Как американцы случайно уронили водородную бомбу у себя на курорте, но не захотели её обезвреживать

22 мая 1957 года бомбардировщик Б-36 под командованием капитана ВВС США Ричарда Мейера, готовился совершить посадку на авиабазе Кертленд в штате Нью-Мексико.

Бомбардировщик начал снижение, но неожиданно на высоте 500 метров, когда до аэродрома оставалось всего 7 км, самолёт сильно подбросило вверх.

Капитан Мейер всё ещё пытался понять, что же произошло, как вдруг по внутренней связи прозвучало: “Bombs Away!” («Бомбы сброшены»!).

В самолёте повисла пауза … в тот день на борту их Б-36 бомба была всего одна. Но необычная. Это была МК-17 — самая большая водородная бомба, когда-либо стоявшая на вооружении ВВС США.

Как американцы случайно уронили водородную бомбу у себя на курорте, но не захотели её обезвреживать

Как и в прошлых постах, если вы предпочитаете больше подробностей и деталей, то смотрите это видео. Если вы любите читать, то листайте ниже, там для вас будут фото и факты 🙂

27 августа 1986 года в одной из американских газет появилась статья о том, что по рассекреченным данным, полученным газетой согласно Закону о свободе информации, в мае 57-го года бомбардировщик Б-36 из 334-й эскадрильи 95-го бомбардировочного крыла, вылетел с авиабазы Биггс в Техасе и направлялся в штат Нью-Мексико на авиабазу Кертленд, которая находилась на окраине города Альбукерке. При подлёте к базе самолёт случайно произвел сброс мощной водородной бомбы.

Как американцы случайно уронили водородную бомбу у себя на курорте, но не захотели её обезвреживать

Бомбу перевозили в Нью-Мексико для планового техобслуживания, который выполнялся недалеко от авиабазы на объекте под кодовым названием “Проект Y” — секретной лаборатории Лос Аламос, основанной в 1943 году в рамках проекта “Манхэттен”, целью, которого было создание атомного оружия.

Как американцы случайно уронили водородную бомбу у себя на курорте, но не захотели её обезвреживать

Именно здесь 16 июля 1945 года впервые в истории были успешно испытаны технологии ядерного оружия, которые кардинально изменили ход Второй Мировой Войны и всей послевоенной истории, в частности.

БУНТ АДМИРАЛОВ

Огромные противоречия между Великобританией, США и СССР, которые в ходе Второй Мировой Войны удавалось хоть как-то сглаживать, после ее окончания, буквально сразу встали в полный рост.

Последовавшие вскоре международные кризисы: Иранский кризис 1946 года, связанный с отказом СССР выводить свои войска из Ирана; неожиданные территориальные претензии СССР к Турции; а затем Первый Берлинский кризис 1948 года, окончательно раскололи мир на два непримиримых лагеря.

Как американцы случайно уронили водородную бомбу у себя на курорте, но не захотели её обезвреживать

И снова штабные генералы засели за написание военных планов, ну а учёные за создание образцов нового разрушительного оружия.

Но одно дело определить стратегические цели и построить ядерную бомбу, и совсем другое — доставить её на территорию противника, который, ко всему ещё, и находился на другом континенте.

В то время единственным способом доставки ядерного оружия была авиация, но первые ядерные “изделия” лёгкостью и компактностью, так сказать, не отличались и для выполнения такой задачи требовался особенный самолёт.

Ещё в 1941 году, допуская возможность падения Британии, Армия США объявила конкурс на создание “супер бомбардировщика”, способного выполнять бомбовые рейды в Европу, действуя с авиабаз на территории США. Проект тогда временно отложили, т.к.

оказалось, что выполнить его, при существующих технологиях, было просто невозможно. К теме межконтинентального бомбардировщика вернулись несколько позже, когда у армии США появилась необходимость в самолете, способном достичь территории Японии.

В конкурсе участвовали ведущие компании того времени, такие, как Боинг, Нортроп и Дуглас, но победил проект компании Конвер, получивший обозначение Б-36, и ВВС США сразу разместили заказ на 100 бомбардировщиков.

Как американцы случайно уронили водородную бомбу у себя на курорте, но не захотели её обезвреживать

Что интересно, даже несмотря на то, что текущие задачи ВВС в ходе Второй Мировой Войны вполне эффективно решались, как при помощи уже имевшихся Б-17 и Б-24, так и появившегося в конце войны Б-29 “Суперкрепость”, заказ на постройку сотни Б-36 не был отменен ни в ходе войны, ни после её окончания.

Свой первый полёт Б-36 совершил уже после завершения Второй Мировой Войны — 8 августа 1946 года. Разработка самолёта оказалась невероятно дорогой — более 1 миллиарда долларов, и это ещё не считая стоимости в $ 4 000 000 за каждый самолёт.

Для сравнения весь проект “Манхэттен” обошелся американскому бюджету в 2 миллиарда.

В итоге первую атаку Б-36 пришлось отражать не со стороны советских МиГ-ов, а со стороны Военно-морских сил США, которые инициировали официальное расследование заказов на постройку Б-36 и в целом политики президента США в вопросах стратегической бомбардировочной авиации.

Жесткое противостояние между президентом и руководством ВВС с одной стороны и командованием ВМС США с другой, в итоге вошло в историю, как “Бунт адмиралов” (Revolt of the Admirals).

“Бунтовали” адмиралы, конечно же, не просто за идею, а в первую очередь за бюджетные средства, которые по их мнению стоило направить на постройку авианосцев, а не тяжелых и уязвимых, как они считали, бомбардировщиков.

