www.graphic.org.ru - на главную страницу
история графики
www.graphic.org.ru - на главную страницу
галереи
уроки рисунка
статьи об искусстве
библиотека
история графики
о сайте
содержание сайта
контакты
ссылки
добавить галерею
     
Поддержка сайта
Если вам
понравился сайт
и вы нашли
полезную
информацию,
вы можете
поблагодарить тут!


История графики

Врубель Михаил Александрович (1856-1910)

Врубель М.А. АвтопортретГениально одаренный, М.А. Врубель оставил неповторимый след в разных областях изобразительного искусства. Глубокий традиционализм нашел в его творчестве столь оригинальное воплощение, что тайна Врубеля оказалась неразгаданной. Его роль в истории русского искусства сопоставима - при всех индивидуальных различиях - с ролью Сезанна в западноевропейской художественной традиции.

Выросший в семье военного юриста, Врубель получил прекрасное образование. Рисованию его обучали с детства, однако полностью он посвятил себя искусству лишь по окончании юридического факультета Петербургского университета в 1880 г. Осенью того же года Врубель был зачислен студентом АХ.

Важнейшим событием академических лет стала встреча с П. П. Чистяковым: занятия у него (с 1882 г.) сформировали изобразительный язык Врубеля, обеспечив необычайно быстрый рост мастерства .

Аналитический метод учителя счастливым образом совпал с тончайшей пластической восприимчивостью ученика. Не случайно Врубель свидетельствовал, что основные положения Чистякова оказались для него не чем иным, как "формулой" его "живого отношения к природе".

Согласно чистяковскому принципу, форма как бы "высекается" из пространства, определяясь сначала по общим касательным плоскостям, или "планам", а затем по все более мелким, вплоть до исчезновения плоскости в точке. Соответственно, контуру, как таковому, здесь нет места. Отсюда происходит "странная" техника Врубеля, означающая бесконечность стремления к аналитическому исчерпанию видимой формы.

В ранний, академический период творчества Врубель поглощен штудиями натуры, добиваясь особенно многого в акварелях ("Автопортрет", 1882; "Натурщица в обстановке Ренессанса", 1883; "Старушка Кнорре за вязанием", 1883, и др.).

Одновременно он пробует силы в станковой картине ("Гамлет и Офелия", 1883-84), а чуть позднее - и в монументальной живописи (росписи и иконостас Кирилловской церкви в Киеве, 1884-85). Уже в эти ранние годы Врубель решительно противопоставляет "культ глубокой натуры" передвижнической журналистике.

Несколько месяцев, проведенных в Венеции, сильные впечатления, связанные с искусством средневековья и раннего Ренессанса (Чима да Конельяно, Дж. Беллини) разбудили мощный дар Врубеля-колориста. По возвращении в Россию он возобновил работы в Киеве. О силе, которую обрела его палитра, свидетельствуют "Восточная сказка" и "Девочка на фоне персидского ковра" (обе 1886).

Натюрморт. АкварельВ замечательных графических этюдах цветов, относящихся к киевскому периоду, оформляется единственный в своем роде "кристаллообразный" стиль Врубеля. Отсюда протягивается линия к поздним поискам мастера, когда его увлеченность возможностями фактуры заходила столь далеко, что он даже готов был отказаться от красок.

Подлинные шедевры композиционного мастерства - эскизы неосуществленных росписей "Надгробный плач" и "Воскресение" (1887) для Владимирского собора в Киеве, сопоставимые с библейскими эскизами А. А. Иванова; это восхождение по стопам великого предшественника к изобразительным принципам христианского средневековья, где особую роль сыграла Византия, наследница древнеэллинской художественной культуры. В те же годы Врубель начал работать над образом Демона. Киевский период обозначил сложение основных стилистических черт и мотивов врубелевского творчества.

Тяготение художника к причудливому и фантастическому, дающее знать о себе в сюжетике его произведений, нередко заслоняло в глазах современников истинные ценности искусства Врубеля.

