www.graphic.org.ru - на главную страницу
история графики
www.graphic.org.ru - на главную страницу
галереи
уроки рисунка
статьи об искусстве
библиотека
история графики
о сайте
содержание сайта
контакты
ссылки
добавить галерею
     
Поддержка сайта
Если вам
понравился сайт
и вы нашли
полезную
информацию,
вы можете
поблагодарить тут!


История графики

Дега Эдгар (1834 — 1917)

Edgar Degas



Эдгар Дега. АвтопортретЭдга́р-Жермен-Илер де Га, или Эдга́р Дега́ (фр. Edgar Degas) (19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917) — французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.

Родился в состоятельной и культурной семье парижского банкира де Га. Получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845–1852). Некоторое время (1853) учился на юридическом факультете Парижского университета, с 1854 начал посещать мастерскую художника Л. Ламота (ученика Энгра), в 1855 поступил в Школу изящных искусств. Копирует в Лувре работы старых мастеров, боготворит Энгра.

В 1855–1860 пять раз посещает Италию, копирует Рафаэля, Беллини, Тициана и др. Много и плодотворно рисует, работает над портретом — это либо автопортреты, либо изображения родственников и друзей: Автопортрет (1857, офорт), Семья Беллели (ок. 1858–1860, Париж, музей Орсе), Портрет Леона Бонна (ок. 1863, Байонна, Музей Бонна), Женский портрет (1867, Париж, музей Орсе). Тонкий психологизм, одухотворенность, ощущение тихой жизни души воплощены здесь с глубиной, сопоставимой с духовными открытиями литературы столетия, и в то же время внимание к форме, отточенность линии, каллиграфия рисунка заставляют вспомнить работы Фуке и Фр. Клуэ. Дега естественно вливается в национальную традицию, оставаясь при этом современным и творчески независимым. Проникновением во внутренний мир человека отмечен прекрасный Портрет отца, слушающего гитариста Паганса (ок. 1869–1872, Бостон, Музей изящных искусств). Поражает лицо отца художника, всей душой погруженного в стихию музыки.

Поездки в Италию, приобщение к наследию античности побудили Дега взяться за создание картины Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев (1860, переписана ок. 1880, Лондон, Нац. галерея). Однако античность увидена здесь сквозь призму современности. Изображения юношей и девушек древней Спарты с их угловатыми формами, худыми телами, резкими движениями далеки от классических идеалов и напоминают скорее подростков парижских предместий.

В 1861 Дега знакомится с Мане, а позднее начинает посещать кафе Гербуа — пристанище молодых новаторов — Моне, Ренуара, Сислея и др., составивших ядро импрессионизма. Однако если Моне, Сислея, Писсарро привлекали в основном пейзаж, работа на пленэре, проблема передачи световоздушной среды, то главная тема Дега — город, парижские типы, посетители кафе и пр. (Абсент, 1876, Париж, музей Орсе). Душа его искусства — линия, острый, подчас гротескный рисунок. Его художественный интерес сосредоточен на воссоздании жизни в движении, стремлении схватить характерную позу, профессиональный или бытовой жест. Художника привлекает все, что движется, действует, отсюда и темы — скачки, бега, жокеи, лошади, балет, цирк, мир театра, кулис, репетиций и т. д. Он любуется ловкими поджарыми жокеями, их профессиональной хваткой, великолепными скакунами, нарядной взволнованной толпой зрителей: Жокеи перед трибунами (ок. 1879, Париж, музей Орсе), Скачки в провинции. Экипаж на скачках (ок. 1872, Бостон, Музей изящных искусств). Иногда взгляд художника выхватывает отдельную яркую фигуру, причудливую тень на земле, одухотворенное лицо (Молодой жокей, 1866–1868, Париж, частное собрание). Мастер непостоянен в своих пристрастиях, в своем отношении к увиденному. Иногда театр для него — это феерия, волшебство (Звезда, ок. 1878, Париж, музей Орсе), иногда рутина, обыденность, утомительный труд (Репетиция балета на сцене, ок. 1876–1877, Нью-Йорк, музей Метрополитен; Репетиция под аккомпанемент скрипки, ок. 1879, Нью-Йорк, собрание Фрик), иногда взволнованность перед выходом на сцену (Голубые танцовщицы, ок. 1897–1899, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).

Наряду с театром, скачками, цирком, где персонажи выступают перед публикой или в общении друг с другом, Дега любит писать человека в обыденной жизни, наедине с самим собой. Он создает целые серии «причесывающихся», «одевающихся», «выходящих из ванной», «занимающихся туалетом», «вытирающихся» и т. д. Художники и прежде писали картины на подобные сюжеты, но их персонажи всегда как бы чувствовали присутствие некоего зрителя: их позы были исполнены изящества, движения — грации. Дега изображает женщину, которая не думает о том, как она выглядит со стороны. Такие сценки полны неожиданности, в них очарование естественности, нередко они балансируют на грани гротеска. Здесь возможны любые позы, любые жесты, самые причудливые, подчас нескладные — их оправдание в функциональной необходимости: дотянуться губкой до нужного места, рассмотреть или расстегнуть блузку на спине, поскользнувшись, ухватиться за что-нибудь и т. д.: Перед сном (ок. 1883, Париж, частное собрание), После ванны (1883, Нейи-сюр-Сен, частное собрание), Утренняя ванна (ок. 1890, Чикаго, Институт искусств), Таз (1886, Париж, музей Орсе).

Художник много путешествовал, он побывал в различных местах Франции, в Бельгии (1869), в Америке (1872); у родственников матери в Нью-Орлеане написан Портрет в хлопковой конторе (1873, По, Музей); в Швейцарии (1882). В 1870–1871 принимал участие в обороне Парижа от пруссаков, тогда же простудился, после чего началось ухудшение зрения, приведшее к концу жизни художника к почти полной слепоте. Отчасти из-за болезни глаз Дега обращается (с 1880-х) к скульптуре и в последние годы может заниматься только пластикой. Он лепит то, что хорошо знает и любит: балерин и коней, великолепно передавая стремительные движения, легкие «па», воплощая саму душу балета — динамику (Большая арабеска, ок. 1880–1890, Париж, музей Орсе).

Мастер утверждал своим искусством эстетическую ценность естественного, обыденного, того, что принято считать банальным, недостойным внимания художника; он нацеливает восприятие зрителя на открытие прекрасного в окружающем мире. Художник может быть и восторженным почитателем, и ироничным, насмешливым наблюдателем, но взгляд его всегда отличается остротой, рука — точностью («островидец» — так иногда называли Дега); каково бы ни было отношение мастера к происходящему, перелагая свои наблюдения на язык живописи, он создает удивительные по художественной ценности произведения, поражающие богатством колорита, декоративностью, тончайшими переливами пастели, великолепным рисунком.

В. Стародубова

http://slovari.yandex.ru/

Эскизы карандашом или пастелью на бумаге:

 
 
     
 
 
     
 
 
     
 
 
     
 
 
     
 
 
     
 
 
     
 
 
     
 
 
     
 
 
     
 
   
     




Русские:
  • Агин А. А.
  • Акбулатов Б. Р.
  • Бакст Л. С.
  • Беггров К. П.
  • Бёрдслей О.
  • Бем Е. М.
  • Бенуа А. Н.
  • Билибин И. Я.
  • Боклевский П. М.
  • Борисов- Мусатов
  • Брейгель Питер (Старший)
  • Васнецов А. М.
  • Врубель М. А.
  • Горюшкин- Сорокопудов И. С.
  • Добужинский М. В.
  • Кибрик Е. А.
  • Кобуладзе С. С.
  • Кругликова Е. С.
  • Кустодиев Б. М.
  • Нарбут Г. И.
  • Остроумова- Лебедева А. П.
  • Пахомов А. Ф.
  • Смирнов-Русецкий
  • Сомов К. А.
  • Тырса Н. А.
  • Фаворский В. А.
  • Фешин Н. И.
  • Чарушин Е. И.
  • Шмаринов Д.
  • Эрте (Тыртов Р. П.)


  • Иностранные:
  • Альтдорфер А.
  • Бёрдслей О.
  • Брейгель П. Старший
  • Гойя Ф.
  • Дега Эд.
  • Доре Г.
  • Дюрер А.
  • Кассат М.
  • Кваренги Дж.
  • Кольвиц К.
  • Леонардо да Винчи
  • Ли Алан
  • Лука Лейденский
  • Муха А.
  • Надаль Х.
  • Пиранези Дж.
  • Рембрандт Х.
  • Рубенс П. П.
  • Стейнлен Т. А.
  • Тозелли А.
  • Тулуз-Лотрек А.
  • Утамаро К.
  • Харунобу С.
  • Хиросиге А.
  • Хокусай К.
  • Шнорр фон Карольсфельд
  • Энгр Д.
  • Эшер М.
  • Автор-разработчик сайта Бусыгина Екатерина
    Хостинг, поддержка сайта Смирнов Андрей - www.jian.spb.ru
    ссылка
    Публикации возможны только при наличии ссылки на "График"©.