Как американцы случайно уронили водородную бомбу у себя на курорте, но не захотели её обезвреживать

  • В ходе долгих разбирательств ВВС США одержали победу и в 1949 году бомбардировщик Б-36 был принят на вооружение.
  • МИРОТВОРЕЦ
  • Для своего времени Б-36, получивший неофициальное название “Миротворец” был, без преувеличения, уникальным инженерным достижением в области самолетостроения.

Как американцы случайно уронили водородную бомбу у себя на курорте, но не захотели её обезвреживать

Одной из особенностей бомбардировщика было необычное размещение двигателей — самолёт оснащался шестью, самыми мощными на тот момент, двигателями Pratt & Whitney с толкающими винтами. Подобная компоновка была выбрана, для уменьшения лобового сопротивления, что в свою очередь положительно влияло на дальность полёта.

Как американцы случайно уронили водородную бомбу у себя на курорте, но не захотели её обезвреживать

Но более всего поражали громадные размеры бомбардировщика. Б-36 был и остаётся самым большим поршневым самолётом за всю историю мировой авиации (из выпускавшихся серийно).

Как американцы случайно уронили водородную бомбу у себя на курорте, но не захотели её обезвреживать

“Миротворец” стал первым в мире межконтинентальным бомбардировщиком. Максимальная дальность полёта составляла 16 000 км, а боевой радиус действия в 6 500 км позволял самолету достигать территории потенциального противника, действуя при этом с авиабаз на территории США.

Экипаж, обычно состоявший из 15 человек, размещался в двух герметичных кабинах в передней и задней части самолёта. Т.к.

большая дальность полёта подразумевала долгие часы в воздухе — например, обычный тренировочный полёт продолжался в среднем около 40 часов; для нужд экипажа в задней части фюзеляжа размещался отсек, в котором находилась кухня (с плитой и холодильником), а также 6 коек для отдыха. Между отсеками члены экипажа передвигались по герметичному туннелю на небольших тележках.

Чуть позже, с целью увеличения скорости и максимального потолка, на самолет начали устанавливать 4 дополнительных реактивных двигателя. Сделав Б-36 единственным серийным самолётом в истории авиации, который имел 10 двигателей. Что в свою очередь породило среди лётчиков слоган Six turning, Four burning ( «Шесть крутятся, четыре коптят»).

Как американцы случайно уронили водородную бомбу у себя на курорте, но не захотели её обезвреживать

И всё это только ради одной цели — доставить смертоносный груз на территорию противника. Бомбовая нагрузка Б-36 для того времени была просто фантастической и составляла почти 40 тонн. Даже сегодня, сравнивая этот показатель с современными аналогами, эта цифра выглядит вполне достойно.

В брошюре «невероятные факты» о Б-36, выпущенной Конвером в 1957 г., среди прочего указывалось и то, что объем бомбового отсека самолета примерно равен трем железнодорожным вагонам.

Для новой роли, которую «Миротворец» был вынужден примерить на себя в послевоенном мире, эта характеристика оказалась критически важной. Б-36 стал первым межконтинентальным носителем ядерного оружия, первые образцы которого были очень габаритными и тяжелыми.

Как например, первая серийная термоядерная авиабомба МК-17 длиной в 7,5 м и диаметром 1,5 м. Вес бомбы составлял 21 тонну, а энергия взрыва в 15 мегатонн более, чем в 600 раз превышала мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму.

МК-17 была самой большой и тяжелой бомбой в ядерном арсенале США и одной из самых мощных и разрушительных за всю историю.

Именно такая бомба находилась на борту Б-36 Ричарда Мейера.

Я НИЧЕГО НЕ НАЖИМАЛ!

22 мая 1957 года 11:50 утра. Б-36, под командованием капитана ВВС Ричарда Мейера, находился на подлёте к авиабазе Кертленд. Перелёт был коротким — из Техаса в Нью-Мексико, поэтому самолёт был сравнительно налегке, т.к. баки бомбардировщика были заправлены всего лишь на треть.

Самолёт начал заход на посадку и старший лейтенант Боб Карп (Bob Carp) направился в бомбовый отсек.

При перевозке ядерных бомб сразу после взлета, согласно правилам безопасности, в держатель бомбы вставлялась предохранительная чека, которая исключала возможность случайного сброса бомбы во время полёта.

Но непосредственно перед посадкой, чека снова вынималась, чтобы, в случае технической неисправности самолёта у экипажа была возможность аварийно бомбу сбросить.

Бомбардировщик начал снижение и Боб Карп уже находился в бомбовом отсеке чтобы вытащить предохранительную чеку. Стоя на цыпочках на маленькой площадке, оперевшись одной рукой на бомбу, второй рукой Боб потянулся к бомбовому замку.

Но представьте себе состояние лейтенанта Карпа, когда, вытянув чеку, громадная термоядерная бомба вдруг сорвалась с держателей и, проломив своим весом створки бомболюка, выпала из самолёта.

Как рассказывал затем капитан Мейер в своем интервью в 1986 году:

“Облегченный самолёт неожиданно подбросило вверх метров на 300. После небольшой паузы бортинженер из задней части самолёта доложил по внутренней связи: “Бомба пошла!”. Затем кто-то выругался в эфире: “Вот #^@%*!!!” ………. Возможно это даже был я».

На фото подполковник ВВС Ричард «Дик» Мейер (справа) и старший лейтенант ВВС Джек Вилльямс.

Бортинженер Джек Ресен (Jack Resen) рассказал, что перед ним появился Боб Карп с лицом белее простыни и чекой в руках, который без остановки повторял: “Я ничего не нажимал!”. Сейчас, конечно же, это вспоминается, как веселая история.

Несмотря на то, что системы безопасности на авиабомбе МК-17 по сегодняшним меркам были очень примитивными, возможность ядерного взрыва была маловероятна. Материалы, необходимые для приведения заряда в боевое положение, в бомбе отсутствовали.

Но при падении произошла детонация обычного взрывчатого вещества в бомбе. На земле произошёл взрыв, который образовал огромную воронку диаметром 7,5 метров и глубиной 4 метра. Без жертв, к сожалению, не обошлось — взрыв бомбы убил на земле одиноко стоявшую корову.

Читайте также:  Двадцать лет спустя. эволюция api microsoft directx

В районе воронки также было зафиксировано небольшое радиационное заражение.

Бомба упала примерно в 7 киломтерах от авиабазы Кертленд и всего в 500 метрах от склада по хранению ядерного оружия “Сандия”. И кто знает какими были бы последствия, вытащи Карп чеку на несколько мгновений позже.

Б-36 доложил на авиабазу, что при подлёте они случайно сбросили ядерную бомбу, и поэтому на полосе их уже встречали “официальные лица”. Было начато расследование и после посадки экипаж сразу же был допрошен.

По одной из версий, считается, что перед взлетом бомбу на держателе немного сдвинули, что вытянуло из под обшивки провод, идущий от замка к пульта сброса.

Пытаясь вытянуть предохранительную чеку, старший лейтенант Карп ненамеренно прижал провод, что каким-то образом замкнуло переключатель на сброс. Но точная причина произошедшего до сих пор остается неизвестной.

По результатам расследования никаких наказаний экипажа после инцидента не последовало и произошедшее никак не отразилось на их карьерах.

ВВС оплатили фермеру потерю коровы, а также все расходы, связанные по дезактивации места взрыва, которое находилось на участке, формально принадлежавшем Университету Нью-Мексико. Экипаж попросили никому о произошедшем не рассказывать и до 80-х годов этот случай оставался засекреченным.

На момент инцидента в Нью-Мексико и авиабомба МК-17, и бомбардировщик Б-36 уже считались “динозаврами” и, можно сказать, доживали последние дни. Самолёт создавался согласно требований Второй Мировой Войны, которые к концу 50-х, с появлением сверхзвуковых перехватчиков и первых ЗРК, уже мало отвечали действительности.

В августе 1957-го года авиабомба МК-17 была снята с вооружения, а в 1959-м на пенсию ушёл и последний “Миротворец”. На смену ему пришёл новый реактивный бомбардировщик Б-52.

Что интересно, за всю свою карьеру Б-36 ни разу не принимал участие в боевых действиях и не сбросил ни одной бомбы в боевых условиях.

Способный нанести сокрушительный ядерный удар по противнику, самолёт всю свою карьеру, оставался одним из главных элементов сдерживания в послевоенном мире.

Тем самым, возможно, не допустив начала большой войны и, в какой-то степени, оправдав полученное название “Миротворец”.

Инцидент в Нью-Мексико оставался засекреченным на протяжении почти 30 лет. Что вызвало затем волну недовольства у простых американцев, когда в 1986 году инцидент получил огласку.

https://www.youtube.com/watch?v=VDyvJSA8qvE

И их возмущение можно понять — за время Холодной Войны Министерство обороны США подтвердило 32 инцидента с ядерным оружием, в то время как жители страны-потенциального противника спокойно жили и трудились на благо коммунистической Родины. По официальным данным министерства обороны Российской Федерации ни в СССР, ни, затем в России, за всю историю не произошло ни одной аварии или инцидента с участием авиационного ядерного оружия.

И будем надеятся, что так всё так и будет оставаться.

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам:

Как американцы случайно уронили водородную бомбу у себя на курорте, но не захотели её обезвреживать

Истребитель потерял крыло и рухнул, пилот успел катапультироваться, а у бомбардировщика отказал двигатель и повредились топливные баки. Когда самолёт стал терять высоту, командир экипажа принял решение раскрыть отсек с водородной бомбой Mark 15 примерным весом 3500 кг и сбросить её в океан. Бомба упала на дно залива Уссо (штат Джорджия) с высоты 2200 метров, взрыва не последовало.

Как американцы случайно уронили водородную бомбу у себя на курорте, но не захотели её обезвреживать
Из-за столкновения в воздухе водородная бомба залегла в американском курортном городке

После столкновения бомбу не могли разыскать 46 лет подряд! Mark 15 нашёлся только в 2004 году, однако ВВС США решило не поднимать её со дна и ограничилось отговорками, что бомба больше не представляет опасности. Власти заверили население, что полёт был учебным, а ядерной капсулы, которая провоцирует цепную реакцию в водородной бомбе, в данном конкретном экземпляре не было.

Как американцы случайно уронили водородную бомбу у себя на курорте, но не захотели её обезвреживать
Водородная бомба Mark 15

Правда, помощник министра обороны США докладывал в Конгресс о том, что бомба содержит полностью снаряжённую боеголовку с плутонием ещё в 1966 году — письмо рассекретили только 28 лет спустя. Но официальные источники назвали информацию в письме «неточной», а бомба по сей день лежит неподалёку от курортного американского городка.

А ещё 5 февраля…

…2008 года британские ученые успешно создали эмбрион от трёх биологических родителей. Ученые из университета города Ньюкасл провели трансплантацию ДНК и с помощью искусственного оплодотворения получили эмбрион из биоматериала одного мужчины и двух женщин.

Такая процедура проводилась не из праздного любопытства — большинство наследственных заболеваний передаются через митохондрии, которые в рабочем состоянии должны перерабатывать пищу и кислород для нового организма.

Как американцы случайно уронили водородную бомбу у себя на курорте, но не захотели её обезвреживать
У вмешательства в ДНК до сих пор немало противников

При наличии дефектов в работе митохондрий новорожденному могут передаться 40 различных заболеваний: дефекты мышц, пороки сердца, поражение мозга, печени, рак, диабет, слепота, глухота.

Строго говоря, вмешательство третьего «родителя» в плод остаётся минимальным — ядро оплодотворенной яйцеклетки от матери с генетическими отклонениями внедряется в донорскую яйцеклетку, уже без ядра, но без митохондриальных болезней. Таким образом, вмешательства в ДНК нет, и все изменения остаются на уровне цитоплазмы (полужидкого содержания клетки).

Экспериментальные эмбрионы учёным пришлось уничтожить спустя 6 дней после создания — у вмешательства в ДНК плода есть армия противников (особенно среди представителей церкви), и во многих странах такая процедура банально незаконна. Тем не менее, учёные утверждают, что более эффективного способа бороться с наследственными болезнями пока нет, и поэтому уже в феврале 2015 года британский парламент узаконил такие процедуры.

Как самолет США потерял водородную бомбу

Как американцы случайно уронили водородную бомбу у себя на курорте, но не захотели её обезвреживать National Nuclear Security Administration

Самолет ВВС США 5 февраля 1958 года потерял водородную бомбу
в результате столкновения над островом Тайби — происшествие стало одним из самых
громких инцидентов с ядерным оружием. Бомба не найдена до сих пор — она покоится на дне залива Уоссо к югу от
курортного города Тайби-Айленд.

Столкновение произошло ночью — бомбардировщик B-47
возвращался из учебного полета на авиабазу Хомстед во Флориде. На высоте 11 600
метров самолет внезапно столкнулся с летящим по другому заданию истребителем
F-86. Между тем в бомбовом отсеке B-47 находилась водородная бомба Mark 15
весом почти 4 тонны.

Позднее летчик истребителя заявил, что не увидел
бомбардировщик на радаре. В результате столкновения истребитель потерял крыло,
а у бомбардировщика были повреждены топливные баки и двигатель. К счастью,
пилоты не пострадали — летчик F-86 успешно катапультировался, а командир B-47 Говард
Ричардсон решил сажать бомбардировщик на ближайшем аэродроме.

Как американцы случайно уронили водородную бомбу у себя на курорте, но не захотели её обезвреживатьПоврежденный B-47 слишком быстро снижался, поэтому для спасения
экипажа Ричардсон сбросил бомбу Mark 15 прямо в море на высоте 2200 метров. Взрыва
не последовало, а бомбардировщик успешно приземлился на авиабазе Хантер в
Саванне. Никто из экипажа в итоге не пострадал.

Практически сразу были организованы поиски водородной бомбы,
мощность которой в 100 раз превышала мощность устройства, сброшенного США на
японский город Хиросиму. Однако многомесячная поисковая операция оказалась
бесполезной — скорее всего, бомба оказалась сокрытой в метровом слое ила на дне
залива.

ВВС США распространило официальный отчет, что бомба не представляет
серьезной угрозы, так как боевая капсула в ней якобы была заменена на учебную. Однако
письмо помощника министра обороны США в конгресс, написанное в 1966 году и
рассекреченное только в 1994 году, свидетельствует о том, что бомба содержала
полностью собранную боеголовку с плутонием.

Как американцы случайно уронили водородную бомбу у себя на курорте, но не захотели её обезвреживать
В любом случае, бомба содержит почти 200 килограммов высокообогащенного
урана. Несмотря на это, власти США утверждают, что утерянная водородная бомба не
представляет опасность. В частности, во время Олимпийских игр 1996 года в
районе предполагаемого падения атомной бомбы проводилась олимпийская парусная
регата.

ВВС США удерживают лидерство по количеству инцидентов с
утраченным атомным оружием. За время холодной войны американские военные
потеряли 11 ядерных бомб. Самый знаменитый инцидент с потерей сразу четырех
ядерных бомб произошел в январе 1966 года в небе над Испанией, тогда произошел
выброс ядерных материалов в атмосферу.

Обнаружили в тексте ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Как США 5 раз чуть не взорвали сами себя

Во время холодной войны мы постоянно боялись, что США и СССР начнут ядерную войну. Но с гораздо большей вероятностью мы могли погибнуть от собственного ядерного оружия.

Инциденты с ядерным оружием в среде военных имеют множество зловещих названий – Сломанная Стрела, Увядший Гигант, ЯДВСПЫШКА. На самом деле происходили десятки таких случаев, но мы расскажем о пяти серьёзных происшествиях в США.

Авиабаза Тревис, 1950, Сломанная стрела

Во время корейской войны военные и политики США серьёзно рассматривали применение ядерного оружия. В августе 1950-го, 10 бомбардировщиков Б-29 взлетели с, как её тогда называли, авиабазы Fairfield-Suisun в Калифорнии, и направились в Гуам. каждый из бомбардировщиков нёс атомную бомбу Mark IV, которая была в два раза мощнее сброшенных на Японию в конце Второй мировой.

Как американцы случайно уронили водородную бомбу у себя на курорте, но не захотели её обезвреживатьВскоре после взлёта один из Б-29 сообщил о неисправности двигателя. На борту находился генерал Роберт Тревис. Он приказал самолёту возвращаться на базу, но при посадке у самолёта отказали шасси. Понимая, что самолёт падает, пилот попытался избежать столкновения с населёнными районами вокруг базы, и самолёт упал в северо-западном углу базы. При ударе погибли 12 из 20 бывших на борту, включая и генерала Тревиса. В результате пожара сдетонировали 5000 фунтов взрывчатки, которые являлись компонентом атомной бомбы Mark IV. Этот взрыв убил ещё 7 человек, находящихся на земле. Если бы бомба была оборудована расщепляющейся капсулой, число жертв, возможно, исчислялось бы шестизначной цифрой.ВВС США скрыли инцидент, сказав, что для тренировочного полёта были загружены обычные бомбы. Через несколько месяцев после этого, база была переименована в честь генерала Тревиса. Термин Сломанная стрела применяется для обозначения различных ЧП с ядерным оружием, не связанным с началом ядерной войны.

Читайте также:  MWC 2016. Видео: первый взгляд на Samsung Galaxy S7 и Galaxy S7 edge

Обогатительный реактор Ферми-1, 1966, Увядший Гигант

Этот инцидент был увековечен под названием «Когда мы чуть не потеряли Детройт», в одноимённой книге Джона Фуллера.Случившееся на Ферми 1 стало результатом инженерных ошибок, несоблюдения правил техники безопасности, да и просто отсутствия опыта.

Инженеры внесли изменения в систему охлаждения, но не вписали это в документацию, поэтому инженеры, которые работали над реактором, не знали что в резервуаре с жидким натрием были дополнительные дисперсионные пластины. Когда в одном из резервуаров заблокировались охлаждающие трубы, ядро реактора перегрелось до 700 градусов по Фаренгейту (ок. 370С; прим.

mixednews) и частично расплавилось.Как американцы случайно уронили водородную бомбу у себя на курорте, но не захотели её обезвреживатьПри расплавлении топливо реактора перегрелось сверх того, с чем могли справиться охлаждающие системы. В итоге это привело к расплавлению окружающей инфраструктуры, такой как защитный корпус, системы охлаждения, и в экстремальных случаях основание установки. При полном расплавлении топливо воспламеняется, и поддерживает температуру около 2000 градусов по Фаренгейту (ок. 1000С). Хотя термин не используется с 1966 года, гипотетический (и технически невозможный) шанс того, что расплавленный реактор прожгёт землю насквозь, и доберётся до Китая, дал определение «Китайский синдром».Ферми-1 вообще-то находится между Детройтом и Толедо, но надо полагать «Когда мы чуть не потеряли Толедо» звучит не так захватывающе.

Тайби Айленд, 1958, – Сломанная Стрела

В Водах недалеко от острова Тайби, Джорждия, на границе штатов Джорджия и Южная Каролина, на глубине около 10 футов (3м) покоится водородная бомба. Находится она там почти 50 лет.Как американцы случайно уронили водородную бомбу у себя на курорте, но не захотели её обезвреживатьВ 1958 году бомбардировщик B-47 «Stratojet» во время учений потерпел крушение. На борту он нёс водородную бомбу Mark 15 – лёгкую бомбу длиной 12 футов, вооружённую 400 фунтами взрывчатки и высокообогащённым ураном. Экипаж терпящего крушение самолёта решил, что при вынужденной посадке им совсем не хотелось бы нести на борту такой опасный груз, и запросил разрешение сбросить бомбу в океан. При ударе об воду она не взорвалась, и никто с тех пор её больше не видел.Существует некоторое расхождение относительно того, была ли бомба полностью снаряжена. Некоторые отчёты полагают что была, но ВВС в официальном порядке объявили, что внутри была учебная капсула. Были предприняты попытки её найти, но естественная радиация земли чрезвычайно затруднила розыскные мероприятия. Если она была снаряжена, и если бы сдетонировала, то находящийся неподалёку город Саванна практически исчез бы с лица земли.

Айдахо-Фолс, 1961 – Увядший Гигант

Это была потенциально серьёзная катастрофа, и населённые районы подверглись воздействию радиоактивного газа. Но инцидент в Айдахо-Фолс стоит особняком в ряду ядерных инцидентов, как самая ужасная катастрофа, однако об этом сравнительно мало известно.Реактор SL-1 был экспериментальным, и находился в ведении армии недалеко от Айдахо-Фолс.

Третьего января 1961 года всех разбудила сирена тревоги. Срочно прибыл находящийся поблизости персонал на случай чрезвычайных ситуаций. Из-за высокой радиации они не могли пробиться к рубке контроля более полутора часов. Когда им наконец это удалось, они обнаружили двух пострадавших, один из которых ещё подавал признаки жизни (он умер вскоре после этого).

Даже после того, как потерпевших вынесли из здания, где находился реактор, тела людей были настолько радиоактивны, что их пришлось похоронить в свинцовых могильниках.Худшее было ещё впереди. Через несколько дней аварийно-спасательные службы обнаружили третьего оператора. Когда произошёл инцидент он стоял на вершине реактора.

Сила взрыва разорвала управляющие стержни, и те, пройдя через его грудную клетку, пригвоздили тело к потолку.Причиной инцидента стала возможность операторами контролировать скорость реакции. Устойчивая реакция требует, чтобы каждый цикл деления генерировал достаточно нейтронов, чтобы разбивать добавочные атомы, производя следующий цикл деления.

Управление осуществлялось при помощи управляющих стержней из материала, безопасно поглощающего нейтроны. Ввод нескольких элементов управляющих стержней в реактор замедляет реакцию. SL-1 проходил техническое обслуживание, при котором требовалось вытащить управляющие стержни на несколько дюймов.

Так как конструкция реактора предполагала использование одного большого стержня контроля, то единственная ошибка (вытаскивания стержня почти целиком) привела к мгновенной сверхкритической реакции – циклов деления, которые возрастали по экспоненте.

Массивный скачок выходной энергии испарил охлаждающую воду, и часть самого реактора, в результате вызвав мощный взрыв, приведший к прекращению реакции. Так что можно писать книгу «День, когда мы чуть не потеряли Айдахо-Фолс».

NORAD, 1979 – ЯДВСПЫШКА (почти)

Вот как NORAD научил, что не стоит работать с компьютерным моделированием ядерного нападения Советского Союза, используя системы, которые реагируют на реальную ядерную атаку. Агентство противоракетной обороны получило тревожные показания того, что целая армада советских ядерных боеголовок направляется к США.

В воздух подняли боевые самолёты, снаряжённые ядерным оружием. Защищённый самолёт президента также был поднят в воздух (хотя на тот момент он там не находился).Палец замер над кнопкой. Командиры лётных экипажей ждали приказа атаковать.

За шесть напряжённых минут, никто не был уверен, что это не Третья мировая война… и как ни странно, никто не использовал «красный телефон» горячей линии с Советами. Наконец, от спутников и Радара раннего оповещения пришёл сигнал, что никакой ядерной атаки не зафиксировано.

Виновником переполоха оказалась тренировочная запись, генерирующая фальшивые положительные сигналы, которую случайно включили. На жаргоне военных ЯДВСПЫШКА означает реальный ядерный взрыв, который может привести к ядерной войне.

Если всё вышеозвученное не выглядит достаточно пугающим, то есть ещё несколько десятков подобных инцидентов только в США. Здесь можно вспомнить знаменитый Карибский кризис. Печальная мораль такова, что было бы разумнее менее опасаться явной агрессии, нежели собственной некомпетентности и плохой техники.

Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Военное обозрениев Яндекс Новостях

Военное обозрениев Яндекс Дзен

43

Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.

7 историй о том, как американцы теряли ядерное оружие

Как американцы случайно уронили водородную бомбу у себя на курорте, но не захотели её обезвреживать

Мы собрали 7 историй о том, как американцы по невнимательности теряли ядерное оружие или его компоненты

Ровно 46 лет назад, 21 января 1968 года, произошло одно из самых крупных ядерных происшествий в истории — авиакатастрофа над базой Туле в Гренландии. Американский бомбардировщик B-52G, перевозивший на борту четыре термоядерные бомбы, загорелся в воздухе и рухнул на лёд залива Северной Звезды.

Ядерного взрыва не произошло, но радиоактивные компоненты оказались разбросаны по большой площади, а затем и вовсе ушли под воду.

В 2008 году британская корпорация BBC опубликовала серию статей, основанных на рассекреченных документах, согласно которой обнаружены были только три бомбы, четвертая же не найдена до сих пор.

Как оказалось, подобных инцидентов в истории известно немало. По данным CNN, за годы холодной войны США потеряли 11 атомных бомб из-за различных аварий.

Но были случаи, когда ядерное оружие терялось не из-за технической неисправности или несчастного случая, а в результате человеческой невнимательности или откровенной халатности.

Мы собрали шесть историй о том, как американские военные и высокопоставленные лица по невнимательности теряли ядерное оружие или его компоненты.

Перепутанные ракеты

30 августа 2007 года на авиабазе Майнот в Северной Дакоте обнаружилась пропажа шести термоядерных боеголовок.

Как выяснилось позже, за день до этого группа военнослужащих ВВС США, готовивших бомбардировщик B-52H к оправке на авиабазу Барксдейл в Луизиане, не провела ряд положенных проверок, в результате чего осталась незамеченной смена места хранения ракет с учебными боевыми частями.

В итоге военные по ошибке установили на левое крыло самолёта шесть боевых частей W80-1 с термоядерным зарядом, на правое крыло были установлены учебные боеголовки. Принимая работу, оператор радиолокационной станции произвёл осмотр ракет, установленных на правое крыло, левое крыло он осматривать не стал. Капитан экипажа также пренебрёг визуальным осмотром самолёта.

УтромB-52 прилетел в Барксдейл, после чего девять часов простоял на перроне авиабазы без охраны. Только к вечеру на Майноте обнаружили пропажу.

В это время один из офицеров, демонтировавших ракеты, заметил внешние отличия между боеголовками на пилонах правого и левого крыльев.

Только после дополнительного осмотра ошибка, из-за которой ядерное оружие потерялось на 36 часов, была обнаружена. Различные дисциплинарные взыскания тогда получили 70 человек, причастных к инциденту.

Ошибка капитана

11 марта 1958 года, пролетая над Южной Каролиной, капитан бомбардировщика B-47E Брюс Кулка зафиксировал проблемы в бомбовом отсеке и пошёл проверить его. Не найдя неполадки, он решил осмотреть бомбу сверху.

Для этого он попытался залезть повыше и ухватился за рычаг экстренного сброса бомбы.

Атомная бомба Mark 6 проломила люк самолета и полетела вниз, а капитану воздушного судна чудом удалось уцепиться и не последовать вслед за бомбой.

Снаряд упал на жилой дом в малонаселенном районе в шести милях к востоку от города Флоренс. Раздался взрыв, но далеко не ядерный: так как бомбу везли в разобранном виде и ядерная боеголовка осталась в самолёте. Тем не менее в результате происшествия пострадали шесть человек.

Устаревший самолет

Похожий случай произошел 22 мая 1957 года, когда бомбардировщик B-36 Peacemaker («Миротворец») перевозил термоядерную бомбу на базу Киртлэнд в Нью-Мексико.

Читайте также:  Обзор HP Envy 15-as006ur: мощный ультрабук с большим экраном

Эксперты утверждают, что самолёт был технически устаревшим, оружие такого класса перевозить на нём было нельзя.

Как пишет Майкл Дейсик в книге про B-36, двигательная система самолёта (шесть винтовых и четыре реактивных двигателя) имела прозвище «шесть крутятся, четыре горят», но из-за частых пожаров и общей ненадежности эта формула была переделана в «два крутятся, два горят, два дымят, два прикалываются, а ещё два куда-то делись».

Экипаж самолёта не уследил за безопасностью бомбового отсека и случайно выронил снаряд в семи километрах от пункта назначения. Термоядерная бомба упала всего в 500 метрах от склада ядерного оружия «Сандия».

Один термоядерный взрыв должен был повлечь за собой ещё серию взрывов, что привело бы к катастрофическим последствиям.

Но по неизвестным причинам, несмотря на детонацию обычного взрывчатого вещества, плутониевое ядро бомбы не сдетонировало.

Тайваньские взрыватели

В конце 2006 года США вместе с партией вертолётных аккумуляторов по ошибке отправили в Тайвань четыре взрывателя для ядерных боеголовок, устанавливаемых на баллистические ракеты «Минитмен».

Несмотря на то, что технология производства этих взрывателей разработана ещё в шестидесятые годы прошлого столетия, она до сих пор находится под грифом секретности.

В связи с ошибкой Тайвань получил возможность изучить устройство американского ядерного оружия, тем более что США даже не заметили пропажи — об инциденте стало известно лишь полтора года спустя, когда тайваньские заказчики пожаловались на недопоставку аккумуляторов.

При этом Тайвань заявил, что своевременно проинформировал США об ошибке, но из-за нарушений в системе обмена информацией между тайваньскими и американскими властями в Вашингтоне не узнали о произошедшем вовремя. Вскоре взрыватели ядерных боеголовок были возвращены в США.

Химчистка для ядерного ключа

Если само ядерное оружие потерять тяжело, то такой важный атрибут, необходимый для атаки и обороны, как ключ от ядерного чемоданчика, потерять проще простого. Ключ этот, как выяснилось, представляет собой пластиковую карточку-идентификатор с секретным кодом.

Самый известный случай потери ключа произошёл с 39-м президентом США Джимми Картером, который всегда носил идентификатор в кармане пиджака. Однажды он сдал пиджак в химчистку, забыв вытащить из него ключ.

Пропажа обнаружилась в течение нескольких часов, за это время постирать пиджак с пусковым устройством «ядерной кнопки» ещё не успели.

Рассеянный президент

Ещё одним рассеянным президентом, потерявшим код доступа к ядерному оружию, был Билл Клинтон. Эту историю описывает в своих мемуарах бывший член Объединенного комитета начальников штабов США генерал Хью Шелтон.

В 2000 году представители минобороны страны решили поменять коды от ядерного чемоданчика, однако помощник президента заявил, что кодов у главы государства нет, так как они утеряны.

Как выяснилось, без ключа от ядерного оружия США остались ещё несколько месяцев назад, но при обязательной ежемесячной проверке сохранности президентского ключа помощник главы государства заявлял, что карточка находится у Клинтона, а сам президент находился на совещании, поэтому удостовериться в правдивости заявлений помощника не представлялось возможным. Сам же Клинтон даже не предполагал, когда и где он мог потерять ключ от ядерного чемоданчика.

Как США сбросили водородные бомбы на пляж в Испании

В том же году испанский чиновник, Мануэль Фрага Илибарн (Manuel Fraga Iribarne), в центре, и американский посол, Ангьер Бидл Дюк (Angier Biddle Duke), слева, плавали в море, чтобы демонстрируя безопасность моря.

  • В самом Паломаресе десятилетия спустя о произошедшем не напоминает ничего, кроме улицы «17 января 1966».
  • Разумеется, это не первые и не последние Бомбы потерянные и чудом не взорвавшиеся.
  • В 10 км от береговой линии США лежит мощнейшая атомная бомба.

На дне моря всего в 10 км от береговой линии США лежит мощнейшая атомная бомба, сообщает газета The Australian. Эта бомба — в 100 раз мощнее сброшенной на Хиросиму в 1945 году. Данные об этом до последнего времени хранились Пентагоном в строжайшем секрете и были обнародованы в соответствии с законом о доступе к секретным материалам.

Из рассекреченных архивов стало известно, что водородная бомба «Марк 15» массой 3450 кг была сброшена 40 лет назад с бомбардировщика B-47 Stratojet после его столкновения в воздухе с истребителем во время тренировочных полетов.

Пилот бомбардировщика майор Ховард Ричардсон получил приказ командования сбросить бомбу, так как в ином случае он не смог бы посадить машину.

С 1958 года «Марк 15» лежит у берегов острова Тайби, штат Джорджия, и никто не знает, где именно. Бомбу искали в течение 10 недель, но безрезультатно.

В записке Пентагона председателю Комиссии по атомной энергии говорится: «Самолет В-47 с атомным оружием на борту получил повреждения при столкновении с истребителем F-86 близ Сильвании. Пилот предпринял три попытки приземлиться с бомбой, но они закончились неудачей.

После этого бомба была сброшена в воду у устья реки Саванна. Детонации не было зафиксировано». Как свидетельствуют документы, поиски были завершены после того, как еще одна водородная бомба была случайно сброшена у берегов Флоренции в Южной Каролине.

В результате сдетонировал заряд тринитротолуола, но атомная боеголовка не взорвалась. Поисковую команду срочно направили на место нового ЧП, и она так и не вернулась на остров Тайби.

Представители Пентагона заверяют, что бомба не представляет опасности, и гораздо опаснее ее трогать, чем оставить на дне. «Поиски бомбы были завершены 16 апреля 1958 года, и она считается безвозвратно потерянной», — говорится в одном из документов.

По данным экспертов военного ведомства США, сейчас «Марк 15» покоится на дне моря под 6-метровой толщей воды, на 5 метров погруженный в песок.

Жители Джорджии требуют что-то сделать для их безопасности, но военные говорят, что извлечение бомбы займет 5 лет, и на проведение этой операции потребуется 23 млн. долларов.

По словам военных, бомба не может взорваться, так как с нее снята важная деталь — капсула с плутонием, соединяющая заряд тринитротолуола с боеголовкой.

Между тем бывшие военные и местные жители утверждают, что они нашли документы, свидетельствующие о том, что бомба заряжена. По словам бывшего пилота США, в служебной записке Конгрессу говорилось, что бомба является «полностью боевым оружием».

По словам еще одного бывшего военного, все бомбы, использовавшиеся на учениях в 1957-1959 годах, были заряжены.

США потеряли атомную бомбу у берегов Гренландии

21 января 1968 года стратегический бомбардировщик ВВС В-52 США потерпел катастрофу вблизи американской базы Норс Стар-бей. С этой базы осуществлялся мониторинг советской территории, а также управление полетами стратегической ядерной ударной авиации США, самолеты которой имели на борту находившееся на боевом взводе ядерное оружие — атомные бомбы.

На борту потерпевшего аварию самолета было четыре такие бомбы. Самолет пробил лед и оказался на морском дне. Как рассказали спустя 40 лет пилоты бомбардировщика — Джон Хьюг и Джо Дэ Амарио — американские военнослужащие и датские рабочие провели операцию, продлившуюся несколько месяцев.

Официально власти США заявили, что все атомные бомбы подняты с морского дня. Однако в действительности были обнаружены и извлечены из Ледовитого океана только три бомбы. А четвертый заряд так и не был найден.

Об этом свидетельствует рассекреченное американское правительственное видео, полученное ВВС.

Согласно документам, уже к концу января была видна почерневшая одна из секций льда в районе аварии. Лед там замерз повторно, а сквозь него просматривались очертания парашюта оружия.

К апрелю было решено отправить в район инцидента субмарину Star III, чтобы искать потерянную бомбу под регистрационным номером 78252.

Реальная цель прибытия субмарины была преднамеренно скрыта от датских властей, отмечает ВВС.

«Факт, что эта операция включает поиск объекта или недостающую часть оружия, нужно рассматривать как конфиденциальный NOFORN (что обозначает не быть раскрытым любой зарубежной стране) «, — говорится в одном из документов, датированном июлем.

Между тем подводный поиск так и не увенчался успехом. Сначала этому мешали всякие технические проблемы, а затем наступила зима. Решено было остановить поисковую операцию, говорится в документах. В них также сказано, что в пропавшей части оружия находились такие радиоактивные элементы как уран и плутоний.

И теперь, как отмечает ВВС, местные жители сейчас обеспокоены тем, что бомба проржавела под воздействием соленой воды и представляет огромную угрозу для окружающей среды.

Эксперт по ядерным вооружениям, директор Берлинского «Информационного центра трансатлантической безопасности» Отфрид Нассер заявил, что только оборонный департамент США «признал утерю 11 атомных бомб».

В 1968 году в районе Азорских островов затонула американская субмарина, на борту которой находились две торпеды с ядерными боеголовками. Но не только стараниями американцев Атлантический океан превратился в склад ядерных боеголовок.

В 1989 году в северной части Атлантики пошла ко дну советская подводная лодка «Комсомолец». Вместе с ней на глубине 1700 метров оказались еще две торпеды с ядерными боеголовками.

Из-за большой глубины ни одну, ни вторую подлодку, ни их опасный груз извлечь со дна моря не удалось.

Но больше всего атомных бомб было утеряно в результате авиакатастроф, происходивших над океанами.

Особенно часто это случалось в первые годы холодной войны — топлива очень часто не хватало не то, что бы пересечь Атлантический океан, и, исчерпав запасы горючего, бомбардировщики просто падали в воду.

По словам Нассера, основные четыре маршрута пролегали над Гренландией, Испанским Средиземноморьем, Японией и Аляской. И, по всей видимости, именно там до сих пор хранятся смертельно опасные «подарки» холодной войны потомкам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector