ГКРЧ дает добро: мобильная связь появится на бортах российских самолетов

В России началась коммерческая эксплуатация услуг мобильной связи на борту самолета. Первым воздушным судном с такой возможностью стал Airbus A321 «Мсислав Келдыш» авиакомпании «Аэрофлот». Технической реализацией проекта занималась компания «МегаФон». Нашему корреспонденту посчастливилось стать одним из тех, кто смог протестировать услугу в числе первых.

ГКРЧ дает добро: мобильная связь появится на бортах российских самолетов

Мобильная связь берет новые высоты в самом прямом смысле этого слова. Мало того, что мобильник сопровождает нас повсюду и позволяет общаться и выходить в Интернет на земле, теперь все это возможно и в воздухе.

У пассажиров российской авиакомпании появилась возможность пользоваться услугами сотовой связи во время полета. Впервые об этой возможности стало известно еще три месяца назад, когда авиакомпания «Аэрофлот» и оператор «МегаФон» начали тестирование услуг связи на новом самолете Airbus A321 «Мстислав Келдыш».

К 1 марта 2011 года тестирование закончилось. По этому случаю МегаФоном был организован пресс-тур, включающий в себя перелет по маршруту Москва-Новосибирск-Москва, где журналисты смогли бы протестировать услуги связи на борту самолета. Нам посчастливилось стать одними из тестеров и выяснить, как все это работает.

Вечер, аэропорт «Шереметьево», терминал «D». За два часа до вылета представителей СМИ и блогеров ожидала пресс-конференция по случаю официального запуска услуг в коммерческую эксплуатацию.

— Сегодня первый день коммерческой эксплуатации проекта по организации мобильной связи на борту российского воздушного судна, — отмечает Денис Ночевнов, директор по новым технологиям и услугам компании «МегаФон». — Сразу оговорюсь, что среди услуг, которые мы предоставляем, будет только SMS, MMS и мобильный интернет.

История развития мобильной связи на борту воздушного судна берет свое начало в 2000 году, когда европейское агентство по безопасности полетов (EASA) совместно с научными центрами и операторами проводили исследования на электромагнитную совместимость и возможность предоставления беспроводной связи на воздушных судах. После этих исследований было получено разрешение, и началась первичная сертификация технических средств стандарта GSM как безопасных. Тогда же были проведены первые опыты по установке оборудования на самолетах Airbus и Boeing.

ГКРЧ дает добро: мобильная связь появится на бортах российских самолетов ГКРЧ дает добро: мобильная связь появится на бортах российских самолетов

Стоит отметить, что ранее представители авиакомпаний «боролись» с мобильными телефонами на борту самолётов. Основой причиной, запрещающей использование сотовых телефонов в самолёте, являлись помехи, которые могут вызвать звонки по мобильному. Считается, что звонок по телефону может привести к конфликту частот оборудования самолёта, а также изменить показания навигационных систем.

В настоящее время услуги мобильной связи предоставляются на борту ведущих авиакомпаний мира, среди которых Delta, Air France, Lufthansa, Emirates, British Airways, Bmi и другие. В разных самолетах используются разные технологии: где-то Wi-Fi, где-то GPRS/EDGE.

Российских авиакомпаний в этом списке до недавнего времени не было. В этой связи в 2009 году «Аэрофлот» обратился к телекоммуникационным компаниям с просьбой, помочь в организации мобильной связи на борту его самолетов. На это предложение первым откликнулся МегаФон.

Официальный меморандум о начале работ был подписан в декабре 2009 года. Согласно этому документу на МегаФон во время пилотной реализации проекта ложилась основная финансовая нагрузка по покупке необходимого оборудования, монтажа систем и организации каналов связи. Компания «Аэрофлот», в свою очередь, предоставляет свои воздушные суда.

ГКРЧ дает добро: мобильная связь появится на бортах российских самолетов

В феврале 2010 года было получено разрешение Государственной комиссии по радиочастотам [ГКРЧ] о выделении полос частот в диапазоне 1710-1785 МГц и 1805-1885 МГц для организации микросетей сотовой связи GSM на борту самолётов.

Причем базовые станции, установленные в самолетах, должны работать только на высоте более трех тысяч метров. Если высота будет ниже, станции будут автоматически отключаться, чтобы не создавать помехи для наземных служб.

Таким образом, исключается использование мобильных телефонов в наиболее ответственных фазах полета — при взлете и посадке.

В апреле того же года «Аэрофлот» и МегаФон подписали контракт об установке на бортах воздушных судов авиаперевозчика базовых станций оператора. В это же время проект получил массовое освещение в прессе и Интернете.

24 декабря 2010 года состоялся первый полет самолета Airbus A321 «Мстислав Келдыш» с пассажирами на борту с включенной в тестовом режиме услугой мобильной связи. Пока это единственный самолет с услугами мобильной связи на борту.

— До сегодняшнего дня мы оставляли услуги связи в тестовой эксплуатации для того, чтобы утрясти все технические и административные детали, чтобы предоставить услугу нашим абонентам в максимально качественном виде, — рассказывает начальник отдела развития услуг для массового рынка компании «МегаФон», куратор проекта «Связь на высоте» Петр Прокофьев. — Кроме того, наши абоненты получили хороший бонус – два месяца они могли пользоваться услугами связи на «Келдыше» бесплатно. Ну, и сегодня начинается коммерческая эксплуатация услуг связи.

ГКРЧ дает добро: мобильная связь появится на бортах российских самолетов

Пилотный проект предполагает реализацию МегаФоном услуг связи на трех самолетах типа Airbus A320/321, вместимостью до 200 человек и дальностью полетов до 5 000 м. В настоящее время полеты на этих воздушных суднах осуществляются из Москвы в Париж, Милан, Мюнхен, Лондон, Санкт-Петербург, Новосибирск.

ГКРЧ дает добро: мобильная связь появится на бортах российских самолетов

По словам представителей МегаФона, компания перенимала опыт у европейских операторов и авиаперевозчиков с точки зрения продолжительности полета и потребления услуг. Что касается причин выбора технологической основы, то это GSM 1800.

Причина тому, GSM 1800 наиболее массовая технология в отличие от Wi-Fi или 3G. «С технологической точки зрения это оптимальное решение, — говорят в МегаФоне. – Не нужно вводит никаких логинов и паролей.

Достаточно иметь при себе мобильный телефон».

ГКРЧ дает добро: мобильная связь появится на бортах российских самолетов

Завершающая веха пилотного проекта для МегаФона — запуск услуг мобильной связи на борту дальнемагистрального самолета Airbus A330 (дальность полетов свыше 5 000 м), который совершает трансатлантические перелеты в Северную Америку или полеты в самые восточные регионы России. Сейчас МегаФон ведет обсуждение этого проекта с «Аэрофлотом». На этом типе судов оператор планирует помимо GSM 1800 развернуть еще и Wi-Fi доступ с шириной канала уже до 768 Кбит/с.

В самолетах, оборудованных услугами мобильной связи на борту, в отличие от прочих помимо стандартного информационного табло «пристегните ремни» и «курение запрещено» имеется индикация «доступ к мобильной сети». Живые изображения табло вы можете видеть на наших фото.

ГКРЧ дает добро: мобильная связь появится на бортах российских самолетов

В упрощенном виде техническая схема работы услуги мобильной связи на борту самолета выгладит следующим образом. На воздушном судне установлено оборудование МегаФона – базовая станция (IP.Access), которая раздает услуги внутри, спутниковый модем и приемо-передающая антенна.

Через антенну происходит связь со спутниковой системой Inmarsat, геостационарными спутниками. Далее сигнал терминируется и приземляется на наземные станции приема и передачи. Канал симметричный со скоростью 384 Кбит/с.

Затраты на спутниковую линию связи занимает до 75% от стоимости всего проекта. В качестве партнера МегаФна здесь выступает компания OnAir. Интегрированное решение OnAir включает поддержку сервисов GSM/GPRS, сервис мониторинга и управления. МегаФону решение OnAir обошлось в 30 млн.

рублей. Наземный сегмент и ядро сети у оператора собственные.

ГКРЧ дает добро: мобильная связь появится на бортах российских самолетов

Как пояснил Денис Ночевнов, в настоящее время гарантию безопасности при установке на борт оборудования для мобильной связи дает только Airbus. Правда, при этом выбор решений для связи ограничивается теми поставщиками, у которых есть договор с авиастроительной компанией — IP.Access, OnAir и Inmarsat. Установку оборудования осуществляет сам авиастроительный концерн Airbus.

— Еще одной уникальной особенностью проекта является то, что МегаФон стал «набортным оператором». В мире такая бизнес модель не реализуется. Если вы проследите за международной практикой, то на борту самолете есть отдельный оператор, который не присутствует на земле, он есть только в воздухе, — отметил Петр Прокофьев.

Спрос и ценовая политика

Согласно исследованиям МегаФона, 90% пассажиров самолета имеют мобильные телефоны. При этом, учитывается наполняемость салона в 75%, из них 60-70% пользуются смартфонами.

К этому стоит добавить еще 70% тех, у кого с собой есть ноутбуки или нетбуки (в учет берутся пассажиры бизнес класса).

Таким образом, устройств, которыми могут воспользоваться пассажиры во время полетов, относительно много. В среднем 95-100 человек.

Российским авиакомпаниям дали добро на мобильники

«Комиссия в данном вопросе является «высшим органом, наделенным правительственным статусом. Это означает, что разрешение на использование мобильной связи на борту самолета не потребует дальнейшего согласования, оно вступает в силу», — уточнил BFM.ru сотрудник Министерства.

Первой в Европе с 2007 года мобильную связь в своих самолетах ввела ирландская компания Ryanair. Стоимость минуты звонков в роуминге у этой авиакомпании составляет от 3 до 6 долларов. С конца 2007 года подобную услугу стала оказывать и Air France.

В настоящее время сотовую связь и доступ в Интернет предоставляют пассажирам также компании Delta, Lufthansa, Emirates Airlines и другие перевозчики. Услуги связи им обеспечивают Telenor Mobile Aviation и OnAir Switzerland Sarl.

 Сейчас в самолетах российских авиакомпаний во время взлета пассажирам рекомендуют отключать сотовые телефоны, объясняя это возможным сбоем в работе бортового оборудования.

Для того, чтобы устранить технические «конфликты» разных электронных систем, необходимо установить ретранслятор, который будет отправлять сигналы на станции на земле. Стоимость ретранслятора (базовой станции) составляет несколько сотен тысяч долларов. 

Российские авиаперевозчики также готовы предоставлять своим пассажирам услуги мобильной связи на борту. Ранее руководитель департамента связей с общественностью «Аэрофлота» Олег Михайлов рассказал BFM.

ru, что компания планирует установить необходимое оборудование в двух самолетах, которые будут выполнять среднемагистральные и дальнемагистральные рейсы.

Читайте также:  Плееры teXet T-590 и T-560 - бюджетные, но функциональные

Кроме того, по данному вопросу уже подписано рамочное соглашение с одним из сотовых операторов.

В интервью Business FM представитель S7 Ирина Колесникова также заявила, что ее компания заинтересована в предоставлении пассажирам во время полета услуг связи и доступа в Интернет. «Сейчас мы совместно с компанией МТТ активно прорабатываем проект по запуску этого сервиса. В случае одобрения этой услуги [Госкомиссией], мы надеемся, проект будет запущен в течение двух лет», — уточнила она.

В авиакомпании British Airways BFM.ru заявили, что в настоящее время компания не планирует разрешать использование мобильных телефонов на борту самолетов. «Данное решение основывается на исследовании, проведенном среди наших клиентов, в результате которого было обнаружено, что пассажиры скорее выступают против использования мобильных телефонов на борту», — уточнили BFM.

ru в пресс-офисе авиаперевозчика. — Тем не менее, в прошлом году пассажирам рейса Лондон–Нью-Йорк был предоставлен доступ к Интернету. В настоящее время мы обсуждаем обустройство данной технологией новых самолетов, которыми в течение последующих нескольких лет мы пополним наш флот.

Пассажиры дальнемагистральных рейсов могут воспользоваться стационарной связью на борту самолета».

Минкомсвязи: как будут появляться фемтосоты и LTE в России, а также GSM 1800 в самолетах

На заседании ГКРЧ глава Минкомсвязи Игорь Щёголев утвердил упрощенную регистрацию и использование фемтосот в полосе 1935-1980 МГц и 2125-2170 МГц сетей 3G/UMTS. Кроме того, г-н Щеголев подтвердил планы по развертыванию четырех тестовых зон LTE, определив диапазоны: 700-900 МГц, 1800-2100 МГц, 2,5-2,7 ГГц. На заседании также была подтверждена техническая возможность оказания услуг связи в диапазоне GSM 1800 на борту воздушных судов и рассмотрены некоторые вопросы конверсии радиочастотного спектра, а также упрощена процедура ввода VSAT-станций в Ku- и Ка-диапазонах.

Фемтосоты представляют собой миниатюрные базовые станции, способные обслуживать лишь несколько человек, тем не менее в России они относятся к специальному оборудованию операторского класса и подлежат лицензированию. В результате чего для подключения одной фемтосоты в офисе ранее могло потребоваться до 18 месяцев на получение всех разрешений и 120 тыс. рублей на оплату экспертиз электромагнитной совместимости. Между тем на Западе оператор также несет ответственность за все действия, связанные с работой данного оборудования. Но при установке фемтосот не требуется производить расчет частотно-территориального плана и анализ электромагнитной совместимости. Таким образом регистрация фемтосот имеет уведомительный характер, а оператор сообщает регулятору место установки, номер лицензии и срок эксплуатации. 

По словам экспертов ГКРЧ, фемтосота с выходной мощностью 10 мВт (милливатт) практически не способна создать непреднамеренные помехи РЭС различного назначения на расстоянии более 20 м от внешней стены здания. Для фемтосоты мощностью 20 мВт – 50 м, а 100 мВт – до 500 метров.

Но для гарантированной совместимости с РЭС военного назначения в зоне ограниченного применения вокруг Москвы и Комсомольска-на-Амуре ГКРЧ предложено ограничить выходную мощность  фемтосот 25 мВт.

Эксперты пришли к выводу, что столь миниатюрные БС не способны создавать помехи РЭС гражданского и военного назначения, поэтому теперь нет необходимости проводить экспертизу электромагнитной совместимости при их установке в каждом отдельном случае.

Таким образом, процедура ввоза, а также ввода в эксплуатацию фемтосот операторами сотовой связи упростится, что особенно важно для Москвы с ограничениями МО на мощность БС 3G, высоту подвеса и направленность их лепестков. В связи с принятием этого решения в Минкомсвязи ожидают быстрого роста внедрений фемтосот в России и коренного изменения топологии существующих 3G-сетей.

Что касается опытных зон перспективной технологии LTE, то, по предложению заместителя директора департамента Минкомсвязи России, руководителя аппарата ГКРЧ Юрия Журавеля, к планам на 2010 год были приняты две протокольные записи.

Первая касается поручения НИИ Радио совместно с Роскомнадзором провести работы и представить комиссии предложения о возможности и условиях использования доступного радиочастотного ресурса радиоэлектронными средствами мобильного ШПД в полосах 2,3-2,4 ГГц и 2,5-2,7 ГГц.

Во второй протокольной записи г-н Журавель рекомендовал Роскомнадзору совместно с МО РФ определить четыре зоны для развертывания на территории России опытных сетей мобильной широкополосной связи LTE.

Глава Минкомсвязи Игорь Щёголев продолжает: «Мы предполагаем использовать расчищенные участки спектра в опытных зонах под строительство тестовых сетей связи четвертого поколения LTE (pre4G).

Всего будет выделен радиочастотный ресурс для создания четырех таких зон в полосах 700-900 МГц, 1800-2100 МГц и 2500-2700 МГц. Каждому оператору (МТС, «Билайн», «МегаФон», «Связьинвест») будет дана возможность построить опытную зону лишь в одной из них.

Сейчас много об этом говорят, уже появляется серийное оборудование на уровне базовых станций.

Для нас очень важно, чтобы в течение 2010 года мы смогли получить четкое представление о том, что в наших условиях (России) наиболее приемлемо, какие сети строить проще, с каким экономическим эффектом, будет ли это востребовано у конечных пользователей и насколько будет для них удобно». 

Глава Минкомсвязи Игорь Щёголев

На заседании ГКРЧ также была утверждена техническая возможность оказания российскими сотовыми операторами услуг связи в стандарте GSM1800 на борту воздушных судов.

На сегодняшний день основными производителями бортового оборудования систем GSM-связи на борту самолетов являются британская компания AeroMobile и швейцарская OnAir, завершены сертификационные испытания и получены сертификаты летной годности бортовых базовых станций для применения на самолетах Aerobus и Boing.

Схема организации связи при использовании терминалов GSM 1800 на борту воздушных судов можно описать следующим образом: базовая станция (БС) стандарта GSM автоматически начинает функционировать после набора высоты в 3000 метров (выключается при снижении ниже этой высоты), а связь осуществляется по линии «сотовый телефон – бортовая БС – спутник – сеть связи общего пользования». При этом в качестве антенны БС самолета используется излучающий кабель, проложенный вдоль всего салона, что в условиях нахождения любого абонента внутри самолета не далее 2 метров от него обеспечивает минимальную мощность излучения телефона. Ключевым элементом всей системы является блок контроля управления с функциями исключения соединения сотовых телефонов с наземными БС, а также управление режимами работы БС на различных этапах полета. 

В результате проведенных работ ГКРЧ предлагается разрешить использование ранее выделенного диапазона 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц для применения в сетях GSM на борту воздушных судов без оформления дополнительных частных разрешений на использование радиочастотных каналов. При этом оператору, который намеревается оказывать подобные услуги, требуется получение отдельного разрешения на линию связи «воздушное судно-спутник-земля», что может быть реализовано как самим оператором, так и совместно с другим оператором, располагающим подобным разрешением. Новые самолеты Aerobus и Boing выпускаются со встроенным бортовым оборудованием, а существующие технологии позволяют дооборудовать любой самолет в течение трех месяцев. Из российских компаний к GSM-связи на борту активный интерес проявляет «Аэрофлот».

Что касается ценового вопроса, то замглавы Минкомсвязи Наум Мардер сказал по этому поводу следующее: «На российских линиях оператор будет определять тарифную политику самостоятельно, при этом стоимость звонка будет состоять из подключения земной станции и платы за спутниковую связь. Мы надеемся, что экономика будет достаточно приемлема, но лишь в том случае, если подобными системами будет оборудовано множество самолетов». 

При этом сам глава Минкомсвязи Игорь Щёголев призвал журналистов не торопить события и не выдавать желаемое за действительное. ГКРЧ принята лишь принципиальная техническая возможность оказания такой связи, но ее реализация может занять довольно продолжительное время.

С завтрашнего дня сотовая связь в российских самолетах точно не появится, потому что в цепочке участвует множество игроков: самолет с БС на борту приобретает авиакомпания, оператор должен получить лицензию на оказание соответствующих услуг, затем они должны найти взаимный интерес и пройти все необходимые процедуры.

Только после этого они смогут совместно начать предоставление услуги. 

«Мы не должны создавать завышенных ожиданий у наших авиапассажиров, как бы мы того не хотели сами», – заключил министр.

Наибольший интерес у журналистов вызвал вопрос оказания сотовой связи в самолетах

На прошедшем в прошлую пятницу заседании ГКРЧ был также рассмотрен вопрос и о VSAT-системах.

Эксперты комиссии пришли к выводу, что в результате проведенных работ имеется возможность принципиально упростить регуляторные условия применения VSAT-станций (Very Small Aperture Terminal) в Ku-диапазоне без опасности возникновения радиопомех с другими системами в полосе частот 14399 МГц-14500 МГц. При этом сохраняется лишь режим регистрации таких станций без необходимости получения других разрешений на их применения. Кроме того, ГКРЧ постановило, что теперь имеется возможность свободного применения VSAT-станции Ка-диапазона в полосе частот 29,5-30 ГГц, что позволит приступить к созданию перспективных VSAT-систем в этом диапазоне частот с целью их подготовки к планируемым запускам российских спутников. 

Что касается общих вопросов конверсии и перехода России на цифровое телевидение, то руководитель аппарата ГКРЧ Юрий Журавель рассказал, что только за 2009 год было выполнено 9 научно-производственных и опытно-конструкторских работ по вопросам конверсии и расчистки радиочастотного спектра.

Основные работы проводились для оптимизации использования спектра для цифрового ТВ в полосах частот 726-790 МГц (60 и 63 ТВ-каналы).

На данный момент в этих полосах продолжается программа локально-территориальной конверсии, которая позволяет за счет доработки радиолокационных средств военного назначения обеспечить возможность внедрения цифровых мультиплексов.

Читайте также:  Новая зеркалка Nikon среднего уровня - Full HD видео и 39-точечный автофокус?

Здесь же стоит отметить работы по 44-46 ТВ-каналам уже в общероссийском масштабе, направленные на вывод из эксплуатации радиолокационных средств (перевод надземного и бортового оборудования систем ближней навигации и посадки в международные полосы радиочастот).

По словам Юрия Журавеля, на данный момент разработана конструкторская документация и уже имеется несколько опытных образцов, но полученного финансирования не хватит для завершения всего комплекса работ, в то время как полоса является одной из самых перспективных.

В связи с чем в настоящее время разрабатывается механизм по привлечению средств потенциальных пользователей либо будущих операторов связи. Кроме того, по ТВ были проведены работы в полосах 174-230 МГц и 470-726 МГц, которые позволяют снять ранее наложенные ограничения на использование ТВ-каналов в районах дислокации радиолокационных средств (РС) военного назначения.

Кроме того, в 2009 году были проведены работы по разработке условий совместного использования РС гражданского и военного назначения в полосах частот 1450-1492 МГц, 1580-2010 МГц, 2170-2200 МГц для сетей непосредственного спутникового вещания. 

Трансляция из зала заседания ГКРЧ для журналистов

Кроме того, в 2009 году были проведены работы по расчистке полос 2,3-2,4 ГГц, 2,5-2,7 ГГц и 3,4-3,6 ГГц, с которыми связаны наибольшие ожидания в области внедрения перспективных технологий мобильного широкополосного доступа.

По их результатам определены возможности использования доступных полос радиочастотного спектра для оказания услуг связи и мобильного ШПД на территории как отдельных городов, так и отдельных субъектов РФ.

В течение 2010 года все эти работы будут вынесены на рассмотрение ГКРЧ. 

По словам руководителя аппарата ГКРЧ, наиболее перспективным направлением работы комиссии на 2010 год является разработка территориально-временного плана конверсии радиочастотного спектра. 

«Кроме того, на текущий год планируется провести работу по освобождению отдельных частот в полосе 1500-2000 МГц с целью обеспечения развития сетей связи 3-го и 4-го поколений за счет перевода в другие полосы радиочастот РС фиксированной связи правительственного назначения. В целом на 2010 год планируется провести 12 различных работ такого рода, при этом для их проведения рекомендовано привлекать инвестиционные финансовые средства», – резюмировал Юрий Журавель. 

Рубрики: Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: 3G, GSM, Минсвязи, Министерство связи, регулирование, сотовая связь, LTE

Минкомсвязи РФ выделило частоты для организации связи в российских авиалайнерах

ВЛАДИВОСТОК, 24 февраля, PrimaMedia. Доступ в Интернет и сотовая связь появятся скоро на рейсах российских авиакомпаний.

Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) выделила полосы в диапазоне 1710-1785 МГц и 1805-1885 МГц для организации связи стандарта GSM на борту воздушных судов.

Как сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на официальный сайт Минкомсвязи, это решение позволит операторам обращаться в ГКРЧ за выделением частот для построения сетей на линии «воздушное судно-Земля» с использованием спутников.

По словам министра связи Игоря Щеголева, данный проект даст возможность авиапассажирам говорить по телефону и заходить в интернет во время полета, за исключением этапа взлета и посадки.

Руководитель секции Национальной радиоассоциации Виктор Глушко отметил, что необходимым условием функционирования систем авиасвязи станет высота полета, которая должна составлять не менее трех тысяч метров.

При меньшей высоте системы будут отключаться автоматически.

Отвечая на вопрос главы Минкомсвязи о наличии необходимого оборудования на борту воздушных судов, Виктор Глушко сообщил, что некоторые лайнеры уже выпускаются с такой аппаратурой.

Существует также технология, которая позволяет в течение трех месяцев переоборудовать другие самолеты. Стоимость такой услуги пока неизвестна.

Скорее всего, она будет складываться из подключения к земной станции и платы за космические ресурсы.

Скорее всего, первой авиакомпанией, на рейсах которой заработает сотовая связь, станет «Аэрофлот». Представители российского авиаперевозчика выражали такую заинтересованность еще в прошлом году. Правда, тогда руководители компании не были уверены в том, что услуги связи на борту будут востребованы.

А на прошлой неделе о намерении оснастить свои лайнеры специальным оборудованием заявила «S7». Представители компании даже назвали затраты: оснащение каждого самолета обойдется в 200—500 тыс. евро. Поставщиком услуг может стать МТТ.

Не исключает для себя такую возможность и «Владивосток Авиа». Правда, ни сроки, ни стоимость проекта в компании не называют. «В перспективе решение такого вопроса для авиакомпании, бесспорно, интересно.

Справедливости ради стоит отметить, что на сегодня в компаниях отсутствует официальное разъяснение авиационных властей о порядке сертифицирования дополнительного оборудования для установления связи формата GSM на борту воздушного судна», — сообщили корр.

РИА PrimaMedia в службе по связям с общественностью приморского авиаперевозчика.

Главные новости Приморья в Telegram

20070

Гкрч разрешила авиароуминг

19 февраля Государственная комиссия по радиочастотам объявила о разрешении использования для сотовой связи на борту самолетов радиочастот в диапазоне 1800 МГц. Связь стандарта GSM-1800 будет доступна на высоте от 3 тыс. м.

, поскольку на меньших высотах она может создавать помехи бортовой аппаратуре (там базовые станции будут отключаться). Чтобы предоставлять такие услуги, оператор должен будет получить дополнительное разрешение на использование линии «борт-спутник-земля».

«Мегафон», тем временем, уже заявил об интересе к авиароумингу на бортах средне- и дальнемагистральных лайнеров. Компания ожидает, что наиболее востребованной услугой станет высокоскоростной доступ в Интернет.

МТС в данный момент сотрудничает в области предоставления сотовой связи в самолетах с такими компаниями как OnAir и AeroMobile. Аналитики говорят о том, что сервис авиароуминга будет вводиться как премиум-услуга.

Поскольку операторы несут значительные затраты для осуществления передачи данных через спутниковые каналы связи, им невыгодно снижать цену. Некоторые специалисты отмечают, что доходы от премиум-услуг в целом у авиакомпаний снижаются, а более массовой сотовая связь в самолетах в краткосрочной перспективе не станет. Востребована она будет, прежде всего, в бизнес-сегменте.

Ряд комментаторов утверждает, что на бортах самолетов основной спрос будет приходиться на доступ в Интернет. Прежде всего, подобные услуги заинтересуют пользователей дальнемагистральных направлений. Распространению авиароуминга может способствовать активное внедрение технологий LTE. Оно дает возможность для улучшения качества передачи видео- и ТВ-сигнала.

Эксклюзивные комментарии:

Денис Камынин, исследователь-аналитик

J'son & Partners

«Безусловно, услуга авиароуминга займет свою нишу и будет востребована в бизнес-сегменте (как передача голоса, так и обмен данными) на дальнемагистральных, и, возможно, среднемагистральных направлениях.

Стремительного удешевления услуги ждать, конечно, не стоит, так как передача данных, использующая спутниковые каналы связи, — удовольствие не из дешевых, и вряд ли спутниковые операторы пойдут на значительное уменьшение стоимости своих услуг для компаний-операторов сотовой связи.

Радиочастот диапазона 1800 МГц вполне достаточно для работы большинства современных мобильных терминалов стандарта GSM, расширение частотного диапазона в обозримом будущем вред ли произойдет.

В Европе подобная услуга начала предоставляться с 2007 года и стоимость минуты разговора в авиароуминге $3-$6. На том же уровне, думаю, цены будут и у операторов «большой тройки».

Константин Каменев, руководитель отдела мобильных решений ИК «Финам»

«Давайте посмотрим на статистику авиаперевозок. По данным Росавиации, в первом полугодии 2009 года российские авиакомпании перевезли 18,75 млн пассажиров (падение на 18% к первому полугодию 2008 года). В июне объем авиаперевозок составил 4,62 млн пассажиров — на 13,4% меньше, чем в июне 2008 года.

Таким образом, темпы падения существенно замедлились по сравнению с началом года, когда пассажиропоток падал в среднем на 20% в месяц, но все равно число авиапассажиров продолжает сокращаться. Говорить о том, что услуга станет доступной и массовой в ближайшем будущем не приходится.

Сотовой связью на борту станут пользоваться преимущественно корпоративные клиенты, сегмент покупателей авиабилетов бизнес-класса. Средний ARPU у операторов «большой тройки» не превышает $12, в первую очередь у операторов наблюдается падение доходов от премиальным услуг, к которым относится роуминг.

Все данные говорят о том, что эта услуга массово востребована не будет, среднестатистический абонент воспользуется ей только в неотложных случаях».

Сергей Захаров, начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента ИФК «Алемар»

Гкрч выделила частоты для сотовой связи на бортах самолетов

ВН.РЕД.: Добавлены подробности (четвертый-седьмой абзацы).

МОСКВА, 19 фев — РИА Новости. Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) в пятницу приняла решение о выделении полос радиочастот в диапазоне 1710-1785 мегагерц и 1805-1885 мегагерц для работы сетей сотовой связи на бортах самолетов, сообщает корреспондент РИА Новости.

  • Как отмечалось на заседании, условием работы сотовой связи в самолетах будет отсутствие помех для наземных радиослужб.
  • Как сообщил руководитель секции Национальной радиоассоциации Виктор Глушко, базовые станции, установленные на бортах самолетов, будут работать только на высоте от 3 тысяч метров, если высота будет ниже, они будут автоматически отключаться во избежание создания помех для наземных служб.
  • По словам Глушко, стоимость услуг сотовой связи на бортах самолетов будет достаточно высокой, поскольку оператору придется задействовать как наземные станции, так и спутниковый ресурс.
  • В свою очередь, замглавы Минкомсвязи Наум Мардер заявил, что тарифы каждый оператор устанавливает отдельно, и по мере увеличения количества пользователей цена будет снижаться.

Глушко также отметил, что решение ГКРЧ дает возможность для внедрения таких систем, как только операторы получат соответствующие лицензии. Кроме того, необходимо будет получение отдельного решения на линию спутника «воздушное судно-земля».

  1. Он также сказал, что в настоящее время уже есть самолеты с установленными на них станциями, на тех же самолетах, где их нет, установка займет около 3 месяцев.
  2. На заседании ГКРЧ также было принято решение о выделении полос радиочастот в диапазоне 1710-1785 мегагерц и 1805-1880 мегагерц для сетей сотовой связи стандарта GSM, устанавливаемых на борту морских судов.
  3. Минкомсвязи ранее сообщало, что после принятия решения о выделении частот у операторов связи появятся основания для оформления необходимых разрешений и начала построения сетей на бортах воздушных судов.
Читайте также:  Гибрид за те же деньги. Обзор навигатора Prestigio GeoVision 5135Glonass

«Ждут положительного решения от радиочастотной комиссии и авиакомпании, которые решили улучшить сервис на борту. Ведь у их пассажиров может появиться возможность не только отсылать sms и говорить в полете, но и пользоваться мобильным интернетом», — говорилось в сообщении ведомства.

По данным СМИ, уже в этом году «Аэрофлот» готов провести эксперимент совместно с одним из сотовых операторов на двух своих бортах.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА «Новости» обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Сотовая связь в самолете — ТопНомер.ру

Прошли времена, когда в самолетах запрещали пользоваться мобильными устройствами на протяжении всего полета. Сейчас отключать гаджеты просят только во время взлета и посадки, и то далеко не на всех рейсах.

А многие авиакомпании и вовсе предлагают использовать услуги связи на борту! Они дают возможность звонить, отправлять СМС и даже выходить в интернет.

Разберемся, как работает сотовая связь в самолете. Рассмотрим, действительно ли она может повлиять на оборудование, какие авиакомпании предлагают такие услуги и во сколько вам обойдется доступ в сеть на борту.

Мобильная связь на борту самолета была запрещена в 1991 году, когда сотовые телефоны только начали распространение. С запретом выступила Федеральная комиссия по связи США.

Причиной этой инициативы стало то, что и сотовая сеть, и бортовые системы самолета работают при помощи радиосвязи. А значит, есть вероятность, что они начнут влиять друг на друга и создавать помехи в работе.

Если радиосигнал самолета начнет сбоить, могут возникнуть неполадки с радиосвязью с диспетчерской службой, с бортовым радаром и с другими внутренними системами самолета. Такие сбои могут поставить под угрозу безопасность полета.

Мнения специалистов по поводу этого запрета были неоднозначными. Бортовые системы хорошо защищены от внешних радиоустройств, и они работают на других частотах, которые не совпадают с частотными диапазонами телефонов.

Многие авиакомпании проводили свои тестирования, в результате которых при использовании сети в самолетах бортовые сервисы продолжали работать так же, как и с выключенными телефонами.

Несмотря на позитивные результаты исследований, в реальности сотовая связь все же оказалась опасной для полета.

В 2000 году произошла авиакатастрофа, которая была вызвана телефонным разговором во время перелета. Из-за простого звонка навигационные приборы и система управления начали сбоить, и в результате произошло крушение самолета.

С того дня и до сих пор на различных рейсах регистрируют инциденты, причинами которых становится сотовая связь. Но как тогда работает мобильная связь на борту самолета?

Обычно сотовая связь в самолете перестает ловить на высоте 3 км и выше. Это связано с тем, что радиосигнал, который передается антеннами, распространяется по местности горизонтально.

Излучение вверх ограничивается принудительно, потому что в воздухе нет постоянной потребности в мобильном соединении. Такой подход позволяет операторам получить более устойчивый сигнал на земле.

Чтобы обеспечить стандартную GSM-связь, в самолетах устанавливают компактные базовые станции. Они соединяются с наземными сетями с помощью антенн, вынесенных наружу. В результате в салоне ловит связь.

Такие станции помогают избавиться от главной проблемы сотовой связи в самолете — они сокращают расстояние до антенны. Чем дальше находится антенна, тем выше мощность сигнала, а значит, тем сильнее помехи для бортовых систем.

Когда антенна находится совсем рядом, риск сбоев исчезает.

GSM-станции работают на радиочастотах, которые никак не могут помешать функционированию полетных систем.

Главный недостаток этого метода заключается в стоимости. Чтобы оборудовать один лайнер такой системой, нужно потратить около миллиона долларов.

В 2009 году такой способ подключения предлагал МегаФон совместно с Аэрофлотом. Проект был закрыт спустя несколько лет из-за низкой рентабельности: оборудование стоило дорого, а пользовались услугами связи на борту нечасто.

Другой способ, который позволяет использовать услуги связи во время полета — это спутниковые сети. Самолет ловит сигнал и раздает его внутри салона при помощи Wi-Fi.

Этот метод позволяет выходить в интернет и звонить, хотя скорость подключения невысокая. На сегодня это самый распространенный способ, позволяющий использовать пассажирам услуги связи во время перелетов.

Первопроходцем по части связи на борту самолета стала компания Gogo. Она запустила раздачу интернета со скоростью 3 Мб/с, которая к тому же делилась на всех подключившихся к сети.

Смотреть видео с таким подключением было невозможно, интернет-серфинг тоже оказался некомфортным. Однако для проверки почты и мессенджеров такой скорости было достаточно.

Сейчас скорость подключения Gogo выросла до 10 Мб/с.

На данный момент этот сервис работает на борту авиакомпаний:

  • Delta;
  • United;
  • Alaska;
  • Virgin;
  • Air Canada;
  • American Airlines.

Летая их рейсами, вы можете подключить безлимитную месячную подписку за 60 долларов. Она рассчитана на людей, которые часто летают и нуждаются в услугах связи на время полета.

Еще один интересный вариант может предложить авиакомпания Emirates. Она дает в подарок 20 Мб на первые 2 часа подключения. Этого вполне достаточно, чтобы проверить почту или соцсети. А за следующие 500 Мб вам нужно будет заплатить всего 1 доллар.

Быстрый спутниковый интернет предлагают компании ViaSat и Global Eagle Entertainment. Здесь скорость подключения достигает 12 Мб/с на человека, и за него берется фиксированная оплата — 9 долларов в час. Цена трафика частично входит в стоимость билета, поэтому цены такие невысокие.

Впрочем, есть еще более выгодные предложения. Например, авиакомпании Norwegian и JetBlue предоставляют полностью бесплатный интернет на время полета.

Среди российских авиакомпаний доступ в сеть во время полета на данный момент предлагают только Аэрофлот.

Функцией связи оснащены лайнеры Airbus 330, Boeing 777, а также Boeing 747. Подключение происходит через Wi-Fi и появляется после набора высоты — от 3 км и выше.

Обратите внимание, что доступность связи во время полета у всех авиакомпаний в мире обеспечивается только после набора высоты авиалайнером. 

Теперь вы знаете, от чего зависит, есть ли связь в самолете. Но какие действия нужно выполнить, чтобы выйти в интернет или позвонить во время полета?

Разберемся, как воспользоваться услугами связи на рейсах авиакомпаний, которые предлагают доступ в сеть.

Для того, чтобы воспользоваться интернетом во время полета, вам нужно подождать набора нужной высоты.

Обычно доступ к Wi-Fi появляется при достижении 3 км, но иногда самолету нужно подняться до 5 км или выше. Вы всегда можете уточнить у стюардессы, на какой высоте появится связь.

Когда необходимая высота будет набрана, вам нужно активировать на своем устройстве доступ к Wi-Fi. Оно автоматически найдет точку доступа в салоне и подключится к ней. Пароль не нужен.

  • После активации подключения вам нужно будет выбрать тарифный план, если выход в интернет платный.
  • Здесь вам могут предлагаться:
  • Пакеты трафика с различным объемом;
  • Безлимитный доступ на ограниченный отрезок времени;
  • Ограниченный трафик на несколько часов.

Оплата услуги производится непосредственно на борту при помощи банковской карты.

Если вам выделяется пакет трафика, в большинстве случаев при его исчерпании доступ в интернет не ограничивается. Однако все потраченные Мб нужно будет оплатить отдельно при выходе.

Чтобы позвонить во время перелета, вам придется подключиться к спутниковой сети. Эта опция доступна у небольшого количества авиакомпаний и оплачивается по высоким ценникам, потому что звонок в полете всегда считается роумингом.

Также можно воспользоваться GSM-связью, если на борту лайнера установлена базовая станция. К сожалению, не все они поддерживают возможность звонков — часть настроена исключительно на раздачу интернета.

Третий вариант совершения звонков — вызов при помощи Wi-Fi. Для этого вам нужно оплатить доступ в интернет, а после разрешить звонки в меню настроек.

  1. Откройте настройки вашего устройства.
  2. Выберите пункт “Звонки” или “Вызовы”.
  3. Нажмите на раздел “Звонки по Wi-Fi”, поставьте галочку или потяните переключатель.

Если вы не нашли такой раздел в ваших настройках, скорее всего, ваше устройство не поддерживает эту возможность.

Последний способ, который позволит вам позвонить с телефона на борту самолета — это вызов при помощи мессенджеров. Для такого звонка используется только интернет-подключение.

Просто оплатите выход в интернет и смело звоните любым вашим контактам. Но имейте в виду — связь может пропадать, потому что аудиозвонки требовательны к скорости подключения.

Использование своего номера для звонков и интернета во время международных перелетов предлагают все операторы “большой четверки”. Преимуществом использования услуги от своего оператора в том, что оплата производится непосредственно с баланса сотового.

Однако стоит учесть, что доступность связи в полете зависит от доступности роумингового партнера, и соответственно авиакомпании. Именно поэтому рекомендуется уточнить доступность услуги перед путешествием.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector