Социальные сети могут быть не только способом убийства времени, но и полезным инструментом работы. Например, сегодня в России активно развиваются клоны западных проектов в области электронного правительства. Отдельная ниша: социальные сети для чиновников и экспертов. Я пообщалась с руководителями самых ярких проектов GovLoop — Стивом Ресслером (Steve Ressler) — и ГосБук — Сергеем Холкиным.
Русские и американцы: сходства и различия
Обе площадки создавались со схожими целями. И GovLoop.com, и ГосБук – площадка, где чиновники и эксперты могут делиться друг с другом своими лучшими практиками и обмениваться мнениями. Все это позволит им учиться друг у друга и более качественно выполнять свою работу.
GovLoop помогает чиновникам, работающим над схожими проектами, объединять свои усилия, а ГосБук изначально был призван осуществлять обмен информацией между экспертами, входящими в состав экспертно-консультативной группы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в РФ. Но сегодня ГосБук занимается не только информированием, но и формирует базы знаний с рекомендациями экспертов и успешными кейсами, создает базы компетентных экспертов по отраслям, активно участвует в экспертизе разрабатываемых проектов.
На выходе площадки, изначально существовавшие только в Сети, стали приносить «оффлайновую пользу». Например, благодаря Govloop текущие проблемы стали решаться быстрее и эффективнее: каждый день они узнают об инновациях других подобных агентств, получают ответы на свои узкоспециализированные вопросы и строят отношения, способствующие взаимодействию. Одна из групп на GovLoop.com – Закупки 2.0 (Приобретение 2.0, Приобщение 2.0) – была настолько активной, что они стали организовывать персональные мероприятия, запустили новую платформу для размышлений Better Buy Project и, что самое интересное, начали использовать WIKI и новые технологии.
Ну а комплиментом электронной площадке стали слова губернатора Род-Айленда Линкольн Чафи (Lincoln Chafee) «Использование GovLoop, социальной сети для чиновников, поможет Род-Айленду учиться на чужом опыте разрешения подобных проблем и делиться лучшими практиками их решения как внутри ведомств, так и за их пределами».
У ГосБук также есть свои победы: например, там была инициирована дискуссия по предложенному правительством Москвы «Плану первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем города Москвы». Все мнения были обработаны и «сухой остаток» был отправлен в правительство Москвы.
В рамках реализации «Концепции создания информационной системы в здравоохранении на период до 2020 года» совместно с ЭКГ и АРМИТ ГосБук проводит сбор рекомендаций по реализации региональных программ модернизации здравоохранения в части внедрения ИТ – собирает лучшие практики внедрения решений в медицинских учреждениях различных регионов, которые могут быть полезны представителям органов исполнительной власти субъектов РФ. На страницах сообщества «Развитие здравоохранения и системы медицинского обслуживания населения» уже публикуются решения и наработки.
Виды на перспективу
Есть ли будущее у таких проектов? Создатели GovLoop считают, что да. Ведь эта площадка смогла объединить более 38 000 участников по всему миру, при этом есть реальная перспектива расширения. Глобальная цель проекта – объединять правительство с целью улучшения его работы.
У ГосБук результаты скромнее, однако создатели этой площадки уверены, что развивать проект необходимо на реальных проектах и с реальной пользой для решения вопросов государственного управления.
Но более эффективным электронное правительство станет тогда, когда чиновники поймут необходимость такого диалога с населением.
- GovLoop и ГосБук имеют схожие идеологию и практику, однако охват аудитории англоязычного проекта шире, соответственно и концепция решений стала уже интернациональной, то есть учитывает и позитивный опыт, и «грабли» экспертов многих стран.
- Вопрос: достаточно ли нашему проекту только российского опыта?
- Мой профиль на ГосБук Мой профиль на GovLoop
Электронное правительство
«Электронное правительство» (e-Government) — часто встречающийся, в последнее время, термин. Используется, впрочем, чаще наивно-интуитивно, не особенно и задумываясь-то над содержанием понятия. Поэтому, вместо «единое окно» читаешь иногда: «одно окно» (трудно себе вообразить что-то более ужасное, чем обслуживание населения «через одно окно»).
Появился этот термин в конце 80-ых годов прошлого века в США и Канаде.
«Электронное правительство» — часть электронной экономики и демократии в стране, система для повышения степени ответственности государства перед народом, мало зависящая от географических факторов.
Впервые об электронном документообороте (в рамках СССР) заявил известный советский кибернетик В.М.Глушков в своей книге «Основы безбумажной информатики». Он разработал принципы создания Общегосударственной системы автоматизированного управления всей экономикой большой страны (система ОГАС).
«Электронное правительство» направлено на изменение моделей взаимодействий в обществе.
Что это такое «электронное правительство»?
Это такая инфраструктура государства, которая интегрирует с помощью сетей Интернет в новую, единую среду, как население страны, так власть и бизнес. Основной целью такой интеграции является новая организация и поддержка новых форм оперативного, результативного и массового общения граждан и бизнеса с правительством, различного уровня властными структурами.
Актуальность «электронного правительства» определяется динамичностью многих подсистем современного государства: ФСС, ПФР, ФМС, адвокатура, суды, нотариат, бюджет, налоги, финансы, таможня, наука, образование, медицина, ЖКХ и т.д.
Создание «электронного правительства» должно минимизировать непосредственное («контактное») взаимодействие населения и органов государства, перенося участие в управлении государством (через систему выборов, например) в систему «электронного правительства». Основа такого коренного изменения взаимодействия – изменение менталитета госслужащих, структуры и принципов их взаимодействий между собой и с населением.
«Электронное правительство» предполагает:
- информационную и коммуникационную грамотность населения;
- наличие и государственную поддержку необходимого количества и качества (структура, содержание, «мощность») информационных систем и потоков;
- технологическую модернизацию, оптимизацию (рационализацию) всех форм, структур и систем государственного аппарата и управления, «прозрачность» их функционирования, взаимодействия, расходования государственных средств.
Модели взаимодействия электронного правительства
«Электронное правительство» – это не дополнение или аналог «обычного» правительства. Это – новые способы взаимодействий с помощью Интернет-коммуникаций, корпоративных и социальных сетей с целью повышения эффективности предоставляемых государственных услуг.
Основные модели взаимодействий электронного правительства:
- между государством и населением, гражданами (G2C, Government-to-Citizen, Государство-Гражданин);
- между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business, Государство-Бизнес);
- между ветвями госвласти (G2G, Government-to-Government, Государство-Государство);
- между государством и госслужащими (G2E, Government-to-Employees, Государство-Служащие).
Концепция формирования «электронного правительства» в РФ
Основные цели и задачи этой Концепции
- доступные качественные услуги государства и муниципалитета – как для физических, так и для юридических лиц;
- упрощенные, оперативные и эффективные процедуры оказания населению государственных слуг, в том числе, самообслуживания при оказании таких услуг;
- реализация принципа «единого окна» для обслуживания физических и юридических лиц;
- расширение доступа всех к (открытой) информации по работе органов власти;
- расширение и поддержка доступности к такой информации;
- расширение форм участия народа в принятии властью решений;
- обеспечение и поддержание эффективной обратной связи типа «население — власть»;
- усиление ответственности власти за надлежащее качество принимаемых ею решений.
Что необходимо сделать в рамках Концепции?
Для всего этого необходимо будет обеспечить в полной мере использование и информационную защиту:
- средств удаленного доступа к открытой и общезначимой информации всех структур власти;
- государственных и муниципальных услуг с помощью центров доступа и сетей Интернет (по принципу «электронный киоск») и многофункциональных центров предоставления таких услуг;
- электронного документооборота;
- информационных систем планирования и управления;
- нормативно-правовой базы взаимодействий участников.
Строительство «электронного правительства» и сайтов
«Сайтостроительство» для нужд «электронного правительства» предусматривает:
- развитие сети ведомственных сайтов для доступа к ведомственным информационным системам;
- развитие информационно-справочной системы поддержки госуслуг и взаимодействия граждан с госорганами;
- создание порталов органов госвласти;
- развитие интерактивного взаимодействия и электронных платежей;
- обеспечение полного и недискриминационного доступа к ресурсам, обратной связи и обработки обращений граждан;
- создание сети центров общественного доступа (на почте, в библиотеке и др.).
Примеры реализации Концепции по России
Из различных СМИ и сообщений в Интернет следует, что пока «электронное правительство» более или менее функционально реализовано в Сингапуре и Эстонии. А что сделано в России?
Примеры работ реализации Концепции «электронного правительства» по России:
- портал электронного представления товарной информации на таможне РФ;
- создается в Москве интеллектуальная система борьбы с автоугонами и транспортной системы;
- оформление (подача заявления и фотографии) внутреннего паспорта через портал;
- начата разработка «электронного офиса» московской мэрии для работы с населением, в том числе, отслеживания общественного мнения о недостатках работы мэрии в Интернет;
- внедрены процедуры электронного взаимодействия в арбитражном суде Московского округа;
- разработаны и прошли опытную эксплуатацию информационные киоски доступа для проектов «Электронный Татарстан» и «Электронная Чувашия» (пилотные проекты), в частности, бюджет программы по Татарстану увеличен в полтора раза в 2012 году по сравнению с прошлогодним (до 200 млн. руб.);
- разработана основа для «Электронного правительства» Калужской области (система, объединяющая правительство и министерства области, администрации губернатора, районов, городских округов и других точек (всего 48);
- запущен (при содействии «Дальсвязи») социальный проект «Поколение оn-line» (обучение старшего поколения Интернет-взаимодействиям);
- запущена в Тульской области (по программе «Электронное правительство») подготовка регистрационных документов, как для физических, так и для юридических лиц, почти две тысячи учреждений объединят в единую сеть;
- запущена в Самарской области (по соответствующей региональной программе) интерактивная кадастровая геоинфосистема (цифровая карта), с данными о любом земельном участке (правовой статус, адрес, площадь, стоимость по кадастру), с заверением электронной подписью в Госреестре и пересылкой заявителю по e-mail;
- запущена и функционирует в Кировской области «электронная приемная» — жители области могут направить жалобы на любой орган (любое должностное лицо) исполнительной власти;
- реализуется переход к межведомственному электронному взаимодействию при предоставлении госуслуг в Свердловской области (по 43 типовым услугам);
- запускается разветвленная сеть из 293 электронных терминалов по оказанию госуслуг в 160 административных зданиях Нижегородской области, где планируется осуществлять все платежи только через эти терминалы (в том числе, за связь и ЖКХ);
- первоочередные услуги (получение субсидии ЖКХ, документов ЗАГС, постановка на учет нуждающихся в жилье и другие, всего их 17) в Курганской области принимаются в электронном виде;
- в рамках реализации пилотного проекта в Ростовской области реализованы информационные системы для размещения госуслуг, корпоративная сеть телесвязи органов госвласти и административных центров области, сформирован перечень около 300 госуслуг органов власти и 220 услуг подведомственных учреждений;
- в электронный вид переводят социально значимые госуслуги в Калининградской области (ежемесячные пособия на ребенка, материнский капитал, поиск работы и временное трудоустройство, ЗАГС, результаты ЕГЭ);
- в Татарстане осуществляется переход к электронному журналу в школах, а в Ставрополье и еще в шести регионах страны – «облачный сервис в школах».
Это далеко не полный перечень моментов развития «Электронного правительства» в России.
Полная реализация «Электронного правительства» (трудно сказать, к какому сроку) должна позволить достижения уровня многих развитых стран и приближения к показателям стран ЕС. Ведь и по уровню компьютеризации, и доступности Рунет непреодолимого отставания от этих стран – нет.
Следует отметить, что плохо обстоят дела с эффективным инструментарием, как для разработок, так и для адаптации, а также для оценки их эффективности. Да и психологический барьер неподготовленного «чиновничества» и населения также сильно сказывается.
Электронный парламент
Концепция «электронный парламент» внесена в Думу недавно, но пока на реализацию денег не было. Сейчас финансы найдены, после выборов планируется выделение примерно 500 млн. руб.
Концепция предусматривает ряд этапов.
- На первом этапе произойдет объединение баз документооборота Госдумы и Совета Федерации с подключением региональных парламентов, а далее и муниципалитета.
- На втором этапе – создание парламентского портала для населения.
Сайты систем электронного правительства
В материале содержатся ссылки и комментарии по основным ресурсам электронного правительства (ЕПГУ, ЕС НСИ, Техпортал СМЭВ, ФГИС ДО), а также по связанным информационным системам (СЦ ЭП, Реестр ФГИС и др.).
Статья периодически обновляется с целью поддержки актуальности опубликованной информации: исключаются устаревшие электронные ресурсы, добавляются ссылки на новые системы.
Ресурсы единой инфраструктуры электронного правительства
1. Единый портал государственных и муниципальных услуг
Ссылка: https://www.gosuslugi.ru/
- Потребители: ЮЛ, ИП, ФЛ, иностранные граждане.
- Тип авторизации: ЕСИА.
- Описание: портал предназначен для предоставления государственных услуг в электронном виде.
2. Технологический портал СМЭВ2
Ссылка: http://smev.gosuslugi.ru/
Потребители: ОИВ, разработчики.
Тип авторизации: ЕСИА.
Описание: на портале представлена информация о работе СМЭВ по Методическим рекомендациям версии 2.Х. В частности, содержатся следующие блоки информации:
3. Технологический портал СМЭВ3
Ссылка: http://smev3.gosuslugi.ru/
Потребители: ОИВ, разработчики.
Тип авторизации: ЕСИА (на момент написания статьи не работает).
Описание: на портале содержится информация о работе СМЭВ по Методическим рекомендациям версии 3.Х. В частности, представлены следующие блоки информации:
4. Единая система идентификации и аутентификации
Ссылка: esia.gosuslugi.ru
- Потребители: субъекты, зарегистрированные в ЕСИА.
- Тип авторизации: ЕСИА.
- Описание: фактически является частью личного кабинета ЕПГУ. Позволяет зарегистрированному пользователю:
5. Система досудебного обжалования
Ссылка: https://do.gosuslugi.ru/
- Потребители: ИП, ЮЛ, ЮЛ, ОИВ.
- Тип авторизации: ЕСИА.
- Описание: предоставляет web-интерфейс для работы с ФГИС ДО. Фактически, реализует функционал:
- для ИП, ФЛ, ЮЛ — подача жалобы на оказание услуг и просмотр архива заявок
- для ОИВ — обработка поступивших жалоб (обращений)
6. Единая система нормативно-справочной информации
Ссылка на старую версию: https://nsi.gosuslugi.ru/ (устарела, фактически не работает)
Ссылка на новую версию: https://esnsi.gosuslugi.ru/ (на момент написания материала находится в разработке)
- Потребители: ОИВ.
- Тип авторизации: ЕСИА.
- Описание: предоставляет функционал для создания и редактирования справочников.
Прочие ресурсы электронного правительства
1. Федеральный ситуационный центр электронного правительства
Ссылка: https://sc.minsvyaz.ru/
- Потребители: ОИВ, подрядные организации.
- Тип авторизации: ЕСИА.
- Описание: единый инструмент service desk, обслуживающий заявки и инциденты по всем системам электронного правительства, включая ЕСИА, СМЭВ, ГУЦ, ФГИС ДО, ИС ИЭП. В системе пользователю доступны следующие возможности:
- подать запрос на обслуживание или заявить об инциденте
- принять и обработать запрос/информацию об инциденте от другого пользователя
- проверить доступность сервисов СМЭВ2, посмотреть статистику сбоев и ошибок в работе сервиса
- ознакомиться с подробнейшей статистикой о работе систем электронного правительства
- ознакомиться с документацией о работе ЕСИА, СМЭВ, ГУЦ, ФГИС ДО и других систем
2. Федеральная информационная адресная система
Ссылка: http://fias.nalog.ru
- Потребители: ФЛ, ЮЛ, ИП.
- Тип авторизации: собственная форма авторизации на портале.
- Описание: портал, содержащий данные о работе ФИАС. Представлен следующий основной функционал:
- web-интерфейс поиска по ФИАС (конвертации текстовой строки в ФИАС-id, справка по адресу и возможность отображения адреса на Яндекс-картах)
- ссылка на базу данных ФИАС , включая историю обновлений
- подача заявок на добавления адреса в ФИАС и на предоставление официальной выписки из ФИАС
3. Реестр федеральных государственных информационных систем
- Ссылка: отсутствует.
- Потребители: ОИВ.
- Тип авторизации: ЕСИА, собственная форма авторизации на портале.
Описание: содержит реестр ФГИС с возможностью поиска по названию системы и ее оператору.
По каждой системе представлено подробное описание, включающее ФИО и контакты ответственных, историю разработки, функционал, перечень используемых технологий и др.
В августе 2018 года портал реестра был закрыт.
4. Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных
Ссылка: https://reestr.minsvyaz.ru/
- Потребители: ЮЛ, ФЛ, ИП, ОИВ.
- Тип авторизации: ЕСИА.
- Описание: предоставляет информацию из так называемого «реестра отечественного ПО». Пользователю доступны следующие действия:
5. Портал открытых данных Российской Федерации
Ссылка: https://data.gov.ru/
- Потребители: ФЛ.
- Тип авторизации: собственная форма авторизации на портале, ЕСИА (не работает).
- Описание: полноценный портал, посвященный вопросам открытых данных. Наиболее важные возможности:
- Примечательно, что данный портал, а также множество локальных ведомственных порталов открытых данных по сути составляют конкуренцию описанной выше Единой системе нормативно-справочной информации.
Органы государственной и муниципальной власти в социальных сетях: цели присутствия
Аверин А.В., Погодина И.В., Авдеев Д.А.
«Одним из важных требований, предъявляемых к органам публичной власти, является необходимость создания ими сайтов в сети Интернет.
При этом для обеспечения максимальной реализации принципа транспарентности органов власти, представляется, что в условиях современного общества возможностей сайтов недостаточно, следует задействовать и сторонние ресурсы, имеющие максимальную пользовательскую аудиторию (например, социальные сети и мессенджеры)»[1].
По данным исследований, социальные сети являются наиболее посещаемыми сайтами. Интересно, что порядка 45% опрошенных совершеннолетних россиян пользуются хотя бы одной из социальных сетей почти каждый день[2].
Свои страницы имеют и многие органы государственной власти, в том числе и исполнительной.
Представляется, что ведение социальных страниц органами власти — не просто дань моде, а объективная необходимость, продиктованная требованием времени.
В свете сказанного данная тематика требует особого внимания научного сообщества. Несмотря на широкое освещение в специальной литературе вопросов правового регулирования отношений в информационном обществе (И.Л. Бачило, Л.К. Терещенко), электронного правительства (Е.Г. Иншакова, И.Ю.
Богдановская, И.В. Петрин), электронной демократии (Я.В. Антонов, В.А. Овчинников), отдельные аспекты позиционирования органов публичного управления в социальных сетях не нашли своего отражения. В настоящей статье мы остановимся на анализе целей присутствия органов власти в социальных медиа.
- Представляется бесспорным, что органы публичной власти заинтересованы в использовании социальных сетей. В зарубежных источниках подчеркивается, что использование технологий социальных сетей органами управления предусматривает несколько ключевых возможностей:
- 1) демократическое участие и вовлеченность. Использование технологий социальных сетей для привлечения общественности к участию в деятельности правительства, поощрение диалога на основе широкого участия и обеспечение права голоса при обсуждении вопросов разработки и осуществления политики;
- 2) совместное «производство», в рамках которого правительства и общественность совместно разрабатывают, проектируют и предоставляют государственные услуги для улучшения качества обслуживания, предоставления и реагирования;
3) краудсорсинг решений и инноваций. Поиск инноваций через общественные знания и таланты в разработке инновационных решений масштабных общественных проблем. Для содействия краудсорсингу правительство публикует данные и другие материалы, чтобы общественность имела базу, позволяющую принимать участие в обсуждении проектов власти и принятии решений[3].
Современные социальные медиа предоставляют органам публичной власти инструменты, необходимые для своевременного охвата различных слоев населения. Современные социальные сети также предоставляют государственным учреждениям возможность привлекать общественность, открывая беседы, улучшая коммуникации и получая обратную связь.
- Безусловно, использование социальных сетей важно не только для федеральных органов власти, но и для органов местного самоуправления. Исследователи сформулировали основные возможности социальных сетей для органов муниципальной власти:
- 1) предупреждение преступности и помощь полиции (органы полиции публикуют советы по предупреждению преступности, информацию, используют каналы социальных сетей для поиска данных о разыскиваемых преступниках в этом районе);
- 2) предупреждения об авариях, серьезных изменениях в прогнозах погоды (социальные сети могут помочь муниципалитетам за короткое время донести важную информацию о безопасности до пострадавших районов);
- 3) регистрация на мероприятия и занятия (парки и зоны отдыха используют социальные медиа, чтобы напомнить обществу о предстоящих мероприятиях и занятиях для регистрации);
- 4) заседания администраций и советов (для муниципалитетов, которые предлагают онлайн или записанное видео публичных собраний, обмен ссылками на видео в социальных сетях может напоминать гражданам об услугах и поощрять их к просмотру и участию в решении вопросов местного самоуправления);
- 5) публичные объявления (объявления об общественных услугах являются эффективным методом повышения осведомленности о проблемах, которые важны для населения);
- 6) информация о ремонте сооружений и строительстве дорог (публикация обновлений о возможных задержках или маршрутах, чтобы их избежать, может помочь снизить разочарование граждан);
Роль электронного правительства в системе государственного управления
Определение 1
Электронное правительство – это инструмент, обеспечивающий функционирование органов государственного управления за счет применения информационных технологий с целью упрощения процесса взаимодействия государства, граждан и хозяйствующих субъектов при предоставлении им государственных услуг.
Государственное управление является неотъемлемой частью современного общества.
Технологии государственного управления по мере развития общества и усложнения его потребностей претерпевают существенные изменения, совершенствуясь в соответствии с требованиями времени.
Одной из таких технологий, активно развиваемых на современном этапе существования российского общества, является электронное правительство.
Современное общество характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Люди на ежедневной основе используют текстовые редакторы для создания и изменения документов, табличные редакторы для выполнения подсчетов, банкоматы для получения заработной платы, платежные терминалы для совершения покупок и так далее.
Информационные технологии существенно облегчают жизнь современных людей. Именно это их качество побудило государственную власть к внедрению системы электронного правительства, призванного обеспечить упрощение взаимодействия государства и населения, а также хозяйствующих субъектов.
Кроме того, информационные технологии призваны обеспечить рост эффективности функционирования органов государственного управления.
Также к положительным аспектам внедрения электронного правительства в системе государственного управления можно отнести сокращение затрат на функционирование органов государственного управления и совершенствование процесса предоставления государственных услуг.
Электронное правительство призвано обеспечить коммуникацию органов государственного управления с гражданами и хозяйствующими субъектами преимущественно посредством сети Интернет, выступающей наиболее доступным средством электронных взаимодействий.
Преимущества электронного правительства
Внедрение электронного правительства в системе государственного управления позволяет добиться положительных результатов в отношении различных аспектов государственного управления. В частности, за счет создания электронного правительства обеспечивается:
- во-первых, приближение государственных служащих к населению и хозяйствующим субъектам при одновременном снижении значимости субъективных факторов этого взаимодействия;
- во-вторых, обезличенное взаимодействие органов государственного управления и государственных служащих с населением и хозяйствующими субъектами при наличии контрольных механизмов, обеспечивающих возможность самостоятельного отслеживания процесса предоставления государственных услуг;
- в-третьих, ускорение роста экономики страны за счет устранения субъективных препятствий на пути развития бизнеса, упрощение регистрационных и иных процедур в отношении хозяйствующих субъектов;
- в-четвертых, снижение степени бюрократизации и коррупционности экономики за счет устранения прямого взаимодействия хозяйствующих субъектов, граждан и государственных чиновников, лишенных возможности требовать чего-либо от обратившихся в органы государственного управления представителей населения и бизнеса;
- в-пятых, повышение эффективности функционирования органов государственного управления и производительности труда государственных служащих, обусловленное сокращением времени на личное взаимодействие с потребителями государственных услуг и перевода рутинных операций в автоматизированный режим;
- в-шестых, расширение возможности участия граждан в формировании гражданского общества посредством обеспечения свободного доступа к различной информации;
- в-седьмых, рост прозрачности работы органов государственного управления.
Система электронного правительства дает возможность осуществления открытого и прямого диалога государственной власти с населением, хозяйствующими субъектами. В этот диалог могут быть вовлечены любые социальные службы, руководители органов государственного управления различного статуса и ранга и так далее.
Электронное правительство обеспечивает доступность интерактивного взаимодействия органов государственного управления с населением и хозяйствующими субъектами.
Оценка эффективности функционирования электронного правительства в системе государственного управления
Различные преимущества создания электронного правительства в системе государственного управления, с точки зрения специалистов, тем не менее, требует оценки влияния этого правительства на эффективность функционирования государственной власти.
Правительства разных стран осуществляют разработку методологии, позволяющей оценивать эффект от внедрения электронного правительства в систему государственного управления. Помимо этого, существуют и частные разработки в данной области, суть которых сводится к следующему:
- во-первых, концепция общественной ценности коммуникационно-информационных технологий, предложенная аналитической компанией Gartner, суть которой состоит в измерении вклада, получаемого от инвестиций в развитие информационных технологий в сфере государственного управления, в том числе за счет обеспечения роста качества обслуживания граждан, эксплуатационной эффективности информационных технологий;
- во-вторых, модель оценки добавленной стоимости, предложенная консалтинговой фирмой Accenture, призванная адаптировать анализ добавленной стоимости для частного бизнеса по отношению к государственному сектору. В основе этого анализа находится идентификация совокупности результатов, ориентированных на граждан, дающих возможность измерения их рентабельности при функционировании электронного правительства;
- в-третьих, концепция «выгоды граждан», предложенная консалтинговой компании Deloitte, для оценки финансовой выгоды, получаемой от функционирования электронного правительства государством, бизнесом и населением.
Неудавшийся проект «Электронной России» меняет название и формат: Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости
Неудавшийся проект «Электронной России» меняет название и формат — теперь он будет «Информационным обществом»
Каждый из нас, кто страдал в очередях за справками или на оформление документов, является сторонником «электронного правительства» — даже если сам не знает об этом.
Ведь предполагалось, что, если вам нужно получить справку по форме 9, загранпаспорт или любой другой стандартный документ, достаточно с любого компьютера зайти на сайт «электронного правительства» своего района или города, заполнить форму — то есть вписать данные в заготовленные графы — и отправить ее «гулять», нажав кнопку «выполнить».
Далее программа сама заходит в базы данных различных ведомств, выбирает нужные сведения и заносит их в форму. Человеку остается зайти за готовой справкой и забрать ее.
Эта часть «электронного правительства», следуя традиционным англоязычным сокращениям, называется G2C (government to citizen) — правительство для гражданина. По аналогичной схеме должна была заработать программа для предпринимателей G2B (government to business) — правительство для бизнеса.
В ней можно было бы получить лицензию на продажу спиртных напитков или зарегистрировать предприятие в течение нескольких часов. Третья часть программы — G2G (government to government), правительство для правительства — должна была сделать эффективной работу чиновников.
Например, запросы из одного ведомства в другое должны приходить не в традиционном бумажном виде, а как электронное письмо, которое будет постоянно напоминать о том, что на него необходимо ответить, как только чиновник приходит на работу и включает компьютер.
Такие системы работают во многих странах мира, где компьютер — не роскошь, а обычный инструмент.
Хотели, но — не получилось. На недавнем совещании президент Дмитрий Медведев, оценивая ситуацию с «электронным правительством», сказал, что оно до сих пор «пребывает в изгнании».
Но сама идея «электронизации» государственной машины, а затем и всех сфер жизни не умерла. Она продолжит жить, хотя и под другим названием.
На смену «Электронной России» (важнейшей частью которой было электронное правительство) придет «Информационное общество».
Программа «Электронная Россия» была рассчитана на 8 лет — с 2002 по 2010 год. То есть она заканчивает свое отнюдь не победное шествие по стране в следующем году.
Нельзя утверждать, что программа провалилась: собственно электронная часть, то есть закупка оборудования, была реализована. Однако сотни тысяч новых компьютеров и серверов не дали того эффекта, на который рассчитывали разработчики.
Выяснилось, что граждан надо уговаривать воспользоваться его услугами, а чиновников — заставлять отдавать ему полномочия. И то и другое пока получается неважно.
Еще одной целью «Электронной России» было развитие отечественных информационных технологий. Планировалось, что российский IT-бизнес должен был стать за это время (с 2002 по 2010 год) конкурентоспособным на внешнем рынке и заменить или по крайней мере помочь, газо- и нефтедобывающим предприятиям в деле пополнения федерального бюджета.
Примером была Индия, в которой IT-отрасль приносит в казну ощутимые суммы за счет работы на экспорт компаний, разрабатывающих программное обеспечение.
Программа была разбита на 3 этапа: 2002 год — анализ уровня информатизации страны, 2003-2004 годы — создание единого телекоммуникационного бескрайнего российского пространства на базе интернета, а 2005-2010 годы должны были ознаменоваться массовым распространением информационных технологий в реальном секторе экономики, а также внедрением единого электронного документооборота между ведомствами правительства на всех уровнях — от сельского района до федерального министерства. Помешала, как выявило Министерствосвязи и массовых коммуникаций, проведшее тщательное исследование, межведомственная технологическая «чересполосица».
В «урожайные» с точки зрения бюджета годы на оснащение министерств техникой и программами правительство выделяло любые затребованные суммы.
Но каждое ведомство закупало оборудование на свой вкус, не особо заботясь о совместимости с другими федеральными службами, тем более с регионами. Сами для себя министерства и регионы заказывали и программное обеспечение.
Сотни миллионов рублей истрачено на создание дублирующих друг друга продуктов, которые к тому же плохо стыкуются между собой.
К тому же и цели регионы ставят совершенно разные.
Поставили главной целью внедрение электронного документооборота 36 регионов, информационную безопасность — 32, развитие информационных услуг — 30, формирование информационных ресурсов — 29, создание регионального «электронного правительства» — 25, создание интернет-порталов органов власти — 23, развитие системы подготовки пользователей информационных систем — 23. То есть регионы, заполучив деньги по программе, решили сходить «кто в лес, кто по дрова». Естественно, что эффект от таких прогулок был незначительный.
Сейчас для решения этой проблемы в правительстве создан совет главных конструкторов, который объединяет чиновников, ответственных за информатизацию своего ведомства. Ну а главным в нем назначили главу Минкомсвязи Игоря Щеглова. Первую проблему — технологическую — надеются решить за счет централизации управления программой.
Второй проблемой стал человеческий фактор. Выяснилось, что простой механистический подход в данном случае не срабатывает. Мало поставить компьютеры на столы госслужащих и подключить их к интернету.
Необходимо изменить психологию чиновников — чтобы из властителей бизнеса, открывающих за умеренную плату доступ к требуемой информации, они стали бы фактически сервисной службой для предпринимателей, да еще и бесплатной.
Московские специалисты, одними из первых столкнувшиеся с этой проблемой, жаловались, что в нашей стране строже всего охраняются не военные тайны, а информация, за которую чиновник может получить деньги.
Именно поэтому им (работавшим по госзаказу компьютерщикам) так и не удалось подключить к системе «электронного правительства» базы данных целого ряда ведомств. Например, остается недоступной база ГИБДД и ряда комитетов, связанных со строительством.
А уж о том, чтобы получить по электронной почте все нужные документы, например, для открытия своего дела и речи быть не может.
Можно ли называть всю эту ситуацию саботажем? Формально — нет, потому что не было какого-то координирующего центра, не было спланированных акций. Фактически же — можно. Ведь чтобы сорвать тот или иной новый проект, не нужно устраивать диверсий — можно просто отнестись к нему формально. Что и происходило на всех чиновничьих уровнях.
В общем, ключевую часть программы «Электронная Россия» — создание «электронного правительства» — президент и премьер признали невыполненной.
В новой программе «Информационное общество» — наследнице «Электронной России», которая стартует с 2011 года, виртуальному правительству отведена главная роль. Срок дан до 2015 года. Если и к этой дате новое «правительство» не заработает — полетят головы.
Слишком большие надежды связывают руководители страны с этим проектом, чтобы позволить ему еще раз провалиться.
Между тем в Петербурге…
Смольному помог Евросоюз
Петербургу в определенной степени повезло: на создание местного «электронного правительства» в части G2B (для бизнеса) деньги выделил Евросоюз по программе ТАСИС.
К европейским средствам подключились опытные специалисты из той же Европы, и к ноябрю 2007 года они создали сайт «электронного правительства» Санкт-Петербурга — e-govspb.ru. На нем есть даже раздел «Книги отзывов и предложений». Правда, предложений маловато, а вот с отзывами все нормально.
Только нелестные они какие-то по отношению к государственным органам. Потому что, несмотря на наличие такого сайта, все документы петербуржцам по-прежнему приходится оформлять лично.
- Андрей Давлицаров
- Тем временем
- Президент России Дмитрий Медведев поручил министру связи и массовых коммуникаций РФ Игорю Щеголеву наладить работу в регионах по предоставлению госуслуг в электронном виде, передает ИТАР-ТАСС.
Министр, находящийся сейчас в Краснотурьинске, по видеосвязи рассказал о состоявшемся недавно Совете по региональной информатизации.
«У нас появились первые «отличники», но и первые «двоечники» среди регионов, которые занимаются информатизацией и предоставлением услуг в электронном виде», — сообщил И.Щеголев.
По его словам, отстают Амурская и Магаданская области, Ненецкий автономный округ, а также два региона на Северном Кавказе, но «по объективным причинам». «Разберитесь с теми, кто отстает, работу в этом направлении нужно продолжать», — потребовал президент РФ.
И.Щеголев рассказал, что в Краснотурьинске сегодня будет сдана линия оптоволоконной связи, которая идет от Екатеринбурга на Ноябрьск. «Эта линия строилась 10 лет, ее протяженность 2 тыс км, причем часть — по вечной мерзлоте», — отметил глава ведомства, добавив, что эта линия поможет в создании «электронного правительства».
Во время видеоконференции за спиной министра был расположен портрет изобретателя радио Александра Попова. «За Вами это кто на портрете, не могу понять, вроде не руководитель государства?» — поинтересовался Д.Медведев. И.Щеголев рассказал, что находится на Родине изобретателя радио, которому сегодня исполнился бы 151 год. К юбилею А.
Попова в стране прошло 450 различных мероприятий. «Попов достоин того, чтобы стать символом нашей модернизации, так как занимался и связью, и военным делом, и образованием, а сегодня я узнал, что он еще увлекался и фотографией», — сказал министр.
«Если кого и пропагандировать, то это, конечно, Попова, а не Маркони какого-нибудь», — согласился президент.