www.graphic.org.ru - на главную страницу
история графики
www.graphic.org.ru - на главную страницу
галереи
уроки рисунка
статьи об искусстве
библиотека
история графики
о сайте
содержание сайта
контакты
ссылки
добавить галерею
     
Поддержка сайта
Если вам
понравился сайт
и вы нашли
полезную
информацию,
вы можете
поблагодарить тут!


История графики

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933)

Васнецов А.М. ПортретМладший брат Виктора Васнецова, творчество его самобытно, развивается по своему руслу. А. Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками: братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и др.

Молодого художника интересует прежде всего пейзаж. Ранние его работы (1880-х гг.) не свободны от влияний старших современников. Постепенно набирая мастерство и силу, художник ищет пути к созданию обобщенных образов, в которых он сможет с максимальной полнотой выразить свое глубокое, интимное чувство связи с родной землей, с Родиной.

Лучшая вещь этого периода так и называется - "Родина" (1886). И не случайно А. Васнецов становится зрелым и оригинальным мастером, когда обращается к изображению знакомой ему с детства природы Русского Севера. В 1890-х начале 1900-х гг. он пишет самые значительные свои работы: "Тайга на Урале. Синяя гора" (1891), "Сибирь" (1894), "Кама" (1895), "Северный край" (1899), "Озеро" (1902) и др. Это не тихая, поэтичная Россия, но Россия первозданной силы и безудержного размаха, та, что рождает и могучих богатырей-защитников, и лихих удальцов-разбойников.

На рубеже веков из любви к русской истории, красоте старого быта и памятникам старой Москвы в творчестве художника возникает новый жанр - особый тип исторического пейзажа, в котором А. Васнецов пытается возродить облик и самую жизнь допетровской Москвы. В решении этой задачи органично соединились Васнецов-художник и Васнецов-исследователь. Здесь он не был одинок, в то время воссозданием быта и жизни допетровской России занимались и другие художники - А.П. Рябушкин, С.В. Иванов. Но как знаток старинной русской архитектуры Васнецов не знал себе равных. Московский Кремль при Дмитрии Донском. 1922. Акварель, уголь, карандаш

С наслаждением погружается художник в почти сказочную необычность и красочность этой архитектуры ("Улица в Китай-городе. Начало XVII века", "Москворецкий мост и Водяные ворота. Середина XVII века", "Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века"). Москва в момент основания ("Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году") и в XIV в. ("Московский Кремль при Дмитрии Донском"), Mосква чинная, почти благостная ("Площадь Ивана Великого в Москве. XVII век") и Москва трагическая, страшная ("Московский застенок XVI века"). Огромная серия работ маслом и акварелью.

Одновременно художник продолжал писать и "обычные" пейзажи, но силы и размаха работ 1890-х - начала 1900-х гг. в них он уже не достигал.

Как и многие ведущие художники эпохи, А. Васнецов активно работал в театре. С театральным творчеством он соприкоснулся еще в 1880-е гг. в Абрамцеве, имении С. И. Мамонтова, когда вместе с другими членами Мамонтовского кружка писал декорации для "живых картин" и домашних спектаклей.

В 1897 г. Мамонтов пригласил художника оформить постановку "Хованщины" М. П. Мусоргского в Московской частной опере. Сюжет из русской истории конца XVII в. требовал от Васнецова дотошной исторической (и археологической) реконструкции. Среди других театральных работ Васнецова (после успеха "Хованщины" его приглашают разные оперные театры для оформления спектаклей на "русскую" тему) особенно удачным стало оформление оперы Н. А. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии".

А. Васнецов был среди основателей Союза русских художников (СРХ), преподавал, часто выступал в печати со статьями по вопросам охраны памятников и теории художественного творчества, состоял в различных научных обществах и комиссиях. Певец старой Москвы, он в то же время занимал видное место в культурной жизни столицы первой трети XX в.

Книги об Апполинарии Васнецове и литературное наследие художника. См. >>

Московский Кремль при Иване Калите. 1921. Акварель, уголь, карандаш
 
На крестце в Китай-городе. 1902. Акварель, уголь
 
Московский Кремль при Иване III. 1921. Акварель, уголь, карандаш
Московский Кремль при Иване Калите (акварель, уголь, карандаш; 1921) На крестце в Китай-городе (акварель, уголь; 1902) Московский Кремль при Иване III (акварель, уголь, карандаш; 1921)
Основание города Москвы. Постройка первых стен Кремля. 1903. Акварель, уголь
 
Медведчики (развлечение). Старая Москва. Акварель, уголь
 
Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век. 1918. Акварель, уголь
Основание города Москвы. Постройка первых стен Кремля (акварель, уголь; 1903) Медведчики (развлечение). Старая Москва (акварель, уголь) Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век (акварель, уголь; 1918)
Семиверхая угловая башня Белого города в XVII веке. 1924. Акварель, уголь, карандаш
 
Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. 1903. Акварель, уголь
 
Пушечно-литейный двор на реке Неглинной в XVII век. 1918. Картон, акв, уголь
Семиверхая угловая башня Белого города в XVII веке (акварель, уголь, карандаш; 1924) Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век (акварель, уголь; 1903) Пушечно-литейный двор на реке Неглинной в XVII век (картон, акварель, уголь; 1918)
Стрелецкая слобода. 1897. Эскиз декорации. Акварель, карандаш
 
Скоморохи. 1904. Акварель, уголь, белила
 
Площадь перед церковью. Улица в городе. 1911. Эскиз декорации. Акварель, карандаш
Стрелецкая слобода. Эскиз декорации (акварель, карандаш; 1897) Скоморохи (акварель, уголь, белила; 1904) Площадь перед церковью. Улица в городе. Эскиз декорации (акварель, карандаш; 1911)
 
Сад князя Жемчужного. 1911. Эскиз декорации. Акварель, карандаш
 
В осадное сиденье. Троицкий мост и башня Кутафья. 1915. Акварель, уголь
  Сад князя Жемчужного. Эскиз декорации (акварель, уголь; 1911) В осадное сиденье. Троицкий мост и башня Кутафья (акварель, уголь; 1915)
Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке. 1922. Акварель, уголь, карандаш
 
У стен деревянного города. 1907. Литография
 
У Мясницких ворот Белого города в XVII веке. 1926. Акварель, уголь, карандаш
Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке (акварель, уголь, карандаш; 1922) У стен деревянного города (литография; 1907) У Мясницких ворот Белого города в XVII веке (акварель, уголь, карандаш; 1926)

Еще работы >>


Книги об Апполинарии Васнецове и литературное наследие художника:

Аполлинарий Васнецов. Альбом. Григорий Вольф. Серия "Мастера живописи" Аполлинарий Васнецов. Альбом. Григорий Вольф. Серия "Мастера живописи"

Яркие краски юга, угрюмые кавказские утесы, величественные просторы северного Урала - каждый уголок огромной России нашел отражение в творчестве Апполинария Васнецова. Объехав полстраны со своим этюдником, Васнецов обосновался в Москве, искренне полюбил этот город и сделался настоящим певцом его истории и культуры. Улочки древней столицы, реконструированные художником по архивным данным и по материалам археологических раскопок, и сегодня поражают своей достоверностью и реалистичностью. На посту председателя комиссии по изучению старой Москвы, Васнецов много сил отдал сохранению архитектурного и художественного достояния.

Отзвуки минувшего. А. М. Васнецов Отзвуки минувшего. А. М. Васнецов

Книга "Отзвуки минувшего" посвящена литературному наследию Апполинария Васнецова. Оно представлено разными жанрами: повести, рассказы, путевые очерки, воспоминания, автобиография. A.M.Васнецов известен как автор ряда трудов по истории и археологии Москвы, астрономии, философии, эстетики и теории искусства. В сборник включены как популярные произведения, опубликованные при жизни, так и неизвестные, подготовленные к публикации впервые.

Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. А. М. Васнецов. Серия "Из наследия мировой философской мысли. Эстетика" Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. А. М. Васнецов. Серия "Из наследия мировой философской мысли. Эстетика"

Вниманию читателей предлагается книга известного русского художника и искусствоведа А.М.Васнецова. Автор делает попытку установить и проанализировать понятия, определяющие искусство живописи и одинаково применимые к оценке художественных произведений любой исторической эпохи. В первой части книги рассматриваются общие тезисы живописи; автор рассуждает о психической неизбежности изобразительного искусства, исследует область художественных образов, раскрывает теорию красоты. Во второй части освещаются тезисы живописи в современных автору проявлениях; он пытается выяснить причины упадка искусства, в частности живописи, описывает движение декадентов, а также выдвигает свои предположения об искусстве будущего.

Аполлинарий Васнецов. Сказка о художнике, который искал себя. Н. З. Соломко. Серия "Энциклопедия малыша. Сказки о художниках" Аполлинарий Васнецов. Сказка о художнике, который искал себя. Н. З. Соломко. Серия "Энциклопедия малыша. Сказки о художниках"

Репродукции лучших произведений художника на каждой странице, увлекательная сказка… Книга, созданная с учетом особенностей детского восприятия, развивает любовь к прекрасному и хороший вкус.

Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы. Лидия Кудрявцева Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы. Лидия Кудрявцева

Эта книга рассказывает о замечательных русских художниках Викторе и Аполлинарии Васнецовых. Их жизнь была настолько насыщенной, интересной, что о каждом можно было бы написать не одну большую книгу. Автор избрала другой путь.
Лидия Кудрявцева написала повесть о том, как два брата, родившиеся и выросшие в глухом краю России, стали самобытными художниками - очень разными, но едиными в главном. Они любили Россию, свой народ, родную природу, историю своего Отечества. Их творчество было поэтически-возвышенным. Но каждый из братьев стремился это выразить по-своему.
Издательство: Детская литература.



Русские:
  • Агин А. А.
  • Акбулатов Б. Р.
  • Бакст Л. С.
  • Беггров К. П.
  • Бёрдслей О.
  • Бем Е. М.
  • Бенуа А. Н.
  • Билибин И. Я.
  • Боклевский П. М.
  • Борисов- Мусатов
  • Брейгель Питер (Старший)
  • Васнецов А. М.
  • Врубель М. А.
  • Горюшкин- Сорокопудов И. С.
  • Добужинский М. В.
  • Кибрик Е. А.
  • Кобуладзе С. С.
  • Кругликова Е. С.
  • Кустодиев Б. М.
  • Нарбут Г. И.
  • Остроумова- Лебедева А. П.
  • Пахомов А. Ф.
  • Смирнов-Русецкий
  • Сомов К. А.
  • Тырса Н. А.
  • Фаворский В. А.
  • Фешин Н. И.
  • Чарушин Е. И.
  • Шмаринов Д.
  • Эрте (Тыртов Р. П.)


  • Иностранные:
  • Альтдорфер А.
  • Бёрдслей О.
  • Брейгель П. Старший
  • Гойя Ф.
  • Дега Эд.
  • Доре Г.
  • Дюрер А.
  • Кассат М.
  • Кваренги Дж.
  • Кольвиц К.
  • Леонардо да Винчи
  • Ли Алан
  • Лука Лейденский
  • Муха А.
  • Надаль Х.
  • Пиранези Дж.
  • Рембрандт Х.
  • Рубенс П. П.
  • Стейнлен Т. А.
  • Тозелли А.
  • Тулуз-Лотрек А.
  • Утамаро К.
  • Харунобу С.
  • Хиросиге А.
  • Хокусай К.
  • Шнорр фон Карольсфельд
  • Энгр Д.
  • Эшер М.
  • Автор-разработчик сайта Бусыгина Екатерина
    Хостинг, поддержка сайта Смирнов Андрей - www.jian.spb.ru
    ссылка
    Публикации возможны только при наличии ссылки на "График"©.