — если вы все еще хотите попасть в страну Утгард к нашему королю, то вам следует идти отсюда на восток, а мне нужно на север. Примите же от меня на прощание благой совет.

Я слышал, как вы говорили между собой, что не считаете меня очень маленьким. Знайте же, что в замке нашего короля есть люди еще покрупнее меня, так, что не слишком надейтесь на свои силы. До свиданья.

Сказав это, Скримир быстро пошел на север, а четыре путника еще долго смотрели ему вслед, искренне желая никогда больше его не видеть.

Несмотря на предостережения Скримира, Асы продолжали путь и уже около полудня увидели перед собой огромный замок, окруженный высокой железной решеткой. В ней были сделаны ворота, но они оказались на запоре. К счастью, прутья решетки так далеко отстояли друг от друга, что все четверо легко пролезли между ними.

Утгард был Асгардом великанов. Только в здешних зданиях не было и малой толики красоты божественных чертогов — Глядсхейма, Брейдаблика и Фенсалира. Они громоздились, словно гигантские бесформенные утесы или айсберги.

О, дивный Асгард, увенчанный лазурным куполом! Асгард, обложенный облаками, подобными грудам бриллиантов! Асгард с его радужным мостом и сверкающими воротами! О, дивный Асгард, возможно ли, в самом деле, чтобы эти неотесанные великаны однажды тебя уничтожили?

Тор смело распахнул двери замка и вошел внутрь, сопровождаемый Тьяльви и Ресквой. Локи из предосторожности держался немного позади. Они оказались в огромном зале, посередине которого сидел сам король страны Утгард — Утгард-Локи. Около него стояло много великанов, и все они с изумлением посмотрели на пришельцев.

    — Привет тебе, Тор! — медленно проговорил Утгард-Локи.

— Я рад видеть тебя и твоих спутников, но знаешь ли ты, что по нашему закону здесь имеют право быть только те, кто проявил себя в каком-нибудь деле или искусстве и занял в нем первое место? Чем же можете похвалиться вы все?     — В стране Асов, — сказал Локи, стоявший позади Тора, — нет никого, кто бы ел быстрее меня.

    — Это большое искусство, — ответил Утгард-Локи, — и если ты сказал правду, то будешь окружен у нас почетом. Сейчас мы устроим тебе состязание с одним великаном, которого зовут Логи.

Утгард-Локи хлопнул в ладоши, и его слуги сейчас же внесли в зал огромное корыто с мясом. Корыто поставили на пол. Локи и Логи сели друг против друга и по знаку короля Утгарда начали есть. Уже через несколько минут они встретились как раз в середине корыта, но Локи съел только мясо, тогда как Логи сожрал и мясо и кости да еще половину корыта в придачу.

Поэтому он был объявлен победителем.     — Не очень быстро едят боги, — с насмешкой сказал Утгард-Локи. — Ну, а что же может делать этот юноша, которого, кажется, зовут Тиальфи?     — В Митгарде говорят, что я бегаю быстрее всех, — отвечал Тиальфи, удивленный тем, что великан знает его имя.     — Хорошо, — сказал Утгард-Локи. — Мы проверим и это. Все вышли из замка.

Перед ними расстилалось поле с широкой, хорошо утоптанной дорогой. Здесь и должно было произойти состязание. Утгард-Локи вызвал из толпы своих приближенных великана, по имени Гуги, и приказал ему бежать наперегонки с Тиальфи. Затем Утгард-Локи махнул рукой и бегуны устремились вперед. Тиальфи бежал очень быстро, но Гуги все, же сумел обогнать его на один шаг.

    — Попробуем еще, — сказал Утгард-Локи. Тиальфи и Гуги побежали снова, но на этот раз Тиальфи отстал от своего противника уже на расстояние полета стрелы. Третья попытка была для Тиальфи еще более неудачной. Он не пробежал и половины пути, как его противник был уже у цели.     — Видно, что у вас бегают так же, как и едят, — усмехнулся Утгард-Локи.

— Ну, а ты, Тор? Что ты умеешь делать?     — Среди Асов утверждают, что никто не может пить так, как я, — отвечал Тор.

Читайте также:  Nokia просит ITC запретить импорт iPhone, iPod и MacBook в связи с нарушением патентов

    — Вот это искусство так искусство! — воскликнул Утгард-Локи. — Что ж, пойдем назад в замок. Там ты покажешь, как пьют в Асгарде.

Все вернулись обратно в зал. Утгард-Локи отдал приказ своему виночерпию, и тот поднес Тору длинный и узкий рог, до краев наполненный водой.     — Слушай, Тор, — сказал Утгард-Локи, — некоторые из нас осушают этот рог в один прием, а большинство — в два. Только самые слабые люди Утгарда выпивают мой рог в три приема, но ты, конечно, осушишь его сразу.

Ему подали огромный рог, полный до краев. Вручив молот Локи и попросив его не отходить ни на шаг, Тор поднес рог к губам. Долго Тор не отрывался от рога и, когда клал его на землю, был уверен, что выпил все до последней капли.     — Ну вот, — выдохнул он, — ваш великанский рог осушен.

Великаны заглянули в рог и рассмеялись.     — Осушен! — воскликнул Утгард-Локи. — Загляни-ка в него, Тор. Ты едва отхлебнул.

Тор заглянул в рог и увидел, что он не опорожнен и наполовину. В бешенстве он опять поднес его к губам. Тор пил, и пил, и пил. Затем, удовлетворенный, что опростал рог до дна, он бросил его на землю и отошел.     — Тор полагает, что опустошил рог, — сказал один из великанов, поднимая его. — Но посмотрите-ка, друзья, сколько там еще осталось.

Тор подбежал и опять заглянул в рог. Он был полон более чем наполовину. Тор обернулся и увидел, что все великаны смеются над ним.     — О Тор из рода асов, — сказал Утгард-Локи, — мы не знаем, как ты покажешь себя в следующем поединке, но в искусстве пить ты великанам никак не ровня.