Между тем наиболее поразительны в его творчестве откровения природы, фантастична глубина его проникновения в реальность, перед которой отступает самое прихотливое воображение. Однако оценить это смогли немногие.

1890-е гг. отмечены исключительно напряженной творческой активностью Врубеля. Этому способствовало сближение с С. И. Мамонтовым, участие в его художественных начинаниях. В московский период Врубель создает известные картины "Демон сидящий" (1890), "Испания" (1894), "Гадалка" (1895), "Пан" (1899), ряд портретов, пишет декоративные панно (среди них "Венеция", 1893; "Микула Селянинович" и "Принцесса Греза", оба 1896; панно на темы "Фауста", 1896; "Богатырь", 1898), иллюстрирует произведения М. Ю. Лермонтова, занимается скульптурой и декоративной керамикой, работает для театра.

Стилистика названных вещей дает основания трактовать искусство Врубеля как оригинальную версию модерна, а с другой стороны - видеть в нем целостное воплощение идей русского символизма. Последнее подтверждается огромным влиянием Врубеля в среде русских писателей-символистов.

Участие в выставочной деятельности "Мира искусства", ряд успешных выступлений на международных выставках принесли Врубелю европейскую известность. Среди поздних его шедевров - картины "К ночи", "Царевна-Лебедь", "Сирень" (все 1900), "Демон поверженный" (1902), "Шестикрылый серафим" (1904). Об огромном творческом потенциале Врубеля еще более красноречиво говорят его поздние графические листы.

Такова знаменитая "Жемчужина" (1904), вместе с циклом подготовительных рисунков углем открывающая не виданные еще перспективы пластической выразительности; таковы вариаций "Пророка", этюды цикла "Бессонница", портретные и бытовые зарисовки. Как бы ни были причудливы образы Врубеля, их подлинным источником является природа.

Раковина. Этюд. 1904Художник признавался, что и не думал изображать морских царевен в "Жемчужине" - их образы возникли из игры перламутра как бы сами собой. Из таких же метаморфоз видимого рождается женская фигура в "Сирени", одной из завораживающе прекрасных картин Врубеля. В сумеречной атмосфере цветущий куст создает впечатление некой фантастической архитектуры, целого "дворца цветов", под сводами которого одетая мраком фигурка воспринимается как вечная обитательница этих мест, душа цветущей природы, "муза сирени".

Сам Врубель наиболее точно определил истоки своего искусства, когда говорил, что техника - это способность видеть, а творчество - способность глубоко чувствовать. Еще в 1902 г. колоссальное творческое напряжение сказалось на состоянии здоровья Врубеля: он пережил сильный приступ психического расстройства. С тех пор художник находился под наблюдением врачей.

Временами здоровье позволяло ему возвращаться к работе, однако болезнь прогрессировала. За четыре года до смерти Врубель ослеп. В эволюции русского искусства Врубель представляет собой фигуру ключевого значения. Если символизм нашел в нем своего глубочайшего выразителя (что особенно хорошо чувствовал А. А. Блок), то в его же творчестве берет начало новое художественное движение. Именно это имел в виду К. С. Петров-Водкин , говоря: "Врубель был нашей эпохой".


Сканированные рисунки Врубеля большого размера из альбома:
vrubel.rar - размер 65,9 МБ
;
vrubel1.rar - 56 МБ;
vrubel2.rar - 112 МБ;
vrubel3.rar - 75,5 МБ;
vrubel4.rar - 59 МБ;
vrubel5.rar - 46,6 МБ.

Шестикрылый серафим. 1905. акв, карандаш
 
Город Леденец. 1900. эскиз декорации. акв.
 
Скачущий всадник. черн. акв., белила.
Шестикрылый серафим (акв., карандаш; 1905) Город Леденец. эскиз декорации (акв.; 1900) Скачущий всадник (черн. акв., белила)
Свидание Анны Карениной с сыном. 1878. тушь, сепия, перо.
 
Тамара в гробу. 1890-1891. черн. акв.
 
Тамара в гробу. 1890-1891. черн. акв., белила.
Свидание Анны Карениной с сыном (тушь, сепия, перо; 1878) Тамара в гробу (черн. акв.; 1890-1891) Тамара в гробу (черн. акв., белила; 1890-1891)
Тени лагун. 1905 акв.
 
Италия. Неаполитанскяа ночь. 1891. акв., карандаш, белила.
 
Жемчужина. 1904. пастель, уголь, гуашь.
Тени лагун (акв.; 1905) Италия. Неаполитанскяа ночь (акв., карандаш, белила; 1891) Жемчужина (пастель, уголь, гуашь; 1904)
Натурщица в обстановке Ренессанса. 1883. акв., белила, лак.
 
Тамара и Демон. 1890-1891. черн. акв.
 
Восточный танец. 1887. акв.
Натурщица в обстановке Ренессанса (акв., белила, лак; 1883) Тамара и Демон (черн. акв.; 1890-1891) Восточный танец (акв.; 1887)
Портрет Н.И.Забелы-Врубель на фоне березок. 1904. акв., пастель, карандаш.
 
Кампанулы. 1904. акв.
 
Царевна Волхова. Н.И.Забела-Врубель в роли Волховы в опере Н.А.Римского-Корсакова Садко. 1898. акв.
Портрет Н.И.Забелы-Врубель на фоне березок (акв., пастель, карандаш; 1904) Кампанулы (акв.; 1904) Царевна Волхова. Н.И.Забела-Врубель в роли Волховы в опере Н.А.Римского-Корсакова "Садко". (акв.; 1898)
Портрет Н.И.Забелы-Врубель. 1905. карандаш.
 
Автопортрет с раковиной. 1905. акв., пастель, уголь, гуашь, сангина.
 
Портрет В.А.Усольцевой. 1905. карандаш, уголь, цв. карандаш.
Портрет Н.И.Забелы-Врубель (карандаш; 1905) Автопортрет с раковиной (акв., пастель, уголь, гуашь, сангина; 1905) Портрет В.А.Усольцевой (карандаш, уголь, цв. карандаш; 1905)
 
Дуэль Печорина с Грушницким. 1890-1891. акв., белила.
 
Надгробный плач. 1887. черн. акв., карандаш. эскиз росписи.
 
Танец Тамары. 1891. белила, черн. акв.
Дуэль Печорина с Грушницким (акв., белила; 1890-1891) Надгробный плач. Эскиз росписи (акв., карандаш; 1887) Танец Тамары (черн. акв., белила; 1891)
Голова Иоанна Предтечи. Этюд. 1905. акв., графитн. каранд.
 
Надгробный плач. 1887. черн. акв., карандаш. эскиз росписи.
 
Обручение Марии с Иосифом. Этюд. 1881. сепия, карандаш, перо, кисть.
Голова Иоанна Предтечи. Этюд (акв., графитн. карандаш; 1905) Надгробный плач. Эскиз росписи (черн. акв., карандаш; 1887) Обручение Марии с Иосифом. Этюд. (сепия, карандаш, перо, кисть;1881)
Примавера. 1897. акв.
 
Цветы в синей вазе. 1886-1887. акв.
 
Роза в стакане. 1904. акв.
Примавера (акв., 1897) Цветы в синей вазе (акв., 1886-1887) Роза в стакане (акв., 1904)
Портрет доктора Ф.А.Усольцева. 1904. карандаш.
 
Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова. 1906. уголь, мел, сангина.
 
Портрет врача-психиатра Федора Арсеньевича Усольцева (на фоне иконы). 1903-1904. карандаш.
Портрет доктора Ф.А.Усольцева (карандаш; 1904) Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова (уголь, мел, сангина; 1906) Портрет врача-психиатра Федора Арсеньевича Усольцева (на фоне иконы) (карандаш; 1903-1904)
Голова пророка. Эскиз. 1904-1905. акв., графитн. карандаш, уголь, белила.
 
Итальянский рыбак. 1884-1885. акв.
 
Портрет В.С.Мамонтова. 1890-1891. уголь, растушевка, сангина.
Голова пророка. Эскиз (акв., графитн. карандаш, уголь, белила; 1904-1905) Итальянский рыбак (акв.; 1884-1885) Портрет В.С.Мамонтова (уголь, растушевка, сангина; 1890-1891)
Дворик зимой. 1903-1904. графитн. каранд.
 
Тамара и Демон. 1890-1891. белила, черн. акв.
 
Дерево у забора. 1903-1904. карандаш.
Дворик зимой (графитн. карандаш; 1903-1904) Тамара и Демон (белила, черн. акв.; 1890-1891) Дерево у забора (карандаш; 1903-1904)
После концерта. Портрет Н.И.Забелы-Врубель у камина в туалете, исполненном по замыслу художника. 1905. холст, пастель, уголь.
 
Ромео и Джульетта. 1895-1896. акв.
 
Лилия. Эскиз витража. 1895-1896 акв.
После концерта. Портрет Н.И.Забелы-Врубель у камина в туалете, исполненном по замыслу художника (холст, пастель, уголь) Ромео и Джульетта (акв.; 1895-1896. ) Лилия. Эскиз витража. (акв.; 1895-1896)


Книги о Михаиле Врубеле:

Михаил Врубель. Альбом. В. М. Жабцев. Гении мировой живописиМихаил Врубель. Альбом. В. М. Жабцев. Гении мировой живописи

Михаил Врубель. Великие мастера живописиМихаил Врубель. Великие мастера живописи

Врубель и Лермонтов. П. К. СуздалевВрубель и Лермонтов. П. К. Суздалев



Русские:
  • Агин А. А.
  • Акбулатов Б. Р.
  • Бакст Л. С.
  • Беггров К. П.
  • Бёрдслей О.
  • Бем Е. М.
  • Бенуа А. Н.
  • Билибин И. Я.
  • Боклевский П. М.
  • Борисов- Мусатов
  • Брейгель Питер (Старший)
  • Васнецов А. М.
  • Врубель М. А.
  • Горюшкин- Сорокопудов И. С.
  • Добужинский М. В.
  • Кибрик Е. А.
  • Кобуладзе С. С.
  • Кругликова Е. С.
  • Кустодиев Б. М.
  • Нарбут Г. И.
  • Остроумова- Лебедева А. П.
  • Пахомов А. Ф.
  • Смирнов-Русецкий
  • Сомов К. А.
  • Тырса Н. А.
  • Фаворский В. А.
  • Фешин Н. И.
  • Чарушин Е. И.
  • Шмаринов Д.
  • Эрте (Тыртов Р. П.)


  • Иностранные:
  • Альтдорфер А.
  • Бёрдслей О.
  • Брейгель П. Старший
  • Гойя Ф.
  • Дега Эд.
  • Доре Г.
  • Дюрер А.
  • Кассат М.
  • Кваренги Дж.
  • Кольвиц К.
  • Леонардо да Винчи
  • Ли Алан
  • Лука Лейденский
  • Муха А.
  • Надаль Х.
  • Пиранези Дж.
  • Рембрандт Х.
  • Рубенс П. П.
  • Стейнлен Т. А.
  • Тозелли А.
  • Тулуз-Лотрек А.
  • Утамаро К.
  • Харунобу С.
  • Хиросиге А.
  • Хокусай К.
  • Шнорр фон Карольсфельд
  • Энгр Д.
  • Эшер М.
  • Автор-разработчик сайта Бусыгина Екатерина
    Хостинг, поддержка сайта Смирнов Андрей - www.jian.spb.ru
    продам газосиликатные блоки Всё о пластике лица: лифтинг тела. Лифтинг. Акция.
    Публикации возможны только при наличии ссылки на "График"©.