И молвил Тор.     — Я могу поднять и положить на обе лопатки любую тварь из тех, что здесь присутствуют.

Не успел он это произнести, как большая серебристо-черная кошка прошмыгнула в зал и стала перед Тором, выгнув спину и ощетинившись.     — Ну что ж, тогда подними кошку, — сказал Утгард-Локи.

Тор подошел к кошке, полный решимости бросить ее в насмехающихся великанов. Он обхватил кошку руками, но не сумел оторвать ее от земли. Руки Тора поднимались все выше и выше, пока изогнутая спина кошки не коснулась перекрытий свода, однако лапы ее по-прежнему стояли на полу. Напруживаясь из последней мочи, Тор услышал дружный хохот великанов.

Он обернулся, глаза его пылали гневом.     — Я не привык поднимать кошек! — вскричал он. — Приведите кого-нибудь, с кем я мог бы сразиться, и я клянусь, что изничтожу его!

    — Прежде чем бороться с нами, — сказал Утгард-Локи, — я советую тебе сначала попробовать свою силу на моей старой кормилице, Элли. Если ты ее поборешь, я готов признать, что ты не так слаб, как я думаю. Если же она с тобой справится, тебе нечего и думать о том, чтобы состязаться с настоящими мужчинами.

Тут он хлопнул в ладоши и громко позвал:     — Элли! Элли!

На его зов в зал вошла дряхлая, сморщенная старуха и спросила, что ему надо.     — Я хочу, чтобы ты поборолась с моим гостем, — отвечал Утгард-Локи. — Он хвалится своей силой, и мне интересно посмотреть, сможет ли он справиться с тобой.

Тор схватил Элли поперек туловища и хотел сразу же положить ее на обе лопатки, но она устояла и, в свою очередь, с такой силой сжала его своими руками, что у него перехватило дыхание. Чем больше старался Тор, тем крепче становилась старуха. Внезапно она сделала ему подножку, и не ожидавший этого бог грома упал на одно колено.

Утгард-Локи, казалось, был очень удивлен, однако он ничем не выдал этого и, обращаясь к богу грома, сказал:     — Ну, Тор, теперь ты и сам видишь, что тебе незачем мериться с нами силой, не можешь ты и оставаться дольше в моем замке. Но я все же слишком гостеприимный хозяин, чтобы отпустить вас голодными, а поэтому давайте обедать.

Тор молча, опустил голову. Ему было так стыдно, что он не мог произнести ни слова.

Утгард-Локи на славу угостил своих гостей, а после обеда сам пошел их провожать. Когда они вышли из замка, он спросил:     — Ну как, Тор, доволен ли ты своим путешествием и понравилось ли тебе у нас?

    — У вас мне понравилось, — отвечал Тор, — но не могу сказать, чтобы я был доволен своим пребыванием в вашей стране. Еще ни одно мое путешествие не кончалось так бесславно.

А я, Тор, даже и не подозревал, что ты так могуч, — улыбаясь, сказал Утгард-Локи, — а то бы не видать тебе моего замка! Теперь, когда вы из него уже вышли, я могу открыть тебе, что ты с самого начала был обманут. Великан Скримир, повстречавшийся с тобой в лесу, был я сам.

Мою котомку ты не открыл потому, что ремни на ней были заклепаны железом, а когда ты бил меня своим молотом, я подсунул тебе вместо себя обломок скалы. Может быть, ты заметил в моем замке большой камень с тремя глубокими впадинами? Это следы твоих ударов.

Локи ел очень быстро, но Логи, с которым он состязался, был сам огонь, а ты знаешь, что огонь прожорливее всех на свете. Тиальфи замечательный бегун, но перегнать Гуги он не мог, потому что Гуги — это мысль, а мысль быстрее любого бегуна. Рог, из которого ты пил, другим концом был соединен с мировым морем.

Осушить это море, конечно, нельзя, но ты выпил из него столько воды, что оно обмелело, как при сильнейшем отливе. Подымал ты вовсе не кошку, а змею Митгард. Она обвивает кольцом весь мир, а ты поднял ее так высоко, что она только кончиком своей морды и кончиком хвоста еще касалась земли.

Самое трудное испытание ты выдержал тогда, когда боролся со старухой Элли. Элли — это старость. Ты знаешь, что, она любого человека кладет на обе лопатки, ты же упал перед нею только на одно колено. Теперь, Тор, я сам убедился в твоей силе и от всей души желаю никогда больше тебя не видеть. Прощай!

Весь красный от охватившего его гнева, Тор схватил свой молот, но Утгард-Локи внезапно исчез. Вместе с ним исчез и его замок, и на том месте, где он стоял, перед глазами Тора и его спутников простиралось только ровное, покрытое зеленой травой поле.

Так закончились похождения Тора в стране Утгард.

“Мифологический” компьютерный корпус Xigmatek Utgard будет стоить менее 70 евро

Читать

Владимир Петрухин

Мифы древней Скандинавии

Введение

Для древней цивилизации Греции и Рима Германия — нынешние земли между Рейном и Эльбой — и Скандинавия были окраиной заселенного людьми пространства.

Дальше был только бесконечный Мировой океан, со всех сторон омывающий землю; Скандинавию античные географы вообще считали островом — полулегендарной страной Туле.

До начала новой эры ходили легенды, что лишь один человек — хитроумный Одиссей — достиг северного берега Океана.

Греки и римляне считали народы, обитающие вне их цивилизации с развитой городской культурой и письменностью, «варварами», лишенными не только настоящей культуры, но и членораздельной речи, способными лишь на невнятное бормотание («барбар»).

Это представление было наследием еще более древней — первобытной эпохи, когда иноплеменники считались не только чужими, но и заведомо враждебными «своему» народу людьми. Мир греков и римлян был «средиземным», остальное было окраинным, периферийным, варварским.

Но смысл развития цивилизации заключался в том, чтобы первобытные племенные перегородки рушились.

Великая греческая колонизация Средиземноморья, а затем фаланги Александра Македонского и, наконец, римские легионы разрушили не только границы древних цивилизаций Ближнего Востока, но и замкнутые племенные мирки «варварской» Европы.

Римляне быстро убедились на практике, что «варвары» — это очень разные народы, обладающие собственными культурой и языком. Современная наука во многом остается наследницей того, что узнали и поняли об этих народах древние авторы.

В частности, античные историки и географы различили две крупные общности народов Западной Европы — кельтов (галлов) и германцев, и до сих пор это деление на народы, говорящие на кельтских и германских языках, принято в языкознании.

Народы современной Германии и Скандинавии — датчане, шведы, норвежцы, исландцы — говорят на германских языках, сохраняют много общего в традиционной народной культуре. При этом, однако, сами германские народы не именовали себя германцами — это наименование (обозначение — этникон) ввели римские авторы.

Сами германцы сохраняли свои племенные имена (этнонимы), в том числе имя тевтоны, родственное нынешнему самоназванию немцев — дейч; оно означало «народ, люди, свои люди» — ведь только свое племя и считалось в первобытную эпоху настоящими людьми.

Еще одно характерное племенное имя сохранилось в названиях стран, расположенных в крайних пределах расселения германских народов: по-германски оно звучало как свевы, свей, свионы, семноны, что означало «свой, соплеменник»; Швеция в Скандинавии и Швейцария в Альпах напоминают о тех германских племенах, которые считали только соплеменников «своими», прочие племена — «чужими». Названия других народов, в том числе северогерманских или скандинавских, часто означают страну, в которой они расселились: норвежцы в древности назывались норманнами (так именовали и всех скандинавов — «северных людей»), исландцы получили название от острова Исландии. Представление о родстве развивалось у германских племен в процессе столкновения с «чужими», прежде всего — римлянами.

Германские боги

Первым римским автором, который описал обычаи германцев первых лет н. э., был сам покоритель Галлии Гай Юлий Цезарь: «Нравы германцев во многом отличаются от галльских нравов: у них нет друидов для заведования богослужением, и они мало придают значения жертвоприношениям.

Они веруют только в таких богов, которых они видят и которые им явно помогают, — именно в солнце, Вулкана и луну: об остальных богах они не знают и по слуху.

Вся жизнь их проходит в охоте и военных занятиях… Земледелием они занимаются мало… Ни у кого из них нет определенных земельных участков и вообще земельной собственности, но власти и князья каждый год наделяют землей… роды и объединившиеся союзы родственников, а через год заставляют их переходить на другое место.

Этот порядок они объясняют разными соображениями; именно, чтобы в увлечении оседлой жизнью люди не променяли интереса к войне на занятия земледелием, чтобы они не стремились к приобретению обширных имений и люди сильные не выгоняли бы слабых из их владений».

Сведения Цезаря могут показаться непонятными современным читателям, так как великий римлянин описывает быт германцев, во-первых, с позиций своей цивилизации, поэтому стихию, которой поклоняются германцы, — огонь — он называет именем римского божества, Вулканом.

Во-вторых, Цезарь использует галльскую информацию о германцах, и галлы, как это часто бывает в племенных обществах, считают своих соседей более «дикими», чем свой собственный народ.

Возможно, у германцев не было жрецов, подобных кельтским друидам — касте, наделенной сокровенным знанием всех тайн Вселенной, но им был известен и сложный религиозный культ, и жертвоприношения, способные поразить воображение античных авторов.

Младший современник Цезаря и Августа, великий античный географ Страбон, дает сходное описание быта германских племен, многие из которых он уже знает по именам — ведь, столкнувшись с римлянами, они стали вести с ними непрерывные войны. Воинский обычай германского племени кимвров Страбон посчитал достойным описания в своей «Географии».

«Передают, что у кимвров существует такой обычай: женщин, которые участвовали с ними в походе, сопровождали седовласые жрицы-прорицательницы, одетые в белые льняные одежды, прикрепленные (на плечах) застежками, подпоясанные бронзовым поясом и босые.

С обнаженными мечами эти жрицы бежали через лагерь к пленникам, увенчивали их венками и затем подводили к медному жертвенному сосуду вместимостью около 20 амфор; здесь находился помост, на который восходила жрица и, наклонившись над котлом, перерезала каждому поднятому туда пленнику горло.

По сливаемой в сосуд крови одни жрицы совершали гадания, а другие, разрезав трупы, рассматривали внутренности жертвы и по ним предсказывали своему племени победу».

Это действительно леденящее душу описание едва ли поражало античного ученого своей жестокостью: зритель, привычный к гладиаторским боям, не боялся крови пленных. Скорее, Страбона заинтересовало здесь то, что «варвары»-германцы гадали по внутренностям убитых пленников так же, как римские жрецы-авгуры по внутренностям жертвенных животных.

Образ суровых и воинственных германцев, где даже женщины были подчинены военному быту и воинским культам, сложился в античную эпоху и дожил не только до последнего периода «варварской» эпохи — века викингов с его представлениями о валькириях — девах-воительницах — и т. п.

, но и до позднейших времен «тысячелетнего рейха», когда любование воинскими доблестями дополнилось индустрией уничтожения целых плененных народов… Даже слово, означающее в немецком языке «народ» — фольк, относилось не просто к населению страны, а к организованному объединению людей (ему родственно заимствованное славянами у германцев слово «полк»). Этот воинственный образ был ярким, но во многом поверхностным.

Читайте также:  Главные новинки апреля 2016: камеры и оптика

Уже римский историк Корнелий Тацит в конце I в. н. э. писал о том, насколько был противоречив быт германских варваров.

«Когда они не ведут войн, то много охотятся, а еще больше проводят время в полнейшей праздности, предаваясь сну и чревоугодию, и самые храбрые и воинственные из них, не неся никаких обязанностей, препоручают заботы о жилище, домашнем хозяйстве и пашне женщинам, старикам и наиболее слабосильным из домочадцев, тогда как сами погрязают в бездействии, на своем примере показывая поразительную противоречивость природы, ибо те же люди так любят безделье и так ненавидят покой» (О происхождении германцев. Глава 15). «Беспробудно пить день и ночь ни для кого не постыдно, — продолжает Тацит (глава 22). — Частые ссоры, неизбежные среди предающихся пьянству, редко когда ограничиваются словесною перебранкой и чаще всего завершаются смертоубийством или нанесением ран». Эта «бытовая подробность» имеет самое роковое продолжение в скандинавской мифологии: на пиру богов во время перебранки, затеянной злокозненным богом Локи, самими богами нарушается священный мир, и это приводит к гибели богов.

Объявления по запросу «мифологический словарь» в Москве

Компания

Доставка от 1 дня

Мифологический словарь. Главный редактор Е. М. Мелетинский. Москва, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1992.

Проспект Вернадскогодо 5 мин.

Доставка от 1 дня

2 000 ₽

Мифологический словарь, 1988 год, 670 страниц.

Доставка от 1 дня

Приличное состояние.
Только самовывоз или авито доставка. Расширены сведения по истории древних религий и, там, где это возможно, показана связь древних культов с современными религиозными представлениями, что даст дополнительный материал для научно-атеистической пропаганды.

По сравнению с первым изданием больше места уделено римской мифологии, которая (через Францию и Италию) оказала большое влияние на русскую литературу и искусство.

Словарь рассчитан на учителей истории и литературы, библиотекарей, пропагандистов и всех, занимающихся самообразованием.

Доставка от 1 дня

200 ₽

Продам книгу «Мифологический словарь» в ред Мелетинского Е. М, 1992г. Состояние книги очень хорошее.

Русский мифологический словарь. В Шуклин, 2001 г. Екатеринбург, Уральское издательство, 2001 г. Твердый переплет. Состояние хорошее. Тираж 5000 экз. Содержит более 500 статей, знакомящих читателя с героями мифов русского народа. //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////.

При единовременном заказе на сумму от 5000 руб. — скидка 5%, от 8000 руб. — 10%, от 10000 руб. — 15%. //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////. Все наши объявления вы можете найти в профиле «Кириллица». //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////.

По Москве осуществляется платная доставка, в пределах Мкад. ////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////. Отправляем книги «Почтой России» и Транспортной компанией в любой город Российской федерации. /////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////.

Работаем с юридическими лицами. Договор. Счёт.

Доставка от 1 дня

1 000 ₽

Мифологический словарь, состояние отличное.

Улица Старокачаловскаядо 5 мин.

300 ₽

Мифологический словарь для детей новый. Издательство Роосса Олма Медиа Групп. Строгино, Щукинская.

Компания

Доставка от 1 дня

Продаю книгу.
Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. Автор М. М. Маковский. Книга в отличном состоянии, без дефектов. Если нужна дополнительная информация — пишите.

Доставка от 1 дня

600 ₽

Мифологический словарь, издание «Большая Российская Энциклопедия», 1992 г., в отличном состоянии.

Площадь Гагаринадо 5 мин.

500 ₽

600 ₽

Мифологический словарь, под ред. Е. М. Мелетинского, издание «Большая Российская Энциклопедия», 1992 г., в отличном состоянии.

Площадь Гагаринадо 5 мин.

Доставка от 1 дня

300 ₽

Хорошее состояние.
Самовывоз по адресу хорошевское шоссе 52 или у метро Беговая/Полежаевская.

300 ₽

Мифологический словарь. 1991 год. Цена договорная.

672 с. Систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. С цв. Иллюстрациями.

Доставка от 1 дня

900 ₽

Продам словари в идеальном состоянии: Мифологический словарь, 1991г — 1000 рублей.
Словарь античности, 1989г — 900 рублей.

Преображенская площадьдо 5 мин.

Мифологический словарь, прекрасное состояние.

Доставка от 1 дня

Книга Мифологический словарь, 1991 года. Книга в хорошем состоянии, страницы на месте, без пятен.

Доставка от 1 дня

Т. В. Розе.
Большой мифологический словарь для детей. Новая книга.

Преображенская площадьдо 5 мин.

Доставка от 1 дня

Доставка от 1 дня

230 ₽

Словарь очень редкий. Тираж 52.000 экз.-стопроцентный раритет. По году выпуска практически антиквариат. Состояние хорошее. Листы не выпадают, ни порваны, никаких рисунков и надписей(все недостатки фото 10). В данном конкретном случае переплет коленкоровый и цена соответственно 5 руб.15 коп. Количество страниц 226.

Есть небольшие иллюстрации. Цена-600 руб. Вторая книга еще более редкая-40,000 экз. Зато он моложе. Цветные иллюстрации. Состоянии практически идеал-недостаток тоже на фото 10. Цена-230 руб. Никаких пересылок, оплат картой и т. Д. Самовывоз. Встреча в районе м. Славянский б-р. Звонить с 10 до 17 или вотсап.

На Смс не отвечаю, на сообщения на сайте-крайне редко.

Компания

Славянский бульвар6–10 мин.

500 ₽

Мифологический словарь. М., 1990. Состояние отличное. Обмен не интересует.

Бульвар Рокоссовскогодо 5 мин.

Доставка от 1 дня

250 ₽

Мифологический словарь, редактор Е. М. Метелинский. Москва, «Советская энциклопедия». 1991г. Книгой не пользовались, стояла в книжном шкафу.
Состоянии новой. Продаю за 250 р. Не пересылаю, встречаюсь у м. Текстильщики. Могу сразу не ответить на сообщение, если буду на даче, там нет инета. Смотрите ещё книги в завершенных объявлениях.

Цена СССР — 10р. Доставка до любой станции метро.

Доставка от 1 дня

Мифологический словарь, советская энциклопедия 1991 год.
Мифы народов мира энциклопедия в двух томах 1992 год.
Комплект три книги 1500р.

Доставка от 1 дня

Мифологический словарь. Москва. Советская энциклопедия. 1991г. Главный редактор Е. М. Мелетинский.

Преображенская площадь11–15 мин.

Доставка от 1 дня

1. Мифы народов мира для детей. Мартиросова М. «Белый город». 2013г. — 263с., цвет. Ил., ляссе. Энциклопедический формат. 5000 экз. —.6.

От Древней Греции, шумерской цивилизации, Древнего Египта, через средневековую Западную Европу, в Индию, Китай, Центральную и Южную Америку — такой маршрут мифологического путешествия предлагает юным читателям книга «Мифы народов мира для детей».

Яркие образы легендарных персонажей оживут, и тогда могучий Геркулес и хитроумный Одиссей, волшебник Мерлин и благородный король Артур, шумерский богатырь Гильгамеш и отважные братья Пандавы, мудрый дракон Ван-Лун и пернатый змей Кетцалькоатль станут вашими верными друзьями. 2. Мифологический словарь. Главный редактор — Мелетинский Е.

Большая Российская Энциклопедия. Лада — Маком. 1992г. — 736с. Твердый переплет, энциклопедический формат. —.3. Статьи о богах, духах, полубогах, демонических персонажах, эпических и фольклорных героях, атрибутах мифологии и наиболее важных философски-религиозных понятиях разных народов и культур. Указатели.

Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествленных или связанных с богами своим происхождением героях, о предках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных.

Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Книга представляет собой попытку сводного и систематизированного изложения мифотворчества всех народов мира.

В издание включены также мифологические представления и сюжеты, хотя и выросшие на основе народной фантазии, но прошедшие обработку в среде жрецов, религиозных мыслителей, философов. Оно ставит цель дать самому широкому кругу читателей необходимый справочный материал, который поможет понять многие произведения литературы и искусства. Состояние — хорошее, переплёт — жёсткий. Доставка — Авито (+150р. За доставку к пункту выдачи городским транспортом) с помощью Боксберри и Почта России. Почта исключается. Самовывоз.

Доставка от 1 дня

Книги по истории, фольклору, мифологии, этногенезу, религии: М. М. Маковский. Сравнительный словарь Мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. 1000 рублей. Состояние отличное. Посмотрите Остальные Мои Объявления И Обязательно Найдете Что- Нибудь Почитать Для Себя.

Доставка от 1 дня

100 ₽

Словари б/у.
1) Мифологический словарь 1965 г 150 руб.
2) Русско-английский словарь (под редакцией О. С. Ахмановой) 1969 г 100 руб.
3) Испанско-русский словарь (карманный) Составила К. А. Марцишевская 1970 г 100 руб.

Мифологический словарь.
Изд-во: Просвещение. 1965 г.- 300 стр., Твердый переплет. Издание третье, дополненное.
Составители Ботвинник М. Н., Коган М. А. И др. Твердый переплет. Состояние очень хорошее. Книга содержит около тысячи статей, посвящённых мифологии древних греков и римлян.

Статьи раскрывают содержание мифов и рассказывают о причинах их возникновения, а также показывают связь древних культов с современными религиозными представлениями, в словаре подчёркиваются связи античной культуры с современностью и влияние греко-римской мифологии на литературу, музыку и изобразительное искусство.

Компания

Доставка от 1 дня

Книга в прекрасном состоянии. Пишите! При приобретении 5 моих книг, сделаю скидку).

Доставка от 1 дня

Мифологический словарь. Мифологи всех народов мира.

Доставка от 1 дня

1) Мифологический словарь. Москва, Советская энциклопедия, 1990 год. Твердый переплет, 672 страницы. Цена 600 руб. 2) Биологический энциклопедический словарь. Москва, Советская энциклопедия, 1989 год. Твердый переплет, 864 страницы. Цена 600 руб. 3) Иллюстрированный энциклопедический словарь.

Издательство: Большая Российская энциклопедия, Экономическая газета. 1995 год. Твердая обложка, 896 страниц. Цена 600 руб. 4) Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Библиотека психологии психотерапии. Выпуск 79. Под редакцией Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Файна. Москва, Класс, 2000 год. Твердая обложка, 300 страниц. Цена 800 руб.

5) Словарь русского языка. С. И. Ожегов. Около 57 000 слов. Издание 18, стереотипное. Под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Ю. Шведовой. Москва, «Русский язык», 1986 год. Твердый переплет. 797 страниц. Цена 500 руб. 6) Англо-русский словарь. В. К. Мюллер. 53 000 слов. Издание 23-е, стереотипное. Москва, Русский язык, 1991 год.

Твердый переплет, 845 страниц. Цена 600 руб. 7) Англо-русский словарь глагольных словосочетаний. Под общим руководством доктора филологических наук, профессора Э. М. Медниковой. 2-е издание, исправленное. Москва, Русский язык, 1990 год. Твердый переплет, 670 страниц. Цена 500 руб. 8) Словарь синонимов русского языка. Алиева Т. С.

Москва, Юнвес, 1999 год. Твердая обложка, 450 страниц. Цена 500 руб. 9) Справочник по орфографии и пунктуации. Д. Э. Розенталь. Детская книга, 1994 год. Твердая обложка, 368 страниц. Цена 500 руб. 10) Словарь современных русских сокращений и аббревиатур. Н. Н. Новичков. 12000 сокращений и аббревиатур. Париж-Москва, Инфоглоб-Тривола, 1995 год.

Мягкая обложка, 302 страницы. Цена 500 руб. Все книги в отличном состоянии. Торга нет. Самовывоз Туристская, 4к2.

Доставка от 1 дня

1. Философский энциклопедический словарь 400 руб. 2. Мифологический словарь 400 руб. 3. Библейская энциклопедия 1400 руб. 4. Новый словарь библейского богословия 1400 руб. Продано.
Торга нет. При покупке через службу доставки +200 руб. К цене лота.

Доставка от 1 дня

Нечитаная книга «Мифологический словарь». 576 страниц. Просто стояла на полке много лет. Издание 2000 года. Издательство «Феникс». Формат: 21х13 см. С цветной вставкой. 200 р. На обмен: 300 р.

Могу рассмотреть обмен на продукты питания, в том числе на детские молоко, кефир, творог, сок, на любую заводскую (не самодельную) еду, на кошачий корм, на кремы, лак для волос, бытовые расходники (туалетную бумагу, порошки, мыло, шампуни, энергосберегающие лампочки, салфетки…), так же на урологические или гигиенические прокладки. Могу отправить авито-доставкой, почтой России, сдэком, яндекс-такси.

Компания

Доставка от 1 дня

Мифологический образ в рекламе

  1. Мифологические сюжеты и персонажи.

  • образы животных и растений

     Привлекательные для потребителей свойства флоры 
и фауны, имитирующие живую природу, всегда являлись идеальным ориентиром в рекламе.

Составители рекламы 
могут апеллировать к каким-либо известным всем свойствам животных. Например, бобер («Colgate лечебные травы») или белка («Кедровый бальзам») рекламируют зубные пасты.

     Петух – символ солнца, пробуждения, начала нового этапа развития, а также семейных вечных ценностей. Поэтому его образ отражает основную идею рекламного ролика печенья «Юбилейное».

В этом рекламном сообщении вся семья радуется наступлению нового дня вместе с любимым печеньем, солнечное летнее утро, царит хорошее настроение.

Подразумевается, что и те, кто купит печенье, смогут испытать эту радость, и в их жизни начнется новый, лучший этап.

     Пчела символизирует творчество, организованность, богатство, усердие. В то же время она является идеальным мифологическим символом.

Характерно использование пчел в телевизионной рекламе маргарина «Rama Vitality». Сам ролик содержит мотивы древнегреческой мифологии, в нем древнегреческие боги рассказывают о пользе данного продукта.

И пчелы, которые одновременно изображают витамины, здесь весьма кстати.

     Производители парфюмерии и косметики могут 
эксплуатировать мифологические свойства растений. Как говорит в своей 
книге «Мифологии» Ролан Барт, вся реклама косметической продукции основывается на представлении о глубине, на том, что кожа «вырастает» из неких глубинных корней.

Красота кожи помещается в глубинно-пространственную перспективу, «заставляя женщину переживать себя как продукт некоего растительного круговорота веществ, где красота цветения зависит от питания корневой системы». Это видно, например, из слогана серии рекламных роликов «Новый шампунь Dove: непревзойденное увлажнение».

Кожа головы и волосы, пока их не вымыть другим рекламируемым шампунем, сравниваются с пустыней.

Читайте также:  Origin Eon18 - 18-дюймовая "мобильная" игровая система

     Это счастливая страна Дильмун в шумерском 
мифе, изгнание первых дюдей из рая 
в Библии и т. п. Некоторые телевизионные 
рекламные сообщения апеллируют к данной мифологеме. В них зритель 
видит пальмы, море, солнце. Пример – «Baunty: райское наслаждение». А реклама пива «Efes Pilsеner» изображает все атрибуты рая: тропический остров и на нем двое – мужчина и женщина.

     В рекламе популярен мотив очеловеченной, ожившей вещи со своим характером и манерой поведения. Зубная щетка 
шевелится и рассуждает о себе вслух.

Флакон «Wella Design» вдруг прислоняется к стоящему рядом флакончику. И само взаимодействие с вещами напоминает общение с людьми. Женщина не просто пользуется шампунем, но шампунь ухаживает за ее волосами.

Мыло заботится о коже и встает «на защиту семьи».

     «M&M’s», представленные двумя цветными кругленькими существами, уже не похожи на практичные шоколадные конфетки в глазури, тающие «во рту, а не в руках», а на комическую парочку персонажей, сходных с человеческими.

     Столь же широко, как и мифологические сюжеты, в современной рекламе используется и архетип.

     Понятие «архетип» ввел в современную 
науку основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг.

Под архетипом он понимал некие структурные схемы, структурные предпосылки образов (существующих в сфере коллективно-бессознательного и, возможно, биологически наследуемых) как концентрированное выражение психической энергии, актуализированной объектом.

Архетипы, по Юнгу, выражают главным образом ступени того, что Юнг называет процессом индивидуации, т. е. постепенного выделения индивидуального сознания из коллективно-бессознательного, от «персоны» («маски») к «самости»17.

     Рассмотрим 
важнейшие архетипические мифологемы Юнга применительно к рекламе.

     Архетип «Самости» в варианте рекламы 
— это та внешность, которую адресат 
хотел бы иметь. Это красивые волосы, ресницы…(«Все без ума от тебя… 
А ты от Maybelline»).

Правда, если судить по фразам из рекламы, косметический 
препарат — способ стать другим человеком. В действительности, здесь 
используется скорее архетип «Маски», того, каким человека видят окружающие.

Архетип «Самости» использует и 
телереклама соков «Я» (во-первых, само название сока, во-вторых, слоган «Жизнь в твоем вкусе»).

     Архетип «Тень» — это оставшаяся за порогом 
сознания бессознательная часть 
личности, которая может выглядеть 
и как демонический двойник. В 
рекламе к архетипу Тени можно отнести «кариозных монстров» или бактерий, вызывающих неприятный запах, из телерекламы дезодорантов “Rexona”.

     Архетип «Мать» выражает вечную и бессмертную 
бессознательную стихию. Этот архетип 
имеет множество аспектов, но нас 
интересует его смысл как «богиня, особенно, мать бога, дева».

Проявлением этого архетипа можно назвать телевизионную рекламу, в которой молодая женщина советует свекрови Инессе Михайловне, каким стиральным порошком следует пользоваться.

Также вариант использования архетипа матери — реклама кофе «Ruscafe» («Сделано с любовью»), в которой сын радуется приходу матери и они вместе пьют кофе.

     По 
Юнгу, персона — «идеальный образ 
мужчины, каким он должен быть»18. Но внутри его анима противостоит персоне и проецируется на женщин.

Мужчина выбирает именно ту женщину, которая бы соответствовала бессознательной части его души. И наоборот. Именно поэтому в рекламе наиболее ярко проявляются гендерные стереотипы.

В рекламе автомобиля мужчину интересует объем двигателя, расход бензина; женщину — дизайн, эмоциональные ассоциации.

     Еще один пример — реклама дезодорантов: женский дезодорант “Nivea Deo” («эффективность плюс мягкий уход») и мужской “Mennen Speed Stick” («заряжен энергией стихии»); еще 
примеры — реклама бритвы “Cleven” («наши мужские традиции»), а также 
хрестоматийный образ ковбоя «Мальборо».

     Таким образом, можно сделать вывод, что именно благодаря мифологической составляющей реклама проникает через барьеры сознания, обращаясь непосредственно к подсознанию и бессознательным структурам сознания человека. 

2.3. Значение 
архаических структур для рекламного 
сообщения

     Современная реклама обладает сложной морфологической 
структурой, которая предполагает исследование не только текста, но и визуального 
ряда, а также самих рекламных 
сообщений.

Данная идея была воспринята исследователями в начале 60-х 
годов, когда появились достаточно серьезные работы по феномену мифа и мифологическому сознанию.

Сегодня ни одна из работ, посвященных проблеме мифологии, не обходится без обращения к этим архаическим структурам массового сознания, которое лежит в основе любого рекламного продукта.

     Архетипические 
образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных образованиях происходит постепенная шлифовка образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме — всеобщие по содержанию. Мифология была изначальным способом обработки архетипических образов19.

     Именно 
архаические структуры составляют тот базис, на основе которого произрастают рекламные произведения.

Рекламные мифологемы различной степени убедительности, устойчивости, популярности в большинстве случаев базируются на вечных ценностях, присущих человечеству, на закономерном стремлении людей к благосостоянию, безопасности, служебной карьере, здоровью, личной привлекательности и т. п. Подавляющее число рекламных посланий с различной степенью убедительности стремятся ассоциативно связать свою продукцию с общепризнанными ценностями20.

     Говорить 
об эффективности рекламной коммуникации  с точки зрения использования 
мифологических образов уместно, «когда перед нами масштабный и долговременный результат воздействия на реципиентов фирменного бренда, образа марки, и когда, вследствие маркетинговой истории подобной психологической обработки, объект рекламы становится устойчиво предпочтительным для значительного числа потребителей. Когда он не только вызывает интерес аудитории на сознательном уровне, но и затрагивает подсознание, проникает в сферу спонтанных психологических реакций»21.

      
«Современная культура (массовая 
в первую очередь) продолжает 
интенсивно продуцировать мифы, призванные связывать и канализировать 
общественную энергию, удовлетворять 
запросы общества массового потребления, 
например, простимулировать потребление 
продуктов, как это делает реклама, 
создать с помощью телевидения 
привлекательный имидж политического деятеля или эстрадной «звезды», занять внимание зрителя очередным боевиком или “мыльной оперой” с помощью кинематографа и телевидения»22.

     В рекламе мифологизация того или иного явления происходит целенаправленно, поскольку «информация, оформленная в оболочку мифа, приобретает чувственно-выразительную конкретность, эстетизирует жизненный мир современного человека…»23.

     Таким образом, мифологические образы используются в рекламе, как мощнейшее средство манипуляции общественным сознанием.

Знание природы мифа позволяет не только более грамотно выстраивать рекламные кампании и производить рекламные продукты, но и добавиться максимальной эффективности от продвижения посредством рекламы, что способствует повышению результативности рекламной деятельности, поскольку миф — неотъемлемый фактор существования массовой культуры. 

Заключение

     Вопрос о мифологических аспектах рекламы очень сложен, объемен и чрезвычайно актуален в современном мире.

     Сравнивая структуру мифа и структуру рекламы, нельзя отождествлять их, осознавая 
специфику и роль каждого из этих феноменов. Но вместе с тем, сегодня реклама — своего рода образ современной мифологии, без которой немыслимо представление о современной культуре вообще.

     Миф отражает в рекламируемых предметах глубинные желания целевых аудиторий, основанные на мифологической аргументации (особенностях мышления, системе стереотипов, условностях, принадлежности к различным культурам).

     Реклама сегодня оказывает огромное влияние на формирование массового сознания. Мифологизируются субъективные представления, мотивы и потребности потребителя. Речь идет об увеличении роли эмотивных, подсознательных мотивов во всех сферах культуры, не говоря уже о массмедиа.

Этот процесс связывают, с одной стороны, с апогеем мифологии в современной культуре, с другой — с увеличением в ней роли рекламы. Так или иначе, последняя — наиболее яркий показатель процесса изменения парадигмы мышления, коммуникационной ситуации, и, в конечном счете, социокультурный динамики.

И изменения эти связаны, в том числе, с актуализацией мифологического типа мышления в современной культуре. 
      

Библиографический список

Учебные пособия и монографии

  1. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR. М: Фаир-Пресс, 2002. 624 с.
  2. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М.:Директмедиа Паблишинг, 2007. 290 с.
  3. Воеводина Л. Н. Мифология и культура. М., 2002. С. 140.
  4. Гегель Г. Философия религии. В 2-х томах. М.:Мысль, 1977. 1105 с.
  5. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячилетие. М.: Логос, 2000. 270 с.
  6. Картер Г. Эффективная реклама. М.: Прогресс, 1998. 256 с.
  7. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с.
  8. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Философия, мифология, культура. М.: Политиздат, 1991. 527 с.
  9. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии XX века. М.: Рефл-бук, 2000. 352 с.
  10. Ульяновский А.В. Мифодизайн рекламы. СПб., 1995. 205 с.
  11. Ученова, В. В. Реклама и массовая культура: Служанка или госпожа? М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 250 с.
  12. Ученова В.В. «Философский камешек» рекламного творчества: культурология и гносеология рекламы. М.: Наука, 1996.  264 с.
  13. Элиаде М. Аспекты мифа: пер. с фр. 3-е изд. М.: Акад. проект; Парадигма, 2005. 224 с.
  14. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 384 с.

Периодические издания

Влияние античной мифологии на современную литературу

Неомифологизм — это концепция, которая рассматривает мифологизм как характерную форму художественного мышления искусства 20 века.

Неомифологизм в современной литературе

В современной литературе активно используется идея продолжения старых историй с их переносом в более актуальное время. В связи с таким активным обращением к мифологическим сюжетам и персонажам И.С. Карабина выделяет неомифологизм в литературе 20 — начала 21 вв.

Современная литература не просто пересказывает миф, она существенно его переосмысливает, трансформирует сюжетные связи, при этом стремясь сохранить смысл античного мифа как универсального, рассмотреть его как некую культурную постоянную.

Так появляются новые произведения, ставящие своей целью новаторскую интерпретацию мифа, чтобы сделать его интересным для современных читателей.

Современные писатели используют мотивы античной мифологии для поэтического изображения своей эпохи, ее толкования.

Неомифологизация мифологических сюжетов и мотивов происходит следующими способами:

  • Гуманизация;
  • Историзация.

Неомифологическое сознание современных писателей активизирует сюжеты и образы эпохи античности, новая литература при этом становится более риторической: существенно увеличивается доля романов, а драматические произведения удлиняются по объему. В художественных произведениях авторы пытаются вместить мудрость литературы античности и философских трактатов.

Тенденции интерпретации античных мифов в современной литературе прослеживаются и в женской прозе. Так, писательницы, как отмечает Ван Юе, изучающий проблему психологизма мифа, используют архетипический образ женщины, которая способна изменить мир. тем самым они стремятся показать, что сущность культуры не патриархальна.

Например, распространенным в женской прозе является образ женщины-амазонки, которая способна без мужской помощи создать свой космос. Писательницы прибегают к мифу также для того, чтобы связать современность и вечность, показать гендерные различия психологического подхода к общезначимым явлениям.

В современной литературе воспроизводится альтернативный вариант развития античного мифа о Медее.

Можно выделить следующие тенденции интерпретирования античного наследия в современной литературе:

  • Актуализация культуры повседневности эпохи античности;
  • Обращение к переломным периодам античной истории;
  • Выбор античных сюжетов и образов обусловлен постмодернистским недоверием к базовым идеям буржуазного общества;
  • Выбор аспектов античности, наиболее естественно накладывающихся на дискурс современного сознания;
  • Психологизация и физиологизация текста.

Античные мифы в современных литературных жанрах: комиксы и ужасы

Мифы, созданные множеством поколений, дали мощный импульс для развития жанра комиксов. Основу композиции произведений этого жанра составили мифологические сюжеты и мотивы древних, в частности, античных культур.

Например, в комиксах издательств Marvel и DC мир древнегреческих богов соответствует древнему прототипу.

А сюжетные линии комиксов повторяют античные мифы, однако подвергаются переработке из-за ориентации на национальную специфику и возраст читателя.

Жанр ужасов зародился в литературе давно.

Родоначальниками этого жанра в современном литературоведении считаются Э.А. По и Мэри Шелли, но первые литературные произведения в этом жанре появились еще в эпоху античности.

Главной целью этих произведений, как и современных произведений этого жанра, было заставить читателя испытать страх. Самые древние ужасы собой представляли рассказы о ведьмах, колдовстве, загробном мире, смерти, демонах.

Писатели античности, сами не подозревая того, апеллировали к таким эмоциям человека, с которыми он не всегда может справиться. Жанр ужасов глубоко психологичен. Чтобы напугать человека, нужно знать, чего он боится.

Но если проанализировать кинематограф и литературу этого жанра, можно заметить, что по большей части страхи человека не изменились на протяжении многих веков. Современный человек боится того, что и человек эпохи античности, поэтому сюжеты, заимствованные из мифологии, являются одними из наиболее популярных.

Современные писатели, работающие в жанре ужасов, используют мифологические мотивы для создания сюжетов и образов, способных вызвать у читателя чувство страха. Ярким примером этого являются произведения «короля ужасов» Стивена Кинга.

Мифологические сюжеты в произведениях зарубежных писателей 20 века

Реализацию нескольких мифологических кодов можно проследить в рассказе Ф. Кафки «Превращение» (в частности, это античный код). Кафка использует мифы о метаморфозах.

В произведении прослеживаются параллели между превращением Г. Замзы и мифом об Арахне.

Однако, хоть писатель и использует традиционные мифологические образы и сюжеты, они деформируются, комбинируются стихийно и спонтанно, не вызывая у читателя прямых ассоциаций с первоисточниками.

В рассказе Ф. Кафки «Приговор» вина героя состоит в том, что он уже вырос и состоялся, и теперь близок к тому, чтобы заменить отца. Следовательно, он должен быть наказан. И здесь можно провести параллель с Зевсом, боявшемся пророчества о том, что однажды сын свергнет его с престола и захватит власть.

Использование античных мифологических сюжетных схем характерно и для творчества Ю. О’Нила. Драматург в пьесе «Любовь под вязами» проводит аналогию с мифом о Медее. Ясон в мифологии предстает слабовольным человеком, который противопоставлен могущественной Медее. В пьесе Абби жертвует своими детьми во искупление себя.

В пьесе Ж.-П. Сартра «Мухи» переосмысливается мифологический сюжет об Оресте. Автор здесь выходит за границы классического сюжета и вводит тему свободы от психологического давления.

Но оказывается, что жители Аргоса, освобожденные Орестом, к этому не стремятся, им необходимо ощущать себя под властью тирана. Жители Аргоса возненавидели спасителя за то, что он убил Эгисфа-тирана.

Так жертва Ореста оказывается никому не нужной, от него отворачивается даже Электра. Обществу не нужны свобода и спасение, ему нравится упиваться собственными страданиями.

Необходимо отметить и мифологическое значение образа мухи. Муха в античности означала паразита вообще, и греки для защиты от мух в жертву приносили вола. Вол был посвящен одной из ипостасей Зевса – Апомийос, что означало «прогоняющий мух».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector